Одно из самых популярных, известных и узнаваемых произведений Фёдора Ивановича Тютчева является стихотворение «Люблю грозу в начале мая…». Этот шедевр, как и большинство творений поэта отличается особым, неповторимым слогом.
Своему стиху автор дал название «Весенняя гроза», но идентифицировать его читатели любят именно по первой строчке. Это не удивительно.
Именно с дождями, грозами, разливами приходит то время года, которое ассоциируется с возрождением.
Тютчев очень тонко ощущал все изменения природы, её настроение, и мог интересно это описать. Поэт любил весну, много своих лирических стихотворных творений он посвятил именно этой теме.
Весна для поэта-философа символизирует молодость и юность, красоту и прелесть, обновление и свежесть.
Поэтому и его стихотворение «Весенняя гроза» — это произведение, которое показывает, что надежда и любовь способны возродится с новой, неведомой силой, с силой способной на большее чем просто обновление.
Немного о поэте
Известно, что родился поэт-философ в ноябре 1803 года в Овстуге, где прошли его детские годы. Но вся молодость популярного поэта прошла в столице. Сначала он получал только домашнее воспитание, а после успешно сдал экзамены в столичный институт, где хорошо учился, а потом окончил его со степенью кандидата словесных наук. Тогда же в молодые годы Фёдор Тютчев стал увлекаться и литературой, стал делать свои первые опыты в писательской деятельности.За всю свою жизнь поэт написал около четырёхсот стихотворных произведений. Он был не только дипломатом и поэтом. Фёдор Иванович абсолютно бесплатно делал переводы произведений поэтов и писателей из Германии. Любое его произведение, будь то его авторское или переводное, каждый раз поражало гармоничностью и цельностью. Каждый раз своими произведениями автор утверждал, что человек должен всегда помнить о том, что он тоже часть природы.
История написания тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
У тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…» есть несколько вариантов. Так, первый его вариант был написан поэтом 1828 году, когда он проживал в Германии. Русская природа постоянно была перед глазами тончайшего лирика, поэтому не писать о ней он не мог.
Когда поэтом-лириком было первый раз написано весеннее стихотворение «Люблю грозу в начале мая…», то уже в этом году оно напечаталось в небольшом журнале «Галатея».
Но что-то смущало поэта, и поэтому он снова возвращается к нему через двадцать шесть лет. Он немного изменяет первую стихотворную строфу, а также дописывает еще и вторую строфу.
Поэтому в наше время именно вторая редакция тютчевского стихотворения пользуется популярностью.
- Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,как бы резвяся и играя,
- Грохочет в небе голубом.
- Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит.
- С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной и шум нагорный —
- Все вторит весело громам.
- Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь, на землю пролила.
Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.
Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:
➥ Вода.➥ Небо.➥ Солнце.
Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям. Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит. Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.
Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф.
Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий.
Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.
Художественно–выразительные средства тютчевского стихотворения
В своем простом стихотворении поэт использует четырехстопный ямб и пиррихием, которые передают всю мелодичность. Лирик берёт перекрестную рифмовку, которая помогает придавать выразительность всему произведению. Мужская и женская рифма в тютчевском стихотворении чередуются. Чтобы более полно раскрыть созданный поэтический образ, автор использует самые разнообразные художественные средства речи.
Всё это придает выразительность и яркость всему тютчевскому произведению.
Анализ тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
Лучше всего рассматривать тютчевское стихотворение, с философской точки зрения. Автор попытался точно нарисовать одно из жизненных мгновений, которых в жизни природы и человека бесчисленное количество. Лирик сделал его неунывающим, а очень бодрым и полным сил.
Поэт показывает всего один весенний день в мае, когда идет ливень и грохочет гроза. Но это только поверхностное восприятие тютчевского произведения. Ведь в нем лирик показал всю эмоциональную палитру и чувственность происходящего в природе.
Гроза – это не просто природное явление, но и состояние человека, который стремится к свободе, старается спешить жить, стремится вперед, где ему открываются новые и неизведанные горизонты. Если идет дождь, то он очищает землю, пробуждает ее от спячки и обновляет.
Не всё в жизни уходит навсегда, многое возвращается, как, например, майская гроза, шум дождя и водяные потоки, которые всегда будут появляться по весне.
На смену одних молодых людей теперь придут другие, такие же смелые и открытые. Они еще не знают горечь страданий и разочарований и мечтают о покорении всего мира. Эта внутренняя свобода очень похожа на грозу.
Чувственный мир тютчевского стихотворения
В этом произведении содержится огромный чувственный и эмоциональный мир. Гром у автора словно юноша, который, расправив плечи, спешит к свободе.
Еще совсем недавно он был зависим от родителей, а теперь новая жизнь и новые чувства увлекают его в совсем другой мир.
С горы быстро сбегает водяной поток, и его поэт-философ сравнивает с молодыми людьми, которые уже понимают, что их ждет в жизни, их цель высока, и они стремятся к ней. Теперь упорно они всегда будут идти к ней.
Но когда-то и молодость пройдет, и придёт время воспоминаний, обдумывания, переосмысления.
Автор уже находится в том возрасте, когда сожалеет о некоторых поступках своей молодости, но для него эта пора, свободная и яркая, насыщенная в своем эмоциональном плане, всегда остается самой лучшей.
Тютчевское стихотворение – это небольшое по объему произведение, которое имеет глубокий смысл и эмоциональную насыщенность.
Источник: https://postelov.ru/lyublyu-grozu-v-nachale-maya-otryvok-analiz-stihotvoreniya/
Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева
Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Тютчевым в 1828, именно в это время поэт пребывал в Германии. Основной особенностью данной работы стало то, что Тютчев сначала написал один вариант, а в 1854 году-второй, в последнем же он изменил первую строфу и добавил вторую.
Основная тема стихотворения кроется в самом названии, это конечно же-гроза. Для Тютчева это явление было чем-то необычным, рождающим новое, какое-то движение.
Федор Иванович в «Весенней грозе» провел некую грань между природой и людьми, сравнил грозу с временем молодости. Единство природы с человеком выражается при помощи ярких образов неба, воды и солнца.
Также видно, что автор наделяет окружающий мир человеческими качествами. Например, мы видим, как гром резвится и играет, а туча смеется.
В стихотворении раскрывается один лишь образ, образ грозы. Различные художественные средства дополняют и украшают картину. Большое количество глаголов позволяет происходить быстрой смене картин.
Тютчев решил направить своё внимание на одном моменте из жизни, показ грозу с особой стороны.
5, 7, 10 класс
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева 5 класс
Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных стихотворений — «Весенняя гроза».
Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.
Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.
Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому.
Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.
Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.
Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»
Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.
О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.
- «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь и играя,
- Грохочет в небе голубом».
С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания .
- «Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит».
Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор. «громокипящий кубок». «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие.
Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь.
Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.
Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.
Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Весенние гроза» 10 класс
«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой.
Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром.
Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.
Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.
Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично.
Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.
По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.
Текст «Весенняя гроза» Ф.Тютчев
- Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит,
- Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит.
- С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный —
- Все вторит весело громам.
- Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь, на землю пролила.
Анализ №4
Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.
Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.
С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки.
Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни.
Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.
Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями.
«С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.
И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд.
Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний.
И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.
Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса.
Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично.
И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости.
А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.
«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева 7 класс
Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.
Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового.
Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души.
Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.
Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.
Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы.
В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы.
Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.
Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.
Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты».
«гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ).
Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.
Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).
Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.
5 класс, 7 класс
Послушайте стихотворение Тютчева Весенняя гроза
Темы соседних сочинений
← Весенние воды↑ ТютчевВолна и дума →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/vesennyaya-groza
«Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, сравнение, главная мысль, разбор — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.
История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.
Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.
Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.
- Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.
- Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
История создания
Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.
Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.
Тема
Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.
Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.
Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.
Композиция
Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром.
С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира.
С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
Жанр
Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.
Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.
Средства выразительности
Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38355-vesenniaia-groza-analiz-stihotvoreniia-tutcheva-po-plany-kratko-epitety-sravnenie-glavnaia-mysl-razbor.html
Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза" методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)
- подготовила
- учитель русского языка и литературы
- Заслуженный учитель Российской Федерации
- Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск, 2012 год.
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)
Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием.
Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.
Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям.
Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя.
В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.
Основные особенности | прозы | поэзии |
Сфера | Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности | Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта |
Содержание | Важен сюжет, последовательное развитие событий | Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания |
Язык | Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. | Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз. |
- С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
- АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
- Год написания произведения.
- В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
- Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
- Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
- Композиция (построение произведения).
- Жанр произведения ( если не указан выше)
- Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
- Язык художественного произведения.
Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
Собственная аргументированная оценка, вывод.
Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»
- Люблю грозу в начале мая,
- Когда весенний, первый гром,
- Как бы резвяся и играя,
- Грохочет в небе голубом.
- Гремят раскаты молодые,
- Вот дождик брызнул, пыль летит,
- Повисли перлы дождевые,
- И солнце нити золотит
- С горы бежит поток проворный.
- В лесу не молкнет птичий гам,
- И гам лесной и шум нагорный –
- Все вторит весело громам.
- Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
- Кормя Зевесова орла,
- Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь на землю пролила.
1 | Год написания произведения | Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу. |
2 | В какой период творчества поэта оно написано | Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии. |
3 | Тема стихотворения | Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире |
4 | Идея стихотворения | Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой. |
5 | Сюжет | Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение |
6 | Композиция | «Гроза» — это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз. |
7 | Жанр произведения | Стихотворение |
8 | Система образов | Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами. |
9 | Язык художественного произведения | Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:
|
10 | Выразительные средства языка | Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.
|
11 | Размер стиха | Четырехстопный ямб |
12 | Собственная аргументированная оценка | «Люблю грозу в начале мая» — веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру. Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи. Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни. |
Литература:
1.Ле Озеров «Биография стихотворения», издательство «Знание», М., 1981г.
2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.
- Приложение:
- Средства выразительности речи.
- Памятка для учащихся.
- Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)
- Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
- Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.
- Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
- Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)
- Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.
- Театр уж полон; ложи блещут;
- Партер и кресла – все кипит.
Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
- Все спит – и человек, и зверь, и птица.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
- Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.
- Уж небо осенью дышало.
- Здесь даже камни плачут.
- Россия вспрянет ото сна.
- Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
- Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.
- Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)
- Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;
- Мать городов русских – Киев;
- Черное золото вместо нефть;
- Царь зверей вместо лев.
- Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.
- В шар земной упираясь ногами,
- Солнца шар я держу на руках…
Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..
Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.
Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?
- Забил заряд я в пушку туго
- И думал: угощу я друга!
- Стилистические средства изобразительности
- ( фигуры речи)
- Антитеза – противопоставление:
- что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.
- Черный вечер, белый снег.
- Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
- Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.
- Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..
- Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
- Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…
- Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,
- Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,
- Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,
И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)
М. Лерионтов)
Эпифора – одинаковое завершение:
« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
- Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.
- Бессоюзие – придает фразе динамику:
- Швед, русский – рубит, колет режет.
- Мелькают мимо будки, бабы,
- Мальчишки, лавки, фонари,
- Дворцы, сады, монастыри…
- Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.
- И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
- Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.
Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)
- Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
- Нет, я хотел… быть может, вы…
- Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.
- Мы села – в пепел, грады – в прах…
- Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
- Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
- Знаете ли вы украинскую ночь?
- Кто не проклинал станционных смотрителей,
- Кто с ними не бранился?
- Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревья, праздностьПоля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)
Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
- Ассонанс- повторение гласных звуков в слове:
- думаю думу свою.
- Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
- Багровое взметнулось полымя
- Над рокотом аэродрома,
- А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
- Полночной порою в болотной глуши
- Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
- Литература:
1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.
2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.
3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/04/analiz-liricheskogo-teksta-na-primere-stikhotvoreniya
"Весенняя гроза" (Тютчев): анализ стихотворения
Лирический герой стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев), анализ которого мы проведем, передает свое восхищение первыми грозами в начале мая. Он вслушивается в раскаты грома, воспринимая их как детскую резвость природы, заражающую весь мир, который «вторит весело» их игре.
В первых трех четверостишиях (четырехстопный ямб) возникает образ грозы, «грохочущей», гремящей над лесом и горой. Они сбрызнуты дождем и в то же время освещены солнцем, ветер несет пыль, но воздух влажен, так как напоен «перлами дождевыми (от франц. «жемчужина»). Дождевая вода бежит с горы потоком, и ее шум сливается с гомоном птиц в лесу.
В реальных деталях подчеркиваются красота, согласие, партия грома воспринимается как зачин музыкального произведения, исполняемого хором.
Подробности пейзажа напоминают ремарки в драме, так как обрисовывают время и место действия (начало мая, небо голубое, солнце, дождик, лес, гора), особенности поведения действующих лиц («как бы резвяся и играя», «бежит поток проворный», «все вторит»). Грохот, гам, шум создают праздничное настроение, сцена украшена жемчугом, золотом, в декорациях сочетаются голубой, жемчужно-белый, золотистый цвета. Все приготовлено для выхода главной героини, ее появление — кульминация торжества:
- Ты скажешь: ветреная Геба,
- Кормя Зевесова орла,
- Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь, на землю пролила.
Внимание к Гебе, в греческой мифологии богине юности, завершает развитие мотива молодого буйства в природе («Гремят раскаты молодые…»).
Вместе с ней упоминается ее отец, владыка богов и людей Зевс (орел, царь птиц, один достоин забавлять его), кубок, восстанавливающий в памяти первоначальное предназначение Гебы, бывшей виночерпием на пирах богов, его «громокипящее», волшебное содержимое — нектар, дающий бессмертие и вечную юность.
Читатель переносится в стилистику античной трагедии, среди персонажей которой боги и богини, лишенной, однако, безысходности, горестного смысла. Боги смеются («Смеясь, на землю пролила»), предаются ветреным забавам («ветреная Геба»), однако остаются владыками на земле и на небе.
Очевидно, что в мироощущении лирического героя стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев) признается существование связи между ними, что возвышает человека. Подтверждением этой мысли являются образы, выражающие идею движения («дождик брызнул, пыль летит», «С горы бежит поток», Геба кубок «на землю пролила»).
Гроза понимается как знак такой связи, звук доходит с неба, перекликаясь с «гамом лесным». Из-за этого она так любима лирическим героем, для которого важно подчеркнуть, что в земном существовании можно найти приметы вечного, оно и является первоосновой («весенний, первый», «молодые», богиня юности) жизни.
Разделение земного и небесного, нежелание замыкаться в рамках временного, преходящего свидетельствует о том, что образы стихотворения создаются в романтическом ключе.
Однако тютчевский романтизм имеет неповторимые особенности — в нем доминирует возвышение личности, золотыми нитями («И солнце нити золотит») связанной с небом.
Человек, способный осмыслить явления мира, мифологизирующий вселенную, чувствующий в ней скрытый божественный смысл, равен богам.
Образ грозы, находящийся в центре стихотворения, получает значение мифа, вечно обновляющегося в земной жизни: реальная гроза в начале мая напоминает о том, что уже в античном сознании существовало представление о слитности дождя и грома с плодоносящей силой земли (греческий Зевс, древнейшими орудиями которого были гром и молния, делающие его громовержцем», в римской мифологии претворяется в бога неба, грозы, солнечного света, «дождливого», «гремящего», «плодоносного» Юпитера). Воссоздание пейзажа превращается в развертывающееся действие, спектакль прекрасен, значителен, земные создания в нем участвуют наряду с небожителями. В стихотворении запечатлено мгновение раската грома, но, по воле художника, оно остановилось, создана возможность сопоставить предметный, философский, мифологический планы.
Личность возвышается в ее устремленности к бесконечному, грандиозному. Утверждение величественности мироздания у Тютчева продолжает традицию классицистической лирики.
Соединение двух тенденций является главной характеристикой стиля поэта, что отразило специфику духовной жизни человека переходной эпохи, когда уходил в прошлое «золотой» век русской литературы и на смену ему приходило новое осмысление действительности.
В конце 1820-х годов, когда написан первый вариант стихотворения «Весенняя гроза», оно только предчувствуется, гремит издали «раскатами молодыми», в которых еще не слышно трагических аккордов.
Тютчевская поэзия становится золотой нитью, связывающей будущее с веком господства классицизма и романтизма. Еще во время учебы на словесном отделении Московского университета Тютчев обратился к осмыслению классицистического наследия, прежде всего творчества Г.Р. Державина. Его стремление к афористичности (от греч.
«изречение», сжатое выражение мысли) было близко Тютчеву, создавшему жанр философского фрагмента (от лат. «обломок»). Эту жанровую тенденцию он воспринял и из поэзии немецких романтиков. В 1820—1830-е годы поэт, в связи со службой в Коллегии иностранных дел, жил в Германии.
В Мюнхене он познакомился с крупнейшими представителями немецкого романтизма (Ф. Шеллинг, Г. Гейне), переводил произведения Г. Гейне, Ф. Шиллера, И.В. Гете. К концу 1820-х годов, когда сложилась его художественная манера, стало очевидно, что основой преодоления романтических противоречий для него стало следование идеям Ф.
Шеллинга о «мировой душе», понимаемой как глубинное единство природы и внутреннего мира человека.
Жанровая специфика стихотворений Тютчева обусловила необходимость для их анализа быть внимательными к каждому слову, в особенности к понятиям, ключевым в характеристике лирического героя.
Так, в стихотворении «Весенняя гроза»(Тютчев), анализ которого нас интересует, слово «гроза» возвышается не только на содержательном уровне, где оно выражает идею грозной и прекрасной связи земли и неба (образ «громокипящего кубка», пролившегося на землю), но и на фоническом.
В четырех строфах фрагмента звучат аллитерации и ассонанс, постоянно возвращающие к нему. В первом, втором и третьем четверостишиях сочетания согласных гремят, как раскаты грома, не оглушающие, не страшные, а похожие на игру, шутку. Они прерываются, неожиданно возобновляются снова.
В аллитерациях важно не звукоподражание, а эмоциональное впечатление, подтверждающее смысловое выделение мотива юношеской резвости природы:
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Все вторит весело громам.
Наряду с повтором «гр» и «р» в первой и второй строфах звучит в значимых словах звук «з» (розу, резвяся, брызнул, золотит). В последнем четверостишии их дополняет упоминание Зевса. Такое фоническое средство называется ономатопея (от греч. «называние»).
Тонику в стихотворении создает ассонанс, воспроизводящий гласный звук в слове «гроза» (обратите внимание, что «о» в безударном слоге близко к «а»). В первой строфе «а» содержат женские рифмы (мая, играя) в двух завершающих, благодаря этому звуку согласуются окончания в мужских рифмах (гам, громам, орла, пролила).
«А» заканчивает стихотворение, активизируя в сознании те слова, в которых оно звучало на ударной позиции в предыдущем тексте (помимо рифмовавшихся, это: резвяся, гремят, гам, кормя, смеясь).
Таким образом, проводя анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза», можно заметить, что в нем активизируется установка на произнесение текста вслух, что добавляет новую мотивировку для того, чтобы расценивать происходящее как грандиозный спектакль, в котором участвует лирический герой. Театральность происходящего снимает умозрительную абстрактность философской углубленности, к которой стремится автор.
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/vesennjaja_groza_tjutchev_analiz_stikhotvorenija/112-1-0-1115