Ребёнку предстояло написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа». Вместе с дочкой, точнее, после неё, я перечла «Муму» Ивана Тургенева.
Спустя четверть века, так сказать, вернулась к этому произведению.
Повесть написана талантливо, ребёнок – пятиклассник безоговорочно верит в то, что Герасим любит собаку, а Муму любит своего хозяина – спасителя (помните, он вытащил щенка из болота).
Тогда почему Герасим утопил Муму? Зачем? Если всё равно он потом ушёл от барыни.
Не иначе, как подчинился Судьбе, обделившей мужчину ещё при его рождении слухом и голосом. Может, и барыню Герасим видел, как Судьбу, и принимал её безоговорочно, повинуясь всем её капризам и приказам.
Но, думаю, что такие размышления явно не по силам детской психике и разуму.
Это не детская литература, на мой взгляд, нет здесь счастливого финала.
И дочка не спросила меня, почему Герасим утопил Муму. Она спросила, как можно убить существо, которое тебя любит. И я считаю, что такая постановка вопроса для ребёнка более правильная. И ответ тогда будет однозначный: «Барыня приказала, он исполнил».
И не боялся Герасим наказания, как не боялся никого (его боялись), не знал он о нём ничего.
Герасим – «вещь», личная собственность хозяйки, а у вещи нет прав никаких. Особенно нет права любить, и нет права защищать то живое существо, которым дорожишь.
Но вернёмся к тому, что девочке надо написать сочинение. Естественно, никто не учил детей, как нужно это делать правильно. Хорошо, что наша учительница по русскому языку понимает это. Потому и дала примерный план, по которому можно написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа».
***
Итак, сначала примерный план сочинения на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева».
1. Введение. Моё отношение к Герасиму.
2. Основная часть. Кто такой Герасим?
Как выглядит герой, что в его облике подчёркивает автор?
Как проявляет себя герой в поступках?
Как Герасим относится к людям и они к нему?
Как автор относится к герою?
Чем Герасим отличается от других героев?
3. Заключение. Почему Герасим уходит от барыни в родную деревню?
***
Теперь само сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева», написанное моей дочкой Светланой.
Главным героем рассказа И. С. Тургенева «Муму» является Герасим. Моё отношение к Герасиму хорошее, потому что он добрый (дарил подарки Татьяне, спас собачку из болота), трудолюбивый (во дворе и в его каморке всегда чисто и аккуратно), в общем, замечательный человек.
Герасим родился и жил в деревне, его силе можно было позавидовать. Наверное, этой силой и приглянулся мужчина барыне, и она забрала его в свой московский дом. Там Герасим стал работать дворником.
Сначала он чувствовал себя несчастным, скучал, потому что привык жить в деревне. Одежда у Герасима была немножко плоховата. Ему купили сапоги, кафтан на лето сшили, а на зиму – тулуп. Герасим – очень сильный, строгий, дружелюбный (всегда помогает всем), но чужих во двор не пускает, а остальная челядь его побаивается. Объяснялся Герасим с людьми знаками, потому что был глухонемым.
Герасим дарит Татьяне подарки, потому что она ему нравится, спасает собачку и ухаживает за ней, охраняет своих хозяев от воров. Он – хороший человек и поступки у него хорошие.
Герасим считает людей «своими», а вот люди его побаиваются.
Даже автор относится к герою своего рассказа хорошо. Он его уважает за хорошие поступки.
Герасим отличался от всех тем, что он был глухонемым. Но это не стало его главным отличием от других работников барыни.
Несмотря на то, что барыня лишила Герасима всего того, что он любил: жизни в деревне, Татьяны и собаки Муму, он нашёл в себе силы выполнить последний приказ и ушёл навсегда в свой деревенский домик. Так он стал независимым, не испугавшись даже, что его могут наказать за побег.
***
Вот так увидела моя Светлана главного героя Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму».
А что о нём думают Ваши дети или думали Вы сами, когда были ребёнком?
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-na-temu-gerasim-glavnyj-geroj-rasskaza-mumu-turgeneva.html
План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.
- Учитель русского языка и литературы
- Раздорова Татьяна Александровна,
- МБОУ «Нижнежуравская основная
- общеобразовательная школа»
Данный урок проводится в 5классе при изучении творчества И.С.Тургенева. В ряду уроков, отведенных на изучение рассказа «Муму», данный урок второй. Цели для учителя:
Воспитательные цели:
- Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
- Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательная цель: выявить особенности характера героя, авторской позиции.
Развивающие цели:
- Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
- Развивать аналитическое мышление.
Цели для учащихся:
Знать/понимать:
— содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;
- — систему образов героев.
- Уметь:
- — определять авторскую позицию;
- — проводить анализ эпизода.
- Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки — задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.
- Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь
- ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель: организовать детей на работу
Для создания ситуации успеха, включения всех учащихся в беседу, учитель создает эмоциональный настрой, задав ребятам вопрос: «Что вы ждете от сегодняшнего урока?»
II. Предкоммуникативный этап.
Цель: актуализировать ранее полученные знания для дальнейшей работы с текстом.
1) Вступительное слово учителя
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.
Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка.
А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
2)Беседа. (Слайд 1)
Уч: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.
— Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения? (ответы учащихся)
- — Кто вызвал у вас эти чувства? (ответы учащихся)
- — Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)
- 3) Мотивировка темы. (Слайд №2)
Уч: Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные. Кто является главным героем? (Герасим) Почему? (Все события связаны с ним). Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.
Знать/ понимать:
— содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;
- — систему образов героев.
- Уметь:
- — определять авторскую позицию;
- — проводить анализ эпизода.
- 4) Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3)
Уч: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.
(Сообщение ученика) (Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый — уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.)
Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени — преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.
В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.
Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.
Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.
Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.
Беседа по вопросам:
1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?
2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму».
III. Коммуникативный этап.
Цель: проанализировать образ литературного героя с различных сторон.
1) Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки у нас записано на доске: «Герасим – это…».
Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)
1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»
Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Слайд № 4)
(Попутно объясняем слово «замечательный» — исключительный по своим достоинствам)
2 группа — Отношение к труду. ( И.С.
Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик…»)
Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5)
(Попутно объясняем слово «неистомная» — неутомимая, «славный» — очень хороший)
3 группа – Интерьер каморки. («…
он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Вывод: нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)
4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, — а в коротких: он считал их за своих»)
- Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.
- (Слайд №7) (Попутно объясняем слово «челядь» — дворовые слуги помещика)
- 3) Общие выводы.
— Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,
здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.)
— Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее.
Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему.
Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)
-Составление ассоциативного ряда.
Уч: Автор называет своего героя богатырем. Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (ответы учащихся)
- (Слайд №8)
- IV. Посткоммуникативный этап
- Цель: подвести итоги работы на уроке.
- 1) Уч: — Какие качества присущи Герасиму? (Учитель с учащимися дополняют цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает основательно… )
- — Какие качества вам близки?
- — Какие выводы вы сделали для себя?
— И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне).
- 2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в группах)
- Например,
- Герасим
- Могучий, работящий
- Служит, любит, работает
- Имеет широкую деревенскую душу
- Богатырь
— С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.
— С каким настроением вы уходите с урока?
VI. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/21/urok-literatury-v-5-klasse-tema-i-s-turgenev-mumu-obraz
Ответы Mail.ru: сочинение образ герасима по му-му
Сочинение: — Тургенев И. С. — Муму Тема: — Герасим – главный герой рассказа «Муму» . Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.
Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.
Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу.
Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму. Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг! Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью.
Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки.
Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни. Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Ни у кого не спросясь, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни.
Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей. . Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу. Источник
на лирта. ру зайти не судьба?
Набери на Яндексе «фильм муму»
Я когда смотрела, плакала. (((У него была очень плохая жизнь в господном доме! Сначала он лишился своей возлюбленной Татьяны. Потом собачки которую спас из реки и потом же по приказу Барышни он утопил её (((….
Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих.
Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
Все, что ни делал этот «славный мужик», совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить. Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника.
После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря.
Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина. Похожие сочинения
очинение: — Тургенев И. С. — Муму Тема: — Герасим – главный герой рассказа «Муму» . Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.
Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.
Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу.
Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму. Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг! Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью.
Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки.
Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни. Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Ни у кого не спросясь, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни.
Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей. . Герасим протесту
Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. Это очень высокий, под два метра, молодой человек, взятый барыней из деревни. Мы видим, как трудно привыкает Герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. Совсем другое дело в деревне.
Там он привык к тяжелому, крестьянскому труду, ценил этот труд и уважал его.
Но как бы ни относился Герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщательно, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…» Трудно было найти сторожа лучше, чем Герасим. Могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. А после случая, когда двоих смельчаков-воров Герасим стукнул лбами друг о дружку, двор, где служил этот человек, и вовсе обходили. Однако Герасим не только хорошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом никто не смел садиться. Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою ласков и добр. Влюбленный в Татьяну, он всячески старается обратить на себя ее внимание: то подарок ей сделает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. Особенно ярко эти качества Герасима проявились в его отношении к бедному щенку. Герасим сам не может говорить, поэтому с Муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. Кроме того, животное никогда не обманет и не предаст. Расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. Он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю. Мне Герасим очень нравится, не может не вызвать симпатии. Этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле очень добрый и ласковый. И очень хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то Герасим там обрел бы наконец свое счастье
Сочинение: — Тургенев И. С. — Муму Тема: — Герасим – главный герой рассказа «Муму» . Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.
Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.
Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу.
Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму. Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг! Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью.
Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки.
Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни. Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Ни у кого не спросясь, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни.
Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей. . Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.
Сочинение. Герасим является главным героем тургеневского рассказа «Муму» . Он был глухонемым от рождения, жил сначала в деревне в небольшой избушке и работал дворником у барыни. Природой этот человек был наделён необычайной силой. В деревне он считался самым исправным тягловым мужиком, работал за четверых.
Богатырскую Силу своего героя писатель показывает нам на многочисленных примерах: «В Петров день он так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корнем долой; у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» . Образные сравнения и метафоры автора помогают нам лучше представить и почувствовать громадную силу героя.
Герасим был влюблён в Татьяну, которая работа у барыни прачкой. Он ходил за ней по пятам, но она боялась его, каждый раз леденела от ужас а при виде его громадной фигуры Из-за этого над ним многие посмеивались. Герасим понимал это, но всё равно оставался спокойным, им в этом его главное достоинство.
В образе своего персонажа Тургенев воспевает также сострадание человека к животным, нашим братьям меньшим. Герасим пожалел щенка, который никак не мог выбраться из воды. Он подобрал бедную собачку, выхаживал её, постоянно возился с ней. Но барыня невзлюбила Муму. Чтобы не отдавать свою питомицу на расправу другим, дворник принимает решение утопить её.
Многие не понимали потом, почем этот мужик так расстраивается из-за собаки. А Герасим болезненно переживал потерю. Ведь Муму была ему самым близким существом. Трудолюбие является ещё одним положительным качеством немого. Живя в деревне, Герасим трудился не покладая рук. Любое дело спорилось у него, работал всегда ловко и проворно.
Было весело наблюдать за работающим великаном, для которого труд был в радость. Герасим симпатичен мне, так как я ценю в людях трудолюбие, доброту, достоинство. Однако в ситуации с Муму можно было бы найти другой выход. Я бы ушла от барыни вместе с собачкой и не стала топить её в реке.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/84978729