Главная › Стихи › Гражданская лирика
05.07.2019
Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.
Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.
Тема произведения и главная мысль
Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова.
Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его.
Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.
Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.
По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.
Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.
Композиция, построение стиха
В этом стихотворении присутствует несколько героев:
- погибший поэт,
- те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
- его непосредственный убийца.
Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.
По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:
- 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
- 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
- 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
- 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
- 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.
Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.
Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:
Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано эмоционально, порывисто, с чувством гнева по отношению к виновникам гибели Поэта. Соответственно средства художественной выразительности, примененные в этом произведении, направлены на усиление эмоционального состояния автора.
В этом произведении использованы следующие литературные средства:
- Эпитеты – оклеветанный, гордой (головой), мелочные (обиды), ненужный (хор), злобно, свободный, смелый (дар), чужой (земли), безжалостная (рука), ложные (слова и ласки), чудные песни;
- Олицетворения – торжественный венок, обманутые надежды, вольное (сердце), кровавый (миг);
- Сравнения – убит, как тот певец;
- Метафоры –пустые (похвалы), пустое сердце,), взят (могилой), глухой (ревности), завистливый и душный свет (в значении – светское общество), пламенные (страсти), жадная (толпа), черная кровь;
- Метонимия — свинец (в груди) судьбы (приговор) добыча ревности венец терновый, увитый лаврами, наперсники разврата, невольник чести, печать на устах. Под сению закона, суд, не доступный звону злата;
- Литоты — жалкий лепет.
- Архаизмы, подчеркивающие торжественность, скорбь, приближенность к Богу – светоч, нега, венец, уста, под сению (сень), наперсники.
В произведении трижды повторяется слово «убит». Причем, в одном месте эти слова идут подряд.
В заключение анализа стихотворения «Смерть поэта» отметим, что оно прославило Лермонтова. Михаил Юрьевич сблизился с пушкинским окружением, его стихотворения стали появляться в «Отечественных записках». Это же произведение послужило причиной его первой ссылки на Кавказ, и возможно, косвенной причиной дуэли с французом Эрнестом Барантом.
В 1852 году, в Берлине стихотворение «Смерть поэта» перевел на немецкий и опубликовал Фридрих Боденштедт.
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Ссылка на основную публикацию
Источник: https://LermontovM.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-lermontova-smert-poeta
Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс кратко по плану
Лермонтов написал данное произведение после довольно трагических и нелепых событий. В 1837 году погиб Пушкин, и это событие сильно затронуло поэта.
На этом фоне Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в некотором роде оспаривает позицию людей оправдывающих убийцу Александра Сергеевича. Данное творение довольно легко читается любым читателем.
Хотя произведение о жизни конкретного человека, но в нем затронута тема борьбы добра и зла.
Стихотворение расскажет читателю о трагедии, которая постигла талантливейшего поэта того времени А.С. Пушкина. Произведение по своему смыслу можно разделить на две части.
Вначале Лермонтов рассказывает читателям о смерти поэта, а именно обо всей трагедии, о его гибели в 1837 году. В строках первой части заложен смысл, который направлен на несогласие автора с мнением общества.
Многие высшие чины довольно часто могли критиковать Пушкина, а Лермонтов осуждает данную позицию этих людей.
Следующая часть стихотворение явно высмеивает поведение людей, которые осуждают и критикуют Александра Сергеевича. Автор явно подчеркивает свою позицию несогласного с мнением общественности по поводу гибели Пушкина. Также упомянут в строках суд Божий, который ждет всех и подкупить его нельзя. Наказан будет каждый особенно убийца поэта.
Если проводить анализ жанра произведения, то кроме трагедии можно разглядеть и частичку сатиры. Стихотворение очень мастерски сбалансировано.
В первой части явно присутствует элемент трагедии связанной со смертью замечательного поэта. А вот завершающие строки посвящены сатире и даже в некоторых местах сарказму.
Довольно редко встречается в литературе совмещение этих двух жанров. Возможно, в таком стиле написания можно понять внутреннее состояние Лермонтова.
Основная идея данного замечательно стихотворения состоит в конкретном протесте Лермонтова, против мнения всех людей, которые пытаются критиковать Пушкина, а главное покрывают и оправдывают убийцу поэта.
Естественно Александр Сергеевич был неугоден высокопоставленному обществу, ведь он проповедовал новые взгляды на жизнь, а люди не желали принимать такие суждения Пушкина. Автор в душе понимает, что одному ему побороть противников никак не получится.
А вот Пушкин при жизни не боялся проиграть и боролся с высокими чинами, преподнося им свои новые взгляды на жизнь с которыми они так и не смирились. Лермонтов винит в смерти поэта именно этих людей.
Произведение имеет множество сравнение и жанров, которые переплетаются друг с другом. После того как стихотворение прочитано складывается действительно впечатление несправедливости к замечательному поэту.
Анализ стихотворения Смерть поэта Лермонтова
Всем известно, что стихотворение «Смерть поэта», написано М.Ю. Лермонтовым, посвящено А.С. Пушкину, человеку, которым он восхищался, который был его кумиром. Лермонтов признавал в Пушкине, одного из ярких представителей Российской литературы, и смерть поэта произвела на автора, очень сильное впечатление.
В данном произведении присутствует не только трагизм, но и сатира. Стихотворение «Смерть поэта» построено из двух частей.
Весь драматизм ситуации описывается в первой части, а в заключительных строках появляются элементы сатиры и даже сарказма. Это редкое совмещение стилей, отображает внутренне состояние души М.Ю. Лермонтова.
Вся скорбь, связанная со смертью кумира, перетекает в презрение к общественности.
В первой части описана не справедливая, ранняя и трагическая смерть Пушкина А.С. Но это ни просто констатация факта, в тексте чувствуется скрытый смысл. Автор не обвиняет убийцу Пушкина.
Он уличает и вменяет в вину смерть поэта, высшему обществу, которое, очень часто, насмехалось над ним. В произведение Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, одевших маску скорби на лицо.
Показное страдание никому не нужно, в нем нет смысла.
Во второй части автор насмехается над виновными в смерти поэта, называя их надменными потомками прославленных отцов.
Имея в виду то, что сами они в своей жизни не совершили ничего значимого, и кичатся только заслугами своих предков, которые тоже были не очень честными людьми.
Автор сетует на то, что из-за высокого происхождения, можно избежать наказания, но есть ещё и Божий Суд перед которым предстанет каждый, и на нем не помогут ни деньги, ни связи, ни положение в обществе. Всем воздастся по заслугам.
В стихотворении автор превозносит А.С. Пушкина. Он сравнивает его со свечой, которая освещала дорогу, но угасла слишком рано. Общество же, он принижает, используя уничижающие метафоры. Это добавляет выразительности произведению.
После прочтения произведения, остаётся ощущение грусти и тоски. Несправедливости мира и невозможности бороться в одиночку против уже отлаженной системы. Лермонтов это понимал, но Пушкин не боялся гнева высокопоставленных чинов, за что и поплатился.
Вариант №3
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта» посвящено великому русскому мастеру слова, несравненному писателю и стихотворцу Александру Сергеевичу Пушкину.
Смерть поэта произошла на дуэли с Дантесом, который был причислен к высокому статусу, там он получил в то время, не совместимое с жизнью ранение, клевета и интриги против писателя, которые в том числе шли и от аристократии вызвали глубокое возмущение в кругу семьи, знакомых и почитателей творчества Пушкина. Трагическая гибель поэта в самом расцвете сил до глубины души задела Лермонтова и он, поверженный горем от утраты друга и товарища, решил выплеснуть свои мысли на листок бумаги. Стихотворение будто разделено на две части. Во вступление выдвигается факт -«Поэт погиб». Далее Михаил Юрьевич, будто зная, что творилось в душе у Пушкина выплескивает всю обиду, которая могла затаиться у писателя.
Автор в своем произведении выносит протест случившемуся обстоятельству, осуждает лицемеров, которые так яростно клялись в любви поэту, а за спиной бросали колкости и прикрывали произошедшее нелепое преступление, высмеивает государство, которое подвергало творчество Пушкина нескончаемой критики.
Главная мораль стихотворения это то, что как бы ты не был красив душой, талантлив, движущая сила -«надменные потомки», высшее общество, будет осуждать, рушить твое понимание мира, стереотипы, ломать твой внутренний стержень.
К сожалению Александр Сергеевич был выше всего этого, чтобы ставить на людях ярлыки, отчего как считает автор произведения погиб.
В заключении Михаил Юрьевич заявляет, что есть Божий суд, от которого никто не скроется и все получат по своим заслугам. Произведение хоть и написано в трагичном стиле, но и имеет долю сатиры и сарказма. Оно также пропитано глубоким уважением и почтением к погибшему товарищу М.Ю. Лермонтова.
По плану 9 класс, по плану 10 класс, кратко
- Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы
А.А. Блок написал знаменитое произведение «Вхожу я в тёмные храмы…» в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева. - Анализ стихотворения Лермонтова Звезда
Звезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь. - Анализ стихотворения Есенина Руки милой пара лебедей
Как известно, Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время, - Анализ стихотворения Фета Весенние мысли
Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого - Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс
Тютчева смело можно считать поэтом, который посвятил практически все свои строки романтизму. Федор Тютчев создает произведения, в которых с помощью правильно подобранных слов передает читателю красоту природы.
Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/smert-poeta-9-klass-kratko-po-planu
Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова М.Ю
Анализ стихотворения «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова рассмотрим в его композиционной и жанровой составляющей.
История создания
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым через несколько дней после гибели А.С. Пушкина, в январе 1837 года. Это событие потрясло молодого поэта, и из-под его пера выходит гневное, обличительное, но в то же время трогательное произведение, в котором он обвиняет убийцу Пушкина и в целом все российское общество в смерти великого русского гения.
Стихотворение получило очень высокую оценку в обществе, а также в среде литературных критиков. Оно быстро распространилось по обеим столицам, его цитировали и переписывали.
Во время правления Николая I в Российской империи действовала очень жесткая цензура. Все произведения подвергались тщательным проверкам, имевшие хоть малейшую долю критики в адрес нынешнего режима и лично императора запрещали печатать. Эта участь постигла и «Смерть поэта», а сам Лермонтов был взят под стражу и отправлен на Кавказ, где в то время проходила Кавказская война.
Молодой поэт так и не дождался официального выхода в свет своего творения, он погиб в 1841 году, получив смертельное ранение в ходе дуэли. Он последовал примеру Пушкина, которого в свое время пытался защитить от нападок «наперсников разврата».
Впервые стихотворение было напечатано в Германии в 1852 году. В России его опубликовали уже после смерти Николая I, в 1858 году.
Тема
Главная мысль, донесенная Лермонтовым до наших умов и сердец – это безмерная потеря того гения, коим обладал Пушкин. Кроме того, поэт подчеркнул его большие человеческие качества: доверчивость, благородство и вера в людей. Дантес показан как низкий, пренебрегающий русскими ценностями чужестранец, не понимающий, на кого он поднял свою руку.
Однако, Лермонтов говорит о нем не как о виновнике этого страшного преступления, а скорее как об орудии мщения в руках предателей и завистников Пушкина.
Лермонтов обличает человеческую жестокость, отсутствие справедливости в земной жизни и надеется на «божий… грозный суд», который будет учинен над убийцами и клеветниками. Общество должно измениться, иначе оно само найдет свою гибель.
Композиция
Произведение представлено в виде монолога лирического героя, в ходе которого он, переполненный чувствами, рассуждает о гибели великого поэта и оценивает масштаб этой трагедии. Первая строфа – это оплакивание погибшего.
Во второй строфе Лермонтов затрагивает личность Дантеса. Он характеризует его как беспринципного и никчемного человека.
Следующие три части – это обращение поэта с интересующими его вопросами к неведомому собеседнику, а также упрек обществу за проявленную жестокость и безразличие по отношению к Пушкину.
Последняя часть (она была написана Лермонтовым позже, когда он узнал о том, что общество защищает Дантеса и оправдывает его действия) является обращением к жившим в то время и будущим поколениям. Это напоминание о неизбежности наказания за содеянное через беспристрастный и справедливый Божий суд.
Жанр
Стихотворение можно условно разделить на две части:
- Первая – это элегия с элементами оды;
- Вторая больше напоминает эпиграмму.
Единый жанр выделить достаточно сложно, в произведении наблюдается переплетение разных мыслей и чувств поэта Лермонтова, переживающего о судьбе погибшего.
Средства выразительности
Прослеживается множество метафор: печать на устах, черная кровь, ловля счастья и чинов, пустое сердце, торжественный венок.
Для подчеркивания душевных переживаний лирического героя использованы эпитеты: ничтожные клеветники, кровавый миг, грозный суд, свободный смелый дар, дивный гений.
Источник: https://LitraGramm.ru/literatura/smert-poeta
Смысл стихотворения "Смерть поэта" М. Ю. Лермонтова
Для того, чтобы полностью понимать, о чём же Михаил Юрьевич Лермонтов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Смерть поэта», потребуется немного окунуться в историю его создания. В январе 1937 года при трагических обстоятельствах погиб Александр Сергеевич Пушкин, кумир молодого Лермонтова.
Его скоропостижный конец оказал на поэта огромное влияние, и именно под этим влиянием, отчаявшись, он пишет стихотворение, которое посвящает Пушкину. Этим стихотворением Лермонтов винит в смерти великого творца своих современников.
Этот высший свет — общество, к которому принадлежал Пушкин, по его мнению, никогда не понимал и не смог бы понять его «свободный, смелый дар».
В «Смерти поэта» М. Ю. Лермонтов описывает, как произошло убийство человека, которого он считал оплотом добра и справедливости. В противопоставление Пушкину молодой поэт осуждает государственные порядки и общество, которое их поддерживает. Он осуждает их: «А вы, надменные потомки…». В этом и заключается главный смысл произведения — вечное противостояние добра и зла.
В качестве зла выступает не конкретный человек, убивший Пушкина, а общественные устои и устройство государства в целом. Государства, в котором допустима смерть одного из немногих талантов страны из-за устаревших порядков.
Лермонтов осуждает и призывает всех изменить своё мнение касаемо ценности жизни творца, поскольку ранняя гибель Пушкина явилась огромной утратой для отечественной культуры.
Лермонтов восстаёт против закостенелого устройства общества и его предводителей вплоть до государя. Безнаказанность тех, кто допустил смерть поэта, поражает Лермонтова, и он как бы призывает своего читателя в лице всего общества открыть глаза на происходящее и изменить систему.
Ведь именно неправильность системы, которая позволила великому таланту погибнуть в раннем возрасте, будоражит Лермонтова, и он готов пожертвовать своей репутацией, выразить своё мнение, ради того, чтобы люди задумались о справедливости и своём отношении к талантливым представителям общества.
Смысл стихотворения заключается в том, что по-настоящему великие умы не находят отклика среди окружения, и из-за этого подвергаются наказанию со стороны общества и выше поставленных чиновников. Ведь именно стремление к вечным идеалам, свободе и добру, привели Пушкина к несправедливой гибели. А по прошествии некоторого времени, как известно, Лермонтова ждёт та же участь.
Смысл финала произведения
Условно стихотворение «Смерть поэта» можно поделить на две части.
И если в первой части Лермонтов, используя элегические приёмы повествования, ведёт рассказ о том, как произошло убийство поэта, то вторая часть непосредственно обращена к тем, кто, по его мнению, виноват в случившемся.
Важно понимать, что по мнению Лермонтова, это не столько сам Дантес, сколько все те люди, окружение поэта, которые при жизни насмехались и критиковали Пушкина, не подумали о том, каким трагичным может быть исход дуэли, а после неизбежного — смерти поэта, лицемерно скорбели о нём.
В финале Лермонтов открытым текстом заявляет, что в случившемся с Пушкиным виновата «золотая молодёжь», и что зло в лице всего светского общества, окружавшего Александра Сергеевича, обязательно понесёт наказание за бездействие и моральное предательство, даже несмотря на то, что все они защищены «сенью закона». Лермонтов убеждён в существовании «Божьего суда», который обязательно накажет тех, кто так или иначе причастен к смерти поэта. Сам же Лермонтов, как автор стихотворения, выступает в роли совести, пытаясь образумить так называемое высшее общество и столкнуть его представителей с реальностью, в которой молодой поэт погибает лишь из-за того, что был вынужден противостоять толпе непонимающих его людей. Добро должно одерживать победу над злом, и справедливость должна восторжествовать — вот какой смысл вложил Лермонтов в финал стихотворения.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-stixotvoreniya-smert-poeta-m-yu-lermontova/
"Смерть поэта" — анализ стихотворения Лермонтова
Вы здесь
× Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT в функции mobile_theme_detect_php() (строка 109 в файле /var/www/www-root/data/www/reedcafe.ru/sites/all/modules/mobile_theme/mobile_theme.module).
В этой статье мы рассмотрим краткий анализ стихотворения «Смерть поэта», которое было написано Михаилом Лермонтовым. Включим также мысли о истории его написания, обратим внимание на проблематику, тему произведения и основные образы.
Стихотворение было написано в 1837 году, и связана задумка его написания непосредственно со смертью великого поэта Александра Пушкина. Надо сказать, что Лермонтов сам был болен в этот период, и стихотворение стало его обращением, в котором он открывает всем тайну и обстоятельства смерти Александра Сергеевича.
Жанр, композиция и образы
Стихотворение «Смерть поэта», анализ которого мы сейчас проводим, состоит из двух частей, которые соответственно можно назвать элегией и сатирой.
Первая часть повествует о том, что поэта убил не Дантес, а общество, которое обрекло его на одинокую жизнь. Пушкин не смог вынести одиночества и от этого решился на дуэль, заранее понимая, на что он идет.
Вторая часть содержит в себе немного измененные высказывания других поэтов и ответ Лермонтова тем, кто оказался на стороне убийц.
Проблематикой стихотворения ярко выраженно является борьба добра и зла. Читатель сам приходит к выводам, что можно назвать добром и что злом. Тема тоже весьма злободневна и сразу понятна — это тема поэта и поэзии на реальном примере судьбы Александра Пушкина.
Как и должно быть, анализ «Смерть поэта» должен раскрывать основные образы произведения. Ими являются:
- Образ Пушкина, который представлен, как «святило русской поэзии», но при этом это очень одинокий человек с чуткой романтичной натурой.
- Образы убийц, которых поэт называет «надменные потомки». Он показывает их злобными, жадными, алчными.
- Лирический герой есть сам Лермонтов. От своего лица и лица современников он высказывает свое отношение, довольно резкое, к смерти поэта.
Непосредственно сам анализ стихотворения «Смерть поэта»
Это стихотворение наполнено трагичным настроем по отношению к обществу и содержит в себе некий призыв. Одинокий Пушкин бросил вызов обществу и на самом деле был убит еще до своей физической смерти. Лермонтов считает, что Пушкин не нуждался в светском обществе и в общении с людьми, вышедшими из него.
Важно понимать, что образ Пушкина — собирательный, и Лермонтов подразумевает, что такова судьба всех поэтов, вступивших в борьбу с обществом.
В то время, в 34 года, Пушкину было присвоено звание, которое мог получить 16-летний юноша. Такое его положение постоянно высмеивалось в светских кругах.
Всем известно, что Пушкин был готов к смерти и даже знал как он умрет заранее, ведь именно такой исход ему предсказывала гадалка, и он верил в это.
Именно золотая молодежь, обеспеченная и глупая, способна уничтожить тонкую натуру гениального поэта. Обращаясь к божьему суду, Лермонтов обращает внимание «убийц» Александра Сергеевича, что есть кара не только земного суда.
Михаил Юрьевич чувствовал в Пушкине родного человека и пытался через литературу донести до читателей всю тайну смерти гения. Чтобы остальные поняли, к чему может привести травление души. Научить людей быть добрее и отзывчивее к окружающим.
Вы прочитали краткий анализ стихотворения «Смерть поэта» Михаила Лермонтова, и надеемся, что он оказался для вас полезным.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/smert-poeta-analiz-stihotvoreniya-lermontova
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» | Литерагуру
Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Поклонники поэта искренне выражали свое соболезнование, и, конечно, М. Ю. Лермонтов не остался в стороне. Отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за что потом ему пришлось серьезно поплатиться.
История создания
Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего.
Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве.
Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.
Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.
Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ.
Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова.
С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.
Жанр, направление, размер
Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия.
Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте.
Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.
В основном, Лермонтов – представитель романтизма.
Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма.
Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью.
Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.
Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.
Композиция
Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:
- Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
- Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.
Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.
Образы и символы
Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта.
Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца.
Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.
Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.
Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.
Темы
Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии.
Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы.
Однако они так часто сталкиваются с непониманием.
Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.
Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит.
Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки.
Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.
Проблемы
Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок.
Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина.
Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.
Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.
Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой».
Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.
Смысл
Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..».
Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.
Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.
Средства художественной выразительности
В своем произведении Лермонтов позаботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, которые заметно украсили его порыв: «миг кровавый», «пустое сердце», «безжалостной рукой».
Особенно красиво автор сравнивает судьбу Пушкина с поэтом, которого он сам создал – «добыча ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, который так же, как и его творец, был сражен абсолютно безжалостной рукой.
Интересно будет заметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине возникновения дуэли – ревность.
Однако Лермонтов не обвиняет любовь, и даже не столько обвиняет Дантеса, заброшенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая довела талантливого человека до крайности своим ропотом, напоминая всем клеветникам и сплетникам о том наказании, которого нельзя избежать.
- Автор применяет и метафоры, например, «жалкий лепет оправданья», активно выражающие, насколько люди склонны прибегать к злословью.
- Ну и, разумеется, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы с честным, простодушным, «смелым даром» великого творца ярко выделяет нам еще одно средство художественной выразительности – антитезу.
- Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-smert-poeta/
Лермонтов «Смерть поэта» — анализ стихотворения
Творчеством Пушкина восхищались не только простые читатели, но и другие не менее талантливые писатели, среди которых был Лермонтов. Для Лермонтова Пушкин был подобен кумиру, с которым он желал познакомиться поближе. Но смерть поэта стала неожиданностью и потрясением для Лермонтова. В отчаянии он пишет стихотворение на смерть поэту, которое посвящает Пушкину.
Смерть поэта: анализ кратко
В своей работе Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о несправедливой смерти великого писателя. Но не только Дантеса винит он в кончине своего кумира. Здесь виновно общество в целом, которое клеветало, не принимало и обвиняло писателя.
Лермонтов пишет, что восстал Пушкин против света, который ради потехи только раздувал пожар и насмехался, воспринимая любое оскорбление в свою сторону как развлечение.
И вот, без утайки, прямым текстом Лермонтов заявляет о лицемерии общества, которое унижало писателя при его жизни, а после смерти наиграно скорбело. Он задает риторический вопрос, вопрошая, к чему их рыдания и жалкий лепет. Обращался поэт в стихе Смерть поэта и к Дантесу.
У него не дрогнула рука, и он хладнокровно нажал на курок пистолета. Поэт пишет, что убийцу забросил рок, сам же Дантес не мог понять на что он руку поднимал. Но дело сделано, поэт убит и теперь тесен его приют, а на устах печать.
Работая над анализом стихотворения Лермонтова, мы знакомимся со второй частью. Здесь писатель обращается с гневной тирадой к потомкам, чьи отцы прославлены. Они стоят сейчас у трона, подобно палачам, которым не страшны законы.
Но если земные законы над ними не властны, поэт напоминает, что есть еще и Верховный, высший Божий суд.
Этот суд не подчиняется злату, и всем виновным придется расплатиться за смерть поэта, и как пишет Михаил Лермонтов, своей черной кровью им не смыть праведную кровь.
История создания
Возвращаясь к истории написания стихотворения, невольно обращаешься во времена, когда прозвучал роковой выстрел, который забрал жизнь Пушкина на дуэли. Эта нелепая смерть настолько сильно потрясла Лермонтова, что он тут же пишет свое знаменитое стихотворение.
Работа начала быстро распространяться среди просвещенной молодежи, чему поспособствовал друг Лермонтова Раевский. Но так случилось, что была написана лишь первая часть стихотворения. Вторую же часть писатель дописывает позже, когда в обществе стали защищать Дантеса и клеветать на Пушкина.
Тогда Лермонтов дополняет стихотворение Смерть поэта, в которой критикует тех, кто осмелился на клевету. За это Лермонтов был отправлен в ссылку, но я считаю, что свою миссию он осуществил.
Стихотворение М. Лермонтова Смерть поэта можно разделить на две части, где первая по жанру напоминает больше элегию, а вот вторая часть написана в жанре сарказма.
Создавая свой стих, Лермонтов преследует цель обличить общество, его нравы, указать на его невежество, и на то что не способно оно оценить по-настоящему талантливого, искреннего и великого человека в лице Пушкина. Писатель в своей работе показывает противостояние поэта толпе и черни и это ему прекрасно удается.
Послушать стихотворение Смерть поэта
Источник: https://sochinyshka.ru/lermontov-smert-poeta-analiz-stixotvoreniya.html
Анализ стихотворения «Смерть поэта» | Инфошкола
Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.
Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк.
Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса.
На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.
Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.
«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.
По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.
Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой.
Чего стоит одно только
присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».
Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.
Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.
Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта.
Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта.
Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.
Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.
Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса:
… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
3аброшен к нам по воле рока …
Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.
Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин.
Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества.
При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.
Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.
Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»).
Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации
(пал оклеветанный молвой).
В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он
руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».
В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.
В стихотворении есть литературные реминисценции. (Реминисценция — это воспроизведение автором образов, отсылающих читателя к другому, известному ему произведению ).
Так, начало стихотворения Лермонтова: «Погиб Поэт! — невольник чести … » напоминает читателю о строках из пушкинской поэмы «Кавказский пленник»: «Когда Я погибал, безвинный, безотрадный, / И шёпот клеветы внимал со всех сторон … ».
Другая строчка «Поникнув гордой головой») напоминает о стихотворении Пушкина «Поэт» «не клонит гордой головой» ).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-smert-poeta/
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
1. История создания
Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, сразу после трагической гибели А. С. Пушкина, и в ближайшие несколько дней разошлось в десятках тысяч экземпляров.
Молодой поэт был потрясён гибелью своего кумира и видел в этом высочайшую несправедливость.
Он первым сказал правду о смерти Пушкина, назвав и её официальную причину (дуэли были официально запрещены), и виновников. Даже ближайшие друзья Пушкина не сделали этого сразу.
Стихотворение распространилось с быстротой молнии. О Лермонтове узнала вся Россия.
Когда «революционные» по духу стихи Лермонтова дошли до императора, тот принял решение об отправке поэта на Кавказ.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере и на основе реальных событий. При этом его автор – человек с мироощущением романтика.
Трагическое и сатирическое сливаются в одно целое, образуя соединение романтического и реалистического направлений.
3. Род
Перед нами лирическое произведение с сильно выраженным публицистическим началом.
4. Жанр
«Смерть поэта» – образец гражданской лирики. Это лирическое стихотворение, тяготеющее к жанру памфлета.
5. Проблематика
Поэт со всем жаром негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социальной безучастности.
Сам Лермонтов в объяснительной записке Николаю II писал: «Я защищал честь того, кто уже не мог постоять за неё».
Его убивало стремление части просвещённого общества защитить не Пушкина, а Дантеса, замять историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого государя. Лермонтов объясняет миру истинное значение Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего Суда.
6. Тематика
Тема стихотворения – смерть Пушкина. Написанное по горячим следам, оно стало живым свидетельством того, что гибель поэта стала страшной раной для его современников.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что современники не смогли встать выше собственных страхов и сложившихся обстоятельств ради того, чтобы уберечь Пушкина от нелепой гибели. Цена его жизни была неизмеримо высока. Юный Лермонтов уже тогда понимал это и не щадил убийц поэта.
8. Пафос
Обвинительный и обличительный пафос стихотворения – следствие душевной боли, поразившей Лермонтова в первые минуты после получения известия о роковой дуэли.
Любая неправда в отношении Пушкина ранит молодого автора, глубоко оскорбляя в нём веру в Поэзию и всенародного кумира. Лермонтов ищет объяснения случившемуся и пытается напомнить о торжестве справедливости, если не в этом мире, так на Страшном Суде.
9. Система образов
Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.
Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.
Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».
На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – поэт и «молва».
Под молвой имеются в виду те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в случившемся: супруга поэта Н. Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядюшка барон Геккерн, государственный цензурный комитет, сам государь.
Все эти люди, с точки зрения Лермонтова, являются убийцами Пушкина, «наперсниками разврата». В завершении стихотворения возникает образ Бога. Виновных ожидает божий суд, и никто из них не будет оправдан.
11. Лирический герой
Лирический герой не присутствует в тексте стихотворения, но перед нами – живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представлений о совести и чести.
Поэт от первого лица говорит современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширмой красивых слов. В этом состоит его гражданское и человеческое мужество.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.
В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.
Он описывает трагизм последних минут Пушкина («Умер он с напрасной жаждой мщенья…», с терновым венцом страдания на челе), горько сожалеет о том, что уста поэта навек останутся немы.
Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, двухчастная.
Первая часть в подробностях описывает трагедию и занимает 5 строф. Вторая часть, состоящая из 1 строфы, содержит обращение к потомкам, сформулированное как вывод.
Кульминацией стихотворения является четвёртая строфа, в которой выражены глубочайшая скорбь и осознание конечности момента. Гибель Пушкина – непоправимая трагедия русской истории и культуры.
14. Художественные особенности
- Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.
- Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.
- Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев драмы «убийца», «наперсники разврата», «пустых похвал ненужный хор», «жалкий лепет оправданья», «Свободы, Гения и Славы палачи».
- Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.
- В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:
- начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
- вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.
Своеобразная строфическая нерегулярность и внутренняя аритмия передают смятения автора, неспособность говорить заданным языком и стилем о проблеме, всколыхнувшей всё русское общество. Исключительность лермонтовского сообщения подчёркивается данными формальными характеристиками.
16. Средства художественной выразительности
- В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».
- Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…
- Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).
- Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».
Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.
Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.
17. Значение произведения
Стихотворение «Смерть поэта» вписало факт гибели Пушкина в историю русской культуры в той гениальной трактовке, которую дал ему Лермонтов. Этим текстом он канонизировал Пушкина и защитил его от ложных посмертных обвинений.
Для современников это стихотворение стало глотком правды в спёртом воздухе цензурных запретов, а также свидетельством появления в литературе нового дарования, продолжающего начатый Пушкиным великий путь национального поэта.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова актуально по сей день. Тема отношений поэта и власти никогда не звучит так трагически, как в момент разговора о гибели творца. Это кульминация конфликта.
Певец свободы, Пушкин всей своей жизнью противопоставил небесную власть поэта над человеческими душами земной власти кесаря. Эта антитеза разрешилась трагически, и Лермонтов остро чувствовал обречённость истинного творца на гибель, чем стала примером его собственная судьба.
19. Моё отношение
Стихотворение «Смерть поэта» невозможно читать равнодушно. Меня поражает смелость юного Лермонтова, быстрота его реакции на произошедшее, сила и убедительность каждой строки, а также то, что молодой автор не пощадил ни современников, ни потомков.
20. Чему учит
Данное произведение учит нас бережному отношению к памяти Пушкина, пониманию того, какой великой трагедией явилась для народа ранняя смерть гения. Человеческая жизнь ценнее всего. А жизнь такого выдающегося творца, каким был Пушкин, и вовсе бесценна.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-smert-poeta-po-planu/