- Лев Николаевич
- Толстой
- Рассказ «После бала» История создания
Цели урока:
- Расширить знания о биографии писателя;
- Показать своеобразие историзма Толстого;
- Познакомиться с историей создания рассказа «После бала»;
- Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
Мать писателя – М.И. Болконская Отец — Николай Ильич Толстой » width=»640″>
Биография Льва Николаевича Толстого
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А.
Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских .
Мать писателя – М.И. Болконская
Отец — Николай Ильич Толстой
- С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя.
- Ясная Поляна при жизни писателя.
- Ясная Поляна
- в наши дни.
- Лев Николаевич Толстой получал образование
- в Казанском Университете сначала на восточном,
- затем на юридическом факультете.
- Толстой поступает на военную службу на Кавказе,
- где получает офицерский чин.
- Участвовал в Крымской войне.
- Впечатления писателя от Кавказской войны
- отразились в рассказах «Набег» (1853),
- «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856).
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
- Осенью 1859 года писатель открыл
- в Ясной Поляне школу для
- крестьянских детей.
- В этой школе ребята учились писать,
- читать, считать, были у них занятия
- по обществознанию, русской истории
- рисованию, пению.
В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные
романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».
- К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей
- литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги,
- перешел на вегетарианскую пищу.
- Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе
- Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную
- Поляну. Здоровье 82-летнего писателя
- не выдержало путешествия. Он простудился и,
- заболев, 20 ноября скончался в пути на станции
- Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
- (Рассказ – это эпический жанр.
- Основу рассказа обычно
- составляет одно событие или
- происшествие, хотя могут быть и более
- объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже
- всю жизнь героя.)
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
(Как правило, одна сюжетная линия.)
- История создания рассказа
- Рассказ написан в 1903 году.
- Лев Николаевич Толстой пишет о
- сороковых годах
- XIX века, о времени правления
- Николая I,
- прозванного Николаем Палкиным.
- Вступление Николая I на престол
- связано с таким историческим
- событием
- как Восстание Декабристов.
Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность.
Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни».
Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
- Первоначально рассказ имел
- несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».
- Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»?
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Какие события описаны в рассказе?
Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.
Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.
Домашнее задание:
- Ответить на вопросы 1-7 (стр. 40)
- Подготовить характеристику
героев рассказа
«После бала»
Источник: https://multiurok.ru/files/l-n-tolstoi-rasskaz-posle-bala-istoriia-sozdaniia.html
«После бала» — анализ произведения Л. Толстого
Время на чтение: 11 минут
История создания
Рассказ «После бала» основан на реальных событиях, которые произошли с младшим братом Льва Николаевича, когда тот проходил обучение в Казани. Сергея Толстого угораздило влюбиться в дочку высокопоставленного офицера, Варвару Корейш. Бурные отношения быстро сошли на нет после того, как отец возлюбленной предстал перед молодым человеком в нелицеприятном свете.
Сергей больше не мог продолжать общение с Варварой, поскольку он постоянно прокручивал в голове неприятный эпизод с участием военного начальника, и ему становилось противно от мысли, что этот жестокий человек занимался воспитанием его дамы сердца.
- Толстой собирался на ней жениться, но, увидев расправу над несчастным солдатом, которым командовал отец барышни, навсегда распрощался с этой затеей.
- Услышанная история шокировала мудрого Льва Николаевича, однако он не сразу поделился ею с читателями. Писатель несколько лет размышлял над названием произведения, беспощадно критикуя каждый из вариантов, среди которых были:
- «Отец и дочь»;
- «Рассказ о бале и сквозь строй»;
- «А вы говорите…».
Рассказ, написанный в 1903 году, вышел в свет только в 1911 г., уже после смерти великого писателя.
Краткий пересказ
В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека.
Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора.
Всё вокруг кажется чудесным:
- доброжелательные хозяева;
- великолепные наряды;
- вкусные угощения;
- приятная музыка.
Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.
Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость.
Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.
На поле, неподалеку от дома, толпились солдаты, совершавшие самосуд над татарином-дезертиром.
Зверской экзекуцией руководил Петр Владиславович, отец Вареньки, который внимательно следил, чтобы солдаты исправно били провинившегося.
Если кто-то наносил слишком слабый удар палкой по спине бедолаги, то полковник хлестал того по лицу своей перчаткой. Заметив жениха своей дочери, Петр Владиславович сделал вид, будто его не знает.
Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось.
Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке.
Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.
Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».
Характеристика главных героев
Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:
- Иван Васильевич. Рассказчик, повествующий о своей любви и о том, почему она оказалась не со счастливым концом. Это неравнодушная к прекрасному личность, желающая видеть в ближнем все только самое хорошее. Несмотря на некоторую мягкотелость, Иван критически относится к насилию над человеком и не готов жить рядом с теми, кто угнетает бедных и лишенных всяческих прав людей. Он не может без боли в сердце смотреть на то, как солдаты издеваются над дезертиром, не проявляя ни кали милости и не обращая внимания на его мольбы о пощаде. Больше всего молодого человека поражает тот факт, что инициатором бесчеловечного наказания был отец его возлюбленной, о котором герой был лучшего мнения. После этого Иван отказывается становиться военным, хотя с детства мечтал примерить офицерские погоны.
- Петр Владиславович. Ключевое для понимания смысла рассказа действующее лицо. Именно его неблаговидный поступок в корне меняет мировоззрение Ивана и заставляет расстаться с любимой. Сначала Толстой представляет образ статного военного начальника как воплощение образцового главы семейства, человека чести, служащего на благо родины. Герой считает себя истинным христианином, однако со временем читателю открывается его темная сторона. Оказывается, что за маской добродушного старика, который обожает свою семью, скрывается двуличная натура. Ему абсолютно безразлична участь простых солдат, для него они всего лишь расходный материал, и поэтому он не считает зазорным применять по отношению к подчиненным насилие.
- Варенька. Автор не заостряет особого внимания на описании этого персонажа. Известно лишь, что возлюбленная Ивана Васильевича является единственным ребенком в семье, хорошо образована, умеет правильно вести себя в высшем обществе. После того как любовь Ивана к Вареньке угасла, девушка вышла замуж за другого и смогла сохранить свое природное очарование до глубокой старости.
Жанр и композиция
Прозаическое произведение «После бала», в основу которого легла реальная история, относится к жанру рассказа, о чем свидетельствуют малый объем и всего лишь одна сюжетная линия. Поскольку Толстой использует такой литературный прием, как «рассказ в рассказе», здесь описываются два исторических периода — 40-е годы XIX столетия и закат эпохи правления Александра III.
Эта композиционная особенность отнюдь не случайна. Писатель хотел показать читательской аудитории, что за продолжительный временной промежуток проблемы, витающие в обществе, никуда не исчезли.
Весь сюжет рассказа умещается в рамки одной ночи, ставшей переломной точкой в жизни главного героя.
Композицию произведения образуют:
- экспозиция (беседа приятелей, подводящая к описываемым событиям);
- завязка (описание бала);
- кульминация (сцена грубого обращения с дезертиром);
- развязка (финальные рассуждения рассказчика).
Поднятые темы
Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.
Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью.
Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу.
Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.
Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.
Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства.
Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку.
Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.
Основная идея
К написанию рассказа «После бала» Толстого подтолкнула обстановка социальной несправедливости и ущемления свободы, царящая в эпоху правления Николая I. Это были по-настоящему непростые времена для простых граждан.
Напуганный восстанием декабристов, царь не чурался жестоких методов управления страной, что не лучшим образом сказывалось на и без того натянутых взаимоотношениях господ и подчиненных.
Если говорить кратко, деспотичный тип правления обернулся всеобщим нравственным омертвением государства.
Для Толстого было важно с помощью одной жизненной зарисовки описать характер страны, разделенной на богатых и бедных. Писатель разоблачает низменные человеческие качества, срывает маски добродушия, под которыми прячутся жестокость и эгоизм.
При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа.
В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо.
Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.
Трудно переоценить значение этого произведения. В нем подняты острые вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время.
Толстого волновало, почему одни живут на всем готовом, а другие влекут жалкое существование, постоянно подвергаясь унижениям со стороны власть имущих.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-proizvedeniya-tolstogo-posle-bala.html
История создания рассказа После бала Толстого
Произведения Льва Толстого отличаются реалистичностью. Он, и как писатель, и как просто человек, не мог мириться с жестокостью и несправедливостью, что царили в окружающем его мире и своими произведениями боролся со злом.
Небольшой по объему рассказ «После бала» был напечатан в 1911 году, уже после смерти писателя, но написал он его далеко раньше, еще в 1903-м, а замысел произведения созрел еще раньше. Ему не давала покоя одна реальная история из жизни его брата Сергея, пока эта история не стала основой рассказа.
В студенческие годы Лев Николаевич жил вместе с братьями и сестрой в Казани. Его очень впечатлил случай, произошедший с его братом Сергеем, который влюбился в дочь городского военачальника. Любовь к Варе переполняла все его чувства.
Часто бывая в имении невесты, на которой он хотел вскоре жениться, он испытывал уважение к милому и уважительному отцу Вари.
Этот милый, красивый полковник с изысканными манерами вызывал одно умиление, пока не проявил себя в другом, истинном облике.
Однажды, на второй день после бала, перед Сергеем предстала страшная картина избиения до смерти солдата, а этим процессом зверски руководил тот самый полковник, отец Вари. Провинившегося солдата наказывали шпицрутенами. На это было страшно смотреть, как его прогоняют по выстроенному коридору, и от каждого, стоящего в этом коридоре, он получает удары батогами.
От того, что увидел, Сергей пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме этих людей и отказался жениться на Вареньке.
Эта вот история и легла в основу написания рассказа. Писатель долго думал над тем, как назвать этот рассказ. Были разные варианты, но рассказ получил название «После бала». Такое название очень точно подчеркивает идею рассказа.
Бал с его великолепием и красотой закончен и наступила страшная жестокая реальность. Образованные, воспитанные люди на самом деле оказались жестокими и бессердечными.
На бале полковник был милым и обаятельным, а на второй день его невозможно уже назвать таким, он предстает грозным и страшным в гневе.
В рассказе автор описывает реальные места, где происходили события. Это Казанский Родионовский институт благородных девиц на окраине Казани, это и место, где наказывали «татарина за побег» (сейчас это улица Толстого).
Толстой своим рассказом выступил против бесчеловечного отношения власть имущих к простым людям, против гнета, зла и насилия.
2 вариант
После прочтения какого-либо произведения у любопытного читателя всегда возникает интерес к тому, как же оно было создано, долго ли писалось и что послужило прототипом героев. «После бала» Толстого – эмоционально насыщенный рассказ, что придаёт ещё большей заинтересованности к истории его создания.
Интерес к истории в данном случае обоснован, поскольку «После бала» основан на реальных событиях. Конечно, не всё в нём является правдой, где-то автор приукрасил для того, чтоб было увлекательнее, но в целом сюжет был взят из жизни. У Льва Толстого был брат, который и рассказал писателю эту историю.
Он влюбился в девушку по имени Варенька, не чаял в ней души и частенько навещал девушку, любовался ей, говорил с нею. Она была дочерью градоначальника, который тоже импонировал молодому человеку. Но однажды, как и в рассказе, он увидел отца Вареньки вне их дома, на службе.
Мир молодого человека перевернулся, ведь вместо такого привычного интеллигентного и доброго отца его возлюбленной перед ним предстал очень злой человек. Отец Вареньки избивал солдата.
Понимающий людей брат Толстого просто не мог принять такого удара, он не понимал, как можно бить людей, когда все мы сделаны из одного мяса. Именно жестокость, которая скрывалась под личиной добродушия так поразила парня.
После этого он начал остывать не только к мужчине, но и к его дочери.
Возможно, и даже скорей всего, девушка не была такой же, как градоначальник, однако после увиденного молодой человек уже не смог бы иметь с ней отношения, как минимум потому, что приходилось бы взаимодействовать ещё и с отцом девушки, чьи метаморфозы повергли парня в шок.
Лев Николаевич был впечатлён рассказом своего брата. Писатель всегда выступал против насилия, против угнетения человеком собрата, именно поэтому он решил написать об этом произведение, уместив туда сразу и свои идеи, и такой весьма любопытный рассказ брата.
Толстой умел в своих произведениях передавать настроения героев, поэтому рассказ вышел таким интересным и драматичным в какой-то мере. Интересен тот факт, что писатель долго не мог определиться с названием своего творения. Сначала он хотел назвать его просто «Отец и дочь», но подумав, что это слишком простое и прямое название, передумал.
Назвав рассказ «После бала», он как бы сделал намёк на то, что основные перемены в обоих героях случились именно наутро после торжества.
← Против чего направлен рассказ «После бала»?
← Жизненный выбор в рассказе После бала↑ Толстой ЛевКонфликт рассказа После бала →
Жизненные источники рассказа После бала →
- Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (Гроза Островского)
Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины. - Сочинение по поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс
Поэма посвящена горькой участи крестьянства, знаменуемое очередным витком страданий и чувством неопределенности за будущее. - Анализ пьесы Бег Булгакова
Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного - Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью. - Образ и характеристика Кутейкина в комедии Недоросль Фонвизина
Кутейкин — дьяк какой церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/istoriya-sozdaniya-rasskaza-posle-bala
История создания После бала рассказа Льва Толстого
У любого рассказа есть своя история, о том, как она была создана, кем и что сподвигло автора на ее написание. Причинами могут быть разными, бурная фантазия автора или же в основу может быть заложена реальная история.
Так произошло и с рассказом «После бала» написанным всемирно известным русским писателем Львом Николаевичем Толстым. Реальным событием стала история рассказанная братом автора о его возлюбленной, в которую он был тайно влюблен еще во времена студенчества.
Она оказалась дочерью военного градоначальника А.П.Корейши, которые жили по соседству с Толстыми. Будучи вхожим в дом молодой девицы, Сергей Николаевич украдкой восхищался красотой Вареньки, а так же ее отцом, который на тот момент казался ему воплощением порядочности и интеллигентности.
Для него он был, чуть ли ни эталоном.
Но до определенного случая.
И случай этот произошел в аккурат после одного праздничного мероприятия, в те времена принято было именовать бал.
Брат Льва Николаевича, стал случайным свидетелем этого инцидента. А именно, как однажды этот градоначальник зверским образом избивал солдата. И перед его взором предстали два совершенно разных человека. Впоследствии он перестал видеться с предметом своих грез и мечтаний и соответственно бывать в их доме, где был частым гостем.
И вот тогда Толстой старший и решил написать этот рассказ, в котором он хотел отразить все пороки и качества человека который скрывался за маской порядочности. Кроме того отразить тот факт когда один человек угнетает другого используя свое служебное положение.
Автор старается в своем произведении охватить не только пороки на примере одного человека, но и всего общества в целом.
Жестокость, хамство и унижение, которые так широко распространены среди людей, которые занимают определенный пост, высокое звание или чин в светских кругах.
Целью становится донести до читателя и осознание им, что люди на земле все равны и это равенство ни как не зависит от того положения в обществе которое он занимает.
Также еще одним аспектом, над которым трудился автор, и долгое время не мог придумать это название произведение.
Сначала это было «Отец и дочь», но поскольку Варенька здесь как бы тот образ, который, ни как не повлиял на судьбу героя. И не освящается проблема отцов и детей.
В результате рассказ и был, переименовал в «После бала», который отражает суть проблемы, которая произошла после которого все и случилось.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/istoriya-sozdaniya-posle-bala
Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала"
Иллюстрация В. Кожевниковой
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» — это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.
История создания
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани.
Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение.
Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа.
Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.
Тематика
Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания.
Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой).
В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Композиция рассказа
Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.
А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций.
Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке.
Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное: «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»
И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.
Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами». Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.
Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события.
Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила.
Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.
Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа – описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя.
Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную.
Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь — дело вполне заурядное.
Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь – мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.
Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию, его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.
Характер конфликта
Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.
После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх.
Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им.
Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.
Основные герои
Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Идея
Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.
Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе Л.H.
Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.
Источник: https://xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/load/literatura/analiz_stikhotvorenij/analiz_rasskaza_l_n_tolstogo_posle_bala/19-1-0-129
Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ
«Поле бала» известный рассказ писателя Льва Николаевича Толстого, впервые опубликованный в 1911 году после смерти писателя.
В основе рассказа лежат реальные события, которые произошли с братом Льва Николаевича. Они надолго застряли в памяти писателя, поэтому спустя много времени он решил изложить их на бумаге.
В процессе работы над рассказом Толстой несколько раз менял его называние: «Дочь и отец», потом — «А вы говорите».
Этот рассказ Толстой планировал опубликовать в сборнике еврейского писателя Шолом-Алейхема, который был посвящен евреям, пострадавшим во время кишинёвского погрома.
Характеристика героев
- Иван Васильевич – главный герой, от его лица ведется повествование в рассказе, вовремя описываемых событий он был студентом в провинциальном городе, он был богат и знатен, отличительными чертами этого героя являются совестливость, впечатлительность, справедливость, сострадание. Он стал свидетелем мерзкой для него ситуации, поэтому решил не связывать свою жизнь с девушкой, чей отец издевается над людьми. Чрезвычайно эмоциональная натура.
- Варенька – возлюбленная главного героя, высокого роста, статная, любит светское общество, с обаятельной пленительной улыбкой, добрая, отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
- Полковник Б. – пожилой, хорошо выглядит, статный военный, имеет ласковую улыбку, обходительные манеры, рассказчик делает вывод, что полковник ради дочери экономит на себе, например, носит только казенные сапоги. Совсем в ином свете предстаёт этот персонаж после бала, когда на городской площади происходит наказание беглого солдата, он жесток, за то, что другой солдат недостаточно сильно ударил беглеца, наносит солдату удар.
- Татарин – беглый солдат, которого полковник Б., отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича, жестоко наказывает на городской площади, его бьют шпицрутенами (шпицрутены — это длинные гибкие прутья диаметром около 4 см и длиной около 2 м), его вероятно приговорили к 1500 ударам, все это жуткое мероприятие сопровождается игрой на флейте и барабанным боем, несмотря на то, что солдат просит сжалиться над ним, солдаты продолжают его бить по приказу полковника.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Сюжет рассказа
Повествование рассказа идет от лица главного героя по имени Иван Васильевич. Происходит спор относительно того, что действительно определяет человеческую судьбу. Иван Васильевич считает, что на самом деле судьбу определяет банальная случайность. Для того, чтоб подтвердить свои слова, он рассказывает о том, что с ним произошло тридцать лет назад.
В 1840-е годы Иван Васильевич был молодым богатым дворянином. Он жил в небольшом городе, учится в университете. Главный герой испытывал любовное чувство к девушке по имени Варенька, она дочь полковника Б. Девушка отвечает взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
Встретившись на балу, возлюбленные замечательно проводят вечер. Иван Васильевич счастлив от любви. На балу так же присутствует отец Варенки, полковник. На людях он ведет себя достаточно любезно. У всех вызывает умиление как отец и дочь вместе танцуют мазурку. Отец очень бережно относится к своей дочери.
Вернувшись домой Иван Васильевич не в силах заснуть от сильного любовного чувства. Рано утром он решает прогуляться по городу. На площади он становится свидетелем сцены, которая до глубины потрясла его душу. На площади наказывают солдата- татарина, который совершил побег.
Солдата прогоняют через строй и каждый должен ударить его палкой. Руководит этим действием полковник Б., отец Вареньки.
Он бьет «малорослого, слабосильного солдата», который недостаточно сильно ударил дезертира по спине, которая в свою очередь уже представляет нечто «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Жестокость полковника поражает романтичного Ивана Васильевича.
Он принимает решение не становиться офицером. В свою очередь его любовь к Вареньке так же сходит на нет, и он решает не жениться на ней. На Вареньке женится другой человек, вместе они создают семью.
Основная тема, идея, проблема произведения
Замечание 1
Данное произведение можно рассматривать с самых разных точек зрения: социально-психологической, философской, моральной, этической, личностной.
В этом рассказе Толстой поднимает проблему взаимодействия личности и окружающей среды. Личность может или подчиниться среде, или пойти в противодействие с ней.
Толстой ставит вопрос перед читателями: действительно ли личность формируется в контексте общества или же есть что-то более высокое, что оказывает влияние на личность, существует ли некая человеческая сущность, которая не поддается давлению социума, сущность, которая способна к борьбе против неприемлемого для личности.
Следующей проблемой рассматриваемой в этом произведении является проблема рабского положения солдат во времена правления императора Николая.
Условия жизни солдат были весьма тяжелыми: они были практически бесправны, они должны были строго подчинятся воле старшего по званию, условия службы были крайне тяжелыми, регулярно по отношению к солдатам применялись телесные наказания, личность постоянно подвергалась давлению, неравноправие солдат было на лицо.
Толстой в своём рассказе так же поднимает тему морального образа военного. Полковник Б. предстает перед читателем как двуличный человек и лицемер.
На балу он изображает из себя примерного семьянина, заботливого отца, с другой же стороны, он является жестким, беспощадным, безжалостным человеком, абсолютно равнодушным у чужой боли, не имеющий чувства сострадания.
Рассказчика особо поражает то насколько хладнокровно безразлично полковник относится к этой вопиющей и ужасающей ситуации. В образе полковника Б. Толстой демонстрирует читателю тип человека в маске, иными словами жестокий человек на людях прикрывается маской благопристойности.
Замечание 2
Толстой в своем произведении призывает всегда следовать гуманистическим принципам. Не случайно главному герою становится стыдно за то, что он увидел на городской площади. Главный герой чувствует некую причастность к происходящему. Борьба с несправедливостью дело каждого неравнодушного человека.
Несмотря на то, что это произведение является небольшим по объему, в нем затронуты важные социальные проблемы, в нем много психологизма, эмоциональности, ему присущ высокий художественный стиль.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tolstoy_l_n_posle_bala_kratkiy_analiz/
«После бала» (Л. Толстой)
- Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».
- История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.
- Проблематика:
- совесть человека, его ответственность за ближнего;
- осуждение двойных стандартов светского общества.
Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство.
Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.
- Литературное направление: реализм.
- Литературный жанр: рассказ.
- Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.
Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе.
Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в.
Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.
Действующие лица
- Иван Васильевич — рассказчик; главный герой.
- Варенька Б. — дочь полковника, в которую рассказчик в студенческие годы был влюблён.
- Пётр Владиславович — полковник, отец Вареньки.
- Собеседники Ивана Васильевича.
Краткое содержание
В беседе возникает тема личного совершенства. Иван Васильевич рассказывает по этому поводу историю.
Когда Иван Васильевич был студентом, он влюбился в некую Вареньку. На балу у губернатора он познакомился с её отцом Петром Владиславовичем и был искренне восхищён этим красивым и подтянутым военным. Мазурку Варя танцевала с отцом, и Иван Васильевич смотрел на их танец восторженно. Варя также проявляла интерес к Ивану и подарила ему пёрышко от веера.
В этот день Ивану Васильевичу не спалось, он прогуливался по городу и заметил толпу. Оказалось, что люди смотрели, как наказывают дезертира. Несчастного прогоняли через полк, и каждый солдат должен был с силой ударить его палкой по спине.
Спина наказуемого превратилась в ужасное кровавое месиво. Командовал этим действом Пётр Владиславович, отец Вареньки. Он заметил Ивана Васильевича, но ничем не выдал, что они знакомы — лишь приказывал солдатам не жалеть дезертира и бить сильно.
Это так впечатлило Ивана Васильевича, что он пронёс воспоминание через всю жизнь. Его чувства к Вареньке охладели: каждый раз, когда он глядел на неё, вспоминал этот случай. Иван Васильевич всё пытался понять, как оправдывает себя полковник, но не мог, а потому не смог впоследствии посвятить себя военной службе.
Экранизация
«После бала» (СССР, 1962). Типовые задания
Что Варя подарила Ивану Васильевичу на балу?
Ответ. Символическим подарком послужило пёрышко от веера.
Чем было наказание дезертира для полковника — неприятной обязанностью или чем-то другим?
Ответ. Полковник наказывал тех, кто недостаточно сильно бил дезертира-татарина, получая при этом какое-то садистское наслаждение. На балу он произносит фразу «Надо всё по закону». В сцене наказания становится ясно, что этим законом — карающим, немилосердным — он считает себя самого.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoposle_balaraquo_l_tolstoj.html