Анализ стихотворения баратынского звезда

Начало XIX века принесло России большое количество чудесных поэтов, из которых мы помним в основном только Лермонтова и Пушкина. Тем не менее одним из ярких представителей поэтического кружка XIX века стал Евгений Абрамович Баратынский.

Краткая биография Баратынского

Баратынский вырос в семье отставного генерал-лейтенанта и фрейлины императрицы Марии Федоровны. В детстве хотел посвятить себя военно-морской службе, поступил в самое престижное учебное заведение империи – Пажеский корпус. Спустя четыре года Баратынский был исключен с запретом поступать на государственную службу, что оставило значительный след в его биографии.

На несколько лет Баратынский уезжает в деревню в Смоленскую губернию, где и начинает писать стихи.

В 1819-м поступает в Егерский полк в Петербурге. Знакомится с Дельвигом, Пушкиным, Вяземским, Кюхельбекером. Начинает печать свои первые стихотворения. Становится постоянным гостем дружеских поэтических вечеров.

После повышения по службе некоторое время живет в Финляндии. Долгое время вел тихую, спокойную, уединенную жизнь. После разрешения состоять при штабе генерала начинает вращаться в светских кругах. Евгений увлекается женой генерала – образ Закревской потом неоднократно прослеживается в его творчестве.

Анализ стихотворения Баратынского Звезда

В связи с болезнью матери выходит в отставку и уезжает в Москву, там же женится. После издания поэм «Эда» и «Пиры» становится известным и желанным автором во многих журналах и альманахах, в частности, в журнале Дельвига «Северные цветы» и «Московском телеграфе» Полевого.

После восстания декабристов уходит в частную жизнь, считая невозможным близкие отношения поэта и власти. Продолжает писать для литературных журналов, управлять своим имением, посещать литературные встречи.

В 1843 году отправляется в путешествие по Европе, где в 1844 году скоропостижно умирает.

Анализ стихотворения Баратынского Звезда

Характерные особенности творчества

Баратынскому была свойственна долгая работа над своими произведениями. Благодаря этому он стал одним из видных поэтов-романтиков своего времени. Для его творчества характерно:

  • — сосредоточенно-элегическое настроение;
  • — отсутствие социальной тематики;
  • — диалектизм (анализ душевных переживаний человека);
  • — выразительность и легкость слога;
  • — торжественно-скорбные настроения.
  • Критики считали Баратынского в первую очередь поэтом Пушкинской школы, поэтому не приняли его позднего творчества.

Анализ стихотворения Баратынского Звезда

Анализ стихотворения Баратынского «Признание»

В 1924 году Баратынский увлекается женой генерала Аграфеной Закревской. Стихотворение Баратынского «Признание» написано именно в этом году. Вероятно, стихотворение посвящено именно ей. Анализ «Признания» Баратынского интересен тем, что стихотворение получило высокую оценку Пушкина.

Анализ стихотворения Баратынского Звезда

В стихотворении Баратынский представляет нам мысли молодого человека, на первый взгляд — в форме монолога.

Потерявший былое чувство любви, юноша как бы рассказывает своей бывшей возлюбленной, почему так произошло, отвечая на ее вопросы, предупреждая ее возражения.

Таким образом, в стихотворении появляются сразу же два лирических героя – говорящий молодой человек и безмолвная героиня, между которыми завязывается разговор.

Герой Баратынского в своем признании говорит возлюбленной, что его чувства безвозвратно угасли, что они неподвластные времени. Он просит не ревновать к другой – нет никакой другой.

Таким образом, в стихотворении «Признание» Баратынский проводит две линии: борьбы любви и времени и борьбы любви и общества. Чувство угасло со временем, но герой рад, что оно было настоящим.

Он говорит о будущей любви по расчету, потому что так требуют от него социальные установки, и сожалеет, что настоящего чувства в его жизни, может быть, больше и не будет.

Герой смирился с таким положением и просит смириться с ним и свою бывшую возлюбленную.

Анализ выразительных средств стихотворения Баратынского

Для более полного раскрытия идеи стихотворения «Признание» Баратынский использует богатый арсенал изобразительно-выразительных средств.

Это и нарушение порядка слов («Я сердца своего не скрою хлад печальный»), и олицетворения («безжизненны мои воспоминания»), сравнения («жила неверной тенью»), риторические вопросы («кто знает?»), антитезы («мы не сердца под брачными венцами, мы жребии свои соединим»), анафоры («путь новый я избрал, путь новый избери»).

Стоит отметить большое количество эпитетов – «хлад печальный», «бури жизненной», «печаль бесплодная».

Интересны частые обращения к героине без наличия самих обращений – в виде глаголов повелительного наклонения – «верь», «возьми», «избери».

Источник: https://autogear.ru/article/410/712/baratyinskiy-priznanie-osobennosti-tvorchestva/

Анализ стихотворения Лермонтова Звезда

Анализ стихотворения Баратынского Звезда

Звезда Как много значит это слово. Звезда путеводная, звезда – планета, единица Вселенной Астрономы по звёздам предсказывают судьбу, для романтиков падающая звезда – новая мечта Говорят, что когда человек рождается, на небе появляется новая звёздочка, а когда человек умирает, она затухает. На звёзды можно смотреть часами, мечтать или думать о чём-то. Кажется, без звёзд ночное небо потухло бы, перестало быть таким завораживающим Звёзд на небе тысячи, они далеко от нас, а когда смотришь на них – думаешь, что стоит протянуть руку, и звёздочка будет у тебя на ладони, и мечта не будет казаться такой недосягаемой.

«Светись, светись, далёкая звезда» В этих словах звучит просьба – просьба продолжать жить. Этой строкой начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое так и называется — «Звезда». Звезда единственная и неповторимая, именно с ней всегда разговаривает поэт.

В ночной темноте «слабый луч» этой звезды «несёт мечты» — самое важное для человека. Поэт страдает, его «душе больной» лишь одна звезда способна помочь. Именно поэтому М. Ю. Лермонтов просит звезду: «Светись, светись».

Мечта летит к звезде, возможно, она сбудется, и от этой мысли на душе «свободно и легко». Как важно знать, что кто-то думает и помнит о тебе. Однако речь в стихотворении идёт не только о звезде. Любовь – вот мечта поэта. Автор хочет, чтобы любовь, как звезда, была близко.

«Взгляд любви», полный огня, страсти — вот что завораживает лирического героя стихотворения.

Но всё это в прошлом.

Взгляд «закрылся», и, кажется, всё кончено, однако почему душа поэта летит к далёкой звезде? Разум понимает, что нельзя, а сердцу не прикажешь И, наверное, единственное, что остаётся, так это верить, мечтать.

Любовь закончилась, закрылась, а звезда осталась. Она не предаст, не оставит в трудную минуту. Пускай «слабый лучик», но всё же он будет нести свет душе, а вместе со светом — новые мечты.

В литературе образ звезды встречается довольно часто. Его невозможно раскрыть однозначно, каждый понимает его по-своему. Зачастую этот образ и есть любовь – такая недосягаемая, несущая свет, одна-единственная. Как и в стихотворении Лермонтова, в стихотворении И. Анненского «Среди миров» главный образ — Звезда.

Почему же для обоих поэтов Звезда – это Любовь? Не потому ли, что она недосягаема?

  • Среди миров, в мерцании светил
  • Одной звезды я повторяю имя
  • Не потому, чтоб я её любил,
  • А потому, что я томлюсь с другими.

Среди миров и сотен звёзд есть лишь одна, чьё имя, словно молитва, повторяется снова и снова. Поэт называет звёзды «светилами» — ведь они только светят, а его Звезда помогает, когда тяжело. У Неё он не просто просит ответ, он «молит». Действительно, Звезда приобретает значение более высокое.

У Звезды нет имени, но тем не менее автор пишет с заглавной буквы все местоимения, которые относятся к Звезде.

Да и как может быть иначе, когда она – всё в жизни лирического героя? Эмоциональное, повторяемое употребление отрицательной частицы «не» в соединении с союзом «если» не оставляет сомнений, что именно эта Звезда – та единственная, без которой жизнь человека не имеет смысла:

  1. И если мне сомненье тяжело,
  2. Я у Неё одной молю ответа,
  3. Не потому, что от Неё светло,
  4. А потому, что с Ней не надо света.

В последних двух строках заложен глубокий, даже философский смысл. В Звезде есть то, что боготворит поэт, нет ничего лишнего. От Неё не светло, но «с Ней не надо света». В стихотворении «Среди миров» понятия «любовь и звезда» есть одно целое. В Звезду, как в любовь, верит автор, Ей молится, Её имя повторяет.

Один и тот же образ даётся в стихотворениях, хотя различно и время написания стихов, и мировоззрение их авторов.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова мне кажется более сложным для восприятия, чем стихотворение И. Ф. Анненского. Композиционно стихи похожи: оба состоят из двух катренов, однако у Анненского это два классических катрена, а у Лермонтова первый катрен содержит шесть строк.

Оба произведения написаны пятистопным ямбом. В стихотворении «Звезда» тесно переплетаются два времени: прошлое и настоящее. Автор ведёт диалог со звездой, поверяет ей свои чувства.

А в стихотворении «Среди миров» нет ни одного обращения, в этой своеобразной исповеди употребляются глаголы только настоящего времени. В обоих стихах рифма точная. Отличие в том, что в стихотворении Лермонтова «Звезда» рифма смежная, а в стихотворении Анненского «Среди миров» — перекрёстная.

Безусловно, два стихотворения отличаются друг от друга. Но их объединяет общность образов и то, что их великие авторы хотели сказать, используя эти образы.

На первом месте в этой жизни стоит Любовь. Любовь эта далеко и одновременно близко в одном стихотворении, в другом — любовь соединяется с мечтой, в которую нужно верить.

Каждый из нас по-разному воспринимает эти стихи, как и по-разному мы воспринимаем сам образ звёздочки.

Хочется верить, чтобы у каждого человека была своя звезда, та, с которой он сможет поделиться самым дорогим, что у него есть.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/zvezda

Тема 18. Е.А.Баратынский и его творчество

Е.А. Баратынский уроженец Тамовской области Кирсановского уезда(2 марта 1800).

Через Дельвига Баратынский быстро сошёлся и с Пушкиным. Баратынский познакомился с Кюхельбекером (Кюхлей), Гнедичем и другими писателями, начал печататься: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы.

К 1819 году Баратынский вполне овладел поэтической техникой, его стих стал приобретать то «необщее выражение», которое впоследствии он сам признавал главным достоинством своей поэзии. Своими лирическими произведениями Баратынский быстро занял видное место среди поэтов-«романтиков».

Стиль русской элегической школы (школы точности как назвал Пушкин) — характернейший образец устойчивого, замкнутого стиля, непроницаемого для сырого, эстетически не обработанного бытового слоил, Все элементы этой до совершенства разработанной (истомы подчинены одной цели — они должны выразить прекрасный мир тонко чувствующей души. Перед читателем непрерывной чередой проходят словесные эталоны внутренних ценностей этого человека.Элегическая поэтика — поэтика узнавания. И традиционность, принципиальная повторяемость являются одним из сильнейших ее поэтических средств.В основе русского элегического стиля лежали и всевозможные трансформации «вечных» поэтических символов, и образная система французской «легкой» поэзии и элегической лирики XVIII века, глубоко ассимилированная, переработанная русской поэтической культурой.

В ранних стихах Баратынский развивает то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет. Его основное положение — «в сей жизни» нельзя найти «блаженство прямое», «небесные боги не делятся им с земными детьми Прометея».

Согласно с этим Баратынский видит две доли: «или надежду и волненье (мучительные беспокойства), иль безнадежность и покой» (успокоение). Поэтому Истина предлагает ему научить его, страстного, «отрадному бесстрастию».

Читайте также:  Важные научные открытия 20 века - сообщение доклад (окружающий мир 4 класс, 9 класс)

Поэтому же он пишет гимн смерти, называя её «отрадной», признаёт бесчувствие мертвых «блаженным» и прославляет, наконец, «Последнюю смерть», которая успокоит всё бытие.

Развивая эти идеи, Баратынский постепенно пришёл к выводу о равноценности всех проявлений земной жизни: «и веселью и печали» дали боги «одинакия крыле» (двойственное число — крылья) — равноправны добро и зло.

В январе 1820 года — финляндский период. Впечатлениям от «сурового края» обязан он несколькими лучшими своими лирическими стихотворениями («Финляндия», «Водопад»), с особенной яркостью эти впечатления отразились в первой поэме Баратынского «Эда» (1826)

В этот период Баратынский продолжает печататься. Его стихи выходят в альманахе Бестужева и Рылеева «Полярная Звезда».Рано проявившаяся склонность к изощрённому анализу душевной жизни доставила Баратынскому славу «диалектика», тонкого и проницательного. «В нём, кроме дарования, и основа плотная и прекрасная», считал Вяземский.

Осенью 1824 года, благодаря ходатайству Путяты, Баратынский получил разрешение приехать в Гельсингфорс и состоять при корпусном штабе генерала Закревского. Он увлекается женой генерала Закревского А. Ф. Закревской.Эта любовь принесла Баратынскому немало мучительных переживаний.

Образ Закревской в его стихах отразился неоднократно — прежде всего в образе Нины, главной героини поэмы «Бал», а также в таких стихотворениях, как «Мне с упоением заметным», «Фея», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…», «Как много ты в немного дней».

Вскоре Баратынский женился на старшей дочери майора Льва Николаевича Энгельгардта— Анастасии Львовне Энгельгардт. Венчание состоялось 9 июня 1826 года в церкви Харитония в Огородниках.

Известность Баратынского как поэта началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» (одной книжкой, с предисловием автора) и первого собрания лирических стихотворений в 1827 году — итог первой половины его творчества.

В 1828 году появилась поэма «Бал» (вместе с «Графом Нулиным» Пушкина), в 1831 году — «Наложница» («Цыганка»).

Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, не уступающего пушкинскому, эти поэмы принято ставить всё же ниже лирических стихотворений Пушкина.

В 1831 году Иван Киреевский предпринял издание журнала «Европеец», и Баратынский стал писать для него прозой, написав, между прочим, рассказ «Перстень» и готовясь вести в нём полемику с журналами.

В 1835 году вышло второе издание стихотворений Баратынского в двух частях. Работал над стихами, придя окончательно к убеждению, что «в свете нет ничего дельнее поэзии». Баратынский писал мало и часто коренным образом переделывая уже напечатанные.

Печать лиризма, свойственного русской элегии 1810—1820-х годов, нежный, трогательный тон, весомые эмоциональные эпитеты позднее были отброшены: неторопливость лирических жалоб сменилась лапидарностью, придающей некоторую «сухость» самому переживанию.

По дружбе к юному Андрею Муравьёву он написал прекрасный разбор сборника его стихов «Таврида» («Московский телеграф», 1827), в котором высказал соображения, звучащие как собственный творческий принцип: «Мы для того пишем, чтобы передавать друг другу свои мысли; если мы выражаемся неточно, нас понимают ошибочно или вовсе не понимают: для чего ж писать?..»

В сохранившихся письмах Баратынского рассыпано немало острых критических замечаний о современных ему писателях, — отзывов, которые он никогда не пытался сделать достоянием печати. Интересны, между прочим, замечания Баратынского о том, что он считал слабым или несовершенным у Пушкина. Впоследствии это дало основания некоторым авторам к обвинению Баратынского в зависти к Пушкину.

Предполагается, что в стихотворении «Осень» Баратынский имел в виду Пушкина, когда говорил о «буйственно несущемся урагане», которому всё в природе откликается, сравнивая с ним «глас, пошлый глас, вещатель общих дум», и в противоположность этому «вещателю общих дум» указывал, что «не найдёт отзыва тот глагол, что страстное земное перешёл».

Известие о смерти Пушкина застало Баратынского в Москве в те дни, когда он работал над «Осенью». Баратынский бросил стихотворение, и оно осталось незавершённым.

В 1842 Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов — «Сумерки», посвящённый князю Вяземскому.

На фоне и вообще пренебрежительного тона критики на сборник удар нанёс Белинский, решивший, что Баратынский в своих стихах восстал против науки и просвещения. Это было больше, чем глупостью.

В стихотворении: «Пока человек естества не пытал» Баратынский развивал мысль своего юношеского письма: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем несчастным мудрецом». В поэме «Последний поэт» он протестовал против того материалистического направления, которое начинало определяться в конце 1830-х — начале 1840-х гг.

в европейском обществе — будущее его развитие Баратынский прозорливо угадал. Баратынский отвергал исключительное стремление к «насущному и полезному», но не был против познания вообще.

Баратынский ответил стихотворением «На посев леса».

«Сумерки» называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.

Весной 1844 года Баратынский отправился через Марсель морем в Неаполь.Едва Баратынские прибыли в Неаполь, как у Н.Л.

Баратынской произошёл нервный припадок, что и раньше причиняло много беспокойства её мужу и всем окружающим.

Это так подействовало на Баратынского, что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 29 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_211195_tema—eabaratinskiy-i-ego-tvorchestvo.html

Анализ стихотворения «Муза» Баратынского. Анализ стихотворения Е

  • «Муза» Евгений Баратынский
  • Не ослеплен я музою моею:
    Красавицей ее не назовут,
    И юноши, узрев ее, за нею
    Влюбленною толпой не побегут.
    Приманивать изысканным убором,
    Игрою глаз, блестящим разговором
    Ни склонности у ней, ни дара нет;
    Но поражен бывает мельком свет
    Ее лица необщим выраженьем,
    Ее речей спокойной простотой;
    И он, скорей чем едким осужденьем,
  • Ее почтит небрежной похвалой.

Анализ стихотворения Баратынского «Муза»

Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала.

Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе.

Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.

В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи.

Евгений Баратынский не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение.

Его стихотворение «Муза» посвящено не конкретной женщине, а тем душевным порывам и чувствам, которые заставляли поэта браться за перо и создавать стихи, наполненные светом, радостью и высшим смыслом
.

Муза Баратынского лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты. Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут».

Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором».

Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.

В то же время поэт отмечает, что «поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой». Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский.

Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом.

Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».

4 208 0

Поэт Евгений Баратынский
был современником и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала.

Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе.

Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.

В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи.

не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение.

Его стихотворение посвящено не конкретной женщине, а тем душевным порывам и чувствам, которые заставляли поэта браться за перо и создавать стихи, наполненные светом, радостью и высшим смыслом.

Муза Баратынского
лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты.

Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут».

Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором».

Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.

В то же время поэт отмечает, что «поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой». Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский
.

Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом.

Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Можно ли что-либо создать без вдохновения? Многие люди искусства понимают, что это практически невозможно. Поэтому некоторым из них хочется отдать должное своей музе и посвятить ей произведение, как сделал это Евгений Абрамович Баратынский, выдающийся деятель русского романтизма.

Очень часто художники, поэты называют музой конкретный объект своего обожания, чаще всего – красивую девушку. Влюблённость придаёт силы создавать новые произведения — а это высшее счастье для созидателя тонких материй. Но «Муза» Баратынского не имеет посвящения, это сочинение написано уже зрелым автором в 1829 году, было опубликовано в сборнике «Стихотворения» 1835 года.

Читайте также:  Красное яблоко - краткое содержание рассказа айтматова

Возможно, поводом для создания послужило желание поэта определить свои основные творческие принципы и место в литературе. В нем он подводит итоги своей деятельности на ниве творчества.

Жанр, размер, направление

Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным.

В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности.

Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.

В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.

Образы и символы

  • В стихотворении представлен образ музы
    скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
  • Свет
    здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
  • Муза – символ творчества
    . Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.

Темы

  • Основная тема стихотворения – скромность
    . Этим сочинением Е. Баратынский напоминает о весьма важном человеческом качестве, которое должен помнить стремящийся к славе и успеху человек. Наиболее ярко высветить эту тему поэту помогают художественные приёмы. Отрицание позволяет выразить отказ от общепринятых стереотипов. Другое средство выразительности – антитеза. Баратынский противопоставляет ослепительной красоте скромность, которая также способна тронуть сердца людей.
  • Другая тема – творчество
    . Автор рассуждает о том, что есть настоящий талант, как ему пробить броню людских сердец. В конце концов, он приходит к выводу, что искренность покоряет людей, уставших от ежедневных упражнений в лицемерии и лжи. Она и есть очищающая сила, которой искусство меняет общество к лучшему.

Смысл

«Муза» — стихотворение уже взрослого, зрелого человека. К этому времени поэту удалось перебороть юношеские амбиции. Автор осознаёт своё место в русской литературе.

Если он когда-то мечтал о большей славе, то теперь уже смирился, а если и не надеялся на успех, то может искренне радоваться и не столь грандиозному результату.

Его главная идея — это мысленное подведение честных итогов: чего же он все-таки достиг в своей жизни?

  1. Нестерова Елена:
  2. Вскоре я наткнулась на один сервис
    эти курсы.
  3. Узнать больше>>

Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто «не дано»…

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис

, где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА.

Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент.

Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>

Музой Баратынский называет своё творчество. Через такую аллегорию он даёт характеристику своим стихам. Они честны и прямолинейны, в них выражается его душа, а больше ничего и не нужно: ни искрометных слов, ни высокопарных фаз. Главное — это мысль, парящая на легком и простом слове, как на крыле. Его богиня вдохновения наделена человеческими чертами, которые также близки и самому поэту.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках «Музы». Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

История создания
– произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения
– муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция
– Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы — ее величавую простоту.

  • Жанр
    – элегия.
  • Стихотворный размер
    – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.
  • Метафоры
    «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет»
    .
  • Эпитеты
    «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник.

Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе.

Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза — прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

Тема

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы — ее величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры
— «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет» ; эпитеты
— «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала» .

«Муза» – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она даёт начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым. В то время, Евгений Баратынский, как и большинство других писателей, прибегали к силе своего таланта, именно посредством музы.

В 1829 году Евгений Баратынский решил написать стихотворение, которое так и называется – «Муза». В его основу Евгений Баратынский положил образ женщины, которая, по его мнению, была весьма непривлекательна. Но как ни странно, для Баратынского красота в музе, не являлась главным. Его вдохновляло само её присутствие.

Евгений Баратынский говорил, что муза для него – это вдохновение, а для остальных – капризная барышня. Он считал, что у неё нет ни радости, ни печали, она не носит модных вещей, и для окружающих она пустое место. У музы Евгения Баратынского, напрочь отсутствует талант, именно поэтому она вызывает презрение у окружающих.

При этом у неё железная выдержка и неподвижный образ лица, и писатель это замечает.

Последние строки стихотворения, Евгений Баратынский посвятил своему таланту, признав, что он уступает место более выдающимся писателям, тому же Пушкину, и никоим образом не ищет славы, он рассчитывает лишь на небрежную похвалу.

Анализ стихотворения Муза по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь
    Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма
  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама
    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.
  • Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама
    Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

Источник: https://bogemasamara.ru/analiz-stihotvoreniya-muza-baratynskogo-analiz/

Анализ стихотворения Баратынского “Родина”

Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное место службы.

Читайте также:  Русские ночи краткое содержание рассказа одоевского

Молодому человеку дозволялось лишь сделать скромную военную карьеру, и именно этим предложением Баратынский воспользовался, поступив после престижного пажеского корпуса в егерьский полк.

Ему пришлось расстаться не только с друзьями детства, но и с родным имением, где прошли детские и юношеские годы будущего поэта. Впереди Баратынского ждала ничем непримечательная

военная служба, хотя именно благодаря такому повороту судьбы юный поэт познакомился с Дельвигом и Пушкиным. Тем не менее, казарменная жизнь для Баратынского была невыносима, и в 1821 году он записывает в своем дневнике стихотворение под названием “Родина”, в котором мысленно переносится в тамбовскую губернию, где находится его родовое имение.

Поэт словно бы дает сам себе обещание, отмечая: “Я возвращусь к вам, поля моих отцов”. Поэт с нежностью вспоминает домашние иконы, на которые раньше не обращал внимания, и “священный сердцу кров”, который еще недавно стремился покинуть как можно скорее.

Пожив вдали от родины, юный Баратынский осознал, что только дома он был по-настоящему счастлив и безмятежен. Душевное спокойствие, которому он раньше не придавал особого значения, стало некой самоцелью для будущего поэта, который по воле судьбы вынужден был отказаться от блистательной карьеры.

Таким образом, вынуждено лишенный честолюбия, Баратынский пишет: “Пускай другие чтут приличия законы”. Этой фразой автор не только намекает на свое бурное прошлое, но и подчеркивает, что лишен зависимости от общественного мнения. Для него намного важнее жить так, как подсказывает внутренний голос.

“В кругу друзей своих, в кругу семьи своей я буду издали глядеть на бури света”, – отмечает поэт.

При этом Баратынский признается, что военная наука ему совершенно неинтересна, и он считает обучение ей пустой тратой времени. “Хочу возделывать отеческое поле”, – отмечает автор, озвучивая не только свою мечту стать обычным помещиком, но и вкладывая в эту фразу особый смысл.

Автор мечтает о том, что его родовое имение будет процветать и передаваться из поколения в поколение.

Именно в этом он видит свою миссию, надеясь, что когда-нибудь в тени роскошных деревьев “отдохнет мой правнук молодой”, который спустя много лет “вместо мрамора положит на гробницу и мирный заступ мой, и мирную цевницу”.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-baratynskogo-rodina/

10.​ Лирика е.А. Баратынского

Творчество
Е. Баратынского – одно из наиболее
своеобразных явлений русского
романтического движения.
С одной
стороны, Баратынский – романтик, поэт
нового времени, обнаживший внутренне
противоречивый, сложный и раздвоенный
душевный мир современного ему человека,
отразивший в своем творчестве одиночество
этого человека.

Ведь глубокие общественные
противоречия русской и европейской
жизни, приведшие к кризису просветительской
мысли и к романтической реакции на нее,
не прошли мимо сознания поэта. Но с
другой стороны, это поэт, для произведений
которого характерны стремление к
психологическому раскрытию чувств,
философичность.

Если для романтиков не
свойственно было критиковать чувства
с позиций разума, так как они возникают
непроизвольно и неподвластны разумной
воле человека, то, по мысли Баратынского,
движения человеческой души одухотворены,
а следовательно, не только разумны, но
и поддаются анализу.

В отличие от
романтиков, он предпочитает правду,
добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство»,
которые гибнут при первом же столкновении
с реальной жизнью. Лирический герой
Баратынского не уходит от действительности
в мир сновидений и мечтаний, чаще всего
он трезв и холоден, а не страстен.

В
раннем творчестве, в элегиях, герой
Баратынского не просто выражает свои
эмоции, но и анализирует, размышляет;
он предстает как человек, полный
колебаний, противоречий, внутреннего
смятения:

Вам
дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник
вам дороже,
Вам очень мил я, но, увы!
Вам
и другие милы тоже…
(«Приманкой
ласковых речей…»);
Я полон страстною
тоской,
Но нет! рассудка не забуду…
(«Мне
с упоением заметным…»)

Одной
из основных тем его элегий является
столкновение лирического героя, полно
мечтательных идеалов, с суровой
действительностью, с холодным жизненным
опытом, который вызывает лишь разочарование:

Обман
исчез, нет счастья! и со мной
Одна
любовь, одно изнеможенье…
(«Сей
поцелуй, дарованный тобой…»)

Герой
его поэзии уже не может тешить себя
иллюзиями, самообманом. Он смотрит на
мир трезво и настороженно.
С другой
стороны, еще одной ключевой темой ранней
лирики Баратынского можно считать
анализ собственной раздвоенности,
противоречивости, колебаний:

С
тоской на радость я гляжу,
Не для меня
ее сиянье,
И я напрасно упованье
В
больной душе моей бужу…
Все мнится:
счастлив я ошибкой,
И не к лицу веселье
мне.
(«Он близок, близок день свиданья…»)

В
своей лирике Баратынский склонен также
исследовать противоречия жизни и смерти,
говорить о свободе выбора и
предопределенности. Очень отчетливо
звучит в его стихах мысль о том, что
способность любить даруется человеку
свыше, что Бог наделяет человека
страстями:

Безумец!
Не она, не вышняя ли воля
Дарует страсти
нам? И не ее ли глас
В их гласе слышим
мы?..

И
именно поэтому он доходит в своих
размышлениях до оправдания Промысла:

О,
тягостна для нас
Жизнь, бьющая могучею
волною
И в грани узкие втесненная
судьбою.
(«К чему невольнику мечтания
свободы?..»)

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
ранняя лирика Е. Баратынского очень
личная, психологическая, но в то же время
и философская.

Чем же достигается этот
синтез лирики и философии? В своем
творчестве Баратынский прежде всего
ориентируется на смысловую выразительность
слова, его содержательность.

Отсюда и
емкость фраз, глубина метафор и обобщений,
которые порой принимают форму афоризмов:

Пусть
радости живущим жизнь дарит,
А смерть
сама их умереть научит.
(«Череп»)

Невластны
в самих себе
И, в молодые наши Леты,
Даем
поспешные обеты,
Смешные, может быть,
всевидящей судьбе.
(«Признание»)

Рассмотрим
особенности художественной системы и
поэтики Е. Баратынского на конкретном
примере.

Разуверение
Не искушай меня
без нужды
Возвратом нежности
твоей:
Разочарованному чужды
Все
обольщенья прежних дней!
Уж я не верю
увереньям,
Уж я не верую в любовь
И
не могу предаться вновь
Раз изменившим
сновиденьям!
Слепой тоски моей не
множь,
Не заводи о прежнем слова
И,
друг заботливый, больного
В его дремоте
не тревожь!
Я сплю, мне сладко
усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В
душе моей одно волненье,
А не любовь
пробудишь ты.
На первый взгляд мы видим
в данной элегии конфликт лирического
героя с внешним миром, что свойственно
всем романтикам, уход лирического героя
в мир сновидения:

…больного
В
его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне
сладко усыпленье…

Темой
элегии становятся переживания лирического
героя, испытавшего разочарование в этой
жизни. Но при более близком рассмотрении
оказывается, что переживания подвергаются
анализу. Уже с первых строк становится
ясно, что лирический герой, обращаясь
к женщине, прекрасно осознает, что она
не любит его, это всего лишь прихоть, ей
не нужны его искренние чувства:

  • Не
    искушай меня без нужды
    Возвратом
    нежности твоей…
  • Чувств
    уже нет, это всего лишь имитация. Те
    чувства, глубокие и сильные, видимо,
    когда-то оказались обманом, сном:
  • И
    не могу предаться вновь
    Раз изменившим
    сновиденьям!

и
лирический герой не желает вновь
оказаться в этом «обмане». Он не виноват
в том, что не верит «увереньям», «не
верует в любовь», не верит в «бывалые
мечты». Он всего лишь подчиняется общему
ходу жизни, в которой счастье невозможно,
невозможна и истинная любовь:

В
душе моей одно волненье
А не любовь
пробудишь ты.

«Волненье»
вместо любви. Высокие чувства обернулись
для него обманом, и остались только
какие-то получувства. Поэтому лирический
герой и разочарован, а «прежнее» лишь
«множит» его и без того «слепую тоску».
Лирический герой не хочет вспоминать
о пережитом, так как эти переживания
доставляют ему только боль, поэтому он
называет себя «больным» и просит его
«не тревожить» в его «дремоте».

Мы
видим, как на протяжении стихотворения
чувство теряет свою одухотворенность.
В этом нас убеждает выстроенный в элегии
семантический ряд: нежность – обольщения
– уверения – любовь – сновидения –
слепая тоска – больной – дремота –
бывалые мечты – одно волненье.

Для того,
чтобы его выстроить, необходим глубокий
анализ своих переживаний.

Может быть,
поэтому неоднократно литературоведами
и критиками высказывалась мысль о том,
что «в элегиях Баратынского дана как
бы целостная «история» чувства от его
полноты до исчезновения и возникновения
нового эмоционального переживания».
(В.И. Коровин)

Элегия
четко делится на две части. Если в первой
части (1,2 четверостишия) лирический
герой говорит о том, что было, о прежних
чувствах (нежность, любовь и т.д.

), то во
второй части (3,4 четверостишия) мы видим
то, что стало, вернее, то, что осталось
от этих чувств. И герой размышляет не о
прошлом, а над тем, к чему это «прошлое»
привело (тоска, дремота и т.д.

)Прежние
чувства важны лишь потому, что их надо
уразуметь, обдумать, понять, осмыслить
и сделать вывод: любовь уже не вернуть,
не «пробудить».

Если
обратить внимание на синтаксис, то можно
заметить, что о былых чувствах лирический
герой говорит воодушевленно, взволнованно:
об этом свидетельствуют восклицательные
знаки, которыми заканчиваются первые
два четверостишия.

Воспоминания об этих
чувствах вызывают у героя бурю эмоций,
но доставляют боль. Он будто пытается
убедить или оправдать свое теперешнее
состояние.

В третьем четверостишии,
которое тоже заканчивается восклицательным
знаком, тема уже сменилась, но герой еще
не успокоился, он еще находится под
властью эмоций. И в этом свете обращение
«друг заботливый» звучит даже саркастично.

Но в конце стихотворения мы видим, что
лирический герой уже холоден и
рассудителен. Он принял решение: он не
желает возвращаться в тот обманный мир
«сновидений», в котором пребывал ранее.
Лирический герой, пусть и разочарованный,
пусть и без любви, остается в мире
реальном.

И пусть жизнь без любви – это
тоже «усыпление», «дремота», все же
герой остается в ней со своими
размышлениями, со своей «слепой тоской».
Поэтому в конце элегии уже нет
восклицательного знака, а стоит точка,
свидетельствуя о том, что последнее
четверостишие – это своеобразный вывод
из предыдущего анализа собственных
переживаний.

Теперь
становится понятным и название
стихотворения. «Разуверить» — значит
лишить уверенности, лишить веры.
Следовательно, лирический герой перестает
верить в светлые искренние чувства, в
идеалы, в человеческие отношения.

И он
ставит окончательную точку в вопросе
о своих переживаниях. Ведь повествование
ведется от первого лица, значит, о
собственных переживаниях говорит герой.
Он разуверился в существовании счастья
и избрал для себя «иной путь».

Таким
образом, можно сказать, что предметом
стихотворения становится сама мысль о
гибели подлинного чувства. А элегичность
достигается именно тем, что логическое
развитие мысли о гибели чувства
сопровождается глубоким эмоциональным
переживанием.

Источник: https://studfile.net/preview/2458400/page:10/

Ссылка на основную публикацию