РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60- х ГОДОВ XIX Века.
1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?
2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?
3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.
В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни .
Определились враждующие силы общества: консерваторы, защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России ( сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране ), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам).
И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами . Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм».
Нигилисты , по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать
- прекрасное, искусство,
- эстетику… Нигилисты
- называли себя «ужасными
- реалистами»,
- сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».
Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с
революционерами-демократами.
В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели ёмкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей её полноте: от прошлого через настоящее к будущему.
история написания романа
«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.
Роман «Отцы и дети» был завершён к августу 1861 года.
В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования . Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил. После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.
Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым , что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.
Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.
Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящён В. Г. Белинскому , направлен «против дворянства как передового класса».
И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»
- О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других;
- Павел Петрович
- [Кирсанов] –
- Столыпин,
- Есаков,
- Россет, тоже
- наши
- современники».
- В характере Николая Петровича Кирсанова Тургенев запечатлел очень много автобиографического ,
- отношение
- писателя к
- этому герою
- сочувственное.
У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы : Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.
Анализ содержания романа «Отцы и дети».
1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.
2. Кто приезжает вместе с Аркадием?
Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым , демократом-разночинцем, героем новой эпохи.
3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.
Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»
4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?
Перед нами социальная функция пейзажа . Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избёнками», разорённые кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мёртвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».
6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения?
Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!
7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков.
«Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает всё, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.
8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования?
Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.
Домашнее задание.
1. Чтение романа (11–15-я главы).
2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.
3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым .
Источник: https://multiurok.ru/files/i-s-turgenev-ottsy-i-deti-istoriia-sozdaniia-roman.html
История создания романа "Отцы и дети". — Роман Тургенева "Отцы и дети"
Тяжело переживал Тургенев уход из «Современника»: он принимал участие в его организации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшее с годами, достигло кульминации. Что же раздражало Тургенева в добролюбовских статьях?
В рецензии на труд казанского философа Берви «Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» Добролюбов утверждал: «Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях… Ныне уже не признаются старинные авторитеты… Молодые люди… читают Молешотта… Фохта, да и тем еще не верят на слово… Зато г. Берви очень остроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению, «нигилистами».
В другой рецензии Добролюбов-«нигилист» так обличал писателей, любящих «поидеальничать»: «Кто не убирал розовыми цветами идеализма — простой, весьма понятной склонности к женщине?.. Нет, что ни говорите, а… врачи и натуралисты имеют резон». Получалось, что чувство любви вполне объясняется физиологией, врачами и натуралистами.
В первом номере «Современника» за 1838 год Тургенев с нарастающим чувством возмущения прочел добролюбовскую рецензию на седьмой, дополнительный том Собрания сочинений Пушкина, подготовленный П. В. Анненковым.
Пушкину приписывался взгляд на жизнь «весьма поверхностный и пристрастный», «слабость характера», «чрезмерное уважение к штыку». Утверждалось, что поздний Пушкин «окончательно склонялся к той мысли, что для исправления людей нужны бичи, темницы, топоры».
Пушкин обвинялся в «подчинении рутине», в «генеалогических предрассудках», в служении «чистому искусству». Так бесцеремонно обращался молодой критик с творчеством поэта, которого Тургенев боготворил.
По зрелом размышлении можно было в какой-то мере оправдать такие полемические выпады молодым задором критика, возмущенного дружининскими статьями о Пушкине, проповедующими «чистое искусство». Но с какой стати за Дружинина должен расплачиваться Пушкин? И откуда у Добролюбова развивается столь пренебрежительное отношение к художественному слову?
Наконец, во втором и четвертом номерах «Современника» за 1859 г. появилась статья Добролюбова «Литературные мелочи прошлого года», явно полемическая по отношению к общественным и литературным взглядам Тургенева.
По Добролюбову, современная прогрессивная молодежь видела в поколении сверстников Тургенева едва ли не главных своих врагов. «Люди того поколения, писал Добролюбов,- проникнуты были высокими, но несколько отвлеченными стремлениями.
Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное; но выше всего был для них принцип… Отлично владея отвлеченной логикой, они вовсе не знали логики жизни…»
На смену им идет молодое поколение — «тип людей реальных, с крепкими нервами и здоровым воображением», отличающийся от «фразеров» и «мечтателей» «спокойствием и тихой твердостью». Молодое поколение «не умеет блестеть и шуметь», в его голосе преобладают «звуки очень сильные», оно «делает свое дело ровно и спокойно».
И вот с позиции этого поколения «реалистов» Добролюбов с беспощадной иронией обрушивался на либеральную гласность, на современную печать, где обсуждаются общественные вопросы.
Для чего же с таким опрометчивым радикализмом надо губить на корню благородное дело гласности, для чего же высмеивать пробудившуюся после тридцатилетней спячки николаевского царствования живую политическую мысль? Зачем же недооценивать силу крепостников и бить по своим? Тургенев не мог не почувствовать, что из союзников либеральной партии молодые силы «Современника» превращались в ее решительных врагов. Совершался исторический раскол, предотвратить который Тургенев был не в силах.
Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов, на которых ссылался Добролюбов. Он усердно читал труды К.
Фогта и писал своим друзьям: «Ужасно умен и тонок этот гнусный матерьялист!» Чему же учат российских «нигилистов» эти умные немцы, их кумиры? Оказалось, тому, что человеческая мысль — это элементарные отправления мозгового вещества.
А поскольку в процессе старения человеческий мозг истощается — становятся неполноценными как умственные, так и психические способности человека. Со времен классической древности старость была синонимом мудрости: римское слово «сенат» означало «собрание стариков».
Но «гнусный матерьялист» доказывает, что «молодое поколение» вообще не должно прислушиваться к опыту «отцов», к традициям отечественной истории, а верить только ощущениям своего молодого мозгового вещества. Дальше — больше: утверждается, что «вместимость черепа расы» по мере развития цивилизации «мало-помалу увеличивается», что есть расы полноценные — арийцы, и неполноценные — негры, например.
В дрожь бросало Тургенева от таких «откровений».
Ведь в итоге получалось: нет любви, а есть лишь «физиологическое влечение»; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством — есть лишь «физиологическое раздражение нервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений, и молодежь должна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков». Материя и сила!
И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все.
Что стало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свои взгляды на практике? Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады.
Словом, виделось какое-то подобие интеллектуального Пугачева.
Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа.
Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ.
(Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая.- Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает…
Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».
Добролюбов в качестве прототипа здесь, как видим, указывается первым. За ним идет Иван Васильевич Павлов, врач и литератор, знакомый Тургенева, атеист и материалист. Тургенев относился к нему дружески, хотя его часто смущала и коробила прямота и резкость суждений этого человека.
Николай Сергеевич Преображенский — приятель Добролюбова по педагогическому институту с оригинальной внешностью — маленький рост, длинный нос и волосы, стоящие дыбом, несмотря на все усилия гребня. Это был молодой человек с повышенным самомнением, с бесцеремонностью и свободой суждений, которые вызывали восхищение даже у Добролюбова. Он называл Преображенского «парнем не робкого десятка».
Нельзя не заметить, что в первоначальном замысле фигура Базарова выглядит очень резкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом «художественном элементе».
Однако в процессе работы над романом характер Базарова настолько увлекает Тургенева, что он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимою 1860/61 года в Париже.
Писатель-демократ Николай Успенский, путешествующий по Европе, обедает у Тургенева и бранит Пушкина, уверяя, что во всех своих стихотворениях наш поэт только и делал, что кричал: «На бой, на бой за святую Русь!» Еще один образчик базаровского типа берется на заметку, еще одна русская натура «при широком взмахе без удара», как говаривал Белинский. Но в Париже работа над романом шла медленно и трудно.
В мае 1861 года Тургенев вернулся в Спасское, где ему суждено пережить утрату надежд на единство с народом. Еще за два года до манифеста Тургенев «завел ферму», то есть перевел своих мужиков на оброк и перешел к обработке земли вольнонаемным трудом.
Но никакого нравственного удовлетворения от своей хозяйственной деятельности Тургенев теперь не почувствовал.
Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк, отказываются подписывать уставные грамоты и вступать в какие бы то ни было «полюбовные» соглашения с господами.
В такой тревожной обстановке писатель завершает работу над «Отцами и детьми». 30 июля он написал «блаженное последнее слово». По пути во Францию, оставляя рукопись в редакции «Русского вестника», Тургенев попросил редактора журнала, М. Н.
Каткова, обязательно дать прочесть ее П. В. Анненкову. В Париже он получил сразу два письма с оценкой романа: одно от Каткова, другое от Анненкова. Смысл этих писем во многом совпадал.
И Каткову, и Анненкову показалось, что Тургенев слишком увлекся Базаровым и поставил его на очень высокий пьедестал.
Поскольку Тургенев почитал за правило в любом, даже самом резком замечании видеть долю истины, он сделал ряд дополнений к роману, положил несколько штрихов, усиливающих отрицательные черты в характере Базарова. Впоследствии многие из этих поправок Тургенев устранил в отдельном издании «Отцов и детей».
Когда работа над романом была завершена, у писателя появились глубокие сомнения в целесообразности его публикации: слишком неподходящим оказался исторический момент. Поэт-демократ М. Л. Михайлов был арестован за распространение прокламаций к юношеству.
Студенты Петербургского университета взбунтовались против нового устава: двести человек были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов.
«Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений,- писал Тургенев своим друзьям,- человек был даровитый — молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!»
По всем этим причинам Тургенев хотел отложить печатание романа, но «литературный купец» Катков, «настойчиво требуя запроданный товар» и получив из Парижа исправления, уже не церемонился. «Отцы и дети» увидели свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение, в февральской книжке «Русского вестника» за 1862 год.
https://www.turgenev.org.ru/e-book/vechnoe/prihod_i_vechnoe12.htm
Источник: https://www.sites.google.com/site/romanturgenevaotcyideti/istoria-sozdania-romana-otcy-i-deti
«Отцы и дети» — история создания кратко о романе Тургенева
В центре творчества знаменитого русского писателя И.С.Тургенева находится роман «Отцы и дети», не потерявший своей актуальности до сегодняшнего времени. Автор в своем произведении остро и правдиво описал смену поколений, извечный конфликт отцов и детей. История написания романа интересна, позволяет лучше понять современность классика.
Этапы работы над романом
Всю работу над произведением И.С.Тургенева можно подразделить на несколько этапов:
- Возникновение замысла (1860 г).
- Начало работы (1861 г).
- Завершение и публикации романа (1862 г).
Замысел произведения родился у автора в 1860 году во время нахождения его на острове Уайт в Англии.
Во время путешествия по железной дороге он познакомился с интересным молодым врачом, являющимся представителем нового поколения людей.
Нигилистические мировоззрения юноши перевернули душу писателя и сподвигли к написанию произведения, отражающего окружающую действительность России того времени.
Вторую половину 19 века надо считать переломным моментом для общества — на смену консервативной идеологии старшего поколения в муках и борьбе приходила новая философии нигилизма, представителями которой была молодежь.
Тургенев с большим воодушевлением начинает работу над задуманным произведением в Париже в 1860 году. Половина романа создается на едином порыве в течение года. Образ Евгения Базарова многогранен, привлекателен для молодежи, как струя свежего воздуха в душной России. Что примечательно, прототип главного героя умер незадолго до издания произведения.
Автор надеялся к весне 1861 года завершить роман, но вдохновение оставило его, введя в творческий ступор. Тургенев решил, что для окончания произведения следует окунуться в атмосферу политической борьбы в России. И он в мае 1861 года возвращается на родину, где вскоре завершает свой роман.
Затем несколько месяцев подряд Тургенев читает работу своим друзьям — Случевскому, Боткину, Анненкову, делает существенные правки.
В 1862 году роман «Отцы и дети» впервые публикуется в журнале «Русский вестник».
Реакция общественности на роман «Отцы и дети»
В обществе роман И.С.Тургенева был воспринят неоднозначно. Молодежью произведение было принято на ура. Но и критических замечаний в его адрес было немало. Бесчинства и беспорядки, которые были нередки в тот период времени, ставились в вину автору, что его роман вызвал среди молодежи такую бунтарскую реакцию, поднял их на борьбу с существующим общественным строем.
Тургенев несколько раз перерабатывает текст романа, сглаживает резкие черты характера Базарова, делает его более приятным и понятным. Осенью 1862 года публикуется переработанная версия произведения. На титульном листе имеется посвящение Белинскому В.Г., близкому другу, под влиянием которого сформировались взгляды автора на общественный строй России того времени.
Источник: https://LitraGramm.ru/literatura/istoriya-otczy-deti
Краткая история создания романа "Отцы и дети"
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — одно из самых известных произведений как в творчестве самого писателя, так и в целом в русской литературе 19 века.
Образ главного героя — это не просто лицо, говорящее от автора и смело высмеивающее пороки современного общества, но и попытка писателя серьезно поговорить с современниками о проблемах, которые могут привести к серьезным последствиям.
Замысел романа
Тургенев во время своей поездки в Англию встретился с юношей, имевшим профессию доктора. Общение с этим молодым человеком сильно вдохновило писателя. Он задумался о пороках общества в целом, а особенно об обстановке дел на его родине.
Позже, расшифровывая замысел романа, в дневниковых записях он фиксирует такую мысль: «Если сливки так плохи, то каково же молоко».
Речь идет о том слое общества, которое считается высшим кругом, привилегированным, имеющим особые права и возможности и считающем, что такое положение освобождает его от исполнение многих общечеловеческих обязанностей, но наделяет возможностями, недоступными другим.
Этот молодой врач в разговор с Иваном Сергеевичем запомнился ему не только благородной профессией и свежестью лица, а также смелой точкой зрения на окружающий мир.
Причем, интересна не только позиция юноши, но и умение грамотно ее высказать, подкрепить аргументами и фактами из реальности.
Тогда после путешествия по железной дороге на остров Уайт, Тургенев и принимает решение запечатлеть все эти мысли в прозаической форме.
Изначально Иван Сергеевич видит произведение в виде небольшой рассказа или повести. Он не хочет наполнять историю большим количеством действующих лиц, основная цель — представить философию главного героя, совпадающее с его личной.
Тургенев одним из первых русский писателей заговорил на страницах своих произведений о смене поколений и о том, что порой это, действительно, серьезные изменения, которые могут изменить общество в любую сторону — как положительно, так и отрицательно.
Написание романа
Произведение Тургенев пишет в другой европейской стране.
Больше половины романа Иван Сергеевич создает в Париже, все это время он не стремится вернуться на родину, там, в России, недостаточно свободная атмосфера, чтобы написать такой актуальный и смелый роман.
Работа над «Отцами и детьми» быстро и сильно увлекает писателя, удачное начало и скорое продвижение процесса создает у Тургенева впечатление, что роман буде написан за очень короткий срок.
Однако, после первой половины романа, Иван Сергеевич решает вернуться домой. Ему все же не хватает живых лиц и ощущений того, о чем он пишет. Он понимает, что за границей дописать роман «Отцы и дети» не сможет.
Тургенев едет в Россию, чтобы посмотреть «сливок общества» вживую, а получает отмену крепостного права.
Так совпадает, что вскоре, после возвращения из Парижа в Россию Тургенева, царь принимает решение отменить кабалу длиною в жизнь для крестьян.
Последние главы писатель пишет в родном селе, в нем теплится надежда, что проведенная реформа сможет полностью изменить политическое и общественное развитие страны. Ему кажется, что «Отцы и дети» остерегают от того, что настичь Россию не сможет.
Публикации и редакции
Как и следовало ожидать, смелый и никого не боящийся, резкий Евгений Базаров сразу привлекает внимание. И конечно, цензоры советуют смягчить это лицо, сделать его менее заметным и воинствующим.
Первая публикация романа состоялась в 1862 году в литературной редакции «Русский вестник». Журнал позволяет оставить произведение в том варианте, который приносит автор. Но получив очень много критики от литературоведов, писателей-современников и читателей, автор «Отцов и детей» все же решает взяться за переработку образа Базарова.
В этом же году, осенью, роман снова выходит в свет. Теперь главный герой не просто нигилист и критик всего окружающего, он имеет некоторые привлекательные черты характера, у него есть шанс получить симпатии от читателей, что и происходит.
Виссарион Белинский, имевший большой вес в русской литературе и значительное влияние на формирование взглядов Тургенева, высоко оценивает труд Ивана Сергеевича.
Возможно, именно благодаря покровительству Белинского, роман получает путь в литературу и должное внимание — его читают и обсуждают.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-romana-otcy-i-deti/
История создания романа Отцы и дети
Кормановский Родион. 10А Класс.
Начало Работы над Романом.
— Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С.
Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…
В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений.
Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
Наброски
— Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил.
План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание.
Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
Работа над произведением.
— В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории — отмены крепостного права.
Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В.
Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
— Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил.
Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.
«Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
Послесловие.
— Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому
Источник: https://mirznanii.com/a/362231/istoriya-sozdaniya-romana-ottsy-i-deti
История создания романа "Отцы и дети" Тургенева И.С
Замысел романа относится к августу 1860 года. Прототипом самой яркой, ключевой фигуры героя романа Базарова Тургенев называл своего знакомого молодого провинциального врача Дмитриева.
Черты его личности легли в основу образа Евгения Базарова, соединившись с другими особенностями характера и поведения, взглядов, убеждений и речи, типичных для новых, только появившихся в обществе молодых людей-разночинцев.
Некоторые даже восприняли Базарова как карикатуру на Добролюбова и вообще как злостную карикатуру на молодое поколение (критик М.А.
Антонович в статье «Асмодей нашего времени», опубликованной в «Современнике» сразу после выхода романа в «Русском вестнике»).
Сам же автор называл Базарова «своим любимым детищем», «самой симпатичной из всех [своих] фигур». Писатель вспоминал, что, описывая гибель Базарова, рыдал, не в силах унять горя.
Базаров — естественник, материалист. Тургенев сам штудировал сочинения Карла Фохта — немецкого философа-материалиста, с которым был знаком лично.
Обращал он внимание и на то, какое значение молодое поколение стало придавать естественным наукам, с какой страстью читались и Фохт, и Бюхнер, и Молешотт (немецкие «вульгарные материалисты», склонные объяснять тонкие душевные движения простыми физико-химическими процессами в организме).
Писателю не давала покоя резкая статья Добролюбова «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью», в которой чувство любви объяснялось физиологически.
Достаточно вспомнить историю любви Тургенева к Полине Виардо, прочитать его повести и роман «Дворянское гнездо», чтобы понять, какое негодование, возмущение, но и какое сомнение заронили и эта статья, и общественные порывы к вульгарному материализму в душу писателя. В той же статье Добролюбова внимание Тургенева привлекает фраза: «Зато г. Берви очень остроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению, nihilist’ами». Вот почему и сам Базаров характеризует себя в романе именно так: нигилист.
Слова нигилист (от лат.
nihil — ничто) и другое производное от nihil — нигилизм (как направление общественной мысли, основанное на отрицании всего, что не находит прямого материального объяснения, а затем — как обозначение революционности, революционного начала вообще) мгновенно распространились в обществе после публикации тургеневского романа. И все, кто на западе писал о русских революционерах — публицисты и политики, — так и называли революционеров — нигилисты.
Тургенев составил «Формулярный список действующих лиц новой повести» в 1860 году. Вот что он написал при имени «Евгений Базаров»: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живёт малым, доктором не хочет быть, ждёт случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признаёт».
Работа над романом шла нелегко. Да и как справиться с образом, внутренне чуждым, даже враждебным? Тургенев завёл «дневник», в котором от лица героя делал записи, учась видеть мир глазами Базарова. Роман двигался трудно, обстановка была самая напряжённая (после отмены крепостного права крестьяне летом 1861 года ждали следующего указа, не выполняя требования первого).
Рукопись Тургенев отдал для прочтения М.Н. Каткову (редактору «Русского вестника»), критику П.В. Анненкову, своей знакомой Е.Е. Ламберт. Все три мнения сошлись, когда Ламберт встретила Тургенева словами: «“Ни отцы, ни дети” — вот настоящее заглавие вашей повести, а вы сами — нигилист!» Что же это было — творческая неудача или ошибка критиков? Давайте разберёмся.
Для этого нужно прочитать роман непредвзято.
Роман увидел свет в феврале 1862 года. В ноябре 1861 года скончался Н.А. Добролюбов. Во втором издании, вскоре появившемся, автор добавил эпиграф: «Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского».
Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/istorija_sozdanija_romana_otcy_i_deti_turgeneva_i_s/41-1-0-2209
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» История создания
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
Замысел романа «Отцы и дети» возник летом 1860 года.
Первое упоминание о нем содержится в письме к графине Е. Е. Ламберт, которой И. С. Тургенев сообщал, что «начал понемногу работать; задумал новую большую повесть…». В октябре и ноябре 1860 года И. С.
Тургенев работает мало. Только со второй половины ноября он «серьезно» принимается за «новую повесть». В течение двух-трех недель треть ее была написана, к концу февраля 1861 года И. С.
Тургенев предполагает закончить всю работу.
Однако в дальнейшем снова наступает продолжительный застой. Вторая половина романа была закончена в июле или в августе 1861 года.
По сравнению с другими романами И. С. Тургенева «Отцы и дети» были написаны им очень быстро. В его письмах за летние месяцы 1861 года чувствуется и увлечение работой, и удовлетворение ее темпом.
Но в этих же письмах звучат и другие ноты — неуверенности в том, что роман «удался», и предчувствие, что он не будет принят демократическим лагерем. «Не знаю, каков будет успех, — записал И. С.
Тургенев в дневнике 30 июля 1861 года, — «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова — и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение…»
История создания романа заканчивается подготовкой отдельного издания 1862 года. В дальнейшем И. С. Тургенев не правил и не дополнял текста «Отцов и детей», ограничиваясь лишь устранением опечаток.
Отдельное издание «Отцов и детей» И. С. Тургенев посвятил В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок. И. С.
Тургенев заявлял им о своей верности тому идейному движению, связанному с именем знаменитого критика, которое в новых исторических условиях продолжали русские революционные демократы шестидесятых годов, не признавшие себя в образе Базарова и почти единодушно выступившие с острой критикой позиции писателя. Вместе с посвящением И. С. Тургенев предполагал поместить в отдельном издании романа обширное предисловие, но от этого его отговорили В. П. Боткин и А. А. Фет.
С выходом романа в свет началось оживленное обсуждение его в печати, сразу же получившее острый полемический характер. Цочти все русские журналы и газеты откликнулись на появление «Отцов и детей» специальными статьями и литературными обзорами. Роман И. С. Тургенева порождал разногласия и борьбу мнений как между политическими противниками, так и в среде идейных единомышленников.
Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, И. С. Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор.
Источник: https://infopedia.su/8x553e.html
«Отцы и дети» анализ произведения Тургенева – смысл, проблемы, история создания, смысл названия романа — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений.
Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности.
Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.
Содержание
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.
Год написания – 1860 – 1861 гг.
История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.
- Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.
- Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.
- Жанр – Роман.
- Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии.
Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом.
Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Тема
Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого.
Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин.
Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.
- Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.
- Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.
- После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.
Композиция
Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.
Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.
Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.
Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.
Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».
Жанр
«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.
Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.
Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.
Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.
В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21034-otcy-i-deti-analiz-proizvedeniia-tyrgeneva-smysl-problemy-istoriia-sozdaniia-smysl-nazvaniia-romana.html