«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.
История создания
Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.
«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.
Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.
Жанр и направление
«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).
Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.
Композиция
- Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой).
В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
- Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
- Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
- Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
- В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет.
Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу.
Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию.
Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
- Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
- Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни.
Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Богдан Попович
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-pevtsy/
Певцы Анализ рассказа Тургенева | Инфошкола
В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.
Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала».
Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »
Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.
Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.
Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко … Песня его росла, разливалась.
Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил.
Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места.
Русскому человеку нужна задушевность».
В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей.
В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг.
Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.
Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня.
Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.
Соперник Якова, рядчик, первый признал себя побежденным. Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил автор народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.
Источник: https://info-shkola.ru/pevcy-analiz-turgenev/
«Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом.
Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами.
Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.
Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного.
Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения.
У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни.
Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.
Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.
Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей.
Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин.
Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.
Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.
Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя.
А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души.
И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.
Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы.
Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня.
И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …
- «Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
- «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева
- По произведению: «Певцы»
- По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/turgenev/683-pevtsy-analiz
Смысл рассказа Тургенева "Певцы"
Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, творчество которого сложно переоценить. Его перу принадлежат такие произведения, как роман «Отцы и дети», рассказ «Муму» и сборник рассказов «Записки охотника».
Рассказ «Певцы» является как раз частью этого сборника. Большинство этих рассказов имеют реальную основу. Такое название сборник получил из-за увлечения автором охотой. Автор выступает и рассказчиком.
Важно отметить, что основная часть персонажей — крестьяне.
Рассказ был написан в 1850 году, как и большинство рассказов из сборника. Именно тогда писатель и стал вплетать в произведения социальную составляющую. Помимо этого, автор решил использовать особый стиль, когда при прочтении одного рассказа можно примерно понять тематику остальных. Есть версия, что эти рассказы читал Александр II. Именно они и повлияли на отмену крепостного права.
Смысл названия рассказа «Певцы»
Смысл названия произведения довольно прост. В кабаке проводится соревнование певцов. Каждый показывает свои умения — кто-то хорошо поет с технической стороны, а кто-то вкладывает всю душу в выступление. Его талант не зависит от положения в обществе. Его песня — подтверждение того, что русская душа отдается своему делу до конца и готова делится этим с другими.
Смысл рассказа «Певцы»
Действие рассказа происходит в селе Колотовка. Недалеко от нее лежит кабак под названием «Притынный». Это самый посещаемый кабак в селе, потому что в этом заведении часто можно найти целовальника Николая Ивановича.
Этот мужчина необычайно толстый мужчина более 20 лет проживает в этой местности. Он не отличается любезностью, но умеет привлекать гостей, а соответственно — клиентов.
Ему известны практически все сплетни и слухи этого села, но он никогда и никому не пробалтывается.
У всех соседей целовальник пользуется уважением. Также он имеет жену и детей. Супруга под стать Николаю Ивановичу — бойкая, умная и приятная женщина. Муж во всем полагается на нее, а пьяницы очень ее боятся. Дети унаследовали от родителей только лучшие качества — они умны и отличаются крепким здоровьем.
В это село и попадает рассказчик. Она мучается от жажды, поэтому отправляется в кабак к Николаю Ивановичу. На пороге он встречает местных жителей, невольно подслушивая их разговор. Оказывается, что в кабаке собираются провести соревнование между певцами и в нем собирается показать свои умения Яшка Турок — лучший певец в округе.
В этом заведении собралось уже много народу, также пришел и Яшка. Рядом с ним сидит его соперник, рядчик из Жиздры, и Дикий Барин, человек, который распоряжается этим соревнованием.
Рассказчик описывает всех собравшихся. Первый — Евграф Иванов. Он холостяк, который не обладает никакими творческими способностями. Если он оказывался в гуще событий, то стоит ждать беды. О его прошлом практически никто не знал.
Второй- Яков. Он турок, по призванию художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Рассказчик также описывает Дикого Барина. Он любит пение, пользуется большим уважением, никогда не пьет вина и не встречается с женщинами.
Первым выступал рядчик из Жиздры. Он пел песню для плясок, чем очень понравился слушателям. Да и сам Барин пришел в восторг от его пения. Следом пел Яшка, который разволновался в начале. Но пел он так, что заставлял трепетать души. Чувствовалась в исполнении русская душа. Песня зацепила даже рядчика, который признал свое поражение. Уже вечером все бурно праздновали Яшкину победу.
Смысл финала рассказа «Певцы»
Главная тема рассказа «Певцы» — русская душа, и то, как она смогла отразиться в песне крестьянина Яшки Турка. При помощи этой песни раскрывается национальный характер человека. Его песня лилась из души. И пусть она не была такой профессиональной, как у соперника, смогла покорить сердца всех слушателей. Даже Барина, который хорошо разбирался в музыке.
Также автор очень удачно описывает колорит русского села. Он описывает кабак, ведь это чуть ли не главная его часть. Описывает жителей — типичных русских мужиков. Кто-то из них трудолюбив, а кто-то пьяница. Да и сам рассказчик понимает особенности народа, ведь он сам часто соприкасается с этой средой.
Человек, обладающий таким голосом, должен быть очень силен духом. Иначе все его таланты убило б крепостное право. Тургенев показал, что и крестьяне умеют ценить искусство, просто оно отличается от дворянского.
Они ценят традиции, любят свою страну. А дворяне подражают другим народам. Из-за этого теряется национальная оригинальность. И именно крестьяне не дают русскому народу стать копией французов, немцев или англичан.
Их сердца наполнены мужеством, несмотря на барский произвол.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-turgeneva-pevcy/
Анализ рассказа тургенева "певцы"
Рассказ «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника», в которых повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием «Певцов» является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры.
Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки: «Небольшое сельцо Колотовка лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя, как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы».
Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям «хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто». Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч.
Казалось бы, если Николай Иваныч привлекает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное.
Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки! С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (а впоследствии оказывается, что Н.И. почти совсем не принимает участия в действии!), с другой стороны – подробный портрет Н.И., «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение. Само слово напряжение появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание» (это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею»).
Характерно, что повествователь описывает пение рядчика объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих.
А рассказывая о песне Якова, повествователь описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей: «У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну».
Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».
Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям.
Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого». После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение.
Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».
Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь». Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова.
Интересно, что рядчика рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger» (что само по себе довольно противоречиво), а в голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа».
Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя совсем другой образ – образ чайки на морском берегу.
Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.
Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.
Рассказчик, спускаясь по холму, слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!». В его голосе звучит «радостное озлобление», на этой ноте рассказ кончается.
Весь рассказ «Певцы» построен на звуках, располагающихся симметрично по настроению около песни Якова: «злобный лай собаки» – «плясовая песня рядчика с несколько осиплым голосом» – песня Якова – плясовая песня осипшего Якова – крик мальчика, в котором звучит «радостное озлобление». Звук не пропадает, у рассказчика сначала «долго звучал в ушах неотразимый голос Якова», а затем крик мальчика еще долго «чудился ему в воздухе».
«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.
Вариант 2
Рассказ «Певцы» входит в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Особенность этих рассказов в том, что нас увлекают яркие описания: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.
В «Певцах» он рассказывает незатейливую историю, однако, приглядевшись, замечаешь, что история эта несет в себе живую картину мира. Пение Яшки Турка – это тот самый момент, когда рассказ выходит за свои узкие рамки. Описания до и после песни резко контрастируют друг с другом.
Пейзаж в первой части, до пения, выражает тоску и уныние: «Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, парило и пекло неотступно, воздух был весь почти пропитан душной пылью».
Все звуки и человеческие голоса приглушены: Моргач «залепетал,… с усилием поднимая густые брови…», «раздался дребезжащий голос». Все действия замедлены: «Экой ты, братец, ползешь, право слово».
Цвета локальные, скучные, выражающие мертвенность всего окружающего: «…на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».
Во второй части все резко меняется, появляются поэзия, движение, поэтические образы, такие, как чайка, пловец, степь. Цвета становятся ярче, описания – детальнее: «на темно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти черную пыль».
Всё преобразилось: «Когда я проснулся, вокруг разбросанная трава чуть-чуть отсырела, сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. Я вышел, заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне последний след…».
Если вначале «воздух весь был пропитан душной пылью», то теперь след от зари «едва белел», звездочки «слабо мигали», а оставшаяся от ночного зноя теплота «чувствовалась сквозь ночную свежесть».
В описании дневной, знойной природы взгляд рассказчика движется сверху вниз, словно подражая овцам, которые «с унылым терпеньем наклоняют голову как можно ниже, как будто выжидая, когда же пройдет этот невыносимый зной». После пения Яшки Турка взгляд не только поднимается вверх, к небу, но и расширяется его диапазон: «она (равнина) казалась еще необъятней и как будто сливалась с потемневшим небом».
Голос мальчика, зовущего Антропку, звучит как песня (оттого, что последний слог тянется), появляются слова высокого стиля, такие, как взывать, возглас, огибать.
Источник: https://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/analiz_rasskaza_turgeneva_quot_pevcy_quot/2011-01-14-2108
Иван Сергеевич Тургенев. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»
Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы».
Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции
Произведение «Певцы» написано в 1850 году и вошло в цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника».
Их особенность — в ярких описаниях: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.
«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Федор Тютчев.
Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Николаю Некрасову и вписано в беловой автограф вместо первоначального, зачеркнутого его рукой. Той же рукой в беловом автографе карандашом и чернилами сделаны — по цензурным соображениям — и другие замены.
В письме из Петербурга к Полине Виардо Иван Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого был сам «два месяца назад».
Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» выливаются в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Выдвинув на первый план в «Певцах» драматическую судьбу талантливого артиста из народа, Тургенев тем самым углубил идейно-художественный смысл рассказа.
Тема губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба его героев: стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Обалдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.
В рассказе «Певцы» повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием произведения является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки:
«Небольшое сельцо Колотовка …
лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки.
Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам… Невеселый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто».
Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям хорошо известна эта дорога. «Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч».
Казалось бы, если Николай Иваныч приманивает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное.
Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки!
С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (но впоследствии оказывается, что он почти не принимает участия в действии!),
с другой стороны – подробный портрет Николая Иваныча, «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение.
Само слово напряжение появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание». Это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею».
Пение рядчика повествователь описывает объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих. А рассказывая о песне Якова, рассказчик описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей:
«У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну».
Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».
Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом».
У самого рядчика пение не вызывает чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого».
После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение. Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».
Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».
Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова. В голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа».
Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя образ чайки на морском берегу.
Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.
«…Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. …вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…
Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.
Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться — я боялся испортить свое впечатление. Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова…»
Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.
Спускаясь по холму, рассказчик слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!».
Голос мальчика, зовущего Антропку, звучит как песня, на этой ноте рассказ заканчивается.
«Певцы» – одно из первых в русской литературе произведений, в котором дается художественное, развернутое и этнографически точное изображение исполнения народных песен и искусства народных певцов.
Воздействие звучания голоса Якова, «русская, правдивая, горячая» душа, звучавшая в нем, на короткое время объединили всех, безусловно осознавших себя не очень счастливыми русскими людьми. Благодаря такому художественному решению в интерпретации авторской позиции Тургенева появляется пронзительная тема беззащитности русского человека перед судьбой в своем, знакомом, русском пространстве.
Тургенев — великолепный рассказчик. Он лично знакомился со своими героями. Именно поэтому образы людей нарисованы так ярко и правдоподобно.
Каждый из героев цикла «Записки охотника» интересен по-своему. Но не менее любопытен и сам рассказчик. Ведь далеко не каждый человек обладает талантом на равных общаться с представителями самых разных социальных групп. Ивану Тургеневу это удается.
Рассказчик в «Записках охотника» — это любознательный, гармоничный и тонко чувствующий человек. Его интерес к окружающим искренний, и это не может не восхищать. Для него одинаково интересны все без исключения люди, с которыми ему довелось встретиться.
Несомненной заслугой Ивана Сергеевича Тургенева является то, что он сумел так показать простые будничные события, что интерес к «Запискам охотника» не угасает и сегодня.
Источник: https://infourok.ru/ivan-sergeevich-turgenev-izobrazhenie-russkoy-zhizni-i-russkih-harakterov-v-rasskaze-pevci-3086861.html
Анализ рассказа Тургенева «Певцы
Наряду с другими высокими нравственней качествами русского человека Тургенев показал его глубокую эстетическую восприимчивость. В рассказе «Певцы» он изобразил отношение русского народа к искусству в той форме, которая ему наиболее доступна, т.е. в форме песни.
Он описывает состязание певцов в деревенском кабачке, перед публикой, состоящей, большей частью, из трактирных завсегдатаев.
Личности обоих соперников резко отличаются друг от друга, и эта разница отражается в приемах пения, в тоне и характере песен и в произведенном впечатлении.
Один из них, мещанин-рядчик, бойкий и самодовольный малый, выступает на состязании с веселой плясовой песней, полной силы и удали.
Другой, Яков Турок, фабричный рабочий, человек с натурой глубокой, восторженной и страстной, «художник в душе» по определению самого автора, выбрал грустную, заунывную песню, и сразу приковал к себе всеобщее внимание.
Глубокая искренность чувства и сила лирического подъема обеспечили ему победу над соперником. Яков сам увлекается своим пением, забывает о слушателях, о цели состязания, вкладывает всю свою душу в звуки пения.
Русская народная песня вообще отличается грустным, минорным складом: очевидно, этот склад соответствует настроению, преобладающему в национальном характере и воспитанному, быть может, всей совокупностью условий русской народной жизни.
Этот глубоко национальный характер пения, вместе с неподдельной искренностью вложенного чувства, решили спор в пользу Якова. От его пения на каждого из слушателей веяло чем-то родным и близким, бесконечно широким и бесконечно дорогим; оно пробуждало в них лучшие чувства, проникало до глубины души.
Между тем как пение рядчика только «потешило» слушателей, по выражению Обалдуя, пение Якова глубоко растрогало всех: даже у Дикого Барина выступили слезы, не говоря уже о жене целовальника и «сером мужике», которые плакали навзрыд.
Окончание песни рядчика вызвало у всех шумное выражение восторга и одобрения, после же пения Якова в первую минуту никто не мог произнести ни слова, и слушатели стояли словно очарованные: так глубоко взволновала всех его песня.
Чистое, возвышающее душу веяние искусства ворвалось в смрадный и темный деревенский кабак и заставило присутствующих хоть на миг отрешиться от житейской пошлости, мелочности и грязи.
Среди этих присутствующих были люди, различные по характеру, по занятиям и образу жизни; но все они оказываются в одинаковой мере доступными просветляющему воздействию искусства, и в момент такого воздействия объединяются в одном чувстве чистого, неэгоистического наслаждения.
Тургенев потому именно и остановился более подробно на характеристике каждого из слушателей (подробнее, чем на характеристике самих певцов), чтобы показать чуткую отзывчивость к искусству, свойственную простому русскому человеку, в какое бы положение ни поставила его судьба.
Презентация к уроку «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева «Певцы» включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Источник: https://sro34.ru/products/analiz-rasskaza-turgeneva-pevcy.html
Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева "Певцы"
Два русских характера из народа в рассказе И.С.Тургенева «Певцы».
Аннотация: Традиционные формы занятий замедляют дух творческих поисков учителя и учеников. Данный урок настраивает учащихся на творческий подход к анализу текста.
- Ключевые слова: Тургенев, «Записки охотника», цикл произведений, сопоставление образов, песня, поединок.
- Цель урока: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа, выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека, развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке; определить отношение писателя к простому русскому мужику; воспитание интереса к проблемам нации, к истории нашей культуры; развивать навыки выразительного чтения текста, работы с иллюстрациями, лексическая работа.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Форма урока: урок – сопоставление образов.
- Символы урока: тетрадь писателя-охотника для записи наблюдений.
- Эпиграф: Эпиграф урока:
- Тот не русский, кто не переживал странного волнения и упрека
- при звуках заунывной народной песни.
Н.В. Гоголь.
- Оборудование урока: репродукции картин русских художников (Крамской, Кустодиев и др.), пластинка с песней “Не одна во поле дороженька пролегала…»
- Ход урока
- 1этап – формирование внутренней готовности учащихся к уроку, мотивации изучения нового материала. Вступительное слово учителя:
- “В наше время, время мученического очищения России, её исторического оправдания и духовного возрождения чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько хватит его, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России — ни нам, ни нашим детям, ни внукам”.[1]
- 2 этап – введение в атмосферу эпохи; тема рассказа «Певцы».
Я не случайно начала наш сегодняшний урок со слов замечательного русского религиозного философа И.А. Ильина. Произнесённые в 20-е годы, они словно обращены к нам, которые призваны строить сегодня новую Россию.
(Зачитывается тема урока, эпиграф)
“Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”. Таковы ощущения и эмоции рассказчика в “Певцах” И. С. Тургенева. А ваши впечатления? Как вы думаете, о чём этот рассказ? Что в нем особенного?
(Обмен мнениями)
Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в русском характере И. С. Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.
3 этап – осмысление идеи, темы и проблем рассказа «Певцы», анализ отдельных сцен, характеристика персонажей.
Учитель: Откроем рассказ… его начало
“Небольшое село Колотовка… (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?
(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”.
Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)
- Учитель: Что же довершает и без того невеселую картину?
- — Описание кабака.
- Учитель: А что такое кабак?
- Лексическая работа:
-Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. -Тургенев подчёркивает “отдельность” местоположения кабака, который стоит на краю “страшного оврага”.
Учитель: Всмотримся в них повнимательнее. Кто они? Кого видит Яков в трактире, выйдя на середину зала?
I группа. Целовальник Николай Иванович — человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.
II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”.
Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни.
Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.
III группа. Дикий Барин… Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него.
Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.
IV группа. Обалдуй — выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. — одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало — прямо Обалдуй”.
(Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей)
Учитель. Как складывалась жизнь этих людей? Счастливы ли они? Что общего в их судьбах?
(Обмен мнениями)
Учитель: Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из всех былых взаимосвязей бесприютных и в прошлом, и в будущем людей. А что за стенами кабака?
- (Ответы учащихся)
- -грязная Колотовка с её оврагом;
- -скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом;
- -собаки лают;
- (Составление ассоциативного ряда)
Учитель: За стенами кабака — грязная Колотовка с её оврагом, рвущим надвое холм, улицу. Нестерпимая духота жаркого июльского дня. Бессмысленно злобный лай собак… Какая страшная и неприглядная картина… Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.
Обобщение учителя: Кабак — некий последний приют людей с искалеченными судьбами. “Притынный кабак вообще-то сам по себе “жизни край”, “место”, куда стекается человеческая “щебень” изо всех сословий, тоже разрытых и размытых ударами судеб”. [2] Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить своеобразное “духовное ристалище”, поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.
Учитель: Ждут ли этого поединка люди? Давайте понаблюдаем за ними.(озвучивание диалога по ролям от слов “Зачем я тебя зову — плут ты этакой, Моргач!” и далее: “Ну что ж! -возопил вдруг Обалдуй…” до “Жеребий кинуть..”)
Лексическая работа: Что такое поединок?
Учитель: Что это? Обычное житейское любопытство, желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?
- — Ждут они скорее песни, а не самого состязания.
- — Почему?
- -Песня, особенно задушевная, как-то по-особенному переживается человеком.
- -Она помогает забыться, отрешиться от сиюминутного.
- -Песня способна расширить узость пространства, раздвинуть границы кабака.
-Помогает на какие-то мгновения стать чуточку счастлив ее, способна подарить настоящую радость. Вспомните, что после заключительного замирающего голоса рядчика именно Яков, как сумасшедший, закричал: “Молодец! Молодец!”
-Песня — это особый мир, это красота, по которой, может быть, истосковалась душа этих не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни.
-По песне, по красоте истосковалась душа мужицкая.
-Может быть, этот поединок — тоска о несбывшемся, жажда раздвинуть стены, изгнать тесноту? Это своеобразный протест против оврага.
Учитель: Но почему именно песня?
-Песня — это история души народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке, все же не изжита тяга к хорошему, светлому в жизни.
— Мне кажется, сегодня из песни уходит душа
Лексическая работа: Песня как жанр. В чем ее особенности?
Учитель: “Еще доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей Отчизны”, — писал Н. В. Гоголь. И где рождалась такая песня? Где звучала? Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди.
Сравним соперников. Рядчик и Яков Турок.
- (Идёт сравнительный анализ по группам, которые отслеживали одну из линий сравнения )
- Линии сравнения
- -Поведение до начала состязания.
-Пение… Есть ли в нём душа?
- -Реакция слушателей.
- Рядчик
- а) “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего духовного и душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется(“приходя в волнение”).
- б) Пение рядчика (чтение текста подготовленным учеником).
- “Рядчик выступил вперед …” и закончить
“Он пел”. Далее: “Ободренный знаками всеобщего удовольствия…” и закончить словами: “…последний задирающий возглас”.
в) Какова реакция слушателей?
(“Слушали с большим вниманием”, “не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях”). Яков Турок
а) В состоянии лихорадки перед началом пения ( “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.
б) Пение Якова (чтение текста).
“Русская, правдивая…” и закончить словами: “…словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.
в) Какова реакция слушателей? ( “ Всем нам становилось сладко и жутко”, “закипали на сердце и поднимались к глазам слезы”, “всеобщее томленье”, “стояли как оцепенелые”).
- (После сравнительного анализа слушаем в грамзаписи песню “Не одна во поле дороженька пролегала” и делимся впечатлениями)
- Учитель: Почему же рядчик проиграл?
- (Обмен мнениями)
— Рядчик пел веселую плясовую песню. Но песня, хотя и исполненная мастерски, не затронула сердца и души.
-Его пение не раздвинуло стен кабака, не смогло заставить пережить слушателей душевного потрясения. Его просят: “Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!” Они ожидали чуда, а его не случилось.
— Его песня красива, но остаётся лишь игрой.
-Здесь не было самозабвения, всё рассчитано на эффект. Эта песня не затронула души.
- Учитель: А как пел Яков?
- (Обмен мнениями)
- — В его пении была “неподдельная, глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь”.
— “От его голоса веяло чем-то родным, задевающим за живое. Не случайно на глаза слушателей наворачиваются слезы.
- — В этой песне поет и плачет душа.
- — Эта песня несет в себе безотчётное чувство простора.
- — Какой-то особый свет проникает в душу.
- — В этой песне душа протестует против всего мелкого и пошлого.
Учитель: Да, Якова хотел, хотя и ненадолго, “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее измельчание, одолеть тоску. А о чём пел Яков в любовной, “прощальной”, по определению А. Григорьева, песне?
- (Обмен мнениями)
- Обобщение учителя: Пел Яков о какой-то редкостной высоте нравственных требований, о непрощённой вине, о горькой сердечной муке.
- Сударушка, которую обиженно и нежно отвергает душа, остаётся тем не менее единственной и неповторимой.
Учитель: Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?
-В кабаке все пьяны. Зрелище неприятное, отталкивающее.
— Эти строки рождают горькие мысли и чувства.
— Рассказчик замечает, что Дикого Барина среди подгулявших нет. Не на него ли надеется писатель? Может быть, он настоящее, здоровое начало русской нации?
Учитель. Да, на смену духовному и чистому приходит низменное и обезображенное.
Зачитаем финал. Достоевский назвал его поистине гениальным, почему?
-Может быть, не всё так безотрадно в России? Ведь в финале – дети, а дети — будущее.
- -Здесь как-то тихо, слышен только один зов.
- Учитель: Да, здесь полная гармония с природой и нет той напряжённости, противоречивости и катастрофичности, которыми полна взрослая жизнь.
- Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?
- (Ответы учеников)
- — Ум, проницательность;
- — талант, потребность творить;
- — способность глубоко чувствовать;
- — удаль;
- — душевный размах;
- — потребность в высоком;
- — скрытую силу.
Учитель: Самое удивительное, что всё это помогла увидеть и прочувствовать песня. Мне хочется привести слова К.С. Аксакова: “Как широк напев её! Кажется дух и образ великого, могучего пространства… лежит в ней.
Нет ей конца, бесконечная песня… В самом деле, нельзя сказать, что русская песня оканчивается; она не оканчивается, но уносится…
слух едва ловит последние звуки русской песни, — нет, она не кончилась, она унеслась, удалилась только и где-то поётся, вечно поётся”.
- Что же ещё вы увидели в русском человеке?
- (Ответы учеников)
- — Бесшабашность;
- — растрачивание жизни;
- — беспечность;
- — упоение в разгуле;
- — прошло полтора столетия, и ничего не изменилось.
- 4 этап, заключительный – архивирование учебной информации урока, подведение итогов, оценивание учащихся, рефлексия, домашнее задание.
Учитель: Итак, что же вслед за Тургеневым мы увидели в русском человеке сегодня на уроке? ( Талант, ум, проницательность, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу).
Мы говорили сегодня о важном: о русском народе. Народ-это средоточие всех надежд и возможностей российской истории. Так что же нужно нам, сегодняшним, для спасения России, о чём так мечтал писатель?
- (Ответы учеников)
- — Надеяться только на самих себя, на свои собственные силы;
- — преодоление того, что недостойно человека, очищение души;
- — вера в великое будущее России;
- — вера в Бога.
- Учитель: Да, быть может, покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но и веру в Россию, веру в призвание нашего народа. Они научат нас, по словам Языкова:
- Надёжно уважать свои родные силы,
- Спасенья чаять только в них.
- Рефлексия.
Цикл рассказов «Записки охотника» явился ответом на вопрос, который задал в своей статье В.Г.
Белинский, обращаясь к читателям: «А разве мужик – не человек?» Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»-«Как что?- негодовал критик-гуманист. – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности – словом, все то же, что и в образованном человеке».
- Домашнее задание ( по выбору учащихся): написать письмо автору произведения, описать дальнейшую судьбу одного из героев, передать от лица одного из героев увиденное в трактире.
- Фраза-напутствие: люби ближнего своего, как самого себя.
- ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин И.А. Собр. соч. в10 т.,кн.2.- М.,1996. т.6 с.7.
2. Тургенев И.А.Собрание сочинений в 5 т., т.1. — М., 1994.
3. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. — М.,1986 с.149.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/dva-russkikh-kharaktiera-v-rasskazie-i-s-turghienieva-pievtsy