Вечный муж — краткое содержание повести достоевского

Вечный муж - краткое содержание повести ДостоевскогоКритика на произведения Ф.М.Достоевского всегда отличалась некоторой противоречивостью. То его литературные труды хвалят заинтересованные лица, то ругают те, кому тем или иным образом не удобен образ мысли этого писателя. Однако, тем не менее, его работы до сего дня имеют не меньшую популярность, чем у современных авторов. Более того, многие из наших современников любят черпать гениальные мысли из произведений Федора Михайловича. Если вы посмотрите список лучших произведений Достоевского, то можете быть уверенны, многие из них находятся в списке лучших книг за всю историю человечества.

Краткое содержание книги Вечный муж Достоевского

Вечный муж – это рассказ, написанный выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и опубликованный в журнале «Заря» в 1870 году. К тому времени автор уже и сам познал все прелести брачной жизни и был женат уже в третий раз.

Поэтому в Вечном муже естественным образом вплетены и его переживания и впечатления. К тому же, следует учесть и то, что практически все произведения Ф.М.Достоевского – это описание исключительно пережитого им самим.

Однако же, как неоднократно утверждал сам автор, написание повести Вечный муж – это сугубо реакция на прочтение им романа одного его хорошего друга – А. Е. Врангеля.

В содержании книги наличествует классический любовный треугольник, состоящий из мужа, любовника и жены.

Чувствуются впечатления, а может быть и просто аллюзии на известные произведения, такие как: «Школа для мужей», созданная Мольером и Тургеневская «Провинциалка».

В повести Вечный муж события разворачиваются после смерти героини между ее мужем и любовником. Действия закручены несколько странно и даже, казалось бы, нелогично, а сама логика обнаруживается не в тексте, а том смысле, который он несет.

Взаимоотношения с мужем и любовником имеют очень странный характер. Муж (Трусоцкий), после десятилетнего перерыва в отношениях с любовником (Вельчанинов) жены (Наталья Васильевна), едет к нему домой. Якобы для того, чтобы возобновить былую дружбу.

На то время – это, как минимум, было странным, потому как муж был чиновником высокого назначения, к тому же в солидном возрасте. И, тем не менее, удивленный поначалу любовник, все же радушно его принимает у себя.

Более того, еще и спешит к мужу своей любовницы с ответным визитом.

Далее сюжет рассказа развивается в интересную сторону и повествует нам историю Лизы, которая является дочерью Натальи Васильевны и ее любовника – Вельчанинова.

И это невероятно! Особенно для такого героя как Вельчанинов, который, в свою очередь, когда узнал, что у него есть дочь, решил забрать ее подальше от фальшивого папаши Трусолцкого и отвезти ее к своим знакомым друзьям – Погорельцевым. Лиза совершенно отчаялась упрашивать никуда ее не отвозить.

В конце концов, она умирает от тоски по родному дому. Узнав о смерти падчерицы, отчим Трусоцкий пьяный выругал Вельчанинова, который кинулся на него, чтобы ударить по голове.

Вечный муж - краткое содержание повести ДостоевскогоЗатем события разворачиваются так, чтобы показать на какие еще странности способны люди. Это и приезды друг ко другу через какое-то время мужа и любовника, и прощение Вельчанинова за то, что Трусоцкий попытался его убить. И отказ Трусоцкого мириться с Вельчаниновым и так далее и тому подобное. Видно по всему, что автор в этой повести хотел показать всю страсть и силу запутанных отношений людей, и, судя по всему, ему это удалось.

И одного только беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что логику сюжета здесь рассказывает читателю вовсе не само содержание рассказа, а специальная отдельная глава под названием «Анализ». Где автор рисует нам попытки Вельчаниновым понять происходящее и произошедшее за последнее время в его жизни.

Вечный муж - краткое содержание повести ДостоевскогоСкрытая правда

В Вечном муже очень ярко выступает литературный ход писателя: столкновение вечных непримиримых врагов за напускным и никому незаметным радушием и дружбой.

Этой двойственностью человеческой натуры автор не раз наделял своих героев. И, как часто в своей жизни Ф.М.Достоевскому приходилось невольно участвовать, или терпеть на себе различные скандалы, так и персонажей его он наделял такими же переживаниями и ставил их в такие же неудобные ситуации.

Психологичность идей на строках Вечного мужа

Психологические мотивы авторских идей в Вечном муже были изначально продуманы и удачно вплетены. Это и мучения Вельчанинова по поводу своего возрастного и даже мировоззренческого кризиса, и глобальные изменения в личности Трусоцкого, который после смерти Натальи Васильевны и своей неродной дочери Лизы, изменяется в своем поведении. Он становится более агрессивным и менее благородным.

Перемены Трусоцкого могли также стоить Вельчанинову жизни, когда муж рогонец попытался его зарезать во сне. Но у него это не вышло.

Таким образом Трусоцкий из комичного обманутого «вечного мужа» преобразовывается в коварного, настороженного и хитрого хищника, который готов растерзать свою жертву не щадя ее.

К тому же Трусоцкому доставляло огромное удовольствие издеваться над своим обидчиком, Вельчаниновым, ввергая его в различные психологические эксперименты.

Такие резкие перемены в поведении героев Достоевского, часто встречаются и в других произведениях (например, в романе «Идиот», Настасья Филипповна часто и беспричинно менялась в характере) и наводят на мысль о том, что внутри у таких людей часто кроется большая незажившая рана или давняя крепкая неразрешенная обида. А противоречия в описании и поведении героев рассказа Вечный муж уже, по сути, противоречиями и не являются, потому что это прямая связь с идеей автора – отразить человеческую натуру во всей ее красе, в том числе и абсурдности.

Что актуального для современного читателя в книге Вечный муж

Вечный муж - краткое содержание повести ДостоевскогоСлыша отзывы о Вечном муже Достоевского от современных читателей, видишь, что они находят его для себя любопытным и злободневным. Ведь сегодня в семьях происходит не меньше измен, чем в XIX веке. А натур с противоречивым поведением или образом мыслей и того больше. Кроме того, внимательный читатель умел разглядеть в этом рассказе тонкость чувств и переживаний мужской половины общества. Оказывается, что мужчины не просто способны переживать, но еще и выражать свои переживания, только делают они это совсем не так, как женщины.

Что современный читатель еще видит для себя в Вечном муже – это, конечно же, безоговорочный и жесткий вердикт: «Люди не меняются». Под таким лозунгом и разворачивалась вся история любовного треугольника.

Ведь что автор имел в виду под тем, что люди не меняются? А вот что – внутреннюю натуру взрослого человека, внутренние привычки и порывы уже состоявшейся личности, побуждения людей, которые решили, что меняться им уже поздно.

Некоторые читатели в своих отзывах о “Вечном муже” часто жалеют Трусоцкого. Ведь он же жертва! Он же – вечный муж, и более никто! Положим, так оно и есть.

Однако, опять же, другие читатели на это возражают, задумываясь вслух, кто же довел его до жалкого состояния.

Однако в целом, читатель видит в этом герое многих современных мужчин, которые по своей натуре – весьма великодушны, добры и сострадательны, и которым приходится переживать подобную личную трагедию.

Но многие читатели находят психологические уроки для себя и своей жизни сегодня. Они заключаются в том, что люди, на самом деле, не меняются, даже если в их жизнях происходят различные потрясения, и перемены их характера кажутся очевидными окружающим. Тем не менее, проходит время, и мы снова и снова можем наблюдать привычные манеры или образ мыслей и жизни тех или иных людей.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/vechnyj-muzh.html

Кроткая — краткое содержание повесть Достоевского

«Кроткая» — одна из многих историй женщин современниц  Достоевского. Автор представляет вниманию читателя судьбу одной женщины, которая была глубоко несчастлива в браке. Достоевский пытается дать анализ её действиям, толкнувшим её к самоубийству.

В лавку к ростовщику приходит хрупкая симпатичная девушка, она робко протягивает ему вещи, которые хочет заложить. Взглянув на девушку, ростовщик увидел в её лице что-то родное, ему показалось, что они знакомы давно. Видимо сама судьба послала ему ангела в образе этой девочки.

Ростовщик предлагает ей замуж, та в свою очередь соглашается, поскольку материальное положение у неё совсем бедственное.

У девушки чистые помыслы и кроткая душа, муж видит это, но в душе он деспот, ему кажется, что покорности жены не достаточно и он ещё больше подавляет и унижает Кроткую.

У ростовщика непреодолимое желание иметь над женой полную власть. Ростовщик постоянно воспитывает жену, и не, потому что он её ненавидит.

На подсознательном уровне он выбрал в ней объект, через который может мстить людям, не желающим ему подчиняться.

Жизнь Кроткой превратилась в ад, в доме была накалённая обстановка. Выражалась она не в ругани и скандалах, а в тихом молчании. Женщина замыкалась в себе и могла сутками не разговаривать с мужем.

Девушка не принимает такой образ жизни, она пытается изменить уклад семьи и постоянно выражает свой протест в виде молчания. Как то раз Кроткая попытается убить своего деспота.

Пока ростовщик спал, она решила его застрелить и даже прицелилась, но выстрелить так и не смогла. Она убрала револьвер с глаз долой и сразу поняла, отныне власть полностью принадлежит её тирану.

Девушка испытывает к мужу двоякое чувство, она любит и ненавидит его, эта двойственность вконец ломает её душу.

Девушка получает сильный нервный удар и долго болеет. Едва встав на ноги, Кроткая получает от мужа признание в любви, оказывается она очень дорога ему. После пережитых страданий и психологических мучений, признание супруга становится решающим ударом. В душе Кроткой сработал эффект распрямившейся пружины и это окончательно сломало её душу.

Читайте также:  Сочинение что такое конфликт поколений

Женщина стала тихой и задумчивой, ни с кем не разговаривала, а в один день просто шагнула из окна, Кроткая погибла. А её муж так и не смог понять, почему его жена выбрала смерть.

← Крокодил
← Неточка Незванова↑ ДостоевскийВеликий инквизитор →
Бедные люди →

Вечный муж - краткое содержание повести Достоевского

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/dostoevskij/krotkaya-povest

Достоевский «Вечный муж» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

В «Вечном муже» – два главных героя. Один – Алексей Вельчанинов, красавец с богатым опытом любовных романов, праздно живущий на полученное наследство. Ему около сорока лет.

Другой герой – Павел Трусоцкий, чиновник в провинциальном городе, человек заурядной наружности, который не может даже выбрать подарок без чужой указки.

Его жена Наталья – очаровательная женщина, но тиран в душе, муж находится у нее под каблуком. Однако Трусоцкий с радостью покоряется ей.

Вельчанинов в прошлом служил в Петербурге, но затем переехал в провинциальный город, где живёт Трусоцкий. Там он вступает с Натальей в интимные отношения.

Трусоцкий относится с большим почтением и любовью к блестящему и изысканному Вельчанинову – настоящему петербужцу. Он часто приглашает его к себе домой, они вместе с супругой развлекают его.

Трусоцкий не подозревает: Вельчанинова и Наталью связывает нечто большее, чем просто дружба.

Когда Наталья сообщает Вельчанинову, что она, похоже, беременна и просит его больше не посещать их дом, тот возвращается в Петербург. Вельчанинов находит в столице новые удовольствия и забывает про Наталью и Трусоцкого.

Достоевский. Вечный муж. Художественный фильм, 1990, 1-я серия

Проходит девять лет, и Вельчаниновым вдруг овладевает ипохондрия. Ему перестает быть приятным его обычный светский круг, он бывает лишь в дрянном ресторане и бесцельно глядит в окно.

В эти дни он несколько раз сталкивается на улице с маленьким господином в шляпе с крепом. Он не помнит этого господина, но каждый раз, когда видит его, ощущает чувство вины.

И это смутное ощущение совершенного греха с каждым днем становится сильнее.

В одну из июньских белых ночей Вельчанинов видит из окна, как этот господин крадется к его дому. Вельчанинов бросается к входной двери и ждет, затаив дыхание. Когда поворачивается ручка двери, он сам распахивает её и видит господина лицом к лицу.

И тут в его памяти оживают события девятилетней давности. Он признает в маленьком господине – спившегося Трусоцкого. Видя, что Вельчанинов узнал его, Трусоцкий расплывается «в сладчайшей улыбке». Вельчанинов приглашает его в квартиру.

Трусоцкий рассказывает, что произошло за эти девять лет.

Выясняется: Наталья скоропостижно скончалась три месяца назад, а в ее вещах обнаружилась связка любовных писем. Из них оказалось, что у Натальи были любовные отношения с несколькими господами, приезжавшими из Петербурга. Добродушный Трусоцкий ничего не подозревал.

Он относился к этим господам с почтением и любовью, часто приглашал их в свой дом – и вот, после смерти жены, обнаружил, что его обманывали. От испытанного потрясения Трусоцкий запил и приехал в Петербург с 8-летней дочерью Лизой, которую сейчас оставил в гостинице.

Отношения Трусоцкого и Вельчанинова Достоевский описывает со своим обычным своеобразным юмором, но в эту нелепицу врывается и трагедия.

Узнав, что жена обманывала его, Трусоцкий начинает срывать горечь и злость на ни в чем не повинной Лизе. Раньше он думал, что Лиза – его дочь и любил ее, но теперь он знает: это не так.

Он всячески поносит перед Лизой её мать, бьет девочку и угрожает ей. Восьмилетняя Лиза, чувствуя страдания отца, молча сносит его издевательства.

Вельчанинов не писал писем Наталье. Он полагает, что у Трусоцкого, видимо, нет свидетельств о связи между ними. Но, может быть, он все-таки догадывается о ней? Не подозревает ли он, что Лиза – на самом деле дочь Вельчанинова?

Достоевский. Вечный муж. Художественный фильм, 1990, 2-я серия

Произошедшая через девять лет встреча обманутого мужа и любовника жены кладет начало драме, в которой сплелись месть, горечь, жестокость и смех.

Вельчанинов уверен, что Лиза – его дочь, и строит планы вернуть ее себе. Трусоцкий не открывается Вельчанинову до конца, он продолжает игру в неясности.

Вельчанинов не понимает, насколько тому известна правда. Трусоцкий держит его «на крючке» и мучает.

Всё усложняется тем, что жестоко обманутый Трусоцкий имеет печальное свойство характера – ему требуется дружба сильного и блестящего человека, он хочет служить такому человеку.

С одной стороны, он мучает Вельчанинова, но, с другой, не может побороть в себе желания примириться с ним и выплакаться перед ним. Однажды вечером он приходит к Вельчанинову. У того – страшные боли в груди.

Трусоцкий обнимает его, словно истинный друг, но той же самой ночью бросается на Вельчанинова с бритвой, хотя после жестокой схватки оказывается побежденным. Трусоцкий хочет и помочь Вельчанинову и, одновременно, убить его.

Вельчанинов забирает Лизу из гостиницы и пристраивает ее к своим друзьям. Однако девочку терзает душевная болезнь, силы покидают ее, и она скоропостижно умирает.

К концу повествования выясняется, что у Трусоцкого есть письмо Натальи, которое она написала Вельчанинову, но так и не отправила. Из него становится ясным, что отец Лизы – Вельчанинов.

Повествование на этом не заканчивается. Через несколько лет Вельчанинов и Трусоцкий случайно встречаются на железнодорожной станции. К этому времени Трусоцкий уже обзавелся новой женой, которая тоже обладает общительным и властным характером. Вместе с супругами путешествует молодой офицер, явно любовник супруги Трусоцкого. Вечно быть обманутым мужем – судьба Трусоцкого.

На нашем сайте вы можете прочитать и литературный анализ повести «Вечный муж».

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3992-dostoevskij-vechnyj-muzh-kratkoe-soderzhanie

"Вечный муж" (Достоевский): краткое содержание повести

В «Вечном муже» — два главных героя. Это Алексей Вельчанинов, который живет на полученное наследство. Ему около сорока лет, он ведет праздный образ жизни. Он настоящий красавец с богатым опытом по части любовных романов.

Другой герой — Павел Трусоцкий, мужчина средних лет, чиновник в провинциальном городе, человек заурядной наружности. Без указки более сильного и блистательного человека он не в состоянии самостоятельно даже выбрать подарок.

Его жена Наталья — очаровательная женщина с характером диктатора, муж находится у нее под каблуком. Трусоцкому же только того и надо — он с радостью прислуживает ей.

Когда ему было чуть больше тридцати лет, Вельчанинов какое-то время служил в Петербурге, но затем переехал в провинциальный город, где живет Трусоцкий. С этого времени он вступил с Натальей в интимные отношения. На фоне этого треугольника, весьма напоминающего то, что было описано Тургеневым в «Провициалке», и разворачивается сюжет «Вечного мужа».

Трусоцкий относится с большим почтением и любовью к блестящему и изысканному Вельчанинову — настоящему петербуржцу. Он часто приглашает его к себе домой, где они вместе с супругой развлекают его.

Он совершенно не подозревает, что Вельчанинова и Наталью связывает нечто большее, чем просто дружба. Когда Наталья сообщает Вельчанинову, что она, похоже, беременна и просит того больше не посещать их дом, тот с большим сожалением возвращается в Петербург.

Будучи от природы любителем удовольствий, он находит их в столице и через какое-то время забывает и про Наталью, и про Трусоцкого.

Все это — события девятилетней давности, это предыстория основной части повествования.

Летом этого года по какой-то непонятной причине Вельчаниновым овладевает ипохондрия и он падает духом. Ему перестает быть приятным его обычный светский круг, он бывает лишь в дрянном ресторане и бесцельно глядит в окно.

В эти дни случилось так, что он несколько раз сталкивается на улице с маленьким господином в шляпе с крепом. Он не помнит этого господина, но каждый раз, когда Вельчанинов видит его, его одолевает неприятное чувство собственной вины.

И это смутное ощущение совершенного греха с каждым днем становится все сильнее.

В одну из июньских белых ночей Вельчанинов видит из окна своей квартиры, как этот господин крадется к его дому, и он решает, что господин направляется именно к нему. Вельчанинов бросается к входной двери и ждет, затаив дыхание.

Он слышит, как поворачивается ручка двери, и в этот момент он сам распахивает дверь и видит лицом к лицу того самого господина. И тут события девятилетней давности оживают в памяти Вельчанинова. Он признает в маленьком господине — превратившегося в настоящего алкоголика Трусоцкого.

Видя, что Вельчанинов узнал его, Трусоцкий расплывается «в сладчайшей улыбке», а Вельчанинов просит его пройти в квартиру. Трусоцкий рассказывает, что произошло за эти девять лет.

Выясняется, что Наталья скоропостижно скончалась три месяца назад, а в ее вещах обнаружилась связка любовных писем. Оказывается, у Натальи были любовные отношения с несколькими господами, приезжавшими из Петербурга.

Добродушный же Трусоцкий ничего не подозревал, он относился к этим господам с почтением и любовью, часто приглашал их в свой дом. И вот теперь, после смерти жены, Трусоцкий обнаружил, что его в течение многих лет обманывали. От испытанного потрясения он запил.

Трусоцкий и Вельчанинов находятся в странных отношениях, при их описании Достоевский пользуется своим своеобразным грубоватым юмором, но в эту нелепицу врываются страшные и жестокие отношения между родителями и детьми.

Трусоцкий знает, что жена обманывала его, и он срывает горечь и злость на ни в чем не повинной Лизе. Раньше он думал, что Лиза — его дочь и любил ее, но теперь он знает, что это не так, он всячески поносит перед Лизой мать, он страшно мучает ее — бьет и угрожает.

Восьмилетняя же Лиза чувствует страдания отца и молча сносит его издевательства.

Выслушав признания Трусоцкого, Вельчанинов вздыхает с облегчением — ведь он не писал писем Наталье. Но, может быть, Трусоцкий все-таки догадывается об отношениях Вельчанинова с Натальей? Не подозревает ли, что Лиза, о которой он раньше так заботился, на самом деле — дочь Вельчанинова?

Произошедшая через девять лет встреча обманутого мужа и любовника жены кладет начало драме, в которой сплелись месть, горечь, жестокость и смех.

Вельчанинов уверен, что Лиза — его дочь, и строит планы, как вернуть ее себе.

Трусоцкий не открывается до конца Вельчанинову, он продолжает свою игру в неясности, и Вельчанинов не понимает, насколько тому известна правда. Трусоцкий держит его «на крючке» и мучает.

Сложность ситуации усугубляется тем, что жестоко обманутый Трусоцкий имеет печальное свойство характера — ему требуется дружба сильного и блестящего человека, и он хочет служить такому человеку.

С одной стороны, он мучает Вельчанинова, но, с другой, он не может побороть в себе желания примириться с ним и выплакаться перед ним. Однажды вечером он приходит к Вельчанинову. У того — страшные боли в груди, и Трусоцкий обнимает его, словно истинный друг.

Но той же самой ночью он бросается на Вельчанинова с бритвой, однако в результате жестокой схватки оказывается побежденным. Трусоцкий хочет и помочь Вельчанинову и, одновременно, убить его.

Вельчанинов забирает Лизу из гостиницы и пристраивает ее к своим друзьям, но ее терзает душевная болезнь, силы покидают ее, и она скоропостижно умирает.

К концу повествования выясняется, что у Трусоцкого есть письмо Натальи, которое она написала Вельчанинову, но так и не отправила его. Это письмо он обнаружил в вещах Натальи. Из этого письма становится ясным, что отцом Лизы, которую Трусоцкий считал своей дочерью, является на самом деле Вельчанинов.

Но повествование на этом не заканчивается. Через несколько лет Вельчанинов и Трусоцкий случайно встречаются на железнодорожной станции.

К этому времени Трусоцкий уже обзавелся новой женой, которая так же обладает общительным и властным характером. Вместе с супругами путешествует молодой офицер, который явно состоит в интимных отношениях с супругой Трусоцкого.

То есть он снова стал обманутым мужем. В общем, судьба Трусоцкого — быть вечно обманутым мужем.

Таков сюжет этого повествования.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/vechnyj_muzh_dostoevskij_kratkoe_soderzhanie_povesti/66-1-0-946

Вечный муж — краткое содержание повести Достоевского

Главными героями произведения писателем представляет Алексея Вельчанинова, изображенного в образе сорокалетнего красавца, имеющего богатый опыт любовных взаимоотношений, ведущего в Петербурге праздный образ жизни благодаря полученному наследству.

Также в качестве основных персонажей писатель представляет семейную пару в лице провинциального чиновника Павла Трусоцкого, человека неприглядной внешности, находящегося под влиянием собственной жены Натальи, изображенной как очаровательная молодая женщина, отличающаяся деспотичным характером.

Вельчанинов оказывается проездом в провинциальном городке, в котором проживает семья Трусоцких.

Познакомившись с семейной парой, Алексей очаровывает Трусоцкого, начавшего постоянно приглашать на чаепитие в собственный дом заезжего столичного франта.

В один момент между Вельчаниновым и Наталье вспыхивает бурный роман, результатом которого становится беременность женщины. Однако обманутый муж не подозревает о любовных отношениях жены с Алексеем.

Обнаружив свое неловкое положение, Наталья предлагает Алексею прервать их связь, после чего Вельчанинов покидает провинцию, вернувшись в Петербург и продолжив вольготную жизнь, быстро забыв о своих похождениях в маленьком городке.

Спустя девять лет на Величанинова нападает депрессия, выражающаяся в нежелании вести привычный образ жизни. Он начинает часто посещать дешевые ресторанные заведения, а в один из дней замечает идущего за ним человека в креповой шляпе.

Однажды, наблюдая в окно, Алексей видит данного господина, пробирающегося к его входной двери. Отворив дверь, перед лицом Вельчанинова оказывается Трусоцкий, ставший спившимся старикашкой.

Трусоцкий рассказывает ему о кончине собственной супруги и обнаружением им после ее смерти многочисленных любовных писем от разных мужчин, приезжающих из северной столицы. При этом чиновник жалуется Вельчанинову в том, что принимал жанных господ с особым почтением и уважением.

Поняв многолетний обман жены, Трусоцкий пристращается к алкоголю и не может находится в родном городе, поэтому прибывает в Петербург совместно с восьмилетней дочерью по имени Лиза.

При  этом, чиновник начинает догадываться о том, девочка не является его ребенком, поэтому под влиянием спиртного отрывается на Лизе, понося различными словами ее мать, поднимая на нее руку.

Однако девочка понимая состояние отца, не вступает с ним в ссоры.

Вельчанинов понимает, что у него с Натальей отсутствует переписка, однако подозревает, что появление Трусоцкого неслучайно и девочка возможно является его дочерью. Он решает забрать Лизу к себе, но не понимает каким образом это сделать. В итоге он перевозит девочку в дом своих друзей, однако Лиза заболевает душевной болезнью и вскоре умирает.

  • В финале романа оказывается, что Наталья имеет письмо в адрес Вельчанинова, оставшееся не отправленным, в котором признается в рождении его дочери.
  • По прошествии времени судьба снова сталкивает Трусоцкого и Вельчанинова на железнодорожной станции, где Алексей знакомится с новой женой чиновника, отличающейся общительным и властным характером, сопровождающейся молодым офицером, в котором Вельчанинов подозревает любовника.
  • Мужчина осознает, что жизненная судьба Трусоцкого состоит в постоянном пребывании в роли обманутого супруга.
  • Произведение повествует о вечных человеческих ценностях в виде ценности и важности брачных уз, выражающих верность, ответственность за близких, являющихся фундаментом домашнего очага, который основывается на доверии, любви и уважении.
  • Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Бедные люди↑ ДостоевскийДядюшкин сон →

Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/dostoevskij/vechnyj-muzh-povest

Читать

Федор Михайлович Достоевский

Вечный муж

I. Вельчанинов

Пришло лето – и Вельчанинов, сверх ожидания, остался в Петербурге. Поездка его на юг России расстроилась, а делу и конца не предвиделось. Это дело – тяжба по имению – принимало предурной оборот. Еще три месяца тому назад оно имело вид весьма несложный, чуть не бесспорный; но как-то вдруг все изменилось.

«Да и вообще все стало изменяться к худшему!» – эту фразу Вельчанинов с злорадством и часто стал повторять про себя.

Он употреблял адвоката ловкого, дорогого, известного и денег не жалел; но в нетерпении и от мнительности повадился заниматься делом и сам: читал и писал бумаги, которые сплошь браковал адвокат, бегал по присутственным местам, наводил справки и, вероятно, очень мешал всему; по крайней мере адвокат жаловался и гнал его на дачу.

Но он даже и на дачу выехать не решился. Пыль, духота, белые петербургские ночи, раздражающие нервы, – вот чем наслаждался он в Петербурге. Квартира его была где-то у Большого театра, недавно нанятая им, и тоже не удалась; «все не удавалось!» Ипохондрия его росла с каждым днем; но к ипохондрии он уже был склонен давно.

Это был человек много и широко поживший, уже далеко не молодой, лет тридцати восьми или даже тридцати девяти, и вся эта «старость» – как он сам выражался – пришла к нему «совсем почти неожиданно»; но он сам понимал, что состарелся скорее не количеством, а, так сказать, качеством лет и что если уж и начались его немощи, то скорее изнутри, чем снаружи.

На взгляд он и до сих пор смотрел молодцом.

Это был парень высокий и плотный, светло-рус, густоволос и без единой сединки в голове и в длинной, чуть не до половины груди, русой бороде; с первого взгляда как бы несколько неуклюжий и опустившийся; но, вглядевшись пристальнее, вы тотчас же отличили бы в нем господина, выдержанного отлично и когда-то получившего воспитание самое великосветское.

Приемы Вельчанинова и теперь были свободны, смелы и даже грациозны, несмотря на всю благоприобретенную им брюзгливость и мешковатость.

И даже до сих пор он был полон самой непоколебимой, самой великосветски нахальной самоуверенности, которой размера, может быть, и сам не подозревал в себе, несмотря на то что был человек не только умный, но даже иногда толковый, почти образованный и с несомненными дарованиями.

Цвет лица его, открытого и румяного, отличался в старину женственною нежностью и обращал на него внимание женщин; да и теперь иной, взглянув на него, говорил: «Экой здоровенный, кровь с молоком!» И, однако ж, этот «здоровенный» был жестоко поражен ипохондрией.

Глаза его, большие и голубые, лет десять назад имели тоже много в себе победительного; это были такие светлые, такие веселые и беззаботные глаза, что невольно влекли к себе каждого, с кем только он ни сходился.

Читайте также:  Джек лондон - сообщение доклад 5, 6 класс кратко

Теперь, к сороковым годам, ясность и доброта почти погасли в этих глазах, уже окружившихся легкими морщинками; в них появились, напротив, цинизм не совсем нравственного и уставшего человека, хитрость, всего чаще насмешка и еще новый оттенок, которого не было прежде: оттенок грусти и боли, – какой-то рассеянной грусти, как бы беспредметной, но сильной.

Особенно проявлялась эта грусть, когда он оставался один. И странно, этот шумливый, веселый и рассеянный всего еще года два тому назад человек, так славно рассказывавший такие смешные рассказы, ничего так не любил теперь, как оставаться совершенно один. Он намеренно оставил множество знакомств, которых даже и теперь мог бы не оставлять, несмотря на окончательное расстройство своих денежных обстоятельств. Правда, тут помогло тщеславие: с его мнительностию и тщеславием нельзя было вынести прежних знакомств. Но и тщеславие его мало-помалу стало изменяться в уединении. Оно не уменьшилось, даже – напротив; но оно стало вырождаться в какое-то особого рода тщеславие, которого прежде не было: стало иногда страдать уже совсем от других причин, чем обыкновенно прежде, – от причин неожиданных и совершенно прежде немыслимых, от причин «более высших», чем до сих пор, – «если только можно так выразиться, если действительно есть причины высшие и низшие…» Это уже прибавлял он сам.

Да, он дошел и до этого; он бился теперь с какими-то причинами высшими,о которых прежде и не задумался бы.

В сознании своем и по совести он называл высшими все «причины», над которыми (к удивлению своему) никак не мог про себя засмеяться, – чего до сих пор еще не бывало, – про себя, разумеется; о, в обществе дело другое! Он превосходно знал, что сойдись только обстоятельства – и назавтра же он, вслух, несмотря на все таинственные и благоговейные решения своей совести, преспокойно отречется от всех этих «высших причин» и сам, первый, подымет их на смех, разумеется не признаваясь ни в чем. И это было действительно так, несмотря на некоторую, весьма даже значительную долю независимости мысли, отвоеванную им в последнее время у обладавших им до сих пор «низших причин». Да и сколько раз сам он, вставая наутро с постели, начинал стыдиться своих мыслей и чувств, пережитых в ночную бессонницу! (А он сплошь все последнее время страдал бессонницей.) Давно уже он заметил, что становится чрезвычайно мнителен во всем, и в важном и в мелочах, а потому и положил было доверять себе как можно меньше. Но выдавались, однако же, факты, которых уж никак нельзя было не признать действительно существующими. В последнее время, иногда по ночам, его мысли и ощущения почти совсем переменялись в сравнении с всегдашними и большею частию отнюдь не походили на те, которые выпадали ему на первую половину дня. Это его поразило – и он даже посоветовался с известным доктором, правда, человеком ему знакомым; разумеется, заговорил с ним шутя. Он получил в ответ, что факт изменения и даже раздвоения мыслей и ощущений по ночам во время бессонницы, и вообще по ночам, есть факт всеобщий между людьми, «сильно мыслящими и сильно чувствующими», что убеждения всей жизни иногда внезапно менялись под меланхолическим влиянием ночи и бессонницы; вдруг ни с того ни с сего самые роковые решения предпринимались; но что, конечно, все до известной меры – и если, наконец, субъект уже слишком ощущает на себе эту раздвоимость, так что дело доходит до страдания, то бесспорно это признак, что уже образовалась болезнь; а стало быть, надо немедленно что-нибудь предпринять. Лучше же всего изменить радикально образ жизни, изменить диету или даже предпринять путешествие. Полезно, конечно, слабительное.

Вельчанинов дальше слушать не стал; но болезнь была ему совершенно доказана.

«Итак, все это только болезнь, все это „высшее“ одна болезнь, и больше ничего!» – язвительно восклицал он иногда про себя. Очень уж ему не хотелось с этим согласиться.

Скоро, впрочем, и по утрам стало повторяться то же, что происходило в исключительные ночные часы, но только с большею желчью, чем по ночам, со злостью вместо раскаяния, с насмешкой вместо умиления.

В сущности, это были все чаще и чаще приходившие ему на память, «внезапно и бог знает почему», иные происшествия из его прошедшей и давно прошедшей жизни, но приходившие каким-то особенным образом.

Вельчанинов давно уже, например, жаловался на потерю памяти: он забывал лица знакомых людей, которые, при встречах, за это на него обижались; книга, прочитанная им полгода назад, забывалась в этот срок иногда совершенно.

И что же? – несмотря на эту очевидную ежедневную утрату памяти (о чем он очень беспокоился) – все, что касалось давно прошедшего, все, что по десяти, по пятнадцати лет бывало даже совсем забыто, – все это вдруг иногда приходило теперь на память, но с такою изумительною точностью впечатлений и подробностей, что как будто бы он вновь их переживал.

Некоторые из припоминавшихся фактов были до того забыты, что ему уже одно то казалось чудом, что они могли припомниться.

Но это еще было не все; да и у кого из широко поживших людей нет своего рода воспоминаний? Но дело в том, что все это припоминавшееся возвращалось теперь как бы с заготовленной кем-то, совершенно новой, неожиданной и прежде совсем немыслимой точкой зрения на факт.

Почему иные воспоминания казались ему теперь совсем преступлениями? И не в одних приговорах его ума было дело: своему мрачному, одиночному и больному уму он бы и не поверил; но доходило до проклятий и чуть ли не до слез, если и не наружных, так внутренних.

Да он еще два года тому назад и не поверил бы, если б ему сказали, что он когда-нибудь заплачет! Сначала, впрочем, припоминалось больше не из чувствительного, а из язвительного: припоминались иные светские неудачи, унижения; вспоминалось о том, например, как его «оклеветал один интриган», вследствие чего его перестали принимать в одном доме, – как, например, и даже не так давно, он был положительно и публично обижен, а на дуэль не вызвал, – как осадили его раз одной преостроумной эпиграммой в кругу самых хорошеньких женщин, а он не нашелся, что отвечать. Припомнились даже два-три неуплаченные долга, правда, пустяшные, но долги чести и таким людям, с которыми он перестал водиться и об которых уже говорил дурно. Мучило его тоже (но только в самые злые минуты) воспоминание о двух глупейшим образом промотанных состояниях, из которых каждое было значительное. Но скоро стало припоминаться и из «высшего».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=7387&p=1

Вечный муж — это… Что такое Вечный муж?

  • ВЕЧНЫЙ МУЖ — ВЕЧНЫЙ МУЖ, СССР, Диалог (Беларусь), 1990, цв., 156 (тв) мин. Драма. По одноименной повести Ф.М.Достоевского. Одна из лучших экранизаций Достоевского. Игорь Костолевский, сыгравший Алексея Ивановича Вельчанинова, назвал эту роль лучшей своей… …   Энциклопедия кино
  • Вечный муж (фильм, 1990) — Вечный муж Жанр драма Режиссёр Евгений Марковский Автор сценария Евгений Марковский Ф. М. Достоевский (книга) В глав …   Википедия
  • Вечный муж (фильм — Вечный муж (фильм, 1990) Вечный муж Жанр драма Режиссёр Евгений Марковский Автор сценария Евгений Марковский Ф. М. Достоевский (книга) В главных ролях …   Википедия
  • Вечный зов (телесериал) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Вале …   Википедия
  • вечный — ая, ое; ве/чен, ве/чна, ве/чны 1) Бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца. Вечная вселенная. [Нина:] Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака… (Чехов). Синонимы: изве/чный… …   Популярный словарь русского языка
  • Чужая жена и муж под кроватью (рассказ) — Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… …   Википедия
  • Яновский Степан Дмитриевич — муж А. И. Шуберт; врач. В 1860 г. лекарь пехотной части, в 1861 г. штаб доктор резервов армейской пехоты. Вышел в отставку в 1869 г. Ф. М. Достоевского познакомил с ним Валерьян Майков. Возможно, С. Д. Яновский послужил прообразом Трусоцкого (… …   Словарь литературных типов
  • Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… …   Большая биографическая энциклопедия
  • Экранизации произведений Фёдора Михайловича Достоевского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Фёдор Михайлович Достоевский Петербургская ночь фильм Григория Рошаля и Веры Строевой по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи» (СССР, 1934) …   Википедия
  • Достоевский Федор Михайлович — знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г. в Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества (из семьи, по видимому, интеллигентной). Семья Д. была… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/313485

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]