Евгений базаров и аркадий кирсанов сравнительная характеристика сочинение

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

Роман «Отцы и дети» создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XІX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые «драться хотят», нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к «отцам», хотя искренне увлекается необычными взглядами своего «учителя», стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем «нигилизме», о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — «золотой» человек. Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим». С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, «бесхребетен». «Ты нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки «отцам» и «детям»: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представите лями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на «отцов» и «детей» независимо от возраста.Аркадий – внук генерала 1812 года, сын поместного дворянина, человека, обладающего рядом несомненных достоинств, одного из лучших представителей своего сословия. Евгений Базаров родился в семье уездного лекаря и небогатой «дворяночки», людей простых, но бесконечно добрых и щедрых, неутомимых тружеников, не чуждых прогрессивным для того времени начинаниям. Так, отец Базарова «посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу». Аналогичным образом поступил и отец Аркадия. Как видим, влияние семьи на обоих молодых людей было благотворным. Любопытна первая встреча с героями романа, когда они во время каникул приезжают в Марьино, деревню Кирсановых. Тургенев лишь мельком замечал, что губы отца «прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата», и не дав более никакого, даже самого скромного описания Аркадия, ярко, до мельчайших подробностей, представляет нам внешний вид Базарова, используя психологический портрет, чтобы подчеркнуть личностные черты своего героя: спокойствие, самоуверенность, мужественность и ум. Одежда, манеры, «обнаженная красная рука», все поведение Базарова говорило о его принадлежности к простому народу и о том, что он гордится этим и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. На страницах романа Тургенев неоднократно подчеркивает незаурядный ум и широкий научный кругозор Базарова в области естественных наук: медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. О глубине научных познаний Аркадия писатель умалчивает. Очевидно лишь, что тот не испытывает потребности в постоянных научных поисках, как его друг Базаров, даже в гостях не упускающий возможности заниматься опытами. Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции. Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий «поет с чужого голоса». Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает «косвенный взгляд» назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, «хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись». В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, «так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей». В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов – сломать все старое, чтобы «место расчистить», а уж строить – это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, «для отыскания чистой истины», всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

Сочинение на тему Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов»Тургенев И.С.Стр. 1

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

Сочинение на тему Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов»Тургенев И.С.Стр. 2

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

Сочинение на тему Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов»Тургенев И.С.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquoCravnitelnaya-xarakteristika-personazhej-evgenij-bazarov-i-arkadij-kirsanovraquo

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика

Тургенев И.С.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.

Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

Читайте также:  Анализ рассказа живые мощи тургенева

А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением.

Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым.

“Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу.

Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов.

Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям.

Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Источник: https://mirznanii.com/a/357899/evgeniy-bazarov-i-arkadiy-kirsanov-sravnitelnaya-kharakteristika

Сочинение: Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными  лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.».

То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело.

Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому, так как он «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят».

Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо».

Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит  Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности.

И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.» Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд — необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой.

Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство.

Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее.

И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь.

Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает , когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.

Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство.

И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе», то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».

Базаров близок к крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он «свой». Аркадий для людей остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже к близким ему людям.

Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!». Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает.

Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.». Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег.

Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи.

Читайте также:  Листригоны - краткое содержание куприн

Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.

Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99191

Сравнительная характеристика аркадия кирсанова и евгения базарова

“Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но и потому, что книга запечатлела вечный и неизбежный для истории момент смены поколений. В романе показана жизнь дворянской семьи Кирсановых.

Это лучшие представители дворян-аристократов того времени. Старший из Кирсановых – Николай Петрович – человек добрый, но достаточно ограниченный. Раньше он вращался в свете, но давно растерял все светские связи и поселился в деревне. Вся его деятельность направлена только на то, чтобы хозяйство не прогорело и приносило хоть какой-то доход.

Он любит искусство: литературу, музыку, но это всего лишь то, что осталось от его аристократического воспитания. Николай Петрович по идеологическим соображениям выступает в романе противником Базарова.

Но для Базарова этот либерал вряд ли представляет собой достойного противника,- поэтому и отношение к нему Базарова соответственное – пренебрежительное, с легкой иронией.

Более упорно защищает свои позиции Павел Петрович – еще один представитель поколения отцов и сторонник дворян. Но его время уже прошло.

Все, что у него осталось, – это светский лоск и изысканные манеры, которыми можно было гордиться в аристократических салонах и которые в деревне выглядят просто смешными.

Его ухоженные руки с длинными ногтями, английский костюм и лаковые полусапожки также не к месту и только лишний раз указывают на его праздный образ жизни. Даже дуэль, на которую он вызвал Базарова, не более чем дань традиции его прежней светской жизни. Таковы отцы – дворяне 60-х годов XIX века.

Аркадий Кирсанов – представитель молодого поколения. По происхождению аристократ, он перенял те манеры и взгляды, что исповедовали его отец и дядя. Но в романе Аркадий предстает как ученик Базарова. Эти два героя познакомились в университете, где вместе учились. Аркадию нравилась гордая, независимая натура Базарова.

Это и стало фундаментом, на котором основывалась их дружба. Аркадию не столько нравились взгляды Базарова, сколько привлекал сам учитель. Аркадий хотел бы стать похожим на своего учителя, но на самом деле эти два молодых человека очень разные.

Уже с первого знакомства с ними мы видим, насколько различаются эти люди, и уже тогда удивляемся их странной дружбе.

Приехав погостить к Аркадию, Базаров попал в чуждую ему дворянскую семью. Грубоватость его облика (обветренное лицо, красные руки), простота одежды (“длинный балахон с кистями”) и далекие от изысканности манеры никак не вязались с утонченными манерами, аккуратностью в одежде, красивой речью Аркадия.

Происхождение Базарова тоже отличалось от происхождения Аркадия. Мать Базарова, правда, принадлежала к дворянскому роду, но эта обедневшая дворянка более походила теперь на обыкновенную крестьянскую женщину, чем на светскую даму. Отец Базарова – простой лекарь, живущий за счет своей лечебной практики.

Демократами были в большинстве своем люди не дворянского происхождения. На первое место они ставили практическую деятельность. Поэтому Базаров гордился своими предками по отцовской линии (“мой дед землю пахал”).

Для Базарова главным делом был труд, самовоспитание. Он не сидел на месте, занимался естественными науками, даже в имении Кирсановых проводил опыты, Это являлось еще одной отличительной чертой Аркадия и Базарова.

Аркадий приехал домой отдыхать, ему неинтересно было трудиться подобно Базарову.

В 60-х годах XIX века среди разночинцев-демократов большое внимание уделялось естественным наукам, их ставили гораздо выше всяких красивых размышлений об искусстве.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Базаров отрицательно относится к Пушкину, к поэзии и литературе вообще, музыку считает недостойным занятием для мужчины. А каких взглядов придерживается его ученик? Аркадий любит литературу, поэзию, музыку, что еще раз доказывает их разные позиции.

Увлечение Аркадия Базаровым было поверхностным. Он не разделял его взгляды и не понимал до конца своего учителя. Уже в имении мы видим их спор по этому поводу, когда речь заходит о природе. Для Аркадия природа далеко не пустяки, он может любоваться ею, чувствовать ее красоту.

Базаров судит о природе как материалист, для него важно только одно – чтобы она приносила практическую пользу. Борясь с преклонением перед природой “романтиков”, Базаров противопоставляет ему другой подход – подход естествоиспытателя.

“Акация да сирень – ребята добрые, ухода не требуют” – в таком духе смотрит он и на сад в Марьине, и на рощу отца. Взгляд Базарова на природу односторонен. Природа не поражает его своей красотой, он считает, что в ней нет “художественного смысла”.

По-разному ведут себя Аркадий и Евгений в любви. Базаров любит Одинцову так же страстно, как и Аркадий Катю. Но Базарову не нравится “рассиропившийся” перед Катей Аркадий. Любовь своего друга Базаров определил кратко: “бланманже”. Евгению и не нужны были такие женщины, как Катя.

Его привлекали женщины, подобные Одинцовой. Именно Одинцова оказалась способной возбудить в нигилисте Базарове, долгое время отрицавшем любовь, сильное чувство. Но эта любовь для Базарова оказалась неразделенной и трагичной. Холодная и эгоистичная Одинцова не смогла понять Базарова.

Да и Базаров, несмотря на свою любовь, боялся “мещанского счастья”, которое полностью переменило жизнь Аркадия. Дороги учителя и ученика расходятся. Аркадий полностью отходит от Базарова и идет по пути своих родителей. Он женится, заводит хозяйство и ведет его гораздо успешнее, чем его отец.

Аркадия вполне устраивает его тихая, спокойная жизнь. Младший Кирсанов не обладал силой духа и мужеством Базарова. Он не был готов к той борьбе, которая бы предстояла ему, согласись он до конца следовать по пути своего учителя.

Порывая с-Ар-кадием, Базаров сказал: “…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…”

Базаров остался в одиночестве, ему не на кого опереться. Он одинок у Кирсановых, его отталкивает Одинцова, истинных учеников у него нет, расстаются они и с Аркадием.

Это все неизбежные разрывы с “феодалами”, но не понят он и народом. В этом и заключается главная причина обреченности Базарова.

Перед смертью тургеневский герой сомневается в правоте своих принципов: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?”

“Отцы и дети” – самый значительный по содержанию роман Тургенева, где отразился произошедший в России знаменательный перелом в соотношении социальных сил. Автор показал, что дворянству, все еще занимавшему господствующие позиции в жизни общества, уже неизбежно приходится считаться с новыми, демократическими силами, которые и должны будут прийти на смену дворянам.

(2 votes, average: 2.50

Источник: https://goldsoch.info/sravnitelnaya-xarakteristika-arkadiya-kirsanova-i-evgeniya-bazarova/

Сравнительная характеристика аркадия кирсанова и евгения базарова:

«Отцы и дети» — одна из вечных книг русской литературы.
Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение
читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но и потому, что
книга запечатлела вечный и неизбежный для истории момент смены поколений. В
романе показана жизнь дворянской семьи Кирсановых.

Это лучшие представители
дворян-аристократов того времени. Старший из Кирсановых — Николай Петрович —
человек добрый, но достаточно ограниченный. Раньше он вращался в свете, но
давно растерял все светские связи и поселился в деревне. Вся его деятельность
направлена только на то, чтобы хозяйство не прогорело и приносило хоть какой-то
доход.

Он любит искусство: литературу, музыку, но это всего лишь то, что
осталось от его аристократического воспитания. Николай Петрович по
идеологическим соображениям выступает в романе противником Базарова.

Но для
Базарова этот либерал вряд ли представляет собой достойного противника,-
поэтому и отношение к нему Базарова соответственное — пренебрежительное, с
легкой иронией.

Более упорно защищает свои позиции Павел Петрович — еще один
представитель поколения отцов и сторонник дворян. Но его время уже прошло. Все,
что у него осталось, —

это светский лоск и изысканные манеры, которыми можно было
гордиться в аристократических салонах и которые в деревне выглядят просто
смешными.

Читайте также:  Писатель иван бунин. жизнь и творчество

Его ухоженные руки с длинными ногтями, английский ■ костюм и лаковые
полусапожки также не к месту и только лишний раз указывают на его праздный
образ жизни.

Даже дуэль, на которую он вызвал Базарова, не более чем дань
традиции его прежней светской жизни. Таковы отцы — дворяне 60-х годов XIX века.

Аркадий Кирсанов — представитель молодого поколения. По
происхождению аристократ, он перенял те манеры и взгляды, что исповедовали его
отец и дядя. Но в романе Аркадий предстает как ученик Базарова. Эти два героя
познакомились в университете, где вместе учились. Аркадию нравилась гордая,
независимая натура Базарова.

Это и стало фундаментом, на котором основывалась
их дружба. Аркадию не столько нравились взгляды Базарова, сколько привлекал сам
учитель. Аркадий хотел бы стать похожим на своего учителя, но на самом деле эти
два молодых человека очень разные.

Уже с первого знакомства с ними мы видим,
насколько различаются эти люди, и уже тогда удивля— емся их странной дружбе.

Приехав погостить к Аркадию, Базаров попал в чуждую ему
дворянскую семью. Грубоватость его облика (обветренное лицо, красные руки),
простота одежды («длинный балахон с кистями») и далекие от изысканности манеры
никак не вязались с утонченными манерами, аккуратностью в одежде, красивой
речью Аркадия.

Происхождение Базарова тоже отличалось от происхождения Аркадия.
Мать Базарова, правда, принадлежала к дворянскому роду, но эта обедневшая
дворянка более походила теперь на обыкновенную крестьянскую женщину, чем на
светскую даму. Отец Базарова — простой лекарь, живущий за счет своей лечебной
практики.

Демократами были в большинстве своем люди не дворянского
происхождения. На первое место они ставили практическую деятельность. Поэтому
Базаров гордился своими предками по отцовской линии («мой дед землю пахал»).
Для Базарова главным делом был труд, самовоспитание. Он не сидел на

523

месте, занимался естественными науками, даже в имении
Кирсановых проводил опыты, Это являлось еще одной отличительной чертой Аркадия
и Базарова. Аркадий приехал домой отдыхать, ему неинтересно было трудиться
подобно Базарову.

В 60-х годах XIX века среди разночинцев-демократов большое
внимание уделялось естественным наукам, их ставили гораздо выше всяких красивых
размышлений об искусстве.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Базаров
отрицательно относится к Пушкину, к поэзии и литературе вообще, музыку считает
недостойным занятием для мужчины. А каких взглядов придерживается его ученик?
Аркадий любит литературу, поэзию, музыку, что еще раз доказывает их разные
позиции.

,Увлечение Аркадия Базаровым было поверхностным. Он не разделял его
взгляды и не понимал до конца своего учителя. Уже в имении мы видим их спор по
этому поводу, когда речь заходит о природе. Для Аркадия природа далеко не
пустяки, он может любоваться ею, чувствовать ее красоту.

Базаров судит о
природе как материалист, для него важно только одно — чтобы она приносила
практическую пользу. Борясь с преклонением перед природой «романтиков», Базаров
противопоставляет ему другой подход — подход естествоиспытателя.

«Акация да
сирень — ребята добрые, ухода не требуют» — в таком духе смотрит он и на сад в
Марьине, и на рощу отца. Взгляд Базарова на природу односторонен. Природа не
поражает его своей красотой, он считает, что в ней нет «художественного
смысла».

По-разному ведут себя Аркадий и Евгений в любви. Базаров
любит Одинцову так же страстно, как и Аркадий Катю. Но Базарову не нравится
«рассиропившийся» перед Катей Аркадий. Любовь своего друга Базаров определил
кратко: «бланманже». Евгению и не нужны были такие женщины, как Катя.

Его
привлекали женщины, подобные Одинцовой. Именно Одинцова оказалась способной
возбудить в нигилисте Базарове, долгое время отрицавшем любовь, сильное
чувство. Но эта любовь для Базарова оказалась неразделенной и трагичной.
Холодная и эгоистичная Одинцова не смогла понять Базарова.

Да и Базаров,
несмотря на свою любовь, бо-

ялся «мещанского счастья», которое полностью переменило
жизнь Аркадия. Дороги учителя и ученика расходятся. Аркадий полностью отходит
от Базарова и идет по пути своих родителей. Он женится, заводит хозяйство и
ведет его гораздо успешнее, чем его отец. Аркадия вполне устраивает его тихая,
спокойная жизнь.

Младший Кирсанов не обладал силой духа и мужеством Базарова.
Он не был готов к той борьбе, которая бы предстояла ему, согласись он до конца
следовать по пути своего учителя. Порывая с-Ар-кадием, Базаров сказал: «…мы
прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь…

Ты славный малый; но ты все-таки
мякенький, либеральный барич…»

Базаров остался в одиночестве, ему не на кого опереться. Он
одинок у Кирсановых, его отталкивает Одинцова, истинных учеников у него нет,
расстаются они и с Аркадием.

Это все неизбежные разрывы с «феодалами», но не
понят он и народом. В этом и заключается главная причина обреченности Базарова.

Перед смертью тургеневский герой сомневается в правоте своих принципов: «Я
нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»

«Отцы и дети» — самый значительный по содержанию роман
Тургенева, где отразился произошедший в России знаменательный перелом в соотношении
социальных сил. Автор показал, что дворянству, все еще занимавшему
господствующие позиции в жизни общества, уже неизбежно приходится считаться с
новыми, демократическими силами, которые и должны будут прийти на смену
дворянам.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/sravnitelnaja_kharakteristika_arkadija_kirsanova_i_evgenija_bazarova/25-1-0-2530

Cравнительная характеристика персонажей Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

Свое произведение «Отцы и дети» Тургенев И. С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами. Он угадал те временные настроения, как настоящий творец, когда типаж демократии сменил дворянскую интеллигенцию.

Автор в романе раскрывает двустороннюю проблему, которая сразу просматривается и в названии произведения. Проблемы поколения, это первая сторона, а вторая, это противоречивость либерализма и демократии. Базаров и Кирсанов герои романа, по идеи обязаны быть на одной стороне, однако так не случилось.

При составлении характеристики приятелей в своем романе, Тургенев пользуется портретом и диалогом. Сущность философии и политики в спорах особенно передается в диалогах. Главный конфликт Базарова с Кирсановым, как раз просматривается именно в острейшем диалоге. Главное расхождение во мнении Евгения с Аркадием, это было значимость человека.

Так как между этими людьми не было взаимопонимания, то дружбой их отношения не назовешь. Подчиненность одного человека другому — это не дружба. Аркадий более слабый человек по своей натуре, поэтому в течении всего произведения видно его подчинение Базарову.

Однако, со временем Кирсанов перестает беспрекословно повторять, поддерживать мысли и стремления нигилиста и приобретя собственное мнение начинает выдавать свои мысли.

Характерное отличие между участниками романа просматривается в поведении, когда они прибывали в поместье Аркадия и его семьи. Базаров изучает природу, лучшее занятие для него, это работа. Он всецело за науку, которая должна быть доступна обычному народу.

Научный трудяга, постоянно экспериментирует, он просто утонут в профессии. Аркадий же, в отличии от Базарова — бездельник. Он вовсе другой — слабый, апатичный, вялый. В его образе просматривается либеральная настоятельность. Любое важное дело ни чем его не завлекает за что бы не взялся.

Для Кирсанова главное, чтобы был покой и конечно уют.

Иван Сергеевич Тургенев не спеша показывает разницу мировоззрений «друзей», разные взгляды на мирские ценности, которые занимают основополагающее место в жизни — такие как любовь, природа, стихи. Противостояние Аркадия взглядам Базарова все больше заметно.

«Ученик» (Аркадий) шаг за шагом уходит из-под контроля «Учителя». Главное отличие между этими героями романа, это их взгляды на людей. По своему признанию, Базаров питает отвращение ко многим людям, что нельзя сказать про Аркадия у которого нет ненавистных врагов.

Один — мягкотел, второй — груб и резок. Зная, что приятель некогда уже не будет сподвижником, Базаров сообщает ему о том, что он «размазня с нежной душой». «Ученик» существовать беспринципно не будет. Аркадий принадлежит к старшему поколению, к эпохе «отцов».

Поэтому он по суждениям близок к своему отцу либералу Павлу Петровичу.

Нельзя оценивать нравы «отцов» и «детей», есть и хорошее и не очень, что-то противоречивое в любом поколении. Важно понять единственное, что приятели Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, живущие в одном и том же поколении не могу найти взаимопонимания. Описываемая эпоха переломная и сложная, независимо от возраста она разделила героев на «отцов» и «детей».

Вы сейчас читаете сочинение Cравнительная характеристика персонажей Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов« Жизнь города Калинова в драматическом произведении Островского «Гроза»

Источник: https://schoolessay.ru/cravnitelnaya-xarakteristika-personazhej-evgenij-bazarov-i-arkadij-kirsanov/

Ссылка на основную публикацию