Анализ стихотворения тютчева фонтан

Guru · 26.05.2018

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

История создания

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким.

Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее.

Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан. Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению.

    В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.

  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы.

    Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.

Смысл

Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно.

Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба.

Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

Средства художественной выразительности

Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов:  «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора.

Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность.

Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

Евгения Седых

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-fontan-f-tyutchev/

Анализ стихотворения "Фонтан" | Инфошкола

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной.

Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю».

 Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » .

 Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).

 Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой.

В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья.

Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,

соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека.

 В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу).

Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).

 Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв.

Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный).

 Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань).

Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.

 Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз.

В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.

Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный

мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Вариант 2

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля.

Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан.

Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение.

Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль.

Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел.

На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает.

Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”.

Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Вариант 3

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

  • Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.
  • Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.
  • Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:
  • О смертной мысли водомет,
  • О водомет неистощимый!
  • Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому».

Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость.

Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями.

Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан».

Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-fontan/

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Фонтан"

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под
названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему
жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое.
Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан
жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает
понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с
пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком
великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о
двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и
гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа — это идейный
центр произведения:

  •                                Лучом поднявшись к небу, он
  •                                Коснулся
    высоты заветной (переломный момент)
  •                                И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью
    одноцветной
  •                                Ниспасть на
    землю осужден.(таков вечный закон
    жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то
проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь.

Получается, когда
человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя,
он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной».

Таков закон жизни, которая
проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года
в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная
автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет
жизнь смерти.

Жизнь Смерть
Облако живое Смертная мысль
Сияющий, Неистощимый Пыль одноцветная
Влажный
Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая
распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает).
Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

  1. Третья и четвертая строфы повествуют читателю о
    том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:
  2.                                    Но длань незрима роковая,
  3.                                    Твой луч упорный преломляя,
  4.                                    Свергает в
    брызгах с высоты…

Эпитет роковая — судьбоносная, её нельзя увидеть,
ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает — останавливает существование
чего-либо. «С высоты» — решение свыше.

  • Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается
    этим вопросом:
  •                                     Какой закон
    непостижимый
  •                   
                     Тебя стремит,
    тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди
так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в
будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести
предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно
использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня
мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению,
разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он
любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать
такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг,
так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности
передачи мыслей.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/tjutchev/analiz_stikhotvorenija_f_i_tjutcheva_quot_fontan_quot/38-1-0-1494

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан» (школьное сочинение)

Точная дата написания «Фонтана» неизвестна. Стихотворение датируется предположительно. В конце апреля 1836 года Тютчев из Германии переслал его в числе еще двадцати трех своему другу И.С. Гагарину. Значит, «Фонтан» был создан не позднее даты посылки.

Все присланные Тютчевым двадцать четыре стихотворения были опубликованы в двух номерах журнала «Современник», издаваемого Пушкиным. Эта редкая удача для неизвестного автора, каковым в то время являлся Тютчев, служит показателем высокого качества присланных им стихотворений, к анализу одного из которых я и приступаю.

«Фонтан» невольно вызывает аллюзии с одой Державина «Водопад». Тютчеву было свойственно соревнование с братьями по перу. Так, вослед Баратынскому он пишет стихи, посвященные Гете. В поэтическом споре с Баратынским, по дружному мнению всех исследователей этого вопроса, Тютчев не выиграл. Но куда более любопытным представляется его соревнование с Державиным.

Вот анализируемое стихотворение Тютчева  –

Смотри, как облаком живымФонтан сияющий клубится;Как пламенеет, как дробитсяЕго на солнце влажный дым.Лучом поднявшись к небу, онКоснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветнойНиспасть на землю осужден.О смертной мысли водомет,О водомет неистощимый!Какой закон непостижимыйТебя стремит, тебя мятет?Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая,Твой луч упорный преломляя,Сверкает в брызгах с высоты.К сожалению, я не могу здесь привести для наглядности четыреста сорок четыре стиха «Водопада» Державина, у которого содержится та же мысль, что и у Тютчева. Однако в живописности Державин столь превосходит Тютчева, что достаточно привести отдельные детали, чтобы ощутить разительную разницу между ними.

Взять хотя бы краски.  Если у Тютчева  фонтан под лучами солнца одноцветен («пламенеет», «огнецветный»), то у Державина уже один штрих в первом же стихе оды «Алмазна сыплется гора» дробится на солнце на множество цветовых оттенков. Но Державин и на этом не останавливается.

Он воссоздает живую цветовую гамму, которая не может не обворожить каждого, кто способен упиваться красотой природы, ее красками. Здесь и «жемчужная бездна и сребра», и «брызгов синий холм», и «седая, млечная пена»… Здесь пиршество красок.

Если у Державина все конкретно (не какое-то дерево, а именно кедр; не какая-то птица, а именно сова…), то у Тютчева все отвлеченно («длань незримо-роковая»). Если героем оды Державина является человек с его переменчивой судьбой (даже известен прототип героя этой оды – выдающийся государственный деятель, полководец и фаворит Екатерины II светлейший князь Г.А.

Потемкин), то героем, а точнее, предметом стихотворения Тютчева является человеческая мысль. В этом отношении «Фонтан» очень характерен для поэтики Федора Ивановича Тютчева, которую весьма удачно определил Тургенев: «Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления».

Не только содержательная сторона «Фонтана», но его и исполнение подчинено задаче, как можно выпуклее передать мысль.«Фонтан» написан  самым распространенном в ту эпоху стихотворным размером, четырехстопным ямбом. На этом общем фоне очень хорошо просматривается оригинальная композиция стихотворения, где главным принципом Тютчев выдвинул параллелизм. «Фонтан» четко распадается на две части.

Первые восемь стихов посвящены внешней картине, описанию фонтана. Последующие восемь стихов передают только и только мысль.Если подходить формально, то каждая из этих частей фактически состоит их двух четверостиший, что подчеркивается одинаковой для всех них опоясывающей рифмовкой. Однако единство темы каждой из частей стихотворения стягивает эти четверостишия в восьмистишия.

Итак, одно восьмистишие отдается внешней картине, а параллельное ему выражает отношение лирического героя к человеческой мысли.Параллелизм Тютчев проводит и в синтаксисе. Первое восьмистишие, повествовательное, отстраненное, холодное.

Второе – напротив интонационно приподнято, изобилует вопросительной и восклицательной интонацией, что тоже хорошо подчеркивает, что Тютчева больше восхищали не картины жизни, а философские проблемы.Принцип параллелизма Тютчев соблюдает и в рифмовке.

В «Фонтане» все смежные рифмы являются морфологическими (первые две глагольные, остальные пары  – прилагательные), а описывающие рифмы более неожиданные, неморфологические. Это хорошо отвечает и общему свойству рифмы, ведь чем дальше друг от друга отстоят рифмующиеся слова, тем они должны быть более привлекательны для слуха, чтоб он их легче улавливал.В лексическом отношении Тютчев архаичен. У него, например, и фонтан, и водомет.Его эпитеты и метафоры (высота заветная, пыль огнецветная, смертной мысли водомет) воспринимаются скорее как языковые, а не поэтические метафоры, мы ведь тоже в обыкновенном разговоре можем, например, сказать «высота заветная», «мысль заветная».

Сама мысль, выраженная в «Фонтане» не является оригинальной, тем более для Тютчева, который жил в Германии среди философской нации. Но суть даже не в этом. Если какого-то  привлекают философские идеи пусть и пишет себе философские трактаты.

Меня куда больше, чем «Фонтан» Тютчева, взволновал «Водопад» Державина, исполненный поэтической мощи. Но ведь «Водопад», как и ода «Бог» Державина, принадлежат к шедеврам мировой поэзии. В соревновании с Державиным Тютчеву еще больше не повезло, чем в его соревновании с Баратынским.

Но что касается владения стихотворной формой, то в этом Тютчев был очень и очень большим мастером.

Репетитор по русскому языку

Источник: http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/270—-lr—.html

Стихотворение Ф. И Тютчева «Фонтан». – Анализ стихотворения

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева.

Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.

Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема.

С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция сти-хотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекра-сен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба.

Стихия воды в образе фонтана – это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.

Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».

Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы.

Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна: О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет! С обощенно-целостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей.

Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи.

Однако эта традиция высту-пает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с харак-терной для немецкой романтической лирики формой фрагмента.

Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия.

Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума.

Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом под-нявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден».

Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщет-ность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.

Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом.

Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни че-ловека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.

Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку.

Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клу-бится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,…». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть – это созерцание примера из жизни природы.

Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредствен-ность и естественность выражения чувств и мыслей.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/stixotvorenie-f-i-tyutcheva-fontan-analiz-stixotvoreniya/

“Фонтан” анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение “Фонтан”, написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы “Фауста” Гете. В “Фонтане” Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей.

Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти.

Незримый закон судьбы – “длань незримо-роковая”- позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – Поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и “водомета” человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам.

Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину “сияющего” фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор , сравнений, содержащих метафоры . Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией , отождествляет фонтан с “живым облаком”.

Вторая часть “Фонтана” посвящена по контрасту “смертной мысли” человека, мысли, которая “лучом упорным” “к небу рвется”, чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений , риторических вопросов , риторическими восклицаниями .

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в “Фонтане” кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами и метафорами .

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает Поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении “Фонтан” Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/fontan-analiz-stixotvoreniya-tyutcheva.html

Анализ стихотворения Тютчева “Фонтан

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям.

Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами.

Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой “приземленностью”, ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом.

Подобная мысль является ключевой и в стихотворении “Фонтан” , написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку.

Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с “облаком живым”, которое “клубится”, словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги.

Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела.

Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который “пылью огнецветной ниспасть на землю осужден”.

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда.

Однако Тютчев Не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный.

Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует “неистощимым водометом”, и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице.

Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: “Как жадно к небу рвешься ты!”. Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять.

“Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты”, – подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым.

И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе, которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено.

Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-fontan/

Ссылка на основную публикацию