Крошка цахес — краткое содержание повести гофмана

Крошка Цахес - краткое содержание повести Гофмана
Крошка Цахес по прозванию Циннобер

Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом добрых и злых сил, с испытаниями добра разнообразными препятствиями, со счастливым финалом. За этот финал Гофмана не раз упрекали, что, мол, он искусственный. Такое смешивание традиционных жанров и привело к возникновению нового, синтетического, жанра – повести-сказки (как еще говорят: новеллы-сказки) или, по выражению самого Гофмана, «сказки о реальном» или «сказки из новых времен». Как говорилось, синтез жанров романтики любили, следовательно, это пример конкретного воплощения черты романтизма в творчестве Гофмана.

Сюжет произведения сказочный и реальный одновременно. В маленьком княжестве Керепес, где когда-то правил князь Деметрий, все жители жили свободно и Счастливо. А поскольку феи и мать превыше всего ценят свободу, туда переселилось много волшебниц из сказочной соседней страны Джиннистан.

Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий начал управлять по настоящему и сразу же назначил на должность министра своего камердинера Андреса, который когда-то, когда Пафнутий забыл свой кошелек с деньгами в одной корчме за горами, занял ему шесть дукатов, чем избавил его от неприятностей.

Это один из примеров гофмановской иронии, граничащей с сатирой, — нечего и говорить,»хорошая» мотивация для назначения человека на высокую государственную должность.

Пафнутий захотел ввести в Керепеси образование (просвещение).

Эта формула тоже язвительно иронична, разве можно, скажем, ввести приказом счастья? Вот как «понимают» образование Андрес и Пафнутий: «Мы начнем образование, то есть…

вырубим окрестные леса, сделаем речку судоходной…» Конечно же, первое, что постоянно «мешает» образовании, то это окружающие леса, поэтому вырубай их — и проблемы будут решены.

Как видим, это ирония, неприкрытая насмешками романтиков над просветителями с их обещанием наступления «Царства разума».

Ведь такой перечень мероприятий, якобы нужных для введения образования, своей абсурдностью напоминает предписания, «как стать счастливым»: «Мы начнем счастья, то есть заставим всех: а) широко улыбаться; б) прятать слезы; в) всегда смотреть на всех бодро с блеском в глазах…

» А четкий список мер, необходимых для введения «образования», напоминает предписания врачей перед введением карантина. Такое «образование» в считанные дни засушила цветущий край, фей выслали в Джиннистан, и среди них осталась одна только Рожа-Гожа, которая и сыграла в произведении важную роль.

Главный герой произведения Цахес изображен, подчеркнуто гротескно: «Голова чудовища запала глубоко между плечами, на спине как тыква, вырос горб, а сразу от груди свисали ноги, тонкие, словно лещиновые палочки, и он весь напоминал двойную редьку».

Заметим, портрет-гротеск присущ литературе романтизма как таковой. Так, подобное описание внешности чудовища Квазимодо находим в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Уродство крошки Цахеса явно преувеличено, ведь гипербола (преувеличения) является неотъемлемой составляющей гротеска.

Уже опоминавшаяся фея Рожа-Гожа, пожалевшая мать чудовища, крестьянку Лизу, расчесала Цахесовы волосы, после чего с ним произошла коренная сказочная смена: оставаясь на самом деле уродливым, глупым и злым, он стал казаться окружающим милым красавцем, большим умником и воплощением доброты! Это пример любимой романтиками «поэтики контрастов». Цахесов секрет крылся в трех огнистых волосинках, которые фея тайно вплела ему в прическу. Впрочем, читатель узнает об этом значительно позже, почти в финале произведения, после того, как, используя силу трех волосинок, Цахес натворил много злых дел и едва не лишит жизни и не разобьет счастье многих энтузиастов. Кроме того, у него появляется еще и демоническая способность: все хорошее, что сделают другие, непременно приписывается ему, а все плохое, что сделает он сам, немедленно переадресовывается кому-то другому.

И все жители Керепеса, попадают под власть чар этого чудовища, который высасывает таланты других людей, как паук кровь пойманных в паутину мух, быстро делает головокружительную карьеру и становится советником министра иностранных дел, и даже министром! Сейчас его уже уважительно зовут Циннобером. Как говорилось, у Гофмана было острое сатирическое перо: если такую карьеру сделал такое чудовище, то где ж гарантия, что и на других высоких должностях не находятся подобные «цахесы»?

Чары Цахеса не действуют только на двух людей. Это студенты Керепеського университета: поэт Бальтазар и его друг Фабиан. Правда, впоследствии Фабиан начал подаваться власти трех волосинок.

Однако оказалось, что они не действуют также на «Винченцо Сбиоку, знаменитого на весь мир виртуозного скрипача», кроме того на референдария (помощника судьи) Пульхера и немногих других.

Возникает вопрос: почему чары Цахеса на одних персонажей действуют, а на других нет, и есть ли в этом какая-то закономерность?

Закономерность есть, и связана она с противостоянием в творчестве Гофмана уже упомянутых «двух миров»: с одной стороны — «мира энтузиастов» (художников, людей, для которых значимым, прежде всего, есть романтическая «жизнь духа»), а с другой — «мир обывателей» (ограниченных, самодовольных мещан, которых интересуют только большие деньги и высокие должности).

Так, профессор Мош Терпин мечтал фактически продать свою дочь, красавицу Кандиду, отдав ее замуж за чудовище Цахеса. Почему? Потому что Цахес делал блестящую карьеру, поэтому мог поспособствовать в карьерном росте и своему тестю.

Вот это противостояние художников и обывателей в повести-сказке персонифицированное (т. е. воплощенная в конкретных персонажах) — художник Бальтазар противостоит филистеру Цахесу.

Это противостояние является конкретным воплощением непринятия романтиками обыденности реальной жизни и восхваляя «жизнь духа».

А закономерность здесь такая: под влиянием чар чудовища Цахеса попадают ограниченные обыватели, а настоящей сущности видят только энтузиасты и еще удивляются, как это другие не видят этого уродства, считая его талантливым, красивым, аккуратным, к тому же приписывая ему чужие заслуги. Так, знаменитый скрипач Сбиока жалуется, что блестяще исполнил сложный концерт, а его лавры достались Цахесу.

Бальтазар, влюблен в очаровательную Кандиду, дочь профессора Моша Терпина, на пике своих чувств пишет и исполняет вдохновлённый стих о розе и соловье. Но его талант и успех немедленно присваивает себе Цахес, та еще Фабиан думает, что стих написал сам курдупель, но, мол, Бальтазар не хочет этого признать через ревности.

Сюжет произведения достигает кульминации тогда, когда Мош Терпин собирается отдать замуж дочь за Цахеса. Этого уже Бальтазар вытерпеть не может.

В Керепеси появляется добрый волшебник – Проспер Альпанус, благодаря которому все заканчивается сказочно счастливо: чары разрушены, настоящую внешность и сущность Цахеса разоблачают, и он с позором покидает страну, а Бальтазар и Кандида (как и подобает сказочным принцессе и принцу) поженились.

Отец Кандида, разочарованный ведь у Бальтазара мало денег. Однако на то она и сказка, чтобы все проблемы решались быстро и радикально. Маг Проспер Альпанус моментально превратил Бальтазара на богача.

Вот теперь все вопросы сняты, ибо Бальтазар стал богатым человеком! Теперь тесть искренне полюбил своего зятя! Однако награда энтузиасту Бальтазару чисто обывательская.

Насмешки писателя не спрятаны: так стоило ли поднимать всех на тяжелую борьбу против темных сил, рисковать в борьбе против Цахеса и всей государственной машины Ксрепеса (Бальтазара, Фабиана и Пульхера могли арестовать прямо на венчании, нрнгадаіімо: «Князь Барсануф перепугано кричит: — восстание, заговор, где охрана?! И прячется за камин…»).

Это еще одно проявление знаменитой иронии, которая возникала через осознание романтиков недосягаемости, несовершенства своего идеала. Так как говорил Гофман, наибольшее желание его героя «просто не совершится, так как, совершившись, оно погибнет».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-povesti-skazki-kroshka-tsakhes-po-prozvaniyu-tsinnober.html

Краткое содержание повести Гофмана «Крошка Цахес»

В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрии множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество.

Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение.

Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу.

Такое просвещение в считанные дни засушило цветущий край, фей выслали в Джиннистан (они не слишком сопротивлялись), и остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.

Эта-то добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки.

Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы… и, загадочно улыбаясь, исчезла. Стоило Лизе проснуться и снова тронуться в путь, ей встретился местный пастор. Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание.

Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, чем ее уродец стал глянуться людям.

Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюбленный в дочь своего профессора Моша Терпина — веселую и прелестную Кандиду.

Мош Терпин одержим древнегерманским духом, как он его понимает: тяжеловесность в сочетании с пошлостью, еще более невыносимой, чем мистический романтизм Бальтазара.

Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощенная жизнь и веселость, и ей, с ее юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.

Между тем в трогательный университетский заповедник, где типичные бурши, типичные просветители, типичные романтики и типичные патриоты олицетворяют болезни германского духа, вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей.

Читайте также:  Сочинение по пословице без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

Затесавшись в дом Моша Терпина, он совершенно очаровывает и его, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер.

Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера; стоит ему мерзко замяукать или споткнуться — виновен непременно оказывается кто-то из других гостей.

Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, и лишь два студента — Бальтазар и его друг Фабиан — видят все уродство и злобу карлика. Меж тем ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.

Случилось так, что в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус — маг, странствующий инкогнито.

Бальтазар сразу признал в нем мага, Фабиан же, испорченный просвещением, поначалу сомневался; однако Альпанус доказал свое могущество, показав друзьям Циннобера в магическом зеркале. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила.

Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе.

Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве — тем более что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус хитро разбил.

В том-то и дело, что после этих расчесываний в голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду.

Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был.

Им играли, как мячом, его пинали ногами, его вышвырнули из дома, — в дикой злобе и ужасе бежал он в свой роскошный дворец, который подарил ему князь, но смятение в народе росло неостановимо. Все прослышали о превращении министра.

Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти облик красавчика. Не забыла она и мать несчастного, старую крестьянку Лизу: на огороде у Лизы вырос такой чудный и сладкий лук, что ее сделали личной поставщицей просвещенного двора.

А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо, как и надлежит жить поэту с красавицей, которых при самом начале жизни благословил маг Проспер Альпанус.

Краткое содержание повести Гофмана «Крошка Цахес»

  1. Анализ повести Э. Гофмана «Крошка Цахес» Гофман служил чиновником. Профессиональный музыкант и композитор. Написал оперу «Ундина» и сам ее поставил. К литературному творчеству приступил поздно. После…
  2. Красота и мистика в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Основной конфликт произведения —…
  3. Краткий пересказ сказки Гофмана «Крошка Цахес» Гофман, как никто другой, демонстрирует своим творчеством многогранность возможностей романтизма. И он же, подобно Клейсту, пересматривает основные идеи романтизма и…
  4. Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Э. Гофман — выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его…
  5. Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» В произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По…
  6. «Крошка Цахес на прозвище Циннобер». Специфика романтизма Гофмана Ход урока. I. Мотивация учебной деятельности. Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману Современники вспоминали его…
  7. Герои сказки Гофмана «Крошка Цахес» Архивариус Линдгорст — хранитель древних таинственных манускриптов, содержащих, по-видимому, мистические смыслы, кроме того он еще занимается таинственными химическими опытами и…
  8. Раскройте сущность конфликта между энтузиастами и филистерами в произведении Э. Т. А. Гофмана «Крошечка Цахес на прозвище Циннобер» Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейшие контрастные образы. Одно из любимых…
  9. Раскройте сущность конфликта в произведении «Крошка Цахес на прозвище Цинобер» Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейший контрастные образы. Одно из любимых…
  10. Сочинение сказка Гофмана «Малыш Цахес» Сказка Гофмана «Малыш Цахес» — чрезвычайно яркое сатирическое произведение, в котором автор развивает известный фольклорный мотив о чудодейственном волосе. Добрая…
  11. Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно…
  12. «Крошка Цахес» — шедевр романтической сказки-новеллы Большие люди — это содержание книги человечества. Ф. Геббель Большие люди редко появляются в одиночестве. В. Гюго. Ход урока. I….
  13. Образцы сочинение на примере баллад «Перчатка» и «Малыш цахес» Тема: Утверждение ценности человеческой жизни в балладе Шиллера «перчатка». Баллада известного немецкого поэта Ф. Шиллера «Перчатка» переносит нас в эпоху…
  14. Краткое содержание повести Гофмана «Золотой горшок» В праздник Вознесения, часов около трех пополудни, через Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек, студент по имени Ансельм….
  15. Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение «стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих…
  16. Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Абсурдность общего государственного устройства и его политики целиком поддерживается и официальной наукой, в гротескном образе которой Гофман пародирует псевдореформы в…
  17. Краткое содержание «Песочного человека» Гофмана Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своем детском страхе перед Песочным человеком, приходящем…
  18. Краткое содержание «Щелкунчика» Гофмана 24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети — Фриц и Мари — строят догадки, что…
  19. Краткое содержание новеллы Гофмана «Кавалер Глюк» Главный герой, сидя в кафе и слушая, по его мнению, безобразную музыку местного оркестра, знакомится с загадочным человеком. Тот соглашается…
  20. Пример сочинения-изложения по сборнику новелл Гофмана «Ночные повести» Один из характерных образов Гофмана — образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке «Песочный человек» студент…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-gofmana-kroshka-caxes/

“Крошка Цахес, по прозванию Циннобер” краткое содержание по главам новеллы Гофмана

Бедная, оборванная крестьянка, присевшая отдохнуть после сбора хвороста в лесу, сетует на несчастную жизнь. Она приходит в ужас от рожденного два с половиной года назад ребенка – прожорливого уродца, который до сих пор не научился говорить. Уставшая плакать женщина засыпает.

Проходящая мимо канонисса близлежащего приюта для благородных девиц – фрейлейн фон Розеншен , погоревав над крестьянкой, решает облегчить ее участь: она берет на колени маленького уродца и особым образом расчесывает ему волосы.

Проснувшаяся фрау Лиза обнаруживает, что ее сын умеет говорить и ходить. Деревенский пастор видит в крошке Цахеса прелестного ребенка и решает взять его к себе на воспитание. Фрау Лиза тщетно пытается убедить священника в том, что он имеет дело с маленьким уродцем.

Она с радостью оставляет ребенка пастору и идет дальше своим жизненным путем.

Фрейлен Розеншен – высокая, благородная девушка отличалась поистине неувядающей красотой, выращивала необычные тысячелепестковые розы и была окружена удивительными слухами: по мнению окружающих, она разговаривала с растениями и животными, умела заговаривать огонь и воду, а от ее чихания в деревне скисало молоко.

Местный барон Претекстатус фон Мондшейн вместе с жителями решил предать фрейлен Розеншен суду, но князь встал на сторону благородной дамы и приказал своим подданным думать о ней только хорошее. Загадка княжеского благоволения крылась в том, что девица фон Розеншен была никто иной, как знаменитой феей Розабельверде.

Когда-то давно вместе с другими феями она поселилась в крохотном живописном государстве, возглавляемом князем Деметрием. После смерти отца юный Пафнутий ввел в стране просвещение. По совету своего министра Андреса, он изгнал из княжества большинство фей, а оставшимся приказал незаметно жить среди людей.

Фея Розабельверде смогла подловить путешествующего по стране князя, запугать чудесами и получить разрешение жить так, как ей вздумается в приюте для благородных девиц.

Глава 2

Ученый Птоломей Филадельфус в письмах к своему другу Руфину рассказывает о неожиданной поломке кареты, приведшей его в большой город с высокими башнями, где он столкнулся с удивительным народом, одетым в длинные, широкие штаны и короткие курточки.

Молодые люди, назвавшие его филистером и пускавшие в лицо клубы дыма из трубок, оказались студентами университета Керепеса. Один из них – скромный, рассудительный и мечтательный Бальтазар по своему обыкновению пренебрегает фехтованием в пользу прогулки по лесу.

Весельчак Фабиан навязывает другу свою компанию.

В процессе разговора выясняется, что Бальтазар – поэт, влюбленный в дочку одного из самых популярных в университете преподавателей – профессора естественных наук Моша Терпина.

В лесу Фабиан останавливает несущуюся на него лошадь: молодому человеку кажется, что она потеряла седока. Крошка Цахес вываливается из седла. Бальтазар помогает ему надеть свалившиеся ботфорты.

Фабиан смеется над уродцем. Крошка Цахес вызывает его на дуэль. Фабиан устремляется в город, вслед за странным студентом, чтобы насладиться произведенной им потехой.

Читайте также:  Незнайка на луне - краткое содержание рассказа носова

Бальтазар горюет о том, что Фабиану стало известно о его любви к Кандиде. В лесу он встречает профессора с дочерью. Мош Терпин приглашает Бальтазара на чашечку чая.

Глава 3

Фабиан видит, как вместе с диковинным малышом в город въезжает статный с виду всадник. Он расспрашивает людей около гостиницы “Крылатый конь” о маленьком уродце, но все, как один, заявляют, что видели двух прекрасных наездников.

Фабиан предупреждает Бальтазара о том, что его любовь к Кандиде не будет счастливой в силу различия их нравов: мечтательного – Бальтазара и веселого – Кандиды. Ночью студент пишет мистический рассказ о любви соловья к алой розе. Вечером нарядный Бальтазар принимает из руки Кандиды угощения. Мош Терпин представляет обществу нового студента – господина Циннобера.

Последний в разговоре с Бальтазаром отрицает свое падение с лошади и, когда студент случайно прикасается к его голове, начинает сильно кричать. Все решают, что пронзительное мяуканье издает Бальтазар. Юноша тщетно пытается оправдаться.

Кандида по совету отца утешает его.

Бальтазар предлагает уставшему от разговоров обществу послушать его стихи. Все хвалят божественное творение Циннобера. Кандида целует мерзкого карлика в синие губы.

Фабиан говорит другу, что тот несправедлив к господину Цинноберу. Общество приписывает заслуги Моша Терпина в постановке опытов маленькому уроду. Профессор поддается общему заблуждению и видит в Циннобере, стоящем рядом с принцем Грегором, особу королевских кровей. Крошка Цахес ведет Кандиду к столу.

Бальтазар убегает из дома Моша Терпина.

Глава 4

Бальтазар грустит в лесной глуши. Звуки рожка немного приободряют юношу. Он начинает понимать, что люди, видящие в Циннобере все самое лучшее, находятся под действием злых чар.

Они влияют и на самого Бальтазара, но только не в присутствии Кандиды.

Возвращаясь в Керепес, Бальтазар сталкивается на проезжей дороге с прославленным скрипачом-виртуозом Винченцо Сбьокка.

Музыкант рассказывает ему о конфузе, случившемся во время концерта, на котором присутствовал Циннобер.

Бежит из Керепеса и друг Бальтазара – рефендарий Пульхер, решивший покончить жизнь самоубийством из-за того, что потерял обещанное ему вакантное место тайного экспедитора в Министерстве Иностранных Дел.

Бальтазар предлагает Пульхеру объединиться против “ведьменыша”. Несостоявшийся референдарий сомневается в наличии волшебных чар в судьбе Циннобера: он думает, что последний купил себе должность. Идя на звуки стеклянной гармоники, друзья встречают одетого по-китайски человека, едущего в карете, напоминающей собой хрустальную раковину.

Бальтазар видит в незнакомце того, кто разрушит чары Циннобера.

Глава 5

Князь Барсануф завтракает у своего министра иностранных дел – потомка барона Претекстатуса фон Мондштейна, носящего такое же имя, где делает Циннобера своим тайным советником по особым делам.

Фабиан рассказывает Бальтазару о помолвке Циннобера и Кандиды. Волшебник, который должен разрушить чары маленького уродца, по мнению Фабиана, никто другой как доктор Проспер Альпанус – персонаж эксцентричный, но не более того.

Фабиан отводит друга в гости к чародею. Бальтазар видит в парке и доме Проспера Альпануса много чудес. Доктор показывает друзьям фолиант с альраунами и гномами, где они тщетно ищут изображение Циннобера.

В большом хрустальном зеркале Бальтазар видит Кандиду с уродливым карликом.

Проспер Альпанус предлагает молодому человеку поколотить соперника тростью и, когда Циннобер начинает корчиться от ударов, убеждается в том, что тот – обыкновенный человек. Фабиан называет волшебника фигляром.

В отместку Проспер Альпанус заколдовывает его фрак так, что рукава последнего все время становятся короче, а фалды – длиннее. Пульхер предупреждает Бальтазара о выписанном на его имя аресте.

Студент бежит в деревню Хох-Якобсхейм.

Глава 6

Кандида без памяти влюбляется в Циннобера. Пульхер с Адрианом следят за последним. Друзья скрываются в кустах, окружающих тайную полянку, расположенную в саду Циннобера, откуда видят как прекрасная женщина с крыльями пять минут расчесывает волосы малыша. Внутри шевелюры карлика молодые люди замечают необычную огненную прядь.

Пульхер с Адрианом пугают Циннобера своим внезапным появлением. Маленький уродец заболевает. Князь Барсануф направляет к нему своего лейб-медика.

Циннобер вскакивает с кровати, чтобы не допустить прикосновений врача к своей голове.

Князь Барсануф отправляет в отставку барона Претекстатуса фон Мондштейна. Циннобер становится министром и получает орден Зелено-пятнистого тигра, надеть который на него удается только после серьезных раздумий целой компании ученых мужей.

Фрейлейн фон Розеншен наносит визит Просперу Альпанусу. По фокусам с кофе и книгой герои понимают сущность друг друга. Фея хочет уйти. Волшебник не отпускает ее. Герои превращаются в насекомых, птиц и зверей, после чего каждый принимают свой истинный облик.

Из волос Розабельверде падает и разбивается о пол золотой гребень. Герои вновь становятся обычными бюргерами – канониссой и доктором. Проспер Альпанус рассказывает фее, как ему удалось избежать высылки из княжества во время насаждения Просвещения. Доктор оказывается тем самым человеком, который в свое время предупредил Розабельверде о происходящем.

Проспер Альпанус показывает фее гороскоп Бальтазара. Розабельверде признает свое поражение.

Глава 7

Пульхер присылает Бальтазару письмо, в котором рассказывает о том, что профессор Мош-Терпин благодаря протекции своего будущего зятя стал генерал-директором всех природных дел княжества.

Циннобер по-прежнему продолжает возвышаться, но иногда весьма потешно – к примеру, в зоологическом кабинете его как-то раз принимают за обезьяну.

Судя по встрепанной прическе маленького оборотня крылатая женщина перестала заниматься его волосами.

Скучающий по Кандиде Бальтазар приходит в отчаяние. Проспер Альпанус утешает студента, рассказывая ему о том, как крошка Цахес превратился в Циннобера. Волшебник дает Бальтазару зеркальце, с помощью которого тот сможет увидеть на голове карлика три огненных волоска. Доктор объявляет о своем отъезде в Индию и переписывает на имя Бальтазара свое чудесное имение.

Для Фабиана он оставляет черепаховую табакерку.

Глава 8

Бальтазар застает Фабиана бледным и больным, в окружении многочисленных фраков, из-за несовершенства которых последний перестал появляться в обществе, где прослыл тщеславным еретиком и смутьяном. Черепаховая табакерка разрушает чары Проспера Альпануса: у Фабиана появляется прекрасно сидящий на нем черный фрак.

Во время обручения Циннобера и Кандиды Бальтазар вырывает у оборотня три три огненных волоска. Оскорбленный в лучших чувствах князь Барсануф лишает Моша-Терпина должности генерал-директора. Профессор чуть не сходит с ума от расстройства.

Прежде чем лечь спать он дает разрешение на свадьбу Бальтазара и Кандиды.

Глава 9

Камердинер рассказывает егерю, тщетно прождавшему Циннобера около дома Моша-Терпина, о самостоятельном возвращении министра домой. Утром старая Лиза никак не может попасть к сыну. Все, кто видит министра Циннобера, смеются над ним, называя его “крошкой Цахесом”.

Возмущенная толпа штурмует дом. Когда народ расходится, камердинер извлекает мертвого Циннобера из стоящего рядом с туалетом серебряного сосуда. При появлении Розабельверде крошка Цахес вновь превращается в Циннобера.

Старая Лиза оплакивает сына.

Лейб-медик путано объясняет князю, что министр умер от остановки дыхания, но до этого его личность была уничтожена давлением ордена Зелено-пятнистого тигра.

Старая Лиза становится поставщиком лука к княжескому столу и избавляется от нужды. Барсануф устраивает пышные похороны Циннобера.

Глава последняя

Автор слезно умоляет читателя простить ему многоречивость. Он заканчивает свою историю рассказом о чудесной свадьбе Кандиды и Бальтазара, до которой профессор Мош-Терпин совершенно успокоился, взглянув на великолепное имение своего зятя.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kroshka-caxes-po-prozvaniyu-cinnober-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-novelly-gofmana.html

Сокращенно — КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВИЩУ ЦИННОБЕР — ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН — 9 КЛАСС — Все сочинения по школьной программе в кратком изложении. Мировая литература. 5-11 классы — сокращенные произведения 2014 год — зарубежная литература

  • 9 КЛАСС
  • ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
  • КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВИЩУ ЦИННОБЕР

Очень жаловалась одна несчастная женщина.

Три с половиной года назад родился у нее мальчик. Такая уродина: горбатый, ножки тоненькие, словно у паука, личико старческое. Разговаривать не умеет, только мяукает, как будто кот. Работает она очень тяжело, а еще этот ребенок.

..

Пошла женщина в горы собирать хворост и, уставшая, улеглась спать.

Проходила мимо нее фея, взяла уродливого мальчика, причесала его, что-то приговаривая. И произошло чудо: все хорошо, красивое, привлекательное, талантливое, что было в других людях, стали приписывать поэтому не только уродливой, но и взлома твари — малому Цахесу.

Воспитывать парня взялся добрый священник, ибо красота его маленькой дочери словно передалась Цахесу.

Вырос тот отвратительный карлик. Приехал мерзким парнем в город к большому общества. Скулит, визжит, падает на ровном месте… А все ему аплодируют. Читает талантливый молодой поэт стихи, а всем кажется, что это — Цахес.

Играет кто-то на скрипке — вся уважение Цахесові. И танцует он, как лучший танцор, и верхом ездит, как лучший всадник. А все его недостатки словно переходят на тех, у кого он ворует таланты.

Цахес во время обеда поставил пятно на фрак вельможи, а ругают совсем другое.

Больше всех карлик донимает студенту Балтазару. Тот студент влюблен в дочь профессора, Кандиду. Это он — поэт, это он сочиняет стихи о своей возлюбленной. А Кандида, зачарованная, считает, что стихи в ее честь составил Цахес.

Должность, на которую заслуживал Балтазар, занял Цахес, потому что на экзаменах все отличные ответы Балтазара были «переадресованы» Цахесу. Но Цахесом его уже никто не называет, он снискал себе вельможе прозвищу Циннобер.

Вот этот Циннобер уже получил должность министра, вновь присвоив себе преимущества другого. Его даже наградили орденом Тигра. Кандида собирается замуж за него.

Но Бальтазар и его друг Фабиан нашли волшебника — Проспера Альпануса. И он открыл им тайну Цахеса. Доброжелательная и безрассудная фея подарила горбатом нікчемі три золотых волоски. Они и являются причиной всех см. Если вырвать эти волоски, то чары развеются.

Читайте также:  Сочинение экскурсия и поход в музей

Фабиан и Бальтазар поймали мерзкого карлика и вырвали очарованы волоски. И вдруг — словно пелена спала с глаз — все увидели его никчемность и начали смеяться с того напыщенного болвана. Цахес сначала отбивался, а потом сбежал и от ужаса утонул в серебряной ночной вазе.

Его мать забрала маленькое уродливое тельце и похоронила.

А Балтазар женился Кандідою. Он стал счастливым мужем и на самом деле хорошим поэтом — и это награда за все его страдания.

Источник: https://zarlitra.in.ua/112-1.html

Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман) | Литрекон

В западноевропейской литературной традиции сказкам отведено особое место. Братья Гримм, Шарль Перро, Ганс-Христиан Андерсон, Эрнст Гофман — на творениях этих писателей выросло ни одно поколение европейцев, а интерес к ним не угас и по сей день из-за их языковой выразительности и актуальности проблем, которые они поднимают.

Эрнст Гофман создал такие любимые и детьми и взрослыми сказки, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и, конечно же, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», который даже изучается в университетах, как образчик европейской литературы первой половины девятнадцатого века.

Многомудрый Литрекон представляет анализ сказки по плану.

История создания

Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.

Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве.

Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества.

«Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.

Жанр и направление

В «Крошке Цахесе» явно прослеживаются черты романтизма. 

  • Романтическое двоемирие. Прежде всего, писатель противопоставляет своего возвышенного и высокоморального героя погрязшему в обыденности и бездуховности обществу. Однако в отличие от персонажей прочих романтических произведений, герой в итоге одерживает победу, хоть и весьма спорную. Писатель резко противопоставляет реальную несправедливую обыденность и мир сказки, в котором царит искренность и доброта. 
  • Романтический герой. Образ Бальтазара тоже типичен для романтизма: герой мечтателен, горд, отвергнут и противопоставлен глупому обществу.

Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.

Суть: о чём сказка?

Однажды добрая фея Розабельверде встречает на дороге нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах окружающих прекрасным и талантливым.

Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.

Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером.

Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.

К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.

Магия Розабельверде заключалась в трёх золотых волосках на голове Цахеса. Герои вырывают их и сжигают, после чего морок рассеивается. Горожане обрушивают на уродливого карлика свой гнев, он пытается спрятаться в кувшине, где и погибает. Из жалости Розабельверде возвращает мёртвому Цахесу красивую внешность.

Повествование заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды, которые обретают счастье в семейной жизни простых бюргеров.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон представляет характеристику главных героев книги в формате таблицы. Если ее стоит дополнить, обратитесь к нему в х.

Образ Крошки Цахеса несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазара молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
Кандида Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.

Темы

Тематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Расскажите о ней Литрекону в х.

  1. Любовь – любовь Бальтазара к Кандиде полна нежности и искренности. Ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от мерзкого карлика, герой вступает в схватку не только с Циннобером, но и всем обществом. При этом Гофман показывает, что сама Кандида по уровню развития находится на ступень ниже Бальтазара, ведь она почти мгновенно забывает о своей любви к студенту, поддавшись на обман уродца. Даже, казалось бы, счастливый финал показывает нам, как герои становятся на семейный путь обычных обывателей, в жизни которых не места волшебству и приключениям. У Гофмана любовь имеет двойственную природу и далеко не всегда становится благом для человека.
  2. Мистика – на протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.
  3. Отзывчивость. Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники.

Проблемы

Проблематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» не менее интересна и важна для понимания книги.

  1. Изъяны общества – герой Гофмана противостоит в большинстве своём невежественным бюргерам и бюрократам. Писатель, работая чиновником, мог самолично видеть самые неприглядные стороны немецкого общества: чинопочитание, культ богатства, невежество и карьеризм – всё это вызывало у него отвращение, и с этим он боролся в своём творчестве.
  2. Несправедливость – несправедливость, показанная в этой сказке, особенно ужасна тем, что обыватели даже не понимают, что происходящие события несправедливы. Они слишком погрязли в быте, работе и стремлению к богатству и не способны даже отличить правду от лжи.
  3. Тирания государства. События в книги разворачиваются в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои становятся жертвами травли со стороны людей только на том основании, что их дар вызвал зависть и страх тех, у кого нет ничего подобного.

Основная идея

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл.

Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Чему учит?

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

Критика

Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.

По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kroshka-tsahes-po-prozvaniyu-tsinnober-e-gofman/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]