Анализ стихотворения вознесенского сага

Тема: «Стихотворение «Сага» А.Вознесенского», или «История одной любви»,10 класс Анализ стихотворения Вознесенского Сага Цель урока: Познакомить с творчеством поэта, его стихотворением; Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся; Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; Воспитывать уважение к русской истории и культуре, к чувствам. Тип урока: интегрированный. Приемы: синквейн, кластер, беседа, слово учителя. Опережающее задание: сообщение учащегося (интересные факты из биографии А.Вознесенского). Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (слайдовый материал), раздаточный материал, музыкальное сопровождение (песня о Калифорнии, запись из рок- оперы « Юнона и Авось»).

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. «Мозговой штурм» (звучит песня о Калифорнии). Вы, наверное, удивлены тем, что я начала свой урок с песни о Калифорнии? Но это необходимое звено нашего урока. Работа в паре. Вопросы и задания: А) Что вы знаете о Калифорнии? (Раздаются листочки с таблицей, в которой нужно заполнить две колонки). (Один из учеников заполняет таблицу, второй составляет синквейн к слову «любовь»).

Б) «Творческое задание». Составить синквейн на слово «Любовь».

  • ( Второй ученик составляет синквейн).
  • (ответы зачитываются).
  • любовь любовь
  • нежная мудрая пылкая долгожданная
  • соединяет губит властвует покоряет умиротворяет движет
  • Любовь — высшее проявление духовной Любовь — великий шедевр жизни.
  • жизни человека.
  • жизнь спасение

3.Слово учителя. Итак, ответы зачитываются (учащиеся читают и сдают выполненные работы).

  1. На интерактивной доске представлена карта штата Калифорнии.
  2. Познакомьтесь с некоторыми фактами об этом штате.
  3. Анализ стихотворения Вознесенского Сага Анализ стихотворения Вознесенского Сага Девиз штата «Эврика!»
  • Крупнейший город Столица Сакраменто
  • Лос-Анджелес Калифорния.
  • Прозвище штата
  • Печать Калифорнии Образован
  • 9 сентября 1850года «Золотой штат»

А что еще вы хотели бы узнать о Калифорнии? Почему на флаге изображен медведь? На берегу какого океана расположен штат? С какими штатами он граничит? Какие есть важные отрасли экономики? Почему у него такое прозвище? Это будет вашим первым домашним заданием.

4.Слово учителя. У каждого человека любовь неповторима, незабываема. Любовь может быть счастливой и несчастливой, взаимной и одинокой. Но поэты всегда с глубокой искренностью рассказывают о любви, которая всегда возвышала человека. Вспомните стихотворение А.С.

Пушкина «Я помню чудное мгновенье», где поэт сравнивает свою возлюбленную, Анну Керн, с «гением чистой красоты», а композитор Глинка, впоследствии влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на эти стихи. ( Учащиеся зачитывают подготовленные цитаты и отрывки о любви). И в русской и советской поэзии огромное количество образцов любовной лирики.

И каждый поэт сумел передать нам неисчислимое множество оттенков любовного чувства. В том числе и Андрей Вознесенский. Сообщение ученика о Вознесенском (в форме кластера).

Это стихотворение было написано в 1976году. Что заставило его написать этот шедевр русской литературы, впоследствии ставший романсом? Возможно, это был просто порыв, а, может, и собственные душевные переживания . Стихотворение «Сага»- это образец верности, верности своему слову, своей клятве. Но прежде чем его прочитать, понять его, необходимо провести следующую работу.

Словарно-орфографическая работа (листочки со словами раздаются учащимся). Сага — древнескандинавское и древнеирландское поэтическое сказание Запруда- 1) простейшая плотина, обычно в виде насыпи, преграждающей течение реки. 2) запруженный водоем.

  1. Безнадежный – 1) не дающий надежд на улучшение;
  2. 2)отсутствие надежды.
  3. Разминемся- 1) разойтись в пути, не встретиться;
  4. 2) разойтись при встрече на дороге, не зацепив друг друга, не столкнувшись.
  5. Командор-1)высшее звание в рыцарском ордене в средние века, а также лицо, имевшее это звание.
  6. 2) руководитель, распорядитель каких-нибудь спортивных соревнований.
  7. Звучит романс из рок- оперы « Юнона и Авось».

САГАТы меня на рассвете разбудишь,проводить необутая выйдешь.Ты меня никогда не забудешь.Ты меня никогда не увидишь.Заслонивши тебя от простуды,Я подумаю: «Боже всевышний!Я тебя никогда не забуду,Я тебя никогда не увижу».Эту воду в мурашках запруды,это Адмиралтейство и Биржуя уже никогда не забудуи уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветрабезнадежные карие вишни.Возвращаться – плохая примета.Я тебя никогда не увижу.Даже если на землю вернемсямы вторично, согласно Гафизу,мы, конечно, с тобой разминемся.Я тебя никогда не увижу.И окажется так минимальнымнаше непониманье с тобоюперед будущим непониманьемдвух живых с пустотой неживою.

И качнется с бессмысленной высьюпара фраз, залетевших отсюда:«Я тебя никогда не забуду.Я тебя никогда не увижу».

Вопросы и задания: Как вы думаете, почему так озаглавлено стихотворение? -В переводе «Сага» — это сказание. Значит, речь пойдет о влюбленных, возможно, у которых были прототипы. — Какой же предстает любовь в прозвучавшем стихотворении? -Она предстает грустной, печальной, уставшей.

-Какой предстает героиня в этом стихотворении? — Она чуткая, кроткая, верная, с нежным сердцем.

— Какие картины возникают при чтении стихотворения? ( Рассвет; босоногая девушка провожает своего любимого, долго смотрит ему вслед; вот машет ему косынкой, словно чувствует, что видит любимого в последний раз; ветер усиливается; вскоре в тумане исчезает силуэт дорогого ей человека).

— Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении или, иначе говоря, какие слова запомнились быстрее? — Неоднократно повторяющиеся строчки « Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу». -Как вы думаете, эти две фразы – главные? -Да, так как усиливается звучание, благодаря наречиям никогда и уже, которые указывают на окончательность, завершенность.

— С помощью каких средств автор передает чувства и состояние героя? -Помогают нам понять его душевное состояние эпитеты и метафоры («безнадежные карие вишни», «эту воду в мурашках», «минимальным наше непониманье с тобою», «с пустотой неживою», «бессмысленной высью», «пара фраз, залетевших отсюда». -Почему автор употребил «карие вишни», описывая глаза любимой? -В литературе глаза-это зеркало души.

-Почему скупы художественные средства? — Главное в стихотворении — это переживания героя, его предчувствия разлуки, смерти.

  • -А как бы вы озаглавили это стихотворение?
  • -Каков внутренний сюжет?
  • 1)Завязка-момент пробуждения: «Ты меня на рассвете разбудишь,/ проводить необутая выйдешь…»;
  • 2)развитие действия — малейшая надежда на спасение:
  • «Заслонивши тебя от простуды,/
  • Я подумаю: «Боже всевышний!»;
  • 3) кульминация – напрасно потраченные усилия:
  • «Даже если на землю вернемся/ мы вторично, согласно Гафизу,/
  • мы, конечно, с тобой разминемся/.
  • 3) развязка — последствия душевного напряжения:
  • «И качнется с бессмысленной высью/ пара фраз, залетевших отсюда…».
  • -Определите тему, основной мотив.

Я тебя никогда не увижу».

— Прощание с любимой и родиной. Психология героя, душевные переживания, внутренняя жизнь персонажа, душевное состояние героя. — В стихотворении употреблены личные местоимения «ты», затем «мы » и «я». Почему они расположены в такой последовательности? — Это означает, что героев ничто больше не объединяет и у них нет будущего.

— В стихотворении прослеживается нарастающая тревога, чувствуется какой-то надрыв, приближение надвигающейся смерти, бесполезность, бессмысленность. В этом помогают понять глаголы «выйдешь», « не забудешь», «не увидишь», «разминемся», «слезятся», а также имена прилагательные, несущие в себе отрицание «необутая», «безнадежные», «неживою», «бессмысленною».

Отсутствуют глаголы множественного числа, которые передавали бы общность действий. — В произведении прослеживаются библейские мотивы. Найдите эти слова. — В первом четверостишии слово «рассвет», образованное от слова «свет», которое в свою очередь тождественно со словом «свят».

Во втором герой обращается к богу со словами «Боже всевышний», к которому мы обращаемся в минуты сильного волнения, в минуты душевного расстройства, в минуты, когда даже надежда покидает нас. -Через все стихотворение проходят повторяющиеся мотивы холода и ветра, которые отражают состояние героев. Найдите их.

— «Рассвет», «вода в мурашках», «простуда», «пустота», «пара фраз, залетевших отсюда». -Меняется ли тональность стихотворения? Покажите на примерах. — Да. Все сильнее нарастает тревога. 5.Слово учителя. Назовите влюбленных из истории литературы, которым не суждено было быть вместе. Соедините линиями.

  1. Ромео Жибек
  2. Меджнун Кебек
  3. Енлик Джульетта
  4. Козы-Корпеш Кончита
  5. Толеген Лейли
  6. Резанов Баян-сулу

— Какие два имени для вас оказались новыми? — Да, это Резанов, командор Резанов, и его возлюбленная Кончита. О них и повествует А.Вознесенский в своем шедевре «Сага».

Кончита и Николай Резанов

-Каким должен быть командор? -Смелым, решительным, умным, талантливым, патриотом своей Родины. -Правильно. Именно такими качествами обладал и Николай Резанов. Кстати, русские историки говорят, если бы Резанов вернулся и прожил еще дольше, Россия никогда бы не продала Аляску. А теперь вернемся к Калифорнии. Историческая справка. Слово учителя.

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились.

Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807).

Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели.

Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

В своем последнем письме от 24 -26 января 1807 года своему свояку, директору РАК Михайло Булдакову Резанов так отзывается о своей калифорнийской невесте: «Из моего калифорнийского донесения не сочти меня, мой друг, ветреницей.

Читайте также:  Заяц и еж - краткое содержание сказки гримм

Любовь моя у вас, в Невском под куском мрамора, а здесь – следствие ентузиазма (орфография Резанова.- Авт.) и очередная жертва отечеству. Контенсия мила, добра сердцем, любит меня, и я люблю ее и плачу, что нет ей места в сердце моем».

Подобное замечание сделал в своем дневнике доктор Лангсдорф: «Все-таки надо отдать справедливость оберкамергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он все же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо.

Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

  • Патриотизм заставил меня изнурить все силы мои;я плавал по морям, как утка;страдал от голода, холода, в то же время от обиды,
  • и еще вдвое от сердечных ран моих.

Н.П.Резанов — М.М. Булдакову 24-26 января 1807 года, Иркутск

-Почему Кончита осталась верна Резанову, своему долгу до конца своих дней?

— Они обручились, а обеты, принесенные перед алтарем, перед Богом, святы и нерушимы. — Какую героиню нам напоминает Кончита? -Машу Троекурову из повести А.С.Пушкина «Дубровского». Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо родилась 10 февраля 1791 года.

По воспоминаниям современников, Кончита отличалась от других живостью и жизнерадостностью, своими воспламеняющими любовь глазами, белоснежной улыбкой, выразительными и приятными чертами, стройностью фигуры и природной добротой.

Доктор Георг Лангсдорф, участник первого русского кругосветного путешествия и экспедиции в Калифорнию, натуралист и личный врач Резанова, так описывает ее в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей.

Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». Всю свою жизнь донна Консепсьон посвятила благотворительности и обучению индейцев. В Новой Калифорнии ее называли La Beata (Благословенная). Ее тело было захоронено на кладбище монастыря, а в 1897 году перенесено на специальное кладбище Ордена Святого Доминика.

«Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу», — так напишет о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».

Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной.Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу. Так написал о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

» Шериф Монтеррея развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли — для Кончиты. Итог урока: Сегодня вы были в роли путешественников, историков, географов и литературоведов. Но жизнь вам подарит еще одну роль — любить и быть любимым.

Сможете ли вы понять, уберечь, спасти любовь, пронести это светлое чувство через всю жизнь — зависит только от вас самих. Надо ценить любовь и оберегать любимого человека. Надо дорожить каждой минутой, думая и заботясь о нем. И последним аккордом нашего урока будут слова из стихотворения А.

Кочеткова « С любимыми не расставайтесь…», которые будут для вас в будущем, я надеюсь, С любимыми не расставайтесь, С любимыми не расставайтесь Всей кровью прорастайте в них. С любимыми навек прощайтесь, С любимыми навек прощайтесь, Когда уходите на миг.

Д/з: написать эссе « Любить -значит жить »

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturie-tiema-stikhotvorieniie-sagha-a-vozniesienskogho-ili-istoriia-odnoi-liubvi

"Я тебя никогда не забуду", или Сага о любви и разлуке..

«Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений.

Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости, разныя интересныя в положении моем услуги ея и искренность, на которыя долгое время смотрел я равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моем сердце; мы ежедневно зближались в объяснениях, которыя кончились наконец тем, что она дала мне руку свою.«Письмо Н. Резанова Н.

Румянцеву, 17 июня 1806 года.Анализ стихотворения Вознесенского Сага«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, — «Юнона» и «Авось», — на которых совершала своё плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).

В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо. Николай Петрович Резанов, камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н.П.Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано «Николай Петрович Резанов. 1764—1807.

Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791—1857. Я тебя никогда не увижу». На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы «Авось», которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника».

Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера — это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, «автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью.

Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…» Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение «Сага» («Ты меня на рассвете разбудишь…»), написанное им в 1977 году.

Поскольку термин «рок-опера» в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».

Одна из рецензий 2006 года на спектакль театра «Ленком» «Юнона и Авось»:»«Юнона и Авось» – культовый спектакль не только для «Ленкома», но и для театральной Москвы не одного десятилетия.

Он появился на свет в 1981 году и с тех самых пор вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Все в этом спектакле соотнесено безукоризненно: актерские работы, сценография, цвет, свет, ритм. Он до сих пор свеж и многозначен, умен и непривычно броско зрелищен.

Слово и мысль, музыка и танец, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – все слито в органичное единство. История любви русского путешественника, камергера, графа Николая Петровича Резанова и юной красавицы Кончиты, дочери испанского губернатора Сан-Фран­циско, словно создана для музыкального спектакля.

Постановка Марка Захарова, соединившая поэму Андрея Вознесенского и музыкальное произведение композитора Алексея Рыбникова, стала сценическим сочинением с присущей только ему поэтической условностью, метафоричностью, полифонией. Наряду с этим в «Юноне и Авось», как ни в каком другом спектакле Захарова, звучит тема вечной России с ее неистовым, только ей свойственным лиризмом. Спектакль словно наполнен сильным, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого перед зрителями разыгрывается красивая история любви». ( Жанна Филатова)

Читайте также:  Сочинения по рассказам тургенева

Это, действительно, прекрасный спектакль, — одна из лучших постановок Марка Захарова. Сейчас в нем задействованы уже другие актеры, но популярность у зрителей по-прежнему не ослабевает.»Юнона и Авось», в ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина.Романс «Я тебя никогда не забуду» со временем обрел самостоятельную жизнь, — вне спектакля и его сюжета.

Он стал известен всей стране прежде всего благодаря трио «Меридиан».
 
На своих концертах часто пела этот романс и певица Жанна Рождественская, чей уникальный голос звучал во многих кино-хитах того времени. Среди исполнителей были Александр Маршал, Павел Смеян, дуэт «Smash» и многие другие…Декабрь 2013 года. Финал второго сезона проекта «Голос». Поет Гела Гуралиа.

Звучат первые слова: «Ты меня на рассвете разбудишь…». В отличие от театральной версии, у Гелы это — монолог, в котором сосредоточена вся боль человека, расстающегося со своей возлюбленной, и предчувствующего (знающего?), что это — навсегда. Я забываю о том, что это — сцена, вокруг которой переполненный зал, телекамеры, жюри…

Я только чувствую эту боль, и одновременно, — огромную внутреннюю силу этого человека. Не только того, от имени которого поет артист, но и его самого — Гелы Гуралиа. Каждая нота тщательно пропета, каждое слово столь же тщательно и продуманно высказано.

Возможно, Гела не связывает свое исполнение именно с историей любви графа Резанова и Кончиты, но когда он поет «Заслонивши тебя от простуды…», — я вижу, как бережно укрывает невесту своим плащом старающийся быть мужественным командор.

«Не мигая, слезятся от ветра безнадежные карие вишни», — и я действительно ощущаю пронизывающий ветер, вижу тоску и отчаяние в карих глазах его невесты… Этому монологу невозможно не сопереживать. Равнодушным может остаться только тот, кто вообще не наделен этой способностью, — сопереживания.

Как я уже сказала, романс «Я тебя никогда не забуду» пели многие прекрасные артисты, в памяти навсегда останется и голос Николая Караченцова… Но сердце у меня замирает только тогда, когда я слышу, как поет эту сагу Гела Гуралиа. Какое счастье, что романс вошел и в его концертный репертуар.

Каждый раз он звучит по-разному, пробуждая новые эмоции и чувства, неизменным остается одно — радость соприкосновения с тем, что называется высочайшим искусством. «Я ничего лишнего не делаю. Я стараюсь смысл песни передать голосом, звуком, — это самое главное», — сказал когда-то Гела. Романс «Я тебя никогда не забуду» служит ярким тому и примером, и подтверждением.Орел. Видео: Алена П.А это — моя любимая (на сегодняшний день) «версия»:Иваново. Видео : Елена Хлебникова.

«Для любви не названа цена —Лишь только жизнь одна,

Жизнь одна…»

Спасибо, Гела!

Использованы материалы сайта: www.lenkom.biz

Источник: https://gela-guralia.livejournal.com/217240.html

Андрей Вознесенский "Сон (Я шел вдоль берега Оби…)"

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь.

/ Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле, Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике.

Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал.

Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР.

Анализ стихотворения Вознесенского Сага

Сон (Я шел вдоль берега Оби…)

Я шел вдоль берега Оби, я селезню шел параллельно. Я шел вдоль берега любви, и вслед деревни мне ревели. И параллельно плачу рек, лишенных лаянья собачьего, финально шел XX век, крестами ставни заколачивая. И в городах, и в хуторах стояли Инги и Устиньи, их жизни, словно вурдалак, слепая высосет пустыня.

Кричала рыба из глубин: «Возьми детей моих в котомку, но только реку не губи! Оставь хоть струйку для потомства». Я шел меж сосен голубых, фотографируя их лица, как жертву, прежде чем убить, фотографирует убийца. Стояли русские леса, чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза, как человек перед расстрелом. Дубы глядели на закат. Ни Микеланджело, ни Фидий, никто их краше не создаст. Никто их больше не увидит. «Окстись, убивец-человек!» — кричали мне, кто были живы. Через мгновение их всех погубят взрывы.

«Окстись, палач зверей и птиц, развившаяся обезьяна! Природы гениальный смысл уничтожаешь ты бездарно». И я не мог найти Тебя среди абсурдного пространства, и я не мог найти себя, не находил, как ни старался. Я понял, что не будет лет, не будет века двадцать первого, что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано… Земля пустела, как орех. И кто-то в небе пел про это: «Червь, человечек, короед,

какую ты сожрал планету!»

Источник: https://1001.ru/articles/post/andrei-voznesenskii-son-ya-shel-vdol-berega-obi-41729

Вознесенский А.А. Сага. В дни неслыханно болевые… Разговор с эпиграфом

1. Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933 года, Москва – 1 июня 2010 года, Переделкино, ныне Москва) – советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно).

Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников».

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»… Делал превосходные видиомы, работал в жанре заумной поэзии («Улёт 1», «Улёт 2», «Дерево Бо»), писал стихопрозу. (вернуться)

2. Сага – стихотворение легло в основу рок-оперы «Юнона и Авось», либретто к которой написал А.Вознесенский.

«Юно́на и Аво́сь» — одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июня 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. С 31 декабря 1985 года исполняется также Санкт-Петербургским театром «Рок опера». Также входит в репертуар Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского, Красноярского государственного музыкального театра, Ростовского музыкального театра, Алтайского краевого театра музыкальной комедии, Оренбургского областного театра музыкальной комедии, Харьковского академического театра музыкальной комедии, с 2017 года Донецкого Государственного Академического Музыкально-Драматического Театра. Несколько десятков лет идёт как рок-балет на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета.
В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на её основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:
«Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причём выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.» (Марк Захаров: к 70-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности в «Ленкоме» — Театральная Афиша)

Читайте также:  Медея - краткое содержание пьесы еврипида

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены.

Слово «рок-опера» авторы заменили на «современная опера», поскольку за рок-музыкой в то время был строгий контроль со стороны властей.

Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене. (вернуться)

3. Адмиралтейство – комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Нева, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII—XIX веках.

Биржа – центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы). (вернуться)

4. согласно Гафизу – в строфе идет речь об идее перерождения, упоминающейся в произведениях персидского поэта Гафиза (Хафиза) Ширази (1300–1389). (вернуться)

5. В дни неслыханно болевые… – из цикла «Ахиллесово сердце». (вернуться)

6. Разговор с эпиграфом – стихотворение является прямым продолжением темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях “Юбилейное”, “Сергею Есенину” и во вступлении к поэме “Во весь голос”.

Как и его великий предшественник, Вознесенский относится к поэзии серьезно, это не просто времяпровождение, а основательная и вдумчивая работа: «Я занимаюсь биологией стиха…» Владимир Маяковский сравнивал свои стихи с армией. Он понимал, что слово порой страшнее любого оружия. Оно может сразить тысячи, повести вперед или обратить в бегство. Свой талант поэт отдал служению народу: И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. (В.Маяковский. Во весь голос) Вознесенскому тоже приходится бороться за свои идеалы, против “идиотов” и всего того, что не принимает его душа: …Поэт одиозен, порой смешон — пока не требует поэта к священной жертве стадион! Для Вознесенского слово, сказанное народу, должно быть священно. Людям нельзя солгать, слукавить ради выгоды. Хотя поэт прекрасно понимает, что не всегда среди слушателей и поклонников его те, ради которых стоит распинать себя, душу свою закладывать, так как некоторые ходят на поэзию, «как на душ Шарко. Даже герои поэмы “Плохо!” требуют сложить о них “Хорошо!”». Маяковский жил в судьбоносное, решающее время. И поэзия была весомым оружием, сотрясающим старые устои, борющимся за светлое будущее: Надо, чтоб поэт и в жизни был мастак. Мы крепки, как спирт в полтавском штофе. (В.Маяковский. Юбилейное) И Вознесенский ему вторит, подтверждая серьезность поэзии для современной жизни. В России так сложилось, что поэты — пророки и учителя своего народа, к сожалению, не всегда при жизни. О Маяковском он переживает, потому что
Вы ушли, понимаемы процентов на десять— Остались Асеев и Пастернак. Но мы не уйдем… Это прямое продолжение идеи Маяковского, “говорящего” умершему Есенину: В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. (В.Маяковский. Сергею Есенину)

Вознесенского роднит с Маяковским не только общий взгляд на вещи, но и поэтика, звучание фраз, ломающийся стих лесенкой. Это не подражание предшественнику, а духовное родство двух поэтов. (вернуться)

Источник: http://literatura5.narod.ru/voznesensky-andrej_stixi.html

Читать

  • Андрей Вознесенский
  • Содержание:
  • » Автопортрет
  • » Антимиры
  • » Баллада 41го года
  • » Баллада точки
  • » Баллада-диссертация
  • » Былина о Мо
  • » Бьет женщина
  • » Бьют женщину

» В дни неслыханно болевые…

» В человеческом организме…

  1. » Вальс при свечах
  2. » Васильки Шагала
  3. » Велосипеды
  4. » Вечеринка
  5. » Возвращение в Сигулду
  6. » Война
  7. » Говорит мама
  8. » Гойя
  9. » Грузинские базары
  10. » Грузинские дороги

» Да здравствуют прогулки в полвторого…

» Для души, северянки покорной…

» Древние строки

» Есть русская интеллигенция…

  • » Замерли
  • » Записка Е.Яницкой, бывшей машинистке Маяковского
  • » Заповедь

» Знай свое место, красивая рвань…

  1. » Зов озера
  2. » Из закарпатского дневника
  3. » Из Ташкентского репортажа
  4. » Исповедь
  5. » Итальянский гараж
  6. » Кассирша
  7. » Кроны и корни

» Кто мы — фишки или великие?..

» Лейтенант Загорин

» Лень (Благословенна лень…)

» Лобная баллада

» Лонжюмо

» Мама, кто там вверху, голенастенький…

  • » Мастера
  • » Мать
  • » Маяковский в Париже

» Можно и не быть поэтом…

  1. » Молитва
  2. » Монолог битника
  3. » Монолог Мерлин Монро

» Мордеем, друг. Подруги молодеют…

» Мотогонки по вертикальной стене

» Муравей

» Мы — кочевые, мы — кочевые…

» На озере

» На плотах

» На суде, в раю или в аду…

» Нам, как аппендицит…

» Нас много. Нас может быть четверо…

» Не возвращайтесь к былым возлюбленным…

» Не отрекусь…

  • » Ностальгия по настоящему
  • » Ночь
  • » Нью-йоркская птица
  • » Ода сплетникам
  • » Оза (Фрагмент)

» Озеро (Кто ты — непознанный Бог…)

» Озеро Свитязь

» Оправдываться — не обязательно…

» Осень (Утиных крыльев переплеск…)

  1. » Осень в Сигулде
  2. » Охота на зайца
  3. » Памятник
  4. » Параболическая баллада
  5. » Париж без рифм
  6. » Первый лед

» Песня (Мой моряк…)

  • » Песня вечерняя
  • » Песчаный человечек
  • » Петрарка
  • » Плач по двум нерожденным поэмам
  • » Повесть

» Поглядишь, как несметно…

» Пожар в Архитектурном институте

» Последняя электричка

» Почему два великих поэта…

» Поют негры

» Правила поведения за столом

» Пролог (Пес твой, Эпоха…)

» Прощание с Политехническим

» Разговор с эпиграфом

» Реквием (Возложите на море венки…)

» Римские праздники

» Романс (Запомни этот миг…)

» Рублевское шоссе

» Сага (Ты меня на рассвете разбудишь…)

» Сибирские бани

» Сидишь беременная, бледная…

» Сирень

» Скука

» Сложи атлас, школярка шалая…

» Смерть Шукшина

» Сначала

» Сон (Мы снова встретились…)

» Сон (Я шел вдоль берега Оби…)

» Сообщающийся эскиз

» Стеклозавод

» Стихи не пишутся — случаются…

» Стриптиз

» Теряю свою независимость…

  1. » Тишины!
  2. » Торгуют арбузами
  3. » Тоска
  4. » Триптих
  5. » Туманная улица

» Ты поставила лучшие годы…

» Ты с теткой живешь…

  • » Фиалки
  • » Флорентийские факелы
  • » Художник и модель
  • » Эскиз поэмы

» Я — двоюродная жена…

» Я — семья…

  1. ГОЙЯ
  2. Я — Гойя!
  3. Глазницы воронок мне выклевал ворон,
  4. слетая на поле нагое.
  5. Я — Горе.
  6. Я — голос
  7. Войны, городов головни
  8. на снегу сорок первого года.
  9. Я — Голод.
  10. Я — горло
  11. Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой…

  • Я — Гойя!
  • О, грозди
  • Возмездья! Взвил залпом на Запад —
  • я пепел незваного гостя!
  • И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
  • Как гвозди.
  • Я — Гойя.
  • 1959
  • Русская советская поэзия 50-70х годов.

Хрестоматия. Составитель И.И.Розанов.

  1. Минск: Вышэйшая школа, 1982.
  2. ПОЖАР В АРХИТЕКТУРНОМ ИНСТИТУТЕ
  3. Пожар в Архитектурном!
  4. По залам, чертежам,
  5. амнистией по тюрьмам —
  6. пожар, пожар!
  7. По сонному фасаду
  8. бесстыже, озорно,
  9. гориллой краснозадой
  10. взвивается окно!
  11. А мы уже дипломники,
  12. нам защищать пора.
  13. Трещат в шкафу под пломбами
  14. мои выговора!
  15. Ватман — как подраненный,
  16. красный листопад.
  17. Горят мои подрамники,
  18. города горят.
  19. Бутылью керосиновой

взвилось пять лет и зим…

Кариночка Красильникова,

ой! горим!

  • Прощай, архитектура!
  • Пылайте широко,
  • коровники в амурах,
  • райклубы в рококо!
  • О юность, феникс, дурочка,
  • весь в пламени диплом!
  • Ты машешь красной юбочкой
  • и дразнишь язычком.
  • Прощай, пора окраин!
  • Жизнь — смена пепелищ.
  • Мы все перегораем.
  • Живешь — горишь.
  • А завтра, в палец чиркнувши,
  • вонзится злей пчелы
  • иголочка от циркуля

из горсточки золы…

…Все выгорело начисто.

  1. Милиции полно.
  2. Все — кончено!
  3. Все — начато!
  4. Айда в кино!
  5. 1957

Андрей Вознесенский. Не отрекусь.

  • Избранная лирика.
  • Минск, «БелАДИ», 1996.
  • ОДА СПЛЕТНИКАМ
  • Я сплавлю скважины замочные.
  • Клевещущему — исполать.
  • Все репутации подмочены.
  • Трещи,
  • трехспальная кровать!

У, сплетники! У, их рассказы!

  1. Люблю их царственные рты,
  2. их уши,
  3. точно унитазы,
  4. непогрешимы и чисты.
  5. И версии урчат отчаянно
  6. в лабораториях ушей,
  7. что кот на даче у Ошанина
  8. сожрал соседских голубей,
  9. что гражданина А. в редиске

накрыли с балериной Б…

  • Я жил тогда в Новосибирске
  • в блистанье сплетен о тебе.
  • как пулеметы, телефоны
  • меня косили наповал.
  • И точно тенор — анемоны,
  • я анонимки получал.
  • Междугородные звонили.
  • Их голос, пахнущий ванилью,
  • шептал, что ты опять дуришь,
  • что твой поклонник толст и рыж.
  • Что таешь, таешь льдышкой тонкой

в пожатье пышущих ручищ…

  1. Я возвращался.
  2. На Волхонке
  3. лежали черные ручьи.
  4. И все оказывалось шуткой,
  5. насквозь придуманной виной,
  6. и ты запахивала шубку
  7. и пахла снегом и весной.
  8. Так ложь становится гарантией

твоей любви, твоей тоски…

Орите, милые, горланьте!..

Да здравствуют клеветники!

Смакуйте! Дергайтесь от тика!

Но почему так страшно тихо?

Тебя не судят, не винят,

и телефоны не звонят…

Андрей Вознесенский. Не отрекусь.

  • Избранная лирика.
  • Минск, «БелАДИ», 1996.
  • ТИШИНЫ!

Тишины хочу, тишины…

Нервы, что ли, обожжены?

Тишины…

  1. чтобы тень от сосны,
  2. щекоча нас, перемещалась,
  3. холодящая словно шалость,
  4. вдоль спины, до мизинца ступни,

тишины…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=224476&p=1

Ссылка на основную публикацию