#Х4м Слова Антона Дельвига Музыка Александра Алябьева Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоешь? Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Кто-то бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, Утопаючи в слезах? Соловей… Ты лети, мой соловей, Хоть за тридевять земель, Хоть за синие моря, На чужие берега; Соловей… Побывай во всех странах, В деревнях и в городах: Не найти тебе нигде Горемышнее меня. Соловей… У меня ли у младой Дорог жемчуг на груди, У меня ли у младой Жар-колечко на руке, Соловей… У меня ли у младой В сердце миленький дружок. В день осенний на груди Крупный жемчуг потускнел, Соловей… В зимню ночку на руке Распаялося кольцо, А как нынешней весной Разлюбил меня милой. Соловей… Между маем 1825 и февралем 1826
«Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. — под загл. «Русская песня»
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. М.: Худож. лит., 1989. (Классики и современники. Поэтич. б-ка), под загл. «Русская песня».
У Дельвига озаглавлено «Русская песня», что, впрочем, не заглавие, а обозначение жанра. В авторском тексте нет повторов «Соловей мой, соловей, / Голосистый соловей!» после каждой строфы, они введены для романса.
Первый исполнитель — московский оперный певец Петр Булахов, отец композитра Петра Булахова («Гори, гори, моя звезда…», «Колокольчики» и др.) и певца и композитора Павла Булахова («Тройка мчится, тройка скачет…»).
Есть вариации на тему алябьевского «Соловья» Михаила Глинки, Александра Гурилева, Франца Листа — для фортепиано, Михаила Высотского — для гитары, Александра Вивьена — для скрипки.
Из предисловия Виктора Калугина к сб.: Антология русской песни. М.: Эксмо, 2005:
«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.
Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск — 1851, Москва)
Антон Антонович Дельвиг (1798, Москва — 1831, Санкт-Петербург)
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
Кулёв В.В., Такун Ф.И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.
Источник: https://a-pesni.org/romans/alabiev/solovej.php
Презентация на тему: Соловей как поэтический образ А. Дельвига
Описание слайда:
Соловей как поэтический образ А. Дельвига Работу выполнила: Сафарова Яна, ученица 7 А класса, Руководитель: Светопольская Т.Ф., учитель русского языка
Описание слайда:
Цель работы: Рассмотреть образ «соловья» в поэзии А. Дельвига Задачи работы:Исследовать образ «соловья» в творчестве поэтов начала ХIХ века.Выяснить роль образа «соловья» в поэзии А. Дельвига.Развить представление о поэзии А. Дельвига.
Описание слайда:
Антон Дельвиг Русский поэт, критик, журналист, лицейский друг Пушкина, барон А.А. Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве
Описание слайда:
Дельвиг — первый издатель первой русской «Литературной газеты», критик и публицист, переводчик и собиратель фольклора, автор знаменитого «Соловья»… Просто барон Антон Антонович Дельвиг, «чья жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами» (Пушкин — П. Плетневу 31 января 1831 г.).
Описание слайда:
Дом Дельвига стал одним из литературных центров; его посещали Пушкин, Жуковский, Баратынский, Мицкевич, Языков, Плетнев, князь Вяземский, Гнедич. В их доме устраивались литературно-музыкальные вечера. Часто исполнялись романсы на стихи Языкова, Пушкина и самого Дельвига. После того, как молодой композитор Алябьев написал музыку на слова его стихотворения «Соловей», романс запела вся Россия.
Описание слайда:
Творчество Дельвига изучено мало и практически забыто. В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкина, якобы всецело находившийся под его влиянием.
Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путём.
Поэтическое наследие Дельвига невелико, писал он мало (всего около 170 стихотворений, из которых при его жизни было напечатано меньше ста). Но Дельвиг и в самом деле внёс нечто новое в русскую поэзию.
Его идиллии высоко ценил Пушкин, он смело вводил в поэзию народно-песенные размеры и внедрял в неё такую строгую стихотворную форму, как сонет. Дельвиг — первый издатель первой русской «Литературной газеты», критик и публицист, переводчик и собиратель фольклора, автор знаменитого «Соловья».
Описание слайда:
Наибольшей популярностью образ «соловья» пользуется в русской поэзии в 1800-1820-е гг. В лирике начала ХIХ века «соловей» приобретает всеобщее распространение. По нашим подсчётам, этот образ встречается свыше 100 раз. «Соловей» выступает в следующих эстетических функциях: 1) знак; 2) эмблема; 3) персонификация; 4) метафора; 5) традиционный символ; 6) индивидуально-авторский символ.
Описание слайда:
Характерной чертой образа соловья в поэзии I-й половины XIX века является его включённость в пейзажный поэтический комплекс, сентиментальный («лесочек», «розаны», «лилеи», «струи,» «хиженка», «нимфы», «Амур») или романтический («сад», «дубрава», «ручьи», «луна», «звёзды», «скамья», «беседка» и т.д.). Содержательное ядро символа формируется в рамках устойчивого поэтического комплекса. «Соловей» и его поэтический комплекс переходит из текста в текст, и на этом основании может быть легко идентифицирован.
Описание слайда:
Второй существенной чертой образа-«соловья» является то, что он встречается в основном в произведениях любовной тематики. Раскрытие любовных переживаний личности осознаётся как одна из первоочередных задач поэзии первого десятилетия XIX в.
В представлении поэтов нового времени любовь противостоит официальному миру карьеризма и стяжательства, в любви раскрываются лучшие качества человека. Романтики считают, что любовь является и одним из проявлений идеального, возвышенного начала.
Лирика любви стала важным завоеванием поэзии изучаемого периода.
Описание слайда:
Для сентиментальной поэзии была характерна установка на идиллическое изображение действительности. В стихотворениях С.А.Тучкова, П.А.Корсакова, В.Л.Пушкина и других поэтов большое место занимает изображение природы. Она лишена каких бы то ни было реалистических черт, приукрашена, идеализирована.
Поэтическая картинка природы напоминает красивую декорацию: зелёные рощицы, журчащие струи, благоухающие розаны, незатейливые хижинки. Картинку озвучивает «нежное» или «томное» соловьиное пение.
На фоне природы, под аккомпанемент соловьиных трелей разворачивается «роман» условных пастушка и пастушки: Вот зажглась луна златая!Хлоя, свет моих очей,Выдь из хижинки твоей!Ночь прекрасна! Распевая,Слух пленяет соловей.
Описание слайда:
В поэзии начала XIX в. «соловей» и его идиллический комплекс выполняют важную функцию — способствуют созданию идиллической атмосферы, некого пасторального рая, Аркадии, что, безусловно, отвечало основным эстетическим установкам сентиментализма. В «Словаре сюжетов и символов в искусстве» Д.
Холла читаем: «Аркадия. Пасторальный рай, которым правит бог Пан (бог овец и рогатого скота) и который населён пастушками и пастушками, нимфами и сатирами. Все они пребывают в атмосфере экзальтированной любви» [Холл 1996: 83]. В стихотворениях Н.М.Карамзина, В.Л.Пушкина, С.А.
Тучкова и других поэтов «соловей» занимает иерархическое положение в структуре пейзажного идиллического комплекса. В отличие от других поэтических реалий (розан, лилеи, струи) «соловей» соотнесён не только с идиллическим миром природы, но и с чувствительными переживаниями лирического героя.
В стихотворениях поэтов-сентименталистов семантика соловья-эмблемы носит строго регламентированный характер, является выражением нескольких устойчивых любовных мотивов: радость разделённой любви, любовное томление, боязнь любви, страсть, печаль в разлуке, ревность и т.д.
Каждый любовный мотив находит воплощение в целом ряде поэтических текстов.
Описание слайда:
В стихотворениях А.А.Дельвига, Д.П.Ознобишина, К.П.Масальского, А.В.Кольцова, Н.М.Языкова, А.А.Бестужева-Марлинского и других романтиков находим более детализированное, объективированное, приближенное к действительности изображение природы.
По сравнению с поэтами-сентименталистами, романтики вносят ряд новых, конкретных черт в изображение поэтической картинки соловьиного пения. У них «соловей» поёт в «дубраве», «роще», «саду», в «тени ветвей», под «кровом девственных аллей», под «черёмухой душистой» и т.п.
Поэты-романтики точно указывают и время суток, когда раздаётся соловьиное пение — это вечер или ночь. Например: О чём, о чём в тени ветвейПоёшь ты ночью, соловей? (П.А.Катенин «Любовь», 1827 [Песни 1988, I: 293]). И соловей, пленительно тоскуя,О чём поёт во мгле и тишине? (А.А.
Бестужев-Марлинский «Из повести «Испытание», 1830 [Песни 1988, I: 461]).
Описание слайда:
В 1829 году вышел единственный сборник стихов А. Дельвига. Завершается сборник стихотворным «Эпилогом»:Так певал без принужденья,Как на ветке соловей,Я живые впечатленьяПолной юности моей.Сравнение поэта с птицей (соловьем) связано с раздумьями Дельвига о цели творчества и назначении поэта.
Описание слайда:
Для характеристики собственного творчества Дельвиг предпочитает именно образ соловья (птицы не столь царственной, как орел или лебедь, но «сладкогласной»). Этот образ становится символом поэта, его творческих принципов, его пути.
Описание слайда:
Другая линия использования рассматриваемого образа связана с изображением картин природы. Чаще всего соловьи и их пение являются деталью условного поэтического пейзажа, «озвучивают» его.
Описание слайда:
Часто встречается образ птицы и в русских песнях Дельвига. Этот образ выступает символом воли, радости, беззаботности ( но и беззащитности). Все эти представления близки героям песен, жалующимся на судьбу, на жизнь, из которой ушла радость, на свою беззащитность перед окружающим миром. Поэтому так часты обращения героев именно к пташкам.
Описание слайда:
Заключение Прочитав и проанализировав более 40 стихотворений А.Дельвига, где встречается образ соловья, мы пришли к следующим выводам:Образ соловья был известен в поэзии предпушкинской поры. Наибольшей популярностью образ соловья пользуется в русской поэзии в 1800-1820-е гг.Характерной чертой образа соловья в поэзии I-й половины XIX в.
является его включённость в пейзажный поэтический комплекс, сентиментальный или романтический. Второй существенной чертой образа соловья является то, что он встречается в основном в произведениях любовной тематики.В лирике А.
Дельвига мы обнаруживаем не только связь с традицией, но и определенное своеобразие: 1) Обращаясь к теме назначения поэта и поэзии, Дельвиг использует образ птицы, который помогает ему выразить определенную авторскую позицию. Соловей становится символом поэта, его творческих принципов, его пути.
2) Соловей является деталью условного поэтического пейзажа. 3) Часто встречается образ соловья в песнях А.Дельвига. Этот образ выступает символом воли, радости, беззаботности, беззащитности.
Описание слайда:
Вывод Образ соловья занимает достаточно важное место в лирике А. Дельвига.В подаче образа соловья мы обнаруживаем не только связь с традициями, но и определенное своеобразие. Образ соловья становится символом поэта, его творческих принципов, его пути.
Описание слайда:
Использованная литература Аверинцев С.С. Символ // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.- С.378-379. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.: Высш. шк., 1989.- 407 с. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы.- М: Наука, 1976.- С.369-451. Гинзбург Л.Я. О лирике.- Л.: Сов. писатель, 1974.- 408 с.
Ильичёв А.В. Образы-символы в лирике А.С.Пушкина 1830-х годов: Автореф. дис. … канд. фил. наук.- Л., 1988.- 20 с. Крохина М.Ю. Миф и символ в романтической традиции: Автореф. дис. канд. филол. наук.- М., 1980. Мучник Г.М.
Композиционные способы выдвижения образа-символа в художественном произведении // Художественное творчество и взаимодействие литературы: Сб. науч. ст.- Алма-Ата, 1985.- С. 36-43. Песни русских поэтов: В 2 т.- Л.: Сов. писатель, 1988. Поэты 1790-1810-х годов.- Л.: Сов. писатель, 1971.- 912 с. Поэты 1820-1830-х годов.- Л.: Сов.писатель, 1972. Пушкин В.Л.
Стихи. Проза. Письма.- М.: Сов. Россия, 1989.- 368 с. Сафьянова И.В. Анализ символики поэтического текста // Текст как объект комплексного анализа в вузе.- Л., 1984. Старинные романсы.- М.: Знание, 1988.- 96 с. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве.- М., 1996. Храповицкая Г.Н.
Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки.- 1999.- ї 3.- С. 35-41. Языков Н.М. Стихотворения. Сказки. Поэмы. Драматические сцены. Письма.- М.-Л.: Худ. лит., 1959.- 509 с.
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/solovejj-kak-poehticheskijj-obraz-a-delviga.html
А. Дельвиг. "Соловей мой…" — Беседка муз — медиаплатформа МирТесен
Дельвиг Антон Антонович (17 августа 1798 – 26 января 1831)
Существет версия, что стихотворение «Соловей» Дельвиг посвятил своему другу Александру Сергеевичу Пушкину, когда его ссылали в Кишинёв…
Русская песня (Соловей мой, соловей…
) Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, Где всю ночку пропоёшь? Кто-то бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, Утопаючи в слезах? Ты лети, мой соловей, Хоть за тридевять земель, Хоть за синие моря, На чужие берега; Побывай во всех странах, В деревнях и в городах: Не найти тебе нигде У меня ли у младой Дорог жемчуг на груди, У меня ли у младой Жар-колечко на руке, У меня ли у младой В сердце маленький дружок. В день осенний на груди Крупный жемчуг потускнел, В зимню ночку на руке Распаялося кольцо, А как нынешней весной Разлюбил меня милой. 1825
Интересный факт из истории создания романса. Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М.
Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения.
По поводу первого исполнения романса, прошедшего с успехом, Верстовский сказал: «Русскому таланту и тюрьма — на пользу», на что Алябьев с грустной усмешкой отозвался: «Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».
Вдохновение Не часто к нам слетает вдохновенье, И краткий миг в душе оно горит; Но этот миг любимец муз ценит, Как мученик с землею разлученье.
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всём, чем сердце дорожит, Забыты им: восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье.
И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами, Он говорит с грядущими веками;
Он ставит честь превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей И делится бессмертием с богами.
Антон Дельвиг. 1822
Источник: https://poesy.mirtesen.ru/blog/43254035218/next
Анализ стихотворения Дельвига «Соловей» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений.
Именно это спасло его от исключения из престижного учебного заведения в Царском Селе, директор которого простил юному дарованию плохое поведение и неуспеваемость по многим предметам из-за любви к поэзии.
Накануне выпускных экзаменов в 1905 году Гумилев опубликовал стихотворение “Рассказ девушки”, поэт еще не причислял себя ни к одному из существующих литературных течений, однако в его произведениях очень ярко прослеживались черты романтизма.
Подробнее…
Анализ стихотворения Горация «Памятник»
Как известно, данное стихотворение было написано на закате деятельности Горация как лирического поэта. Оно замыкает определенный жизненный этап автора, поэт позволяет себе самому оценить свое творчество.
Используя образы материальных объектов (памятник, медь, пирамиды…), автор выражает культурную важность труда поэта: он питает духовный фонд человечества, который будет существовать до тех пор, пока на Земле живут люди.
Подробнее…
Анализ стихотворения Твардовского «Снега потемнеют синие. »
Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.
Подробнее…
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»
С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.
По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов.
Подробнее…
Анализ стихотворения Фета «Печальная береза»
Береза – один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных.
Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов.
Подробнее…
Анализ стихотворения Блока “Старик”
В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902 гг.
Александр Александрович работал над первым серьезным циклом – “Стихи о Прекрасной Даме”. Посвящен он был Менделеевой.
Стихотворения, в него вошедшие, создавались под влиянием идей символизма и учения философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, способной примирить мирское и божественное, подарить обновление душе поэта.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5395-analiz-stikhotvoreniya-delviga-solovej.html
Дельвиг. Русские песни
Антон Антонович Дельвиг, по словам Пушкина, поэт недооцененный, а сегодня и многими забытый. Вспоминается он чаще всего в связи с Александром Сергеевичем, в круг близких друзей которого входил этот замечательный русский поэт «золотого века», автор многих популярных русских песен.
Именно в них барон Дельвиг был по-настоящему оригинален, хотя начинал Антон Антонович с подражания античным поэтам. Знание античности позволило ему соединить изумительный по красоте поэтический строй древнегреческого с духом русского мира, хотя Дельвиг принадлежал к поэтом аристократическим.
Ценитель всего русского Иван Киреевский считал, что изысканная муза Греции на северной русской почве не выжила бы, если бы не была согрета народной одеждою. Если бы на классические формы Аттики Дельвиг не набросил русскую душегрейку уныния, никто бы не услышал живущих уже часто безотносительно к имени Дельвига замечательных русских песен:
«Соловей мой, соловей…», «Не осенний мелкий дождичек», «Скучно, девушки, весною жить одной…», «Ах ты, ночь ли, Ноченька!», «Наяву и в сладком сне», «Дедушка! девицы» и другие.
Но далеко не все так оценивали песни Дельвига. Например, такой авторитетный критик как Г.Белинский всегда отзывался о русских песнях поэта достаточно резко, а заодно и вообще о всем его творчестве. Якобы, нет в его песнях нечего русского, кроме слов; одна сладенькая задумчивость и ничего боле.
И вообще, продолжает критик, Дельвиг своей известностью и популярностью обязан друзьям-поэтам — Пушкину, Баратынскому, Кюхельбекеру и другим. Признавая, что барон действительно любил поэзию, Белинский не считал, что он был поэтом, тем более, что его творчество представляет какую-то ценность для русской поэзии.
Пусть эти слова останутся на совести «великого» критика, плохо то, что именно они были услышаны, и за Дельвигом надолго закрепилась слава того, кто был всего лишь спутником и тенью гениального Пушкина, привлекательным своими душевными качествами: добротой, мягкостью, веселым нравом и незлобивостью.
Но в этой оценке нет ни слова правды, как нет правды и в том, что Дельвиг был чрезвычайно ленив и не способен ни к каким занятиям. Надо сказать, что и сам поэт немало способствовал созданию такого мифа, часто говоря о своих пристрастиях к тихой жизни и лучшему лекарству от всяких бед — сну.
От любви лечил несчастной
Состаревшимся вином;
Вообще же безопасно
Все лечить несчастья — сном».
(Лекарство от несчастий, 1820)
Или:
Блажен, кто за рубеж наследственных полей
Ногою не шагнёт, мечтой не унесётся;
Кто с доброй совестью и с милою своей
Как весело заснёт, так весело проснётся;
…………………….
Так жизнь и Дельвигу тихонько провести.
Умру — и скоро все забудут о поэте!
Что нужды? Я блажен, я мог себе найти
В безвестности покой и счастие в Лилете!
(Тихая жизнь. Написана в 15-16 лет)
По поводу этого мифа о лени Дельвига Давид Самойлов писал:
О Дельвиг, ты достиг такого ленью,
Чего трудом не каждый достигал!
Но вернемся к русской песне. Именно Дельвиг ввел в литературный оборот это словосочетание. Им написано 26 русских песен и романсов, на которые писали музыку Алябьев, Глинка, Даргомыжский. Именно музыкальное сопровождение сделало народные песни Антона Антоновича популярными.
Известна история с написанием музыки к русской песне «Соловей мой, соловей». История почти трагическая. Алябьев написал музыку в тюрьме, куда попал по нелепой случайности: уличив отставного полковника Т. М. Времева в шулерство, он ударил его.
Через несколько дней Времев скончался от разрыва селезенки, а Алябьева обвинили в убийстве, не приняв во внимание, что полковник давно и тяжело болел. В тюрьме Алябьев начал терять зрение и спасла его музыка. В камеру, по ходатайству сестры композитора, позволили поставить рояль и Алябьев начал сочинять.
Одной из первых была написана песня на слова Антона Дельвига «Соловей мой, соловей», полный текст которой привожу ниже. Интересно, что услышав впервые эту песню, другой композитор, Алексей Верстовский, заметил, что русскому таланту и тюрьма не помеха, на что Алябьев просил передать ему, что рядом с ним много свободных камер.
Александр Александрович Алябьев
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1825
Песня поется от имени девушки, тяжело переживающей разлуку с любимым, а в интерпретации Алябьева она стала образом разлуки двух близких людей. Но была у него и личная история. На одном из новогодних балов он познакомился с Екатериной Римской-Корсаковой и влюбился, но она была замужем и он не посмел разрушить ее счастье.
Через много лет они снова встретились. Она уже была вдовой. Тогда композитор объяснился Екатерине Александровне в любви и они обвенчались. Говорят, что песню о соловье Алябьев посвятил своей возлюбленной. История красивая, но документального подтверждения ей нет.
Алябьев писал песню в соответствие с интонацией Дельвига, где первые слова не являются ни припевом, ни рефреном. Популярность песни привела к тому, что возникли многочисленные ее вариации и обработки, в которых мало что осталось от грустной песни Антона Дельвига и грустной истории Алябьева.
Достаточно посмотреть на ее исполнение песни в интерпретации Витаса, чтобы понять, насколько это далеко от авторского текста. Мне кажется, что ближе всего к дельвиговской интонации звучит эта песня в фильме К.Шахназарова «Курьер», хотя и она исполняется в усеченном варианте.
Интонационную основу русских песен Дельвига составляет русская грусть, а если есть радость, то часто со слезами. В его песнях много нежности и теплоты, вкуса и любви к Родине. Дельвиг всегда был патриотом: еще в лицее, когда началась война 1812 года, он написал (в четырнадцать лет!) свое первое стихотворение:
Как разнесся слух по Петрополю,
Слух прискорбнейший россиянину,
Что во матушку-Москву каменку
Взошли варвары иноземные.
То услышавши, отставной сержант
Подозвал к себе сына милого,
Отдавал ему свой булатный меч
И, обняв его, говорил тогда:
«Вот, любезный сын, сабля острая
Неприятелей разил коей я,
Бывал часто с ней во сражениях,
Умирать хотел за Отечество
И за батюшку Царя белого.
…………….
Поезжай разить силы вражески
Под знаменами Витгенштеина,
Вождя славного войска русского.
Не пускай врага разорити Русь
Иль пусти его через труп ты свой»
Русские песни поэта исполнялись в основном в городской среде и в домах дворян, и сам барон, по воспоминаниям родных, часто садился за рояль и пел. Время показало неправоту и несправедливость оценок Белинского. Песни Дельвига вошли в золотой фонд русской и мировой культуры, и исполняются в том числе иностранными певцами.
Тина Гай
coded by nessus
Источник: https://sotvori-sebia-sam.ru/delvig/