Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – русский и украинский поэт и баснописец, педагог и гуманист, демократ и странствующий философ. Для восточнославянской культуры он внёс значительный вклад.
Считается, что он завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.
Ранние годы
Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.
Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.
Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).
Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.
В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.
Киев и Санкт-Петербург
Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.
Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.
В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург.
Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника.
Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.
Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.
Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.
Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.
Киевская академия, путешествие по Европе
В 1744 году Григорий Сковорода был уволен с должности придворного певчего, теперь он, как придворный уставщик, поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев.
Григорий продолжил прерванное обучение в академии, вскоре он стал солистом академического хора, начал писать музыку. Здесь же он прослушал лекции архиепископа Георгия Конисского.
В 1750 году Григорию выдалась возможность поехать в Европу с генерал-майором Фёдором Степановичем Вишневским, близким другом графа Разумовского. Это была русская миссия в Токай по закупке вин для императорского двора.
Миссия продолжалась в течение трёх лет и за это время Сковорода, желая ознакомиться с культурным наследием Европы, пешком обошёл Польшу и Австрию, Венгрию и Италию.
Харьковский и московский период
Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.
С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.
Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.
Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.
Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.
С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.
Период странствий
Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.
Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.
Его многократно пытались «приручить»:
- Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
- в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
- предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
- даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.
Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.
Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах.
Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко.
Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.
Произведения
Свой сборник лирических произведений «Сад божественных песен» он создавал с 1757 по 1785 год.
Наиболее широкую известность получила песнь «Всякому городу нрав и права», она была написана в сатирическом духе и высмеивала помещиков, ростовщиков и купцов. Позднее песнь была положена на музыку и исполнялась певцами-кобзарями.
Особенной популярностью пользовались также его «Харьковские басни», написанные в прозе:
- «Пчела и шершень» (о ценности труда);
- «Оленица и кабан» (о паразитизме дворянской знати);
- «Старуха и горшечник» (народный анекдот);
- «Благодарный Еродий» (о преимуществе воспитания трудового перед аристократическим).
Он переводил греческие и латинские тексты Плутарха и Цицерона. Является автором таких философских разговоров:
- «Асхань»;
- «Кольцо»;
- «Наркисс»;
- «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни»;
- «Беседа»;
- «Разглагол о древнем мире».
Смерть и память
За два месяца до своей смерти Григорий отправился в Орловскую губернию. Своему ученику он оставил на сохранение все рукописи.
Приближение смерти Григорий чувствовал, он помылся, оделся в чистое, лёг на лавочку и умер. Произошло это 9 ноября 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии. Философ сделал одно-единственное завещание – написать на его могиле «Мир меня ловил, но не поймал».
Память о великом мыслителе хранят благодарные потомки. На Украине многие высшие учебные заведения и исследовательские учреждения носят его имя.
- В Харьковской области есть действующий литературно-мемориальный музей Григория Сковороды.
- Портрет Григория был изображён на почтовых марках СССР и Украины, на украинской 500-гривневой купюре также изображение великого мыслителя.
- В начале августа 1987 года ученые крымской обсерватории открыли малую планету, ей дали имя Григория Сковороды.
Источник: https://stories-of-success.ru/grigoriya-skovorody
Философ Григорий Саввич Сковорода :: Издательство Русская Идея
29.10.1794 (11.11). – Умер философ Григорий Саввич Сковорода
«Мiр ловил меня, но не поймал»
Григорий Саввич Сковорода (22.11.1722–29.10.1794) странствующий философ, поэт, баснописец, педагог.
Он родился в селе Чернухи Лубенского полка в Киевской губернии (ныне в Полтавской области) в семье казака. Отец философа – Савва Сковорода – был в Чернухах сельским священником.
Мать Пелагея Степановна Шангиреева была дочерью Степана Шан-Гирея, потомка крещеного крымского татарина, служившего казаком в Каневском полку (род Шан-Гиреев имел некогда высокое положение в Крымском ханстве).
Брат Степана Шан-Гирея – Федор Шан-Гирей – служил священником в Чернигове.
В 1738–1741 гг. Григорий учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
В Санкт-Петербурге у семьи Сковороды проживали родственники Полтавцевы. Дядя по материнской линии Шангиреевых И.К. Полтавцев был крупным землевладельцем, служил полковником Русской императорской армии.
Вероятно, с его помощью Григорий Сковорода позже стал придворным певчим.
Будучи певчим, Сковорода сблизился с фаворитом (впоследствии мужем) Императрицы Елизаветы Петровны, графом А.Г. Разумовским, происходившим, как и Сковорода, из малоземельных днепровских казаков.
В 1744 г. Сковорода прибыл в составе свиты Императрицы в Киев, там он отпросился с должности певчего, чтобы продолжить обучение в академии. В период обучения в академии большое влияние на Сковороду оказало общение со знаменитым паломником Василием Барским, вернувшимся под конец жизни в Киев
Желая также постранствовать по мiру, Григорий притворился сумасшедшим, вследствие чего был отчислен с учебы. Благодаря родственным связям в знатных кругах Сковорода побывал в Польше, Венгрии, Австрии, вероятно также в Пруссии, Италии. Овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Изучал древнюю и новоевропейскую философию.
В 1750 г. Сковорода вернулся в Киев. Затем преподавал поэтику в Переяславской семинарии, где написал собственное «Руководство о поэзии». Однако переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет канонично, «по старине», Сковорода не согласился, вследствие чего в 1754 г. был уволен. Стал работать домашним учителям в семьях знатных казаков и дворян.
С 1755 по 1756 гг. Сковорода жил в Троице-Сергиевой лавре, где было много малороссийского духовенства. Настоятель Кирилл Лящевецкий, отмечавший образованность философа, предлагал Сковороде занять в лавре должность библиотекаря, но философ, желавший продолжить странствия, отказался.
В 1759–1769 гг. преподавал в Харьковском Коллегиуме, с перерывами. В этот период вокруг Сковороды формируется целый круг учеников и сподвижников из детей священнослужителей.
В последующие годы Сковорода по большей части вел жизнь странствующего философа, скитаясь по Малороссии, Приазовью, по Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям, побывал в Области Войска Донского в Ростове.
Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности – как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.
Умер 29 октября 1794 г. в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области). На своем надгробии завещал сделать надпись: «Мiр ловил меня, но не поймал».
+ + +
Часто Сковороду называют первым самобытным русским философом. Это верно в том смысле, если под философией понимать любомудрие, отличное от богословия Церкви (в которой было много традиционных философов).
Сковорода же уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию. Он был близок к пантеизму, поскольку отождествлял Бога («Высочайшее Существо») и «всеобщую мати нашу натуру», то есть природу.
В его понимании мiр безначален и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Причем «змій есть, знай же, что он же и Бог есть».
Сковорода не отвергал полностью и язычество, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства («Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы»).
В отношении к Церкви искал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суеверія». Главным устремлением Сковороды был самостоятельный философский поиск истины через самопознание.
В своем предложенном образе Софии Сковорода стал предшественником софиологии, которую развил позже двоюродный правнук Сковороды – Владимiр Соловьев.
Сковорода пользовался уважением у многих русских вельмож, поскольку был домашним учителем целой плеяды государственных деятелей (таких, как М.И. Коваленский, Г.Ф. Вишневский, В.С. Томара).
В трудах Сковороды содержится много интересных мыслей, которые привлекали внимание самых разных по мiровоззрению исследователей его творчества. Однако из-за своего еретического вольномыслия Сковорода стоит в русской философии несколько особняком.
Хотя он и писал все свои основные труды по-русски (часть на латыни), нередко величается в качестве родоначальника украинской философии.
Художественные произведения Сковороды (стихотворения и песни) собраны в сборнике «Сад божественных песен». В их языке заметно влияние церковно-славянского и малороссийского народного диалекта.
Вольнодумство Сковороды послужило его официальному возвышению в СССР, где был создан его культовый образ «народного философа с котомкой», «философа-гуманиста, протестовавшего против эксплуатации народных масс» (БСЭ), даже «борца с царизмом».
«Значення ідей Сковороди у розвиткові культури народів Радянського Союзу високо цінував великий Ленін». Этим объясняется обилие исследований философии Сковороды и возведение многочисленных памятников в его честь в советскую эпоху. Ключевую роль в формировании «советского Сковороды» сыграл революционер И. П.
Кавалеридзе: по его проектам были установлены памятники Сковороде в Чернухах, Лохвице, Киеве. В 1944 г. Сталин организовал в Киеве празднества по случаю 150-летия со дня смерти Сковороды. При Хрущеве в Киеве было издано двухтомное собрание сочинений Сковороды в переводе на украинский язык, снят фильм «Григорий Сковорода» (1958 г.
) по сценарию Кавалеридзе. При Брежневе (к 250-летию со дня рождения Сковороды) был опубликован двухтомник на русском языке в новой орфографии.
Источник: https://rusidea.org/25111104
Реферат на тему “Сковорода Григорий Савич”
Содержание
Введение
Глава 1. Биография Г.С. Сковороды
Глава 2. «А мой жребий с голяками»
Глава 3. Основные принципы философской системы Сковороды
Заключение
Список использованных источников
Введение
Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. История нашей отечественной философии богата материалистическими традициями. Ее характеризуют демократическая и гуманистическая направленность, освободительные и революционные устремления, оригинальность мысли. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии.
Одним из наиболее выдающихся русских мыслителей был Григорий Саввич Сковорода. Он оказал огромное влияние на своих современников; его знали и любили широкие народные массы не только на Украине, но и далеко за ее пределами.
Странствуя по селам Украины, более тридцати лет он жил интересами своих земляков, страдал вместе с ними, а в своих произведениях и постоянных беседах на жизненно важные для простых людей темы он отразил то, что щемило их сердца, волновало их разум.
Сковорода совмещал в себе новые материалистические идеи с идеями старыми, отжившими. И. Франко писал о нем: «Можно было бы сказать, что это старый мех, наполненный новым вином. Все в нем: похождения и образ жизни, характер, язык, форма письма — все это имеет двойственный характер, является помесью старой традиции с новым веянием.»(2, с.12)
О жизни и учении такого непростого, но, безусловно, выдающегося человека я хочу рассказать в своей работе.
Глава 1. Биография Г.С. Сковороды
«Мир ловил меня, но не поймал»
Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря (22 ноября по старому стилю) 1722 г., в селе Чернухи Лубенской округи Киевского наместничества(1, с.4). Он был сыном простого малоземельного казака-украинца, и, благодаря матери, имел так же татарские корни.
Начальной грамоте он обучался в сельской школе, у странствующих дьяков. В 1733 г. он вступил в Киевскую духовную академию и пробыл там до 1741 г.
Здесь он занимался философией, изучал математику, механику, космогонию, естественную историю, древние и современные европейские языки, литературу, богословие и церковное право. Немало времени уделял он и музыке.
«Следует думать, что уже в то время Сковороду не удовлетворяли обстановка в академии и царивший в ней дух схоластики.»(1, с.4) Поэтому, как только ему представился удобный случай, он оставил академию.
Во время пребывания русской императрицы Елизаветы в Киеве, Сковороду благодаря его музыкальным и вокальным способностям включают в состав придворной капеллы.
Юношу не привлекал двор, не соблазняли удобства жизни и комфорт, которыми пользовались находившиеся в капелле. Он стремился шире познать мир, а жизнь при дворе претила мыслителю.
Он увидел все пороки придворной жизни и потому покинул дворец.
Стремясь продолжить образование, он вынужден был возвратиться в Киевскую духовную академию, невзирая на господствовавший там дух схоластики. Но у жаждавшего знаний юноши выбора не было. Однако духовенство неоднократно предлагало ему принять духовный сан и всегда в ответ оно получало категорический отказ.
Но обучение для Григория не прошло даром: он изучил множество научных дисциплин и языков, что сделало его одним из образованнейших людей своего времени.
Вскоре благодаря своим широким познаниям он был включен в состав посольской миссии генерал-майора Вишневского в качестве сопровождения.
Эта поездка открыла для Сковороды не только страны Европы, но и немало дополнительных сведений о философских системах заграничных мыслителей.
Осенью 1753г. Г. Сковорода возвращается на родину и занимает вакантное место учителя поэтики в Переяславской семинарии. С этого времени на украинского мыслителя обрушиваются преследования за его прогрессивные взгляды и деятельность.
В 1759 г. Сковорода переехал в Харьков, где занял должность учителя поэзии в коллегиуме местного дворянства. Вскоре он стал вести синтаксический класс и преподавать греческий язык, а с 1765 г. – читать лекции по этике.
В традиционной форме «проповеди» лектор развивал идеи, подчас расходившиеся с официальной идеологией и моралью, преподносил пантеистически окрашенные мысли, строго запретные в России.
Белгородскому епископу И.Миткевичу посыпался поток доносов. Г.Сковорода был изгнан из училища, лишен права преподавания в учебных заведениях.
Он вынужден встать на путь скитальческой жизни, сделаться странствующим философом, кочующим педагогом, народным певцом и композитором. «Затворнические» уходы мыслителя-поэта в тихие уголки украинских и русских селений были насыщены большим трудом мысли, творческими раздумьями над смыслом бытия, человеческих отношений того времени, над судьбами своей родины.
Плодом их были новые трактаты, диалоги, басни, притчи. Тогда и начался наиболее продуктивный период его жизни: в это увремя было написано множество сочинений, остро обличающие невежество духовенства и аморализм дворянской знати. Произведения Г. Сковороды быстро распространялись, вызывали оживленные споры. Своими сочинениями, горячим словом Г.
Сковорода нес в народ передовые идеи. Широко раскрывал он свою душу. Его политические симпатии были прочно связаны с жизнью, трудом и борьбой крестьянства и беднейшего казачества. В 60-90 г. он – один из самых ярких в России крестьянских демократов.
Умер Сковорода 9 ноября (29 октября по старому стилю) 1794 г.Вся его замечательная жизнь, самоотверженная деятельность и творчество были живым и ярким протестом против «житейского моря», волновавшегося в «златожаждной» погоне за роскошью, против всей феодально-крепостнической системы и церкви. Поэтому Сковорода и завещал написать на своей могиле афоризм: «Мир ловил меня, но не поймал».
Глава 2. «А мой жребий с голяками»
Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, басни и притчи, которые имели большой успех среди населения.
Так почему же труды мыслителя были так близки его народу?
Центральным вопросом всей системы взглядов Сковороды, волновавшим его на протяжении всей жизни, был вопрос о человеке, о счастье для человека и всего народа. Церковь, религия, Библия и духовенство предлагали народу искать счастье в потусторонней жизни, на «небесах». Мыслитель не мирился с этим, он считал, что «щастия нет в небе» (1, с.
5). Но и на земле счастья Сковорода не видел, так как народ живет в ужасающей нищете и стонет под гнётом крепостничества. Вокруг себя он видел лишь бесконечную погоню за богатством, тунеядство, роскошь, разврат феодалов земли и церкви.
Сковорода выступал против социального разлада, против несправедливости; только в защите народных интересов он видел смысл своей жизни: «А мой жребий с голяками» (1, с. 6). Он мечтал о свободе для народа. Он видит истинный источник жизни в труде, «бичует тунеядство и роскошь, подвергает критике сановников и самого царя» (1, с.7).
Так же Григорий приходит к полному отрицанию Христа как исторической личности, а христиан называет язычниками.
Преследования светской и духовной власти были ответом на прогрессивную деятельность философа, на его взгляды, на его протест против существовавших порядков. Но никакие гонения не могли сломить его дух: «Помни, что наша жизнь — это беспрерывная борьба»(1, с.7)
Глава 3. Основные принципы философской системы Сковороды
Сковорода ставил перед собой множество вопросов, ответы на которые и пытался отразить в своих трудах.
Что же такое человек, что такое общество? Что такое мир? Что есть мироздание и каковы его законы?
В человеке он искал естественную природу, считал, что люди есть часть природы. Мыслитель высмеивал тех, кто считал человека лишь духовной сущностью: «Фу! Можно ль, чтоб был человек без плоти, крови и костей?»(1, с.9).
Круг проблем, с которым столкнулся философ был весьма велик, но главным для Сковороды всё же был вопрос, касающийся отношения духовного к материальному. Ответ на этот вопрос и помог ему построить свою философскую систему. Формально философская система Сковороды заключается в одной строке. Основа этой системы заключается в существовании «двух натур» и «трех миров».
Рассмотрим понятие «трех миров». Всю окружающую действительность Сковорода рассматривал как три взаимосвязанных мира: первый мир — это природа, «макрокосмос», или «мир обительный»; второй мир — это общество и человек, или «микрокосмос»; и, наконец, третий мир — это «мир символов», или Библия.
Человек, микромир не сверхъестественный феномен, не нечто случайное и не продукт божественного творения, напротив, его естество, природа, натура есть закономерное продолжение «макромира», мира «обительного», общей природы вещей.
Все неживое и живое на небесах и на земле подчиняется единым естественным законам. «Противоестественное — выдумка праздных умов и лжецов.»( 1, с.
9) Согласно с представлениями Сковороды, все, что осуществляется в мире – макрокосмосе, находит свое завершение в человеке – микрокосмосе.
Обращаясь к реальной природе, отбрасывая церковную схоластику, мыслитель все же не в состоянии был расстаться с религиозными традициями. Поэтому он стремился найти место для Библии в своем представлении о мире. В результате он создает теорию так называемого «третьего мира», «мира символов», которым и является Библия.
Желая видеть в Библии нечто рациональное, он пытался аллегорически толковать ее сказания. Он резко выступал против официальной религии и дословного понимания Библии. Он разоблачал библейские сказания о сотворении мира как «бабские сказки» и хотел придать Библии новое, «разумное», аллегорическое толкование.
В этом случае она якобы может стать источником познания «макро»- и «микрокосмоса».
Его противоречивое отношение к религии и Библии является одной из основных форм проявления противоречивости его мировоззрения, его колебания между идеализмом и материализмом. Эта противоречивость и колебание нашли свое выражение в теории «двух натур».
Согласно этой теории, каждый из трех миров обладает «внешней», «видимой», «материальной» природой («натурой») и «внутренней», «невидимой», «духовной» природой («натурой»). Материальное, плоть — это нечто внешнее, видимость, за которой таится внутренняя, истинная природа всего сущего и человека.
Идеалистическое решение основного вопроса философии заключалось в том, что Сковорода считал первичным именно духовное начало, которое и есть сущность всех вещей. Все же материальное, внешнее он называл «рухлядью», «сволочью», «вздором».
Когда он говорил о «боге», то это ничего общего не имело с привычным религиозным пониманием бога. «Для него бог — это внутренняя сущность вещей, закономерность мироздания.»(1, с.
10) Таким образом, Сковорода один из первых в истории украинской общественной мысли выступил против ортодоксально-религиозного понимания бога, вытравливая из понятия «бог» мистическую сущность и наделяя его новым содержанием — закономерностью вещей.
Такое понимание Бога, что отождествляется с природой, получило в философии название пантеизма.
В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: “познай самого себя” Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума.
Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.
Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.
Для достижения и личного счастья человека, и общественного блага Сковорода советовал: не входить в “несродную стать”, не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у него название “несродности”. Указать свою сродность – одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье.
В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Он старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им – но наряду с разумом видное место занимает и вера.
Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены.
Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Богу без посредников, потому что Богом является сама природа, а человек – ее творение, то есть, познавая Бога, он познает самого себя.
В этом значении Сковорода отрицает агностицизм – учение о непознаваемой мира. Сковорода так же считал, что чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем умнее и скромнее должны быть его потребности.
Возможность преодоления человеком моральных недостатков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает выше всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека.
Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема “родственного труда” – эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой.
Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но даже значение человеческого бытия.
Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода заключает, что человек осуществляет прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда она согласует свое поведение и образ жизни со своими естественными склонностями.
Заключение
Философские и социологические воззрения Г. С.
Сковороды — важнейшая веха в истории русской и украинской философской и социологической мысли второй половины XVIII столетия; его творчество — решительное, смелое и самоотверженное отрицание богословия, мертвой схоластики, церковной идеологии, господствовавшей в Киево-Могилянской академии. В области философии оно знаменует поворот от идеализма как теоретической основы религиозного взгляда на мир в сторону материализма, к отрицанию религии, к переходу от метафизики к стихийной диалектике, к великолепным диалектическим догадкам; в области социологии оно знаменует становление социального и национального самосознания закрепощенных и угнетенных трудящихся — крепостных, «свободных» крестьян (посполитых), рядовых казаков — в сторону наиболее острой постановки жгучих социальных проблем своего времени.
Выдающийся мыслитель Украины второй половины XVIII в.
вписал немеркнущую страницу в драматическую летопись, полную бурной социальной, философской, социологической и идейной борьбы, выражавшей непреодолимый порыв угнетенных и обездоленных России и Украины второй половины XVIII столетия к освобождению от тяжкого феодально-крепостнического гнета и духовной диктатуры церкви, их демократические и утопически-социалистические устремления.
Список использованных источников
1. И.А. Табачников «Григорий Сковорода» – электронная версия.
2. И. Я. Франко Рецензия на кн.: «Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем…» т. V, кн. 1 — электронная версия
3. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org
4. В.Ф. Эрн «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» — электронная версия.
Реферат на тему “Сковорода Григорий Савич” обновлено: 3 августа, 2017 автором: Научные Статьи.Ру
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/referat-na-temu-skovoroda-grigorij-savich/
Григорий С. Сковорода — краткая биография
Григорий Саввич Сковорода — русский и украинский мыслитель, заслуживший репутацию первого в Российской империи самобытного философа, педагог, поэт, баснописец — появился на свет 3 декабря (22 ноября по ст. ст.) 1722 г.
на Полтавщине в селе Чернухи; его отцом был небогатый казак. Отучившись в местной четырехлетке, 12-летний Сковорода становится слушателем Киево-Могилянской академии, где он изучал различные языки, а также риторику, грамматику, музыку, поэзию.
Будучи выходцем из бедной семьи, Григорий самостоятельно зарабатывал на жизнь и образование, подрабатывая репетитором в певчем академическом хоре. В 1741 г. Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, занимается пением в придворной капелле.
Чтобы избежать духовной карьеры, к которой он не имел склонности, Сковорода симулировал сумасшествие, после чего его отчислили.
Известно, что он ездил за границу, будучи церковником при генерале Ф. Вишневском. Ему довелось побывать в таких странах, как Польша, Австрия, Венгрия, возможно, он был в Германии и Италии.
В этих странах он заводил знакомства с учеными, расширял багаж познаний, углублял знание языков. По возвращении на родину Сковорода несколько лет работал в Переяславском коллегиуме учителем поэзии.
Новаторство педагогических методик, отказ учить по старинке стоили ему увольнения.
Какое-то время Сковорода, благодаря содействию митрополита Щербитского, работал у помещика Томары домашним учителем, однако не сложившиеся отношения между ними заставили Сковороду уйти, чтобы странствовать по стране.
Тем не менее спустя некоторое время Стефан Томара опять пригласил его к себе, и в этот период биографии Сковорода написал несколько десятков стихов, составивших затем сборник «Сад божественных песен», «Прозябшим из зерн Священного писания».
Талантливо музицируя на сопелке, Сковорода для каждого стихотворения подбирал мелодию.
На протяжении 1759-1769 гг. Григорий Сковорода — преподаватель в Харьковском коллегиуме. Собственная позиция по ряду богословских и философских вопросов спровоцировала появление недоброжелателей, плетение интриг, в результате чего его выгнали из коллегиума.
С этого времени Сковорода становится странствующим философом, путешествующим по просторам страны, обучающим простых людей, преподнося уроки, в том числе собственным поведением. Он помогал крестьянским детям овладеть грамотой, читал людям свои стихи, играл для них. Единственное, что лежало в его дорожной сумке, — это Библия и ломоть хлеба.
Этот период странствований одновременно явился самым плодотворным в его творческой биографии. У него были ученики, которые называли его украинским Сократом, харьковским Диогеном.
В 1794 г., в начале осени, Сковорода прибыл в село Пан-Ивановку на Харьковщине. Жившему там помещику Ковалевскому он отдал свои рукописи. Легенда гласит, что философ знал, в какой день и час умрет. Он сам выкопал себе могилу, а в день смерти, 9 ноября (29 октября по ст.
ст.) 1794 г., вымылся, надел чистую одежду. Сочинения Григория Саввича при его жизни не публиковались. Впервые это произошло лишь в 1894 г. к 100-летнему юбилею со дня смерти. Помимо философского наследия («Алфавит мира», «Дружеский разговор о душевном мире» и др.
) Сковорода оставил после себя литературные произведения, в частности, притчи, басни, стихотворения. Его философская религиозная мысль стала олицетворением подъема, наблюдавшегося в украинском обществе в конце XVIII в.
, во многом повлияла на дальнейшую русскую религиозную философию.
Источник: https://www.wisdoms.one/biografiya_skovoroda.html
Философия Григория Сковороды
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код | 372921 |
Дата создания | 09 января 2018 |
Страниц | 4 |
Мы сможем обработать ваш заказ 7 апреля в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Работа посвящена философии Григория Сковороды. …
Оставив по некоторым причинам преподавательскую деятельность, Сковорода путешествует по России и Украине, гостит у друзей. Сковорода изложил свои идеи в форме диалогов и нравоучительных рассказов.
Философ написал такие произведения как «Басни харьковские», диалог «Кольцо», «Алфавит или букварь мира», «Израильский змей», «Начальная дверь к христианскому добронравию», «Книжечка Силенус Алцибеадис или икона Алкивиадская», диалог «Наркиз», где Сковорода толкует миф о Нарцисе в смысле того, что человек должен любить божественное начало в себе в первую очередь.
Кроме этого, Сковорода писал стихи. «Сад божественных песней», «Вертоград». Переводил Плутарха, Теренция, Цицерона, Горация, Овидия. Писал Сковорода на латыни; письма к Ковалинскому, например или на макроническом языке — русский язык сбольшим количеством украинских слов.
При жизни философа его произведения не публиковались, а распространялись в рукописях среди ближайших друзей Сковороды. Характерной особенностью воззрений Сковороды был призыв к самопознанию, своего внутреннего мира; приоритет духовной жизни. Эти идеи привлекли к творчеству философа русских масонов. В конце 18 начале 19вв.
Произведения Сковороды стали появляться в масонских изданиях Новикова «Сионский вестник». Сам Григорий сковорода масоном не был, а его любимый ученик Ковалинский состоял в масонской ложе.
Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября 1722 года на полтавщине на Украине, а умер 29 октября 1794 года. Он прожил 71 год. За свою жизнь он успел получить хорошее образование, воспитать учеников. Он отказался от карьеры в пользу определенного образа жизни, который больше всего подходил ему по духу и больше всего отвечал его требованиям как философа. Григорий Сковорода учился в Киево-Могилянской академии. Здесь он изучал латынь, древнегреческий язык, богословие, философию и другие предметы. Затем, он прошел конкурсный отбор и стал придворным певчим, жил в Санкт-Петербурге, получал хорошее жалование, был знаком с фаворитом императрицы графом Алексеем Разумовским. Повзрослев Сковорода уволился с должности певчего и отправился в путешествие в Европу. Он был в Польше, Венгрии, Австрии, в озможно, что в Италии. После возвращения на Украину, Сковороду пригласил к своему сыну учителем Степан Томара. Василий Томара — ученик Сковороды, впоследствии сделает себе успешную карьеру дипломата, сенатора, действительного тайного советника.
У Сковороды был и другой ученик, который сохранил переписку со своим учителем и благодаря которому мы ,во-многом, имеем представление о том чему непосредственно учил Сковорода. Это был Михаил Иванович Коваленский.
Второй мир — это Микрокосм, где обитает человек, т.е социальный мир. Третий мир — это мир символов, мир текстов. Здесь как в зеркале отражаются первый и второй миры. Метафора зеркал, расставленных вокруг человека, и в которых отражается чувственно-постигаемый мир страстей необычайно важна в творчестве философа. Истина безначальна, т.е существовала всегда, вечно, она одна для всех, и существует во всех религиях, мифах, учениях. Истина отражается в них, как человек может отразиться в зеркалах расставленных вокруг него. Все библейские мифы и древнегреческие тоже, по сути говорят об одной и той же вечной истине. Иными словами, во всех религиях говориться об одной и той же истине, но по-разному и разными словами. По-разному расставлены акценты. Надо сказать, что Сковорода различает время и вечность. Время идет по кругу, это то, что существует во внешнем мире, в вечность существует во внутреннем мире. Это очень древнегреческое представление о времени, христиане обычно мыслят время линейно — от сотворения мира к концу времени , т.е страшному суду. Христианство ни в чем не противоречит древнегреческой философии, т.к. И то и другое в основе восходят к единому логосу. Эту мысль Сковорода позаимствовал у Фила Александрийского. Следует отметить, что Сковорода отрицает реальность библейских чудес. Вера в чудеса способствовала появлению суеверий в мире. Сковорода трактует Библию аллегорически, пытается разумно обосновать написанное в ней. За Библейским текстом он видит скрытый смысл. Так например, легенду о жертвоприношении Исаака, Сковорода понимает как метафору жертвоприношения Христа, где Христос это Исаак, т.е смех, радость, веселье. Отсюда философ выводит ответ на вопрос — Смеялся ли Христос ? — Да, смеялся, но в своей душе, в своем сердце. Смех Христа это результат самопознания. Он познал себя и улыбнулся себе, принял себя таким какой он есть. Также и человек обратившись к себе, посмотрев вглубь себя должен, в идеале, увидеть в себе Христа. Цель жизни человека — познать самого себя, увидеть божественное начало в себе. Важно отметить, что идея спасительной жертвы Христа у Сковороды отсутствует. Также у философа нет четкой доктрины о возникновении мира из ничего. Материя мира как обезьяна подражает идеям или невидимой натуре. Обычный человек подвержен страстям, если он не сможет обуздать их, то он может пройти мимо своего «внутреннего человека». Иными словами потратить жизнь впустую, отдать все внимание и всю энергию ради сиюминутных проходящих радостей и упустить то, что было ему действительно необходимо У каждого человека есть своя сродность, т.е предрасположенность к чему-то, к какому-то роду занятий. Каждому человеку дан талант или, как говорит Сковорода, у каждого есть софийность, божий замысел, который необходимо реализовать. Зарабатывать деньги не цель, а средство. Развиваться надо помогая людям, принося пользу обществу. Это путь к христианскому спасению. Самодостаточным может быть только мудрец ибо он подражает богу. Образец такой самодостаточности Сковорода показывал на примере собственной жизни — никаких особых богатств у него не было и ему было не надо, он жил у друзей, носил с собой только Библию и чувствовал себя при этом вполне хорошо. Сковорода понимал счастье контексте философии Эпикура как душевный покой, покой сердца, свободу от страстей. Именно к такому счастью он стремился. Во всех произведениях Сковороды встречается множество цитат из Библии. Густав Шпет, который изучал вопрос происхождения того как понимал Сковорода Библию, отмечал, что во многом понимание философом Библии было основано на текстах Оригена, Фила Александрийского, Максима Исповедника, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиаванского, Папы Григория Великого, Августина Аврелия. Библия для Сковороды — это символическое единство, в котором стираются все противоположенности. Слова здесь это внешний символ, который указывает на скрытый внутренний духовный символ-смысл. Философ должен пытаться разгадать именно этот, скрытый за внешними образами, смыл. Библия это целокупность божественного разума, поэтому Бог это есть Библия в символическом смысле. Сковорода использует метафору театра для иллюстрации своей идеи о том образе жизни, который выбирает себе человек. Есть два театра, два мира (мы помним, что мира три, но здесь это не важно). Два образа жизни. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Надольний И.Ф., Андрущенко В.П., И.В. Бойченко, В.П. Разумный и др.,Философия: учебное пособие/ — К.: Викар, 1997. – 584с.
2, Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды / М.И. Ковалинский // Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. – М., 1973. Т.2. – 1973. – с. 373-414.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.
Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.
Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/372921/doklad-filosofiya-grigoriya-skovorody.html
Школьные сочинения
Григорий Савич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чорнухах на Полтавщине. Происходил из казацкого рода. Получив начальное образование, вступил к Киевской академии.
Полного академического курса не закончил, оставив обучение «студентом богословских наук». Был певцом придворной капеллы в Петербурге, входил в слог русской миссии в Венгрии.
Работал домашним учителем, излагал в Харьковском коллегиуме. Через конфликт с руководством коллегиума был вынужден оставить посаду.
Последние двадцать пять лет жизни, РЅРµ имея собственного РґРѕРјР°, провел РІ странствованиях. Умер РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґР° 29 октября 1794 Рі. РІ СЃ. Р�вановцы, что РЅР° Харьковщине. РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґР° — автор литературных Рё философских произведений.
�х идейное содержание подчинено поиску смысла жизни человека и определению путей к счастью.
Понимая философию как науку жизни, писатель, лишь Р±С‹ точнее выразить СЃРІРѕРё взгляды, постепенно переходил РѕС‚ литературных РґРѕ философских жанров — диалогов, трактатов, притч.
Свою поэтическую деятельность Сковорода начал еще в 50-х гг., а в 70- 80-х объединил раньше созданные поэзии в сборник «Сад божественных песен».
Рто РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-философская лирика, навеянная преимущественно религиозными переживаниями автора. Наибольшей популярности приобрела десятая песня СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° «Всякому РіРѕСЂРѕРґСѓ — обычай Рё права».
В песне двадцатой «Чистый можешь быть собой» автор поднимает душевную  чистоту как наибольшее человеческое сокровище, которое не боится злых клевет и вражеских происков. Значительная часть поэзий Сковороды осталась вне сборника. Среди них представляет интерес стих «De libertate» («О свободе»), в котором автор определяет личную свободу человека как одну из наибольших жизненных ценностей.
РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґР° вошел РІ украинскую литературу как талантливый баснописец, автор СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° «Басни харьковские». Часть произведений РѕРЅ написал еще РІ конце 60-С… РіРі., часть — 1774 Рі.
В своих баснях писатель обращается преимущественно к морально-философским аспектам жизни человека и общества.
В сборнике басен одной из главнейших есть проблема индивидуального самопознания и определение человеком своего естественного пути.
В баснях «Пчела и Шершень», «Кукушка и Дрозд» автор обосновывается идею «общей работы», осуждая людей, которые лукавят.
В басне «Собака и Вовка» писатель обращается к выяснению тех факторов, которые оказывают содействие утверждению душевной родственности и дружеских отношений между людьми.
Среди философских работ Сковороды сложным построением и смысловой глубиной отмечается диалог «Алфавит, или Букварь мира». Автор обращается к важным вопросам самопознания, определение человеком своих естественных наклонов, рассматривает проблемы «общей работы» и человеческого счастья.
Философский опыт Сковороды чувствительно повлиял на развитие новой украинской литературы.
Его идеи стали важным духовным ориентиром, который определил особое внимание украинских писателей к морально-философской проблематике.
В
Ключевое слово: Сковорода
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки — » ГРР�ГОРР�Р™ СКОВОРОДА Доклад Рѕ писателе . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-2549.htm