Анализ стихотворения несказанное синее нежное есенина

Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина

Несказанное, синее, нежное…Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя — поле безбрежное —

№4 Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,Но того, что прошло, не кляну.Словно тройка коней оголтелая

№8 Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.И пропали под дьявольский свист.А теперь вот в лесной обители

№12 Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?Все спокойно впивает грудь.Стой, душа, мы с тобой проехали

  • №16 Через бурный положенный путь.
  • Разберемся во всем, что видели,Что случилось, что сталось в стране,И простим, где нас горько обидели
  • №20 По чужой и по нашей вине.
  • Принимаю, что было и не было,Только жаль на тридцатом году —Слишком мало я в юности требовал,
  • №24 Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,Так же гнется, как в поле трава…Эх ты, молодость, буйная молодость,

№28 Золотая сорвиголова!

Neskazannoye, sineye, nezhnoye…Tikh moy kray posle bur, posle groz,I dusha moya — pole bezbrezhnoye —

Dyshit zapakhom meda i roz.

Ya utikh. Gody sdelali delo,No togo, chto proshlo, ne klyanu.Slovno troyka koney ogoltelaya

Prokatilas vo vsyu stranu.

Napylili krugom. Nakopytili.I propali pod dyavolsky svist.A teper vot v lesnoy obiteli

Dazhe slyshno, kak padayet list.

Kolokolchik li? Dalneye ekho li?Vse spokoyno vpivayet grud.Stoy, dusha, my s toboy proyekhali

  1. Cherez burny polozhenny put.
  2. Razberemsya vo vsem, chto videli,Chto sluchilos, chto stalos v strane,I prostim, gde nas gorko obideli
  3. Po chuzhoy i po nashey vine.
  4. Prinimayu, chto bylo i ne bylo,Tolko zhal na tridtsatom godu —Slishkom malo ya v yunosti treboval,
  5. Zabyvayas v kabatskom chadu.

No ved dub molodoy, ne razzheludyas,Tak zhe gnetsya, kak v pole trava…Ekh ty, molodost, buynaya molodost,

Zolotaya sorvigolova!

  • Ytcrfpfyyjt, cbytt, yt;yjt///Nb[ vjq rhfq gjckt ,ehm, gjckt uhjp,B leif vjz — gjkt ,tp,ht;yjt —
  • Lsibn pfgf[jv vtlf b hjp/
  • Z enb[/ Ujls cltkfkb ltkj,Yj njuj, xnj ghjikj, yt rkzye/Ckjdyj nhjqrf rjytq jujkntkfz
  • Ghjrfnbkfcm dj dc/ cnhfye/
  • Yfgskbkb rheujv/ Yfrjgsnbkb/B ghjgfkb gjl lmzdjkmcrbq cdbcn/F ntgthm djn d ktcyjq j,bntkb
  • Lf;t cksiyj, rfr gflftn kbcn/

Rjkjrjkmxbr kb? Lfkmytt '[j kb?Dct cgjrjqyj dgbdftn uhelm/Cnjq, leif, vs c nj,jq ghjt[fkb

  1. Xthtp ,ehysq gjkj;tyysq genm/
  2. Hfp,thtvcz dj dctv, xnj dbltkb,Xnj ckexbkjcm, xnj cnfkjcm d cnhfyt,B ghjcnbv, ult yfc ujhmrj j,bltkb
  3. Gj xe;jq b gj yfitq dbyt/
  4. Ghbybvf/, xnj ,skj b yt ,skj,Njkmrj ;fkm yf nhblwfnjv ujle —Ckbirjv vfkj z d /yjcnb nht,jdfk,
  5. Pf,sdfzcm d rf,fwrjv xfle/
  6. Yj dtlm le, vjkjljq, yt hfp;tkelzcm,Nfr ;t uytncz, rfr d gjkt nhfdf///'[ ns, vjkjljcnm, ,eqyfz vjkjljcnm,
  7. Pjkjnfz cjhdbujkjdf!

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

870
720
141
110
43
60
28
7
69,5 %
1,41
5,5 %

Размер: трёхстопный анапест

Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге

4 строки, четверостишие нежное-гроз-безбрежное-роз ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие дело-кляну-оголтелая-страну ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие накопытили-свист-обители-лист ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие эхоли-грудь-проехали-путь ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие видели-стране-обидели-вине ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие было-году-требовал-чаду ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие разжелудясь-трава-молодость-сорвиголова ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

все 2 1,42 %
душа 2 1,42 %
молодость 2 1,42 %
поля 2 1,42 %
страна 2 1,42 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/neskazannoye

Тема родины в творчестве С. Есенина (На примере стихотворения «Несказанное, синее, нежное…)

Для каждого русского человека имя Сергея Александровича Есенина неразрывно связано с понятием Родины. Поэт в своих стихотворениях воспевал тихую, неброскую, но такую милую сердцу природу средней полосы России.

Для тех, кто хотя бы раз читал произведения Есенина, уже немыслимы воспоминания о России без образов белоствольных берез, бездонного синего неба, голубых рек и озер, золотых овсяных полей. Всем с детства знакомы такие стихотворения Есенина, как «Черемуха», «Поет зима — аукает…», « С добрым утром!» и другие.

Великий русский актер Качалов, уезжая за границу на гастроли, всегда брал с собой томик стихов Есенина, чтобы вдалеке от родины сердцем быть рядом с ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — писал поэт.

Творчество Есенина уместилось всего в десять лет — от первого сборника его стихов «Радуница» до подготовленного перед смертью трехтомного собрания сочинений. За это время поэт пережил многое, ведь он оказался на переломе истории своей страны. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война заставили поэта искать правду о своем народе.

Стихотворение Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (1925) посвящено традиционной для поэта теме родины, к которой добавляются мотивы уходящей молодости. Подходя к своему тридцатилетию, Есенин решает остановиться и посмотреть на пройденный путь, подвести итоги своей творческой деятельности, определить свое место в общественной жизни страны.

В композиции стихотворения выделяются два плана: жизнь страны и состояние души лирического героя. Они тесно связаны между собой, сливаясь в единую, целостную картину произведения.

Первые строки стихотворения пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине: «Несказанное, синее, нежное…» Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами.

Синий цвет — основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений:

Тих мой край после бурь, после гроз…

             Параллелизм — отличительная черта лирики Есенина. Мир природы и мир человека в его стихотворениях едины. Бури и грозы, пронесшиеся над страной, олицетворяют собой войны и революции, нищету и разорение. В образе «тройки коней оголтелой» воплотились все эти страшные события. Топот копыт, пыль дорог, «дьявольский свист» — вечные спутники несчастий и тревог:

Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист.

Но эти годы прошли, и в стране на смену грому войны и молниям революций пришли тишина и умиротворение. Успокоилась и душа поэта, улеглись его переживания о судьбе родины:

И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.

В стихотворении появились образы из раннего периода творчества Есенина. Запах меда и роз символизирует собой красоту, гармонию, безмятежность и спокойствие мирной жизни.

  • Радостное настроение во второй части стихотворения сменяется тихой грустью, разочарованием, потому что поэт стремится разобраться в случившемся, обрести истину:
  • Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
  • Есенин понимает, что страна прошла великий путь, но он сожалеет о том, что мог бы больше сделать для своей родины, чем удалось ему сделать на самом деле. В жизни поэта были ошибки и обиды, но он никого не винит, только себя:
  • Слишком мало я в юности требовал,  Забываясь в кабацком чаду.
Читайте также:  Сочинение яблоко от яблони недалеко падает

Легкомысленной и безрассудной, по мысли поэта, была его молодость. Он принимает все как есть, его душа светла и чиста, в ней нет места злобе и ненависти. Поэт не держит зла на тех, кто в прошлом причинял ему много страданий:

  1. Разберемся во всем, что видели,  Что случилось, что сталось в стране,  И простим, где нас горько обидели
  2. По чужой и по нашей вине.

Отношение Есенина к Советской власти было сложным и противоречивым. Поэт мечтал о России как о стране сказочно счастливой, крестьянской, патриархальной. Ему виделись мужицкий рай, земля всеобщего благоденствия. Но революция не сделала родину Есенина счастливой. Она принесла голод, разруху, страдания. Надежды на народное счастье развеялись как дым.

  • Каждому человеку свойственно делать ошибки, промахи, особенно в молодости. Поэтому в последнем четверостишье Есенин пишет:
  • Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,  Так же гнется, как в поле трава… Эх ты, молодость, буйная молодость, 
  • Золотая сорвиголова!

«Дуб молодой» сравнивается с молодым человеком, неопытным, не знающим жизни, подвергающимся испытаниям и ударам судьбы. Так же, как и дуб, который гнется под сильным ветром, так и человек многое делает неправильно.

Но в финале стихотворения Есенин с благодарностью вспоминает свою молодость. Самая прекрасная пора в жизни человека, пора надежд и мечтаний, любви и счастья оставила самые сильные впечатления в душе поэта.

Бесшабашность, молодецкая удаль, «буйство глаз и половодье чувств» воплотились в красочном образе «золотой сорвиголовы».

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что судьба страны и судьба человека неразрывно связаны. В годы тяжелых испытаний каждый человек должен быть вместе со своим народом. Необходимо приложить все силы, чтобы страна преодолела невзгоды и с честью прошла уготованный путь.

Лирика Есенина народна, подкупает своей искренностью, красотой и естественностью художественных образов, а главное — всепоглощающим чувством любви к родине.

Источник: http://5litra.ru/soch/1062-tema-rodiny-v-tvorchestve-s-esenina-na-primere-stihotvoreniya-neskazannoe-sinee-nezhnoe.html

Литературный анализ поэзии “Несказанное, синее, нежное”

Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой – тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха – гладь. Море после отбушевавшего шторма.

Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней: Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.

И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему,

так же внимателен, но без юношеской горячности, “все спокойно впивает грудь”. Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко. Это стихотворение – разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице: Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.

Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека.

Это могут быть минуты или годы, но самое верное – обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой. Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, “отпускает грехи” себе, другим, своей стране: И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления: Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава. Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! О чем горевать тому, чья “душа – поле безбрежное – дышит запахом меда и роз”? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг. Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну. Пора бы. “Москва кабацкая” хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, “взрослее”, в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий: Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки: Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году – Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.

Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете.

Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни.

Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Читайте также:  Сообщение о берлине на русском языке (доклад)

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://studentguide.ru/esenin-s-a/literaturnyj-analiz-poezii-neskazannoe-sinee-nezhnoe.html

Анализ стихотворения С.Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

С.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия С.Е. удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности.

На лирике Есенина последних лет лежит печать времени.

Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности «индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле.

Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен.

Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия.Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала. Что изменилось? Какие открытия делает для себя поэт? «Несказанное, тихое, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз…»

В стихотворении нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги.

Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России.

Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя – поле безбрежное…

Душа поэта действительно была «поле безбрежное». Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом: Но ведь дуб молодой, не разжелудясь Так же гнется, как в поле трава.

Формулировка « дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает: Эх ты молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар.

В его поэзии образ — символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии.

Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью: Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Сто, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.

От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у Лермонтова, усталость, и тогда остается только вздохнуть: «несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке: Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней огалделая Прокатилась во всю страну.

Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание: Понимаю, что было и не было. Только жаль, на тридцатом году, Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.

Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С.Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки: Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист. А теперь вот, в лесной обители Даже слышно, как падает лист.

Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой: Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране. И простим, где нас горько обидели. По чужой и по нашей вине.

Но не мыслит поэт своей жизни без России, и вскоре жизнь Есенина трагически обрывается. Но жизнь поэта, олицетворяющего все лучшее и прекрасное в народе, открытого, честного, мудрого, великого русского поэта С.Есенина- продолжается и будет продолжаться, пока существует сам русский народ.

Источник: https://www.referat.hhos.ru/2013-10-26-19-33-18/5876—l-r-20-9oo-1ddf.html

Есенин, “Несказанное, синее, нежное” (часть 1) — Регул — КОНТ

“Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность.

Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня.

Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота”. (Андрей Белый)

После нескольких произведений, относящихся к прозе, мы снова обратимся к поэзии. Литературным заданием на эти выходные дни и следующую неделю будет стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное…”, текст которого приведён ниже.

В связи с нашими литературными чтениями хочу обратиться к подписчикам с просьбой. Наверняка у многих из вас или есть свои дети, которые учатся в школе, или есть дети хороших знакомых. Найдите способ привлечь их к нашей литературной работе. Пусть их знакомство с литературой будет более осмысленным и творческим, чем это предусмотрено “реформой образования”.

У нас нет никаких “правильных” и “неправильных” взглядов. Мы вместе читаем достаточно короткие произведения, неважно, будь то проза или поэзия, и вместе думаем над прочитанным. Делимся впечатлениями и отзывами. Сначала читатели пишут свои отзывы в х, а потом автор блога пишет свои размышления, а читатели могут сопоставить свои мысли с написанным, и о чём-то подумать ещё раз.

Читайте также:  Сочинение 14 февраля день святого валентина

Многие произведения, которые мы разбираем, относятся к “детской литературе”, которую проходят в той же школе. Также мы можем взять какие-то произведения из сегодняшней школьной программы, если они подходят под наши цели.

Напомню, что в своё время репетитор по русскому языку и литературе учила меня писать сочинения как раз тем способом, что заставляла делать это каждую неделю – пусть немного, хоть по страничке, но постоянно. Я об этом писал в одной из статей блога “Разбирая почту (часть 1): Как научиться думать и излагать свои мысли” (статья была опубликована осенью 2016 года, её можно найти в архивах блога здесь на КОНТе).

Здесь есть отличная возможность для школьников (да и студентов филологических институтов) значительно повысить как свой уровень владения русским языком, так и умение думать и излагать свои мысли. Будет жаль, если эта возможность пройдёт мимо тех, кто в ней нуждается.

Итак, читаем стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное…” и делимся в х своими размышлениями. Через неделю вернёмся к этому стихотворению и прочитаем его вместе ещё раз.

  • Несказанное, синее, нежное…Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя — поле безбрежное —
  • Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,Но того, что прошло, не кляну.Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.И пропали под дьявольский свист.А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли, дальнее эхо ли,—Все спокойно впивает грудь.Стой, душа! Мы с тобой проехали

  1. Через бурный положенный путь.
  2. Разберемся во всем, что видели,Что случилось, что сталось в стране,И простим, где нас горько обидели
  3. По чужой и по нашей вине.
  4. Принимаю, что было и не было,Только жаль на тридцатом году —Слишком мало я в юности требовал,
  5. Забываясь в кабацком чаду.
  6. Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,Так же гнется, как в поле трава…Эх ты, молодость, буйная молодость,
  7. Золотая сорвиголова!
  8. © Сергей Есенин, 1925 г.

Источник: https://cont.ws/post/1214253

Стихотворение С.Л.Есенина "Несказанное, синее, нежное…" (Восприятие, истолкование, оценка.)

   Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:

    Напылили кругом. Накопытили. 

    И пропали под дьявольский свист.     А теперь вот в лесной обители     Даже слышно, как падает лист.

    И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему, так же внимателен, но без юношеской горячности, «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко. 

    Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице:

    Стой, душа, мы с тобой проехали 

    Через бурный положенный путь.

    Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой. 

    Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране:

    И простим, где нас горько обидели 

    По чужой и по нашей вине.

    Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:

    Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, 

    Так же гнется, как в поле трава…     Эх ты, молодость, буйная молодость,     Золотая сорвиголова!

    О чем горевать тому, чья «душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз»? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг. Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя.

    Я утих. Годы сделали дело, 

    Но того, что прошло, не кляну.     Словно тройка коней оголтелая     Прокатилась во всю страну.

    Пора бы. «Москва кабацкая» хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, «взрослее», в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий:

    Разберемся во всем, что видели, 

    Что случилось, что сталось в стране,     И простим, где нас горько обидели     По чужой и по нашей вине.

    Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:

    Принимаю, что было и не было, 

    Только жаль на тридцатом году —     Слишком мало я в юности требовал,     Забываясь в кабацком чаду.

    Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете.

Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни.

Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3832-stikhotvorenie-s-l-esenina-neskazannoe-sinee-nezhnoe-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Ссылка на основную публикацию