Сочинение образы отцов в романе отцы и дети тургенева

марта
19 2014

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия.

В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.

По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”.

Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “прин-сипов” и авторитетов.

“Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов…

шагу ступить, дохнуть нельзя”, говорит он. Павел Петрович представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства Англия.

Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения.

Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность.

Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив.

К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела.

Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна.

Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы…” и т. д. Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”.

Он либерал и гордится этим.

“Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел…; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями…” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение.

Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”…

Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек.

То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении. Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца.

Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности.

Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” all so ch. ru 2001 2005 дворянского общества.

Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/obrazy-otcov-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Сочинение-рассуждение «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Свою работу «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» автор строит как сочинение-рассуждение. Это домашнее сочинение, поэтому оно довольно объемное.

В сочинении умело отобран материал для цитации, выбраны наиболее выразительные моменты текста. Надеюсь, это сочинение поможет Вам в написании собственного сочинения-рассуждения по роману ОТЦЫ и ДЕТИ.

Памятка о том, как писать сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в романе ОТЦЫ И ДЕТИ

Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, широко известный не только в нашей стране, но и за ее пределами. На Западе порой его писательский талант ценится даже выше признанного гения русской литературы А. С. Пушкина.

Признаться честно, этот факт изумил меня и заставил задуматься: за что же Тургенев заслужил такую высокую оценку, за что он удостоился подобной чести.

Внимательно читая страницы романа «Отцы и дети», я увидела Тургенева не только талантливым писателем, но и высоко одаренным, тонким психологом, глубоко изучающим, рассматривающим своих героев «под микроскопом».

И чтобы помочь нам, читателям, «заглянуть» в этот «микроскоп» и увидеть героев, Тургенев помещает их в конфликтные ситуации в виде споров, диалогов, насыщает произведение небольшими, но важными деталями, штрихами и ремарками.

Самый главный герой, психологии которого уделяет основное внимание Тургенев, а значит, и читатель,— это Евгений Базаров.

В начале романа Евгений приезжает погостить в имение своего молодого товарища Аркадия, где знакомится с его отцом: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями… крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Из этого совсем небольшого описания мы уже можем сделать некоторые выводы о Базарове. Его «красная обнаженная рука» говорит об отсутствии всякого щегольства, простоте, «плебействе». А медлительность, вернее, неохотность действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

Еще более интересен для психологического анализа момент встречи Базарова с дядей Аркадия: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Каким-то холодом веет от этой сцены. Напускная учтивость чувствуется в движениях Павла Петровича.

Значит, отнюдь не симпатию, а некоторую неприязнь испытывает дядя Аркадия по отношению к Базарову. И обратите внимание, что руку он положил «обратно в карман». А при разговоре, тем более знакомстве с человеком, держать руки в карманах — значит не уважать собеседника, бросать ему почти незаметный, но все-таки вызов. И подтверждает наше предположение следующий диалог между братьями Кирсановыми:

Читайте также:  Сочинение яблоко от яблони недалеко падает

«— Кто сей? — спросил Павел Петрович.

—           Приятель Аркадия, очень, по его словам, умный человек.

  • —           Он у нас гостить будет?
  • —           Да.
  • —           Этот волосатый?
  • —           Ну да».

Сколько враждебности ощущается в словах Павла Петровича! А его повторяющиеся вопросы заставляют нас увидеть, что Кирсанов принимает Базарова за чужака, с которым ему ужиться будет крайне сложно, почти невозможно.

Чуть позже оказывается, что не только внешность, но и мировоззрение Базарова отталкивает Павла Петровича: «Он нигилист… а нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами…» Естественно, такое отношение вызвало крайнее возмущение у «аристократа до мозга костей» П. П. Кирсанова, и он вступает с Базаровым в спор.

Сперва разговор заходит об аристократии, об одном из представителей которой Базаров отзывается цинично и высокомерно: «дрянь, аристократишко». На протест Павла Петровича он лишь «равнодушно отвечает» и «лениво отхлебывает чай».

Ничто не может вывести Базарова из хладнокровного спокойствия, в то время как Павел Петрович «взмахивает руками», «бледнеет», «восклицает», «изумленно бормочет» и «вопит». Во время «схватки» мы узнаем довольно много и о самом Базарове, его принципах, убеждениях, взглядах на жизнь. Он «демократичен до кончиков ногтей». И в первую очередь — по своему происхождению.

«…Мой дед землю пахал…»,— с надменной гордостью говорит Базаров. Внук пахаря и сын бедного лекаря, он легко сходится с простыми людьми: «Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».

И действительно, в отличие от Павла Петровича, в усадьбе с Евгением быстро «освоилась скромная Феничка», «слуги также привязались к нему», а лакей Петр всегда «улыбался и светлел», когда Базаров обращался к нему. Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью.

Такое отрицание носит уже революционный характер. Но Базаров отрицает даже искусство. По его мнению, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Несмотря на абсурдность некоторых своих взглядов, Базаров выходит из спора победителем.

Он доводит до изнеможения Павла Петровича, который с высокопарного стиля переходит на «приземленный»: «И в самом деле, прежде они (молодые люди.— Авт.) просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Базаров заметил такую резкую перемену в выражениях Павла Петровича: «Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства».

Павел Петрович окончательно побежден и разбит, даже племянник это замечает: «…Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами».

Проанализировав спор между двумя противниками, мы можем увидеть, что, несмотря на коренные различия во взглядах, противники обладают и похожими чертами: стойкостью характера, упорством, способностью отстаивать свои принципы, оба — волевые личности, ощутившие на себе всепобеждающую силу любви.

В начале романа Базаров укоряет, презирает Павла Петровича, поставившего свою жизнь на карту любви. К слову заметить, и Базаров, и Павел Петрович играли в карты, но, однако, все время проигрывали.

Сразу вспоминается всем известная поговорка: «Кому не везет в картах, тому повезет в любви». Вот и «повезло» двум героям полюбить, полюбить пылко, страстно.

Искренне, всем сердцем и душой, но безответно…

Мне кажется, что Базаров в некоторой мере «выносливее» Павла Петровича, может быть, в силу своего социального положения: он гораздо менее «избалован» жизнью. Осознав, что ему никогда не добиться взаимности от Одинцовой, Евгений уезжает из Никольского. Он пытается загубить, уничтожить в себе силу любви, в то время как Павел Петрович долгие годы преследовал свою возлюбленную.

Но поговорим подробнее о взаимоотношениях между Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Эта образованная, одаренная тонким умом женщина сразу же привлекает внимание Базарова. «Посмотрим, к какому роду млекопитающих принадлежит эта особа… Чувствует мой нос, что тут что-то неладно»,— со свойственной ему резкостью отзывается Евгений об Одинцовой.

Через некоторое время Анна Сергеевна околдовывает Базарова своими чарами, и происходит признание в любви. Для меня этот эпизод стал символом романа «Отцы и дети», потому что ранее я никогда не встречала такой психологически сильной, сверхэмоциональной сцены в русской литературе.

  1. Начинается она с отчужденной беседы между героями:
  2. «— Как же это вы ехать собираетесь, — начала она,— а обещание ваше?
  3. Базаров встрепенулся.
  4. — Какое-с?»

«Базаров встрепенулся»,— а значит, насторожился, почувствовал что-то неладное. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажной сеткой».

Как живописен образ Одинцовой, и как одурманивающе он действует на Базарова! Как великолепна, таинственна и соблазнительна она в полумраке комнаты! Во время тихой беседы мы замечаем, как Анна Сергеевна стремится вызвать Базарова на откровенность, а он скрывается, прячется… Одинцова попросила его открыть окно. «Базаров встал и толкнул окно.

Оно разом со стуком распахнулось… он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом руки его дрожали…» Что? У этого стойкого, самоуверенного, всегда хладнокровного человека «дрожали руки»? Значит, за его отчужденностью, попыткой уйти от разговора таится огромное волнение, переживания.

Одинцова затронула больное место Базарова, ведь он уже давно «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Читаем дальше: «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха». Это описание поражает еще больше.

Оказывается, Базаров, всегда отрицавший живописность природы, способен услышать «шум деревьев» и ощутить прикосновение «чистого воздуха». Этот небольшой, но прекрасный пейзаж великолепно вписывается в сцену признания. Он открывает нам душу Базарова, в которой сейчас происходит борьба между страстной любовью и ее отрицанием.

Таким образом, Евгений — это чуткое существо, способное видеть и понимать красоту окружающего мира. Вспомним, как в диалоге с Анной Сергеевной он случайно оговаривается: «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой, живете в деревне?»

Базаров испытывает бурю чувств. Он мучается, терзает себя, изнемогает от любви. А Одинцова? Она не может ответить Евгению взаимностью. Почему? Да потому, что она чиста и холодна, как мраморная статуя. Для нее Базаров — это любопытная игрушка, которую она «внимательно рассматривает», исследует. Нет, не вызывает она у нас большой симпатии…

И наверное, самый сильный в эмоциональном плане эпизод— это кульминация разговора, признание Базарова в любви. «Базаров встал и подошел к окну.

  • —           И вы бы желали знать причину той сдержанности, вы желали бы знать, что происходит?
  • —           Да,— повторила Одинцова с каким-то, ей еще не понятным, испугом.
  • —           И вы не рассердитесь?
  • —           Нет.
Читайте также:  Сказка собственного сочинения

—           Нет? — Базаров стоял к ней спиной.— Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Сколько любви, силы и страсти чувствуется в словах Базарова! Если до этого он еще боролся с непроизвольными движениями своей души, то теперь он понимает, что все его принципы, все его взгляды рушатся мгновенно и безвозвратно. И, может, именно поэтому он стоял спиной к Одинцовой.

Как удивительно ярко, реально, необыкновенно сценично показал Тургенев внутреннее состояние Базарова. «Евгений уперся лбом в стекло окна. Он задыхался: все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая,— страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Подобная сцена, как высшая точка писательского мастерства, никогда не сможет стереться из сердца и памяти читателя… Тайная психология, по-моему, играет важную роль в романе.

Ведь, не прибегнув к ней, Тургенев не смог бы изобразить Базарова реальным, живым человеком, способным страстно любить и в то же время страдать от этой любви… Небольшие, но живописные пейзажи появляются в самые важные, ответственные моменты и таким образом концентрируют наше внимание.

А мелкие детали, штрихи, казалось бы совсем незаметные, несут в себе огромное значение в понимании психологии героев. Диалоги, споры, параллели между персонажами заставляют нас задуматься над чертами характеров и свойствами души…

И. С. Тургенев теперь занял для меня особое и самое высокое место среди русских классиков, и я преклоняюсь перед его великим талантом писателя и высокоодаренного психолога.

Надеюсь, это сочинение-рассуждение по роману “Отцы и дети” было Вам полезным.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-rassuzhdenie-taynaya-psihologiya-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti/

Сочинение: Образы «отцов» в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

(610 слов) В романе И.С. Тургенева описана Россия накануне великих преобразований, пребывающая в предвкушении перемен к лучшему.

В то время каждый человек, считающий себя достойным гражданином, высказывал различные мысли и мнения о сути новых реформ, их методах, целях.

Общество разделилось на два вполне обозначенных лагеря: умеренных либералов вкупе с консерваторами, а также радикальных революционеров-народников.

В произведении два лагеря представлены двумя разными поколениями. Единственный настоящий представитель «молодого мира» — нигилист Евгений Васильевич Базаров, юноша, верящий только в науку и не признающий авторитетов. «Старый мир» более многочислен: к нему относятся и Павел Петрович Кирсанов, и его брат Николай, и родители Базарова, и даже молодой Аркадий Кирсанов.

Павел Петрович, наверное, может считаться самым главным в этом лагере и самым ярым противником Базарова. Он — противоположность Евгения во всём, главным образом — во взгляде не жизнь.

Он, в отличие от отвергающего всё нигилиста, в своих мыслях и поступках старается опираться на общепринятые авторитеты, «принсипы» (“Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”). Самыми важными из них он считает идеалы чести дворянина.

Кирсанов мыслит достаточно либерально, как модно было мыслить в то время. Он много рассуждает о пользе для государства тех или иных изменений, а эталоном преуспевающей и благополучной страны считает Великобританию. Павел Петрович старается поступать в соответствии с правилами чести, которым подчиняются так любимые им английские лорды.

И, по сути своей, действия его совсем не плохи или бесполезны: он нередко давал брату советы относительно управления имением, выручал его добрым словом или давал деньги. Павел Петрович много говорит о единении с народом, о его значимости, за что и подвергается насмешкам Базарова, который считает все доводы Кирсанова надуманными, притворными.

Евгений видит в нём бесхарактерного и бездеятельного человека, а эти качества он в людях не любит более всего. Несмотря на его очевидные недостатки, Павла Петровича никак нельзя назвать плохим человеком.

Он твёрдо придерживается своих убеждений, любит брата и племянника, старается помогать в управлении усадьбой, уважительно относится к каждому человеку. Если же говорить о манере Павла Петровича говорить, то она более чем необычна. В его монологах и рассуждениях часто встречаются иностранные обороты, а русские слова он любит произносить на французский манер, как было популярно в эпоху его молодости.

Другим ярким представителем «отцов» является Николай Кирсанов. В отличие от своего брата Павла, он никогда не был приверженцем старых взглядов, наоборот, всегда стремится жить в ногу со временем. Он проводит в своей деревне масштабные изменения, закупает современное оборудование, пытается использовать наёмный труд.

Но все его старания заканчиваются провалом, и имение постепенно приходит в запустение. Бедность жителей проистекает не от жестокости помещика, а от его изобилующей либеральности. Когда Базаров в разговоре с Аркадием говорит, что «песенка Николая Петровича спета», Кирсанов-отец, немного поразмыслив, соглашается с этим.

В общении с Базаровым он ещё сильнее уверовал в то, что взгляды молодых более полезны и надёжны, и что он только должен от них не отставать. Но слепая вера в новые идеалы не делает его глупым, злым, грубым. Напротив, Николай Петрович обладает прекрасным характером, он добр и радушен, чуток и щедр.

Он восхищается Пушкиным, прогуливается в парке, наслаждаясь природой, музицирует. Мне кажется, он просто создан для тихой, уединённой жизни в своём доме.

Аркадий Кирсанов, сын Николая, в произведении изначально представляется нам представителем «детей», которым он соответствует и по возрасту, и по взглядам. Но со временем читатель понимает, что Аркадий очень сильно похож на отца, а все его нигилистические убеждения были лишь следствием общения с Базаровым. В финале он женится и, скорее всего, повторит судьбу своего отца.

Описывая семью Кирсановых, автор демонстрирует положение, в которое дворяне попали или вскоре попадут из-за реформ. Бессмысленная деятельность или вовсе её отсутствие, неопределённость взглядов… Тургенев говорил, что в «Отцах и детях» показал лучших представителей этого сословия. Если даже они не могут приспособиться к новым реалиям, то остальная часть дворянства и подавно.

Михаил Новиков

Источник: https://koreniz.ru/spravochnik/493_obrazy-ottsov-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/

Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети»

Однажды Иван Сергеевич Тургенев заметил, что его роман «Отцы и дети» направлен против дворян как представителей главенствующего класса. При этом автор, по собственному признанию, выбрал из всего дворянства для своего произведения лишь глубоко положительных для того, чтобы их полнейшую несостоятельность.

Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, показан Тургеневым как аристократ, человек хорошо образованный, с отличными манерами, следящий за собой. Он является сыном генерала, в прошлом служил в столице, мог сделать блестящую карьеру военного. Однако в свое время пострадал от несчастной любви, которая опустошила его душу и лишила всего.

Разочаровавшийся в жизни Павел Петрович приезжает в далёкое имение Марьино к родному брату и остается там навсегда. Судьба кардинально изменила его окружение, но она не смогла поломать устоявшиеся манеры и сложившиеся привычки поведения.

Заказать сочинение

Во взглядах героя соединилось западничество и славянофильство. Будучи молодым, он считал себя либералом. Русских людей Кирсанов называет патриархальными. Народ, по его словам, почитает предания минувших лет, живет верой и за это заслуживает уважения.

Однако при разговоре с простолюдинами Павел Петрович всегда морщится и начинает нюхать одеколон. Символом его любви к крестьянам является пепельница в виде лаптя, что стоит на его столе. Иными словами, Павел Петрович – любящий себя аристократ, покончивший с былой жизнью. Он не живет, а существует ныне. Тургенев даже написал, что герой ныне стал мертвецом.

Возникновение рядом Базарова, человека с резко противоположными взглядами и стремлениями, привнесло в вялотекущую жизнь «отцов» активность. И это вызвало некое раздражение. Евгений Базаров не воспринимает ценностей дворян, даже активно выступает против них.

Не видит смысла в чтении поэзии, не понимает, как можно наслаждаться пейзажами. Смысл природы он видит лишь в возможности использования ее материалов. Базаров не верит в чувства, в том числе в любовь, воспринимая сие чувство как химическую реакцию.

Поэтому Евгению было невозможным понять боль от былых сердечных мучений героя. Он видит эту историю бессмысленной и даже смешной.

Павел Кирсанов буквально с первого взгляда стал презрительно относиться к Базарову, считая того плебеем и нахалом, не достойным уважения. При этом его нельзя назвать злым человеком. Напротив, он тепло относиться к Фенечке, он уважает брата и любит племянника Аркадия. А после дуэли старший Кирсанов даже отметил мужество Евгения.

Все сказанное Базаровым буквально перечеркнуло прошлую жизнь Кирсанова. Ведь, по мнению Базарова, он старик, который сидит, ничего не делает, а все, что он говорит, только пустые слова.

На это заявление Кирсанов принимается защищать не только себя, но и все дворянство.

И ему удалось отыскать слабое место в философии Базарова: нигилисты все отрицают, ничего не строя взамен, а ведь так можно все разрушить.

Представителем сего поколения является брат Павла Николай Кирсанов. Он очень добрый и тихий человек.

Потеряв жену, он нашел свою любовь и ныне живет в счастье рядом с Фенечкой и маленьким ребенком, у его хорошие отношения с сыном Аркадием. Его жизнь состоит из мелких повседневных забот.

Он старается улучшить имение, но при этом, как и все дворяне показывает абсолютную неприспособленность к жизни.

Аркадий, несмотря на молодые годы, по своим воззрениям относится к поколению «отцов». Он учится вместе с Базаровым в университете, считает его примером для подражания, уважает в нем силу духа и принципиальность.

Аркадий добрый, любит своего отца, он с ранних лет воспринял идеи дворян. Поэтому несмотря на то, что подражает Базарову и называет себя сначала нигилистом, вскоре отходит от всех этих воззрений и находит тихое счастье с Катей Одинцовой.

Он видит свое будущее в создании семьи и жизни в родовом имении. Ему нравится покой и безмятежность.

Трогательными героями показаны в произведении родители Базарова. Они простые люди, живут в деревне, сына своего любят и готовы на все ради его благополучия. Отец его был военным, лично знал некоторых декабристов. Он великий созидатель.

Мать Базарова была вежливой, тихой женщиной. Никогда ни на кого не повышала, только вот сплетничала иногда. Тургенев описывает стариков Базарова с особой любовью.

Эта семья заложила в характер Базарова настоящие нравственности ценности и их нельзя изменить.

Своим романом Тургенев показал важность связи между поколениями. Благодаря этой невидимой нити, связующей представителей одной семьи, удается сохранить все самое ценное и хрупкое и пронести сквозь года.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/sochinenie-mir-ottsov-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Сочинение на тему: Отцы и дети в романе Тургенева «Отцы и дети»

Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей.

Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым.

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича. Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом.

Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием.

Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе.

Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами.

На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой.

Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена.

Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству.

С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению.

Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
  • Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/otzy_i_deti_otzy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]