Значение высказывания
Выражение, относящееся к деревьям и плодам, напрямую раскрывает взаимосвязь между родителями и детьми, являющимися их продолжением.
Его аргумент заключается в том, что хорошие во всех смыслах родители вырастят добродушного ребенка.
Как известно из жизненного опыта, дети в большинстве случаев повторяют ошибки отца и матери, они подобно губке впитывают недостатки старших членов семьи. В народе часто говорят, что истоки всех пороков стоит искать именно в семье.
Высказывание: «Яблоко от яблоньки недалеко падает» чаще всего применяется в отрицательном значении, если люди намерены не хвалить поступки определенного человека, а высмеивать и ругать.
К сожалению, общество часто проявляет жестокость к отдельным личностям, совершившим определенные поступки.
Если девушка родит ребенка до брака, о ней непременно скажут, значит, она повторяет шаги своей матери, тоже в раннем возрасте оставшейся с малышом.
На примере пословицы «Яблочко от яблони недалеко падает» обязательно в своем рассуждении проведет параллель старый опытный учитель школы. Если он в свое время обучал родителя-двоечника, ребенок которого не слишком ответственно относится к предметам, он ему непременно на это укажет.
Помимо разговоров о дурной наследственности, «яблочным» тезисом обозначают общественную жизнь. Пословицей характеризуется не только кровное родство, но и принадлежность определенных лиц к одной группе, общность их взглядов.
Люди часто вспоминают про яблоню и ее плоды неоднозначного качества, когда сменяется правительство на любом уровне. От нового человека общество ожидает перемены курса в лучшую сторону, а он ведет себя традиционно и по-прежнему.
За этим кроется философия отдельной фракции или партии, заложенная на протяжении многих лет.
Происхождение красноречивого выражения
Слова, отчетливо характеризующие людей в разных ситуациях, стали результатом житейских наблюдений. Конечно же, случится так, что спелое яблоко упадет и не откатится далеко от дерева, на котором появилось и выросло.
Для наших предков семейное воспитание имело первостепенное значение. Когда создавалась молодая семья, обязательно интересовались историей рода со стороны жениха и невесты.
Позорным было наличие среди близких людей таких, кто опорочил себя:
- пьянством;
- разгульством;
- грубостью;
- ленью.
От общества и ближнего окружения такие негативные черты скрыть просто невозможно. Особенно часто такие пороки осуждаются жителями деревни или небольшого поселка, где каждый друг друга знает. В семье родители стыдились и сторонились всеобщего осуждения.
Дети воспитывались в строгости, должны были всегда вести себя достойно. Со временем отношение к семейным ценностям претерпело изменения.
Однако при неадекватном поведении малыша сразу же обращается внимание на поведение родителей, ведь только от них зависит атмосфера, присутствующая между взрослыми и детьми.
Жизненный опыт показывает, что в семьях, внешне кажущихся благополучными, подрастает пассивное поколение, склонное к безделью и порокам. При этом часто встречаются и противоположные ситуации, когда в скромных и неприглядных семьях воспитываются добродушные и отзывчивые дети. В этом случае следует упомянуть про существующие барьеры.
Отношения, которые возникают между воспитанником и воспитателем, бывают кардинально разными.
Мягкие по характеру и добрые мать с отцом при воспитании единственного ребенка часто позволят ему лишние вольности. Неутешительный результат объяснить легко — их наследник вырастет лентяем и эгоистом.
Семьи же, где духовные ценности выше достатка и роскоши, дают обществу поколение, лишенное зла и корыстных помыслов.
В этом случае объяснение или описание значения «Яблоня от яблони недалеко падает» носит двусмысленный характер. Плод чаще всего остается неподалеку от дерева, но в некоторых случаях укатывается подальше от него.
Примеры из литературы
Поговорка хорошо раскрывается в романе «Обломов», написанном И. А. Гончаровым. В нем описывается образ мальчика, проведшего детство в родовом имении.
Он стремился познать мир, хотел быть всегда в движении и знакомиться с новыми впечатлениями. Но родители окружили ребенка чрезмерной заботой и вниманием, из-за чего итоговый результат оказался неутешительным.
Во взрослую жизнь он вошел ни к чему не подготовленным и не приспособленным.
Не менее удачным станет пример из комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина, по которой часто в школах подготавливаются учениками эссе. Из раскрытия темы этого текста становится ясно, что главного героя Митрофанушку его матушка:
- опекала;
- оберегала;
- баловала.
Она намеревалась воспитать в нем качества, наиболее пригодные для взрослой жизни. Однако парень вырос лентяем и лжецом, яблоком, так непохожим на дерево с обычной картинки. Почему так произошло, престарелая женщина так и не смогла понять.
В произведении говорится о безграничной любви родителей к своим детям, которая может сыграть злую шутку.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet.html
Яблоко от яблони недалеко падает…или всё-таки?….
26 ответов
Последний — 7 июня 2010 г., 00:38 Перейти
Аллергия
нет, не согласна. Я свою жизнь строю вопреки. У меня была яблоня, от которой хотелось упасть подальше и я это сделала.
Автор
А как насчет мать одиночки. Как вы считаете у ребенка(точнее уже девушки) сложится такая же судьба в личной жизни..
Крыса
Вась, кончай хамить. Зачем?
А по теме: многие люди считают, что они строят свою жизнь вопреки воспитанию родителей. На самом деле все равно это родительское влияние проступит рано или поздно. Потому что это все происходит неосознанно, увы.
Вася
КрысаВась, кончай хамить. Зачем?
А по теме: многие люди считают, что они строят свою жизнь вопреки воспитанию родителей. На самом деле все равно это родительское влияние проступит рано или поздно. Потому что это все происходит неосознанно, увы.так я не понял, мне кончать или хамить? Женщина явно не понимает текста написанного, вот и не сдержался
ромаха
ВасяКрысаВась, кончай хамить. Зачем?
А по теме: многие люди считают, что они строят свою жизнь вопреки воспитанию родителей. На самом деле все равно это родительское влияние проступит рано или поздно. Потому что это все происходит неосознанно, увы.так я не понял, мне кончать или хамить? Женщина явно не понимает текста написанного, вот и не сдержалсясдерживайся Вася и когда кончить хочется и когда нахамить
Крыса
Вась, кончай хамить. Зачем?
А по теме: многие люди считают, что они строят свою жизнь вопреки воспитанию родителей. На самом деле все равно это родительское влияние проступит рано или поздно. Потому что это все происходит неосознанно, увы.
Автор
А как насчет мать одиночки. Как вы считаете у ребенка(точнее уже девушки) сложится такая же судьба в личной жизни..
Радость
Очень часто встречается когда мама одиночка и её ребёнок тоже.
Вася
согласен, только у мудрых родителей ребенок улучшенная копия их самих
Радость
Очень часто встречается когда мама одиночка и её ребёнок тоже.
Автор
Яблоко от яблони недалеко падает…или всё-таки?…..Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Вы с этим согласны?
Вася
согласен, только у мудрых родителей ребенок улучшенная копия их самих
Источник: https://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/3972838/
«Яблоко от яблони недалеко падает» — значение пословицы
Skip to content Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. 13.02.2019
Как прекрасны цветущие яблоневые сады! Сколько ожиданий и грёз вызывают они в душе человека! Мы ждём, что с наступлением августа каждое дерево даст добрый плод. Но так бывает не всегда. Иные яблочки вырастают мелкими, иные – испорченными, а иные такими кислыми, что их хочется бросить. Почему так происходит? Люди говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Кого винить в том, что урожай нехорош, и что означает это выражение?
Значение пословицы
Идиома о яблоне и яблоках напрямую касается детей и родителей. Смысл её в том, что от хороших отца и матери не родится злое чадо. Дети повторяют ошибки и недостатки родителей, причину любых пороков стоит искать в семье. Пословица употребляется только в отрицательном значении, когда мы хотим поругать, а не похвалить кого-либо.
К примеру, злые языки обязательно скажут так о девушке, родившей ребёнка до свадьбы. «Аришка-то – вон чего натворила! Знамо дело: мать её тоже в шестнадцать лет родила. Яблочко от яблоньки недалеко падает». Попрёки могут касаться и не столь серьёзных вопросов.
Старый школьный учитель, учивший и хорошо запомнивший папу-двоечника, наверняка вспомнит «яблочную» пословицу, заметив, как недобросовестно готовит уроки его сын. Иногда выводы о дурной наследственности перекочёвывают из бытового обихода в общественную жизнь.
В переносном смысле пословица может касаться не только кровного родства, но и общности взглядов, принадлежности к одной группе. Например, вспомнить о яблоне и её плодах уместно, когда на смену одному правителю приходит другой.
От преемника ожидают смены курса, но поведение политика остаётся традиционным. Народ винит в этом философию партии или фракции, к которой принадлежат оба.
Происхождение выражения
Нетрудно догадаться, что пословица родилась путём житейских наблюдений. Действительно, созревшее яблоко упадёт рядом с деревом, на котором выросло. Наши предки уделяли большое значение семейному воспитанию.
Выбирая жениха или невесту, интересовались историей рода, узнавали, нет ли в семействе людей, опорочивших себя ленью, грубостью, пьянством.
Живя открыто, «на миру», утаить такие подробности в деревне или маленьком городе было невозможно.
https://www.youtube.com/watch?v=cRvVQCeFrBE
Люди опасались общественного осуждения, старались держать себя достойно, воспитывали детей в строгости. С распадом общины и последующим кризисом семьи всё изменилось, но ценности остались прежними. Наблюдая неадекватное поведение ребёнка, мы по-прежнему делаем выводы о неполадках внутри семьи.
Почему в одних семьях при внешнем благополучии вырастают пассивные, склонные к безделью дети, а в другой, несмотря на её ущербность, появляются добрые маленькие солнышки?
Дело в существовании барьеров. Между воспитателем и воспитанником отношения складываются по-разному.
К примеру, добрые родители, потакающие единственному чаду и в результате теряющие авторитет в его глазах, получают эгоиста и нахлебника.
А в неблагополучной семье малыш зачастую растёт правильным, испытывая отвращение к злу. Вот и получается, что упавшее яблоко может укатиться далеко под горку, а значит, пословица права, но не всегда.
Синонимичные выражения
В русском языке о связи привычек в семьях говорят:
- От плохого семени не жди доброго племени;
- От осинки не родятся апельсинки;
- Отец – рыбак, а дети в воду смотрят;
- Отсеки собаке хвост – не будет овца;
- У доброго батюшки добры и детки.
В иностранных языках множество выразительных эквивалентов:
- Одинаковый корень – одинаковый плод. (лат.);
- Каково дерево – такова и груша. (нем.);
- Как старый петух кукарекнет, так сделает и молодой. (англ.).
Чтобы обидную пословицу не произнесли в ваш адрес, следите за собой так же строго, как за своими детьми. И пусть, глядя на вас, ваши наливные яблочки с удовольствием падают рядом: стать продолжением славного рода не только не стыдно, но и почётно!
Источник: https://na-dostupnom.ru/yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet/
Яблоко от яблони недалеко падает..
Яблоко от яблони недалеко падает.
392 AFORIZM.org 2019-07-24 Яблоко от яблони недалеко падает…
Эдуард Асадов
Так уж устроено у людей,Хотите вы этого, не хотите ли,Но только родители любят детейЧуть больше, чем дети своих родителей.Родителям это всегда, признаться,Обидно и странно. И всё же, и всё же,Не надо тут видимо удивлятьсяИ обижаться не надо тоже.Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей.
И чувствует в жизни острее тот,Кто жертвует, действует, отдаёт,Короче: дающий, а не берущий.
Любя безгранично своих детей,Родители любят не только их,Но плюс ещё то, что в них было вложено:Нежность, заботы, труды свои,С невзгодами выигранные бои,Всего и назвать даже невозможно!А дети, приняв отеческий трудИ становясь усатыми «детками»,Уже как должное всё берутИ покровительственно зовутРодителей «стариками» и «предками».
Когда же их ласково пожурят,Напомнив про трудовое содружество,Дети родителям говорят:— Не надо товарищи, грустных тирад!Жалоб поменьше, побольше мужества!Так уж устроено у людей,Хотите вы этого, не хотите ли,Но только родители любят детейЧуть больше, чем дети своих родителей.И всё же не стоит детей корить.Ведь им же не век щебетать на ветках.Когда-то и им малышей растить,Всё перечувствовать, пережить
И побывать в «стариках» и «предках»!
Эдуард Асадов
Битвы словесной стихла гроза.Полные гнева, супруг и супругаМолча стояли друг против друга,Сузив от ненависти глаза.Все корабли за собою сожгли,Вспомнили всё, что было плохого.Каждый поступок и каждое слово —Всё, не щадя, на свет извлекли.Годы их дружбы, сердец их биенье —Всё перечёркнуто без сожаленья.Часто на свете так получается:В ссоре хорошее забывается.
Тихо. Обоим уже не до споров.Каждый умолк, губу закусив.Нынче не просто домашняя ссора,Нынче конец отношений. Разрыв.Всё, что решить надлежало, — решили.Всё, что раздела ждало, — разделили.Только в одном не смогли согласиться,Это одно не могло разделиться.Там, за стеною, в ребячьем углуСын их трудился, сопя, на полу.Кубик на кубик.
Готово! Конец!Пёстрый, как сказка, вырос дворец.— Милый! — подавленными голосамиМолвили оба. — Мы вот что хотим… —Сын повернулся к папе и мамеИ улыбнулся приветливо им.— Мы расстаёмся… совсем… окончательно…Так нужно, так лучше… И надо решить,Ты не пугайся. Слушай внимательно:С мамой иль с папой будешь ты жить?Смотрит мальчишка на них встревоженно.
Оба взволнованны… Шутят иль нет?Палец в рот положил настороженно.— И с мамой и с папой,— сказал он в ответ.— Нет, ты не понял! — И сложный вопросКаждый ему втолковать спешит.Но сын уже морщит облупленный носИ подозрительно губы кривит…Упрямо сердце мальчишечье билось,Взрослых не в силах понять до конца.
Не выбирало и не делилось,Никак не делилось на мать и отца!Мальчишка! Как ни внушали ему,Он мокрые щёки лишь тёр кулаками,Понять не умея никак: почемуТак лучше ему, папе и маме?В любви излишен, друзья, совет.Трудно в чужих делах разбираться.
Пусть каждый решает, любить или нет?И где сходиться и где расставаться?И всё же порой в сумятице дел,В ссоре иль в острой сердечной драмеПрошу только вспомнить, увидеть глазамиМальчишку, что драмы понять не сумел
И только щёки тёр кулаками.
Эдуард Асадов
Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?Не надо. Тревоги свои забудь.Мне ведь уже не шестнадцать, мама!Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.Я знаю, уж так повелось на свете,И даже предчувствую твой ответ,Что дети всегда для матери дети,Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать летИ всё же с годами былые средстваКак-то меняться уже должны.
И прежний надзор и контроль, как в детстве,Уже обидны и не нужны.Ведь есть же, ну, личное очень что-то!Когда ж заставляют: скажи да скажи! —То этим нередко помимо охотыТебя вынуждают прибегнуть к лжи.Родная моя, не смотри устало!Любовь наша крепче ещё теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?Верь мне, пожалуйста, очень верь!И в страхе пусть сердце твоё не бьётся,Ведь я по-глупому не влюблюсь,Не выйду навстречу кому придётся,С дурной компанией не свяжусь.И не полезу куда-то в яму,Коль повстречаю в пути беду,Я тотчас приду за советом, мама,Сразу почувствую и приду.
Когда-то же надо ведь быть смелее,А если порой поступлю не так,Ну что ж, значит буду потом умнее,И лучше синяк, чем стеклянный колпак.Дай твои руки расцеловать,Самые добрые в целом свете.Не надо, мама, меня ревновать,Дети, они же не вечно дети!И ты не сиди у окна упрямо,Готовя в душе за вопросом вопрос.Мне ведь уже не шестнадцать, мама.Пойми.
И взгляни на меня всерьёз.Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,И пусть тревога тебя не точит.Не бойся, родная. Я скоро вернусь!
Спи, мама. Спи крепко. Спокойной ночи!
Эдуард Асадов
Рыбак рыбака видит издалека.
И теперь и в дальнейшем старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если это звучит слишком похоже на «Почитай отца твоего и мать твою», ну что ж.
Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним.
Родители — слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сёстры, жёны или мужья); дистанция такова, что вы не можете промахнуться.
Бунт против родителей со всеми его я-не-возьму-у-вас-ни-гроша, по существу, чрезвычайно буржуазное дело, потому что оно даёт бунтовщику наивысшее удовлетворение, в данном случае, — удовлетворение душевное, даваемое убеждённостью. Чем позже вы встанете на этот путь, тем позже вы станете духовным буржуа; т.е.
чем дольше вы останетесь скептиком, сомневающимся, интеллектуально неудовлетворённым, тем лучше для вас.
С другой стороны, конечно, это мероприятие с не-возьму-ни-гроша имеет практический смысл, поскольку ваши родители, по всей вероятности, завещают всё, что они имеют, вам, и удачливый бунтовщик в конце концов получит всё состояние целиком — другими словами, бунт — очень эффективная форма сбережения. Хотя процент убыточен; и я бы сказал, ведёт к банкротству.
Иосиф Бродский
- Сидят, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович в пещере, квасят. Тут подлетает Змей Горыныч и говорит:― Мужики, можно я тут посижу?― Пошёл на фиг!Змей улетел.Тут на улице дождик капать начинает.Змей опять:― Ну мужики, можно я тут посижу?― Пошёл на фиг!Опять Змей улетел.А на улице уже молнии, град.Змей:― Ну мужики, там дождь, молнии и т. п. — можно я тут в уголке посижу?― Пошёл на фиг!― Да ладно, тебе что, жалко? Сиди!Змей уполз в уголок, сидит, шепчет:― Пошёл на фиг, пошёл на фиг… Может, я живу здесь…
- Хоть мать-природа не сидит без дела,Но идеалы редко созидает.И красота души с красивым теломДовольно редко в людях совпадает.Две красоты, и обе хороши.Вручить бы им по равному венцу!Однако часто красота душиЗавидует красивому лицу.Не слишком то приятное признанье,А всё же что нам истину скрывать?!Ведь это чувство, надобно сказать,Не лишено, пожалуй, основанья.Ведь большинство едва ль не до концаПрестранной «близорукостью» страдает.Прекрасно видя красоту лица,Душевной красоты не замечает.А и заметит, так опять не сразу,А лишь тогда, смущаясь, разглядит,Когда всё то, что мило было глазу,Порядочно и крепко насолит.А, может быть, ещё и потому,Что постепенно, медленно, с годами,Две красоты, как женщины в дому,Вдруг словно бы меняются ролями.Стареет внешность: яркие чертыСтирает время властно и жестоко,Тогда как у духовной красотыНет ни морщин, ни возраста, ни срока.И сквозь туман, как звёздочка в тиши,Она горит и вечно улыбается.И кто откроет красоту души,Тот, честное же слово, не закается!Ведь озарён красивою душой,И сам он вечным расплеснётся маем!Вот жаль, что эту истину поройМы всё же слишком поздно понимаем.Эдуард Асадов
- Маленький, да удаленький.
Источник: https://Aforizm.org/aforizmy/4436-yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet
Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»? Итоговое сочинение —
Я согласна с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает». Эта фраза в большинстве случаев обозначает то, как сильно дети похожи на своих родителей.
С самого детства человек, как губка впитывает всё, что его окружает, поэтому совершенно естественно то, что он перенимает у своих родителей многие их привычки и мысли, а это в последствии сказывается на будущем характере и мировоззрении этого человека.
Если человек растёт и воспитывается в благоприятных условиях, с добрыми и мудрыми родителями, то, скорее всего, таким он и сам будет в дальнейшем, если же он проводит своё детство в иной среде, то и результат будет противоположным. Я считаю, что дети – это отражение своих родителей. И чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к комедии Дениса Ивановича Фонвизина «недоросль»
Достаточно вспомнить главных героев комедии Простакова Митрофана Терентьевича и его мать госпожу Простакову.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Эти отношения сына и матери – яркий пример того, как дети могут перенимать у своих родителей даже самые плохие качества. С самого детства госпожа Простакова учила своего сына невежеству, жадности и жестокому отношению к другим людям. Она передавала ему всё то, что, по её мнению, было правильным.
Мне кажется, что она хотела сделать из него свою точную копию, и в конечном итоге ей это всё-таки удалось. Митрофан подрос, и стал подобием своей матери. Он был недорослем не только в физическом плане, но и был абсолютно несостоятелен в плане моральном и духовном. Ему были абсолютно безразличны окружающие его люди, их проблемы его никогда не интересовали.
Митрофан был не образован, он даже не стремился к знаниям, не стремился к хоть какому-то улучшению своего образования. И страшнее всего было то, что его мать даже способствовала этому, она считала, что Митрофан ещё ребёнок, которому ни к чему проблемы окружающего мира, ни к чему проблемы с учёбой и службой. Она воспитала его так, как сама хотела.
Из Митрофана получился не отдельный самостоятельный человек, а получилось отражение госпожи Простаковой, включившее в себя все её отрицательные качества и привычки.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что дети действительно являются отражением своих родителей. По человеку можно сделать вывод, в каких условиях он воспитывался в детстве, можно сделать вывод о том, какими были его родители.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45230
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=45230
Как Вы понимаете фразу: «Яблоко от яблони недалеко падает»? | Литерагуру
(433 слова) Когда люди хотят сказать, что ребенок во всем похож на своих родителей, они произносят фразу: «Яблоко от яблони недалеко падает». Она означает, что дети повторяют судьбу отцов и матерей: находятся на том же социальном уровне, не покидая той группы, в которой находится семья.
Это естественно, ведь яблоко не может переместиться далеко от того места, где оно упало, так и человек зачастую не может изменить тот уровень, который диктует происхождение. Поэтому я согласен с этой народной мудростью: данную закономерность могут обойти только исключения из общего правила.
Свое мнение я могу доказать, используя литературные примеры.
Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» семья Курагиных – показательный пример тесной генетической и социальной взаимосвязи отцов и детей. Князь Василий был лицемерным и меркантильным хитрецом, в людях он видел лишь выгоду или убыток.
Именно он чуть было не лишил Пьера законного наследства, ведь кража завещания для него – вполне приемлемое средство для достижения цели. В том же духе он воспитал детей: научил их добиваться своего любой ценой. Элен вышла замуж по расчету за Безухова, при этом изменяла ему открыто, не боясь огласки.
Анатоль искал богатую невесту, а в промежутках между сватовством и выходами в свет жил на широкую ногу, создавая лишь долги и скандалы. Он чуть было не обесчестил Наташу Ростову, решив обманом склонить ее на побег из дома. Таким образом, дети жили так же и на том же уровне, что и отец.
Совпадало не только их мировоззрение, но и то, как они себя позиционировали в обществе: богатые, надменные и бессовестные люди, которым закон не писан. Яблочки лежали подле яблони.
Но есть исключения, которые лишь подтверждают правило. Из своей среды можно вырваться благодаря рискованному и кардинальному рывку, который перевернет жизнь. К примеру, А. С.
Пушкин в произведении «Станционный смотритель» описывает ситуацию, когда простая девочка из глубинки стала женой знатного офицера из столицы. Дуня жила с отцом в доме, где время от времени останавливались гости, ожидающие смену лошадей. Среди них оказался Минский, который сразу заметил красоту Дуни.
Он прикинулся больным, познакомился с ней поближе, а затем увез к себе втайне от отца. Самсон нашел похищенную дочь, но ротмистр выгнал его из квартиры и вычеркнул его из жизни новоиспеченной молодой семьи. Старик умер от горя, ведь дочь, смысл его бытия, знать не хотела бедного и незнатного родителя.
Как бы то ни было, жестокий поступок Дуни – это пример сценария, по которому яблоко отдаляется от яблони. Но ее случай исключительный, обычно такого не происходит.
Таким образом, с народной мудростью о преемственности поколений нужно согласиться, ведь она обозначает закономерность развития рода: обычно дети продолжают путь своих родителей, даже дублируют его. Они так и останутся заложниками того социального поля, где проросло их родословное древо.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kak-vy-ponimaete-frazu-yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet/
Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»? (декабрьское сочинение, отцы и дети)
Семья- это то место, где будущему человеку прививают самые главные знания: моральные устои и принципы. Ребёнок растет, ориентируясь на своих родителей, подражает им. То есть воспитание, которое дают родители, скажется на дальнейшем поведении ребёнка и его жизни в целом. Ребёнок учится как жить на примере своих родных.
Не у всех детей есть достойный человек для подражания, поэтому дети, которые не знают ещё что такое «хорошо», а что такое «плохо», копируют все, что видят и слышат.
Поэтому то и говорят, что «яблоко от яблони недалеко падает», ведь если человек всю жизнь жил среди недостойных, аморальных людей, считая это нормальным поведением, с чего ему отличаться от своей семьи?
Подобную ситуацию отрицательного влияния семьи на ребёнка мы можем увидеть в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума». Софья Фамусова с самого детства росла в окружении фамусовского общества.
Её окружали пустые, безнравственные, аморальные люди, для которых вся жизнь сводится к «обедам, ужинам и танцам». И это безусловно повлияло на нее и ее мироощущение. Она показала всю свою истинную натуру, когда она от обиды распустила слух о сумасшествии Чацкого.
Она позволила себе оклеветать человека, только чтобы поставить на место человека, который оскорблял её возлюбленного. После этого поступка Софья окончательно и бесповоротно перешла на сторону фамусовского общества.
Но мы не можем осуждать Софью, она не виновата в том, что ее окружали такие жалкие люди. Таким образом у Фамусова, который был безнравственным и пустословным, вырастает дочь, подобная ему во всех его плохих качествах.
В произведении «Капитанская дочка» А.С. Пушкин описывает жизнь Петра Гринёва. В самом начале романа Петруша не слишком симпатичен нам. Его поведение и детские шалости вынуждают отца отправить его на службу, которая должна остепенить его. На последок отец даёт ему напутствие: «Береги рубаху снову, а честь смолоду».
Эта фраза становится главным нравственным ориентиром для юноши. И даже в грозящих ему смертью ситуации он не теряет своего достоинства, которому юношу с самого детства учил отец. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной.
Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности!
В заключение хочу сказать, что каждый родитель в ответе за поведение своего ребёнка. Ведь все их действия непременно скажутся на их детях. Так что, то чему ребёнка ты научил, то и получиться из него во взрослой жизни. Только от тебя зависит вырастет он плохим или хорошим человеком, ведь поведение детей это проекция нашего воспитания!
379 слов
Источник: https://soch100.info/?page_id=213
Яблоко от яблони недалеко падает
- Известная поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» в обычной жизни применяется в негативном смысле, когда хотят подчеркнуть, что ребенок недалеко ушел от родителей.
- Но вот ведь какая история, если бы все было так просто, как обычно толкуют поговорку, то непонятно, как случилось, что святой Петр, ученик Иисуса и доброе древо, предал Его в самый страшный момент.
- Или почему Иуда, тоже избранный Иисусом в ученики, что не могло быть случайностью, тоже предает Учителя.
- И царь Давид, почитаемый не только евреями, но и христианами, послал мужа Вирсавии на верную смерть, совершив убийство, а его жену взял себе в жены.
- Да мало ли таких примеров, когда хороший человек совершает дурное, а дурной – доброе, когда у хороших родителей – дурные дети, а у дурных — хорошие. И как быть с поговоркой
«В семье не без урода»
Если бы все было бы так однозначно, разве Спаситель защитил бы блудницу, которую привели к Нему фарисеи, чтобы Его руками совершить над ней казнь? Или Марию Магдалину принял бы в ученицы, блудницу, оставшуюся верной Ему даже, когда ей грозила опасность, а все избранные Его ученики разбежались.
Нет, что-то здесь не так. Надо искать иной смысл и иное объяснение помимо общепринятого. Все слова многозначны и поговорки тоже. Однажды, говорится в китайской притче,
некто услышал от мудреца: “Яблоко от яблони недалеко падает”
Он пошел к другому мудрецу и спросил:
— Один человек сказал мне – яблоко от яблони недалеко падает – что это значит?
Мудрец ответил:
— Это значит, что ты можешь опереться только на сделанное ранее.
Некто увидел разумность такого объяснения, но по дороге встретил еще одного мудреца. Спрошу, думает, и его – раз такая удача. Другой мудрец сказал:
— Это значит, что дети неизбежно повторяют ошибки своих отцов.
Некто и это счел разумным, и отправился дальше.
Тут ему опять встретился первый мудрец.
Некто пересказал ему ответы и спросил:
— Кто из них толковал правильно?
Тот ответил:
— Я просто увидел, как падает яблоко, а ты услышал мои слова.
Когда падает плод рядом со своим деревом, удивительного мало. «Одинаковый корень – одинаковый плод», говорили древнеримские философы. Удивительно было бы другое: если бы с яблони собирали виноград. Но природное свойство — от каждого дерева плод по образу его и подобию — начинает толковаться человеком, который не может не привносить в него собственные ценности и собственный дух.
И вот уже инквизиция поднимает на щит слова Иисуса: «По плодам их узнаете их», вслед за которыми начинают полыхать костры, сжигающие «еретиков» и неугодных по всей Европе. И вот уже Сталин берет на вооружение опыт инквизиции: детей «врагов народа» объявляют врагами, потому что от яблони яблоко падает недалеко.
И вот уже защитники осужденных из Пусси Райот тоже становятся врагами православной церкви и еретиками, потому что нельзя быть милостивыми к врагам РПЦ. Нет. Главное здесь все-таки сердце: ум оправдает любое желание сердца и найдет любые цитаты, оправдывающие то, что хочет оправдать. Ибо из сердца человек выносит доброе и худое.
Китайский мудрец из притчи прав: он говорит только то, что говорит, а каждый слышащий слова толкует, как сердце велит, как устроен его дух. Поэтому, перефразируя Иисуса Христа, можно сказать: «По духу их узнаете их». Дети питаются духом родителей, а не их словами, потому что яблоко от яблони недалеко падает.
Тина Гай
coded by nessus
Источник: https://sotvori-sebia-sam.ru/yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet/
Сочинение по пословице: Яблоко от яблони недалеко падает
Кто не знает старую и известную всем пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает». Мы часто можем слышать эту фразу в быту. Но почему-то чаще всего люди употребляют слова – яблоко от яблони недалеко падает, говоря о нерадивых детях.
К слову, что может получиться из ребёнка, когда его родители то… Но, а если вдруг в неблагополучной семье растёт ребёнок с отличными успехами в учебе, положительными личными характеристиками, то – это никак по-другому не называется, нежели, исключение из правил.
Ярким примером такого «яблочка» является персонаж комедии «Недоросль» Фонвизина. Речь идёт о Митрофане. Он сын своих родителей, который особенно пристально воспитывался матушкой.
Она-то и старалась привить сыночку самые важные по её мнению жизненные позиции. Что в будущем дало результаты, которых она не ожидала.
Но ведь воспитание её было не в том, чтобы сын был достойным человеком, учился, работал, а в том, чтобы был личностью жадной, коварной, лгущей. Таковым и растёт её сынок.
Пример матери перед его глазами – это становление будущего Митрофана. Простакова очень жестокая, деспотичная женщина. Она не уважает своих подчинённых, мужа, окружение.
Её основные жизненные кредо – это жадность и власть. Она учить сына не делиться деньгами, если вдруг он их найдёт, ни с кем. Митрофан растёт ленивым, бесчувственным и праздным.
Подобию своей матери, которая стала негативным примером. Он заискивает перед ней.
Но, к чему все это привело в итоге? Воспитав чёрствого человека, Простакова поплатилась сполна. В трудные годы своей жизни, мать обратилась к дражайшему Митрофанушке, но что он ей ответил?
В момент, когда Простакова осталась ни с чем и одна, она услышала от сына фразу: «Да, отвяжись ты, матушка, как и навязалась». Теперь тут уместно сказать что: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Что посеешь, то и пожнёшь». Вот оно следствие плохо воспитания.
Митрофан вырос «недорослем» не только в физическом плане, но в моральном. К сожалению, проблемы тех лет, так знакомы и в наше время.
Потому чаще всего пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает» применяется к нерадивым людям. Но существует среди них и исключения, ведь и яблоки не всегда оказываются под своим деревом.
Могут они укатиться гораздо дальше, что будет для них и для всех куда лучше.
(3 votes, average: 3.33
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-poslovice-yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet.html
Сочинение по пословице «Яблоко от яблони недалеко падает»
Много тайн хранит народная мудрость. У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше — минимального размера, оно посвящено поговорке «Яблоко от яблони недалеко падает».
Откуда берутся пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки — результат многолетних, а то и многовековых наблюдений людей за всем тем, что происходит вокруг: погодой, поведением животных и насекомых, растениями. Друг за другом наблюдали люди, запоминая и сравнивая.
Народное творчество примечательно тем, что оно достаточно долго хранит только самые образные и яркие присказки. Остается в языке надолго только то, что близко и понятно, то, что можно видеть каждый день. Естественно, падение яблок люди могли наблюдать каждый год, отсюда и пошла поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает».
Источник поговорки
Растения придумали много способов размножаться, их отпрыски перелетают по воздуху, переносятся птицами и зверями, плывут по воде в поисках клочка подходящей земли. А яблоня не стала утруждать себя: ее плоды падают вблизи материнского дерева, прямо под его кроной и на некотором небольшом расстоянии вокруг.
Повезет, если какое-нибудь яблоко, сорванное ветром, попадет на склон и откатится чуть дальше. Так, из одного маленького зернышка, занесенного случайно, может образоваться непроходимая чаща яблоневых деревьев. Эту особенность когда-то заметили люди и превратили в поговорку: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Однако таким образом размножаются многие фруктовые деревья, например, сливы, вишни, абрикосы. И не только фруктовые: орехи, дубы, липы.
Почему же поговорка возникла именно в связи с яблоней? Можно лишь предположить, что именно это окультуренное дерево встречалось чаще всего на Родине нашего знаменитого афоризма. Именно на яблони смотрел сезон за сезоном безымянный неизвестный автор нетленного образца народной мудрости.
Ведь эта мысль по праву входит в золотой фонд под названием «Поговорки и пословицы». Конечно, в этой фразе также есть определенная поэтичность и даже некоторый ритм.
Такое сравнение с вишней или абрикосом вряд ли бы пришло к нам из глубины веков, да и, честно говоря, не южная у нас страна, чтобы ассоциироваться с абрикосами. Эта поговорка входит, как сейчас модно говорить, в корпус текстов с заглавием «русские пословицы», поэтому было бы странно символом иметь что-то, кроме яблока.
Значение поговорки
То, как размножаются фруктовые, в частности яблоневые деревья, не плохо и не хорошо. Просто в процессе эволюции в какой-то момент это оказалось самым эффективным способом продолжать род.
А какое значение имеет поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает»? Ответ такой: преимущественно, к сожалению, негативное. Такие слова говорят о детях, учениках, последователях, которые повторяют и усугубляют ошибки и недостатки своих родителей, учителей, наставников.
Также пословица носит немного назидательный характер: тот, кто ее употребляет, как бы подчеркивает, что по-другому и быть не могло. И если бы дети не продолжили негативную линию поведения, это вызвало бы, скорее, удивление и недоверие.
Люди же, о которых так говорят, не только бросают тень на свою репутацию, но и подтверждают: негативные черты и неприятные поступки — семейная черта или особенность школы.
Примеры употребления поговорки
Примеров употребления этой поговорки не просто много, их нельзя перечесть. Все плохое, что повторяется в детях и учениках, обычно принято иллюстрировать этим выражением.
Сын двоечника плохо учится? «Яблоко от яблони». Дети алкоголика пьют? То же самое. Дочь женщины легкого поведения беременна уже в шестнадцать лет? Опять «яблоко от яблони». И так же это выражение используется, если ученый, который копировал свои статьи слово в слово, научил только этому своих подопечных, больше не дав им ничего.
Но, несмотря на безобидный способ размножения у яблони, это выражение почти не употребляется в позитивном смысле. Ученик музыканта достиг вершин, которые так и остались недоступными учителю? Мы скажем: «Ученик превзошел учителя». Дети сделали более успешную карьеру, чем родители? «Молодцы», — похвалят окружающие и больше никак это не прокомментируют.
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-poslovice-yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet/
Яблоко от яблони далеко не падает
Яблоко от яблони далеко не падает.
Это великолепное высказывание вполне применимо к ответственному родительству, да и родительству в целом. Рассмотрим ситуацию, когда подросток вдруг начинает «вить из родителей веревки». В школу не ходит, кружки не посещает, хамит, кричит, проявляет протестное поведение любыми способами.
Можно констатировать факт, что, возможно, родители себя не правильно поставили и ведут по отношению к этому подростку, то есть с малым достоинством. По понятным причинам речь не об агрессии и насилии, а о доверии и разъяснении, а так же взаимодействии со своим ребенком.
Некоторые подростки пытаются взрослым ставить условия , при этом сами не соблюдают определенные правила, не берут на себя ответственность. Очень часто от родителей подростков можно слышать : «Не могу с ним (ней) справится. Почините ребенка!» Надо заметить, что в подростковом возрасте человек уже перевоспитывается.
А перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать изначально. Вот все, что совершает подросток- это отзеркаливание Вас самих. Не зыбывайте — Вы яблоня. Значит где-то, когда-то, в какое-то время вы не разобрали плохой, хитрый поступок, не объяснили, что так делать нельзя. А теперь вот оно- повторение того же.
Очень хорошо бы родителям вспомнить себя подростком, вспомнить свои мечты, стремления, увлечения. Попробовать поговорить со своим «яблочком», чтобы ребенок доверил факты своей жизни , идти рядом – это главное. Быть немного выше, мудрее, опытнее, но при этом идти рядом.
Главное подросткам не давать «власть над собой», а то как говорят в народе «сядут на голову». Если же такое произошло, что тогда делать?
-
Не идти на поводу у подростка.
-
Создать искусственно ситуацию, чтобы подросток взял на себя ответственность и понял, что главный не он, а его родители.
-
Воспитывать, воздействуя каждую минуту и мгновение, а не уходить от ситуации в болезнь.
-
Разбирать досконально любые поступки и положительные и отрицательные. Это поможет подростку осознать правильность совершенных действий. Ведь важны не слова, а человеческие поступки.
-
Протестное поведение медленно переориентировать в поведение положительное , то, которое приемлемо взрослым людям.
Наверняка, если кто-либо из родителей проявлял протестное поведение, то и подросток пробудет его проявлять или просто этого подростка очень разбаловали. Тогда надо брать в жесткие психологические тиски, чтобы оказывать нужное воздействие на воспитание личности. Поэтому и говорим «яблоко от яблони не далеко падает».
Педагог-психолог, методист по ВР Литвинчук В.В.
Источник: https://infourok.ru/yabloko-ot-yabloni-daleko-ne-padaet-3799115.html
Яблоко от яблони недалеко падает (образ митрофана в комедии д. и. фонвизина «недоросль»)
9 класс
Сочинения по русской литературе
Яблоко от яблони недалеко падает (образ митрофана в комедии д. и. фонвизина «недоросль»)
Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина «Недоросль» связала слова «недоросль» и «Митрофан» в единое понятие, «так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня».
Судьба этого молодого человека, искореженная историческими обстоятельствами, сословными пороками, вызывает, как бы это не звучало странно, не смех, а смех сквозь слезы.
Неуч Митрофанушка глуп, эгоистичен, но проблема состоит в том, что именно в руках таких невежд оказывались и оказываются судьбы тысяч и тысяч людей, как в екатерининскую эпоху, так и в нашем просвещенном XXI веке.
В России недорослем называли подростка до пятнадцати лет. По достижении этого возраста дворянин поступал на государеву службу и становился новиком, «срослым человеком». Во времена царствования Петра I служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее.
С другой стороны, поместное владение стало наследственным. Таким образом, тягости обязательной военной службы увеличивались, а материальное побуждение к ней уменьшалось. Поэтому не удивительно, что дворяне стремились освободить своих детей и от службы, и от школы.
Митрофану у Фонвизина было уже около шестнадцати лет, но он еще состоял в недорослях: по закону 1736 года срок учения недоросля был продолжен до двадцати лет.
Родители его были довольно обеспеченными людьми, а потому могли себе позволить домашнее образование сына, однако Митрофан учится из рук вон плохо, клянет всех учителей и мать, которая требует от него невозможного.
Скорее всего, если бы у него не было заботливой, настойчивой матери, он бы с удовольствием находился в стороне от науки. Но чем больше Митрофану навязывают свое мнение, тем больше он пытается отлынивать от ненавистных занятий.
С другой стороны, Митрофан — «продукт» атмосферы усадебного быта, и ненависть к науке, как мне кажется, он унаследовал от своих «славных» предков (отец Простаковой и Скотинина «не умел грамоте»).
Понимая, что ее Митрофану придется служить, а времена наступили другие («умниц-то ныне завелось много»), Простакова не решается уже заявить, подобно своему отцу: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Не изменив своего отношения к учению, Простакова, однако, говорит: «Что ты станешь делать? Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут — дурак». Именно поэтому она нанимает учителей, хотя особого смысла в занятиях науками не видит.
Благодаря стараниям все той же матушки Митрофан, кроме пренебрежительного отношения к учебе, приобрел еще массу «полезных» свойств и качеств. В первую очередь, это лень. Ленивого человека осуждал еще Владимир Мономах, который в своем напутствии-поучении .к детям писал: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится».
Митрофанушка является подтверждением этих слов. Чему научился Митрофан к своим шестнадцати годам? Покушать хорошо да пожаловаться маменьке, что «схватило живот» от недоедания. С малых лет он привык к двуличию и подхалимству. Так, желая разжалобить маменьку, Митрофан рассказывает ей свой сон.
Приснилось ему, что матушка колотит батюшку, и говорит, что ему стало жалко ее, а не бедного батюшку: «Ты так устала, колотя батюшку». Когда приезжает Стародум, по наущению матушки Митрофан любезно пытается поцеловать руку совершенно чужому человеку, только по той простой причине, что у него есть' деньги и власть.
Стародума возмущает такое поведение подростка: «Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу».
Глубина познаний Митрофана раскрывается в сцене, описывающей незабываемый импровизированный экзамен, устроенный Правдиным. Митрофан назубок выучил русскую грамматику.
Определяя, какой частью речи является слово «дверь», он демонстрирует недюжинную логику: дверь «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
Митрофан — существо безвольное. Собственного мнения он не имеет, в основном полагаясь на мнение маменьки, и лишь единожды проявляет силу характера, заявив, что не желает больше учиться, а желает жениться. Доказательств этому множество. Возьмем, к примеру, процесс обучения Митрофанушки.
Под диктовку Кутейкина недоросль читает текст, который, в принципе, характеризует его самого: «Аз же есмь червь», «Аз есмь скот… ане человек», «Поношение человеков». Учение настолько утомляет Митрофана, что он с радостью соглашается с маменькой.
Простакова: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофанушка: «А по мне и подавно».
Н. В. Гоголь писал, что Митрофанушка, по сути своей, не заключает ничего злобного в своей природе, поскольку не имеет желания наносить кому-либо несчастья. Но постепенно под влиянием баловства, угождения мамы и няньки, Митрофан становится нечувствительным и безразличным по отношению к родным людям. Единственная наука, которую он усвоил на отлично, — это наука унижения и оскорбления.
Со свойственным ему эгоизмом Митрофанушка жалеет маменьку только на словах. Будучи обиженным родным дядюшкой, Митрофан решается на бессовестный и жалкий шантаж. Он обещает Простаковой утопиться в речке, если еще кто-нибудь посмеет его обидеть.
Реакция матери на удивление полна глубокого воспитательного смысла, мол, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Но в конце комедии Простакова получила сполна плоды своего «благородного» воспитания.
Лишенная всего, ибо лишилась власти делать зло, она, бросаясь обнимать сына, говорит ему: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!», а он отвечает ей вполне искренно: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» П. А.
Вяземский отмечал, что в этой черте Митрофана «так много истины, эта истина так прискорбна, почерпнута из такой глубины сердца человеческого, что по невольному движению точно жалеешь о виновной, как при казни преступника, забывая о преступлении, сострадательно вздрагиваешь за несчастного».
Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/334.html
Сын, достойный своей матери (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Яблоко от яблони далеко не падает.:
Пословица
Комедия
Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века.
Сегодня уже XXI век,
а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем,
затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят
России Проста-ковы и Скотинины.
176
До
Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения.
Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста,
назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый,
иронический смысл.
Воспитание
детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система
просвещения, но и каждая семья в отдельности.
До
шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли».
Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители
«девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся.
Но
детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную
службу или продолжить дело родителей.
Значит, их надо готовить к взрослой
жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если
они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан
— единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или
государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим многое
сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная,
хитрая и жадная.
Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей
набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы
сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как
ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми,
Митрофанушка.
Не учись этой дурацкой науке!»
Мать
воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В
припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело
заболела.
Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно
подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее
нахлебницей.
В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и
необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
В
некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет
матушку, которая устала,
177
колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме,
и неуклюже льстит матери.
Слепо и безрассудно
любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что
Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами
желает женить на ней сына.
Простакова
думает, что со своим умом Митрофан «залетит
далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».
Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже
скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою
жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.
К
Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой»,
а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен
«приниматься за людей», то есть пороть слуг.
Итак,
Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела.
Что же получилось? В
самый критический момент жизни, когда она
оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у
меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый,
грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!»
«Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его
родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии» неспособный отличить прилагательное от существительного.
Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство
других людей.
Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до
понимания своих обязанностей перед
государством. Вполне естественно, что Ско-тининым-Простаконым чуждо
гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти
головы прийти не может.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает
положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его
мать. «Пока Митрофанушка еще в недорос-
178
лях, — рассуждает
она, — пока его и понежить, а там лёт через десяток как выйдет, избави боже, в
службу, всего натерпится».
Много
ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не кручинься, моя матушка,
не кручинься: каков тфой тра-жайший сын — таких на сфете миллионы».
«Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания».
Сейчас другое время, другие люди. Но
Фонвизин говорит
нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от
родителей не только гены, но и идеалы,
привычки, образ мыс
лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко
падает. '
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/syn_dostojnyj_svoej_materi_po_komedii_d_i_fonvizina_quot_nedorosl_quot_jabloko_ot_jabloni_daleko_ne_padaet/11-1-0-2656