Тем не менее, всё не так плохо: Фактрум приводит 10 замечательных примеров человеческой доброты и сострадания.
В 1999-м году, на пороге нового тысячелетия, американцы в ходе голосования признали Мать Терезу самым почитаемым человеком столетия. А согласно опросу, проведённому CNN, ею восхищались больше, чем Мартином Лютером Кингом, Джоном Кеннеди, Альбертом Эйнштейном и Хелен Келлер.
Что же делает её такой особенной?
Мать Тереза, урождённая Аньэз Гонджэ Бояджиу и названная Ангелом Милосердия, была миссионером и монахиней римской католической церкви, посвятившей всю свою жизнь помощи другим людям. Сегодня, когда люди думают о святых, они обычно вспоминают о Матери Терезе.
Мать Тереза
В 1950-м году Мать Тереза основала Орден Миссионеров Милосердия, главной задачей которого был уход за больными, бездомными и беспомощными. В 1979-м году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира.
Тем не менее, в одном весьма спорном исследовании, проведённом в 2013-м году, высказывалось предположение, что репутация и святость Матери Терезы могут быть несколько преувеличены.
Она действительно посвятила свою жизнь помощи ближним, однако её дома для умирающих порой не могли предложить для облегчения страданий ничего, кроме молитвы.
Скончалась Мать Тереза в 1997-м году.
2. «Проект Линус»
«Проект Линус» — это некоммерческая организация, которая раздаёт обычные и стёганые домашние одеяла больным или травмированным младенцам, детям и подросткам в больницах, приютах, в организациях социального обслуживания и в благотворительных организациях. Цель проста: дать людям чувство безопасности и комфорта тогда, когда оно им нужнее всего.
- У проекта Линус в каждом штате есть местные руководители, и есть добровольцы, так называемые «blanketeers».
- Например, в округе Фэйетт, в штате Джорджия, добровольцы с 2010-го года сшили, связали крючками, а затем раздали 1155 одеял местным детям, а в 2012-м году они послали 147 сшитых вручную одеял детям, пострадавшим в результате урагана «Сэнди».
«Байкеры против жестокого обращения с детьми» (или ВАСА) — это ещё одна некоммерческая организация. С 1995-го года они работают, чтобы оградить детей от насилия, и повысить осведомлённость общества о насилии над детьми.
Их цель: сделать так, чтобы дети, подвергшиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, перестали бояться. Потому что отсутствие страха — важный шаг на пути к исцелению.
Также группа помогает финансировать терапию и терапевтические действия.
Байкеры-волонтёры из этой организации стремятся к тому, чтобы дети почувствовали себя в безопасности. Они стараются помочь и в ситуациях, когда с детьми жестоко обращаются сотрудники правоохранительных органов, сотрудники агентств по уходу за детьми, и другие люди.
Не важно, где присутствуют байкеры — на судебном заседании, на слушаниях по условно-досрочному освобождению, сопровождают ли они ребёнка в школу, или просто живут по соседству — сам факт такого присутствия заставляет призадуматься тех, кто жестоко обращается с детьми. Нет, байкеры — не народные дружинники. Это скорее телохранители.
А разве вы не почувствовали бы себя в безопасности, если бы на вашей стороне была большая толпа парней на «Харлеях»?
4. «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо
Баптистская церковь Вестборо (WBC) в основном известна за свои выступления против геев. Ещё представителей этой церкви часто видят на различных громких военных похоронах. Они устраивают там пикеты, держа в руках транспаранты с разными вызывающими лозунгами.
- Можно только вообразить, что началось, когда эта весьма неоднозначная церковь вдруг объявила, что её протесты есть не что иное, как попытка расшевелить общественность.
- К примеру, когда студенты колледжа Вассар узнали, что церковь Вестборо собирается провести пикет у их кампуса, в котором лояльно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, они немедленно организовали встречный протест.
- А студенты из Tехасского университета A&M однажды образовали «живую цепь» лишь для того, чтобы пресечь любые попытки представителей церкви пикетировать военные похороны.
Другие «анти-протестующие» из организации Angel Action принесли с собой трёхметровые ангельские крылья, и со всех сторон закрыли ими представителей церкви, тем самым скрыв их из поля зрения окружающих.
Ещё одна группа, Patriot Guard Riders, тоже воспользовалась «ненасильственными средствами защиты» — щитами, с помощью которых они не позволили представителям церкви провести пикет на очередных военных похоронах.
Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс — это не только драматичное проявление доброты, но и драматичный акт благотворительности.
Билл Гейтс, в рамках программы, которую он создал совместно с Уорреном Баффетом, публично пообещал пожертвовать на благотворительность половину денег, которые он заработал в течение своей жизни. К 2011-му году Билл и Мелинда Гейтс уже перевели в Фонд 28 миллиардов долларов (то есть более трети своего состояния).
Билл и Мелинда Гейтс
Фонд предоставляет деньги самым разным организациям, помогая решать глобальные проблемы, такие, как бедность и голод, решать глобальные вопросы здравоохранения, такие, как профилактическое вакцинирование и обеспечение доступности надёжных медицинских препаратов. Фонд, к примеру, выделил 112 миллионов долларов организации «Спасите детей», чтобы помочь новорожденным, находящимся в различных «группах риска», и 456 миллионов организации MVI, занимающейся разработкой новых вакцин против малярии.
6. Римский Папа Иоанн Павел II простил своего потенциального убийцу
Убийца из Турции по имени Мехмет Али Агджа трижды выстрелил в Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в Ватикане. Это случилось 13 мая 1981-го года. Одна пуля отскочила от указательного пальца Папы, и попала ему в живот. Другая задела правый локоть. Позднее Иоанн Павел II скажет, что выжил он лишь благодаря божественному вмешательству Девы Марии.
Иоанн Павел II и Мехмет Али Агджа
17 мая 1981-го года, всего через четыре дня после покушения, понтифик публично простил Агджа, сказав, что он простил его ещё тогда, когда его в машине скорой помощи везли в госпиталь Джемелли.
А в 1983-м году Папа навестил Агджа в тюрьме, где тот отбывал свой 19-летний срок.
В ходе этой встречи Иоанн Павел II взял своего потенциального убийцу за руку, и простил его, на этот раз — глядя ему в глаза.
Нельсон Мандела был осуждён за саботаж во времена апартеида в Южной Африке, после чего он 27 лет провёл в тюрьме на острове Роббен.
Нельсон Мандела
Когда в 1990-м году он наконец вышел на свободу, у него не было желания мстить своим бывшим тюремщикам.
И более того, одного из них, белого человека по имени Христо Бренд, он пригласил на свою президентскую инаугурацию, состоявшуюся в 1994-м году. А ещё Бренд был приглашён на 20-летнюю годовщину освобождения Нельсона Манделы.
Ещё один тюремщик Нельсона Манделы, Джеймс Грегори, тоже много рассказывал и писал о своей дружбе со знаменитым политзаключённым.
И Грегори, и Бренд говорили о своём глубоком уважении к Манделе. Бренд, в частности, рассказал о его трансформации из человека, поддерживающего апартеид, в человека, выступающего категорически против угнетения и расовой сегрегации. По словам Бренда, его жизнь под влиянием Манделы сильно изменилась, а их дружба стала уроком прощения для многих в этом мире.
8. Иван Фернандес Анайя умышленно проигрывает Абелю Мутаи
Кенийский бегун Абель Мутаи лидировал в кроссе, который проходил в испанской Наварре в декабре 2012-го года. Бегун думал, что уже пересёк финишную черту, на самом же деле до неё оставалось около 10 метров.
Иван Фернандес Анайя и Абелю Мутаи
Испанский бегун, Иван Фернандес Анайя, претендующий на второе место, вполне мог взять и золото, однако не сделал этого. Вместо этого Фернандес Анайя догнал Мутаи, и жестом предложил ему финишировать первым. Позднее Фернандес Анайя заявил, что не заслужил первого места, и предпочёл честность победе.
К декабрю 1914-го года Первая мировая война уже успела унести почти миллион жизней (а всего в этой войне погибнет 14 миллионов), но на один день — Рождество — между британскими и немецкими солдатами установилось перемирие.
До сих пор точно неизвестно, насколько правдива эта история, и насколько её детали преувеличены. Но если ей верить, то британские солдаты в окопах на передовой вдруг услышали знакомый мотив, доносящийся из немецких окопов, находящихся рядом. Это была «Тихая ночь» (англ.
«Silent Night»), с которой и началось несанкционированное братание между врагами. Во время Рождественского перемирия не было никаких выстрелов и взрывов.
Солдаты, порядком уставшие от войны, просто жали друг другу руки, а потом делились сигаретами и перебрасывались консервами по всему Западному фронту.
10. Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана
В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.
- А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.
- Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.
Источник: https://www.factroom.ru/obshchestvo/human-kindness
Добро в русской литературе
Проблема добра и зла всегда была острой для человечества, не зависимо от исторического периода и религиозных верований.
Однозначно понять, что является добром достаточно непросто, так как то, что является добром для одного человека, может быть злом для другого. Иногда бывает и так, что доброе дело оборачивается неприятностями для того, кто его совершил.
Замечание 1
Современная философия дает следующее определение понятию добра: «это эстетическая категория морали, которая определяет нравственные ценности в положительном качестве». Ценности добра представлены бескорыстным желанием помогать каждому, творить благо.
Добро проявляется в искренности, бескорыстии, сострадании, бережливости, справедливости.
Понятие добра во все времена волновало людей, поэтому русские писатели регулярно затрагивают тему добра в своих произведениях. В работах русских литераторов концепт добра рассматривается с разных позиций, например:
- борьба добра со злом
- доброта как спасение
- жертвенная доброта
Борьба добра со злом в русской литературе на примере произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Одной из основных проблем, которую Ф.М. Достоевский поднимает в своем известном произведение «Преступление и наказание» является тема борьбы добра и зла. Он рассматривает соотношение добра и зла в мире и в душе каждого отдельного человека.
Главный герой произведения Родион Романович Раскольников — писатель демонстрирует борьбу добра и зла в душе этого человека.
Герой находится в трудной жизненной ситуации, он страдает от нищеты и бессилен что-либо исправить, он желает помочь другим людям.
Герой произведения решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекает выгоду из людских страданий. Он руководствуется благой целью, как он считает.
По своей природе Раскольников был философом, поэтому он счел, что имеет право распоряжаться судьбой других людей, мотивируя это благими целями. Идя на убийство Раскольников считал, что совершает добро. После совершения убийства Родион в нем не раскаивается, он полностью убежден что поступил правильно.
Но затем Раскольников начинает думать о содеянном и пытается более глубоко заглянуть в самого себя и объяснить причины того что он совершил. Среди них он называет желание утвердиться, бунт, злобу, безумство. Раскольников начинает раскаиваться в содеянном, внутри него происходит как моральное, так и физическое разрушение.
В центре произведения находится сцена признания Раскольникова Соне Мармеладовой о совершенном деянии. В лице Сони мы видим добро, так как она склоняет героя признаться о содеянном и встать на путь исправления. Мы видим, что в конце произведения в душе героя все же побеждает добро.
Добро ради спасения в русской литературе на примере произведения Шолохова «Судьба человека»
Главный герой произведения Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов – человек, который прошел через войну, перенес ужасное горе, потерял семью, побывал в плену у врага, не понаслышке знает, что такое голод и холод. Пройдя через все эти тяжелые испытания сердце человека может очерстветь, стать жестоким. Но сердце у Андрея доброе, поэтому он находит в себе силы жить дальше.
Судьба сводит его с мальчиком-сиротой, который потерял своих родителей во время войны. Андрей берет его на воспитание. Говорить о том, что такое доброта можно много и долго, но истинная добродетель – это поступки. Мы видим, что главный герой спасает своей добротой и мальчика и самого себя.
Особенность этого произведения в том, что, как и главный герой произведения, многие люди, пережившие войну, оказывались в подобных ситуациях. Автор дает пример для остальных людей, что, несмотря ни на что, несмотря на все пережитые муки, человек должен оставаться человеком и сохранять добро в сердце.
Жертвенная доброта в русской литературе на примере произведений А. П. Платонова «Юшка» и В. Распутина «Уроки французского»
В повести «Юшка» А. П. Платонов затронул очень животрепещущую тему – тему добра и милосердия. Главный герой Юшка, ему около 40 лет, но болезнь заставила его постареть рано. У главного героя очень доброе и искреннее сердце. Несмотря на свою болезнь, он, превозмогая себя, работает в кузнице. Все свои заработанные деньги он отдает бедной девочке сироте, которая учится на врача.
Местные жители плохо относятся к Юшке, часто оскорбляют его, но он все терпит и не отвечает злом на зло. Но однажды главный герой повстречался с пьяницей, впервые он дал ответ на оскорбления, и поплатился за то своей жизнью. Пьяница толкнул Юшку в больную грудь от чего Юшка скончался.
Но добро в отличии от человека не умирает, оно продолжает жить. Юшка самопожертвено помогал бедной сироте, девушка выучилась на врача, и стала продолжать доброе дело. После того как она закончила учиться, она стала помогать бедным и больным людям.
К сожалению, в мире остается все меньше и меньше добрых и милосердных людей. Главная тема произведения Распутина «Уроки французского» — жертвенная доброта.
Учительница французского языка Лидия Михайловна жертвует своей репутацией и работой ради спасения своего ученика — мальчик страдает от голода. Голод вынудил его играть на деньги.
Лидия Михайловна всячески пытается помочь ребенку, то старается его хорошо накормить, то посылает ему посылку с едой, но скромный мальчик не может позволить такого к себе отношения, поэтому учительница, рискуя своей репутацией решет играть со своим учеником на деньги, тем самым помогая ему прокормиться. В конце рассказа до руководства доходит информация о том, что делает учительница, и ее увольняют, ей приходится уехать. Но она ни о чем не сожалеет, она рада была принести эту жертву и помочь голодающему ребенку.
Заключение
Практически в каждом произведении русской литературы прослеживается линия добра, добро может быть представлено абсолютно в разных ракурсах:
- жертвенная благодетель
- добро внутри отельного человека
- борьба добра с общественным злом
Многие русские писатели и философы задумывались о месте добра в мире. Вопрос этот остается актуальным и открытым и по сей день.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/dobro_v_russkoy_literature/
О бессилии добра в русской литературе
Недавно я начал преподавать курс по этике и литературе в своем университете. По мере того как курс переходил от фольклора к литературе и от ХIХ века к ХХ веку, обнаружилась неожиданная закономерность.
В русской литературе добро предстает слабым, бессильным. Чтобы одержать победу над злом, оно должно заручиться его же помощью. Но в этом случае оно перестает быть добром, а значит, все равно терпит поражение.
Петр Саруханов / «Новая газета»
У этой общей схемы много вариаций. Начнем со сказки «Василиса Прекрасная» из сборника А. Афанасьева. Ее сюжет перекликается с «Золушкой» — как во французской версии (Ш. Перро), так и в немецкой (братья Гримм).
Красивую, кроткую сироту злая мачеха и сводные сестры пытаются сжить со свету, поручают ей самую трудную, порой невыполнимую работу. Она со всем справляется, оставаясь доброй, терпеливой и несчастной.
Потом вмешивается некая волшебная сила и внезапно поворачивает ее судьбу — красавица попадает во дворец и выходит замуж за царя/принца.
В чем же отличие русской сказки от французской? Золушке помогает добрая фея, ее крестная, а Василисе — людоедка Баба-яга: «ела людей, как цыплят», «забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи…».
Василисе тоже грозит смерть, но поскольку она безропотно выполняет все повеления Бабы-яги, та неохотно ее отпускает из своей избы. И даже дает на дорогу зловещий подарок — череп с горящими глазами, ведь мачеха и посылала падчерицу к Бабе-яге «за огоньком», чтобы осветить дом.
«Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло».
Так сиротка избавилась от домашнего гнета. Одно, меньшее зло побеждено другим, всесильным.
Впоследствии Василиса своей красотой, усердием и ткацким искусством привлекает внимание царя — и он берет ее в жены.
Впрочем, особым трудолюбием Василиса, в отличие от Золушки, похвастаться не могла — всю работу делала за нее завещанная матерью куколка, странный персонаж: то ли рабыня, то ли скотинка, то ли игрушка, то ли талисман, то ли орудие труда: «Куколка покушает… а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена… Хорошо было жить ей с куколкой». Такая вот техноутопия, оправдывающая и праздность, и нечестность, — поскольку все труды куколки Василиса приписывает себе. И даже выйдя за царя, она «куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Если вдуматься в мораль сказки, то она окажется сомнительной: вознаграждаются лень, ложь и насилие.
Еще один вариант сказки, немецкий, по степени участия зла оказывается посредине между французским и русским. У братьев Гримм Золушке помогает не добрая фея, но и не страшная Баба-яга, а беленькая птичка и ее подружки, которые прилетают на дерево, выросшее на могиле матери.
Но главное различие — в действии волшебной силы. У Ш. Перро злые сестры как ни измывались над Золушкой, но полностью прощены, когда та выходит замуж за принца. Ведь Золушка «не только хороша собой, но и добра».
Более того, «она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож». Счастливый конец для всех.
В немецкой сказке сестры жестоко наказаны. Те же самые добрые белые голубки, которые помогают Золушке справиться с тяжелой работой, выклевывают глаза сестрам, причем в самый торжественный момент бракосочетания: «Так-то и были они наказаны слепотой на всю жизнь за их злобу и лукавство».
Немецкая сказка гораздо страшнее, чем французская, ее мораль — жестокое возмездие. Ну а в русской сказке нет не только прощения-милосердия, как во французской, но даже и мотива справедливости и воздаяния, как в немецкой.
Сестры и мачеха Василисы, которые «завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами», просто заживо сожжены. Кара превосходит вину.
Обратимся теперь к самому гуманному произведению русской литературы — повести Гоголя «Шинель». Отсюда мотив сострадания маленькому человеку перешел к Тургеневу, Достоевскому, Толстому, Чехову и стал как бы фирменным знаком отечественной классики.
Бедный Акакий Акакиевич даже муху не способен обидеть, он воплощенная кротость, смирение, прилежание, а его обижают все, судьба наносит удар за ударом, и значительное лицо на мольбу о помощи отвечает таким приступом гнева и угрозами, что А.А. вскоре испускает дух.
Автор всячески старается вызвать пронзительную жалость и любовь к своему герою. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…».
Вот это, казалось бы, и есть нравоучительная цель повести: пробудить в читателе добрые чувства к малым мира сего.
И потому столь неожидан фантастический поворот сюжета, когда Акакий Акакиевич появляется после своей кончины в образе жуткого привидения, явно сговорившись с нечистой силой, и наводит ужас на Северную столицу.
«Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою…»
Вот оно, новое явление той же силы, что и смертоносный череп в волшебной сказке. Оказывается, что доброта не способна совершить ничего доброго в этом мире, и вся жалость, которую автор пытался пробудить к Акакию Акакиевичу, не может изменить его судьбу: ни согреть от мороза, ни защитить от грабителей, ни заступиться перед генералом.
И только мертвец, пахнущий могилой, способен наказать злого генерала и отнять у него шинель. Эпилог повести вступает в резкое противоречие с ее «гуманной» и «моральной» задачей, а по сути, и развенчивает ее, поскольку всей доброты и кротости Акакия Акакиевича хватило лишь на то, чтобы разжалобить одного впечатлительного молодого человека.
Но перед тройной властью: суровой природы, дерзкого преступления и бездушного закона — добро оказывается втройне бессильным. Лишь заключив сделку с дьяволом, маленький человек может покарать обидчика. «Я брат твой» не помогает, тогда как «отдавай же теперь свою [шинель]!» — срабатывает восхитительно.
Этот злобно-мстительный мотив торжествует над гуманным, оттеняя его бессилие.
Еще одно великое свидетельствo о бессилии добра — «Идиот» Достоевского. Задуман роман именно как повествование о «положительно прекрасном человеке», перед нами сам «князь Христос», как указано в набросках Достоевского.
Мышкин безукоризненно добр, сострадателен, принимает всех людей, прощает им обиды и грехи, но почему же прямым последствием этого всепрощения становится крушение человеческих судеб: преступление Рогожина, смерть Настасьи Филипповны, отчаяние и надлом Аглаи, окончательное помешательство самого Мышкина? Если бы на месте Мышкина оказался кто-то менее добрый и сострадательный, вряд ли итог мог бы оказаться более жестоким и безысходным. Так Христос он или Антихрист?
Мысль романа оказывается глубже и страшнее его замысла — это мысль о пагубности добра, не только потому, что само оно бессильно совершить что-либо благое в мире, но и потому что своим бессилием развязывает силы зла, потакает разрушительным страстям.
Гордость и мстительность Настасьи Филипповны, безудержная страсть Рогожина, самолюбие Гани Иволгина, ревнивость и высокомерие Аглаи — все это многократно усиливается мышкинским сострадательным участием.
Христос, который пришел с вестью добра и прощения, но лишен мужественной воли и власти направлять людей к цели спасения, — это лжеподобие, мнимый двойник Христа, вдвойне опасный своей склонностью всех прощать и оправдывать.
Русская литература, даже проповедуя добро, не верит в его силу, в его способность переделать мир. Зло оказывается более могущественным, необоримым — и вынуждает добро либо к трагической капитуляции, побеждая его, либо к иронической капитуляции, заставляя заручиться своей поддержкой. Такова роль зла и в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
В иудеохристианской теологии Бог всемогущ и всеблаг, но у Булгакова эти два атрибута противопоставлены друг другу. Образ Всесильного добра здесь распадается на бессильно-доброго Иешуа — и князя мира сего Воланда… Бессильное добро и недобрая сила — таковы два полюса романа, заданные из глубины времен, обреченные на противостояние и странный союз.
Мастер сочиняет роман о своем герое Иешуа — и подвергается злобной общественной травле; а Маргарита, чтобы вызволить беззащитного мастера из психлечебницы и спасти его рукопись, обращается к помощи всесильного Воланда. В сюжете самого известного русского романа ХХ века Маргарита наделяется, по сути, той же ролью, что героиня волшебной сказки.
Сначала она страдалица, как Василиса, а потом сама становится ведьмой ради спасения доброго, но слабого возлюбленного. Появляется здесь и череп (Берлиоза), который Воланд наполняет кровью — и приказывает выпить ее Маргарите («сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон»). Только после этой дьявольской инициации Маргарите удается вернуть себе Мастера и его рукопись.
Слышится здесь и отзвук «Шинели», поскольку кроткий Акакий Акакиевич, чтобы вернуть себе украденную шинель, тоже должен заключить союз с дьяволом.
Если добро хочет изменить мир к лучшему, оно само вынуждено обращаться к злу, заискивать перед ним. А зло от избытка сил и презрительной щедрости бросает ему маленькую подачку, чтобы тем вернее явить свое превосходство.
Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/01/16/79193-o-bessilii-dobra-v-russkoy-literature
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»
02.09.2018
Сборник аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.
Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Доброта и жестокость на войне.
- Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.
Аргументы на темы «Доброта и жестокость»
М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье.
С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости.
Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб.
Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость.
Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания.
В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери.
Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения.
К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
И. А. Гончаров. «Обломов»
Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу.
Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную.
На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.
Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком.
Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына.
За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.
А. И. Солженицын. «Матренин двор»
Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке.
Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены.
Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду.
На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире.
Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик.
Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость.
В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости.
Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина.
Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.
Н. В. Гоголь «Шинель»
В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием.
А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек.
Получается, доброму и неспособному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствуют истинные ценности.
Н. С. Лесков «Дурачок»
Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться.
Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям.
Это образец истиной добродетели, к которой должен стремиться каждый.
Источник: https://ctege.info/napravlenie-dobrota-i-zhestokost/argumentyi-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html
Доброта — сочинение ОГЭ
Примеры сочинений — показать сразу »»
Одна из тем сочинения ОГЭ — Доброта (задание 9.3). Учащимся предстоит написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Что такое доброта?» или «Как вы понимаете значение слова Доброта?»
Рекомендации по написанию сочинения
- Дайте свое определение понятия «доброта».
- Объясните, почему именно так вы определяете это понятие.
- Приведите два примера в качестве аргументов вашего рассуждения.
- Один пример должен быть из литературного текста, второй пример может быть из жизни.
Среди текстов могут быть произведения Э.Ю. Шима, В.К. Железникова, Н.
Гарина-Михайловского и других авторов.
Примеры сочинений (рассуждений) с аргументами
Доброта — это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому. Добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен.
Доброта тесно связана с умением сопереживать, сочувствовать. Добрый человек — это тот, кто любит людей. Можно сказать, что добро — это проявление любви к человеку, к животным, ко всему миру.
Оно роднит людей, объединяет их, вызывает симпатию, дружбу.
В тексте В. К. Железникова есть пример, подтверждающий мои мысли. Валерка Снегирёв по-настоящему добрый человек. Он услышал, как у соседей его друга воет собака, и не смог остаться равнодушным. Валерка поднялся к ним и предложил каждый день гулять с собакой, пока их нет дома.
В жизни тоже можно часто встретиться с добрым отношением к другим людям. Человек пожелал кому-то доброго утра или доброго дня, и частичка доброты полетела к собеседнику. Она даст заряд какому-то доброму, пусть и маленькому поступку.
Может быть, тот, кому ты послал своё доброе приветствие, кому-нибудь улыбнётся или уступит место в автобусе. А может быть, получив заряд доброго и хорошего, приютит бездомного котёнка или успокоит плачущего малыша.
Доброта всегда порождает только доброту.
Таким образом, доброе отношение к людям — это тот принцип, на котором держится наш мир.
Доброта — это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому. Добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен.
Доброта тесно связана с умением сопереживать, сочувствовать. Добрый человек — это тот, кто любит людей. Можно сказать, что добро — это проявление любви к человеку, к животным, ко всему миру.
Оно роднит людей, объединяет их, вызывает симпатию, дружбу.
В тексте Э. Ю. Шима есть пример, подтверждающий мои мысли. Жека покупает и отправляет Лизе Ракитиной фотографии артистов, потому что она плохо видит и не различает на экране лица актёров. Ему хочется помочь Лизе.
В жизни тоже можно часто встретиться с добрым отношением к другим людям. Человек пожелал кому-то доброго утра или доброго дня, и частичка доброты полетела к собеседнику. Она даст заряд какому-то доброму, пусть и маленькому поступку.
Может быть, тот, кому ты послал своё доброе приветствие, кому-нибудь улыбнётся или уступит место в автобусе. А может быть, получив заряд доброго и хорошего, приютит бездомного котёнка или успокоит плачущего малыша.
Доброта всегда порождает только доброту.
Таким образом, доброе отношение к людям — это тот принцип, на котором держится наш мир.
Доброта — это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому. Добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен.
Доброта тесно связана с умением сопереживать, сочувствовать. Добрый человек — это тот, кто любит людей. Можно сказать, что добро — это проявление любви к человеку, к животным, ко всему миру.
Оно роднит людей, объединяет их, вызывает симпатию, дружбу.
В тексте Н. Гарина-Михайловского есть пример, подтверждающий мои мысли. Тёма не мог оставить в беде свою собаку, когда кто-то бросил её в колодец. Тёме было страшно, но он ночью спустился в колодец и спас Жучку.
В жизни тоже можно часто встретиться с добрым отношением к другим людям. Человек пожелал кому-то доброго утра или доброго дня, и частичка доброты полетела к собеседнику. Она даст заряд какому-то доброму, пусть и маленькому поступку.
Может быть, тот, кому ты послал своё доброе приветствие, кому-нибудь улыбнётся или уступит место в автобусе. А может быть, получив заряд доброго и хорошего, приютит бездомного котёнка или успокоит плачущего малыша.
Доброта всегда порождает только доброту.
Таким образом, доброе отношение к людям — это тот принцип, на котором держится наш мир.
Показать весь список сочинений по русскому.
Источник: https://school-mosreg.ru.com/sochinenie-oge/dobrota/
Копилка аргументов к ОГЭ часть 15.3 2016
Дружба — это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. По-моему мнению, друг – это тот, кто понимает тебя, как самого себя. Кто знает все твои недостатки, но не обращает на них никакого внимания.
Такой дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в возрасте, ни наличие различных интересов, потому что такая дружба – НАСТОЯЩАЯ.
А.С.Пушкин «Пущину»
Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.
- Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»
- «19 октября»
- Поэт в стихотворении «19 октября» писал:
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Он, как душа, неразделим и вечен…
Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.
В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость.
Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу».
Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.
Вспомним другого литературного героя — Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.
В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе — прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.
Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина — В.А.Жуковского, который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты.
Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.
Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.
А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.
Алексина рассказывается о двух подругах — Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них — Люся — всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет.
Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.
Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.
Источник: https://multiurok.ru/files/kopilka-arghumientov-k-oge-chast-15-3.html