Жизнь и творчество софокла

Софокл родился в Колоне, в семье богатого владельца оружейной мастерской. Детство его прошло в тиши долины Кефиса, но в то же время вблизи Афин, около моря, которое он мог обозревать со скал Колоны и видеть, как на его глазах вырос портовый город.

Жизнь и творчество Софокла

Софокл

Творчество Софокла

В юности драматург управлял плясками в честь победы в битве при Саламине. Двенадцать лет спустя он выступал уже как самостоятельный поэт вмести с Эсхилом, чье искусство и вдохновило

его заняться поэзией.

Жизнь и творчество Софокла

Битва при Саламине

Творчество Софокла не шло вразрез с направлением творчества его предшественника. Однако, при этом Он был вполне самостоятельным последователем Эсхила (своего великого учителя) и сильно отличался от него по своему складу дарования. Софокл был мягче, проще, спокойнее, и совершенно не расположен к пышности. Он умерил, поэтому, тон драматургии,

который был введен Эсхилом, и старался намного человечнее

изображать характеры в своих пьесах, так что они казались намного

ближе и понятнее зрителям.

Жизнь и творчество Софокла

Электра — героиня трагедии

Софокл понял, что невозможно постоянно проводить перед толпой старые сказания в их прежнем виде, так как интерес к ним мог вскоре иссякнуть у зрителя.

Поэтому предстояло вдохнуть больше жизни в развитие отдельных характеров героев и тем самым живее заставить зрителя участвовать в процессе.

После того как уже Эсхил стал отходить от жесткого следования мифологическим сюжетам, связь с мифологией была если не окончательно упразднена Софоклом, то существенно ослаблена в угоду большей художественности

произведений.

Жизнь и творчество Софокла

Иллюстрация из произведения Софокла «Эдип»

Этим путем была приобретена еще большая свобода для поэта, мотивы каждой пьесы ставали еще более интересными для ее зрителя, и общая поэтическая картина могла богаче развиваться в деталях вследствие

введения второстепенных лиц.

Развитие драматургии

Однако Софокл пошел еще дальше. В действие пьесы он ввел участие третьего актера и тем самым сделал возможным более живое действие на сцене, более богатый сюжет и более разнообразие

характеров героев.

Жизнь и творчество Софокла

Иллюстрация к трагедии «Антигона»

Софокл был первым драматургом, который отказался от собственного исполнения ролей, несмотря на то, что он сам был мастер плясать и петь. С того времени произошло разделение профессий актера и режиссера.

Хору была отведена более спокойная роль, вне самого действия, и драматизм отныне выступал многозначительно вперед, являясь главной основой трагедии. Сам Эсхил осознал прогресс, внесенный в драматургию Софоклом.

Он не только усвоил внешние улучшения трагедии, но и сам поднялся, побуждаемый своим молодым соперником, до более зрелой обработки

драмы.

Жизнь и творчество Софокла

Рисунок на вазе. Иллюстрация трагедии Софокла

Софокл, как и Эсхил, не чуждался общественной жизни. Однако он в первую очередь оставался поэтом. Его современник Ион (отец исторической биографии) описал Софокла, когда он его встретил на Хиосе, где Софокл исполнял роль афинского стратега, как человека относящегося с большим юмором к своим

обязанностям.

Трагедии Софокла

Поэтому наибольшую пользу своему отечеству Софокл принес именно как драматург. Трагедии Софокла больше, чем все другие произведения, содействовали тому, что эпоха внешнего могущества Афин приобрела, внутреннее, духовное значение. Подобно Периклу, Софокл старался поддержать в старой славе древние богослужения и нравы народа, неписанные законы священного права, но в то же время

призывал граждан Афин усваивать всякий современный прогресс.

Жизнь и творчество Софокла

«Антигона» Софокла

Софокл был близким другом Перикла, о чем свидетельствует та непринужденность и веселость, с которой Перикл относился к поэту на военных советах. Однако, Софокл никогда не был приверженцем каких-либо политических партий, каким был Эсхил. Его поэзия служила Афинам в целом. Никто не выиграл столько поэтических

  • призов и не пользовался такой славой, как Софокл.
  • За свою жизнь Софокл написал более 80 трагедий, из которых до нас дошло всего лишь шесть: “Эдип в Колоне”, “Антигона”,
  • “Трахинянки”, “Аянт”, “Филоктет”, “Электра”.

Жизнь и творчество Софокла

Памятник Софоклу

Греция на карте

Источник: https://travels.co.ua/rus/greece/articles/sofokl.html

Софокл – краткая биография — Русская историческая библиотека

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью «Софокл» с развёрнутым обзором творчества и биографией трагика

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл является одним из трёх главных античных трагиков. Он родился около 495 г. до Р. Х. в местечке Колоне, близ Афин.

Эту свою малую родину Софокл потом воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот.

Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года.

Уже при постановке на сцене своей первой драматической тетралогии (469 или 468 г.) Софокл показал столько таланта, что одержал победу над прославленным Эсхилом.

По числу побед в состязаниях трагиков Софокла потом никто не мог превзойти. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий. Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.).

Земляки-афиняне после смерти поклонялись ему, как герою.

Жизнь и творчество Софокла

Софокл

Особенности творчества Софокла (кратко)

Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски.

Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей.

Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил.

Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше.

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает.

Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью.

Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности.

Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли.

Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии.

Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов.

Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы.

Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Жизнь и творчество Софокла

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида, у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм.

Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла.

Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

Трагедии Софокла (кратко)

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.

Софокл. Видеофильм

«Царь Эдип» (см. краткое содержание и анализ) излагает историю фиванского царя, который, по древнему сказанию, сам того не ведая, убил собственного отца и женился на своей матери.

«Эдип в Колоне» продолжает этот сюжет, изображая, как Эдип, ослепивший сам себя за невольное преступление, после долгих страданий примиряется с богами и находит мирную кончину на родине Софокла, в Колоне. «Антигона» (см.

краткое содержание и анализ) рассказывает историю дочери Эдипа, которую казнят за то, что она осмелилась похоронить убитого брата Полиника, который пошёл войной на родной город. В воздаяние за убийство Антигоны гибнет вся семья казнившего её царя Креонта. В «Филоктете» вспоминается судьба раненого героя, которого плывшее к Трое греческое войско бросило на острове Лемносе.

Позже выяснилось, что Трою нельзя взять без принадлежавших Филоктету стрел Геракла. Хитрый Одиссей пытается коварно выкрать их у несчастного больного при помощи сына Ахилла, Неоптолема. Но благородный Неоптолем гнушается обманом даже ради бьющихся под Троей греков.

В «Аяксе» знаменитый герой Троянской войны обманут Одиссеем и другими эллинскими вождями в споре из-за оружия Ахилла. Аякс пытается мстить, но богиня Афина лишает его рассудка, и он вместо своих врагов избивает стадо овец и коров. Придя в себя, Аякс сознаёт свой позор и после знаменитого горького монолог кончает жизнь самоубийством.

«Электра» основана на мифе о детях Агамемнона, главного греческого вождя в Троянской войне. По возвращении из-под Трои он был убит изменницей-женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом, но позже сын и дочь Агамемнона, Орест и Электра, жестоко мстят собственной матери за смерть отца. Сюжетом «Трахинянок» является миф о невольном убийстве Геракла его собственной женой, Деянирой. В попытке вернуть любовь мужа она посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса, не зная, что эта кровь – смертельный яд.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание античной эпохи. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лаврентианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9. Он относится к Х или XI в.

Источник: https://rushist.com/index.php/historical-notes/1763-sofokl-kratkaya-biografiya

Софокл — биография, произведения | Исторический документ

Софокл был древнегреческим поэтом и драматургом, одним из трех древнегреческих трагиков, чьи пьесы сохранились. Его произведения относились к периоду после Эсхила и ранее Эврипида. Софокл написал 123 пьесы за свою жизнь, из которых только семь сохранились в полной форме. Эти пьесы: Аякс, Антигона, Трахинские женщины, Царь Эдип, Электра, Филоктет и Эдип в Колоне.

Считалось, что он остается самым знаменитым драматургом на драматических конкурсах города-государства Афины, проводимых во время религиозных праздников Ленеи и Дионисии.

Софокл участвовал в тридцати соревнованиях, из которых выиграл 24 и ни разу не опускался ниже второго места в остальных. Среди его пьес две самые известные трагедии- Эдип и Антигона. Софокл оказал большое влияние на драму.

Его главным вкладом стало добавление третьего актера, что снизило значимость хора в представлении сюжета.

Читайте также:  Четвёртый блиндаж - краткое содержание рассказа гайдара

Биография

Софокл родился в Аттике около 496 года до н.э в городе Колоне (сейчас район Афин). Он получил свое первое художественное достижение в 468 году до н. э., когда он выиграл первую премию в театральном конкурсе «Дионисия» и победил мастера афинской драмы Эсхила.

По словам греческого историка Плутарха, эта победа была довольно необычной. В отличие от обычая выбирать судей по жребию, архонт-правитель Афин, попросил присутствующих стратегов определить победителя конкурса. По его словам, после поражения, Эсхил уехал на Сицилию.

«Триптолем» был одним из спектаклей, которые Софокл представил на этом фестивале. Когда Софоклу было шестнадцать лет, он был избран, чтобы возглавить пение, посвященное Богам, празднующее победу греков над персами в битве при Саламине. Он был одним из десяти стратегов, высших должностных лиц, командовавших вооруженными силами, и младшим коллегой Перикла.

В начале своей карьеры Софокл получил покровительство от политика Кимона. Даже когда в 461 году до н. э. Кимон был изгнан Периклом. Софокл нпродолжил трудиться над своими пьесами.

В 443году он стал одним из элленотамов, или Казначеев Афин, и играл роль помощника в управлении финансами города во время политического господства Перикла.

В 413 году Софокл был избран одним из уполномоченных, который быстрее всех отреагировал на катастрофическое уничтожение Афинского экспедиционного корпуса на Сицилии во время Пелопоннесской войны.

Также не обходил стороной Софокл и женский пол. Он был женат дважды, от браков у него родились сыновья (некоторые источники утверждают, что их было пятеро). Но большее внимание заслуживает не личная жизнь поэта, а его творения.

Произведения Софокла

Работы Софокла были влиятельными и значимыми для греческой культуры. Две из семи его пьес имеют точную дату написания — “Филоктет” (409 г. до н. э.) и “Эдип в Колоне” (401 г. до н. э.

, поставленный после его смерти внуком драматурга).

Из остальных его пьес «Электра» имела поразительное сходство с этими двумя пьесами, что поставило на передний план тот факт, что она была написана в более позднее время его творчества.

Жизнь и творчество Софокла

Опять же, основываясь на стилистических характеристиках «Царя Эдипа», которые пришли в его средний период, «Аякс», «Антигона» и «Трахинии» принадлежали к его ранним дням. Софокл писал эти пьесы в отдельных фестивальных конкурсах с разницей в несколько лет.

Их нельзя назвать трилогией из-за наличия между ними несоответствий. Кроме того, Софокл, как предполагается, написал еще несколько фиванских пьес, таких как «потомство», которые сохранились фрагментами.

Большинство его пьес изображали скрытое течение раннего фатализма и смещение сократической логики, являющейся краеугольным камнем долгой традиции греческой трагедии.

Антигона

Наиболее известной пьесой Софокла является «Антигона».

Впервые была поставлена в 442 году до н.э. Произведение является одной из частей фиванского цикла, наравне с «царем Эдипом». Сюжет довольно закручен и трагичен — в стиле Софокла. Дочь Эдипа, Антигона, лишается обоих братьев — они пошли друг на друга войной.

Только один из них защищал Фивы, другой предал. Царь Фив Креонт запретил проводить обряд погребения предателя, но Антигона в обход приказа похоронила брата по человечески.

  • Креонт велел арестовать девушку и замуровать в пещере.
  • Антигона покончила жизнь самоубийством, но на этом дело не закончилось — ее жених, сын Креонта, не пережив смерти возлюбленной, также свел счеты с жизнью, за ним последовала его мать.
  • Креонт остался один и признал, что был не прав.

Царь Эдип

Еще одна знаменитая пьеса — «Царь Эдип». Сюжет еще более закручен, чем в «Антигоне».

Отец Эдипа, узнав о пророчестве, что его сын будет его убийцей, отдал приказ умертвить младенца, но солдат, которому было поручено это дело, отдал ребенка на воспитание крестьянам.

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве и уходит из дома. У города Фивы на него наехала колесница. Разразился конфликт, в результате которого Эдип убил старика и его спутников.

Старик оказался его настоящим отцом. Эдип становится царем города и женится на своей матери. Однако, спустя 15 лет в результате нового пророчества дельфийского оракула правда открывается Эдипу — его жена на самом деле его мать, а убитый им старец много лет назад — его отец. Не вынеся тяжкой ноши позора, он выкалывает себе глаза, чтобы не видеть горькой правды.

Софокл признан настоящим мастером трагедии — его пьесы имели огромный успех в афинских театрах. Он даже умер в 406 году, работая со своими произведениями. Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года.

В одной из историй говорится, что он умер от напряжения, пытаясь произнести длинную фразу из своей пьесы «Антигона», не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. В то время как другая история предполагает, что он задохнулся, поедая виноград на фестивале в Афинах.

Какова бы правда ни была, Софокл остается одним из самых популярных даже сегодня мастеров трагедии, чьи пьесы мы можем лицезреть в театрах.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: https://history-doc.ru/sofokl-biografiya-proizvedeniya/

Софокл — биография, информация, личная жизнь

Жизнь и творчество Софокла

Софокл (Σοφοκλής, 496/5 — 406 до н. э.) — афинский драматург, трагик.

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1557 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора.

Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э.

во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла — Иофон сам стал афинским трагиком.

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес.

Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла.

Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.

Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил.

Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Есть, однако, существенное различие между религиозностью Эсхила и верой Софокла. Первый видел в судьбах своих героев действие неотвратимого закона справедливого возмездия, а в божественной воле — высший нравственный критерий.

Софокл, напротив, не пытался объяснить или обосновать волю божества каким-нибудь этическими соображениями; она неизменно присутствует в мире его героев, более или менее отчетливо различается позади всякого события и в конечном счете торжествует, проявляясь в судьбе людей, но смысл божественного управления миром скрыт от смертных.Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к отдельному человеку, переставшему быть звеном в цепи событий, разыгрывающихся в роде на протяжении нескольких поколений, определили драматургические принципы Софокла.

Он крайне редко объединял три трагедии в связанные единством замысла и сюжета трилогии и ввел третьего актера. Это нововведение, еще слабо используемое в ранних трагедиях, в дальнейшем позволило не только усилить драматическое напряжение в развитии действия, но и обогатить изображение внутреннего мира вовлеченных в него персонажей.

Хотя Софокл увеличил также состав хора, доведя его до 15 участников, объем и роль хоровых партий в его трагедиях существенно сократились по сравнению с Эсхилом: чаще всего в них содержится реакция на события, происходящие на орхестре, в сочетании с краткими размышлениями на этические темы.

При этом нравственные нормыпровозглашаемые хором, не всегда совпадают с собственным мнением Софокла о своих героях и тем более с их решительным и смелым поведением.

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу — «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, древность приписывала Софоклу элегии, пеаны и прозаическое рассуждение о хоре.

В основу «Трахинянок» легло сказание о Деянире. Томление любящей женщины в ожидании супруга, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание «Трахинянок».

В «Филоктете», поставленном на сцену в 409 г. до н. э., поэт с изумительным искусством развивает трагическое положение, созданное коллизией трёх различных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема.

Действие трагедии относится к десятому году троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки ещё на пути под Трою покинули фессалийского вождя Филоктета после того, как на Хрисе он был укушен ядовитой змеей, а полученная от укуса рана, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Покинут он по совету Одиссея.

Одинокий, забытый всеми, нестерпимо страдающий от раны, Филоктет добывает себе жалкое пропитание охотой: он искусно владеет доставшимся ему луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как при помощи этого чудесного лука.

Тогда только греки вспоминают о несчастном страдальце, а Одиссей берет на себя труд доставить во что бы то ни стало Филоктета под Трою или по крайней мере завладеть его оружием.

Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, не участвовавшего в обиде, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета.

Греческое судно уже пристало к Лемносу, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, затем и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и лишениями: постель его — древесные листья на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и замаранные кровью и гноем рубища.

Читайте также:  Белый бим чёрное ухо - краткое содержание рассказа троепольского

Благородный юноша и сопровождающий его хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом при помощи лжи и обмана, и обещание своё он выполнит.

Но если жалкий вид страдальца вызывает участие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с какими относится к нему старик Филоктет с первого момента и отдаёт ему себя в руки, от него единственного ожидая конца своим мучениям, повергают Неоптолема в тяжёлую борьбу с самим собой.

Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, ему нанесённой; он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно окончить войну; он возвратится домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни.

Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы погубить его.

Наконец, все соображения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущающейся против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину.

Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба повелевают Филоктету отправиться под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии — Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тому же самому побуждению Неоптолем идёт дальше: он нарушает данное обещание и отказывается путём коварства против доверившегося ему Филоктета действовать в интересах всего греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать своё поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым хитрым умствованиям (греч. άλλ ? εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушному и правдивому юноше неоспоримо, тогда как коварный и неразборчивый на средства Одиссей рисуется в самом непривлекательном виде. Правилу, что целью оправдываются средства, произносится в этой трагедии решительное осуждение.

В «Эанте» завязка драмы в том, что спор между Эантом (Аяксом) и Одиссеем из-за вооружения Ахилла решен ахейцами в пользу последнего. Он поклялся было отмстить прежде всего Одиссею и Атридам, но Афина, заступница ахейцев, лишает его рассудка, и он в исступлении принимает домашних животных за врагов своих и избивает их.

Рассудок вернулся к Эанту, и герой чувствует себя тяжко опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Эанта, прощание его с жизнью и её радостями. Между Атридами и единокровным братом Эанта Тевкром возгорается спор.

Хоронить ли останки умершего, или покинуть их на жертву псам, спор, который решается в пользу погребения.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С.

Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в.

№ 2725, в той же библиотеке.

Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй — G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в.

господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786-1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832-1849, 1860), Вундером (Л.

, 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Сохранившиеся пьесы:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (409 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)

«Следопыты».

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Sophocles.php

Софокл

Софокл — один из самых известных греческих драматургов и трагиков. Он родился в феврале 485 года до нашей эры, в предместье Колон. В городе, где родился великий драматург, издревле находились храмы и святилища богов — Посейдона, Афины, Деметры — матери земли, героя Прометея. Свой город поэт воспел в творении «Эдип в Колоне».

Семья Софокла была обеспеченной, поэтому он смог получить достойное образование.

После того, как в 480 году до н.э. прогремела саламинская битва, Софокл участвовал в народном празднике и руководил хором.

Поэта два раза избирали военачальником, а также он занимал пост руководителя казны. Афиняне были впечатлены его трагедией «Антигона» и выбрали его вновь военачальником в 440 г. до н.э.

, во время Самосской войны. Постановка трагедии, таким образом, состоялась в 441 году до нашей эры.

Биография Софокла рассказывает о том, что составлением трагедий для театра он, в основном, занимался в городе Афины. В 469 году до н.э. он составил свою первую тетралогию, которая и принесла ему заслуженную победу над Эсхилом, а также дала ему возможность победить других трагиков на сцене. Аристофан Византийский упоминал, что перу Софокла принадлежат 123 трагедии.

У великого драматурга был веселый и общительный характер, он не чуждался радостей жизни, как он нем рассказывает Кефал из «Государства» Платона. Софокл лично знал великого историка Геродота.

Софокл прожил 90 лет и умер в 405 г. до н. э. в Афинах. Афиняне соорудили поэту жертвенник и ежегодно приносили ему дары, как своему герою. А сын Софокла, Иофон, также стал известным трагиком.

Влияние Софокла на постановку действия

Софокл внес не только значительные изменения в саму трагедию, но и изменил манеру постановки пьес. Им было увеличено число артистов — до трех человек, а также он увеличил хор от 12 до 15 человек.

Кроме того, он уделял внимание бутафории спектакля, костюмам, маскам, декорациям, также внес в театр тетралогию, хотя никто толком не знает, как именно. Он первым начал использовать в театре расписанные декорации.

У всех перемен была одна цель — усилить эффект движения для зрителей, создать мистерию, усилить впечатления от просмотра спектакля.

Софокл сумел сохранить в трагедии некий вид священнослужения богу Дионису, что и представляли собой первые трагедии, однако он добавил много для очеловечивания всех своих персонажей, что мало удавалось Эсхилу.

Поэт стал первым глубоко анализировать души и переживания своих персонажей, очеловечил богов и героев, а также дал зрителям увидеть больше, чем просто внешняя оболочка и простые житейские драмы персонажей пьес. Поэт мастерски передавал внутренний мир полубогов с помощью персонажей простых людей.

Отец трагедии Эсхил первым начал обращаться подобным образом с материалами греческих легенд: все помнят его образы Прометея и Ореста; А Софокл смог зайти гораздо дальше, взяв за основу идеи предшественника.

Драматургия Софокла, ее черты и особенности

В произведениях Софокла герои часто сталкиваются и спорят по поводу своих жизненных принципов или противопоставляют друг другу людей с одинаковыми взглядами; но характеры героев должны быть обязательно разные, чтобы подчеркнуть силу одного персонажа и слабохарактерность другого.

Софокл часто любил играть эмоциями своих героев, показывал самый пик эмоций героев, которые постепенно переходят в настроение упадка, лишения сил и всяческих эмоций. Подобные переломы характера мы наблюдаем у Эдипа в трагедии «Царь Эдип»; у Креонта, которому сообщили о гибели его семьи; а также у Аякса, который пришел в сознание в трагедии «Аякс».

У Софокла диалоги в трагедии отличаются своим мастерством, действия динамизмом и оригинальностью, а драматические узлы порой сложно, но интересно распутывать.

О трагедиях

Во всех трагедиях зрителей привлекает не сама сюжетная линия, а переживания героев, которые составляют самую сильную эмоциональную часть любой трагедии. Основное содержание трагедии «Царь Эдип» — это сам момент обнаружения героем своих преступлений, которые он совершил еще до начала основных действий.

Всего до нашего времени дошли семь трагедий великого Софокла, три из которых вошли в его фиванский цикл: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна из цикла о Геракле- «Деянира», и три трагедии троянского цикла: «Эант» — ранняя трагедия автора, а также знаменитые «Электра» и «Филоктет». А также еще 1000 фрагментов трагедий сохранились у различных писателей и современников великого трагика. Кроме основных трагедий Софокл писал также элегии, пеаны, а также рассуждал о хоре в прозе.

Этика Софокла

Взгляды на этику и религию в трагедиях Софокла мало чем отличаются от взглядов Эсхила; особенность трагедий Софокла — это спиритуализм, которого никогда не было ранее, и противоречили взглядам древнегреческих теологов, творцов теогонии и поэтов.

Мы можем узнать о биографии великого трагика в основном благодаря описаниям его жизни, которые часто помещались перед текстами его трагедий. Самый важный список трагедий Софокла хранится во Флоренции в лаврентийской библиотеке, и относится к 10, либо 11 веку; все другие списки, которые содеражатся в других библиотеках — это лишь копии из основного.

Источник: https://biblioman.org/authors/sofokl/

софокл — qwertyuiop

8-9. Творчество Софокла: сценические
нововведения; идейная основа, проблематика, своеобразие композиций трагедий.

Идейная основа

В борьбе за единство демократических Афин Софокл отстаивал
традиционный уклад жизни. Но он сам чувствует обреченность его, и потому
противоречия между старыми, привычными, и новыми, разрушительными веяниями
получают в его произведениях значение трагического конфликта. Поэт ищет в
религии защиты от тех тенденций, которые грозили разрушением старых устоев
афинской демократии.

Хотя он признает свободу действий человека, его разум, он
считает, что человеческие возможности ограничены, что над человеком стоит сила,
которая обрекает его на ту или иную судьбу («Аякс», 1036;
«Трахинянки», 1284; «Антигона», 1168;
«Эдип-царь», 805). Человек, по мнению Софокла, не может знать, что
ему готовит грядущий день.

Высшая божественная воля проявляется в изменчивости
и в непостоянствах человеческой жизни («Антигона», 1159-1163).
Конфликт между стремлениями человека и действительностью приводит поэта к
признанию зависимости от воли богов свободного разумного человека. Это
лейтмотив трагедии Софокла («Эдип-царь», хор 1161).

Причина всех
бедствий — в пренебрежении к божественным законам («Аякс», 1129;
«Антигона», 906), в которых, по Софоклу, проявляется высшая
справедливость.

Причина несчастья человека в надменности, в высокомерии, в
отсутствии смирения перед богами. «Быть благоразумным — это значит не оскорблять
богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью» («Аякс»,
131). Социальные истоки этой надменности, ставящей человека над волей богов,
Софокл видит в учении софистов.

Софисты, или «учителя мудрости», не признавали
божественных неписаных законов, они умели красноречиво доказывать любую мысль,
«делать более слабую речь более сильною». Протагор говорил, что ни
одно дело не бывает само по себе ни плохим, ни хорошим, оно бывает таким, каким
его представляют.

Этот взгляд на существующее вытекал из положения Протагора:
человек есть «мера всех вещей». Учение софистов имело в Афинах успех.
С точки зрения Софокла, отстаивающего веру во всемогущую волю богов, это учение
было опасно скептицизмом и своим искусством спорить.

Поэт развенчивает «мудрость»
тирана Креонта, противящегося воле богов («Антигона»), и осуждает
ловкость Одиссея, для которого любые средства пригодны, чтобы обмануть
Филоктета («Филоктет»). Только полная покорность воле богов ведет к
благоденствию, процветанию страны («Филоктет», 108).

Из этого
следует, что религия, по мнению Софокла, должна быть одной из основ
государства. В благочестивых Афинах процветают правосудие и справедливость.
Поэт не признает тирании.

Читайте также:  Бременские музыканты - краткое содержание сказки гримм

Как и Эсхил, Софокл — противник власти денег, разлагающих основу
полиса («Антигона», 302-308; «Эдип-царь», 512 и далее). Он
хочет укрепить устои демократического государства, протестуя против растущего
расслоения коллектива афинских граждан («Аякс», 160).

Античная
общинная собственность полиса распадалась вследствие развития частной
собственности, что в свою очередь было связано с ростом денежных отношений.

Софокл, будучи талантливым художником, не мог не отразить отдельных сторон
современной ему действительности, полной противоречий.

Сценические нововведения

Софокл, продолжатель Эсхила, вносит в
трагедию ряд новшеств. Каждая трагедия представляет собой законченное целое,
так как поэта волнует судьба отдельного человека, а не целого рода. Интерес к
личности вызвал введение в драму третьего актера, а это дало возможность
придать диалогу большую живость, глубже раскрыть характер действующего лица.

Хор у Софокла по сравнению с Эсхилом
не играет первой роли. Песни хора выражают коллективное мнение граждан, обычно
совпадающее с мнением автора. Греки находили в этих песнях «очаровательную
слабость и величие».

Хоровые партии усиливали эмоциональность, патетику
трагедий и вызывали у зрителей чувства страха и сострадания к герою и оказывали
то очищающее действие, о котором говорил Аристотель. Аристотель в
«Поэтике» обращает особое внимание на композицию трагедий Софокла.

Он
подчеркивает в ней узнавание с перипетией — переход от незнания к знанию,
связанный с поворотом к неожиданному. Этим приемом Софокл мастерски пользуется.

Своеобразие композиций трагедий

Герои Софокла — сильные натуры, не знающие,
за исключением Неоптолема, колебаний. Они более индивидуализированы, чем у
Эсхила, и поэтому более жизненны.

В описании героев Софокл использует прием
контрастного противопоставления, позволяющий подчеркнуть главную черту их
характера: героическая Антигона и слабая Йемена, сильная Электра и
нерешительная Хрисофемида, гуманный Одиссей и деспотичные Атриды.

Софокла
привлекают благородные характеры, выражающие идеалы афинской демократии. Он сам
говорил, что создает людей такими, «какими они должны быть»
(Аристотель. «Поэтика», 25).

Целеустремленность, напряженность
действия приводят трагедию к логической развязке «по необходимости».

Во всех дошедших до нас трагедиях (за исключением одной из последних —
«Филоктет») нет вмешательства богов — развязки, обычной у Еврипида. В
IV в. до н.э. трагедии Софокла вошли в постоянный репертуар Дионисий.

В честь
Софокла был поставлен памятник в афинском театре. Для потомков он остался
создателем образцовой классической трагедии.

8. Трагедия Софокла «Царь Эдип».
Аристотель о мастерстве Софокла-драматурга.

Однако никогда и нигде в мировой драматургии не изображалась столь
проникновенно история человека, преследуемого несчастьями, как в «Царе
Эдипе». Примерно она датируется 428-425 гг.

Начиная с Аристотеля, считали
«Царя Эдипа» вершиной трагического мастерства Софокла. Эдип определяет
каждую сцену, являясь ее центром.

Нет эпизодических действующих лиц, любой
персонаж этой драмы имеет свое четкое место.

Она принадлежит к типу аналитических трагедий. События в ней
нарастают постепенно до кульминации, а затем быстро наступает развязка.

Трагедия открывается появлением на орхестре процессии Ливанских
граждан, которые пришли к дому Эдипа с мольбой о помощи и защите (моровая язва).
Эдип успокаивает их; оказывается, он уже давно послал своего шурина Креонта в
Дельфы, чтобы бог Аполлон открыл причину эпидемии.

Новый эписодий начинается с
прихода Креонта. Он принес ответ бога: эпидемия послана на Фивы за то, что в
стране ненаказанным пребывает убийца царя Лая, прежнего правителя Фив. Эдип
клянется разыскать преступника, «кто б ни был тот убийца».

Под
угрозой тяжелейшего наказания он приказывает гражданам.

Афинские зрители знали историю Эдипа с детства и относились к ней
как к исторической реальности.

Им хорошо было известно имя убийцы Лая, и
поэтому выступление Эдипа в роли мстителя за убитого приобретало для них
глубокий смысл.

Они понимали, следя за развитием действия трагедии, что иначе
не мог действовать правитель, в руках которого судьба всей страны, всего
безгранично преданного ему народа.

Эдип призывает прорицателя Тиресия, которого хор называет вторым
после Аполлона провидцем будущего. Старик, умудренный годами, жалеет Эдипа и не
хочет назвать имя преступника.

Но когда разгневанный царь бросает ему в лицо
обвинение в пособничестве убийце, Тиресий, также вне себя от гнева, заявляет:
«Страны безбожный осквернитель — ты!» Но Эдип, а вслед за ним хор, не
может поверить в истину прорицания. В мозгу царя возникает новое предположение,
логически вполне обоснованное.

Ведь после того, как фиванцы лишились своего
царя, убитого где-то во время паломничества, законным преемником его должен был
сделаться брат овдовевшей царицы — Креонт. Но тут пришел неизвестный никому
Эдип, решил загадку Сфинкса и спас Фивы от кровожадного чудовища. Благодарные
фиванцы предложили своему спасителю руку царицы и провозгласили его царем.

Не
затаил ли Креонт обиду, не решил ли он воспользоваться оракулом, свергнуть
Эдипа и занять престол, избрав орудием своих действий Тиресия? Эдип обвиняет
Креонта в измене, грозя ему смертью или пожизненным изгнанием. А тот, чувствуя
себя невинно заподозренным, готов уже броситься с оружием на Эдипа.

Хор в
страхе не знает, что делать, и тогда появляется жена Эдипа и сестра Креонта,
царица Иокаста. Зрители знали о ней только как об участнице кровосмесительного
союза. Но Софокл изобразил ее волевой женщиной, авторитет которой в доме
признавали все, не исключая брата и мужа.

Оба ищут в ней поддержки, а она
спешит примирить ссорящихся мужчин и, узнав о причине ссоры, высмеивает веру в предсказания.

Желая подкрепить свои слова ссылкой на убедительные примеры, Иокаста
рассказывает, что бесплодная вера в них исковеркала ее молодость, отняла у нее
первенца, а ее первый муж, Лай, вместо предсказанной ему смерти от руки сына,
стал жертвой разбойничьего нападения. Рассказ Иокасты, рассчитанный на то,
чтобы успокоить Эдипа, в действительности вызывает у него тревогу.

Эдип
вспоминает, что оракул, предсказавший ему отцеубийство и брак с матерью,
заставил его много лет тому назад покинуть родителей и Коринф и отправиться
странствовать.

А обстоятельства гибели Лая в рассказе Иокасты напоминают ему
одно неприятное приключение времени его странствий: на перекрестке дорог он
убил случайно возницу и какого-то старика, подписанию Иокасты похожего на Лая.

Если
убитый действительно был Лаем, то он, Эдип, только что проклявший самого себя,
должен бежать из Фив, но кто примет его, изгнанника, если даже на родину он не
может вернуться без риска сделаться отцеубийцей и мужем матери. Разрешить
сомнения может лишь только один человек, старый раб, который сопровождал Лая и
бегством спасся от смерти. Эдип велит привести старика, но тот уже давно
отпросился в дальние пастбища и покинул город. Пока гонцы разыскивают этого
единственного свидетеля, появляется новый персонаж, который называет себя
вестником из Коринфа, прибывшим с известием о смерти коринфского царя и об
избрании Эдипа его преемником. Но Эдип боится принять коринфский престол. Его
пугает вторая часть оракула, в которой предсказывается брак с матерью. Вестник
наивно и от всего сердца спешит разубедить Эдипа и открывает ему тайну его
происхождения. Коринфская царственная чета усыновила младенца, которого он, в
прошлом пастух, нашел в горах и принес в Коринф. Приметой ребенка были
проколотые и связанные ножки, из-за чего он получил имя Эдипа, то есть
«имеющего распухшие ноги».

Эту сцену «узнания» Аристотель считал вершиной
трагического мастерства Софокла и кульминацией всей трагедии, причем особо
выделил художественный прием, называемый им перипетией, благодаря которому
осуществляется кульминация и подготовляется развязка. 45 Смысл происшедшего
первая понимает Иокаста и во имя спасения Эдипа делает последнюю тщетную
попытку удержать его от дальнейших расследований.

Поэт наделил громадной внутренней силой эту женщину, которая
готова одна до конца дней своих нести бремя страшной тайны.

Но Эдип уже не
слушает ее просьб и молений, он поглощен одним желанием раскрыть, наконец,
тайну, какой бы она ни была.

Он еще бесконечно далек от истины и не замечает
странных слов жены и ее неожиданного ухода; а хор, поддерживая его в неведений,
славит родные Фивы и бога Аполлона.

С приходом старого слуги выясняется, что тот действительно был
свидетелем гибели Лая, а кроме того, он же, получив от Лая приказание умертвить
переданного ему когда-то младенца, пожалел ребенка и отдал его коринфскому
пастуху, которого он теперь, к своему смущению, узнает в стоящем перед ним
вестнике. Теперь тайное стало явным.

К хору выходит взволнованный глашатай,
чтобы объявить о самоубийстве Иокасты и о страшном поступке Эдипа, вонзившего
себе в глаза золотые булавки с одежд Иокасты. С последними словами глашатая
появляется Эдип, слепой и залитый собственной кровью. Он сам осуществил
проклятие, которым в неведении заклеймил преступника.

С трогательной нежностью
прощается он со своими детьми и поручает их заботам Креонта.

Софокл никогда не изображает своего героя жертвой, пассивно
принимающей удары судьбы. Его Эдип — энергичный и деятельный человек, который
борется за свое счастье ради торжества справедливости и разума. Он выходит
победителем в борьбе, так как лишает своих противников права до конца
распоряжаться человеком по их усмотрению.

Если бы Софокл думал иначе, он
поступил бы подобно своему младшему современнику, трагическому поэту Еврипиду,
у которого в финале трагедии об Эдипе Креонт приказывал слугам ослепить Эдипа и
выгонял его за пределы страны. Эдип Софокла до самого конца противостоит тем
силам, с которыми, он боролся всю жизнь.

Поэтому он сам придумывает для себя
наказание, сам осуществляет его и преодолевает этим свои страдания.

Противоречие между субъективно неограниченными возможностями
человеческого разума и объективно ограниченными пределами деятельности
человека, отраженное в трагедии «Царь Эдип», является одним из характерных
противоречий софокловского времени.

В образах богов, противостоящих человеку,
Софокл воплотил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, законы
которого были еще почти не познаны человеком. Поэтому Софокл не может этически
оправдать богов, которые подвергают таким страданиям людей. Поэт еще не
усомнился в благостности миропорядка и незыблемости мировой гармонии.

Вопреки
всему он оптимистически утверждает право человека на счастье, считая, что
несчастья не могут ниспровергнуть того, кто отстаивает свои права и борется за
них.

Его героические образы статичны и не являются характерами в нашем
смысле, так как остаются неизменными во всех превратностях судьбы. Но они
велики в своей целостности, в свободе от всего случайного и индивидуального.

В трагедии «Царь Эдип» Софокл делает важное открытие,
которое позволит ему впоследствии углубить героический образ. Он показывает,
что человек в себе самом черпает силы, помогающие ему жить, бороться и
побеждать.

Аристотель:» Таков тот, кто не отличается
особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей
негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в
большой чести и счастии, каков например Эдип-царь и выдающиеся лица из подобных
родо» Аристотель также называет Трагедию Софокла — трагедией рока и судьбы.
Аристотель говорит так же и о том, что «ничего противного не должно быть в ходе
событий; в противном же случае оно должно быть вне трагедии, как в Софокловском
«Эдип-Царе». И ещё, он говорит о том, что в «Царе — Эдипе» сохранён
естественный ход вещей, так как изумление публики возникает благодаря
естественному ходу происшествий.

Источник: https://www.sites.google.com/site/qwertyuopggggg/sofokl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]