Анализ стихотворения баратынского элегия

  • Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств
  • Культурологический факультет
  • Контрольная работа по русской литературе
  • Тема:
  • Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского
  • Выполнил:
  • Студентка 2 курса

Кандакова Г.А.

Проверил: Л.Н.Тихомирова

Г. Челябинск – 2008 г.

  1. План
  2. 1. Жанр элегии: особенности развития
  3. 2. Особенности исторической эпохи

3. Художественные принципы Баратынского Е.А

  • 4. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»
  • 5. Значение творчества
  • Список литературы
  • 1. Жанр элегии: особенности развития

Начало XIX века. Это время характеризуется направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и отношения к действительности.

Именно в это время поэты и писатели стремятся воплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью, отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Именно в это время возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, для художественной системы которого главной ценностью является человек и его внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

2. Особенности исторической эпохи

Е. Баратынского, наряду с такими поэтами, как П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, в истории русской поэзии относят к «поэтам пушкинской поры», поэтам, принявшим новую, пушкинскую художественную систему и давшим ей дальнейшее развитие.

Пушкинская пора – это пора воплощения открывшейся сложности духовного богатства человека. Человек ощутил себя носителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личного достоинства воодушевляли человека.

Исторические события стали просматриваться сквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к коренной перестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый, романтический тип мышления.

Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в ту пору стала элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустными настроениями.

Элегия – очень динамичный жанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того, жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, в начале XIX века – это преимущественно кладбищенская элегия, в 1810 – 1920-е годы начинает господствовать форма унылой элегии (В.А.

Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая) элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявляться кризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания, его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, А. Пушкина и е.

Баратынского, показало, что элегия еще не исчерпала всех своих возможностей.

Что же нового привнес Баратынский в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Как творчество данного поэта повлияло на дальнейшее развитие русской поэзии? Вот те вопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. И именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

3. Художественные принципы Баратынского Е.А.

Творчество Е. Баратынского – одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического движения.

С одной стороны, Баратынский – романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне противоречивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека, отразивший в своем творчестве одиночество этого человека.

Ведь глубокие общественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризису просветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимо сознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которого характерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность.

Если для романтиков не свойственно было критиковать чувства с позиций разума, так как они возникают непроизвольно и неподвластны разумной воле человека, то, по мысли Баратынского, движения человеческой души одухотворены, а следовательно, не только разумны, но и поддаются анализу.

В отличие от романтиков, он предпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которые гибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынского не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв и холоден, а не страстен.

  1. В раннем творчестве, в элегиях, герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует, размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий, внутреннего смятения:
  2. Вам дорог я, твердите вы,
  3. Но лишний пленник вам дороже,
  4. Вам очень мил я, но, увы!
  5. Вам и другие милы тоже…
  6. («Приманкой ласковых речей…»);
  7. Я полон страстною тоской,
  8. Но не! рассудка не забуду…
  9. («Мне с упоением заметным…»)
  10. Одной из основных тем его элегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, с суровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишь разочарование:
  11. Обман исчез, нет счастья! и со мной
  12. Одна любовь, одно изнеможенье…
  13. («Сей поцелуй, дарованный тобой…»)

Герой его поэзии уже не может тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво и настороженно.

  • С другой стороны, еще одной ключевой темой ранней лирики Баратынского можно считать анализ собственной раздвоенности, противоречивости, колебаний:
  • С тоской на радость я гляжу,
  • Не для меня ее сиянье,
  • И я напрасно упованье
  • В больной душе моей бужу…
  • Все мнится: счастлив я ошибкой,
  • И не к лицу веселье мне.
  • («Он близок, близок день свиданья…»)
  • В своей лирике Баратынский склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить о свободе выбора и предопределенности. Очень отчетливо звучит в его стихах мысль о том, что способность любить даруется человеку свыше, что Бог наделяет человека страстями:
  • Безумец! Не она, не вышняя ли воля
  • Дарует страсти нам? И не ее ли глас

В их гласе слышим мы?..

  1. И именно поэтому он доходит в своих размышлениях до оправдания Промысла:
  2. О, тягостна для нас
  3. Жизнь, бьющая могучею волною
  4. И в грани узкие втесненная судьбою.

(«К чему невольнику мечтания свободы?..»)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ранняя лирика Е. Баратынского очень личная, психологическая, но в то же время и философская.

Чем же достигается этот синтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всего ориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюда и емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают форму афоризмов:

  • Пусть радости живущим жизнь дарит,
  • А смерть сама их умереть научит.
  • («Череп»)
  • Невластны в самих себе
  • И, в молодые наши Леты,
  • Даем поспешные обеты,
  • Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
  • («Признание»)
  • 4. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

  1. Разуверение
  2. Не искушай меня без нужды
  3. Возвратом нежности твоей:
  4. Разочарованному чужды
  5. Все обольщенья прежних дней!
  6. Уж я не верю увереньям,
  7. Уж я не верую в любовь
  8. И не могу предаться вновь
  9. Раз изменившим сновиденьям!
  10. Слепой тоски моей не множь,
  11. Не заводи о прежнем слова
  12. И, друг заботливый, больного
  13. В его дремоте не тревожь!
  14. Я сплю, мне сладко усыпленье;
  15. Забудь бывалые мечты:
  16. В душе моей одно волненье,
  17. А не любовь пробудишь ты.
  18. На первый взгляд мы видим в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:
  19. …больного
  20. В его дремоте не тревожь!
  21. Я сплю, мне сладко усыпленье…

Темой элегии становятся переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу. Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине, прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны его искренние чувства:

  • Не искушай меня без нужды
  • Возвратом нежности твоей…
  • Чувств уже нет, это всего лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались обманом, сном:
  • И не могу предаться вновь
  • Раз изменившим сновиденьям!

и лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит «увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви. Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит» его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения – уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые мечты – одно волненье.

Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ своих переживаний.

Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.

), то во второй части (3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое» привело (тоска, дремота и т.д.

)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть, не «пробудить».

Источник: https://mirznanii.com/a/136468/zhanr-elegii-v-tvorchestve-e-baratynskogo

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Элегия»

Для Евгения Абрамовича Баратынского путь к творчеству был тяжелым и тернистым. Выходец из обеспеченной, аристократической среды – казалось, все дороги перед ним открыты и ждет его хорошая должность, высокий чин и безбедное будущее.

Выгнанный за невинную юношескую шутку из Пажеского корпуса, Евгений Баратынский навсегда потерял возможность поступить на государственную службу, а в военном деле мог претендовать лишь на звание рядового.

Юноша испытал на себе и раскаяние, и муки совести. Тогда, чтоб как-то искупить свою провинность перед семьей Евгений решается на отчаянный шаг и вступает в Егерский полк. В течении девяти лет, будущий поэт познавал солдатскую жизнь, там же, на службе родились и первые его сильные стихи.

Полк в котором служил Баратынский каждое лето прибывал в Санкт-Петербург для несения караула. Именно в столице огранился алмаз таланта великого поэта.

Здесь он знакомиться с выдающимися литераторами того времени, начал бывать на литературных чтениях и нашел верных и преданных товарищей, к воспоминаниям о которых и возвращает нас стихотворение «Элегия».

Евгений Абрамович был крепко дружен с Дельвигом, Рылеевым, Кюхельбекером, Бестужаевым и Пушкиным.

В среде молодых поэтов того времени было принято писать лирические стихотворения в жанре «элегия». И ни у кого так не получалось передать в лирике столько образов, мыслей и чувств, как у Евгения Абрамовича Баратынского. Друзья отмечали необычайную философичность, чувственность и психологичность его произведений.

Пушкин прозвал его «Гамлет-Баратынский» и полностью охарактеризовал творчество поэта в своем романе в стихах «Евгений Онегин», назвав его «певцом пиров и грусти томной».

Ключевыми в творчестве Евгения Баратынского стали элегии «Ропот», «Разуверение», «Поцелуй», «Признание».

«Элегия» Баратынского – это, в первую очередь, философские размышления автора бы дружбе, скоротечности времени, разочаровании и распаде. Но в то же время данная элегия хранит в себе и теплоту прежних чувств, сожаления об утраченном нежном друге, который будет в бесчувственном забвенье глядеть на зыби синих волн.

И сам поэт будет с тоской, но в то же время, с облегчением смотреть в даль своих минувших дней, на то как уплывает и растворяется в памяти давно отбывший дружний челн.

(17 votes, average: 3.18

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-evgeniya-baratynskogo-elegiya.html

Анализ стихотворения «Ропот» — Евгений Абрамович Баратынский

В элегии «Ропот» Е.А. Баратынского трансформируется традиционная тема поэзии: мотив ожидания свидания с любимым человеком. Это ожидание наполнено обычно радостью скорой встречи, томлениями о счастье и мечтами, о том, как герой проведет время в блаженстве. Тоскуя без любимой, герой уверен, что с ее приходом он будет счастлив. В послании «к Чаадаеву» Пушкин сравнивает:

  • Мы ждем с томленьем упованья
  • Минуты вольности святой,
  • Как ждет любовник молодой
  • Минуты верного свиданья.1
  • В присутствии любимого человека герой традиционно преображается, расцветает, он снова способен видеть красоту, краски мира, чувствовать жизнь, как пишет Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»:
  • И сердце бьется в упоенье,
  • И для него воскресли вновь
  • И божество, и вдохновенье,
  • И жизнь, и слезы, и любовь.2
  • «Ропот» начинается с похожего воодушевленного утверждения:
  • Он близок, близок день свиданья,
  • Тебя, мой друг, увижу я!3
  • Однако дальнейшее лирическое повествование развивается не так, как ожидалось.

Баратынский снова описывает разочарованного лирического героя, который в «Унынии» не смог воскреснуть душою на дружеском пиру, а теперь не в состоянии радоваться близкому свиданию. Герой оказывается далек от своих полковых братьев и от своей любимой. «Друг мой» — распространенное обращение к возлюбленной в поэзии.

Это и еще восклицательный знак в конце предложения придают мотиву свидания всё тот же характер условности. Герой и здесь не способен отвлечься от своих мрачных дум, рефлексии. Ни дружба, ни любовь не могут вылечить его от тоски. В этой элегии он сам замечает, что всё идет не так, как должно быть.

Он задается риторическим вопросом:

Скажи: восторгом ожиданья

Что ж не трепещет грудь моя?3

При этом он сам риторически обращается к любимой за ответом. Он не собирается притворяться перед ней, как перед друзьями, скрывать свое разочарование. Будучи с ней откровенным, герой показывает ей свое доверие и, возможно, надеется, что она понимает его.

Читайте также:  Маленький солдат - краткое содержание рассказов платонова

Она для него поистине друг, а не просто возлюбленная. Далее он замечает: «не мне роптать». Не ему жаловаться на судьбу, когда у него есть возможность быть счастливым. Он не одинок, в отличие от многих. В этой элегии нет прямого обвинения злого рока в своем унынии.

Только сожаление о том, что «дни печали, быть может, поздно миновали». Лирический герой был несчастен до того, как встретил свою возлюбленную. Эти несчастья и опыт наложили на его душу отпечаток печали и неверия в возможность идиллии, счастья.

И теперь он не может забыть этот опыт и снова предаться любви, надеясь, что теперь его не предадут, не обманут. Уже слишком поздно.

  1. С тоской на радость я гляжу,
  2. Не для меня ее сиянье,
  3. И я напрасно упованье
  4. В больной душе моей бужу.3

Герой винит самого себя в неспособности отдаться новому увлечению. Его безудержная молодость прошла, он уже не годен для новых чувств, для радости новых свиданий. Больная душа его не может вновь переживать это состояние влюбленности, у нее нет больше сил, она просто отвергает это, отталкивает, поэтому герой признается:

  • Судьбы ласкающей улыбкой
  • Я наслаждаюсь не вполне:
  • Всё мнится, счастлив я ошибкой
  • И не к лицу веселье мне.3

Помня свой горький опыт, помня прошлую боль несчастья и разочарования, душа героя не придается наслаждению, чтобы не быть обманутой снова, хотя судьба и кажется на этот раз ласково улыбающейся, а не ревниво злобной. Душа взрослеющего героя постепенно уступает место разуму, полному скептицизма и сомнений.

Строгий разум не верит в любовь, в искренность, во второй (или даже третий) шанс, поэтому герою и кажется, что все это – ошибка.

Он слушает разум и полагается на него, а сердце, разочарованное и тоскующее, слишком слабо для противостояния, ведь оно чересчур многое пережило и не может больше беззаботно веселиться и радоваться, как в юности.

В этой элегии присутствует мотив больной души, который является сквозным для всего творчества поэта. Семенко заметил это:

«Рефлексия равнозначна для Баратынского тягостной болезни духа. О «болезненном настроении» души он писал уже в 1816 году. Образ «больного» — центральный в «Разуверении» (1821). Выражения «больная душа», «недуг» души, «болезненная жизнь», «болящий дух» — типичны для его лирики разных лет («Болящий дух врачует песнопенье…», 1834; «Молитва» и т. д.)»4.

Более того, Семенко упоминает и об отношении поэта к чувству счастья:

«Тема счастья — одна из главных для раннего Баратынского. Счастье — это «живость детских чувств», «сладость упованья», «богатство жизни». Оно несовместимо со знанием и опытом. В счастье может верить лишь «слепая душа». «Счастье» нераздельно с «мечтами» и «снами», то есть иллюзорно. Оно невозможно в силу несовершенства человеческой природы»4.

Это высказывание актуально и для «Ропота». Лирический герой здесь как раз разочаровался в возможности для себя именно счастья, и из-за этого не рад свиданию, не чувствует упования и восторга.

Но если про такую, не «слепую» душу поэт утверждает, что она больна, и если лирический герой ясно видит, что его равнодушие к событию, свиданию, неправильно, то считает ли сам Баратынский жизнь под предводительством разума, умудренного знаниями и опытом, неправильной, а жизнь под предводительством «слепой» души – правильной? Возможно, считает, но есть ли у человека в процессе его взросления выбор?

«Ропот» был написан в 1826г. и представляет собой переработку элегии 1819 года «Ужели близок час свиданья?»

  1. Ужели близок час свиданья!
  2. Тебя ль, мой друг, увижу я!
  3. Как грудь волнуется моя
  4. Тоскою смутной ожиданья!
  5. Родная хата, край родной,
  6. С пелен знакомыя дубравы,
  7. Куда невинныя забавы
  8. Слетались к нам на голос твой—
  9. Я их увижу! друг бесценной,
  10. Что ж сердце вещее грустит?
  11. Что ж ясный день не веселит
  12. Души для счастья пробужденной!
  13. С тоской на радость я гляжу:
  14. Не для меня ея сиянье!
  15. И я напрасно упованье
  16. В душе измученной бужу.
  17. Печаль все чувства утомила,
  18. Мечтою мрачной болен дух;
  19. Быть может, поздно, милый друг,
  20. Меня и радость посетила:
  21. Я наслаждаюсь не вполне
  22. Ея пленительной улыбкой;
  23. Всё мнится, счастлив я ошибкой,
  24. И не к лицу веселье мне!5

Здесь полнее дана ситуация, при которой герой обращается к возлюбленной. Мы видим, что он вернулся домой, в родной край, где в молодые свои годы гулял вместе со своей, возможно, первой любовью. Но теперь он взрослый человек и поражает его именно рефлексия по прошлому.

Его душа поражена нахлынувшими воспоминаниями, хотя в ней и заметно одолевающее ее разочарование. Первая половина стихотворения отвлекает внимание читателя с главной мысли о болезни души, поэтому, возможно, Баратынский и убирает ее в последующей редакции и оставляет только первые две строчки.

Да и сама эта конкретизированная ситуация звучит так же условно: описание родного дома, природы, на лоне которой герой с возлюбленной проводили свободные часы вместе, похоже на типичные сцены свиданий в любовных романах. Кроме того, автором полнее развернуто состояние внутреннего мира героя.

Душа была пробуждена «для счастья», однако она наоборот наполнена тоской, печалью, «которая все чувства утомила»; она измучена.

Почему может человек, вернувшийся в родные края, ощущать не восторженную, сладкую радость, а мрачное уныние? Наверно, планы и мечты лирического героя не оправдались, и он возвращается с разбитыми надеждами, потрепанный жизнью и судьбой.

Ему нечем обрадовать своего «бесценного друга», поэтому и приезжает он с тяжелым сердцем, поэтому и грудь его волнуется «тоскою смутной ожиданья». Здесь нет жалоб на судьбу, рок, и даже в герое еще присутствует дух, хоть он и болен, но болен мечтой, хоть и «мрачной». Еще разочарование не совсем поселилось в его душе, она еще может мечтать. В последующей редакции ни о каких мечтах речи уже не идет, и грудь героя уже не волнуется, не трепещет даже «тоскою».

Примечания:

  1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 1. С. 307.
  2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 2, С. 406—407.
  3. Е.А.Баратынский. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта; Большая серия. Изд. 3-е. Ленинград: Советский писатель, 1989.
  4. Семенко И.М.. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970.
  5. Баратынский Е.А. Первоначальные редакции и варианты // Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель, 1936. Т. 2.  С. 103—223.

Источник: http://xn—-8sbacdgmc1aegfl9ag0ctq5o.xn--p1ai/analizy-stihotvoreniy-baratinskogo/analyz_ropot/

Анализ стихотворения Баратынского Элегия

Элегия — это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение, которое так и называется — «Элегия».

Оно было написано в 1821 году и содержит в себе все элементы философской направленности. Смысл стихотворения в том, что герой придается забвению времени. Здесь происходит размышление о счастье, надежде, которая как считает, автор, давно утеряна, о некоем разочаровании и о том, что время невозможно повернуть вспять.

Тем не менее, элегия по-прежнему хранит всю теплоту прежних чувств и скорбит о потере нежного друга, который оказался в бесчувственном забвенье.

Само стихотворение веет грустью, которое передается на читателя. Автор перестает верить в лучшее, поскольку нет сил. Евгений Баратынский пытался в какой-то степени предсказать свою судьбу и вынести это в свое стихотворение.

Надо сказать, что этот стих заслужил внимания со стороны общественности.

Действительно, счастье невозможно поймать за хвост, а надежду порой трудно превзойти. В стихотворении «Элегия» Евгений Баратынский показал всю суть человеческой жизни и в какой-то степени, раскрыл ее таинства.

9 класс. О чем размышляет поэт. По плану.

Анализ стихотворения Баратынского Элегия

  1. Анализ стихотворения Баратынского Муза «Муза» — это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест….
  2. Анализ стихотворения «Элегия» Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков….
  3. Анализ стихотворения «Элегия» Н. А. Некрасова Борьба против произвола сильных мира сего — центральная тема поэзии Н. А. Некрасова, в которой доминируют гражданственные мотивы. Наиболее развернутое…
  4. Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не…
  5. Анализ стихотворения Некрасова Элегия Николай Некрасов русский поэт был известен своими политическими взглядами. Происходил он из дворянской семьи, однако позже его часто прозывали «мужицким…
  6. Анализ стихотворения Баратынского Водопад Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого…
  7. Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольется Данное стихотворение было написано Е. А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания. Как и любое…
  8. Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений……
  9. Анализ стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» Передо мною стихотворение Е. Баратынского » Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов…
  10. Вопросы Баратынского Евгений Абрамович Баратынский — поэт замечательный, создатель русской метафизической лирики, — к сожалению, так и остается в сознании читателей всего…
  11. Философская лирика Е. А. Баратынского Баратынский пытается развивать то же направление в своих последующих поэмах: «Бал» (1825-1828) и «Наложница» (1831). Он переносит действие в современность,…
  12. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
  13. Анализ стихотворений «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского Передо мною два произведения с одним и тем же названием: «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского. На первый взгляд, когда прочитаешь…
  14. Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом…
  15. Творческое кредо поэта Е. А. Баратынского Трагичной была судьба самого крупного и оригинального из поэтов пушкинского круга — Е. А. Баратынского. Он родился в небогатой, но…
  16. Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад Анна Ахматова — человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не…
  17. Эссе по стиховорению Ю. Левитанского «Элегия» Центральный образ данного стихотворения — вишневый сад — заимствован из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Об этом произведении нам…
  18. Девять стихотворений Е. А. Баратынского «Князю П. А. Вяземскому» Стихотворение адресовано критику, поэту и личному другу Баратынского П. А. Вяземскому. И поэтому одной из центральных…
  19. Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» . Восприятие, истолкование, оценка Вновь и вновь возвращается Некрасов к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе. Этой теме он посвящает…
  20. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-baratynskogo-elegiya/

Сочинение: Анализ стихотворения баратынского "Элегия"

5-9 класс

В стихотворении Баратынского Элегия мы можем заметить личные  , интимные переживания лирического автора, читая стихотворение мы можем проникнуться в настроение грусти.

В строке  » я бы счастлив одну минуту » мы можем заметить, что счастье человека очень скоротечно, каждый живёт с мыслью, что когда — нибудь в жизни он проживет самый счастливый момент, и запомнит его ещё надолго.

» Обман надежды нам приятен » нажда живёт в сердце каждого человека , именно она заставляет нас просыпаться по утрам . » Мечта , что прежде сердце льстила » в этот строке мы можем заметить, что автор кого — то любил, эта любовь грела его сердце, но грела путём обмана, лести.

» Несносной правды вижу свет » — противопостовление, все мы стремимся услышать правду, однако эта правда не всегда бывает такой, какой бы нам хотелось её  знать.

» Любовь одна во мне осталась» в этих строчках выражено, что автор , который потерял всё , но обладает одним лишь чувством любви , является счастливым человеком

Ответить

Nastsha / 16 нояб. 2013 г., 6:43:20

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

  • 4)Синтаксис и пунктуация предложений
  • 5)Звукопись
  • 6)Рифма, ритм, размер
  • 7)Выводы
  • Анализ стихотворения:1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы. Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Zazaza1 / 23 февр. 2014 г., 9:23:45

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ : 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Читайте также:  Письма русского путешественника - краткое содержание книги карамзина

Вы находитесь на странице вопроса «Сочинение: Анализ стихотворения баратынского «Элегия»«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/911449_socinenie-analiz-stihotvorenia-baratynskogo-elegia/

Контрольная работа: Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

  • Челябинская Государственная Академия Культуры
    и Искусств
  • Культурологический факультет
  • Контрольная работа по русской литературе
  • Тема:
  • Жанр элегии в творчестве Е.
    Баратынского
  • Выполнил:
  • Студентка 2 курса

Кандакова Г.А.

Проверил: Л.Н.Тихомирова

Г. Челябинск – 2008 г.

  1. План
  2. 1. 
    Жанр элегии:
    особенности развития
  3. 2. 
    Особенности
    исторической эпохи

3. 
Художественные
принципы Баратынского Е.А

  • 4. 
    Особенности
    поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»
  • 5. 
    Значение
    творчества
  • Список литературы
  • 1. 
    Жанр
    элегии: особенности развития

Начало XIX века. Это время характеризуется
направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и
отношения к действительности.

Именно в это время поэты и писатели стремятся
воплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью,
отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Именно в это
время возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, для
художественной системы которого главной ценностью является человек и его
внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

2. 
Особенности
исторической эпохи

Е. Баратынского, наряду с
такими поэтами, как П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, в истории русской
поэзии относят к «поэтам пушкинской поры», поэтам, принявшим новую, пушкинскую художественную
систему и давшим ей дальнейшее развитие.

Пушкинская пора – это пора воплощения
открывшейся сложности духовного богатства человека. Человек ощутил себя
носителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личного
достоинства воодушевляли человека.

Исторические события стали просматриваться
сквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к коренной
перестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый,
романтический тип мышления.

Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в ту
пору стала элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустными
настроениями.

Элегия – очень динамичный
жанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того,
жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями.
Так, в начале XIX века – это преимущественно
кладбищенская элегия, в 1810 – 1920-е годы начинает господствовать форма унылой
элегии (В.А.

Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая)
элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявляться
кризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания,
его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущих
поэтов эпохи, А. Пушкина и е.

Баратынского, показало, что элегия еще не
исчерпала всех своих возможностей.

Что же нового привнес
Баратынский в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Как
творчество данного поэта повлияло на дальнейшее развитие русской поэзии? Вот те
вопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. И
именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

3. 
Художественные
принципы Баратынского Е.А.

Творчество Е.
Баратынского – одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического
движения.

С одной стороны,
Баратынский – романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне
противоречивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека,
отразивший в своем творчестве одиночество этого человека.

Ведь глубокие
общественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризису
просветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимо
сознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которого
характерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность.

Если
для романтиков не свойственно было критиковать чувства с позиций разума, так
как они возникают непроизвольно и неподвластны разумной воле человека, то, по
мысли Баратынского, движения человеческой души одухотворены, а следовательно,
не только разумны, но и поддаются анализу.

В отличие от романтиков, он
предпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которые
гибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынского
не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв
и холоден, а не страстен.

  1. В раннем творчестве, в
    элегиях, герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует,
    размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий,
    внутреннего смятения:
  2. Вам дорог я, твердите вы,
  3. Но лишний пленник вам
    дороже,
  4. Вам очень мил я, но, увы!
  5. Вам и другие милы тоже…
  6. («Приманкой ласковых
    речей…»);
  7. Я полон страстною тоской,
  8. Но не! рассудка не
    забуду…
  9. («Мне с упоением заметным…»)
  10. Одной из основных тем его
    элегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, с
    суровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишь
    разочарование:
  11. Обман исчез, нет счастья!
    и со мной
  12. Одна любовь, одно
    изнеможенье…
  13. («Сей поцелуй, дарованный
    тобой…»)

Герой его поэзии уже не
может тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво и
настороженно.

  • С другой стороны, еще
    одной ключевой темой ранней лирики Баратынского можно считать анализ собственной
    раздвоенности, противоречивости, колебаний:
  • С тоской на радость я
    гляжу,
  • Не для меня ее сиянье,
  • И я напрасно упованье
  • В больной душе моей бужу…
  • Все мнится: счастлив я
    ошибкой,
  • И не к лицу веселье мне.
  • («Он близок, близок день
    свиданья…»)
  • В своей лирике
    Баратынский склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить о
    свободе выбора и предопределенности. Очень отчетливо звучит в его стихах мысль
    о том, что способность любить даруется человеку свыше, что Бог наделяет
    человека страстями:
  • Безумец! Не она, не
    вышняя ли воля
  • Дарует страсти нам? И не
    ее ли глас

В их гласе слышим мы?..

  1. И именно поэтому он
    доходит в своих размышлениях до оправдания Промысла:
  2. О, тягостна для нас
  3. Жизнь, бьющая могучею
    волною
  4. И в грани узкие
    втесненная судьбою.

(«К чему невольнику
мечтания свободы?..»)

Таким образом, можно
сделать вывод о том, что ранняя лирика Е. Баратынского очень личная,
психологическая, но в то же время и философская.

Чем же достигается этот
синтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всего
ориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюда
и емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают форму
афоризмов:

  • Пусть радости живущим
    жизнь дарит,
  • А смерть сама их умереть
    научит.
  • («Череп»)
  • Невластны в самих себе
  • И, в молодые наши Леты,
  • Даем поспешные обеты,
  • Смешные, может быть,
    всевидящей судьбе.
  • («Признание»)
  • 4. 
    Особенности
    поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности
художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

  1. Разуверение
  2. Не искушай меня без нужды
  3. Возвратом нежности твоей:
  4. Разочарованному чужды
  5. Все обольщенья прежних
    дней!
  6. Уж я не верю увереньям,
  7. Уж я не верую в любовь
  8. И не могу предаться вновь
  9. Раз изменившим сновиденьям!
  10. Слепой тоски моей не
    множь,
  11. Не заводи о прежнем слова
  12. И, друг заботливый,
    больного
  13. В его дремоте не тревожь!
  14. Я сплю, мне сладко
    усыпленье;
  15. Забудь бывалые мечты:
  16. В душе моей одно
    волненье,
  17. А не любовь пробудишь ты.
  18. На первый взгляд мы видим
    в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно
    всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:
  19. …больного
  20. В его дремоте не тревожь!
  21. Я сплю, мне сладко
    усыпленье…

Темой элегии становятся
переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при
более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу.
Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине,
прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны
его искренние чувства:

  • Не искушай меня без нужды
  • Возвратом нежности твоей…
  • Чувств уже нет, это всего
    лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались
    обманом, сном:
  • И не могу предаться вновь
  • Раз изменившим
    сновиденьям!

и лирический герой не
желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит
«увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь
подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и
истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви.
Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то
получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит»
его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о
пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он
называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на
протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас
убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения –
уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые
мечты – одно волненье.

Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ
своих переживаний.

Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и
критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы
целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения
нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на
две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о
том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.

), то во второй части
(3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих
чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое»
привело (тоска, дремота и т.д.

)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо
уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть,
не «пробудить».

Если обратить внимание на
синтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говорит
воодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки,
которыми заканчиваются первые два четверостишия.

Воспоминания об этих чувствах
вызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить или
оправдать свое теперешнее состояние.

В третьем четверостишии, которое тоже
заканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще не
успокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «друг
заботливый» звучит даже саркастично.

Но в конце стихотворения мы видим, что
лирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желает
возвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее.
Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в мире
реальном.

И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все же
герой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтому
в конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя о
том, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущего
анализа собственных переживаний.

Теперь становится
понятным и название стихотворения. «Разуверить» — значит лишить уверенности,
лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлые
искренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения.

И он ставит
окончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведется
от первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Он
разуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».

Таким образом, можно
сказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинного
чувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли о
гибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.

5. 
Значение
творчества

Подводя итог всем выше
сказанному, можно сказать следующее. В уже существующий жанр элегии, как мы
выяснили, Баратынский привнес стремление к психологическому раскрытию чувств и
философичность.

Его элегии наполнены не только чувствами и переживаниями героя,
но и размышлениями, анализом этих переживаний. Так достигается синтез
философичности и лиризма. И только так, по мысли Баратынского, можно познать
«тревожный век».

Он расширил границы жанра, дав ему «новую жизнь».

Именно поэтому
Баратынского считают родоначальником «философской поэзии». Ведь, создав
средствами лирики образ мыслящего, интеллектуального героя, Баратынский
расширил и границы русской поэзии, углубил ее возможности и дал толчок к
позднейшему (на рубеже XIX-XXвеков) преобразованию языка русской
поэзии.

Читайте также:  Любовный напиток - краткое содержание оперы доницетти

Не потеряло своей
актуальности творчество Е. Баратынского и в наши дни. Ведь мы живем тоже на
рубеже веков, в переломное время, когда происходит переоценка ценностей,
меняется взгляд на мир, а этот процесс неизбежно сопровождается определенными
разочарованиями.

Поэтому романтизм в литературе будет жить, хоть и принимая
иные формы. Только, к сожалению, не всем хочется поразмышлять над своими
чувствами и переживаниями. И поэзия, которая учит этому, демонстрирует такие
примеры, будет находить своих читателей в любые времена.

Список литературы

1. Баратынский Е.А. Стихотворения.
Поэмы. – М., 1982г.

2. Зырянов О.В. Пушкинская
феноменология элегического жанра. – СПб, 2001г.

3. История русской поэзии. – Л.,
1968г. – т.1.

4. Коровин В.И. Поэты пушкинской
поры. – М., 1980г.

Источник: http://5rik.ru/better/article-198257.php

Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

  • Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств
  • Культурологический факультет
  • Контрольная работа по русской литературе
  • Тема:
  • Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского
  • Выполнил:
  • Студентка 2 курса

Кандакова Г.А.

Проверил: Л.Н.Тихомирова

Г. Челябинск – 2008 г.

План

  1. Жанр элегии: особенности развития

  2. Особенности исторической эпохи

  3. Художественные принципы Баратынского Е.А

  4. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

  5. Значение творчества

Список литературы

  1. Жанр элегии: особенности развития

Начало XIX века. Это время характеризуется направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и отношения к действительности.

Именно в это время поэты и писатели стремятся воплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью, отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Именно в это время возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, для художественной системы которого главной ценностью является человек и его внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

  1. Особенности исторической эпохи

Е. Баратынского, наряду с такими поэтами, как П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, в истории русской поэзии относят к «поэтам пушкинской поры», поэтам, принявшим новую, пушкинскую художественную систему и давшим ей дальнейшее развитие.

Пушкинская пора – это пора воплощения открывшейся сложности духовного богатства человека. Человек ощутил себя носителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личного достоинства воодушевляли человека.

Исторические события стали просматриваться сквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к коренной перестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый, романтический тип мышления.

Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в ту пору стала элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустными настроениями.

Элегия – очень динамичный жанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того, жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, в начале XIX века – это преимущественно кладбищенская элегия, в 1810 – 1920-е годы начинает господствовать форма унылой элегии (В.А.

Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая) элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявляться кризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания, его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, А. Пушкина и е.

Баратынского, показало, что элегия еще не исчерпала всех своих возможностей.

Что же нового привнес Баратынский в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Как творчество данного поэта повлияло на дальнейшее развитие русской поэзии? Вот те вопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. И именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

  1. Художественные принципы Баратынского Е.А.

Творчество Е. Баратынского – одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического движения.

С одной стороны, Баратынский – романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне противоречивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека, отразивший в своем творчестве одиночество этого человека.

Ведь глубокие общественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризису просветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимо сознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которого характерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность.

Если для романтиков не свойственно было критиковать чувства с позиций разума, так как они возникают непроизвольно и неподвластны разумной воле человека, то, по мысли Баратынского, движения человеческой души одухотворены, а следовательно, не только разумны, но и поддаются анализу.

В отличие от романтиков, он предпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которые гибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынского не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв и холоден, а не страстен.

  1. В раннем творчестве, в элегиях, герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует, размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий, внутреннего смятения:
  2. Вам дорог я, твердите вы,
  3. Но лишний пленник вам дороже,
  4. Вам очень мил я, но, увы!
  5. Вам и другие милы тоже…
  6. («Приманкой ласковых речей…»);
  7. Я полон страстною тоской,
  8. Но не! рассудка не забуду…
  9. («Мне с упоением заметным…»)
  10. Одной из основных тем его элегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, с суровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишь разочарование:
  11. Обман исчез, нет счастья! и со мной
  12. Одна любовь, одно изнеможенье…
  13. («Сей поцелуй, дарованный тобой…»)

Герой его поэзии уже не может тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво и настороженно.

  • С другой стороны, еще одной ключевой темой ранней лирики Баратынского можно считать анализ собственной раздвоенности, противоречивости, колебаний:
  • С тоской на радость я гляжу,
  • Не для меня ее сиянье,
  • И я напрасно упованье
  • В больной душе моей бужу…
  • Все мнится: счастлив я ошибкой,
  • И не к лицу веселье мне.
  • («Он близок, близок день свиданья…»)
  • В своей лирике Баратынский склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить о свободе выбора и предопределенности. Очень отчетливо звучит в его стихах мысль о том, что способность любить даруется человеку свыше, что Бог наделяет человека страстями:
  • Безумец! Не она, не вышняя ли воля
  • Дарует страсти нам? И не ее ли глас

В их гласе слышим мы?..

  1. И именно поэтому он доходит в своих размышлениях до оправдания Промысла:
  2. О, тягостна для нас
  3. Жизнь, бьющая могучею волною
  4. И в грани узкие втесненная судьбою.

(«К чему невольнику мечтания свободы?..»)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ранняя лирика Е. Баратынского очень личная, психологическая, но в то же время и философская.

Чем же достигается этот синтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всего ориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюда и емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают форму афоризмов:

  • Пусть радости живущим жизнь дарит,
  • А смерть сама их умереть научит.
  • («Череп»)
  • Невластны в самих себе
  • И, в молодые наши Леты,
  • Даем поспешные обеты,
  • Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
  • («Признание»)
  1. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

  1. Разуверение
  2. Не искушай меня без нужды
  3. Возвратом нежности твоей:
  4. Разочарованному чужды
  5. Все обольщенья прежних дней!
  6. Уж я не верю увереньям,
  7. Уж я не верую в любовь
  8. И не могу предаться вновь
  9. Раз изменившим сновиденьям!
  10. Слепой тоски моей не множь,
  11. Не заводи о прежнем слова
  12. И, друг заботливый, больного
  13. В его дремоте не тревожь!
  14. Я сплю, мне сладко усыпленье;
  15. Забудь бывалые мечты:
  16. В душе моей одно волненье,
  17. А не любовь пробудишь ты.
  18. На первый взгляд мы видим в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:
  19. …больного
  20. В его дремоте не тревожь!
  21. Я сплю, мне сладко усыпленье…

Темой элегии становятся переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу. Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине, прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны его искренние чувства:

  • Не искушай меня без нужды
  • Возвратом нежности твоей…
  • Чувств уже нет, это всего лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались обманом, сном:
  • И не могу предаться вновь
  • Раз изменившим сновиденьям!

и лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит «увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви. Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит» его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения – уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые мечты – одно волненье.

Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ своих переживаний.

Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.

), то во второй части (3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое» привело (тоска, дремота и т.д.

)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть, не «пробудить».

Если обратить внимание на синтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говорит воодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки, которыми заканчиваются первые два четверостишия.

Воспоминания об этих чувствах вызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить или оправдать свое теперешнее состояние.

В третьем четверостишии, которое тоже заканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще не успокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «друг заботливый» звучит даже саркастично.

Но в конце стихотворения мы видим, что лирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желает возвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее. Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в мире реальном.

И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все же герой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтому в конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя о том, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущего анализа собственных переживаний.

Теперь становится понятным и название стихотворения. «Разуверить» — значит лишить уверенности, лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлые искренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения.

И он ставит окончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведется от первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Он разуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».

Таким образом, можно сказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинного чувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли о гибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.

Подводя итог всем выше сказанному, можно сказать следующее. В уже существующий жанр элегии, как мы выяснили, Баратынский привнес стремление к психологическому раскрытию чувств и философичность.

Его элегии наполнены не только чувствами и переживаниями героя, но и размышлениями, анализом этих переживаний. Так достигается синтез философичности и лиризма. И только так, по мысли Баратынского, можно познать «тревожный век».

Он расширил границы жанра, дав ему «новую жизнь».

Именно поэтому Баратынского считают родоначальником «философской поэзии». Ведь, создав средствами лирики образ мыслящего, интеллектуального героя, Баратынский расширил и границы русской поэзии, углубил ее возможности и дал толчок к позднейшему (на рубеже XIX—XXвеков) преобразованию языка русской поэзии.

Не потеряло своей актуальности творчество Е. Баратынского и в наши дни. Ведь мы живем тоже на рубеже веков, в переломное время, когда происходит переоценка ценностей, меняется взгляд на мир, а этот процесс неизбежно сопровождается определенными разочарованиями.

Поэтому романтизм в литературе будет жить, хоть и принимая иные формы. Только, к сожалению, не всем хочется поразмышлять над своими чувствами и переживаниями. И поэзия, которая учит этому, демонстрирует такие примеры, будет находить своих читателей в любые времена.

Список литературы

1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. – М., 1982г.

2. Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра. – СПб, 2001г.

3. История русской поэзии. – Л., 1968г. – т.1.

4. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980г.

Источник: https://globuss24.ru/doc/zanr-elegii-v-tvorcestve-e-baratynskogo

Ссылка на основную публикацию