Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание которого и его анализ приведены в данной статье, помогут глубже понять проблематику, поднятую автором.
Роман Рэя Брэдбери является ярким образцом антиутопии. Со временем книга приобрела славу и стала символом всего жанра. Мало найдется любителей фантастики, которые не знакомы с этим произведением.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – история создания
В последствии, сам Рэй Брэдбери удивлялся удивительному успеху романа. Он называл свое произведение “грошовым”, так как при написании он потратил на него всего восемь долларов.
Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012)
Первый текст вышел в форме рассказа и назывался “Пожарник” (дата создания 1949 год). Далее, перечитывая его, Брэдбери утвердился в мысли, что герои все ещё продолжают жить своей жизнью и принял решение расширить и дополнить “Пожарника” до формата романа.
Интересно, что Рэй Брэдбери написал весь роман, от оглавления до последней страницы, на пишущей машинке, взятой в прокат.
Книга состоит из трех частей, объем составляет примерно 300 страниц.
Антиутопия была издана в 1953 году (оригинальное название на английском: Ray Bredbury “Fahrenheit 451”). Свое название книга получила благодаря температуре горения бумаги, которая и составляет четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту. Интересно, что в произведении есть много цитат других авторов, например, Свифта или Шекспира.
Также есть сведения, что идея сожжения книг берет свое начало в Нацистской Германии, когда уничтожалось все, что противоречило национальной идее того времени.
Роман получил разные отзывы – публика приняла его неоднозначно. Но уже в 1954 произведение удостоилось награды Американской академии искусств и литературы. Позже сам автор адаптировал его для театральной постановки.
В 2018 году в США вышел фильм на основе произведения Рэя Бредбери.
Главные герои произведения
- Гай Монтэг – главный персонаж книги. В некоторых переводах встречается как Гай Монтэг. Он работает пожарником будущего и выезжает на срочные вызовы, когда у граждан обнаруживают книги. Их следует сжигать с помощью специального приспособления для поджигания бумаги. Гай никогда не задумывается, почему и зачем он должен выполнять свое задание, он полностью согласен с текущим государственным устройством. Но в один момент в его жизни происходит встреча с так называемой литературной оппозицией, что в корне меняет восприятие Монтэга. Постепенно он разочаровывается в телевидении, отдаляется от жены, теряет веру в свою службу. Он начинает замечать ограниченность и жестокость своего мира, он становится полноценной личностью, способной на спасение знаний, которые хранятся в книгах.
- Кларисса Маклеллан – молодая женщина, которая смогла пробудить одной из первых интерес к литературе у Монтэга. Она принадлежит к необычной семье. Всех родственников уже давно подозревают в причастности к чтению, ведь каждый вечер они подолгу и громко общаются между собой, что вызывает непонимание и негодование окружающих.
- Битти – Брандмейстер. Будучи начальником пожарной службы, где работал Монтэг, он одни из первых заподозрил нездоровый интерес Гая к книгам и знаниям. Именно он сказал фразу, в последствии ставшую крылатой: “Хранить книги – это не преступление. Преступление – читать их”. Именно диалоги Битти и Гая стали путеводной нитью романа. Через разговоры и споры начальника и подчиненного показана основная мысль и проблема романа.
- Милдред – жена Монтэга. Именно с помощью ее персонажа Рей Бредбери демонстрирует безразличие, апатию и бесчувственность общества, описываемого в романе. Женщина проводит свое свободное время, сидя перед экранами телевизора, и совершенно не интересуется окружающим миром. Когда у ее мужа обнаруживаются книги, она первая доносит на него, не испытывая никаких сожалений.
- Фабер – товарищ Гая, профессор английского языка. В свое время он пытался протестовать против законов, запрещающих книги, потому, встретив Монтэга, он отнесся к тому с подозрительностью, но позже преподаватель понимает, что Гай пытается познать мир литературы и соглашается стать его проводником в мир книг.
Второстепенные персонажи
Подруги Милдред – недалекие и жестокосердечные женщины, они ничем не интересуются кроме сериалов, а мужей считают досадным неудобством. Именно они находятся у Милдред, жены главного героя, когда Гай приносит книги в дом. Вместе с женой Монтэга доносят на него властям.
Механический пес – роботизированная собака, которая по нюху определяет нарушитилей и имеет иглу с прокаином наркотиком, от которого нет пробуждения.
Краткое содержание “Fahrenheit 451”
Гай Монтэг работает пожарником, но его задача бороться не с огнем, а с книгами, ведь в новом обществе литература под запретом.
Когда пожарники будущего находят книги, они их сжигают с помощью специального оборудования, а так же сожжению подлежат дом и имущество виновного.
Гай выполняет свою миссию безропотно – он не задумывается над смыслом происходящего. Но однажды он встречает молодую женщину по имени Кларисса. Она не такая, как все: в ней чувствуется живой огонь и интерес к окружающему. Эта встреча навсегда меняет главного героя, он начинает переосмысливать свое существование и окружающие его порядки.
Кларисса и ее семья уже давно находятся на плохом счету у государственных служб: они подозрительно шумно и весело проводят вечера, а в их доме до позднего часа горит свет. Девушка увлечена общением, природой, но она очень одинока.
Она первой задала роковой вопрос Монтэгу счастлив ли он? Именно с этого началось путешествие Гая в мир, отличный от привычного примитивного общества. Он приходит к мысли, что невозможно и дальше жить так бессмысленно: интересоваться только сериалами и примитивными парками аттракционов.
Одним из пусковых моментов стал эпизод, когда Милдред принимает смертельное количество снотворного и Монтэг находит ее без сознания. Нет, она не собиралась покончить жизнь самоубийством, она просто механически глотала пилюлю за пилюлей, что еще раз доказало всю абсурдность социального строя будущего. Люди больше не человечны, они живые роботы.
Гай вызывает медиков, которые бездушно, но качественно выполняют свою работу – приводят Милдред в сознание с помощью новейших машин по переливанию крови. Это событие заставляет главного персонажа утвердиться в мысли, что так существовать невозможно.
Монтэг начинает превращаться из живой машины в человека – он задает неудобные вопросы и анализирует окружающую обстановку, что вызывает обеспокоенность у его коллег и начальства.
Следующим толчком для героя становится вызов к женщине, которую уличили в хранении книжек. Но обвиняемая отказывается покинуть дом и книги и выбирает смерть в огне.
Это потрясло Гая, он не может больше работать как раньше, он не способен заставить себя выйти на работу на следующий день.
Жена не понимает аргументы мужа, ее раздражает, что привычная спокойная рутина нарушена. Милдред совершенно не сочувствует Гаю.
Единственной ее целью является установка четвертой телевизионной стены в доме, таким образом она бы могла получить полное удовольствие от просмотра новых сериалов, ведь как раз накануне ей прислали сценарий нового шоу, в котором зрители могут принимать живое участие.
В это время до Монтэга доходит весть, что Кларисса погибла – она попала под автомобиль, а ее семья уехала после случившегося. Это еще больше усугубляет душевные метания героя.
В конце концов, к Гаю приходит обеспокоенный его поведением начальник, брандмейстер Битти. Он желает вернуть Монтэга в ряды законопослушных граждан – без чувств и знаний.
Он произносит речь перед Гаем, которая показывает основные принципы общества, описываемого в романе: скорость, сжатость, бесчувственность.
Никому не интересно слушать долгую историю, ни красочное описание чем короче, тем лучше.
В данной ситуации можно легко увидеть опасность книг: они мешают обуздать человеческий разум полностью. Потому есть только одно решение – сжигать все, что волнует человеческий ум и душу.
Монтэг понимает, что он зашел уже слишком далеко и нет пути обратно. Он больше не способен быть глупой пешкой. Гай начинает искать единомышленников. Он выходит на старого профессора, преподавателя английского языка. Но тот относится к герою с опаской, учитывая его профессию и реалии того времени. Но, увидев, что Гай искренне ищет новый путь, он решает ему помочь.
Фабер сводит Монтэга с другими приверженцами книг и поверяет ему свои идеи о возобновлении печати произведений. Он надеется, что на пороге третьей атомной войны американцы снова ощутят потребность в чтении и книгах.
Также он рассказывает, что оппозиционеры научились обходить запрет на литературу – они попросту заучивают произведения наизусть. Так, например, есть человек-роман, а есть человек-повесть.
В одной части страны живет первая глава книжки, а в другой вторая, третья и т. д.
Профессор дает Гаю прощальный подарок – секретный приемник, который можно спрятать в ухе. Это дает возможность Фаберу быть в курсе всех событий в среде пожарников и позволяет держать связь.
Итак, мобилизированы миллионы – война становится реальностью, но в доме Монтэгов своя трагедия. Гай показал книги жене и ее подругам, которые были в гостях у них дома, но попытка заинтересовать их не возымела действия, женщины в ужасе и смятении уходят, чтобы тут же донести о произошедшем.
Роман заканчивается сценой, где Милдред предает Гая, позвонив и доложив властям, что у них есть книги.
Анализ “451 градус по Фаренгейту”
Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.
Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:
- Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
- Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
- Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
- Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.
- Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.
- Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/451-gradus-po-farengeytu-kratkoe-soderzhanie-romana-r-bredberi
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери Кратко
Бумага воспламеняется при температуре 233 градуса по Цельсию или когда достигнут 451 градус по Фаренгейту.
Книга «451 градус по Фаренгейту» — второй по счёту роман Рея Бредбери, который принёс автору мировое признание.
Сегодня этот шедевр причислен к классике и входит в обязательную программу многих учебных заведений. Итак, о чём рассказывает Бредбери в своей книге «451 градус по Фаренгейту»?
Краткий пересказ сюжета романа «451 градус по Фаренгейту»
Недалёкое будущее, в котором жажда потребления и культура, а точнее полное безкультурие, масс полностью берут верх над человеческим разумом.
Под строжайшим запретом находятся книги, способные разбудить дремлющее сознание людей. Их сожгли дотла почти полностью.
Кое-кто пытается скрывать у себя в домах остатки библиотек, но таких граждан быстро вычисляют и отправляют в тюрьму, а их дома выжигают изнутри, словно спасаясь от опаснейшей заразы.
Главный герой Гай как раз один из таких «выжигателей», но он сомневается в правильности того, что делает и, время от времени, крадёт и выносит томики книг с мест пожаров. Встреча с необычной девушкой, умеющей размышлять, становится катализатором в кардинальной перемене героя. Он уходит из дома и находит единомышленников. Вместе с ними Гай борется за сохранение литературного наследия.
Список и краткая характеристика персонажей романа «451 градус по Фаренгейту»
- Гай Монтэг — основной персонаж. Служит пожарным, как его дед и отец до него. Основная обязанность — жечь книги.
- Милдред — супруга Гая. Полностью увязшая в «современном образе жизни». Не работает, не учится, её занимает только «телестена» и сон в наушниках-ракушках.
- Кларисса — 17-я девушка, встреча с которой перевернула жизнь главного героя с ног на голову. Эта героиня любит размышлять, читать, вести беседы — всё то, что давно забыто миром людей.
- Битти — начальник главного героя, шеф пожарной станции «на новый лад».
- Фабер — профессор филологических наук, преподаватель, давно уволенный «за ненадобностью». Состоит в тайной организации группы людей, радеющих за сохранение литературного наследия.
Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту» по плану
Роман Рея Бредбери отличается великолепным писательским языком. Читать его в полном содержании — сплошное удовольствие. Кроме того сюжет развивается в будущем, и, так как написана книга была 65 лет назад, это будущее очень похоже на сегодняшнее настоящее.
I. Будущее без будущего
Технический прогресс достиг таких высот, что у людей отпала необходимость о чём-либо переживать. Они по-определению счастливы и желать им больше не чего. Говорить тоже нет нужды, нет надобности размышлять и заниматься поисками истины — всё преподнесено «на блюдечке с синенькой каёмочкой».
Дома построены из несгораемых материалов, стены в гостиной превратились в экраны телевизоров, машины передвигаются со скоростью ракеты, уборку наводят роботы. Есть всё, кроме пищи для ума.
Нет больше кинематографа наполненного смыслом и контекстом, книги и вовсе вне закона, театры прекратили своё существование.
II. Пожарный
Гай Монтег потомственный пожарный. Только теперь эти бравые ребята не смиряют огонь, а сжигают книги. В их распоряжении есть ужасающее орудие — механический пёс, который определяет инакомыслие по запаху.
Гаю нравилось смотреть на пламя, пожирающее страницы, но он никак не мог взять в толк, отчего люди, чьи библиотеки он уничтожает так огорчаются.
Что заставляет их прятать в своих домах книги, рискуя свободой?
III. Юная Кларисса
Гай переменился после встречи с молоденькой соседкой, которая резко отличалась от всех, кого он знал. Она продолжала мыслить, бесцельно бродила по улицам и считалась городской сумасшедшей. Кларисса указала Гаю на его особенность, открыто и бесстрашно заявила ему, пожарному, что он не такой как все. Герой вскоре и сам начал это понимать. Он осознал, что больше не может быть пожарным.
IV. Милдред — жена Гая
Побеседовав с Клариссой, Гай не смог сдерживать в себе бурю эмоций. Ему захотелось говорить, думать, вспоминать. Но дома его ждала жена, которая давно перестала его ждать по-настоящему. Её пугали новые «замашки» супруга. Последней каплей для неё стал тайник, в котором Гай хранил спасённые от пожаров книги.
V. Чтение
Гай открыл книгу и прочёл вслух несколько строк. Его поведение шокировало Милдред всё больше с каждым днём. Она не хотела покидать общество, в котором привыкла существовать, не собиралась нарушать законов из-за глупого любопытства.
Гай поймал себя на мысли. Что не понимает смысла книг.
Но, чем больше он их читал, тем больше проникался желанием узнать, что же в них такого! Почему одни люди готовы ради них «взойти на костёр», а другие — спешат уничтожить все до последнего экземпляра.
VI. Профессор Фарбер
Пытаясь разобраться в книгах, Гай вспомнил странную встречу со стариком в городском парке. Отставной преподаватель-филолог оставил ему после короткой беседы с записку со своими координатами.
На тот момент герой понимал, что на профессора надо завести дело за инакомыслие и провести проверку жилья на наличие литературы, но как-то всё откладывал. Сейчас Гай был рад, что «протянул резину» — возможно, именно Фарбер откроет ему глаза на истину, сокрытую в книгах.
Гай отправляется на его поиски, а Милдред по-глупости «сдаёт» его властям.
VII. Живые книги
Гая разыскивают, он чудом спасается и добирается до дома профессора. Фарбер доверяет бывшему пожарному великую тайну — есть общество из людей, желающих возродить книгопечатание.
Объединившиеся заучивают тексты книг наизусть, чтобы никто не смог уничтожить наследие. Они теперь «живые книги», а их убежище находится в лесу. К ним отправляется и Гай. Вскоре на город сбрасывают атомную бомбу, в живых остаются лишь люди, скрывающиеся в лесу.
Перед обществом «живых книг» встаёт задача возрождения всего человечества.
Интересные факты из истории создания романа Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
- Роман был издан лишь после целого года подробнейшей редактуры, в 1953 году.
- Американский писатель набирал свою рукопись на пишущей машинке, арендованной в библиотеке.
- Роман был напечатан в первых выпусках мужского журнала «Плейбой».
- Роман был подвергнут бесконечной критике, но стал произведением, которое принесло автору мировую славу.
- В своей книге Рей Бредбери описал технические новшества, которые стали появляться лишь после издания романа: «Ракушки», изображение 3-д, стены-телевизоры, банкоматы с наличными деньгами.
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери Кратко Ссылка на основную публикацию
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/bradbury/451-gradus-po-farengeitu
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: краткое содержание
«451 градус по Фаренгейту» – второй по счету роман выдающегося американского прозаика Рэя Брэдбери. Книга была издана в 1953 году и вошла в плеяду лучших образцов жанров научная фантастика и антиутопия.
Свой роман о книгах Брэдбери написал в окружении книг. Каждый день начинающий писатель приходил в городскую библиотеку, брал десятицентовую печатную машинку напрокат и писал. Вокруг суетились студенты, и никто из них не догадывался, чем он тут занимается.
Долгое время роман выходил с купюрами, из-за обилия жаргонизмов и нецензурной лексики. С 70-х годов широкой читательской аудитории доступно два варианта произведения. Примечательно, что в советской России опасная книжка была опубликована уже в 1956 году. Несмотря на официальную идеологическую критику на страницах журналов, «451 градус по Фаренгейту» так и не был запрещен.
Эта ужасная цивилизация
Недалекое будущее. Технический прогресс обеспечивает жителям Америки полный комфорт. Они живут в несгораемых домах, напичканных высокофункциональной электроникой (телекраны во всю стену, роботы-домохозяйки и т. п.), их машины мчатся по шоссе со скоростью межзвездных ракет, а парки развлечений предлагают самые невероятные аттракционы.
Окружив себя всеми благами цивилизации, люди будущего абсолютно лишились пищи для души.
Телевидение круглые сутки крутит реалити-шоу, глупые мыльные оперы, бесконечные сериалы, в театрах больше не ставят спектакли, режиссеры не снимают полнометражные фильмы, а писатели не пишут книг.
Книг вообще больше нет. Они запрещены законом. А для борьбы с остатками книжной цивилизации есть отдел «451».
Пожарник Гай Монтег
Гай Монтег – пожарник. Это раньше пожарные тушили огонь, сегодня все дома сделаны из несгораемых материалов и оснащены надежными защитными системами. Пожарники будущего выжигают из домов крамолу – художественные книги, которые инакомыслящие по-прежнему хранят у себя дома.
Гай – потомственный борец с крамолой. Он любит свою работу. Как весело прыгают языки пламени по книжным страницам, как пьяняще пахнут дым и керосин. В понедельник ты сжигаешь книги Эдны Миллей, в среду – Уолта Уитмена, в пятницу – Уильяма Фолкнера. Профессиональный девиз пожарного: «Жечь пепел, а затем сжигать даже пепел!»
Книг Гай никогда не читал книг. Это запрещено законом. Ему не ясно, почему эти глупцы так вопят, когда горят их бумажки. По правде, Гай Монтег даже не задумывался об этом, ведь задумываться также запрещено.
Кларисса Маклеллан
В тот вечер Монтег возвращался с привычного ночного дежурства. Недалеко от дома он встретил совершенно необыкновенную девушку. Она неспешно шла по тротуарной плитке.
Незнакомка в белоснежном платье показалась Гаю прекрасным видением. Она словно парила над осенним асфальтом.
Но больше всего Монтега впечатлило ее лицо – белоснежное, оно светилось любопытством, а темные глаза пытливо смотрели на мир, словно пытаясь проникнуть в самую его сущность.
Девушка представилась Клариссой Маклеллан. Оказывается, она живет со своей семьей неподалеку. Клариссе семнадцать, и она сумасшедшая. По крайней мере, так советует представляться ее дядя. Дядя тоже сумасшедший. Ему не раз приходилось ночевать в тюрьме за хождение пешком по тротуару или за медленную езду по автостраде.
У Клариссы нет друзей среди сверстников. Она не ходит на автогонки, не посещает парк развлечений, не смотрит мыльные оперы, а потому у нее появляется масса времени для того, чтобы думать. Особенно хорошо думать во время ночной прогулки.
Монтег замечает свет в окне Клариссы. Что могу делать ее родственники в столь поздний час? – О, они разговаривают! – Разговаривают? О чем можно говорить?… – О разном.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/rehjj-brehdberi/451-gradus-po-farengeytu.html
Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту
В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились. Такой был в городе порядок. За десять лет службы Гай никогда не задумывался о причине ненависти к книгам у живущих рядом людей.
Случайная встреча с юной девушкой Клариссой круто изменила его отношение к окружающему миру. Девушка сильно отличалась от сверстников, которых интересовали только бесконечные сериалы, развлечения в парке и, в лучшем случае, занятия спортом. Особенно поразила Гая её любовь к окружающей природе.
Это знакомство заставило Гая по-другому взглянуть на своё существование.
Монтэг был женат, но за долгие годы совместной жизни с женой Милдред он понял, что каждый в их семье живёт сам по себе. Жена любила телесериалы, и другая жизнь не интересовала её, детей она тоже не хотела.
На работе коллеги были недовольны его вопросами о прежней деятельности пожарных. Особенно Гая поразил случай с женщиной, которая сгорела в собственном доме, не желая расставаться с любимыми книгами. На следующий день Монтэг не смог выйти на работу, так тяжелы были воспоминания о вчерашнем случае, а также сообщении о гибели Клариссы под колёсами автомобиля.
Но начальник пожарных решил навести порядок в рядах своих подчинённых. Он пришёл к Гаю домой и прочёл ему назидательную лекцию о том, что нельзя пытаться выделиться из общей массы. По его словам, чтобы не было зависти и обид, люди должны быть одинаковыми во всём.
Поэтому и необходима борьба с книгами, которые могут разбудить человеческий разум и заставить людей бороться против существующей модели общества.
Гай молча выслушал нравоучения своего начальника, но было поздно что-либо изменить. В его доме уже хранились книги, спасённые из сожжённых домов. Гай даже предлагал жене и её подругам почитать их. Также он познакомился с профессором Фабером, который давно подозревался в инакомыслии.
Жена, а раньше и её подруги донесли на Гая, и пожарные, среди которых был и сам Монтэг, сожгли его дом. Во время этой операции Гай узнал о том, что его начальник подслушивал и записывал их разговоры с профессором. Чтобы спасти друга, Монтэг направил огнемёт на своего начальника и его команду.
Гая объявили государственным преступником, и ему пришлось скрыться из города. С помощью Фабера он нашёл людей, которые по-своему борются с современным варварством в стране. Каждый из них заучивал наизусть какое-нибудь произведение, свято веря в то, что их знания могут в будущем понадобиться обществу.
Над городом, в котором до этого жил Гай, появились чужие самолёты, и бомбардировщики неприятеля стёрли его с лица земли.
Рассказ учит ценить книги, которые помогают оставаться человеком в любых ситуациях.
Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту
Действие романа развивается в альтернативном будущем. Конец двадцатого века. В Америке устанавливается режим тотального контроля за жизнью людей. Ритм жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлечься, он постоянно в движении, постоянно занят. Таким образом людьми проще всего управлять, им некогда подумать самим и не остается ничего другого, как доверять государству.
Главным врагом человечества объявлены книги. Тот, кто читает, начинает самостоятельно думать и анализировать, что абсолютно неприемлемо для государства. На страже общественного порядка стоят пожарные.
Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры на спине.
Теперь они не занимаются тушением пожаров, наоборот, они выявляют дома, в которых хранятся книги и сжигают их вместе с домом.
Герой романа, Монтэг, является пожарным. Его жизнь размеренна и течет по плану. Днем он выполняет свою работу, делает ее хорошо, чем заслужил одобрение начальства. Брандмейстер, возглавляющий отряд Монтэга, выделяет его среди остальных пожарных. Дома Монтэга ждет жена Милдред.
Она целыми днями занята просмотром телесериалов. Это занятие и составляет ее жизнь. В их доме есть специальная комната, оборудованная огромными телеэкранами, занимающими три стены. Милдред уговаривает мужа купить и четвертый экран, чтобы она могла полностью погрузиться в мир телешоу.
Пустая четвертая стена делает ее несчастной и никак не выделяет ее среди соседей.
В семье Монтэга нет детей, потому что Милдрэд настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв внутри монотонного алгоритма, которым стала их жизнь.
Это только подтверждается случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил жену без сознания. Оказалось, что она машинально выпила чересчур много таблеток снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро.
Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, они используя новейшее оборудование приведут в порядок любого пациента.
Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайного столкновения с юной девушкой Клариссой Маклеланд. Она сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Обычно молодые люди предпочитают проводить время, развлекаясь на аттракционах или гоняя на автомобилях.
Кларисса показалась Монтэгу совершенно другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной.
Завязав разговор с девушкой, Монтэг узнает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно торопиться куда-либо и много времени проводит в раздумьях.
Заданный Клариссой вопрос, счастлив ли он, ставит Монтэга в тупик. Раньше он только находился в монотонной рутине своей жизни и никогда не задумывался об этом. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности.
Еще больше влияет на состояние Монтэга случай на работе. Приехав в очередной раз по вызову, пожарные обнаруживают у женщины обширную библиотеку.
Однако она отказывается подчиниться и выйти из дома, а предпочитает умереть вместе с любимыми произведениями.
Это происшествие и постоянные мимолетные встречи и беседы с Клариссой заставляют Монтэга понять, что привычный жизненный уклад ему противен. Он начинает вести себя странно. Удивляет коллег воспоминаниями о том, что раньше пожарные занимались тушением пожаров, а не их разжиганием. Он начинает понемногу воровать книги во время вызовов, проявлять сочувствие к читающим преступникам.
Книги открывают Монтэгу новый мир. Не в силах больше выносить прежней жизни, он пытается приобщить к чтению жену. Ей это совсем не интересно, ведь на телевидении запустили новый проект. Зрителям выслали копии сценария, предложив заполнить их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает поискать других единомышленников.
Тем временем, его посещает брандмейстер. На работе давно подозревают, что с Монтэгом что-то не так. Поэтому начальник пришел, чтобы образумить его. Брандмейстер напоминает ему, что современный ритм жизни обязывает всех жить быстро и не тратить много времени на что-либо.
Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими как две капли воды. Только идентичность всех уберегает от возвышения отдельных личностей и соответственно принижения остальных. В таких условиях книга – худшее оружие. Она заставляет думать, иметь собственное мнение, поэтому книги должны быть полностью уничтожены.
Монтэг понимает, что этот визит означает на самом деле, но остановиться он уже не может.
На следующее утро он решает не идти на работу из-за болезни. Этот поступок сильно раздражает жену Монтэга, поскольку не соответствует обычному распорядку дня. Вместе с тем Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и ее родители переехали.
Данное происшествие заставляет героя активнее искать тех, кто хранит книги. Монтэг знакомится с профессором Фабером. Он сначала опасается и не верит Монтэгу, поскольку тот пожарный и может специально искать читающих. Однако поверив ему, профессор раскрывает свои планы о возобновлении книгопечатания.
По мнению профессора, надвигающийся военный конфликт вновь обратит граждан к чтению. Две предыдущих войны Америке удалось выиграть с помощью атомного оружия. Еще одной военной катастрофы мир просто не перенесет. На прощанье профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который вставляется в ухо.
Таким способом они могут незаметно поддерживать связь друг с другом.
Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли подруги. Женщины настолько увлечены обсуждением сериала и своего вклада в его создание, что выводят Монтэга из себя. Сорвавшись, он пытается доказать им, что единственная вещь, которая хоть что-нибудь значит в этом мире, это книги. Вечер заканчивается крупной ссорой. Монтэг решает вернуться на работу.
Рабочий день начинается как обычно. Пожарные собираются на вызов. Однако Монтэг обнаруживает, что они приехали к нему домой. Взбешенная происшествием вчерашнего вечера, Милдред сдала мужа.
Как оказалось, она была не первой. Ее подруги сообщили о книгах в их доме немного раньше. Осознавая, что его раскрыли, Монтэг не сопротивляется и сам выдает книги брандмейстеру.
Он также принимает участие и в сожжении книг и собственного дома.
Начальник Монтэга замечает радиоприемник, подозревая, что он может привести к другим преступникам. Не желая ставить под удар профессора Фабера, герой сжигает брандмейстера и остальных членов отряда. Теперь Монтэг становится особо опасным преступником.
Для поимки таких преступников используется новейшая технологическая разработка «механический пес». От него невозможно спрятаться. Погоня за преступником транслируется на телевидении в прямом эфире, так чтобы каждый мог наблюдать за ней.
Монтег на протяжении некоторого времени успешно скрывается от пса. Погоня затягивается.
Чтобы лишний раз не беспокоить зрителей и убедить их в неотвратимости правосудия, пес убивает случайного прохожего, представив его преступником. В это же время начинается война.
Миллионы солдат мобилизованы и отправлены к местам боевых действий. Это помогает Монтэгу выиграть немного времени, чтобы спрятаться от государства, которое пока занято более важными делами.
Помня рекомендации профессора Фабера, герой уходит из города в лес на поиски помощи. Через некоторое время ему удается найти лагерь единомышленников. Монтэг узнает, что по всей стране читающие люди объединились в духовную оппозицию. Они нашли способ донести до потомства как можно больше знаний.
Каждый человек заучивает наизусть какую-либо книгу или ее главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. По вечерам они собираются у костра и слушают выученные произведения. Они ждут и надеются, что настанет время, когда их знания понадобятся остальным.
В это время войска противников подходят вплотную к городу и стирают его с лица земли при помощи атомного оружия.
Гиперболизируя общество потребления в своем романе, автор выражает свою обеспокоенность направлением развития человечества. Однако он верит, что сохранение духовных ценностей и знаний способно изменить мир к лучшему. Эту мысль он стремится донести до читателей через своих героев – ценителей литературы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Брэдбери. Все произведения
451 градус по Фаренгейту. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Саша Чёрный
Сбежав из дома в юношеские годы, Саша Гликберг жил буквально на улице и питался за счет подаяний. Это продолжалось до тех пор, пока мальчика не приютил некто К.К. Роше. Это был человек образованный и состоятельный с добрым сердцем и чистыми помыслами - Краткое содержание Мериме Таманго
Капитан Леду не мыслил своей жизни без моря. Несмотря на раздробленную в сражении кисть руки, он смог дослужиться до капитана. В боевых действиях был героем и очень расстроился, когда был заключен мир - Краткое содержание Зощенко Бедный Федя
В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги. - Краткое содержание Исигуро Не отпускай меня
Книга «Не отпускай меня» была написана еще в далеком 2005 году английским писателем Кадзуо Исигуро. Его необычное имя связано с японским происхождением автора. Книга получила множество престижных наград и положительных рецензий. - Краткое содержание Шолохов Поднятая целина
В романе «Поднятая целина», созданном советским писателем Михаилом Александровичем Шолоховым, описываются страшные события, происходившие на Дону в тридцатых годах прошлого века. Это время разгара коллективизации
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/brehdberi/451-gradus-po-farengejtu-pereskaz
451 градус по Фаренгейту
Америка относительно недалёкого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.
Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами.
Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев.
Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
Продолжение после рекламы:
Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания.
Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места.
По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.
Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе.
Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители.
Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.
Брифли существует благодаря рекламе:
Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»
Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличённая в хранении запрещённой литературы, отказывается покинуть обречённое жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.
На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.
В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.
Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчинённому небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «…Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Содержание.
Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря…
Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».
Продолжение после рекламы:
Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но средство, с помощью которого создаётся общество манипулируемых людей, где личности нет места.
«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а… просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».
Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».
До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашёл уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обречённого на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.
Брифли существует благодаря рекламе:
В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять.
Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах.
Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах.
На прощание Фабер даёт Монтэгу миниатюрный приёмник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.
Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но ещё раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом.
Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчёт книг куда нужно.
Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.
По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предаёт огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемёта на Битти. Затем наступает черёд двух других пожарников.
С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удаётся спастись от погони.
По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса.
Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.
Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства.
Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живёт» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке.
Тысячи единомышленников делают своё дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики.
Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.
Пересказал С. Б. Белов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.
Источник: https://briefly.ru/bredberi/451_po_farengejtu/
Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту для читательского дневника
Самая известная работа Рэя Брэдбери (1920 — 2012) «451 градуса по Фаренгейту» относится к направлению, указанному как пессимистические будущие идеи в подкатегории «антиутопия».
«451 градус по Фаренгейту», это название которое относится к температуре, при которой воспламеняется бумага, в данном контексте книги. Основной идеей романа Брэдбери, является предостережение от ожидаемых негативных последствий тогда еще такого нового в 1950-х годах явления как просмотр телевизионных передач.
Читать краткое содержание 451 градус по Фаренгейту Рэя Брэдбери
Государственная власть имеет отдел пожарной охраны с функцией полиции, чьей задачей является отыскивать и сжигать книги. Пожарная бригада используется огнемет, который генерируют тепло ровное 451 градусов по Фаренгейту (232 градусов по Цельсию) — температура, при которой горит бумага.
Все люди, в этом состоянии будущей жизни, не знают угрызений совести, и моральные сомнения полностью устранены в этом обществе.
Вместо этого, население все свое свободное время посвящает примитивным, бессмысленным передачам из негабаритных телевизионных экранов с «плоскими» фильмами и тупой рекламой или, листая бессмысленные журналы, которые не имеют информативного содержания. Целью этого бесчеловечного режима являлось оглупление людей, чтобы не дать им возможность самостоятельно и критически мыслить, не говоря уже о восстании против государственной власти.
Протагонистом в этой истории является пожарный Гай Монтэг, который полностью убежден в правильности этих взглядов и с большой страстью увлечен своей сомнительной деятельностью. Она дает ему ощущение силы на работе и оказывает определенное обаяние на него в течение длительного времени. Возможности для профессиональной карьеры, вдохновляют его.
Необразованный Гай представляет собой среднее население в процессе описываемого мрачного будущего. Тем не менее, он любопытен и скептически настроен. Полностью характеристикам среднего человека соответствует его жена Милдред. Система олицетворена руководителем Гая, капитаном Битти.
Но есть люди, которые находятся в оппозиции к правилам системы и пытаются сформировать свое собственное мнение, самостоятельно определить форму интеллектуальной рефлексии. Это бывший профессор литературы Фабер и Кларисса Мак-Клеллан.
Задачей Гая и его коллег, является поиск книг и уничтожение их огнеметами. Чтение и владение книг строго запрещено государством. За несоблюдение этого требования грозит суровое наказание.
Только тогда, когда он встречает, молодую, красивую Клариссу случайно на улице, он получает первый импульс, чтобы подумать о своих действиях.
Она происходит из нетрадиционной семьи, где любят природу и не боготворят гипер технологии своего времени.
Кларисса является одним из членов группы диссидентов, которые изучают наизусть целые книги, и компенсируют сгоревшую литературу, слушая друг друга.
Он понимает, что Кларисса — несмотря на свою молодость — более зрелая и умная, чем его тридцатилетняя жена Милдред.
Отношения между ней и ее мужем бесстрастны и холодны и ограничиваются только просмотром телевизора.
Когда его жена делает попытку покончить жизнь самоубийством, Гай понимает что это не результат внутренних переживаний, а просто она находилась под впечатлением от просмотра телевизора.
После дальнейших встреч с Клариссой он начинает догадываться, что встречается с убежденным противником системы. С другой стороны, он задается вопросом, не влюблен ли он в нее. В любом случае, Кларисса дает ему новую пищу для размышлений и оказывают все большее влияние на него.
Особенно на Гая произвел поступок женщины, уличённой в хранении книг, и которая отказалась покинуть жилище, предназначенное для сожжения. Женщина облила себя керосином и погибла вместе со своими книгами.
Постепенно ход его мыслей меняется, и он решает прочитать книгу, которую надо было сжечь Он начинает читать и в его голову вкрадываются сомнения о правильности его жизни. Его работа доставляет ему все меньше удовольствия, и он мысленно отдаляется все больше и больше от своего государства, и вскоре понимает, что это бесчеловечный режим.
Гай ищет свое место в жизни и встречает в парке старого человека по имени Фабер. Фабер становиться наставником Гая в его становлении как новой личности.
В это время, его жена сообщает о смерти Клариссы. Гай отказывается идти на работу, но его босс Битти навещает его и пытается внушить ему мысли о правильности существующей жизни и строя. После того, как Битти ушел, Гай принес домой несколько книг и попытался приобщить к ним жену и ее подруг, но безуспешно.
После того как Гай пришел на работу последовал вызов пожарной команды для того чтобы сжечь очередной дом. Когда они приезжают на вызов, то оказывается что нужно сжечь дом Гая. Его собственная жена предала его.
Гай сжигает книги, и свой собственный дом, но начальник Битти находит рацию с помощью, которой Гай связывался с профессором. Что бы ни выдать профессора. Гай направляет огнемет против начальства Битти и убивает его.
За ним начинается преследование как за государственным преступником.
Государство наказывает диссидентов безжалостно, сжигает их книги и дома.
Пожарный отдел имеет в своем арсенале «механическую собаку» (искусственная форма жизни с полицейскими полномочиями) для погони за врагами государственной системы. Именно такую собаку и запускают в погоню за Гаем.
Но собака убивает другого человека, которого принимают за Гая. По телевизору объявляют о смерти Гая, что дает ему возможность скрыться.
Он присоединяется к группе диссидентов. Грейнджер, начитанный человек, является лидером этих людей. Он сразу же интегрировал Гая в группу, и завязал с ним дружбу. Гай со своими новыми друзьями покидает город и надеются, что в будущем они будут иметь возможность построить новое общество после их возвращения.
В это время начинается война, и история заканчивается бомбардировками родного города ядерными бомбами, в результате чего он был полностью уничтожен.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/brehdberi/451-gradus-po-farengejtu