Лицейские годы пушкина кратко

Лицейские годы Пушкина кратко

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната.

Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками.

Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками.

В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов.

Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному.

Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате.

Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством.

На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года.

Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.

Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата.

Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья.

И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-gody.html

Пушкин в Лицее

Лицейские годы Пушкина кратко

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение.

К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками.

Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт.

Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели.

Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству.

В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал.

Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех.

В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/pushkin/pushkin_v_litsee/

Лицейскик годы Пушкина

В 1811 году правительство решило открыть для детей элиты специальное учебное заведение с целью подготовки высшей чиновничьей аристократии, как это делалось в Англии и Франции. Идея Лицея от названия до содержания, была позаимствована из подобных институций, давно существовавших на Западе.

Даже слово «лицей» было новым в русском лексиконе, и Пушкин обсуждал, как его писать: лицей, ликея или ликей?

Один из современников так охарактеризовал это учебное заведение: «Лицей был заведение совершенно на западный лад; здесь получались иностранные журналы для воспитанников…».

Преподавателями были русские и иностранцы. Но и русские преподаватели получили образование за границей за казенный счет. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг. Лицей разместили в императорском дворце в Царском Селе, и он выглядел частью семейных покоев царской фамилии.

Такое размещение соответствовало планам графа Михаила Сперанского, который предлагал в Лицее обучать членов высочайшей фамилии, готовя из них просвещенных государственных мужей. Если бы это случилось, Пушкин мог бы оказаться с великими князьями Николаем и Михаилом Павловичами на одной скамье, то есть стать школьным приятелем Николая I, который был всего на три года старше.

Попасть в Лицей было не просто. Семья задействовала все свои связи. Когда стало ясно, что в Лицее не будут учиться члены императорской семьи, критерии отбора кандидатов снизились.

  • Поэт со связями, дядя Пушкина Василий Львович повез племянника из Москвы в Петербург.
  • Для Пушкина при его хорошем французском и наличии у мальчика покровительства  экзамены оказались пустой формальностью.
  • Французский язык лицейского Пушкина звучал лучше, чем у его сверстников.
  • Сам Лицей представлял собой смесь монастыря с военным училищем, в котором читались некоторые европейские предметы.
  • Барон Модест Корф вспоминал, что в Лицее не было никакой свободы передвижения, комнаты воспитанников назывались камерами, за провинности наказывали стоянием на коленях.
  • Пушкин так стоял однажды две недели – за утренними и вечерними молитвами.

Учение Пушкин назвал «заточением» и жизнью «взаперти».     Говорили, что лишь двух воспитанников за шесть лет учения выпустили в Петербург по случаю тяжелой болезни родителей.  Первые три или четыре года даже в сад не пускали порознь.

 При посещениях родители могли находиться с воспитанниками только в общей зале или на общей прогулке. У лицеистов отобрали сразу свои книги. Также было запрещено сочинять: писали украдкой.

Правда, потом, разрешили держать книги и даже издавать самодельные журналы, разумеется, под контролем.

Однако, в самом Лицее постарались соединить все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Домашняя жизнь у многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, была гораздо теснее, беспорядочнее, скученнее. А тут был светлый, просторный дворцовый флигель, где при Екатерине помещались великие княжны, её внучки.

Лицейские годы Пушкина кратко

В Лицее были огромная столовая, рекреационная, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, физический кабинет, больница. На верхнем этаже находились спальни. В каждой стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник.

Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах.

Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.

Кормили лицеистов отлично. Бородатый Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма.

Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней.

 Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.

В Лицее изучались разнообразнейшие предметы, программа была насыщенной:

  • языки, древние и новые,
  • закон Божий и священная история,
  • иностранные литературы,
  • общая история с пристрастным вниманием к трем последним векам,
  • логика,
  • физика и география,
  • нравственная философия,
  • статистика иностранная и отечественная,
  • право естественное (то есть права человека),
  • право частное и публичное, право гражданское и уголовное,
  • чистая математика и прикладная,
  • политическая экономия и финансы,
  • полевая фортификация и артиллерия,
  • фехтование.

Одноклассник Пушкина, барон М. А. Корф писал:

«Основательного, глубокого в наших познаниях, конечно, было не много, но поверхностно мы имели идею обо всем и были очень богаты блестящим всезнанием. Мы мало учились в классе, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов…»

Читайте также:  Сколько человек живет в германии

Знаниями лицейский Пушкин не блещет. Ему было трудно конкурировать с серьезными сверстниками, и французского тут оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте.

Пушкин овладел латынью, но античную литературу знал далеко не лучше других: многие оказались эрудированней его.  Через год занятий он занимает лишь 28-е место (начав с четырнадцатого).

У него есть более удачливые соперники даже в стихах (часть он пишет по-французски).

Директор Лицея Егор Энгельгардт отмечал у Пушкина в качестве недостатков французский ум и страсть к сатире.

В лицейском журнале, куда преподаватели записывали свои наблюдения о каждом из воспитанников, есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина:

1812 г. 15 марта: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в Латинском хороши; в Русском не столько тверды, сколько блистательны» (Кошанский).

19 ноября: «Пушкин весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен: он способен только по таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики» (Куницын). 20 ноября: «Больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному» (Кошанский).

Однако была и бесспорная положительная сторона в лицейских занятиях: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который сделался очень скоро темой многочисленных доносов. Позже именно этот «дух» старательно выбивал из Лицея Николай I.

Но в этом, первом, выпуске всё создавало особую атмосферу: немногочисленность учащихся, отсутствие в Лицее в отличие от других учебных заведений телесных наказаний, молодость ряда профессоров, гуманный характер у их лучшей части педагогических идей, ориентированных  на внимание и уважение к личности учеников, то, что среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания.

Среди лицеистов культивировался дух независимости, уважения к собственному достоинству. Кроме передовых идей они усваивали независимость суждений и поступков, а также определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию.

В жизни Пушкина основное, чем был отмечен Лицей, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. Пушкин в 1830 году писал: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

  1. В те дни — во мгле дубровных сводов
  2. Близ вод, текущих в тишине,
  3. В углах Лицейских переходов,
  4. Являться Муза стала мне.
  5. Моя студенческая келья,
  6. Доселе чуждая веселья,
  7. Вдруг озарилась — Муза в ней
  8. Открыла пир своих затей;
  9. Простите, хладные науки!
  10. Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт…

В Лицее процветал культ дружбы. Однако лицеисты в реальности – и это вполне естественно – распадались на группы, между которыми отношения порой были весьма конфликтными. Пушкин к нескольким примыкал, но не был безоговорочно ни в одну принят.

Так, в Лицее ощущалась сильная тяга к литературным занятиям, которая поощрялась всем стилем преподавания. Выходили рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» и др. По крайней мере в первые годы, поэтическим лидером Лицея, был Илличевский.

Можно предположить, что Пушкин в лицейском кругу ревниво боролся за признание своего поэтического первенства.

Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Пущиным, Дельвигом, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая в душе Пушкина глубокий след.

В сознании Пушкина Лицей становился идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии.

Отношения Пушкина с товарищами складывались не просто. В дальнейшем даже самые доброжелательные из них не могли не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в вызывающее и дерзкое поведение. И. И.

Пущин вспоминал: «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей.

Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях.

Я, как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало.

Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…» «Все это вместе было причиной, — заключает Пущин, — что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку…»

Пущин был проницательным наблюдателем. Непрерывное шестилетнее общение с лицейским Пушкиным позволило ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга:

«Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище».

В родной семье нелюбимый ребенок, Пушкин-юноша, неравномерно развивающийся, он видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало молодечество, браваду, стремление первенствовать.

Дома его считали увальнем – он выше всего начал ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие время написания записок от первой встречи с Пушкиным, вспоминал, что Пушкин, который по начитанности и знаниям значительно опередил своих одноклассников, менее всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить:

«Все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр. В этом даже участвовало его самолюбие — бывали столкновения, очень неловкие». По свидетельству Пушкина, «появлению Музы» в его «студенческой келье» предшествовало время,

… как я поэме редкой

  • Не предпочел бы мячик меткой,
  • Считал схоластику за вздор
  • И прыгал в сад через забор.
  • Когда порой бывал прилежен,
  • Порой ленив, порой упрям,
  • Порой лукав, порою прям,
  • Порой смирен, порой мятежен,
  • Порой печален, молчалив,
  • Порой сердечно говорлив .

Пушкину было шестнадцать лет, когда Державин рукоположил его в поэты, а Дельвиг приветствовал его в сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год, его – автора всего лишь нескольких опубликованных стихотворений – стихами:

  1. Пушкин! Он и в лесах не укроется;
  2. Лира выдаст его громким пением,
  3. И от смертных восхитит бессмертного
  4. Аполлон на Олимп торжествующий.

Источник: http://www.smirnova-tatjana.ru/pusin-jizn-i-tvortestvo/622-lizeiskie-godi.html

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

Источник: http://hronika.su/pushkin-v-licee-kratkiy-doklad/

Царскосельский лицей

Где наша роза, Друзья мои?Увяла роза,Дитя зари.Не говори:Так вянет младость!Не говори:Вот жизни радость!Цветку скажи:Прости, жалею!И на лилею

Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша Пушкин – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом.

А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества.

Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков.

Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Читайте также:  Полярная сова - сообщение доклад

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору.

Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков.

Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы.

Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. Ломоносов,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. Пушкин.

Пушкин окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина.

Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея.

В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет — бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев — 18 мая;
  • Пушкинский день России — 6 июня;
  • День Лицейской годовщины — 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути — около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155 ). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Источник: https://travelask.ru/russia/pushkin/tsarskoselskiy-litsey

Лицейские годы Пушкина (стр. 1 из 2)

1.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи.

От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служилон в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

Среди егознакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

  • Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь
  • 2.
  • глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли многовнимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание

его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок

  1. проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства
  2. 3.
  3. привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину былообеспечено поступление.

12 августа он выдержал вступительный экзамен.19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников.

Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел

4.

долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

Именно в лицее у Пушкина появляються настояшии друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише,

а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин — “Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер — “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин — “Француз” и множество других забавных прозвищ.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за

что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в

5.

нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.

Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем,

находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу

  • пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских
  • поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в ]«Вестнике Европы» в июльском номере
  • стихотворение «К другу стихотворцу».
  • В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.
  • 6.

Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались

противники «Беседы» но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих

этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса».

Читайте также:  Педагогическая поэма - краткое содержание произведения макаренко

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие».

Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось

7.

довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну хотябы нашумевшая история с “гогель — могелем”.

История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель — могель” и стали распивать.

Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски.

Пущин , Пушкин и Малиновский обьявили, что это их дело и что

8.

они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на

рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся.

Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.

  1. Историю с “гогель — могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
  2. Помнишь ли, мой брат по чаше,
  3. Как в отрадной тишине
  4. 9.
  5. Мы топили горе наше
  6. В чистом пенистом вине ?
  7. Помнишь ли друзей шептанье
  8. Вокруг бокалов пуншевых,
  9. Рюмок грозное молчанье ,
  10. Пламя трубок грошевых ?
  11. Закипев, о , скол прекрасно
  12. Токи дымные текли!
  13. Вдрук педанта глас ужасный
  14. Нам послышался в дали, —
  15. И бутылки вмиг разбиты ,
  16. И бокалы все в окно,
  17. Всюду пополу разлиты
  18. Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо…

  • В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :
  • Товарищ милый, друг прямой ,
  • Тряхнем рукою руку,
  • Оставим в чаше круговой
  • Педантам сродну скуку:
  • Не в первый раз мы в месте пьем,
  • Нередко и бранимся ,
  • Но чашу дружества нальем —
  • И тот час помиримся.
  • Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.

Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина , — рассказывакт Комаровский . — Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелисти в стихотворении

Источник: https://mirznanii.com/a/354939/litseyskie-gody-pushkina

Лицейские годы Пушкина

Колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этом неоднократно говорил Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтический вымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина.

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это время в Петербурге было задумано Александром I открытие Лицея для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе в «высших государственных должностях».

Идея Лицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра I Николай (род. в 1796г.) и Михаил (род. в 1798г.). Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся.

Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпала лишь в конце 1811г., т.е. почти в дни его открытия. Причиной этого была напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежность тяжелой войны с Наполеоном.

Мог на подобное решение повлиять и определившийся состав молодых воспитанников Лицея.

Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц. Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министр народного просвещения Разумовский.

В программу первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского, латинского, французского, немецкого», довольно обширный курс математики, от арифметики до тригонометрии включительно. Изучались «первоначальные основания изящных письмян», т.е. разбор образцовых отрывков из произведений лучших писателей, и правила риторики. Проходилась история и география.

Кроме того, в программе были Закон Божий, чистописания, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы, статистику.

Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характер программы преподавания.

Для устройства Александра в Лицей, далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого А.И. Тургенева. В июне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянника в Петербург на приемные экзамены. Александр сдавал вступительные экзамены 12 августа.

При этом он получил следующие оценки: в грамматическом познании языков: российского очень хорошо, французского хорошо, немецкого не учился; в арифметики знает до тройного правила; в познании общих свойств тел хорошо; в начальных основаниях географии и в начальных основаниях история имеет сведения.

Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей.

  • 19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. В присутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членов Государственного совета, министров держал речь об обязанностях гражданина питомец Геттингенского университета, профессор естественного права Куницын:
  • Вы помните: когда возник Лицей,
  • Как царь открыл для нас чертог царицын,
  • И мы пришли. И встретил нас Куницын
  • Приветствием меж царственных гостей
  • («19 октября 1836 г.»)

В первой сводке отзывов преподавателей о Пушкине, записанной Малиновским, значится: «Ветрен и легкомыслен, искусен в французском языке и рисовании, в арифметике ленится и отстает».

В сводных сведениях за время с марта по ноябрь 1812 года Чириков (учитель рисования) по успехам в рисовании ставит Пушкина на четвертое место после Илличевского, Корфа и Есакова. Они вместе с Пушкиным отнесены к «первому отделению» (по успехам).

Об Александре Чириков писал: «Отличных дарований, особенного прилежания, но тороплив и неосмотрителен; а потому и успехи его не столько ощутительны, как у первых троих его товарищей».

Любопытно сопоставить первые впечатления преподавателей о Пушкине с мнением его друзей. И. Пущин познакомился с Александром на вступительных экзаменах. Пушкин, в свою очередь, познакомил Пущина м Гурьевым и Ломоносовым. Мальчики вчетвером часто собирались до самого дня переселения в Лицей.

Пущин рассказывал о первых впечатлениях знакомства: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не дуиал выказываться и важничать… Все научное он считал ни во что и как будто желал доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр.»

  1. С этой характеристикой гармонируют и стихи из восьмой главы «Евгения Онегина», исключенные Пушкиным из печатного текста:
  2. В те дни, когда в садах Лицея
  3. Я безмятежно расцветал,
  4. Читал охотно Елисея,
  5. А Цицерона проклинал,
  6. В те дни, как я поэме редкой
  7. Не предпочел бы мячик меткой.
  8. Считал схоластику за вздор
  9. И прыгал в сад через забор…

В тех же воспоминаниях Пущина, которым имеем полное право доверять, хотя они и писаны в 1858г., дана характеристика Пушкина в первые годы его пребывания в Лицее: «Пушкин с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии.

Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особыми странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти.

Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных отношениях… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Характерной чертой Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружить свои знания, и он проявлял себя менее подготовленным, чем был на самом деле. Все это вместе было причиной, что вообще не сразу отозвались воспитанники ему на привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем».

По-видимому, и литературная репутация Александра у лицеистов установилась не сразу; но, с другой стороны, может быть, именно литературной репутации Пушкин обязан той дружбе, которую он нашел в части своих лицейских товарищей.

Уже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено.

Чириков в ведомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии».

Через год Чириков характеризовал Пушкина так: «Легкомыслен, ветрен, иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».

Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные в лицейские годы, далеко не ограничиваются простыми опытами. Есть ряд свидетельств, называющие крупные произведения, нам не известные. Так, в дневнике Пушкина под датой 10 декабря 1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: Право естественное.

Начал я комедию не знаю, кончу ли ее. Третьего дни хотел я начать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села». В «Материалах для биографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищей еще помнят содержание романа «Фатама», написананного по образцу сказок Вольтера».

Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкина были два романа, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все это свидетельствует, что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей создание крупного, значительного по замыслу и содержанию произведению.

К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших до нас, принадлежит неоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архиве Горчакова в 1928 г. Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является «Бова». Поэма эта относится к 1814 г.

Время создания определяется содержанием: в «Бове» упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственному свидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу». Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раз доведенный до конца.

Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскому периоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглись решительной переработке.

К числу фрагментов больших замыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон», т.к. оно имеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливой разновидности дидактических поэм.

Основную часть дошедшего до нашего времени лицейского творчества Пушкина составляют мелкие стихотворения. Характер их довольно пестрый, особенно вначале, когда еще не определились собственные наклонности и вкусы мальчика-поэта. Среди них выделяются: «К Батюшкову», «Гроб Анакриона», «К лире», «К Галичу».

В 1914 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трехлетия его обучения в Лицеи.

К дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в Царском Селе». На экзаменах присутствовал патриарх русской литературы, признанный мастер одоичного жанра Г.Р. Державин. Пушкин вспоминал: «Это было в 1815 г.

, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин б

Источник: https://www.studsell.com/view/73651/

Ссылка на основную публикацию