Педагогическая поэма — краткое содержание произведения макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

А.С.Макаренко — выдающийся советский педагог и писатель XX века и его «Педагогическая поэма» Детская колония имени Максима Горького

2 слайд Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко -талантливый педагог-новатор, один из создателей стройной системы воспитания подрастающего поколения. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей –правонарушителей в трудовой колонии. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе. 1888—1939

3 слайд Описание слайда:

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Родился 13 марта 1888 года в Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1904 г.

окончил четырёхклассное училище и в 1905 году — одногодичные педагогические курсы. Работал учителем в железнодорожном училище. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью.

В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

4 слайд Описание слайда:

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. В обеих колониях на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

5 слайд Описание слайда:

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко «… Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики»

6 слайд Описание слайда:

Уважение к личности ребенка — основа новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним. Детям нужна «требовательная любовь».

7 слайд Описание слайда:

«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

8 слайд Описание слайда:

Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через коллектив.

9 слайд Описание слайда:

Игра для ребенка имеет такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». В игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.

10 слайд Описание слайда:

«Истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания». В семье дети получают первоначальное воспитание. Семья влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.

11 слайд Описание слайда:

Главное художественное произведение А.С.Макаренко — «Педагогическая поэма». В нем Макаренко выразил свой педагогический опыт и педагогические взгляды.

12 слайд Описание слайда:

«Педагогическая поэма» События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Главный герой основывает колонию им.

Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Потом появляются первые колонисты и первые проблемы, «переломный» момент в поведении воспитанников. И…. формирование коллектива.

13 слайд Описание слайда:

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными.

Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э.

 Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система.

14 слайд Описание слайда:

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации правонарушителей.

15 слайд Описание слайда:

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

16 слайд Описание слайда:

«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать…»

17 слайд Описание слайда:

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

18 слайд Описание слайда:

«Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность»

19 слайд Описание слайда:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»

20 слайд Описание слайда:

«Никогда дружба невозможна без взаимного уважения»

21 слайд Описание слайда:

«Ничто так человека не учит, как опыт»

22 слайд Описание слайда:

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

23 слайд Описание слайда:

«Самая трудная вещь — требование к себе»

24 слайд Описание слайда:

«Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно»

25 слайд Описание слайда:

«Самое главное… надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни…»

26 слайд Описание слайда:

«Если есть забота о жизни и счастье другого, — такие отношения будут всегда прекрасны»

27 слайд Описание слайда:

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению»

28 слайд Описание слайда:

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

29 слайд Описание слайда:

«…наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

30 слайд Описание слайда:

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома»

31 слайд Описание слайда:

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги»

32 слайд Описание слайда:

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»

33 слайд Описание слайда:

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Проверен экспертом

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/asmakarenko-i-ego-pedagogicheskaya-poema-3210218.html

"Педагогическая поэма". Фильм 1955 года

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Недавно в киноклубе «Реванш», удалось посмотреть фильм «Педагогическая поэма».

Фильм снят по известной одноимённой повести Антона Семёновича Макаренко, выдающегося советского педагога и писателя. В 20-30-е годы прошлого века, он руководил сначала трудовой колонией имени А.М. Горького близ Полтавы, а затем коммуной имени Ф.Э.

Дзержинского под Харьковом. Макаренко занимался массовым перевоспитанием детей-беспризорников и малолетних преступников, и добился в этом блестящих, непревзойдённых результатов.

Фильм вышел в прокат в 1955 году, и в нём ещё живо ощущается инерция сталинского периода.

Современному человеку, которого отделяет от той эпохи более полувека, достаточно любопытно наблюдать за взаимоотношениями между людьми, показанными в фильме. Естественно, нужно сделать некоторую скидку на то, что мы смотрим художественный фильм, а не кинохронику.

Поэтому уместнее рассматривать общие тенденции происходящего, а не степень реализма. Тем более, что современный человек приучен к реализму иного рода. В чём разница реализма «Педагогической поэмы» и современного кино можно понять, например по сцене, когда один из воспитанников убил человека.

Само убийство не показано, говорится только о свершившемся факте, внимание концентрируется на отношении персонажей к произошедшему.

В современном кино, зачастую лишённом серьёзной смысловой нагрузки, убийство смакуется, показывается во всех подробностях, иногда нарочито замедленно, повреждения, наносимые убиваемому гипертрофированны, насилие немотивированно. Тем не менее такие убийства происходит в рамках фильмов претендующих на реализм.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Фильм «Педагогическая поэма» рассказывает о человеческих отношениях. Поражает, например, степень доверия между людьми. Сначала, нам показывают её в разговоре уже состоявшихся граждан — Макаренко и начальника, назначающего его на должность.

В момент, когда Антону Семёновичу предлагают основать колонию в уже определённом месте, Макаренко говорит — «Надо же посмотреть, подходящее ли оно». На, что следует ответ начальника: — «Я уже смотрел. Что ж ты, лучше меня увидишь?». Современному зрителю, скорее всего, может показаться, что начальник-самодур, таким образом самоутверждается перед подчинённым.

Совсем по-другому выглядит эта сцена, после того, как в дальнейшем мы видим, её своеобразное повторение в момент, когда Макаренко доверил получить деньги одному из своих воспитанников, показавших себя ранее не с самой лучшей стороны. Принеся деньги воспитанник говорит: — «Вот деньги — пересчитайте», на что получает ответ: — «Но ты же уже считал!».

Таким образом в сцене разговора Макаренко с начальником мы видим не просто разговор двух людей, а разговор двух равных. В сцене же с воспитанником, Макаренко, отказавшись пересчитывать деньги, поднимает того до своего уровня, как бы говоря: «ты — такой же человек, как и я, равный мне».

Такое отношение к воспитаннику имеет очень мощный эффект, позволяющий ему почувствовать себя личностью. Эту же сцену дополнительно подчеркивает и третья сцена в конце фильма с приглашённым на праздник сбора урожая писателем Максимом Горьким — несомненным кумиром и авторитетом для ребят. Горькому дают почётное право первым начать покос.

Горький берёт в руки косу и начинает трудиться вместе с воспитанниками колонии, что поднимает их до уровня Горького, ведь теперь они вместе занимаются одним делом. То, что раньше приходило к ребятам как осознание, когда они читали книги Горького — «он такой же как мы», становится объективной реальностью.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Дополнительно, в этой сцене покоса, можно увидеть необыкновенное отношение к труду. Труд здесь обставлен как праздник — заниматься им почётно, и даже великий писатель, не только его не гнушается, но с удовольствием принимается за дело. Любовь к труду и важность его для человека, декларируются даже в песне: «…только тот хозяин жизни, кто живёт трудом своим!..»

Воспитанников колонии на протяжении всего фильма учат быть людьми. А человеком может называться только тот, кто является хозяином своей жизни.

«Ограничиваться только жалостью мы не имеем права — мы должны быть требовательными и суровыми», — говорит Антон Семёнович Макаренко — «любить и уважать человека, значит предъявлять к нему высокие требования».

Таким образом, основа педагогического метода Макаренко — любовь к человеку, ведь, например, по определению Эриха Фромма, любовь — это заинтересованность в жизни и развитии другого человека.

В фильме показана ценность реального опыта, противостоящая теоретизированиям оторванным от реальности. Вступивший в острую полемику с Макаренко инспектор, в подтверждение своих слов, сыплет научной терминологией.

Читайте также:  Русские ночи краткое содержание рассказа одоевского

Слова эти, скорее всего им зазубренны — на поверку оказывается, что он не знает элементарных вещей — впервые видит барометр и не понимает принципа его работы. «Вы нарушаете все инструкции! Вы воспитываете рабов!» — возмущается инспектор и серьёзно просчитывается. Ведь воспитанники-поселенцы уже усвоили урок «вы люди, или сявки?», т.е.

буквально: хозяева или рабы. То, что они действительно не рабы, они доказывают прогоняя инспектора и возвращая тем самым Макаренко обратно.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Реальному Макаренко и его методу воспитания в период его активной деятельности противостояли сторонники привнесённой с запада науки — педологии и последователи педагогических методов Монтессори, пока их продвижение в советскую педагогическую науку было не остановлено в 1936 году. Сторонники педологии считали, что ребёнок с самого рождения фатально обусловлен биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.

Корней Чуковский называл педологов горе-теоретиками, да и сам Макаренко весьма гневно отзывался о них: «Я всегда честно старался разобраться в педологической „теории“, но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех».

Возможно сцены с инспектором, отражают суть конфликта педологов и Макаренко.

С 1950-х годов методы педологии опять стали использоваться педагогами и психологами.

А с прекращением существования советской педагогической системы, и с практикой заимствования «готовых» западных систем воспитания и обучения, вместо разработки своих, педология вновь вернулась в нашу систему образования. Например, система тестирования учеников, разделение учащихся на классы по способностям — методы педологии.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Несомненно, легко провести аналогию, между происходящим в фильме, и событиями происходящими в стране в целом. «Всё хорошо, но мы стои́м на месте. Коллектив должен видеть, что впереди радостное будущее.

Дайте нам что-нибудь, чтобы голова закружилась от работы!» — говорит Антон Семёнович Макаренко, в момент, когда колония начинает работать как часы, и приносить доход государству. Советский человек видел впереди великий светлый ориентир — коммунистическое будущее. Эта грандиозная цель позволяла с радостью совершать колоссальные трудовые подвиги.

Человек ощущал себя хозяином своей страны, своего будущего, а значит был подлинно свободным. Результатами труда человека той эпохи мы пользуемся до сих пор. И уже кажутся фантастическими те объемы работы, которые были сделаны за мобилизационные годы пятилеткок.

И совершенно понятно, что без образа будущего, без грандиозных планов, и без самоотверженного труда, невозможно ни стать человеком в полном смысле этого слова, ни хоть чуточку приблизится к великим достижениям советской эпохи.

Источник: https://oleggureev.livejournal.com/1253767.html

А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»: о чем говорится в труде?

В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко.

Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени.

Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.

История написания книги

В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами.

Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий.

Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция.

Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись.

Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России.

Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции.

В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в х укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Чему учит книга?

Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период.

Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения.

В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

Кому стоит прочесть книгу?

О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:

  • студенты педагогических университетов;
  • преподаватели школ;
  • специалисты области культуры;
  • «фанаты» советского уклада жизни;
  • желающие новой революции;
  • образованные люди;
  • старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.

Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.

Отзывы читателей

Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало.

Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное.

А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.

К похожим произведениям можно отнести, Пантелеев «Республика Шкид», Макаренко «Книга для родителей», Николай Островский «Как закалялась сталь».

Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-pedagogicheskaya-poehma/

«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко

    В педагогической науке в конце 20-30-х годов 20 века главным направлением являлась педология, назвавшая себя наукой о целостном изучении ребенка. Педологи всё свели к изучению учащихся методом тестирования умственной одарённости, разработанными западными специалистами.

В итоге большинство советских школьников было признано умственно отсталыми. Кроме того, системой, внедренной по инициативе Луначарского, было отброшено воспитание коллективом. И лишь появление книги А.С.

Макаренко «Педагогическая поэма», которую прочитала вся страна, встряхнуло молодёжь. 

    «Поэма» сначала задумывалась как педагогический труд, где излагались бы принципы и методы воспитания нового человека. Скоро Макаренко понял, что такая книга будет понятна только специалистам, а он искал широкого читателя. Поэтому автор отказывается от формы мемуаров, а выбирает беллетристическую форму.

Макаренко не сразу решился показать первые главы Горькому А.М. – соратнику и наставнику: «…Я не хотел,— вспоминал Макаренко,— превращаться в глазах Алексея Максимовича из порядочного педагога в неудачного писателя». Однако Горький одобрил рукопись, и к 1935 году книга была закончена. В книге повествуется о становлении и развитии колонии им.

Горького, в которой трудился автор.

    Продумана и прочувствована писателем главная сюжетная линия книги. Три части «Педагогической поэмы» — три этапа становления и развития коллектива колонии имени Горького. 

    Получив задание организовать колонию для малолетних правонарушителей, Макаренко убежден был в одном: «Нужно нового человека по-новому делать». Но как это сделать, было неизвестно. Новых людей надо было воспитать из вчерашних преступников, беспризорников.

Это очень сложно, особенно когда в стране разруха, и, главное, никто не знает необходимой методики воспитания. Автор говорит, что много ошибался, создавал «коллектив из людей заблудших и отсталых».

Но было у него и других «подвижников соцвоса» самое главное: любовь к детям, желание помочь им.

Читайте также:  Анализ стихотворения водопад державина

    Начиная с завязки — прибытия в колонию первых шести воспитанников — действие развивается таким образом, что эпизоды, рисующие завоевания педагогического коллектива, сменяются ситуациями, которые снова отбрасывают колонию на исходные рубежи. Это и воровство, и набеги на сельские погреба, драки.

Это вспышка антисемитизма, мертвый ребенок, обнаруженный в спальне девочек. Макаренко верил в своих воспитанников, «всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом». Шаг за шагом коллектив горьковцев набирает силу для решения новых задач, для «фанфарного марша».

 

    Во второй части рассказчик «задался целью изобразить главный инструмент воспитания, коллектив, и показать диалектичность его развития». В этой части показаны различные стороны жизни уже сформировавшегося коллектива. 

    Автор изображает героев в разных ситуациях, в каждом эпизоде чувствуется его вера в ребят, желание им хорошей судьбы. Колонисты самоотверженно трудятся, увлекаются театром. «Они стройны и собранны, у них хорошие, подвижные талии, мускулистые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела и свежие красногубые лица» — это описание выражает отношение автора. Герои ему симпатичны, он гордится ими. Ребята радуются, провожая своих лучших товарищей на рабфак, рад и Макаренко, для него это значительный, торжественный и тревожный момент. 

    Кульминацией второй части является сцена общего собрания колонистов, на котором решается вопрос о необходимости переезда в Куряж. Ответственность, напряженность, опасность этого момента вместе с Макаренко и его колонистами живо ощущает и читатель. 

    Автор показал «загаженную почву Куряжа», где гнездятся «нищета, вонь, вши». «Три сотни совершенно отупевших, развращенных, обозленных» ребят-куряжан представляют угрозу для о коллектива горьковцев. Рассказчик переживает, что же победит: коллектив или анархия? Куряжане сломлены. Блестящее завершение кульминационного фейерверка- гопак под гармошку. Это окончательно покоряет старожилов Куряжа: «А здорово танцуют, сволочи!..»

    В третьей части автор показал массовую «переделку» и доказал, что «силами коллектива эта переделка легче и быстрее». Скоро обитатели Куряжа преобразились. Макаренко с такой радостью и гордостью описывает события, что восхищает похорошевшая колония, а главное — сами ребята, которые составляют теперь единый, дружный, боевой коллектив горьковцев.

    А затем следует развязка основной сюжетной линии. Это два решающих события в жизни колонии.

Одно из них — приезд Горького к своим подшефным, другое — увольнение Макаренко с поста заведующего колонией имени Горького как педагога, предложившего «не советскую» систему воспитания.

Догматики от педагогики объединенными усилиями одержали победу над самостоятельно, творчески мыслящей личностью.

    В книге Макаренко речь идет о реальных событиях, о героях, списанных с натуры. Большинство героев книги имеют прототипов.

Некоторым из них автор оставил подлинные имена (Антон Семенович Макаренко, Калина Иванович Сердюк, Коваль), другим незначительно изменил, намекая на реальный прообраз (Калабалин — Карабанов, Супрун —Бурун, Колос — Голос, Браткевич — Братченко, Шершнев — Вершнев, Фере —Шере, Б. Ф. Григорович — Екатерина Григорьевна).

    То же самое можно сказать и о фабуле «Поэмы». События, составляющие ее основу, точно воспроизводят этапы роста колонии имени Горького.

    Но в книге есть и художественный вымысел. Например, колонист, ставший прототипом Ужикова, украл деньги не у рабфаковцев, а у самого Макаренко. Исследователи объясняют суть замены сюжетной ситуации: украсть у товарищей с точки зрения колонистской этики — самое тягчайшее преступление. Писатель тем самым подчеркивает предел нравственного падения Ужикова, своё отношение к нему. 

    Коллектив является главным героем книги Макаренко. Пути его создания, развития, наконец, активного действия и составляют основу содержания «Педагогической поэмы». 

    Но ведь коллектив не что-то безликое. Настоящий коллектив состоит из разнообразных неповторимых индивидуальностей. Поэтому-то в «Педагогической поэме» вместе с изображением роста коллектива перед нами развертываются судьбы отдельных, наиболее примечательных, его членов. Среди них — зачинатели колонии: Задоров, Бурун, Таранец; колонисты первых наборов: Карабанов, Братченко, Георгиевский, Ветковский, а затем Лапоть, братья Волковы, Олег Огнев. Автора интересуют поворотные моменты в формировании человека или такие ситуации, где он выявляет те или иные уже определившиеся качества своей натуры.

    Например, эпизод, в котором Карабанов, вновь вернувшийся в колонию, получает задание привезти из города большую сумму денег. В этом эпизоде Макаренко демонстрирует становление нового в характере, свою веру в Карабанова.

    В Александре Задорове подчеркивается спокойная, доброжелательная уверенность, незаурядный интеллект, «прекрасная» «открытая улыбка».

Семен Карабанов — воплощение кипучего темперамента, который увлекает окружающих.

«Пристальный горячий взгляд», «полыхающие глаза» — это внешняя деталь, которая, однако, помогает представить самую сердцевину его пылкой натуры и определить положительное отношение к нему автора.

    Большинство колонистов раскрыты писателем более скупо. Но и в этом случае он умеет набросать запоминающийся портрет и точно определить основные черты характера героя.

Таков образ крестьянской девушки Наташи Петренко, которая станет одной из лучших колонисток: «В рыжем ореоле изодранного, испачканного бабьего платка на вас смотрит даже не лицо, а какое-то высшее выражение нетронутости, чистоты, детски улыбающейся доверчивости». Рассказчик наполняет её образ лиризмом. 

    Лирика и юмор присутствуют в человечной книге Макаренко. Юмор, которым писатель пользуется широко и свободно, оттеняет лирическое начало и вносит в «Поэму» «земные» и, вместе с тем, мажорные тона. 

    Иногда ирония Макаренко становится беспощадным смехом. Именно так изображены по недоразумению попавшие в воспитатели Дерюченко и Родимчик.

Первый из них, по словам Макаренко, «ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец».

Портрет второго носит преувеличенный характер: «У него странное лицо, очень напоминающее старый, изношенный, слежавшийся кошелек. Все на этом лице измято и покрыто красным налетом».

    Но особенно ядовито высмеивает Макаренко своих извечных противников — далеких от жизни педагогов-схоластов, занимающих командные посты.

Это инспектор Шарин, употребляющий научные термины, но не знающий, что такое барометр, Варвара Брегель, которая на правах «высшего начальства» постоянно читает нотации.

Этих руководящих деятелей объединяет одно: приверженность педагогическим догмам, нежелание учиться у жизни, боязнь нового. 

    Их победа над Макаренко только кажущаяся. Заведующий снят с поста, но коллектив, им созданный, продолжает жить и развиваться. Макаренко доверили руководство коммуной имени Дзержинского, и первыми коммунарами становятся горьковцы.

    «Педагогическая поэма» заняла видное место среди произведений литературы социалистического реализма. Книга Макаренко прошла самую беспристрастную, самую объективную проверку — проверку временем. Пусть сегодня её партийность более чем неактуальна, современная молодежь о комсомоле знает лишь понаслышке, канул в лету культ коллектива. Дело в другом.

Макаренко – мастер своего дела, увлеченный педагог-практик. Если убрать идеологию, смысл книги мало изменится, это по-прежнему будет Поэма, ода педагогам и их воспитанникам.

Это ода человечности и нравственности, а эти ценности нетленны в любую эпоху: «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/makarenko-a-s/4868-pedagogicheskaya-poema-a-s-makarenko

Презентация к уроку: А.С.Макаренко "Педагогическая поэма" | Социальная сеть работников образования

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) – советский педагог и писатель, крупнейший теоретик образования
  • Слайд 3

А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» Соколова К.С.

Вклад в развитие педагогики А.С. Макаренко разработал педагогическую систему.

Он внес новые идеи изменения в воспитание и обучение детей, благодаря собственной педагогической деятельности. Гуманизм и коллективизм основы творчества деятельности Макаренко. Педагогические труды Макаренко актуальны, потому что обращены к будущему.

Весь личный опыт Макаренко обращен к людям, к каждому, и каждый черпает из этого нечто важное для своего роста.

Слайд 4

Произведения: Электронный архив произведений А . С . Макаренко «Мажор» ( 1932; пьеса ) «Марш 30 года » ( 1932) « ФД—1» ( 1932; очерк ) «Педагогическая поэма » ( 1925—1935). «Книга для родителей » ( 1937; художественно-теоретическое сочинение) «Честь» ( 1937—1938; повесть ) «Флаги на башнях » ( 1938) « Методика организации воспитательного процесса » «Лекции о воспитании детей »

Слайд 5

« Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, — одна из «жемчужин» советской литературы. События, описываемые в романе, автобиографичны , герои носят реальные имена, в том числе сам автор.

Слайд 6

Начало действий: Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). «Педагогическая поэма» начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники.

Слайд 7

Первые колонисты Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк , Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец . Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает .

Слайд 8

Отдельно представлена проблема воровства в произведении «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, приведенное ниже, только подчеркивает это. Коллектив воспитанников к тому времени насчитывал уже около тридцати человек. Продуктов питания постоянно не хватает.

Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда».

Слайд 9

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким. —

Слайд 10

Заключение : В результате давления Макаренко пришлось оставить колонию. На протяжении семи лет Антон Семенович руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского.

Несмотря на множественную критику, вклад Макаренко в воспитание детского коллектива высоко оценивается современной педагогикой. Система Макаренко имела своих последователей, в том числе, среди бывших воспитанников колонии.

Читайте также:  Тарас бульба - краткое содержание повести гоголя

«Педагогическая поэма» Макаренко — это образец огромного, тяжелого, но при этом невероятно значимого, великого труда педагога, граничащего с подвигом.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/10/a-s-makarenko-pedagogicheskaya-poema

"Педагогическая поэма": анализ произведения (Макаренко А.С.)

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека.

Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости.

Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль).

Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе.

“Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания.

Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации.

“Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/pedagogicheskaja_poehma_analiz_proizvedenija_makarenko_a_s/63-1-0-1627

Краткое содержание Педагогическая поэма Макаренко

История ведется от имени автора, который основал в 20-х годах 20 века колонию для малолетних преступников и самолично занимался их перевоспитанием. Педагогический коллектив состоял, помимо автора, с двух воспитательниц и завхоза.

Вначале колония была открыта в 1917 году в 6 км от Полтавы. Первыми воспитанниками стали шестеро несовершеннолетних воришек, которые никакой пользы не приносят своему пристанищу.

Но однажды Макаренко потерял терпение и ударил одного из ребят, после чего все дружно вызвались ему помогать рубить дрова.

Количество воспитанников увеличивается, их всех делят на отряды с командирами во главе. Макаренко организовывает таким образом их трудовую деятельность, что они способны сами обеспечить свое существование.

Некоторые ребята пытались покинуть колонию, но через некоторое время возвратились, соскучившись за таким образом жизни и дружным коллективом. С одним воспитанником, Митягиным, Макаренку не удалось справиться, поэтому его выгнали.

Пришлось увеличить педагогический коллектив на двое человек, но они не смогли прижиться в такой обстановке и вскоре уехали.

В 1923 году колония переместилась в поместье братьев Трепке. Макаренко приобщает ребят к театральному искусству. Вскоре их спектакли становятся очень популярны среди местных жителей.

Автор начинает общаться с помощью писем с Максимом Горьким, который старается поддерживать ребят добрым словом и снабжением литературой. Весной 1926 года колонистам предлагают пожить в течении 10 дней в бывшей Куряжской колонии.

Макаренку предложили заняться новыми 280-ма воспитанниками, но педагог отказался.

Приехав в Куряж, он увидел там сплошные беспорядки и предложил своим колонистам переехать и наладить там жизнь. Вначале ребята отказывались, но позже согласились со своим начальником. Перед переездом колония пополнилась новой воспитанницей, беременной девушкой Верой, которой Макаренкопо способствовал сделать в больнице аборт.

Но уже при следующей беременности педагог уговорил ее оставить ребенка. По прибытии в Куряж звонят в колокол, но к ним никто не вышел. Но горьковским воспитанникам удается убедить куряжан прийти на собрание, где принято решение трудиться по 6 часов в день. Но только колонисты Макаренко работали в ближайшие дни.

Из-за возникающих драк приезжает следственная комиссия, но установить виновных не удается.

Начальство начинает пристально следить за жизнью колонии, Макаренко постоянно критикуют за неправильные методы воспитания.

К воспитанникам приезжает Максим Горький, после отъезда которого педагог увольняется с должности заведующего колонии, не выдержав давления.

С несовершеннолетних преступников Макаренку удалось сделать достойных людей, поскольку он не обращал внимания на их криминальное прошлое, для него было важным отношение к труду и личностные качества ребят.

(1

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-pedagogicheskaya-poema-makarenko/

Краткое содержание «Педагогическая поэма» Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь.

Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

«Педагогической поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко.

Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.

«Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново.

В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М.

Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы”. Он писал: «На мой взгляд, «Поэма” очень удалась Вам.

Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.

«Поэма” состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью «Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий.

Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выра-телей ее боевого духа.

Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие.

Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее.

Главное в его труде — не «укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в «Педагогическую поэму” — одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости «Поэмы” заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду.

Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора. Такой опыт требовал апробации временем.

Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Само педагогическое мастерство было для Макаренко нравственной необходимостью.

Ведь в основе всего, что он совершил, лежала неустанная, бескомпромиссная, ликующая и воинствующая борьба за человека, за его завтрашнюю радость.

Непреходящая ценность «Педагогической поэмы” заключается в том, что она озарена романтикой этой борьбы, наполнена светом мудрости и неувядаемой прелестью педагогического труда.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-pedagogicheskaya-poema-makarenko/

Ссылка на основную публикацию