Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
- №4 Я есмь и вечно должен быть.
- И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,В каморке бедняка, и во дворце царя,Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
- №8 О друге с дружбой говоря.
- В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —Повсюду долетят горящие страницы,
- №12 В которых спит моя душа.
- За многих думал я, за всех знал муки страсти,Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,И, у далеких грез в неодолимой власти,
- №16 Прославят гордо каждый стих.
- И в новых звуках зов проникнет за пределыПечальной родины, и немец, и французПокорно повторят мой стих осиротелый,
- №20 Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава!Что клевета друзей? — презрение хулам!Венчай мое чело, иных столетий Слава,
№24 Вводя меня в всемирный храм.
Moy pamyatnik stoit, iz strof sozvuchnykh slozhen.Krichite, buystvuyte, — yego vam ne svalit!Raspad pevuchikh slov v gryadushchem nevozmozhen, —
- Ya yesm i vechno dolzhen byt.
- I stanov vsekh boytsy, i lyudi raznykh vkusov,V kamorke bednyaka, i vo dvortse tsarya,Likuya, nazovut menya — Valery Bryusov,
- O druge s druzhboy govorya.
- V sady Ukrainy, v shum i yarky son stolitsy,K preddveryam Indii, na bereg Irtysha, —Povsyudu doletyat goryashchiye stranitsy,
- V kotorykh spit moya dusha.
- Za mnogikh dumal ya, za vsekh znal muki strasti,No stanet yasno vsem, chto eta pesn — o nikh,I, u dalekikh grez v neodolimoy vlasti,
- Proslavyat gordo kazhdy stikh.
- I v novykh zvukakh zov proniknet za predelyPechalnoy rodiny, i nemets, i frantsuzPokorno povtoryat moy stikh osirotely,
- Podarok blagosklonnykh Muz.
Chto slava nashikh dney? — sluchaynaya zabava!Chto kleveta druzey? — prezreniye khulam!Venchay moye chelo, inykh stolety Slava,
- Vvodya menya v vsemirny khram.
- Pamyatnik
- Vjq gfvznybr cnjbn, bp cnhja cjpdexys[ ckj;ty/Rhbxbnt, ,eqcndeqnt, — tuj dfv yt cdfkbnm!Hfcgfl gtdexb[ ckjd d uhzleotv ytdjpvj;ty, —
- Z tcvm b dtxyj ljk;ty ,snm/
- B cnfyjd dct[ ,jqws, b k/lb hfpys[ drecjd,D rfvjhrt ,tlyzrf, b dj ldjhwt wfhz,Kbrez, yfpjden vtyz — Dfkthbq ,h/cjd,
- J lheut c lhe;,jq ujdjhz/
- D cfls Erhfbys, d iev b zhrbq cjy cnjkbws,R ghtlldthmzv Bylbb, yf ,thtu Bhnsif, —Gjdc/le ljktnzn ujhzobt cnhfybws,
- D rjnjhs[ cgbn vjz leif/
- Pf vyjub[ levfk z, pf dct[ pyfk verb cnhfcnb,Yj cnfytn zcyj dctv, xnj 'nf gtcym — j yb[,B, e lfktrb[ uhtp d ytjljkbvjq dkfcnb,
- Ghjckfdzn ujhlj rf;lsq cnb[/
- B d yjds[ pderf[ pjd ghjybrytn pf ghtltksGtxfkmyjq hjlbys, b ytvtw, b ahfywepGjrjhyj gjdnjhzn vjq cnb[ jcbhjntksq,
- Gjlfhjr ,kfujcrkjyys[ Vep/
Xnj ckfdf yfib[ lytq? — ckexfqyfz pf,fdf!Xnj rktdtnf lheptq? — ghtphtybt [ekfv!Dtyxfq vjt xtkj, bys[ cnjktnbq Ckfdf,
- Ddjlz vtyz d dctvbhysq [hfv/
- Gfvznybr
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
904 |
745 |
147 |
119 |
52 |
55 |
24 |
6 |
64,6 % |
1,41 |
3,8 % |
Размер: шестистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге
4 строки, четверостишие | сложен-свалить-невозможен-быть | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | вкусов-царя-брюсов-говоря | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | столицы-иртыша-страницы-душа | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | страсти-них-власти-стих | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | пределы-француз-осиротелый-муз | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | забава-хулам-слава-храм | ABAB (перекрёстная) |
Семантическое ядро
мыть | 2 | 1,36 % |
слава | 2 | 1,36 % |
стих | 2 | 1,36 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/bryusov/sozvuchnykh
Анализ стихотворения Брюсова «Памятник
В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным.
Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды.
В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный».
Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся пространственных планов. Гавриил Романович надеется, что слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал».
У Валерия Яковлевича география в несколько раз шире.
Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается: В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша… Через несколько строк поэт добирается до европейских стран: … и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый… Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах и великих деяниях императрицы, а о ее добродетелях. Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.
Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству.
У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича. Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений.
Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы.
Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро.
Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги: Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть. Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича.
Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1896) поэт завещал «искусству и вечности».
Сочинения по темам:
- В 1900 году издательство “Скорпион” выпустило третий сборник Брюсова, получивший название “Tertia Vigilia” (в переводе с латинского языка – “Третья…
- “Отреченье” – стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника “Me…
- Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе…
- Молодой Валерий Брюсов, как и многие его коллеги по поэтическому цеху, довольно много экспериментировал, пытаясь найти свой путь в литературе….
«Памятник» Валерий Брюсов
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
Я есмь и вечно должен быть.
- И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов, - О друге с дружбой говоря.
- В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —
Повсюду долетят горящие страницы, - В которых спит моя душа.
- За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти, - Прославят гордо каждый стих.
- И в новых звуках зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый, - Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава!
Что клевета друзей? — презрение хулам!
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.
Анализ стихотворения Брюсова «Памятник»
В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным.
Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды.
В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный…».
Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся пространственных планов. Гавриил Романович надеется, что слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…».
У Валерия Яковлевича география в несколько раз шире.
Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается:
В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша…
Через несколько строк поэт добирается до европейских стран:
…и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый…
Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах и великих деяниях императрицы, а о ее добродетелях. Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.
Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству.
У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича. Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений. Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы.
Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро.
Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги:
Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
Я есмь и вечно должен быть.
Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича. Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1896) поэт завещал «искусству и вечности».
Валерий Яковлевич Брюсов
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
И станов всех бойцы, и люди разных вкусов, В каморке бедняка, и во дворце царя, Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, — Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.
За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь — о них, И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
И в новых звуках зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава! Что клевета друзей? — презрение хулам! Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.
Валерий Брюсов
В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным.
Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды.
В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный…».
Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся пространственных планов. Гавриил Романович надеется, что слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…».
У Валерия Яковлевича география в несколько раз шире.
Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается:
- В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша…
- Через несколько строк поэт добирается до европейских стран:
- …и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый…
Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах и великих деяниях императрицы, а о ее добродетелях. Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.
Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству.
У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича. Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений. Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы.
Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро.
Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги:
Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть.
Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича. Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1896) поэт завещал «искусству и вечности».
«ПАМЯТНИК» Г. Р. ДЕРЖАВИНА И «ПАМЯТНИК»
В. Я. БРЮСОВА
(методический аспект сопоставительного анализа)
Тема памятника, методический аспект, сопоставительный анализ, поэтика, образная система.
Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.
В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник — ода Горация «Памятник». Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация — это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.
Стихотворение Державина «Памятник» впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». «Памятник» Брюсова был написан в 1912 году.
Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы: Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия? Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений? В чем своеобразие лирического героя стихотворений? Обратите внимание на географические наименования.
Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что: Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым.
Он «дерзнул» писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе: За многих думал я, за всех знал муки страсти,Но станет ясно всем, что эта песнь — о них, И у далеких грез в непобедимой власти Прославят гордо каждый стих.
Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в «певучих» словах своих творений. Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина — 5 строф, у Брюсова — 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав.
Метр обоих стихотворений — ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова — шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы. Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.
В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- «толпе»: «Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!».
Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя. Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..». Брюсов пишет, что его страницы долетят: «В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша».
В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:И, в новых звуках, зов проникнет за пределыПечальной родины, и немец, и французПокорно повторят мой стих осиротелый,Подарок благосклонных муз. Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны — Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.
Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы.
Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: «памятник чудесный, вечный», «вихрь быстротечный», «народах неисчетных», «заслугой справедливой» и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения.
У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: «распад певучих слов», «подарок благосклонных муз» и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти.
Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены «каморка бедняка» и «дворец царя», что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.
Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений. Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль.
Лексика его стихов — звучная, близкая к ораторской речи. Стих — сжатый, сильный, «с развитой мускулатурой» /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность.
И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.
Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.
Источник: https://alluz.ru/dosug-s-detmi/analiz-stihotvoreniya-bryusova-pamyatnik.html
Сопоставительный анализ “Памятник” Г. Р. Державина и “Памятник В. Я. Брюсова
Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г. Р. Державина и В. Я.
Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников. В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник – ода Горация “Памятник”. Стихотворения Г. Р.Державина и В. Я.
Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация – это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.
Стихотворение Державина “Памятник” впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием “К Музе. Подражание Горацию”. “Памятник” Брюсова был написан в 1912 году.
Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы: Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия? Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис.
Как это влияет на общий пафос стихотворений? В чем своеобразие лирического героя стихотворений? Обратите внимание на географические наименования.
Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что: Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.
Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он “дерзнул” писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека.
Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.
О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе: За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь – о них, И у далеких грез в непобедимой власти Прославят гордо каждый стих.
Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в “певучих” словах своих творений.
Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав.
Метр обоих стихотворений – ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова – шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.
Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне.
У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.
В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии.
У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- “толпе”: “Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!”.
Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя. Интересно сравнение пространственных планов стихотворений.
У Державина: “Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..”. Брюсов пишет, что его страницы долетят: “В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша”.
В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами: И, в новых звуках, зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных муз.
Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны – Германия, Франция.
Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще. Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом.
Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: “памятник чудесный, вечный”, “вихрь быстротечный”, “народах неисчетных”, “заслугой справедливой” и т. д.
, а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: “распад певучих слов”, “подарок благосклонных муз” и т. д.
, что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям.
В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального.
В его стихотворении противопоставлены “каморка бедняка” и “дворец царя”, что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.
Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений.
Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений. Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль.
Лексика его стихов – звучная, близкая к ораторской речи. Стих – сжатый, сильный, “с развитой мускулатурой” /Д. Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое.
Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.
(2 votes, average: 4.50
Источник: https://goldsoch.info/sopostavitelnyj-analiz-pamyatnik-g-r-derzhavina-i-pamyatnik-v-ya-bryusova/
Памятник
ВВЕРХ
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!Распад певучих слов в грядущем невозможен, —Я есмь и вечно должен быть.
- И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,В каморке бедняка, и во дворце царя,Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,О друге с дружбой говоря.
- В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —Повсюду долетят горящие страницы,В которых спит моя душа.
- За многих думал я, за всех знал муки страсти,Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,И, у далеких грез в неодолимой власти,Прославят гордо каждый стих.
- И в новых звуках зов проникнет за пределыПечальной родины, и немец, и французПокорно повторят мой стих осиротелый,Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава!Что клевета друзей? — презрение хулам!Венчай мое чело, иных столетий Слава,Вводя меня в всемирный храм.
Брюсов, Валерий Яковлевич
В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным.
Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды. В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный…».
Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся пространственных планов. Гавриил Романович надеется, что слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…». У Валерия Яковлевича география в несколько раз шире. Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается:
В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,К преддверьям Индии, на берег Иртыша…
Через несколько строк поэт добирается до европейских стран:
…и немец, и французПокорно повторят мой стих осиротелый…
Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах и великих деяниях императрицы, а о ее добродетелях. Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.
Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству. У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича.
Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений. Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы.
Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро. Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги:
Распад певучих слов в грядущем невозможен, —Я есмь и вечно должен быть.
Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича. Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1896) поэт завещал «искусству и вечности».
на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019
Источник: https://poesy.site/poems/2268-pamjatnik.html
Анализ стихотворения Брюсова «Памятник» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Стихотворение наполнено романтикой ускользающего счастья: “жужжал пчелами каждый куст”, “в дали сливалось пенье птиц”, но когда читатель доходит до строчки “слеза нескромная светилась”, невольно становится грустно, вмиг обаяние весеннего настроения уходит, появляется тревого за происходящее.
Но чего же боятся герои произведения? – ускользающего счастья, и птичка – верное тому подтверждение. Складывается впечатление, что для девушки описываемая встреча дороже, чем для молодого человека: ” Я трепетал, чтоб с робких уст Твое признанье не слетело”, “Над сердцем счастье тяготело”.
Подробнее…
Анализ стихотворения Блока “Дым от костра струею сизой”
Впервые стихотворение “Дым от костра струею сизой…” напечатал альманах “На рассвете” в 1910 году. Изначально произведение имело заглавие – “Романс”. Впоследствии Блок решил его убрать. Зато в окончательной редакции появился эпиграф.
Он взят из знаменитого и по сей день городского романса “Побудь со мною”, в качестве автора музыки и слов к которому выступает Николай Зубов (1867-1906?). Посвящена композиция русской эстрадной исполнительнице Анастасии Вяльцевой (1871-1913).
Подробнее…
Анализ стихотворения Цветаевой “С большою нежностью – потому”
Марина Цветаева очень рано осталась без матери и долгое время испытывала панический страх перед смертью. Ей казалось, что вот так просто и внезапно покинуть этот мир – высшая несправедливость.
Шли годы, и постепенно юная поэтесса находила в смерти некое упоение, считая, что переход в иной мир является избавлением от многочисленных житейских проблем.
Неудивительно, что свою жизнь доведенная до отчаяния Цветаева позже закончит самоубийством, а пока она лишь примеряет к себе образ покойницы, представляя, каким будет мир после того, как она его покинет.
Подробнее…
Анализ стихотворения Фета «Напрасно»
В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком.
Эта навязчивая идея стоила Фету личного счастья, так как он вынужден был отказаться от любви к Марии Лазич – девушки из благородной, но бедной семьи.
Подробнее…
Анализ стихотворения Цветаевой “Я знаю правду!”
Первая мировая война застала Марину Цветаеву врасплох и привнесла в ее жизнь еще больше хаоса. Расставшись со своей возлюбленной Софьей Парнок, поэтесса вернулась к мужу и попыталась восстановить семейные отношения. Однако вскоре Сергей Эфрон ушел на фронт.
В холодной осенней Москве 1915 года, оставшись практически без средств к существованию, Цветаева написала стихотворение “Я знаю правду!”, в котором выразила свое негативное отношение к военным действиям.
Подробнее…
Анализ стихотворения Блока «Ворона»
В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства.
Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка.
Вероятно, основная причина тому – собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5232-analiz-stikhotvoreniya-bryusova-pamyatnik.html