© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2018
© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2018
Черный кот
История, о которой я собираюсь поведать, совершенно чудовищна и в то же время очень проста. Я не жду, что кто-то поверит, будто такое могло случиться, и не прошу об этом. С моей стороны было бы истинным безумием ожидать доверия, ибо мой собственный разум отказывается верить свидетельствам чувств. И все же я не безумен… и уж точно то, что произошло, мне не приснилось. Но завтра я умру и сегодня я хочу облегчить душу. Моя цель – в простых словах, кратко и без комментариев поведать миру о череде самых обычных событий, произошедших у меня дома. О череде событий, которые вселили в меня страх… заставили страдать… привели к гибели. Но я не стану пытаться объяснить, что произошло, ибо для меня то, что было, – неизъяснимый ужас… хотя многим это покажется не столько страшным, сколько baroque[1]. Когда-нибудь, возможно, сыщется интеллект, который лишит пережитое мною иллюзий… какой-нибудь более сдержанный, более логический и гораздо менее возбудимый разум, чем мой, разум, который в тех обстоятельствах, о которых я вспоминаю с трепетом, увидит всего лишь обычную череду естественных причин и следствий.
С малых лет я отличался восприимчивостью и добротой. Мое мягкосердие было столь очевидно, что я даже превратился в своего рода посмешище для друзей.
Особенно я любил животных, и благодаря потакавшим мне родителям у меня всегда были домашние любимцы, с которыми я проводил почти все время, и для меня не было большего удовольствия, чем кормить их и играть с ними.
Эта особенность характера росла вместе со мной, и когда я повзрослел, животные стали для меня одним из главных источников удовольствия. Тем, кто знает, что такое любовь преданной и умной собаки, не нужно объяснять, какую радость это может приносить.
В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть что-то такое, что не может не волновать сердце того, кто имел возможность познать жалкую дружбу и призрачную привязанность, существующие между людьми.
Женился я рано и был рад узнать, что моя супруга разделяет мое увлечение. Видя, насколько для меня важно иметь домашнего любимца, она постоянно приносила в дом разных животных. У нас были птицы, золотая рыбка, породистый пес, кролики, обезьянка и кот.
Последний был большим и удивительно красивым животным, полностью черным и невероятно умным.
Что касается его ума, то жена моя, хоть суеверностью и не отличалась, не раз вспоминала о старом поверье, будто каждая черная кошка – это принявшая облик животного ведьма.
Не то чтобы она когда-либо относилась к этому серьезно, и я привожу эту подробность лишь потому, что сейчас есть повод об этом вспомнить.
Плутон (так звали кота) был моим любимцем. С ним я проводил больше всего времени. Только я кормил его, и он всегда сопровождал меня, когда я ходил по дому. Более того, мне даже стоило больших трудов не давать ему следовать за мной, когда я выходил на улицу.
Эта дружба продлилась несколько лет, но за это время мой характер и нрав полностью переменились, и перемена была недоброй, причиной чему стало (хоть мне и стыдно это признавать) неумеренное пристрастие к спиртному. С каждым днем я становился все мрачнее, все раздражительнее, меня все меньше беспокоили чувства других.
Я стал позволять себе несдержанные высказывания в адрес жены. Со временем дошло даже до рукоприкладства. Питомцы мои, естественно, не могли не чувствовать, что со мной происходит. Я не только забросил их, но даже стал поднимать на них руку.
Только к Плутону я сохранил уважение, не позволявшее мне обижать его, как я не моргнув глазом обижал кроликов, обезьянку и даже собаку, когда те случайно попадались мне на пути или ласкались.
Но болезнь моя захватывала меня все сильнее (есть ли болезнь страшнее алкоголизма!), и теперь даже Плутон, который к тому времени уже начал стареть и сделался несколько капризен, даже Плутон начал страдать от моего испортившегося характера.
Однажды ночью, когда я сильно выпивший вернулся домой после очередной «вылазки» в город, мне показалось, что кот избегает меня. Все же я поймал его, и он, боясь, что я причиню ему боль, слегка укусил меня за руку. И тогда в меня будто вселился демон. Я перестал быть самим собой.
Истинная душа моя в один миг покинула тело, и дьявольская злоба, подогреваемая выпитым джином, овладела мною. Я достал из кармана жилета перочинный нож, раскрыл его, взял несчастное животное за горло и вырезал ему один глаз.
Когда я вспоминаю об этом чудовищном поступке, я сгораю от стыда, меня трясет и бросает в жар.
Наутро, когда разум вернулся ко мне, когда сон выветрил из моей головы винные пары ночной попойки, вспомнив о своем злодеянии, я испытал чувство, похожее одновременно на ужас и на раскаяние, но даже это чувство было слабым и каким-то смутным. Душа моя осталась холодна. Я снова взялся за бутылку и вскоре утопил в вине все воспоминания об этом поступке.
Со временем кот медленно пошел на поправку. Пустая глазница, правда, выглядела ужасно, но боли он, похоже, уже не испытывал. Он, как и раньше, разгуливал по всему дому, но, о чем нетрудно догадаться, едва заметив меня, тут же убегал в страхе.
Какая-то частица прежнего меня еще сохранилась в моем сердце, поэтому очевидная неприязнь, которую теперь испытывало ко мне существо, раньше меня так любившее, поначалу очень печалила меня, но вскоре это чувство уступило место раздражению. А потом, словно в подтверждение моего окончательного упадка, мною овладел дух противоречия. Философы не задумываются над этим понятием.
Но ничто не заставит меня усомниться в том, что дух этот является одним из главных побуждающих начал в человеческом сердце… одним из неотделимых первичных качеств или чувств, которые превращают человека в то, что он есть.
Кто не совершал тысячу злых или глупых поступков только лишь потому, что знал: так поступать не следует? Разве не заложено в нас неискоренимое желание вопреки здравому разуму нарушать то, что зовется «Законом», по той единственной причине, что мы его считаем таковым? Я повторю еще раз, пробуждение духа противоречия ознаменовало мое окончательное падение.
Это был тот непостижимый душевный порыв «сделать хуже самому себе», совершить насилие над собственной природой… сотворить зло ради самого зла, который заставил меня продолжить и в конечном итоге довести до конца издевательство над безобидным животным.
Однажды утром я хладнокровно накинул ему на шею петлю и повесил на ветке дерева… Когда я это делал, слезы текли у меня по щекам, сердце разрывалось на части… Я повесил его, так как знал, что он любил меня, и так как чувствовал, что он не дал мне ни единого повода так поступить с ним… Я повесил его, поскольку знал, что, делая это, я совершаю грех, страшный грех, который заставит, если такое вообще возможно, отвернуться от моей бессмертной души даже самого всемилостивого, самого страшного Бога.
Ночью того дня, когда был совершен этот жестокий поступок, меня разбудили крики о пожаре. Полог моей кровати был охвачен пламенем. Горел весь дом. Мне, моей жене и слуге лишь каким-то чудом удалось спастись от огня, но разрушение было полным. Погибло все, что у меня было, и с тех пор меня не покидало отчаяние.
Я не настолько слабодушен, чтобы усмотреть причину и следствие в своем злодеянии и случившейся беде. Но я излагаю факты в их последовательности и не хочу, чтобы из этой цепочки выпало хотя бы одно звено. На следующий день после пожара я пришел на руины. Все стены дома, кроме одной, рухнули.
Осталась стоять лишь одна из внутренних стен между комнатами, изголовьем к которой стояла моя кровать. Штукатурка на ней большей частью выдержала воздействие огня. Я приписал этот факт тому, что недавно эту стену чинили, и штукатурка была еще свежей.
У этой стены собралась довольно большая группа людей, которые, похоже, очень внимательно и с особым интересом рассматривали какую-то ее отдельную часть. Восклицания «Странно!», «Необычно!» и другие, подобные им, пробудили во мне любопытство.
Я подошел к толпе и увидел на белой поверхности стены изображение огромного кота, которое, словно bas-relief[2], въелось в штукатурку. Изображение было в самом деле поразительно достоверным. На шее животного четко просматривалась веревка.
Едва я узрел этот призрак (а другим словом я не могу это назвать), необычайное удивление и ужас охватили меня. Но позже разум пришел мне на помощь. Я вспомнил, что кот был повешен в саду, примыкающем непосредственно к дому.
Как только началась вызванная пожаром суматоха, в этом саду собралось множество людей, из которых кто-то, должно быть, перерезал веревку и бросил животное в открытое окно моей комнаты. Возможно, это было сделано для того, чтобы разбудить меня. При падении остальные стены могли впечатать жертву моей жестокости в свежую штукатурку.
Содержащаяся в ней известь вместе с огнем и аммиаком, выделяемым мертвым телом, и привели отпечаток в тот вид, в котором я его увидел.
Объяснив подобным образом этот удивительный факт, я успокоил свой разум (но не совесть), и все же это произвело на меня очень большое впечатление.
Несколько месяцев меня преследовал призрак этого кота, и я снова испытал некое смутное чувство, которое было похоже на раскаяние, но не им являлось.
Я дошел до того, что пожалел о том, что лишился этого кота, и в грязных притонах, где проводил теперь все больше времени, стал подыскивать другое животное того же вида и сходной наружности, которое могло бы занять его место.
Однажды вечером, когда, доведя себя почти до беспамятства, я сидел в пивной более чем сомнительной репутации, мое внимание неожиданно привлек какой-то черный предмет, лежащий на огромной бочке то ли джина, то ли рома, которая была главным предметом мебели в этом помещении.
Я уже несколько минут смотрел на эту бочку и сильно удивился, что не заметил лежащего на ней предмета раньше. Я подошел и прикоснулся к нему рукой. Это был кот… огромный черный кот, не меньше Плутона и очень на него похожий, с одним лишь различием.
У Плутона на всем теле не было ни одной белой шерстинки, а у этого кота было большое, хотя и нечеткое белое пятно почти во всю грудь. Как только я прикоснулся к нему, он сразу встал, громко заурчал и потерся о мои пальцы. Похоже, ему было приятно, что я обратил на него внимание.
Это было именно то, что я искал, поэтому я тут же предложил хозяину заведения купить животное, но он ответил, что это кот не его, он о нем ничего не знает и никогда раньше не видел.
Источник: https://MyBook.ru/author/edgar-allan-po/chernyj-kot-sbornik/read/
“Черный кот” краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
Автор ставит читателя в известность о том, что он собирается рассказать историю, поверить в которую может только сумасшедший. Он не рассчитывает дожить до завтра, поэтому хочет сегодня облегчить свою душу покаянием. Рассказ пойдет о чисто семейных событиях.
В детстве автор отличался послушанием и кротостью нрава. Нежная душа влекла его к животному миру. Рано женившись, он нашел в своей супруге те же наклонности.
В доме у молодой пары было много домашних животных. Одним из них был полностью черный, крупный и красивый кот – обладатель редкого ума. Плутон (так звали кота) очень любил автора и сам был его любимцем.
Дружба человека и животного продолжалась несколько лет.
За это время под влиянием алкоголя характер автора резко изменился: он стал мрачным, раздражительным и безразличным к чувствам окружающих; кричал на жену и даже поднимал на нее руку.
Животные не могли этого не чувствовать. К Плутону автор относился дольше всех хорошо, но потом сорвался и на нем, когда вернулся домой из кабака в сильном подпитии.
Решив, что кот его избегает, автор поймал его. Испуганное грубостью животное до крови укусило мужчину за руку. Последний впал в состояние дьявольской злобы и вырезал коту глаз.
Со временем кошачья рана зажила, но Плутон стал избегать автора. Мужчина первое время горько сожалел о содеянном, но потом стал ожесточаться и из духа противоречия повесил животное на суку.
В ночь после убийства кота загорелся дом автора. Он сам, его жена и слуга едва не сгорели заживо. Герой разорился и погрузился в отчаяние.
На пепелище он нашел единственную оставшуюся целой внутреннюю перегородку посреди дома, к которой примыкало изголовье его кровати. На ней было нечто вроде барельефа с изображением огромного кота с веревкой на шее. Автор решил, что это отпечаток повешенного кота, которого кинули ему в комнату, чтобы разбудить во время пожара.
Долгие месяцы героя преследовал призрак кота. Посещая притоны, он мечтал найти там животное, похожего на Плутона, и нашел. Черный кот с большим грязно-белым пятном на груди с радостью пошел за автором и прижился в его доме. Наутро герой обнаружил, что у нового кота нет одного глаза. Со временем он проникся ненавистью к животному.
Чем сильнее автор ненавидел кота, тем больше последний доставал его своими ласками.
Чувство вины и страх останавливали автора от новой расправы, но со временем душевные страдания вытеснили из него остатки добрых чувств.
Как-то раз спускаясь в подвал с женой, автор, запнувшись за кота, обезумел от бешенства, схватил топор и… раскроил голову жене, позволившей себе остановить его расправу над животным.
Труп жены автор замуровал в стену подвала. Ночью он спал крепким и спокойным сном. После исчезновения жены полицейские провели короткое дознание и обыск.
На четвертый день они вернулись, чтобы еще раз тщательно обыскать подвал.
Радуясь тому, что против него не найдено никаких улик, автор впал в состояние непонятного ликования и, желая доказать полицейским свою полную невиновность, начал колотить тростью по кладке.
Из-за стены раздался душераздирающий вопль. Вскрыв стену, полицейские обнаружили за ней тронутый распадом труп женщины с сидящим у нее на голове котом.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/chernyj-kot-kratkoe-soderzhanie-novelly-edgara-allana-po/
Краткое содержание Черный кот По
Во многих своих произведениях, Эдгар По ищет то, что мы называем противоречием душевной личности человека. Его всегда волнует вопрос, почему люди, зачастую поступают вопреки своим желаниям. Как может получиться такое, что бандиту необходимо разоблачение, а отзывчивый и добрый гражданин, совершает преступление.
В повести “Черный кот”, причины преобразования главного персонажа в плохого человека, описываются в прямом смысле. Человек, который был раньше мягким, любящим животный мир, чувствительный, превращается в черствого, благодаря алкогольной зависимости. Писателю, было хорошо известно, какую разрушительную силу, несет в себе это зелье.
Оно оказывает отрицательное влияние, как на физическое состояние, так и на психологическое. Образ героя рассказа неуклонно деградирует, изменяется его сущность. Если раньше герой просто обожал животных, и был добр и нежен со своей женой, то сейчас, он стал раздражителен и груб по отношению к животным. Он всячески издевается над обезьяной и собакой.
И только лишь один кот, Плутон, вызывает в нем какое-то чувство привязанности.
Как-то раз, когда герой рассказа пришел домой, в пьяном угаре, он вырезал коту глаз. Этот нечеловеческий поступок, пробудил в нем жалость в отношении животного. Однако, деградировавшая личность, не смогла долго сопротивляться своему второму “Я”, и в другой раз он повесил кота. Когда он это делал, то горько плакал, из-за осознания раздвоенности чувств.
Через некоторое время, наш персонаж увидел черного кота, который был подобен Плутону. У него было только одно отличие – белая шерсть на груди. Он берет кота к себе домой, но вторая личность берет снова верх над ним. Любовь кота, вызывает в нем раздражение, а белая шерсть кажется формой виселицы.
Персонаж не выдержал душевных мук, и попытался убить животное. Однако, ему суждено было убить свою жену, которая защищала кота. С холодной расчетливостью, он скрывает следы своего деяния, но справедливость настигает его.
Служители закона услышали крики животного, которого он замуровал вместе с трупом своей жены.
В произведении раскрыта одна мысли автора, который повествует о возмездии, настигающем преступника, и о том, что в каждом человеке заложена жестокость. Никто не сможет понять нашу сущность. И самое страшное, что мы не можем понять самих себя. Чтобы содержать свою душу в чистоте, необходимо ее очищать от дурных помыслов, которые иногда проникают в нее.
(2
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-chernyj-kot-po/
Краткое содержание «Черный кот»
С детских лет рассказчик отличается кротостью нрава и любовью к животным. Рано женившись, повествователь с удовольствием обнаруживает в своей жене схожие с собой черты, и особенно — любовь к животным.
Дома у них живут птицы, золотые рыбки, породистая собака, кролики, обезьянка и кот. Красивый, сплошь черный кот по имени Плутон, является любимцем хозяина.
Кот отвечает взаимностью — он очень сильно привязан к хозяину и всегда следует за ним по пятам.
Так все длится на протяжении нескольких лет, но рассказчик сильно меняется под влиянием алкоголя, который сам он называет Дьявольским Соблазном. Он становится мрачным и раздражительным, начинает кричать на жену и через некоторое время поднимает на нее руку.
Питомцы рассказчика тоже чувствуют эту перемену — он не только перестает обращать на них внимание, но и обходиться с ними дурно. Лишь к Плутону он по прежнему питает теплые чувства, потому и не обижает кота.
Но привязанность к алкоголю становится все сильнее, и даже Плутон теперь страдает от скверного нрава хозяина.
Поздно ночью, в подпитии, рассказчик возвращается домой, и ему в голову приходит мысль, что кот его избегает. Молодой человек ловит Плутона.
Кот, испуганный грубостью, кусает хозяина за руку — не сильно, но все же до крови. Это приводит повествователя в ярость. Он выхватывает из кармана жилетки нож и без жалости вырезает коту глаз.
Утром содеянное вызывает у него раскаяние, но ненадолго — он вскоре топит его без остатка в алкоголе.
Рана у кота потихоньку заживает, он по прежнему расхаживает по дому, но при виде своего обидчика в страхе бежит от него. Поначалу рассказчик горько сожалеет, что существо, которое его так любило, теперь так его ненавидит. Однако, он продолжает спиваться, и сожаление улетучивается, на его место приходит озлобление. Как-то утром молодой алкоголик хладнокровно вешает кота.
В ночь после совершения преступления в доме повествователя начинается пожар. Рассказчик, его слуга и жена спасаются чудом. От дома остается одна стена. Утром, вернувшись на пепелище, погорелец обнаруживает возле нее толпу зевак. Их привлекает проявившийся на стене рисунок, вроде барельефа — огромный кот с петлей на шее.
Долгие месяцы призрак содеянного преследует повествователя. Он ищет по грязным притонам кота, похожего на Плутона, и находит такого в одном кабаке.
Хозяин заведения от денег отказывается — он не знает откуда этот кот и чей он. Кот под стать Плутону, но с одним отличием: его грудь украшает грязно-белое пятно.
Утром рассказчик видит еще одно сходство — как и у Плутона, у нового кота нет одного глаза.
Кот быстро приживается в новом доме и становиться любимцем жены, а повествователь начинает испытывать к нему растущую неприязнь. Но чем больше растет у рассказчика неприязнь, тем больше кот к нему привязывается. Повествователь начинает бояться кота.
У него появляется желание убить животное, но он сдерживается, помня о прежней вине. Тем временем бесформенное белое пятно на груди кота начинает изменяться и, в конце концов, принимает форму виселицы. Из-за этого алкоголик все больше ненавидит кота.
Однажды рассказчик с женой спускаются в подвал по хозяйственной надобности. С ними увязывается кот, споткнувшись о которого повествователь чуть не ломает себе шею. Это становится последней каплей. Рассказчик хватает топор и собирается зарубить кота на месте. Жена удерживает его руку и за это платится своей жизнью — ее супруг раскраивает ей голову топором.
Совершив убийство, рассказчик начинает думать, как быть с трупом, и решает замуровать его в стене подвала. Замуровав мертвую жену, повествователь отправляется искать кота, но не находит его. Кот пропал и не появляется ни на второй день, ни на третий. Эти ночи повествователь спит спокойно, несмотря на бремя преступления, лежащее у него на душе.
В связи с исчезновением женщины было проведено короткое дознание и обыск, не принесший результатов. На четвертый день в дом неожиданно снова приходят полицейские. Они производят тщательнейший обыск, в том числе и в подвале, тоже не дающий никаких результатов.
Служители порядка собираются уходить, но повествователь, торжествуя и чувствуя свою безнаказанность, начинает хвалить превосходную постройку без единой трещины. В подтверждение своих слов он бьет тростью по стене в том месте, где замурован труп его жены.
Неожиданно для полицейских и самого убийцы из-за стены раздается крик, переходящий в вопль.
Полицейские ломают стену и находят труп женщины. На голове у трупа восседает кот, которого рассказчик случайно замуровал в стене. Он-то своим криком и выдает убийцу, обрекая его на смерть от руки палача.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-chernyj-kot/
Чёрный кот (рассказ), сюжет, анализ, экранизации
Чёрный кот (значения)
Название | Чёрный кот |
Название-оригинал | The Black Cat |
Жанр | рассказ |
Автор | Эдгар Аллан По |
Язык оригинала | английский |
Публикация | 1843 |
Чёрный кот (The Black Cat) — один из самых знаменитых рассказов Эдгара По в жанре хоррор. Впервые напечатан 19 августа 1843 г. в еженедельнике The Saturday Evening Post.
Сюжет
Повествование ведётся от имени алкоголика, который под действием горячительных напитков не контролирует своё поведение и впадает в припадки безумного гнева. Его первой жертвой становится домашний питомец — чёрный кот, которому рассказчик в припадке белой горячки вырезает глазное яблоко.
Некоторое время он колеблется между раскаянием и упоением собственной порочностью. Наконец порочность побеждает, и рассказчик вешает беззащитного кота на дереве в саду. В ту же ночь необъяснимым образом загорается его дом: на единственной уцелевшей стене он находит силуэт повешенного кота.
Когда рассказчик начинает раскаиваться в своей жестокости, в таверне ему встречается очень похожий кот. Единственное отличие от первого кота в том, что у него на груди имеется белое пятно. Взяв его домой, рассказчик поначалу относится к коту дружелюбно, но длится это не долго.
После обнаружения, на первое же утро, отсутствие у кота того же глаза, рассказчик старается избегать зверя, не причиняя тому боли. Со временем рассказчик замечает, что пятно на груди кота принимает форму виселицы.
Кот всё сильнее привязывается к нему, но рассказчик наоборот пытается избегать его.
Во время посещения погреба кот попадается под ноги хозяина. Рассверипев, тот заносит над ним топор, но его останавливает жена. В припадке бешенства, он опускает топор на её голову. Тело он замуровывает в стену погреба.
Через несколько дней, во время осмотра дома полицейскими ничто, казалось бы, не выдаёт его вины. В порыве самодовольства он хвалится качеством стен и стучит перед полицейскими по той стене, за которой погребена жена. В ответ раздается дикий вопль. Полицейские разбирают стену и находят за ней труп жены, а на её голове — мяукающего кота.
Анализ
Рассказ во многом перекликается с другой новеллой Эдгара По, написанной в то же время, — «Сердце-обличитель». Здесь также рассказ ведётся от первого лица, и он также наводит на мысли о помешательстве рассказчика.
Но в отличие от героя «Сердца-обличителя», с маниакальной настойчивостью твердящего о своем ясном рассудке, герой этого рассказа признаёт, что «было бы сумасшествием ожидать, что его истории кто-то поверит», и порой он не верит своим собственным воспоминаниям.
В одной из самых мрачных своих историй Эдгар По показывает ужасное действие алкоголя на человека.
Распад личности рассказчика, его превращение из добрейшего обожателя животных в изувера и убийцу — всё это, по его собственному признанию, следствия алкоголизма — его «болезни» и «демона».
Чёрный кот символизирует дурное предзнаменование, в начале истории рассказчик вспоминает слова своей жены, что «все чёрные коты это оборотившиеся ведьмы». Первого кота зовут Плутон — по имени римского бога подземного мира.
Основные темы:
- Роковой двойник — см. также «Вильям Вильсон»
- Вина — см. также «Сердце-обличитель»
Экранизации
- Классикой фильма ужасов считается одноимённый фильм 1934 года, главные роли в котором исполнили Бела Лугоши и Борис Карлофф.
- Мастер фильма ужасов Дарио Ардженто обратился к сюжету «Чёрного кота» в своей картине «Два злобных взгляда» (1990).
- Один из эпизодов телесериала «Мастера ужасов» (2007, реж. Стюарт Гордон). Эдгар По сначала переживает события рассказа (в пьяном бреду), а потом приступает к его написанию.
Источник: https://www.cultin.ru/books-chjornyjj-kot-rasskaz
Эдгар Аллан По _ Черный кот. Эдгар По «Чёрный кот» сборник (1843) Черный кот эдгара по анализ
Общая характеристика лексических средств создания напряженности
Советский стилист И.В.
Арнольд писала, что принцип целостного восприятия художественного произведения не исключает необходимости самого пристального внимания к составляющим его элементам, в том числе и к слову .
Она отмечала, что все слова текста художественного произведения тем или иным образом связаны друг с другом или противопоставлены друг другу. Интенсивность связей слова говорит о его тематической значимости .
Для выявления лексических средств создания напряженности в тексте новеллы Эдгара По «Черный кот» целесообразным представляется воспользоваться элементами методики стилистики декодирования художественного текста при помощи лексического анализа, разработанной И.В.Арнольд.
Одним из этих элементов является объединение слов, составляющих текст новеллы, на основе их лексических связей. Это предполагает объединение слов, имеющих общий компонент в семном составе занчений, в лексико-семантические поля, которые актуализируют важнейшие темы произведения.
Семантическая общность будет устанавливаться методами компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции , и методом контекстуального анализа. Слова будут объединяться независимо от их частеречного значения.
Другим элементом методики стилистики декодирования художественного текста, представляющим интерес для исследования, является выявление редких слов и слов, выступающих в необычных сочетаниях. И.В.
Арнольд отводит этим словам серьезную роль в своей методике, т.к. они, по ее мнению, наиболее важны для понимания смысла произведения.
Такие слова подчеркиваются автором либо повтором и различными стилистическими средствами, либо композиционно.
Итак, объединяя английские слова текста новеллы «Черный кот» в лексико-семантические поля, и обращая внимание на редкие слова и слова, вуступающие в необычных сочетаниях, появление которых сопровождается какими-либо стилистическими средствами, мы выясним основные темы новеллы и динамику их развития. Предполагается, что эти темы и динамика их развития способствуют созданию напряженности в тексте новеллы.
Анализ лексических средств создания напряженности в новелле Эдгара По «Черный кот»
Заглавие любого произведения является очень важным для понимания читателем смысла произведения.
В данном случае наличие определенного артикля в названии “The Black Cat
” предполагает, что автором имеется в виду не одно из животных семейства кошачьих черного цвета, а собирательный образ, который часто принимается суеверными людьми за земное воплощение демонических сверхъестественных сил.
Во вступительной части новеллы, которая является ее развязкой, рассказчик описывает свое сильное душевное волнение, связанное с испытываемым им страхом. Следствием этого является большое количество слов, имеющих в составе значений общий семный компонент «страх
». Это лексико-семантическое поле состоит из следующих слов: horror, phantasm, awe, terrible, terrify.
В этой же части новеллы рассказчик характеризует причины, вызвавшие его страх, о которых пойдет речь в последующем тексте новеллы.
По его мнению этими причинами являются совершенно обычные события, в которых спокойный человек не найдет ничего экстраординарного.
Следствием этого в данной части новеллы мы встречаем лексику, богатую словами с общим семным компонентом «обыденность
» в составе значений. Это поле составляют слова homely, household, ordinary, mere, natural, commonplace.
Во вступлении рассказчик подчеркивает, что события, которые вызвали его страх, подчиняются логическому объяснению. Важность этого факта обусловлена наличием в данной части новеллы лексико-семантического поля, объединяющего слова с общим семантическим компонентом «логичность
»: evidence, intellect, consequences, causes, effects, succession, circumstances, logical, calm, reduce.
Как уже было отмечено, сюжет новеллы “The Black Cat” составляет рассказ о том, как главный герой из доброго, любящего и психически-здорового человека превращался в злодея-психопата, садиста и убийцу. Следствием этого является лексика, описывающая душевное состояние главного героя и отражающая постепенное ухудшение его психического здоровья вплоть до полного расстройства.
- Тема психического здоровья рассказчика реализуется с помощью лексико-семантического поля, интегрирующего лексико-семантические варианты с общим семантическим компонентом «человечность
», которое состоит из микрополей «дом
»: wife, home, infancy, parents, companions, pets, domestic; «дружба
»: friendship, companions, jest, fidelity, faithful, unselfish, self-sacrificing, agreeable; «любовь»: love, heart, wife, affection, care, tenderness, partiality, fidelity, humanity, congenial, faithful, unselfish, self-sacrificing, marry; «удовольствие
»: pleasure, gratification, happy; «домашние любимцы
»: pets, dog, fish, rabbits, playmate, brute, fidelity, docility, domestic, favourite, faithful, small, fine, gold, sagacious, fond, agreeable, cherish, feed, caress. - Поскольку многие вышеперечисленные слова полисемантичны, то их лексико-семантические варианты могут входить в состав различных микрополей.
- Используя интенсификаторы автор подчеркивает человечность главного героя в логическом начале истории, его психическое здоровье: especially
fond, great
variety of pets, principal
sources of pleasure, most
agreeable, not uncongenial
.
Со временем психическое здоровье главного героя портится. То, что постепенность этого ухудшения является важной темой новеллы, подтверждается повтором на протяжении всего ее текста значения «изменение
»: change, alteration, grow, become, increase, heighten, gradually, hourly, day by day, at length, by slow degrees.
- Постепенность ухудшения нрава главного героя подчеркивается также стилистически с помощью градации:
- I made no scruples of maltreating the rabbits, the monkey, or even the dog
- И повтора:
- I grew, day by day, more moody, more irritable, more regardless of the feelings of others.
Тема психической болезни главного героя реализуется с помощью лексико-семантических полей, которые интегрируют варианты семантических компонентов «дурной нрав
», «пьянство
».
Поле «дурной нрав
» состоит из микрополей «безразличие
»: regardless, neglect; «раздражительность
»: annoyance, moodiness, outburst, temper, irritation, moody, irritable, intemperate, peevish; «ярость
»: fury, demon, rage, wrath, demoniacal; «ненависть
Источник: https://aqpi.ru/edgar-allan-po-chernyi-kot-edgar-po-ch-rnyi-kot-sbornik-1843-chernyi-kot-edgara/