Анализ рассказа свидание тургенева

Киселёва Н.А. Функции образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 115-119.

ФУНКЦИИ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ В РАССКАЗЕ И. ТУРГЕНЕВА «СВИДАНИЕ»

Н.А. Киселева, канд. пед. наук, доцент

Филиал Омского государственного педагогического университета

(Россия, г. Таре)

Аннотация. В статье анализируются образные средства в рассказе И. Тургенева «Свидание». Выявлены композиционные приемы построения рассказа: обрамление, повторы, параллелизм, контраст. Определены функции образных средств: проспективная, изобразительная, когнитивная. Проанализирована ассоциативно-образная природа рассказа, а также мотив единства человека и природы.

Ключевые слова: интерпретация, художественный текст, образные средства, изобразительная функция, проспективная функция, когнитивная функция.

Одной из важнейших особенностей художественного текста как единицы культуры является его ассоциативно-образная природа, дающая возможность читателю вступить в диалог с текстом, интерпретируя его в соответствии со своей читательской компетентностью.

Вопросы интерпретации художественного текста, связанные с пониманием эстетического смысла произведения, с приобщением к культурному тезаурусу, воплощенному в тексте, были и остаются актуальными в современной филологической науке.

Целью данного исследования является интерпретация образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» [1], выявление особенностей их функционирования.

Сюжет рассказа, изображающий свидание в березовой рощи, служит источником тропов, которые автор щедро использует в своем тексте. Особенностью композиции рассказа является прием обрамления. Композиционная рамка создается благодаря пейзажной зарисовке в начале и конце рассказа.

  • Пейзаж, открывающий рассказ, насыщен тропами:
  • – эпитетами (мелкий дождик, теплое солнечное сияние, рыхлые белые облака, ясная и ласковая лазурь, нежный отблеск, красивые стебли и др.);
  • – метафорами (веселый, смеющийся трепет весны; мягкое шушуканье; долгий говор лета; робкое и холодное лепетанье поздней осени; дремотная болтовня; загорались червонным золотом и др.);
  • – сравнениями (лазурь, как прекрасный глаз; подобный цвету переспелого винограда; белые, как только выпавший снег; звенел стальным колокольчиком голосок синицы).

Яркая, насыщенная картина осеннего дня воспринимается читателем посредством чувственных образов, которые передаются героем-рассказчиком: «Я сидел и глядел кругом, и слушал» [1, с. 41]. В первую очередь это зрительные образы: березовая роща, рыхлые белые облака, стебли высоких кудрявых папоротников, высокая осиновая роща.

При этом автор не скупится на краски: белые облака, лазурь, стволы с отблеском белого шелка, листья загорались червонным золотом, папоротники цвета переспелого винограда, все синело, белые березы, листва зелена, красная или золотая листва, бледно-лиловый ствол, серо-зеленая листва, рдеющие лучи, желтый багрянец, синее небо.

Зрительные образы осеннего дня сопровождаются и звуковыми: листья чуть шумели, шептал дождь, изредка звенел голосок синицы.

Особого внимания заслуживает главный звуковой образ пейзажа – шум листьев: «То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня» [1, с. 41]. В данном случае автор устанавливает ассоциативные отношения: шум листьев – шушуканье, говор, лепетанье, болтовня.

Система образных средств экспозиции рассказа тесно связана с его сюжетом и выполняет проспективную функцию, другими словами, предваряет ситуацию свидания. Возникает несколько рядов ассоциативных отношений, которые выражают неявную информацию в тексте.

Так, в начале текста автор разными способами указывает читателю на непостоянство осенней погоды.

На лексическом уровне это прямое указание посредством использования слов данной семантики: перепадал дождик, сменяемый сиянием, непостоянная погода, беспрестанно изменялась, внезапно принимали отблеск, вдруг пестрели, вдруг опять все синело, мгновенно гасли, начинал сеять дождь, лучи внезапно пробивались. На синтаксическом уровне наблюдаем использование союза то…то и союза ли …или со значение чередования во времени при соединении однородных сказуемых и частей сложного предложения:

«Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз»[1, с. 41].

«Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь» [1, с. 41].

При этом на морфологическом уровне в данных конструкциях наблюдаем особые формы глаголов-сказуемых – несовершенного вида прошедшего времени, обозначающие повторяющиеся действия и выступающие в конкретно-процессном значении: заволакивалось, расчищалось, показывалась; изменялась, закрывалось, озарялась, принимали, пестрели и загорались, гасли.

Образ непостоянной погоды подготавливает читателя к непостоянству чувств главного героя. Эту же неявную информацию герой-рассказчик сообщает внимательному читателю в описании шума листьев и осины:

«То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня» [1, с. 41].

«Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам.

Она бывает хороша только в иные летние вечера, когда, возвышаясь отдельно среди низкого кустарника, приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца и блестит и дрожит, с корней до верхушки облитая одинаковым желтым багрянцем, – или когда, в ясный ветреный день, она вся шумно струится и лепечет на синем небе, и каждый лист ее, подхваченный стремленьем, как будто хочет сорваться, слететь и умчаться вдаль» [1, с. 42].

Как видим, И. Тургенев с самого начала вводит и затем поддерживает на протяжении всего рассказа мотив единства человека и природы, используя композиционные приемы параллелизма, повтора, контраста.

Другим примером ассоциативных отношений и связей, выполняющих проспективную функцию, являются образы осины и Виктора Александрыча, березы (березовой рощи) и Акулины, кроме того отношение автора к образам этих деревьев проецируется на образы героев.

Тургенев изображает разные реалии текста при помощи сходных по значению образных средств и их повторов. Повторы в тексте (лексические, синонимические, корневые, повтор тропов, обладающих общими семантическими компонентами, синтаксические повторы), как известно, служат для создания сквозных характеристик образов, а также помогают их соотносить, сближая или противопоставляя друг другу [2].

Так, обращают на себя внимание детали в описании березы и Акулины, осины и Виктора Александрыча.

Таблица 1.

Образ березы (березовой рощи) Образ Акулины
  1. нежный отблеск белого шелка
  2. березы стояли все белые,
  3. белые, как только что выпавший снег
  4. перепадал мелкий дождик
  5. роща, влажная от дождя
  6. мельчайший дождь
  7. озарялась вся
  8. одна, молоденькая, вся красная или вся золотая
  9. загорались червонным золотом
  10. внутренность рощи беспрестанно изменялась
  • белокурые волосы
  • лоб, белый, как слоновая кость
  • чистая белая рубаха
  • блистал след слезы
  • влажные ресницы
  • новая слеза прокатилась, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке
  • она вспыхнула вдруг
  • алая повязка
  • золотистый загар
  • желтые бусы
  •  она тотчас подняла голову и оглянулась;
  • она встрепенулась; вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся, побледнела, смутилась
Образ осины Образ Виктора Александрыча
  1. бледно-лиловый ствол;
  2. серо-зеленая металлическая листва;
  3. вздымает как можно выше;
  4. дрожащим веером раскидывает на воздухе;
  5. вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам
  • розовый галстучек с лиловыми кончиками;
  • пальто бронзового цвета, картуз с золотым галуном, серебряными и золотыми кольцами, стальной цепочкой часов, круглое стеклышко в бронзовой оправе;
  • с задумчивой важностью посматривая вверх;
  • растопырил пальцы;
  • ломался нестерпимо, качая ногою;
  • красных и кривых пальцев

Как видим, в создании образов березовой рощи и Акулины, осины и Виктора Александрыча автор использует прием параллелизма и повтора.

Совершенно противоположные чувства испытывает герой-рассказчик к березе и осине, Акулине и Виктору Александрычу, о чем неоднократно и прямо сообщает читателю:

«Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину…» [1, с. 42].

«Но вообще я не люблю этого дерева и потому, не остановясь в осиновой роще для отдыха, добрался до березового леска, угнездился под одним деревцом, у которого сучья начинались низко над землей и, следовательно, могли защитить меня от дождя, и, полюбовавшись окрестным видом, заснул тем безмятежным и кротким сном, который знаком одним охотникам» [1, с. 42].

Описывая Акулину, автор не скупится на красивые эпитеты-комплименты: очень недурна собою; густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета; расходились двумя тщательно причесанными полукругами; тонкие, высокие брови, длинные ресницы; головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос ее не портил; глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани. «Мне особенно нравилось выражение ее лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью» [1, с.43].

В описании Виктора Александрыча мы также чувствуем авторскую позицию: «Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления; избалованный камердинер; одежда изобличала притязание на вкус и щегольскую небрежность; Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки, а накрахмаленные рукавички закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев; лицо его, румяное, свежее, нахальное; грубоватые черты; беспрестанно щурил свои и без того крошечные мелочно-серые глазки, морщился, опускал углы губ, принужденно зевал и с небрежной, хотя не совсем ловкой развязностью; то поправлял рукою рыжеватые, ухарски закрученные виски, то щипал желтые волосики, торчавшие на толстой верхней губе; И он наморщил свой тупой нос» [1, с. 43-44].

В данном случае мы отмечаем прием контраста в организации образов березовой рощи и осины, Акулины и Виктора Александрыча.

Едва слышная дремотная болтовня осени предваряет зевоту Виктора Александрыча:

«Он, видимо, старался придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучающее; беспрестанно щурил свои и без того крошечные мелочно-серые глазки, морщился, опускал углы губ, принужденно зевал…» [1, с. 44].

«— А что, — начал он, продолжая глядеть куда-то в сторону, качая ногою и зевая, — давно ты здесь?» [1, с. 44].

«Он опять зевнул» [1, с. 44].

«И он спокойно потянулся и опять зевнул» [1, с. 45].

Перечисленные примеры показывают, что автор использует повторяющиеся образные средства для связи персонажей и предметного мира, состояния природы и внутреннего мира человека, так организуются системные связи образных средств.

Пейзажная зарисовка в конце рассказа, являющаяся компонентом композиционного обрамления, о котором мы писали выше, демонстрирует единый эмоциональный тон текста.

Ситуация холодного разрыва переживается не только главной героиней («Внезапные, надрывающие грудь рыданья не дали ей докончить речи — она повалилась лицом на траву и горько, горько заплакала… Все ее тело судорожно волновалось, затылок так и поднимался у ней… Долго сдержанное горе хлынуло наконец потоком» [1, с. 48]), но и героем-рассказчиком («Я не выдержал и бросился к ней… Мне стало грустно…»), а также находит отражение в состоянии погоды, тем самым еще раз подчеркивается мотив единства человека и природы. Грубость, хладнокровие, равнодушие Виктора Александрыча, отчаяние, трагедия Акулины изменили до неузнаваемости осенний день: бледно-ясное небо; лучи как будто поблекли и похолодели: они не сияли, разливались ровным, почти водянистым светом; порывистый ветер быстро мчался; желтое, высохшее жнивье; маленькие, покоробленные листья; сторона рощи, обращенная стеною в поле, вся дрожала и сверкала мелким сверканьем, четко, но не ярко; всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин; прокрадывался унылый страх недалекой зимы.

Картину увядающей природы дополняет образ ворона («Высоко надо мной, тяжело и, резко рассекая воздух крылами, пролетел осторожный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и, отрывисто каркая, скрылся за лесом…»[1, с.

Читайте также:  Анализ стихотворения андрея белого на горах

 49]), пришедший на смену синице, и пустой телеги («Кто-то проехал за обнаженным холмом, громко стуча пустой телегой…» [1, с. 49]).

И то, и другое, по народным приметам, не сулит ничего хорошего, а осторожный ворон напоминает главного героя, бросившего Акулину.

Таким образом, анализ образных средств в рассказе И.

Тургенева «Свидание» показывает системность их организации, выявляет дополнительные смыслы и такие их функции, как проспективную и изобразительную, сочетающуюся с когнитивной (познавательной).

Подобный анализ образных средств художественного текста, по нашему мнению, необходимо выполнять школьникам на уроках литературы, поскольку он является средством формирования универсальных учебных действий обучающихся [3].

Библиографический список

1. Тургенев И.С. Повести и рассказы. Стихотворения в прозе [Текст] / Предисл. Ю. Манна. – М.: Олимп, 1993. – 272 с.

2. Киселева Н.А. Повторы в рассказе Е. Замятина «Пещера» как средство создания устойчивой характеристики героев [Текст] / Н.А. Киселева // Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 27-28.

3. Киселева Н.А. Анализ художественного текста как основа для формирования универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н.А. Киселева // Роль Сибири в поликультурном и многоязычном мире современного евразийского пространства сборник статей в 2-х частях. / Отв. ред. С.В. Буренкова. – 2015. – С. 76-80.

FEATURES of figurative means in the story «Rendezvous»

 by I. Turgenev

N.A. Kiseleva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Branch of Omsk state pedagogical university

(Russia, Tara)

Abstract. The article analyzes the figurative means in the story of Turgenev’s «Rendezvous». The author has revealed compositional techniques of construction of the story: framing, repeats, parallelism, contrast.

The article describes the function of figurative means: prospective, figurative, cognitive. The author analyzed the associative-figurative nature of the story, and also the motive of the unity of man and nature.

Keywords: interpretation, artistic text, figurative means, figurative function, prospective function, cognitive function.

Анализ рассказа Свидание Тургенева Анализ рассказа Свидание Тургенева

  1. Анализ рассказа Свидание Тургенева
  2. Анализ рассказа Свидание Тургенева
  3. Анализ рассказа Свидание Тургенева
  4. Анализ рассказа Свидание Тургенева

Анализ рассказа Свидание Тургенева

Источник: http://intjournal.ru/funktsii-obraznyh-sredstv-v-rasskaze-i-turgeneva-svidanie/

«Свидание», анализ рассказа Тургенева, сочинение

Рассказ «Свидание» написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева «Записки охотника». «Свидание» — тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора, её любви. Рассказ небольшой по объёму и по своей композиции совпадает с предыдущими произведениями цикла.

В экспозиции — описание времени года и состояния природы в той момент, когда герой в очередной раз прогуливается по окрестностям своего имения с целью понаблюдать за окружающим миром и найти что-то новое для вдохновения.

И, как всегда, погода находится в гармонии с настроением автора и теми событиями, которые происходят на его глазах.

Сюжет разворачивается на фоне картины сентябрьского леса, постоянно меняющейся погоды, борьбы уныния и света, тихого «перешёптывания» ещё не облетевших листьев.

Умиротворённый тишиной, охотник засыпает в берёзовой роще, а проснувшись, находит в двадцати метрах от себя девушку-крестьянку.

Она притягивает его внимание к себе не только чудесной внешностью, ясным и прозрачным, как осеннее солнечное небо, взглядом.

По заплаканному лицу девушки, оцепенению, в котором она пребывает долгое время и по её периодическому вздрагиванию от шорохов леса, он догадывается, что девушка ждёт кого-то важного для неё. Это завязка сюжета.

Наконец появляется тот, кого так упорно ждала несчастная, и дальше развитие сюжета строится на наблюдениях автора за происходящим, его оценке и на диалогах героев. Образ появившегося персонажа контрастирует с образом девушки. Если она сразу же вызывает у автора безоговорочную симпатию и сочувствие, то мужчина действует на него отталкивающе.

Виной тому — его небрежная манера поведения, самолюбование, кривляние, равнодушно-пренебрежительное отношение к чувствам девушки. Её имя — Акулина. К своему возлюбленному она обращается робко и по имени-отчеству — «Виктор Александрыч».

Казалось, она ждала от этого свидания каких-то перемен к лучшему и в то же время догадывалась, что её любовь безответна.

Важна для понимания авторской позиции и характеристика персонажа через его собственное поведение. Виктор по своему происхождению является всего лишь камердинером при барине.

Однако разговаривает с Акулиной свысока, как будто он, в отличие от неё, образован и воспитан. Хвастается будущим путешествием в Петербург, а затем за границу.

На фоне всего этого самохвальства поведение девушки выглядит необычайно трогательно и вызывает уважение.

Тургенев, хотя и создаёт реалистическое описание людей из простой среды, показывает тонкую организацию души героини. И тем самым она больше напоминает тургеневскую героиню-дворянку. Писатель рассматривает и природу любви как таковой. В данном случае неразделённой.

Акулина не замечает недостатков своего возлюбленного. Она покорно слушает его речи, пугается вести о его скором отъезде и впадает в отчаяние. Уже осознав, что видит Виктора в последний раз, она жадно ловит взглядом каждое его движение, любуется им и одновременно страдает.

Кульминацией её переживаний, а заодно и сюжета рассказа, становится момент, когда она, не выдержав своего отчаяния, просит возлюбленного сказать ей хоть одно словечко на прощание. Она напоминает ему, что раньше он был с ней другим.

Читатель догадывается, что она помнит его ласковым и приветливым. Но в ответ она видит лишь недоумение и иронию.

Печальная сцена свидания заканчивается тем, что самолюбивый камердинер уходит, так и не проявив внимания к своей бывшей возлюбленной. Охотник чрезвычайно взволнован увиденным и, не выдержав нахлынувших чувств, выбегает из-за укрытия и бросается к Акулине. Но она, вскрикнув, тут же убегает.

В рассказе есть символическая деталь — букетик цветов. Акулина держит его в руках ещё до начала свидания, и уже в этот момент они выглядят увядающими. Когда девушка убегает от охотника, она роняет эти цветы.

Из подтекста эпизода мы понимаем, что цветы символизируют загубленную душу молодой девушки, её утраченные надежды на счастье.

В финале произведения автор признаётся, что после он долго не мог забыть несчастную Акулину.

  • «Свидание», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Свидание»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/711-svidanie-analiz

Анализ рассказа И.С. Тургенева "Свидание"

 Цель работы через яркие, выразительные художественные  детали, композицию, пейзаж   к   раскрытию идейного замысла  рассказа, авторской позиции.

Ход урока

«Свидание» — рассказ о растоптанном чувстве любви, произведение, пронизанное скорбным чувством писателя, дыханием наступающей осени, увядающей природы.

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Но по рассказу “Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича (“лгун”, “обманщик”, “предатель”, “мерзавец”), но не пощадили и Акулину: Сама виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину.  Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

”Избалованный камердинер”, “коротенькое бронзового цвета пальто с барского плеча”, “притязание на…

щегольскую небрежность”, “красные и кривые пальцы, украшенные серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы”, “Лицо его, румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу тех лиц, которые возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам”.

Крошечные молочно-серые глазки, желтые волосики, туго завитые, тупой нос, лоб узенький. Самодовольная улыбка. Часы, цепочка, лорнет — подражает барину во всем.

Старание “придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”, “ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её “беглым и равнодушным взглядом”.Вот он “величественно провел рукой по густым, туго завитым волосам…бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

“Она была очень недурна собой”. “Вся её головка была очень мила”. Рассказчик явно сочувствует ей, видя, как она, “задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени”, ожидала своего возлюбленного.

Симпатия к героине и сочувствие ей проявляются и в портрете Акулины: “густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета”, “белый, как слоновая кость лоб”, “побледневшие губы”.

“Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром кожа, глаза большие”…

Когда она услышала звук приближающихся шагов, “встрепенулась, её внимательный взор задрожал, зажегся ожиданием”. А когда появился Виктор, “она огляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся , побледнела, смутилась — и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У Шекспира: “все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Вызывает он отвращение и у рассказчика. Виктор — раб и деспот. Иван Сергеевич Тургенев изобразил натуру высокомерную, желающую показать свое превосходство и власть над девушкой, натуру примитивную, наглую, жестокую.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор не обращает внимание на нее.

После сообщения о том, что он завтра уезжает в Питер с барином, она заплакала, а он оборвал её: “…пожалуйста, Акулина, не плачь, ты знаешь, я этого терпеть не могу (и он наморщил свой тупой нос). А то я сейчас уйду … Что за глупости — хныкать!”

На мольбу не забывать её, он отвечает: “…я тебя не забуду, — не-ет! (И он спокойно потянулся и опять зевнул)”.

Читайте также:  Как природа преображается весной с планом (доклад сообщение)

Что может нам сказать это “зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

— Акулине не от кого ждать сочувствия. Отец, возможно, когда узнает обо всем, побьет её. Но герой спокоен, когда она говорит об этом, он продолжает лежать на спине, “подложив руки под голову и отчитывая Акулину: “…вздору не говори. Я тебе добра желаю… Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать… Все же ты без образованья, — стало быть, должна слушаться, когда тебе говорят”.

Вот некоторые из вас осудили Акулину за то, что она поверила Виктору. Но, читая светлые тургеневские строки об Акулине, и, вероятно, поверили писателю. Как же Акулина, девушка с таким верным, преданным сердцем, способным на глубокое, самоотверженное чувство, могла полюбить негодяя, человека — пустышку?

  • — Она не могла представить, что он её обманет.
  • — Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.
  • — Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо, неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Лакейская щегольская внешность Виктора, накрахмаленные рукавчики, золотые и серебряные кольца с незабудками из бирюзы — барские подачки, небрежно пренебрежительный тон, усвоенный от барина, —  все это ослепило Акулину, поразило её чем-то никогда невиданным и неслыханным в деревне, непохожим на знакомую ей мужицкую “серость”. Акулина, действительно, не сумела разглядеть гнилое нутро Виктора; она даже охотно признает свою необразованность, хотя Виктор со всем своим холопским лоском не стоит и мизинца её.

Как отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и Виктора?.

— Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

— Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и растоптал цветы.

— Акулина их с такой любовью собирала, а он  ничего и не понял.

— Васильки — это тургеневская деталь в рассказе, но такая важная (учитесь замечать такие детали в произведениях) Букетик васильков так же прост и скромен, как проста и скромна сама девушка. Так же, как васильки, растерзано и растоптано её доверие, её первое, самоотверженное чувство. Теперь вы поймете, может быть, почему рассказчик бережно хранит эти засохшие васильки.

— Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе деревенской девушки.

Это, конечно, верно, но есть и еще причина: Акулина проста и чиста, как этот пучок полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные васильки Акулины.

Наконец, сцена прощания, когда героиня умоляет “…хоть бы словечко… чем я заслужила? …хоть бы словечко…”

Что скрывается за этим многоточием?

  • Наверное, она плачет, всхлипывает.
  • Голос её прерывается. Акулина повторяет(«хоть бы словечко», главное для нее доброе слово на прощание.

Какова же реакция героя?

  • “Ну, зарядила одно и то же, — промолвил он с досадой и встал”
  • Её отчаяние раздражает его, он разразился почти бранью: “Чего ты хочешь? Ведь я на тебе жениться не могу? ведь не могу? Ну, так что ж ты хочешь от меня? Чего?”
  • Слезы не трогают Виктора “Ну, так и есть, пошла плакать,- хладнокровно промолвил Виктор, надвигая сзади картуз на глаза”.
  • “Припевай, припевай”,- так отвечает он на её вопрос: “И что же со мной будет, что станется со мной, горемычной?”.

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас равнодушными.  

  • Надрывающие грудь рыдания сотрясали её ,“она повалилась лицом на траву и горько заплакала… Все её тело судорожно волновалось… Долго сдержанное горе хлынуло, наконец, потоком” (это кульминация рассказа)
  • Поведение героя поражает нас своим цинизмом и бессердечием: “Виктор постоял над ней, постоял, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами”.

Развязка рассказа: “Она притихла, подняла голову, вскочила, оглянулась и всплеснула руками; хотела, было бежать за ним, но ноги у ней подкосились — она упала на колени…”

 В чем же идея этого рассказа?

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей тупого, ограниченного, самодовольного человека.

И эта драма тем более сильна, что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю. Он дважды крепостной человек. Раб в душе.

Одно из прекраснейших чувств (любовь) оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с “пожирающим внимание, слегка раскрыв губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира, удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от деревенской “серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

  • Прекрасное чувство Акулины разбивается об эгоистическое чувство Виктора.
  • Драма её в том, что она в любимом не все поняла. Как часто бывает в жизни, что мы влюбляемся не в реальность, а в мечту, идеал, которые мы сами же создаем.
  • Раскрытию идеи помогает пейзаж.
  • Впечатление от рощи — впечатление и от характеров героев.
  • Березовая и осиновая роща. В изображении деревьев автор использует параллелизм. Эта изумительная картина создает музыкальный эстетический фон повествования. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем черты Виктора: “металлический звук, бронзового цвета листья”. Березка символизирует Акулину.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, “Мелкий дождик”, но она вся светится.

  • Начало рассказа: “внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась…”
  • Что вы чувствуйте?
  • Пронзительная тишина. Гармония. Неужели это может быть разрушено?

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик, разрушает царство гармонии и красоты.

  • Последние 2 абзаца зачитывают ученики. Что изменилось? Увядающая природа, ворон — символ несчастья, приближение холодной зимы.  Все эти нерадостные картины перекликаются с судьбой Акулины. Горько и страшно становится читателю за девушку.
  • Каким человеком представляется сам рассказчик ? — Чуткий, душевный. Как глубоко тронуло его сердце драма Акулины!

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он “не выдержал и бросился к ней”. Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова, которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся.. Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

  1. Виктор. Вопросы, над которыми они работают: Почему так много одежды в описании внешности? Портретная характеристика героя. Как он держится, говорит? Как он относится к Акулине?

  2. Акулина. Портрет героини. Почему так мало одежды в описании внешности? Почему она полюбила такого, как Виктор, в чем её драма? Выводы. Рисунки.

  3. Пейзаж. Березовая роща, осиновая роща. Как описание природы помогает раскрытию идейного замысла рассказа? Выводы. Рисунки.

  4. Рассказчик. Что известно о рассказчике? Как он относится к главным героям? Композиция. Выводы.

  5. Этапы сюжета. Вступление. Завязка. Кульминация. Развязка. Тема. Идея.

Источник: https://infourok.ru/analiz-rasskaza-is-turgeneva-svidanie-3081539.html

Реферат: Анализ рассказа И.С.Тургенева "Свидание"

Рассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Акулина . Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени.

Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко… и полно недоумением перед собственной грустью».

Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): «очень не дурна собою», «головка очень мила», «даже немного толстый и круглый нос» — сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки.

Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета». Они причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая.

Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ.

Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» — девушку потревожил звук. Это передает беспокойство.

Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее.

Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится «почти молящим».

И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы — она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».

Имя Акулина традиционно для девушки из простонародья. Однако Тургенев не решается сделать свою героиню чистокровной крепостной крестьянкой: «не совсем мужичка; и твоя мать тоже не всегда мужичкой была», — говорит Виктор.

Но образования она не получила.

Читайте также:  Студенты - краткое содержание рассказа гарин-михайловский

Мать ее умерла (судя по словам «за немилого выдадут сиротиночку »), жила с отцом (Виктор: «не дурачься, слушайся отца»), боялась родни («каково же мне теперь в семье»), а именно боялась принуждения к нежеланному замужеству.

Одежда . Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Букет. Это очень важный символ для всего произведения, «густой пучок полевых цветов». В тексте указано, какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно, «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой».

Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора.

Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком.

В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.

Виктор. Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной.

Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина.

Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам.

Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»).

Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном – «с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее.

Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну реплику произносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает и потягивается.

Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах.

Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.

Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и «образование». Но Акулине всего этого не понять, а , вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать.

При расставании тоже происходит «ломание». Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: «не плачь… я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы.

Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует.

Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.

Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Сюжет.

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой.

Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков.

Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев.

По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт.

Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору.

По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает.

На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Художественные детали.

Букет – очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов.

Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что она берегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букету посвящён коротенький эпилог: «…

и васильки её, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня».

Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака , но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий.

Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев.

Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом.

В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению, очень часто нравятся женщинам».

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому.

В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная.

Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.

Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В ней присутствует налёт искуственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службу поступить желает» — характерный неуместный обратный порядок слов), отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствие стилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).

—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-svidanie.html

Ссылка на основную публикацию