Анализ стихотворения осень бальмонта

Анализ стихотворения Осень БальмонтаМир нуждается в красоте. В красоте стихов, в красоте осени. Увидеть необычные краски осенней природы, штрихи красоты, учуять малейшие запахи, услышать звуки – вот что хотел донести до нас К.Бальмонт. Стихи про осень Бальмонта полны тихого очарования.

«Напоследки»
Вот и Осень золотая
‎К нам приходит вновь.
Гуще дымка, утром тая,
И оделся лес, блистая,

‎В листья, красные как кровь.

  • Я бы думал, что весною
    ‎Место для огня.
    А меж тем, как будто зною,
    Всей листвою расписною,
  • Служит в осень головня.
  • Раскутился напоследки
    ‎Зорно-красный цвет.
    Лист ярчей, но листья редки,
    И паук, сплетая сетки,
  • Чинит листьев рваный след.
  • Как падет рубин шуршащий
    ‎В паутинный свод,
    Рухнет вдруг балкон дрожащий,
    И на зимний сон, из чащи,
  • ‎Осень зодчего зовет.
  • Но паук, ее не слыша,
    ‎Протянул канат.
    Вот готова стенка, ниша,
    Скреплена узорно крыша,
  • ‎Ждет гостей, любому рад.

Про осень Бальмонт писал по-особому – задушевно, сердечно. В его стихах нет излишнего нагромождения поэтических украшений. Всё понятно, лаконично.

«Осень»
Влага прохладною стала.
Вечером — где он, рубин?
Зори — в мерцаньях опала,

  1. Облачки — полчища льдин.
  2. Осень серпом однозубым
    Сжала вплотную поля.
    Воздух стал жёстким и грубым,
  3. Сохлой листвой шевеля.

Минуло красное лето,
Спи же, цветов не ища.
Хочешь ли красного цвета?

  • Вот тебе листья плюща.
  • Бальмонт – знаток поэзии, его стихи привлекают силой и выразительностью художественного языка, яркостью и живописностью образов и картин.
  • «Осень»
    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
  • В сердце стало грустнее.
  • Стаи птиц улетают
    Прочь, за синее море.
    Все деревья блистают
  • В разноцветном уборе.
  • Солнце реже смеется,
    Нет в цветах благовонья.
    Скоро Осень проснется
  • И заплачет спросонья.

«Осенний лес»
Лесная чаща. В изумруд,
Еще недавно, там и тут,
Рубины изливались, рдея.
Теперь, парча листвы, сполна,
Как дымно-желтая стена,
Броня дерев шуршит, редея.

Цвет постаревший, – не седой,
А серо-пепельный, подседный, –
Скользит по этой сказке медной,
И, вспыхнув, гаснет чередой.

Так в час вечерний, козодой,
В лазури неба, перед нами,
Мелькнет неверными крылами,
Свершая быстро путь витой,
И вдруг исчезнет над водой,
Где, взор души слияв с мечтами,

  1. Последний медлит луч златой.
  2. «Весёлая осень»
    Щебетанье воробьёв,
    Тонкий свист синиц.
    За громадой облаков
  3. Больше нет зарниц.
  4. Громы умерли на дне
    Голубых небес.
    Весь в пурпуровом огне
  5. Золотистый лес.
  6. Ветер быстрый пробежал,
    Колыхнул парчу.
    Цвет рябины алым стал,
  7. Песнь поёт лучу.
  8. В грёзе красочной я длю
    Звонкую струну.
    Осень, я тебя люблю,
  9. Так же, как Весну.
  10. «Осенний праздник»
    Ещё осень моя не настала,
    Но высокое лето прошло,
    И деревья напевом хорала
  11. Овевают мой праздник светло.
  12. Это праздник великий сознанья,
    Что затих огнемётный дракон,
    И огонь не уменьшил сиянья,
  13. Но возник как рубиновый трон.
  14. Над вершинами алое чудо,
    Благодать снизошла с высоты,
    И исполнены долгого гуда
  15. Озарённые краской листы.
  16. Широко, как последние пчёлы,
    Перекатная сказка поёт,
    Уходя за соседние долы,
  17. Упадая в сознанье как мёд.
  18. Высоко, к благодатностям Юга,
    Улетают семьёй журавли,
    Я как точка безмерного круга,
  19. Всё — моё, и вблизи, и вдали.

Источник: https://DetskiyChas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/stihi_pro_osen_balmonta/

Анализ стихотворения "Осень" К.Д. Бальмонта

  • «Речевое развитие
    »:
  • · Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.
  • · Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.
  • · Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
  • · Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельностив средней группе

Воспитатель: Сакулина Н.С.

  1. Тема: «Осень» К. БальмонтЗаучивание стихотворения
  2. Образовательные области: приоритетная – речевое развитие;
  3. в интеграции – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие
»:

  • Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.
  • Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
  • Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей

«Познавательное развитие»:

  • Формировать представления о сезонных изменениях в природе.

«Художественно – эстетическое развитие»:

  • Развивать у детей творческие способности.

«Физическое развитие»:

  • Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
  • Планируемые результаты НОД:Интегративные качества: эмоционально – отзывчивый; любознательный, активный; имеющий первичные представления о природе;
    овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Оборудование для педагога:
    Мольберт, иллюстрация осеннего пейзажа, магнитофон, фонограмма с музыкой, альбомные листы, цветные карандаши.
  • Индивидуальная работа:
    с Ваней – учить отвечать на вопросы по содержанию.
  • Предварительная работа:
    Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, чтение рассказов об осени.
  • Дети заходят в группу, здороваются с гостями и проходят на свои места.
    Вводная часть:
  • Воспитатель:

— Ребята, садитесь красиво и послушайте стихотворение:Птички улетели, Стали дни короче,Солнышка не видно,Темны-темны ночи.А.С. Пушкин

Воспитатель:
— Как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (Об осени).- Назовите месяцы осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Скажите, к какому месяцу относится эта иллюстрация? (К октябрю). Правильно, ребята, так как именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Сейчас как раз и идет этот месяц – октябрь.

Основная часть:Воспитатель: —

Ребята, вы хотите послушать еще одно стихотворение про осень? (Да). Тогда слушайте внимательно. Стихотворение называется «Осень», а написал его Константин Бальмонт.Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

  1. Стаи птиц улетаютПрочь за синее море.Все деревья блистают
  2. В разноцветном уборе.
  3. Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья,Скоро осень проснется
  4. И заплачет спросонья.

Воспитатель:
— Ребята, вам понравилось стихотворение? (Да). Кто автор? (Константин Бальмонт). Какое оно веселое или грустное? (Грустное). Правильно, грустное: стали дни холоднее, улетели птички, солнышко реже появляется, часто идут дожди. Давайте все вместе повторим строчку из стихотворения:
«И от птичьего крика в сердце только грустнее»
.

Воспитатель:
— Ребята, почему осень заплачет, как вы это понимаете? (Часто идут дожди). Правильно, идут дожди, будто осень плачет. Какими словами автор говорит об этом? Кто помнит?
«Скоро осень проснется и заплачет спросонья»
(Дети читают по одному).Воспитатель:
— А почему плачет она спросонья? (Потому что осень спала).

Почему осень спала? (Потому что было лето, а за летом осень пришла – проснулась). Правильно, молодцы.Воспитатель:
— Слово «благовонье» интересное. Приятные запахи называют этим словом. Цветы приятно пахнут, а осенние цветы уже не пахнут, нет в них благовонья. Давайте хором повторим это слово (Благовонье).
Дети повторяют слово хором и индивидуально.

А теперь давайте повторим всю строчку целиком:
«Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья».
Воспитатель:
— Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение еще раз. Будьте внимательны, запоминайте, будем учить его наизусть. Читает выразительно. Дает время припомнить. Затем дети читают по одному четверостишию – эстафетно.

Воспитатель активно помогает: начинает строчку, проговаривает вместе с ребенком, подсказывает тихо слово-не допускает длинных пауз. Поощряет и оценивает положительно. Первая тройка детей – дети, которые быстро запоминают стихи. Вторая тройка детей – дети, которые запоминают медленнее. За ними воспитатель читает стихотворение еще раз.

Воспитатель:
— Ребята, а сейчас я вас приглашаю на прогулку в осенний лес. Проводится физминутка под музыку.
— Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками вправо – влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).

По окончании физминутки воспитатель предлагает произнести звуки «ш-ш-ш», как будто листья шуршат под ногами.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! А теперь поиграем в игру «Кто больше скажет слов». — Что можно назвать словом – «осенний»? (День, дождь, ветер, погода, листья, лес, грибы, туча, небо, солнце).
Все слова дети говорят в сочетании со словом «осенний».

– Молодцы! Много слов назвали.-А сейчас я загадаю вам осенние загадки. Слушайте внимательно.Дни стали короче, длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (

Осенью)Без рук, без ног, а деревья гнет.
(Ветер)

  • Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий,В тучах прячется, во мгле,
  • Только ноги на земле.
    (Дождь)

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья)- Молодцы! Все загадки отгадали.- Ребята, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать осеннюю картинку. Можно нарисовать дерево с разноцветными листьями или дождик.

Дети рисуют по впечатлениям от занятия под музыку.

Заключительная часть.

— Ребята, чем сегодня занимались на занятии? (разучивали стихотворение).- Кто запомнил название стихотворения? (ответы детей).- Что еще делали? (отгадывали загадки, играли в игру, рисовали).- Сегодня хорошо отвечал … , были активны… .Занятие окончено.

Одно из самых трогательных и лиричных произведений русской пейзажной лирики стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано в 1899 году. Это тяжелый период в истории нашей страны; смена века и неспокойная обстановка в обществе навевали печальные мысли, которые ассоциировались с печальной осенней погодой.

Читайте также:  Свинопас - краткое содержание сказки андерсена

Текст стихотворения Бальмонта «Осень» ребята читают уже в 5 классе, нередко его задают учить наизусть. И это вполне объяснимо: чистый, хрустальный стиль этого маленького шедевра очень нравится детям.

Говоря о нем на уроках литературы, пятиклассники отмечают грустное настроение поэта, которое он выражает в своем произведении. Образы так просты и трогательны, что очень легко представить себе печальную красавицу осень, плачущую слезами дождя.

Юным читателям видится в этом стихотворении элегический пейзаж, украшенный и оживленный олицетворениям: «Осень проснется и заплачет», «солнце смеется». Обращаясь к этому произведению вновь, уже в старших классах, школьники обращают внимание на то, что стихотворение написано в последнюю осень XIX века.

Поэт с тоской оглядывается в прошлое и смотрит в будущее без оптимизма. Не приход зимы он видит там, а слезы осени. Что оплакивает она? Об этом мы можем лишь гадать.

Поэт Константин Бальмонт — признанный поэт-романтик, первый русский символист, считал, что с помощью символов полно и красиво, а, главное, доступно можно выразить свои мысли и чувства.

Стихотворение «Осень» он написал в 1899 году, уже будучи хорошо известным поэтом.

Поначалу стихотворение можно отнести к простому лиричному произведению, ведь начинается оно достачно буднично и рассказывает об обычном явлении природы — наступлении осени: вот и брусника поспела, и дни становятся короче, и слышны крики птиц, улетающих в жаркие страны.

Грусть, тоска, почти явная хандра в душе романтиков, людей, остро реагирующих на окружающий их мир, на настроение природы, потому что они живут в этом мире и наслаждаются каждым его проявлением.

Но это только начало произведения, которое настраивает нас на дальнейшее восприятие, быть может, чего-то более серьезного и важного, чем простое наступление очередной осенней поры.

Стихотворение несет в себе политическое значение, ведь оно написано в последний год уходящего девятнадцатого века, на пороге века двадцатого.

Внимательный читатель поймет, что автор как бы прощается с птицами, улетающими далеко-далеко, он как будто чувствует, что в скором будущем он будет вынужден, словно подражая этим улетающим птицам, покинуть свою родную сторонушку, оставить свою Родину, которую ждут такие же перемены как в осенней природе: все старое умирает в предчувствии нового рождения, рождения новой эпохи.

Вчитываясь в стихотворение, понимаешь, что осень для автора это дождь, а дождь — это слёзы. К. Бальмонт будто чувствует беду, которая придет обязательно, придет как смена времен года, и фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» нужно понимать именно так.

Конечно, если говорить только о самом стихотворении, а не о его переносном значении, то можно сказать, что автор просто мастерски описывает унылую пору, используя эпитеты и сравнения, не столь, правда, яркие и сочные, как у других великих русских писателей и поэтов, но тем не менее. В его обычных словах кроется какой-то потаенный смысл: грусть, тоска, он как бы оплакивает судьбу России, в которой грядут произойти огромные перемены.

Стихотворение очень «тихое», грустное, мне кажется, оно учит просто, «тихо и спокойно» любить свой край, свой уголок, свою осень, свою Родину, помнить о том, что Россия — самая прекрасная страна на Земле, с самыми красивыми рассветами и закатами, птицами и деревьями, знать, что краше Родины любимой нет ничего, любить ее и гордиться ею.

  1. «Осень» Константин Бальмонт
  2. Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
  3. В сердце стало грустнее.
  4. Стаи птиц улетают
    Прочь, за синее море.
    Все деревья блистают
  5. В разноцветном уборе.
  6. Солнце реже смеется,
    Нет в цветах благовонья.
    Скоро Осень проснется
  7. И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков.

Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей
, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии.

Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику
. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону.

Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими.

Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года.

Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря.

Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики.

Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта
.

Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно.

В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах.

Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Источник: https://edema-club.ru/swelling/analiz-stihotvoreniya-osen-k-d-balmonta/

«Осень», анализ стихотворения Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт — один из первых символистов в России, чье творчество стало эталоном для литераторов на рубеже XIX и XX веков. Пробуя все новые стилистики, Бальмонт приходит к романтизму и декадентству, но символы занимали в его творчестве особенное место.

Поэт считал, что именно с помощью символов возможно наиболее ярко и полно выразить излияние души, донести его до будущих поколений. Одно из стихотворений, написанных Бальмонтом в период расцвета его творческой славы, — это «Осень». Время создания — 1899 год.

«Осень» — это одно из тех произведений, где личные переживания автора и глубокий философский смысл переданы через описание пейзажа. Само стихотворение довольно лаконичное, начинается с описания леса, где поспевает брусника, дней, что становятся короче, птиц, с печальным криком улетающих в теплые края, что навевает грусть.

В произведении представлена картина увядающей жизни, поэтические строки исполнены печали и горечи предстоящей утраты. Это образ осенней хандры и меланхолии, что охватывает сердце и душу творца, художника, поэта, которые тонко чувствуют и воспринимают окружающий мир и события, происходящие в нем.

Первое четверостишье должно настроить читающего на определенный лад, подготовить к восприятию более значительной и важной информации, что хочет донести поэт. «Осень» написана на исходе XIX века. Это время исполнено тревожного ожидания грядущих перемен, революционными волнениями в народе, особенно среди молодых людей, студентов.

В стихотворении сквозит ностальгия по прежним временам, хотя Бальмонт сначала и приветствовал революцию. Поэт с любовью смотрит на улетающих за море птиц, словно бы предчувствуя и свою скорую эмиграцию из родной страны в чужие края. Старое уже не может жить, а новое еще не готово появиться на свет.

Читайте также:  Балет лебединое озеро - краткое содержание сюжет

Само время года у Константина Дмитриевича ассоциируется с плачем, что весьма символично. Не только из-за дождливой погоды, присущей осенним месяца, но и из-за страны, расколовшейся на два враждебных лагеря осенним днем через 18 лет.

Строка «скоро осень проснется и заплачет спросонья» может истолковываться и как предчувствие грядущей опасности, беды, которая неотвратимо наступает, как и время года.

Если отвлечься от философского смысла произведения, не читать его между строк, то можно увидеть великолепный поэтический образец пейзажной лирики, однако образ природы родной стороны здесь все же несколько обесцвечен, отходит на второй план, уступая место глубоким смыслам и мыслям автора. «Осень» — это прекрасный пример символистской поэзии, где в простых строках, не изобилующих средствами художественной выразительности, сокрыто потаенное послание. Здесь тоска и тревога перед перерождением России, и светлая надежда на то, что ее ждут лучшие времена, и попытки запечатлеть уходящее время в стихотворных строчках. Бальмонт, сам того не подозревая, оплакивает не только собственную судьбу, но и судьбу родной страны. Но и светлая сторона здесь есть. Автор призывает читателя наслаждаться настоящим, пока есть такая возможность.

Жанр стихотворения — пейзажно-философская лирика. Произведение написано в двустопном анапесте, что придает строкам необыкновенную легкость и простоту.

Бальмонт не перегружает свое творение различными средствами художественной выразительности, не затмевая главный посыл его. Это тоже способствует поддержанию образа мнимой простоты «Осени», но и не умаляет точности передачи настроения и осеннего пейзажа.

Стихотворение содержит в себе три катрена (четверостишья), в которых используется метод перекрестной рифмовки.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
  • По произведению: «Осень(Бальмонт)»
  • По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Источник: https://goldlit.ru/balmont/1297-osen-analiz

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

  •   Цели: учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,
  •              которое  передаётся   автором словами-образами.
  • Оборудование:
  •               Презентация  «Золотая   осень»

              Портрет К. Д. Бальмонта.

  1.               Эпизоды русской осенней природы
  2.               Корзина с   листьями.
  3.               Слова-настроения.
  4.               Листочки с текстами.

               Грамзапись П.И. Чайковского

               «Времена года» — «Октябрь». Осенняя песнь;

Задачи:

              Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

              Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

              русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

  •               Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического
  •               произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать
  •               словесные картины через развитие речи.
  •               Углублять первичные представления об основных выразительных
  •               средствах литературы и их роли в художественном произведении.
  •               Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.
  •               Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и
  •               нежности).
  •               Расширять литературный кругозор.
  •               Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.
  • Ход урока

      1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Мне  очень приятно  видеть   ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё  получится.

  — Сегодня  у нас  необычный  урок. Как вы считаете: о чём  мы  будем  говорить?

2.Задание на «пробуждение» творческого  воображения, настрой на эмоциональный  тон  стих-ия

—  Не  так давно мы все вернулись с теплого, ласкового  лета. А  сегодня на  дворе  осень.

  1.        СЛАЙДЫ   Литературно-музыкальная композиция.  (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)
  2. — Я   уверена, что эти строчки  вам  всем  знакомы   —  это  Пушкин.
  3. — Давайте  пофантазируем   и  представим  себе,   как       полетят первые   осенние  листочки  к  земле, о чем они  будут  вспоминать, о чем они  будут   мечтать?
  4.            (ОТВЕТЫ   ДЕТЕЙ)
  5. — С  каким  настроением они  летят?

3.Работа  с текстом   стих-ия   Бальмонта  «Осень»  .

   Установка:  —   А  сейчас  я   хочу   предложить  вам  раннее не знакомое  стихотворение.  Постарайтесь  вслушаться  в  настроение этого  стихотворения!

Можно  смотреть  в  таблицу  настроения, чтобы   легче  было  ответить на мой  вопрос.

Выразительное   чтение стихотворения  учителем.

Проверка восприятия:  Какое настроение было у вас при  восприятии этого стихотворения? Какие  чувства наполняли вас?

  • —  В  помощь  вам   «Словарь настроений»
  •  ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение  картинами  природы, изображенными  поэтом)
  • — Название  стихотворения  ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения    отображает    его тему?    А  настроение?

 – Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над  этим   вопросом   мы  поработаем  на  уроке.

  1. Задача  на  уроке:  научиться    определять   настроение   в  лирическом  произведении, которое передается   автором  словами-образами.  
  2. 4. Работа по осмысливанию:
  3.     – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз
  4.             Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 — 1942)
  5.                       Осень
  6.               Поспевает брусника,
  7.               Стали дни холоднее,
  8.               И от птичьего крика
  9.               В сердце только грустнее.
  10.               Стаи птиц улетают
  11.               Прочь, за синее море,
  12.               Все деревья блистают
  13.               В разноцветном уборе.
  14.               Солнце реже смеется,
  15.               Нет в цветах благовонья.
  16.               Скоро Осень проснется,
  17.               И заплачет спросонья.
  18. 5 Словарная  работа  
  19. – Встретились ли непонятные слова?  Запись на  доске:
  20.   СЛАЙД            Благовонья —   приятный   запах  (благо  внять)
  21.                             Разноцветном    
  22.                             Спросонья
  23.                             Прочь
  24.  – Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)
  25.  – Какой период осени?  (ранняя  осень)  доказать
  26.          Повторное  чтение детьми с целью ответа  на  вопрос:
  27. Обратитесь  к  стихотворению:
  28. — Что  необычного  в  изображении осени  у  автора? (Слово  Осень   написано с большой  буквы)
  29. — Почему написано с большой буквы? (Поэт  одушевляет  осень, для  него это  имя  живого  существа)
  30. -Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)
  31. — Какой литературный прием он использует?
  32. ( Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».
  33.      Олицетворение?)

6.Словесное  рисование.

— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам  надо  нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что  нам  для  этого  нужно  сделать?

  • (Перечитать  и определить, что будет нарисовано  на  нашей   иллюстрации)
  • — Кто же  будет  главным  героем   нашего  стих-ия? (осень)
  • — Учитывая то, что поэт одушевил  осень, в  виде кого  ее можно  изобразить?
  •     (девочки – плачет)
  •  -Почему  девочки, девушки?
Читайте также:  Любовница французского лейтенанта - краткое содержание романа фаулза

 — Какое выражение  лица? От  чего  оно грустное ?(грустное, печальное,  заплаканное)

  1.  —  От  чего  может  заплакать  девочка — Осень?
  2.        ( от  одиночества – покидают  птицы, цветы, солнце)
  3. — Какое  явление природы хотел  изобразить   Бальмонт   под  слезами  девочки?
  4.        (Осенний  дождик.)

Как  замечательно  изобразил  природу  поэт! Оказывается, она  у него  живая, и у нее  тоже бывают  слезы.

— Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

  •  ( поспевает брусника – бордовый,
  •    Синее море – синий,
  •    Солнце реже  смеется – желтый,
  •    В  разноцветном  уборе – другие)
  • -Итак,  главный  персонаж  на  рисунке  — девочка-Осень.  
  • — Что  вы нарисуете  вокруг  девочки  Осени?
  •    ( по  тексту: ягоду  бруснику, в небе улетающих  птиц, солнце  за  тучами, деревья  в  разноцветном  уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке  синее  море)
  • — Как  поэт относится  к  Осени, которая  вот-вот  заплачет?
  • (С  нежностью, с  грустью, ему  ее жалко, и он  одновременно любуется  ею)
  • — Такое  стихотворение  мог  написать  только человек,  нежно   любящий  свой край, свою  родину.  

7. Рассказ  учителя  о  поэте.

          Константин Дмитриевич  Бальмонт (1867-1942) был назван другим  поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

         Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика и  дочери  генерала. Как  и  многие русские  писатели-дворяне, он  пронес через всю свою  жизнь нежную и  грустную  любовь  к  своей  малой  родине.

        Родители, по признанию самого  поэта, оказали  на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная  женщина,  ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, словесности, истории, языкознания.

«Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, —  так писал позднее Бальмонт.

– Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты… С  ним,  я  еще  в  самом начальном   детстве,  я  глубоко  проник  в  красоту  лесов, полей, болот  и  лесных  рек».

      В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

—  Так  что  ж  хотел сказать поэт, какие чувства, настроение  показать в стихотворении?

Поэт  открывает нам  красоту   природы. Учит  замечать  её . Мы  благодарны поэту  за  его  необычайно  щедрый  талант  —  открывать  и дарить  эту  красоту  другим.

— Приступая  к  выразительному  чтению  стихотворения :   какое  настроение  хотел  передать поэт?  ( тихой грусти  и  нежности)

-Давайте попробуем  прочитать  это стихотворение так, чтобы  передать то  настроение и те чувства, которые хотел  передать нам поэт.

8.  Обучение выразительному чтению.

  1.    – Какой  же темп чтения нужно   выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)
  2. — Поработаем  с текстом (простой   карандаш)
  3. Долгая пауза — II.                       Повышение  голоса   —  /
  4. Короткая  пауза  — I                  Понижение  голоса  —  
  5.  — Чтение   по  строчке.

            – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся   передать в конце стихотворения  настроение одиночества и плаксивости.

  •             – Почему одиночества?
  •             – Над чем можно задуматься, слушая его?
  •             (Свободные высказывания)
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ  учащимися, анализ      (2-3)
  • — Какую  по  настроению  музыку  вы  подобрали  бы   к  этой  картине  природы?      
  •      Замечательный   композитор   Петр  Ильич   Чайковский  написал  целый  альбом
  • «Времена  года».
  •   СЛАЙДЫ
  •  _Какова же  музыка по настроению?  (печальная)
  • – Как вы считаете, может ли нравиться   печальное? 
  • (В жизни – нет, а в искусстве – да,   потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

9. Итог  урока.

—  Давайте  еще  раз  вернёмся к вопросу, поставленному  в начале урока: Смогли ли мы, сумели  определить   настроение  стихотворения  «Осень»?

-Какой  вид работы вам  понравился больше всего?

— Мне очень хочется узнать с каким настроением   вы  уйдёте  с  урока? Для  этого я предлагаю вам выбрать с корзинки   листочек того цвета, который  соответствует  вашему настроению и повесить  на  наше  дерево.

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех  хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

 10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

        «Рождается одна строка, за ней встает другая…»

  1.             Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,
  2.             представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит
  3.             раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в

            лесу…»

— Давайте подберем рифму к слову.

 Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: «Я домой их принесу».

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. «А когда зима завьюжит…»

  •  Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
  • Листья падают в лесу.
  •             Я домой их принесу.
  •             А когда зима завьюжит
  •             И метелями закружит,
  •             Я дворец зимы разрушу —
  •             Листья мне согреют душу.
  •  11. Домашнее задание

       — Захотелось ли вам   выучить стихотворение К.Бальмонта «Осень» наизусть?

       — Попробуйте    самостоятельно сочинить стихи об осени.

— Большое спасибо  всем за  работу.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/18/otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-v-3-m-klasse-po-teme

Константин Бальмонт — Осень: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

  • Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают
  • В разноцветном уборе.
  • Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется
  • И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.

История создания, жанр, размер

Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».

Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.

Основная тема и композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.

Выразительные средства

Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.

Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).

Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.

Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.

В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.

Читать стих поэта Константин Бальмонт — Осень на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/konstantin-balmont-osen/

Ссылка на основную публикацию