Анализ стихотворения Бальмонта «Белый лебедь»
Анализ стихотворения Бальмонта «Белый лебедь»
Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения.
Одним из знаковых произведений этого поэта является стихотворение «Белый лебедь», написанное в 1897 году.
Это был период, когда Константин Бальмонт еще только открывал для себя мир символизма и пытался определить для себя его основные принципы.
В итоге родился образ белого лебедя, который в понимании автора должен ассоциироваться не только с душевной чистотой и безмятежностью, но и с безупречной красотой.
В его стихотворении «безмятежно-серебристый» лебедь отождествляет по — настоящему счастливого человека, который живет в гармонии и с самим собой, и с окружающим миром. Конечно, ему приходится сталкиваться с неприглядной действительностью, однако отношение к ней остается взвешенным и философски — безразличным.
Помимо лебедя-человека в стихотворении присутствует еще несколько важных образов, одним из которых является «глубь немая», которая ассоциируется у автора с потусторонним миром — местом, где жизнь трансформируется и утрачивает свой первоначальный смысл. Ему Бальмонт противопоставляет «бездну воздуха и света», которые являются символом жизни земной, реальной. Белый лебедь, как и каждый из нас, находится между двух миров. Он может погрузиться на дно водоема или же взмыть в небо.
Однако если у обычного человека подобный выбор всегда вызывает затруднения, то для того, кто достиг высшей гармонии, не существует страха ни перед реальностью, ни перед загробной жизнью. И именно это, по мнению поэта, придает его герою особую внутреннюю силу и красоту, которая выражается в плавности движений и «нежности бесстрастной».
Правда, лишь в последнем четверостишии Бальмонт раскрывает главную интригу произведения, указывая читателям на то, что все эти качества могут принадлежать отнюдь не мужчинам, а представительницам слабого пола которые в силу особенностей своего характера умеют создавать собственные миры, волшебные в своей красоте. Именно поэтому у поэта белый лебедь — это «призрак женственно-прекрасный» и недосягаемый, символ совершенства и благородства.
Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная,
- Как последний вздох души.
- Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий
- И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? В этот миг душа его желала бы
- Невозвратное вернуть.
- Все, чем жил с тревогой, с наслаждением, Все, на что надеялась любовь, Проскользнуло быстрым сновидением,
- Никогда не вспыхнет вновь.
- Все, на чем печать непоправимого, Белый лебедь в этой песне слил, Точно он у озера родимого
- О прощении молил.
- И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее,
- И шептались камыши.
- Не живой он пел, а умирающий, Оттого он пел в предсмертный час, Что пред смертью, вечной, примиряющей,
- Видел правду в первый раз.
«Белый лебедь» К.Бальмонт
- Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый,
- Ты скользишь, рождая волны.
- Под тобою — глубь немая, Без привета, без ответа,
- Но скользишь ты, утопая
- В бездне воздуха и света.
- Над тобой — Эфир бездонный С яркой Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный
- Отраженной красотою.
- Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный
- Лебедь чистый, лебедь белый!
Анализ стихотворения Бальмонта «Белый лебедь»
Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения.
Одним из знаковых произведений этого поэта является стихотворение «Белый лебедь», написанное в 1897 году.
Это был период, когда Константин Бальмонт еще только открывал для себя мир символизма и пытался определить для себя его основные принципы.
В итоге родился образ белого лебедя, который в понимании автора должен ассоциироваться не только с душевной чистотой и безмятежностью, но и с безупречной красотой. В его стихотворении «безмятежно-серебристый» лебедь отождествляет по-настоящему счастливого человека, который живет в гармонии и с самим собой, и с окружающим миром.
Конечно, ему приходится сталкиваться с неприглядной действительностью, однако отношение к ней остается взвешенным и философски-безразличным.
Помимо лебедя-человека в стихотворении присутствует еще несколько важных образов, одним из которых является «глубь немая», которая ассоциируется у автора с потусторонним миром – местом, где жизнь трансформируется и утрачивает свой первоначальный смысл.
Ему Бальмонт противопоставляет «бездну воздуха и света», которые являются символом жизни земной, реальной. Белый лебедь, как и каждый из нас, находится между двух миров. Он может погрузиться на дно водоема или же взмыть в небо.
Однако если у обычного человека подобный выбор всегда вызывает затруднения, то для того, кто достиг высшей гармонии, не существует страха ни перед реальностью, ни перед загробной жизнью.
И именно это, по мнению поэта, придает его герою особую внутреннюю силу и красоту, которая выражается в плавности движений и «нежности бесстрастной».
Правда, лишь в последнем четверостишии Бальмонт раскрывает главную интригу произведения, указывая читателям на то, что все эти качества могут принадлежать отнюдь не мужчинам, а представительницам слабого пола которые в силу особенностей своего характера умеют создавать собственные миры, волшебные в своей красоте. Именно поэтому у поэта белый лебедь – это «призрак женственно-прекрасный» и недосягаемый, символ совершенства и благородства.
Константин Бальмонт — Заводь спит. Молчит вода зеркальная ( Лебедь )
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.Только там, где дремлют камыши,Чья-то песня слышится, печальная,
- № 4 Как последний вздох души.
- Это плачет лебедь умирающий,Он с своим прошедшим говорит,А на небе вечер догорающий
- № 8 И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы?Отчего так бьется эта грудь?В этот миг душа его желала бы № 12 Невозвратное вернуть.Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,Все, на что надеялась любовь,Проскользнуло быстрым сновидением,
- № 16 Никогда не вспыхнет вновь.
- Все, на чем печать непоправимого,Белый лебедь в этой песне слил,Точно он у озера родимого
- № 20 О прощении молил.
- И когда блеснули звезды дальние,И когда туман вставал в глуши,Лебедь пел все тише, все печальнее,
- № 24 И шептались камыши.
- Не живой он пел, а умирающий,Оттого он пел в предсмертный час,Что пред смертью, вечной, примиряющей,
- № 28 Видел правду в первый раз.
Zavod spit. Molchit voda zerkalnaya.Tolko tam, gde dremlyut kamyshi,Chya-to pesnya slyshitsya, pechalnaya,
- Kak posledny vzdokh dushi.
- Eto plachet lebed umirayushchy,On s svoim proshedshim govorit,A na nebe vecher dogorayushchy
- I gorit i ne gorit.
Otchego tak grustny eti zhaloby?Otchego tak byetsya eta grud?V etot mig dusha yego zhelala byNevozvratnoye vernut.Vse, chem zhil s trevogoy, s naslazhdeniyem,Vse, na chto nadeyalas lyubov,Proskolznulo bystrym snovideniyem,
- Nikogda ne vspykhnet vnov.
- Vse, na chem pechat nepopravimogo,Bely lebed v etoy pesne slil,Tochno on u ozera rodimogo
- O proshchenii molil.
- I kogda blesnuli zvezdy dalniye,I kogda tuman vstaval v glushi,Lebed pel vse tishe, vse pechalneye,
- I sheptalis kamyshi.
- Ne zhivoy on pel, a umirayushchy,Ottogo on pel v predsmertny chas,Chto pred smertyu, vechnoy, primiryayushchey,
- Videl pravdu v pervy raz.
- Pfdjlm cgbn/ Vjkxbn djlf pthrfkmyfz/Njkmrj nfv, ult lhtvk/n rfvsib,Xmz-nj gtcyz cksibncz, gtxfkmyfz,
- Rfr gjcktlybq dplj[ leib/
- nj gkfxtn kt,tlm evbhf/obq,Jy c cdjbv ghjitlibv ujdjhbn,F yf yt,t dtxth ljujhf/obq
- B ujhbn b yt ujhbn/
Jnxtuj nfr uhecnys nb ;fkj,s?Jnxtuj nfr ,mtncz nf uhelm?D njn vbu leif tuj ;tkfkf ,sYtdjpdhfnyjt dthyenm/Dct, xtv ;bk c nhtdjujq, c yfckf;ltybtv,Dct, yf xnj yfltzkfcm k/,jdm,Ghjcrjkmpyekj ,scnhsv cyjdbltybtv,
- Ybrjulf yt dcgs[ytn dyjdm/
- Dct, yf xtv gtxfnm ytgjghfdbvjuj,,tksq kt,tlm d njq gtcyt ckbk,Njxyj jy e jpthf hjlbvjuj
- J ghjotybb vjkbk/
- B rjulf ,ktcyekb pdtpls lfkmybt,B rjulf nevfy dcnfdfk d ukeib,Kt,tlm gtk dct nbit, dct gtxfkmytt,
- B itgnfkbcm rfvsib/
- Yt ;bdjq jy gtk, f evbhf/obq,Jnnjuj jy gtk d ghtlcvthnysq xfc,Xnj ghtl cvthnm/, dtxyjq, ghbvbhz/otq,
- Dbltk ghfdle d gthdsq hfp/
Константин Бальмонт
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Белый лебедь»
Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения.
Одним из знаковых произведений этого поэта является стихотворение «Белый лебедь», написанное в 1897 году.
Это был период, когда Константин Бальмонт еще только открывал для себя мир символизма и пытался определить для себя его основные принципы.
В итоге родился образ белого лебедя, который в понимании автора должен ассоциироваться не только с душевной чистотой и безмятежностью, но и с безупречной красотой. В его стихотворении «безмятежно-серебристый» лебедь отождествляет по-настоящему счастливого человека, который живет в гармонии и с самим собой, и с окружающим миром.
Конечно, ему приходится сталкиваться с неприглядной действительностью, однако отношение к ней остается взвешенным и философски-безразличным.
Помимо лебедя-человека в стихотворении присутствует еще несколько важных образов, одним из которых является «глубь немая», которая ассоциируется у автора с потусторонним миром – местом, где жизнь трансформируется и утрачивает свой первоначальный смысл.
Ему Бальмонт противопоставляет «бездну воздуха и света», которые являются символом жизни земной, реальной. Белый лебедь, как и каждый из нас, находится между двух миров. Он может погрузиться на дно водоема или же взмыть в небо.
Однако если у обычного человека подобный выбор всегда вызывает затруднения, то для того, кто достиг высшей гармонии, не существует страха ни перед реальностью, ни перед загробной жизнью.
И именно это, по мнению поэта, придает его герою особую внутреннюю силу и красоту, которая выражается в плавности движений и «нежности бесстрастной».
Правда, лишь в последнем четверостишии Бальмонт раскрывает главную интригу произведения, указывая читателям на то, что все эти качества могут принадлежать отнюдь не мужчинам, а представительницам слабого пола которые в силу особенностей своего характера умеют создавать собственные миры, волшебные в своей красоте. Именно поэтому у поэта белый лебедь – это «призрак женственно-прекрасный» и недосягаемый, символ совершенства и благородства.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Два солнца стынут, – о Господи, пощади!»
- Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый,
- Ты скользишь, рождая волны.
- Под тобою — глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая
- В бездне воздуха и света.
- Над тобой — Эфир бездонный С яркой Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный
- Отраженной красотою.
- Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный
- Лебедь чистый, лебедь белый!
Послушайте стихотворение Бальмонта Лебедь
Темы соседних сочинений
← Константин скифы↑ БальмонтЛунный свет →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/lebed
Анализ стихотворения Бальмонта «Белый лебедь» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке.
Первая реформа в этом направлении принадлежит поэту Константину Батюшкову, который считается родоначальником литературного русского языка.
Ему удалось облагородить простонародную речь и сформулировать основные каноны стихосложения, которых впоследствии придерживались многие русские литераторы, включая Пушкина и Лермонтова.
Подробнее…
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза»
Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета.
Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь.
После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал.
Подробнее…
Анализ стихотворения Пастернака «Рассвет»
В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов. В него вошло произведение «Рассвет», написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в жизни то, на что мы редко обращаем внимание.
Великая Отечественная война словно бы надвое расколола жизни миллионов людей.
Подробнее…
Анализ стихотворения Маяковского «Юбилейное»
Не каждый любит отмечать юбилеи. Но всегда найдутся те, кто о них вспомнит. Вот и Владимир Маяковский. прогуливаясь в 1924 году возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, ненароком вспомнил, что грядет 125 лет со дня рождения великого русского поэта, и решил написать ему посвящение – стихотворение «Юбилейное». Об анализе этого произведения и пойдет речь далее.
Подробнее…
Анализ стихотворения Паустовского “Весна”
Паустовский всегда писал прозу, но поэтический дар у него был заложен с детства. Поэзию он писал в гимназические годы, когда находишься в восхищении от всего окружающего нас.
В его поэзии духовный мир человека, заново открывающего этот мир, постигающего красоту родной природы, богатство и неповторимость переживаний и чувств перед лицом вечного обновления жизни, радость нравственного приобщения к этой красоте.
Попытаемся увидеть мир природы глазами поэта, постараемся почувствовать гармонию этого мира.
Подробнее…
Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка»
Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других.
Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу.
Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/4979-analiz-stikhotvoreniya-balmonta-belyj-lebed.html
«Лебедь», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Лебедь» Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала «Современник». Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения.
Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того как попала в кораблекрушение в 1837 г., когда вместе с тремя дочерьми чета Тютчевых плыла из Петербурга в Турин на пароходе «Николай I».
Поэтика стихотворения восходит к творчеству романтиков Гюго, Ламартина, Шлегеля и Цедлица, в стихотворениях которых борьба и мятеж, воплощённые в орле, противопоставлялись созерцательности и покою, которые воплощал лебедь. Тютчев как раз переводил произведение Цедлица «Байрон» в конце 20-х гг.
Литературное направление и жанр
Тютчев – поэт-романтик. Романтики тяготели к символическим образам. Орёл и лебедь воплощают разные типы творческой деятельности. Тютчев размышляет об этом в философском стихотворении «Лебедь».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф, в которых по нескольким признакам противопоставляются орёл и лебедь.
Орёл находится выше лебедя, за облаками. Он почти достигает Бога. Тем более что орёл в христианстве – символ победы божественного над плотским и возносимой к Богу молитвы. Он – проводник к Богу. Лебедь – между двумя безднами (земной и небесной, в центре творения).
Орёл воплощает активное, действенное начало, бодрствование, а лебедь – пассивное, он позволяет окружать себя заботой и лелеять, беречь свой сон. Орёл воплощает мужское начало, а лебедь – женское.
Тема стихотворения – два типа творчества, две жизненных позиции, из которых лирический герой выбирает важнейшую. Основная мысль: не могучий орёл — сотворец Божий, а отдающийся воле стихии лебедь – идеал лирического героя.
Тропы и образы
Стихотворение «Лебедь» нужно рассматривать в контексте творчества Тютчева. В его стихах мир разделяется на нижний хаотичный мир океана, средний мир упорядоченного космоса и горний мир богов. Человек, находясь в среднем мире, открыт и хаосу, и космосу, и божественной воле.
Стихия орла – заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает (и, очевидно, провожает) молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.
Стихия лебедя – пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий (эпитет). Но состояние лебедя – сон. Он всё видит и замечает, но остаётся спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар.
В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией (метафора и сравнение). Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый.
Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный тёмному орлу.
Цветовая палитра стихотворения ясная и чистая. Почти чёрный орёл возникает на фоне жёлтого солнца и молнии над белыми облаками. Белый лебедь на голубом фоне «тверди земной и небесной» гармонирует с сияющими белыми звёздами.
Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя.
Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделённая такими важными полномочиями, потому что в ней живёт человек.
Воздух – чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.
Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.
Есть точка зрения, что двойная бездна – это жизнь и смерть, а оберегающая стихия, наделяющая человека всеведеньем – стихия сна. Творчество лебедя не рассудочное, а природное, стихийное.
Оно тоже берёт начало в божественном, но интуитивно, а не ясно и осознанно. Лирический герой считает именно такой тип творчества завидным уделом, в тайне надеясь, что и он причастен к воспетой им стихии и бездне.
Недаром дважды повторяется эпитет чистый, отсылая к евангельскому «чистые сердцем бога узрят».
Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай (встречает, впивает). Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орёл ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди (метафора) достаётся лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, в нём используется традиционное чередование женской и мужской рифмы. Тютчев дважды отбрасывает букву ё в рифмах полет — свет, звездной – бездной, что было характерно для 18 в. Этот приём и используемые старославянизмы (очи, удел, стихия, твердь, божество) создают высокий стиль стихотворения.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
- По произведению: «Лебедь»
- По писателю: Тютчев Федор Иванович
Источник: https://goldlit.ru/tutchev/1079-lebed-analiz
Константин БАЛЬМОНТ — Langue et littérature russes au lycée de Pontonniers
(1867—1942)
По словам Валерия Брюсова, лидера московских
символистов, “в течение десятилетия Бальмонт
нераздельно царил над русской поэзией. Другие
поэты или покорно следовали за ним, или, с
большими усилиями, отстаивали свою
самостоятельность от его подавляющего влияния”.
“Когда слушаешь Бальмонта — всегда
слушаешь весну. Никто не опутывает души таким
светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает
этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт.
Никто до сих пор не равен ему в его «певучей
силе»” — так отзывался о Бальмонте Александр Блок.
Сам же мэтр без тени смущения однажды сказал о
себе так:
- Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны,
- Перепевные, гневные, нежные звоны.
Краткая хроника жизни и
творчества
1867, 3 июня
(по ст. ст.) Дата рождения Константина
Дмитриевича Бальмонта (д. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии).
1885 Литературный дебют
(публикация трех стихотворений в журнале).
1886 Поступление на
юридический факультет Московского университета (исключен в 1887 г. за участие в
студенческих беспорядках).
1889, осень Поступление в
Демидовский юридический лицей в г. Ярославле (проучился меньше семестра).
1890 Издание первой книги —
«Сборника стихотворений» в Ярославле.
1890-е гг. Переводческая
деятельность и активное поэтическое творчество: сборники «Под северным небом»,
«В безбрежности», «Тишина». Многочисленные зарубежные путешествия (Скандинавия,
Франция, Испания, Англия, Италия).
1894 Знакомство и сближение с
В. Я. Брюсовым.
1898—1901 Период максимальной
активности в рамках символистских группировок в Петербурге и Москве. В это
время Бальмонт — один из лидеров символистского движения. Издание сборника
«Горящие здания» в 1900 г. в Москве.
1901, май Лишение прав проживания
в столицах за антиправительственное стихотворение «Маленький султан» (вплоть до
1913 года большую часть времени поэт проводит за границей).
1903 Издание сборников «Будем
как Солнце» и «Только любовь». Пик известности и славы Бальмонта как
поэта-символиста.
1905—1907 Цикл политически
ангажированных стихов, обращенных против самодержавия. Увлечение темой русской
старины (сборник «Жар-птица»).
- 1905—1917 Спад популярности, отход
на периферию литературной жизни; многочисленные путешествия, переводческая работа. - 1920 Эмиграция из России
(большая часть эмигрантского периода жизни прошла во Франции). - 1942, 23
декабря
Дата смерти поэта (Нуази-ле-Гран, близ Парижа). - Общая характеристика лирики
- В историю русской литературы поэт
вошел как один из виднейших представителей «старших символистов».
Облик лирического героя Бальмонта
определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей.
Всеохватность, космизм, жажда все испытать — постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта.
Его
лирический герой не устает любоваться своей «многогранностью», стремится
приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам,
пройти все дороги и переплыть все моря:
…Я хочу быть первым в мире, на
земле и на воде,
Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.
(«Как испанец», из сб. «Горящие здания»)
Бальмонту
присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия — неустанная погоня за «мигами
красоты». В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать
разнородные впечатления.
Образы его поэзии, как правило, мимолетны и
неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений
и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью
реальности.
Основой лирики он считал «магию
слов», под которой понимал прежде всего музыкальность, поток
звуковых перекличек. Ради нужных
ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим
разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов (как, например, в строчке
«чуждый чарам черный челн»).
Следствие такой позиции — неустойчивость, аморфность
композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет
смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное
соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации.
Фиксация нюансов настроения составляет часто предмет лирического
высказывания Бальмонта.
Внимание к переменчивым
состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистскую
поэтику Бальмонта.
Поэт внес серьезный вклад в техническое совершенствование
русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации,
ассонансы и разнообразные типы словесных повторов.
Поэт часто использовал однородные эпитеты, вообще
тяготел к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных
конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.
Тексты Бальмонта привлекали русских композиторов начала XX века (С. Танеева, С. Прокофьева, И. Стравинского и др.
)?
- Фантазия
- Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и
берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск
луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнентайных грез. - Слыша тихий стон
метели, шепчут сосны,шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отраднопочивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночивнимать. - Чьи-то вздохи,
чье-то пенье, чье-то скорбноемоленье,
И тоска, и упоенье, — точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится, — и деревьямчто-то мнится,
То, что людям не приснится, никому иникогда.
Это мчатся духи
ночи, это искрятся их очи,
В час глубокий полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не
может петь отрадный гимннебес?
Все сильней звучит их пенье, все слышнеев нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль, —
Точно их томит тревога, жажда веры, жаждаБога,
Точно мук у них так много, точно им чего-тожаль.
А луна все льет
сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочныхстволов.
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных светлыхснов.
1893
Анализ стихотворения
«Фантазия»
«Фантазия» внешне представляет
собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует
позицию лирического «наблюдателя», не конкретизирует психологических
обстоятельств его видений.
Поэтому он использует тему зимней природы лишь как
повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. По
сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных
фантазией поэта образов.
Композиция стихотворения аморфна: каждая последующая
строчка не столько расширяет сферу изображения, сколько варьирует на разные
лады первоначальное мимолетное впечатление.
Это впечатление почти не
углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность
лирического субъекта. Череда вопросительных предложений намечает существование
второго, мистического плана стихотворения.
За «тихими стонами» деревьев поэт
различает призрачных «духов ночи» — эфемерные создания с «искрящимися очами».
«Лунное сиянье» дополняется новым качеством: интуиция истолковывает красивую
тревогу леса как «жажду веры, жажду бога».
Однако новый поворот лирического
сюжета не получает развития: едва проявившись, интонация мистической тревоги
вновь уступает место самоцельному любованию «лесной» декорацией.
Внутренняя выразительность
стихотворения — в преображении статичной картины застывшего леса в динамичный,
беспрерывно меняющий свое русло поток образов. Природные стихии — ветер,
метель, лес — оживлены здесь характернейшим для Бальмонта приемом —
олицетворением: в стихотворении все движется, чувствует, живет.
Образы вольных
стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта будто просвечиваются,
приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной
игры сил, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете —
вольности человека в мире.
В «Фантазии» за быстро меняющимися,
калейдоскопически мелькающими ликами зимней ночи — легкокрылое воображение
художника, его ничем не скованная творческая воля.
Внешние очертания бальмонтовских
образов лишены графической четкости. Тончайшими касаниями поэт наносит лишь
контуры предметов, заставляя их будто пульсировать под лунным освещением.
Для
лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации,
трепета, — придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости,
мимолетности.
Выделим в стихотворении словосочетания этой семантической группы:
«трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного
сиянья» (продолжите этот ряд самостоятельно).
«Фантазия», как и большинство
других стихотворений Бальмонта, пронизана радужной свето-воздушной игрой.
Создаваемые образы (сосны, ели, березы и т. д.
) утрачивают вещественность,
приобретают летучую невесомость, будто растворяются в «светлом дожде», в
«лунном сиянии».
Этому способствует пристрастие поэта к нанизыванию
многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное.
Другая заметная в стихотворении
особенность бальмонтовской поэтики — интенсивная, порой гипертрофированная
(самоцельная) музыкальность. Словесно-звуковой поток в «Фантазии» приобретает
окраску баюкающего плескания, нежного журчания.
Тишина лунной ночи оттеняется
всполохами шепота, вздохов, моленья. Излюбленный ритмический ход Бальмонта —
повторы разных типов. Это прежде всего лексические повторы. Часто в границах
одного стиха дважды, а то и трижды повторяется одно слово (иногда в слегка измененной
форме).
Используется и своеобразный принцип лексического «эха», когда слово
вновь всплывает через несколько стихов после своего первого появления.
Так, в
третьей строфе — своеобразной музыкальной коде стихотворения — повторяются
слова и словесные группы, использованные в первой и второй строфах: пенье,
сиянье, луна, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон.
Еще важнее повтор однородных
грамматических конструкций, используемый и в рамках отдельного стиха, и в
рамках строфы — благодаря грамматической однородности нивелируются
семантические различия слов, так что, например, словесные пары «дремлет —
внемлет» или «вспоминая — проклиная» воспринимаются почти как пары синонимов.
Часто прибегает Бальмонт к анафорическому связыванию смежных строчек и к внутренним
рифмам (найдите в стихотворении соответствующие примеры). Не менее
заметна и другая грань звуковой организации стиха — широчайшее использование
аллитераций и ассонансов.
Особенно любит Бальмонт
инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются
звуковые волны ж-ш-щ-ч, с-з; велика роль сонорных согласных л-р-м-н.
Не
проходит поэт и мимо возможности эффектно использовать ассонансы: например, в
третьем стихе в пяти из восьми ударных позиций оказывается е, а в шестом
— четырежды использован ударный а. Бальмонту присуще умение придать
традиционному стихотворному размеру (в данном случае классическому хорею) новый
ритмический оттенок.
За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до
восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности,
певучей медлительности, размеренной ворожбы.
Общее ощущение от лирики
Бальмонта — непосредственность реакции поэта на мир, его умение поэтически
возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и
сильнейшая тяга к внешней музыкальности.
- Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие
тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня. - И чем выше я
шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. - Чем я выше
всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор. - И внизу подо
мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали. - Я узнал, как
ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня. - Под тобою —
глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света. - Над тобой — эфир
бездонный
С яркой Утренней Звездою,
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою. - Ласка нежности
бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный,
Лебедь чистый, лебедь белый! 1897
Задание для
самостоятельной работы
Проанализируйте
стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени», пользуясь предложенным планом
анализа и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений поэта:
- В статье «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонт писал: «Реалисты охвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, — символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь — из окна». Как позиция возвышения над реальностью обозначена в анализируемом стихотворении?
- Опишите пространственные масштабы создаваемой в стихотворении картины. Как соотносятся «горизонтальное» и «вертикальное» измерения мира в сознании лирического героя? Какому типу поэтической «оптики» отдает предпочтение поэт — «телескопическому» или « микроскопическому » ?
- Каким образом в стихотворении развеществляется, дематериализуется образ-символ башни? Насколько высока эта башня, почему подъем по ее ступеням ни на мгновение не мешает лирическому герою вглядываться в окрестности?
- Выявите основные образные компоненты космической картины мира в стихотворении. Как соответствует масштабности этого воображаемого пейзажа перифраз «дневное светило»?
- Какие качества восприятия мира ценит лирический герой? Как символ «уходящих теней» помогает выразить поэтическую идею стихотворения? Почему окружающий мир наделяется поэтом состояниями вибрации, трепета?
- Какие ритмические и фонетические приемы придают образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности?
- В чем выразительность приема подхвата, последовательно соединяющего смежные стихи на всем протяжении произведения? Как этот прием подкрепляет ощущение убегающих, не дающихся прямому взору теней?
- Опишите особенности использования поэтом четырехстопного анапеста. Обратите внимание на то, как поэт сначала использует цезуру (постоянный словораздел) после второй стопы в нечетных стихах, а потом начинает нарушать этот принцип. Особенно важно оценить эффект цезурного наращения во всех четных стихах, когда после предцезурного ударения (и соответственно перед сильной синтаксической паузой, делящей стих на две части) появляется дополнительный слог: например, «Уходящие тени / погасавшего дня». Как эти ритмические эффекты соответствуют логике образного строя стихотворения?
- Выявите примеры наиболее выразительного использования аллитераций и ассонансов в стихотворении.
Источник: https://www.sites.google.com/site/langueetlitteraturerusses/vypusknoj-klass/na-rubeze-vekov/serebranyj-vek/napravlenia/simvolizm/konstantin-balmont