Анализ стихотворения державина властителям и судиям 7, 9 класс

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 классАнализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.

Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.

История создания стихотворения Гавриила Державина

Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Державин Гавриил Романович (1743-1816)

Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.

Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.

Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.

Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».

После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере. 

Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.

Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.

Тема и идея стихотворения

Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.

Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.

Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.

Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.

Жанр, направление и композиция

Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.

Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший. 

Условно стих можно разделить на 3 части:

  1. Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.

  2. Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.

  3. Третья часть — возмущенное и гневное требование Божьего возмездия.

Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.

Стихотворный размер

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:

  • судит – будет (глаголы);
  • невинных – бессильных (прилагательные);
  • покров – оков (существительные);
  • знают – потрясают (глаголы).

Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).

Средства художественной выразительности

Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:

  • риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
  • неоднократные обращения;
  • повторяющиеся вопросы;
  • использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
  • синтаксические повторы.

Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного. 

Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:

  1. Сравнения«как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.

  2. Своеобразные метафоры«исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».

  3. Эпитеты«последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.

Слог стиха прост и величествен одновременно.

Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску. 

Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.

Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/analiz-vlastitelyam-i-sudiyam.html

Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Восемнадцатый век для России и,  в частности, её населения был очень тяжелый.

Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают  нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.

Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени.

За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер.

Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.

По правде говоря, в произведении не было ничего очень оскорбительного, но из-за того что он использовал библейские псалмы, он был сильно раскритикован, так как в то время тема веры и бога являлась табу, за которое, возможно, могли и убить. Сам же позже он называл своё произведение “Гневной одой”, не скрывая своего недовольства властью и общей ситуацией в стране.

Именно за это можно уважать данного автора. Он не побоялся последствий и выпустил произведение, которое критикует власть и всех к ней причастных, говоря об их продажности и предвзятости к дворянской части населения.

Он описывал преступления совершаемые властью очень подробно, из-за того что он сам работал в данной сфере, и всегда подмечал нечестность того или иного человека.

Его  произведение по правде можно назвать показательной вещью, оно может показать нам насколько же люди были недовольны вещами, происходящими на их родине, но и насколько они беспомощны перед правительственной машиной, которая беспощадно ехала по головам. Благодаря таким людям как Державин, у людей оставались хоть какие — то силы, чтобы бороться с коррумпированным правительством.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям

Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно отражало события того времени, происходившие в Российском государстве.

Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.

Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената.

Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть.

Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.

За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа.

Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии.

Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.

В своём стихотворении Державин обращается к правителям, призывая их к справедливости. Вкладывая в поэтические строчки всю свою боль и искренние переживания, автор требует от властителей честности и благоразумия. Также поэт обращается и к высшим «судиям», которых он призывает наказать алчность и подлость земных властолюбцев.

Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.

← Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока
← Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера↑ ДругиеСказки Салтыкова-Щедрина →
Художественные особенности Слова о полку Игореве →

Читайте также:  Анализ стихотворения лебедь бальмонта

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

  • Сочинение по картине Рылова Домик с красной крышей 8 класс
    У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.
  • Анализ рассказа Танька Бунина
    Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Танька». Анализ данного произведения представлен в этой статье.
  • Сочинение на тему Золотая осень
    Но есть в этом загадочном времени года прекрасная пора, которую мы называем золотой осенью, когда деревья наряжаются в разноцветные платья: рыжие, золотистые, ярко-оранжевые, коричневые
  • Сочинение по произведению Уроки французского Распутина (6 класс)
    После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.
  • Отношение автора к Ленскому и Онегину (отношение Пушкина)
    Александр Сергеевич Пушкин – автор, который открыто выражает чувства к своим персонажам, поэтому читателю легко отследить его отношение к Онегину и Ленскому – центральным героям произведения «Евгений Онегин»

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-stihotvoreniya-vlastitelyam-i-sudiyam-derzhavina

Новаторство Державина в литературе. Разбор стихотворения "Властителям и судиям"

*использование риторических фигур для обличения пороков общества;

*категоричность авторской позиции (авторское «я»); *создание художественного образа с помощью звуков (звукопись).

  • Темы произведений:
  • *тема поэта и поэзии;
  • *гражданская тематика;
  • *христианская тематика;
  • *тема творческого бессмертия;
  • *тема памяти;
  • *тема долга и чести.
  • Разбор стихотворения «Властителям и судиям»

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

  1. Дата написания: 1780 (?)
  2. Жанр: стихотворение
  3. Историческая справка: стихотворение отражает то, что видел Державин как в детстве, разъезжая с матерью по судам, так и на государственной службе.

Подробнее о жизни и службе Гавриила Романовича можно почитать здесь.

Также интересно, что стихотворение создано на основе 81 псалма:

  • Бог стал в сонме
    богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить
    неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
  • Давайте
    суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки
    нечестивых.
  • Не
    знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
  • Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но
    вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
  • Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
  • Тема
    произведения: гражданская, тема чести и долга.
  • Сюжет
    произведения: лирический герой обвиняет нечестивых судей в том, что они не
    вершат правосудие и обрекают беззащитных бедных людей на страдания:
  • Доколе, рек, доколь вам будет
  • Щадить неправедных и злых?
  • Ваш долг есть: сохранять законы,
  • На лица сильных не взирать…

Также лирический герой говорит о своем разочаровании в
земных властителях:

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И в последней строфе он молит Бора прийти, и честно всех
судить, потому что те, у кого в руках власть, — обычные грешные люди, ведущиеся
за искушениями.

Художественная деталь

Звукопись:

Аллитерация (повторение или сочетание согласных звуков) в
первой строфе: [в] [с] [б] [д] [х] [щ] [г] – эти звуки напоминают раскаты грома
– на небе гневятся из-за несправедливых судей. То же самое повторяется в 4й
строфе в последних двух стихах (строчках).

Образ лирического героя: лирический герой – простой человек, не лишенный пороков:

…Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

  1. Он разочарован во властителях, которых считал всемогущими
    благодетелями:
  2. Цари! Я мнил, вы боги властны,
  3. Никто над вами не судья…
  4. и взывает к единственному в мире честному судье – Богу:

Воскресни, боже! боже правых!

  • И их молению внемли:
  • Приди, суди, карай лукавых,
  • И будь един царем земли!
  • Композиция: стихотворение состоит из семи четверостиший. В первых трех
    строфах говорит рассерженный Бог:
  • Восстал всевышний бог, да судит
  • Земных богов во сонме их…

В этих четверостишиях отражается высшая цель судей, их долг перед людьми.

  1. В следующих строфах читатель слышит голос лирического героя
    и его мольбу.
  2. Стихотворная организация текста:
  3. *стихотворение написано четырехстопным ямбом.
  4. *рифмовка перекрестная, рифма женская (не в обиду Гавриилу
    Романовичу).
  5. Средства художественной выразительности
  6. Лексические.
  7. Антитеза:
  8. *нечестные судьи противопоставлены «всевышнему богу».
  9. Сравнения:
  10. Но вы, как я подобно, страстны,
  11. И так же смертны, как и я.
  12. И вы подобно так падете,
  13. Как с древ увядший лист падет!
  14. И вы подобно так умрете,
  15. Как ваш последний раб умрет!
  16. Метафоры:

  • …Земных богов во сонме их… = судьи, чиновники
  • Покрыты мздою очеса = взяточничество
  • Злодействы землю потрясают, 
  •                           Неправда зыблет небеса.             +гипербола

Эпитеты:

 «всевышний бог»,
«неправедные и злые», «последний раб» + гипербола.

Оксюмороны:
«земные боги»; «неправда зыблет небеса» — мы привыкли,
что с небес идет свет, с небом ассоциируются Бог, чистота, праведность.

Слова высокой лексики, архаизмы:
сонм — сборище, доколе,
рек, конструкция «долг есть», исторгнуть, оковы,  мзда, очеса, мн. число «злодействы», зыбать
(зыблет), мнить, внимать, карать.

  1. Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
  2. …Доколе, рек, доколь вам будет
  3. Щадить неправедных и злых?
  4. Цари! Я мнил, вы боги властны…
  5. Анафора:
  6. Ваш долг есть: сохранять законы…
  7. Ваш долг: спасать от бед невинных…
  8. Инверсия:
  9. Восстал всевышний бог, да судит…

…На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

И т.д.

Ряды однородных членов:

в 3 и 4 строфах (с бессоюзной
связью).

Идея стихотворения: указать на пороки, нечестность судей и
чиновников, призвать к честному выполнению гражданского долга.

Источник: https://polnyrefbook.blogspot.com/2016/07/blog-post_17.html

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Гаврила Романович Державин – поэт XIII в. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было «безумно и мудро». В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческую личность, был рост национального подъема, промышленности, науки и просвещения.

Основной темой поэзии Державина была тема человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы.

Описания у Державина столь подробны и живописны, что чем‑то походят на картины голландских и фламандских художников XVII века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале.

»…роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.

Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть, часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…» – писал В. Г. Белинский.

Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами.

Вплетение живых образов в образы поэзии – это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии.

В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.

Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой», как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.

  • Восстал всевышний бог, да судит
  • Земных богов во сонме их;
  • Доколе, рек, доколь вам будет
  • Щадить неправедных и злых?

Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги», как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.

  1. Ваш долг есть: сохранять законы,
  2. На лица сильных не взирать,
  3. Без помощи, без обороны
  4. Сирот и вдов не оставлять.

Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:

И вы подобно так падете,

  • Как с древ увядший лист падет!
  • И вы подобно так умрете,
  • Как ваш последний раб умрет!

Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях. В стихах Державина – и это было его принципиальным успехом – достижением являются фигуры конкретных людей. Их поведение описывает поэт, к ним обращает свои упреки и назидания.

Современники угадывали конкретные намеки многих стихотворений Державина, приобретавших тем самым острое, своевременное содержание . Сатирическое дарование Державина, его склонность к поучениям получили широкий выход в этих стихах.

Практически во всех стихотворениях Державина, и серьезных, и шутливых, можно встретить упоминания о различных людях, о свойственных им чертах характера, привычках, о взаимоотношениях с ними поэта. Стихи Державина были посвящены его друзьями, знакомыми, но прежде всего в них присутствует сам поэт со своими взглядами, мыслями, настроениями.

Авторское отношение к изображаемому составляет важную и характерную черту творчества Державина.

«Истину царям с улыбкой говорить» (гражданская поэзия Г. Р. Державина)

Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии.

Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить победно‑патриотические, гражданские, философские…

Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежит ода «Фелица» посвященная Екатерине II. Образ самой Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II.

«Фелица» продолжает традицию похвальных од М. В. Ломоносова и вместе с тем отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан; на него возложены многочисленные обязанности по отношению к народу.

И державинская Фелица выступает как милостивая монархиня‑законодательница:

  1. Не дорожа твоим покоем,
  2. Читаешь, пишешь пред налоем
  3. И всем из твоего пера
  4. Блаженство смертным проливаешь…

Державин хвалит Екатерину и за то, что с первых дней своего пребывания в России она стремилась во всем следовать «обычаям» и «обрядам» приютившей ее страны. Императрица преуспела в этом и вызвала к себе и при дворе, и в гвардии симпатии.

Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи.

В «Фелице» изображены самые влиятельные при дворе лица: князь Г. А. Потемкин, графы Орловы, граф П. И. Панин, князь Вяземский. Их портреты были настолько выразительно выполнены, что оригиналы угадывались без труда.

Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойные высокого сановника. Просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

В оде Державина идеалом, нормой является Фелица, отклонением от нормы – ее нерадивые «мурзы». Державин первый начал изображать мир таким, как им он представляется художнику.

Обличительным пафосом проникнута сатирическая, по удачному выражению В. Г. Белинского, ода «Вельможа». В ней снова представлены оба начала, выведенные в оде «Фелица». Но если в «Фелице» торжествовало положительное начало, а насмешки над вельможами отличались шутливым характером, то в оде «Вельможа» хвалебная часть занимает очень скромное место.

Писатель возмущен положением народа, страдающего от равнодушия царедворцев: военачальник, часами ожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках, израненный солдат. Державинская сатира исполнена гневного чувства.

К гражданской лирике непосредственно примыкает одно из поздних, итоговых произведений Державина – «Памятник» – вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». Главной является мысль о праве автора на бессмертие.

Державин напоминает, что он первый «дерзнул» отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од и написал «Фелицу» в «забавном», шутливом «русском слоге». Кроме поэтической смелости, Державин гордится и своим гражданским мужеством: поэт не побоялся «истину царям с улыбкой говорить».

А. А.

Бестужев‑Марлинский в известном «Взгляде на старую и новую словесность в России» писал о Державине: «Лирик‑философ, он нашел искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленять сердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, то великолепием описаний».

Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе. В. Г. Белинский, сравнивая творчество А. С. Пушкина с морем, вобравшим в себя ручейки и реки предшествующей литературы, одной из могучих рек считал поэзию Г. Р. Державина.

Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»)

Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

  • Не умел я притворяться,
  • На святого походить,
  • Важным саном надуваться
  • И философа брать вид…

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»… В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор.

И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение.

И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

  1. Если где вельможам властным
  2. Смел я правду брякнуть вслух,
  3. Мнил быть сердцем беспристрастным
  4. Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

  • Если ж я и суетою
  • Сам был света, –
  • Признаюся, красотою
  • Был плененным, пел и жен.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

  1. Словом: жег любви коль пламень,
  2. Падал я, вставал в мой век.
  3. Брось, мудрец! на гроб мой камень,
  4. Если ты не человек.
  5. Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.
  6. Поймали птичку голосисту
  7. И ну сживать ее рукой.
  8. Пищит бедняжка вместо свисту,
  9. А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие.

И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

  • Река времен в своем стремленьи
  • Уносит все дела людей
  • И топит в пропасти забвенья
  • Народы, царства и царей.

Действительно, все когда‑нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой‑то миг.

Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 483;

Источник: https://studopedia.net/12_21491_analiz-stihotvoreniya-g-r-derzhavina-vlastitelyam-i-sudiyam.html

«Властителям и судиям» (Г. Державин)

  • Литературное направление: классицизм.
  • Литературный жанр: ода («гневная ода» Державина в жанровом отношении сближается с духовной одой).
  • Вид лирики: гражданская (попрание чиновниками справедливости и необходимость торжества правды).

История создания

Державин занимал высокие государственные должности (в частности, был губернатором). И во время своей работы он с негодованием отмечал, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Чтобы обличить пороки общества, Державин и создал это стихотворение, которое сам называл «гневной одой».

При создании стихотворения «Властителям и судиям» Гавриил Романович использовал 81-й псалом из Псалтири. По всей видимости, этот псалом соответствовал духу времени: именно его распевали якобинцы во время Великой Французской революции.

Тема

«Всевышний бог» (высшая правда) судит «земных богов» (чиновники, государственные деятели и даже цари), чтобы заставить правителей прекратить «щадить неправедных и злых». Автор подчёркивает, что «властители» должны блюсти закон и защищать слабых. Между тем в Российской империи процветают взяточничество и ложь.

Лирический герой обращается к «царям» (имея в виду, надо полагать, всех лиц, облечённых властью). Он признаётся, что считал их сверхлюдьми («никто над вами не судья»), а теперь убедился: власти предержащие — простые люди с теми же пороками и недостатками, что и у прочих.

Разочарованный лирический герой обращается к Богу и просит о справедливом наказании для разнузданных чиновников («Приди, суди, карай лукавых!») и торжестве высшей справедливости («И будь един царём земли»).

Метрика

  • Размер: шестистопный ямб.
  • Рифма: перекрёстная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: всевышний, земных, увядший.

Метафоры: «покрыты мздою очеса», «злодейства землю потрясают», «неправда зыблет небеса», «Цари! Я мнил, вы боги».

Сравнения: «вы, как я подобно, страстны», «И так же смертны, как и я», «И вы подобно так падёте, / Как с древ увядший лист падёт!», «И вы подобно так умрёте, / Как ваш последний раб умрёт».

Архаические слова: доколе, очеса, с древ.

Риторическое восклицание: «Не внемлют! видят — и не знают!».

Риторическое обращение: «Цари!».

Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Инверсия: «Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять», «спасать от бед невинных», «От сильных защищать бессильных», «Как с древ увядший лист».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

К кому обращается Гавриил Державин в стихотворении «Властителям и судиям»?

Ответ. К правителям (крупным государственным деятелям и царям).

Каково личное отношение автора к тем, кому адресовано стихотворение?

Ответ. Державин подчёркивает, что властители и судьи несправедливы в своих решениях. Они должны предстать перед лицом высшей правды и быть разоблачены. Автор негодует и просит Бога наказать неправедных властителей и судей.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/vlastitelyam_i_sudiyam_1780.html

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7

Стихотворение “Властителям и судиям” поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение – крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным.

И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.

Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности – вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но “земные боги” не делают этого.

Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной.

По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его “гневной одой”. Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта.

Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.

9, 7 класс

Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Оду “Властителям и судьям” Гавриил Державин написал в 1787 году. Будучи государственным деятелем, писал смог на себе прочувствовать всю несправедливость и злость того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечением преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов.

Тогда поэт решился на написание оды по тематике псалома 81.

Вся его суть заключалась в обращении к Богу, путем праведных песнопений.

Первое творение поэта по этой тематике так и не вышло в издательство из-за редакторов, которые не допустили выпуска псалома Державина. Издательство “Санкт-Петербургского вестника” считало оду слишком пафосной и гневной.

Тем не менее, Гавриил Державин добился издательства своего переработанного стиха спустя пять лет. Изменив название на “Властителям и судьям”, новое творение поэта выходит в издательство.

Свои мысли и чувства писатель находит в библейских сказаниях, которые и превозносит в стихотворение в переработанной форме. Несправедливость, злость, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов – все эти темы вбирает в себя ода “Властителям и судьям”.

Далее писатель разбирает обязанности людей стоящих у власти и их подчинения общим законам высшей силы: Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;

Гневной тирадой рассыпается Державин на несоблюдение этих законов в реальной жизни. В этих строчках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.

Но по словам писателя, неизбежно наказание властителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:

И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет!

Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина, по отношению к людям стоящим у власти, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.

В последних строчках оды, писатель проявляет свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из которой, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.

Главная тема, которую поднимает в своем стихотворении “Властителям и судьям” Гавриил Державин остается значимой и по наши дни. “Лукавые” правители, чьи поступки наполнены злостью, несправедливостью и пороками во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но по словам писателя, обязательно настанет день, когда справедливость восторжествует и победит зло.

Анализ стихотворения Властителям и судиям по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-derzhavina-vlastitelyam-i-sudiyam-7.html

Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»

Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния.

Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров.

Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы.

На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом.

Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают.

«Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.

В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными.

Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право.

Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт.

Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!».

В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми.

«Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_derzhavina_vlastiteljam_i_sudijam/2015-08-07-765

Скачать материал

Урок 10 СТИХОТВОРЕНИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИНА «ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ», «ПАМЯТНИК»

28.03.2013
39383 3577

Урок 10 СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина «властителям и
судиям», «памятник» 

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и
судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого
негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений;
отметить заслуги Державина перед русской литературой.

Ход урока

I.
Изучение нового материала.

1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и
судиям».

Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в
ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая
характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?

Данное стихотворение –
смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь).
Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.
Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный
гимн.

– Подумайте, как
видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть
это стихотворение одой?

Традиционно ода воспевала
великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды
восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее
помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной
деятельности просвещенного человека.

Державин через отрицание, обличение
неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость
и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом
заслуга поэта.

Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации,
обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»),
гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти
лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической
оды.

– Каков пафос этого
произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение
полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими
фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания,
категоричность авторских позиций.)

– В чем же видит автор
долг «властителей и судей»? (зачитать
из стихотворения, с. 63.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

– А в чем видел свой долг
Державин?

Как он осмыслил значение
своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».

Впервые стихотворение на
эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел ломоносов под названием «Из Горация».
Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая
«Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная
традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого
стихотворения?

– Что считает своей
заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему
памятник поэту?

II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического
обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и
выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны
риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его
времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и
поэтическую систему классицизма.

  • Домашнее
    задание:
  • 1) выучить одно из
    стихотворений Державина;
  • 2) подготовиться к
    внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из
    Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь»,
    «Крестьцы»);

3) индивидуально:
биография А. Н. Радищева.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

литература, 9 класс, поурочные планы

Источник: https://tak-to-ent.net/load/255-1-0-3846

Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Властителям и судиям / Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.
    Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии.

В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.

    Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг.

Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».
    Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа.

Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:
    Не внемлют! Видят – не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодейства землю сотрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти.

Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
    В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    Приди, суди, карай лукавых

    И будь един царем земли!

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Властителям и судиям / Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Источник: https://www.litra.ru/composition/download/coid/00318991240992371415/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]