Анализ стихотворения тургенева нищий

Голосование за лучший ответ

Т С Оракул (72766) 8 лет назад Очень большое впечатление произвело на меня стихо­творение «Нищий» , в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспа­ленные, слезливые глаза» , «посинелые губы» , «шершавые лохмотья» , «нечистые раны» . Глаголы «стонал» , «мычал» , «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев на­шел невероятно точную и меткую метонимическую конст­рукцию — старика «безобразно обглодала бедность» .

Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карма­нах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь ста­рика. Это не просто ярко нарисованная художником дра­матическая картина из жизни. Стихотворение имеет глу­бокий подтекст.

Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным суще­ством» .

Но потом, остановившись и задумавшись, он гово­рит, что это его «брат».

Алёна Белянцева Ученик (142) 4 года назад «Стихотворения в прозе» справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь осмысленные Тургеневым на склоне лет. В «Стихотворениях в прозе» отразились все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений писателя. Сам он считал свои миниатюры лишь эскизами будущих произведений. Написан этот цикл в в 1877-1882 гг. , в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. Поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. Большое впечатление производит стихотворение “Нищий ”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню (дата создания: февраль, 1878 г. , опубликовано: 1882). Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.

Далее рассказчик ( стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст.

Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”.

Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.

Карина Мазуро Ученик (225) 1 год назад Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

Источник: https://otvet.mail.ru/question/71249156

Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий»

Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.

Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем он пишет.

  • О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:
  • «Нищий, дряхлый старик.
  • Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,
  • шершавые лохмотья, нечистые раны…
  • О, как безобразно обглодала бедность

это несчастное существо!».

И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы больше, и на душе легче, и жить проще.

В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.

Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого. Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…».

Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова.

Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь.

Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.

Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось.

Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу.

Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/idejno-xudozhestvennyj-analiz-stixotvoreniya-v-proze-ivana-turgeneva-nishhij.html

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе" план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

«Нищий».

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат,— прошамкал он,— и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Урок милосердия. «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

  • Цели:
  • — знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;
  • — формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;
  • — формирование навыков работы в паре и группе;
  • — развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения – идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.
  • Оборудование: тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.
  • «Добрый мой читатель,
  • не пробегай этих
  • стихотворений сподряд…
  • Но читай их враздробь:
  • сегодня одно, завтра другое;
  • и которое — нибудь из них,
  • может быть, заронит тебе
  • что-нибудь в душу».
  •                   (Из предисловия

                  И.С. Тургенева к первому  

  1.                   изданию)
  2. Человек, словно в зеркале мира, многолик:
  3. он ничтожен и он же безмерно велик.
  4. О. Хайям
  5. Ход урока.
  1. Орг. момент. Приветствие класса.

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? – спросите вы. Я думаю, что в завершении  нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

  1. Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений.

         — Какая картина возникла в вашем воображении?  

        — Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» (слайд 2).  В чем разница между взглядом художника и  сюжетом, описанным Тургеневым? (У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?

  1. Сообщение темы  и постановка целей урока, формирование мотивационной установки.
Читайте также:  Анализ стихотворения воробей тургенева 7 класс

Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение.

Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей.

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним  процессе нашего разговора.

Но прежде чем двигаться далее, давайте определим круг понятий, которыми нам предстоит сегодня оперировать.

 — Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце – доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ —  -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка.

(слайд 5)

  •  — Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)
  • Слово учителя.  
  • Вслушайтесь еще раз в голос автора:

«… А нищий ждал .., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным – лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?

— Что же создал Тургенев – обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала – стихотворение в прозе.

—    А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия – стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

 — Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? (Стихотворение – лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

  1. Проза – нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление.  )
  2. Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и  попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.
  3. — (Работа по вариантам: 1 вариант – черты прозы, 2 вариант – черты лирики).
  4. Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.
  5. 1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.
  6. Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл – это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях.

Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни — неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами.

Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

 — Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

Дополнительная информация.

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль.

Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад.

Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

 Я вспоминаю притчу  современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: «В чем мудрость жизни?» Старик ответил: «Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком – плакал!»

— Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? (Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее – он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях)

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение.

— Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. (Тексты у всех учащихся)

— С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука)

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] — нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

• Найдите  причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

• Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим — 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой — единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях — прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

• Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Синтаксическое погружение.

• Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

• Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

• Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание  «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.

• Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

  • 3) Слово учителя
  • Авторская речь освобождается от прозаичной, будничной отрывистости, она подчеркнуто упорядоченна, облагорожена в плане синтаксическом и лексическом.
  • В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы — неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями — наподобие встречного течения в речном потоке.
  • Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.
  • 4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

• Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий  и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях.

Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика.

В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

Ситуативное погружение.

— А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

• Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» — это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

 — Какое настроение – мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное – вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)

— Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким,  родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

— Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем  вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки.

Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли.

Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Читайте также:  Сочинение нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями   Был активен Грамотно формулировал ответы на вопросы Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

7. Домашнее задание.

Разбившись на группы (2-4 человека)  подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.

Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  1. 1 вариант. На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева»
  2. 2 вариант. Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  3. 3 вариант. Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

 Литература

  1. Аркин И.И.Уроки литературы в 7 классе: Практ. методика: Книга для учителя/ И.И. Аркин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
  2. Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – 2-е изд. – М.: Лицей, 2001. —  420 с.
  3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику  «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ Ф.Е. Соловьева; под. ред. Г.С. Меркина – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 320 с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/13/konspekt-uroka-po-temenishchiy-tematika-khudozhestvennoe

Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Нищий» — литература, уроки

Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Нищий»

  • Урок литературы в 7 классе спроектирован по технологии развития критического мышления.
  • Ведущие приёмы смыслового чтения  – «Ключевые слова», «Кластер », «Зигзаг», проблемная беседа.
  • Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий»,
  • 2. формирование навыков выразительного чтения, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы; развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;

3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.

  1. Оборудование: тексты стихотворения, проектор, компьютер, презентация
  2. «Добрый мой читатель,
  3. не пробегай этих
  4. стихотворений сподряд…
  5. Но читай их враздробь:
  6. сегодня одно, завтра другое;
  7. и которое — нибудь из них,
  8. может быть, заронит тебе
  9. что-нибудь в душу».
  10. (Из предисловия

И.С. Тургенева к первому

изданию)

  1. Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? – спросите вы. Я думаю, что в завершении  нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос.

  1. Этап вызова. Актуализация знаний.   (введение  в тему, мотивация, целеполагание)

 Мы  продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили  на наших уроках о том, что И.С.

Тургенев — это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим.

Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения  Ивана Сергеевича Тургенева.

  • «Стихотворение в прозе» написаны в 1882 году, включают 82 произведения.
  • Что такое стихотворение в прозе?
  • Как написаны?
  • В чем особенности этого жанра?
  • А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий»
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «нищий»
  • (ответы детей, 2 ученика работают у доски, заполняют кластер «Нищий»)
  • Работа по кластеру
  • Предположите, о чем текст?
  • Учителем создаётся проблемная ситуация.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему.

Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём.

  Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

— А что мы хотим сегодня понять?Записывается первая цель:Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

— Что нам поможет это понять? (Стихотворение  И.С. Тургенева).

  1. Что нам надо сделать, чтобы это понять?
  2. (Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)
  3. Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
  4. Чтение учителем
  5. Обращаемся к схеме.
  6.  Может быть, что- то хотите добавить
  7. В тексте нищий, какой
  8. Что совпадает?
  9. А еще новые слова появляются
  10. Что происходит  при встрече
  11. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение.

  • — Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. Подчеркиваем ключевые слова
  •  (Тексты у всех учащихся)
  • — Какие подчеркнули?

— С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука)

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] — нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

• Найдите  причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим — 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

Работа в группах.

1 группа – Сюжет произведения.

1878 Тургенев    был во Франции, в местечке Буживаль и увидел вот эту картину. С увиденным захотел поделиться с   Л.Н.. Толстым. Но у него с собой только открытка. Он решил описать. Строчки ограничены. Всего пять предложений. Предположите, что он напишет?

2 группа —  основная идея

передать телеграмму

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» — это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

3группа —  актуальность  произведения

Из 19 века перенесемся в 21 век. Он написал смс

 Есть ли у нас произведения о нищих. Какие можете вспомнить?

  1. В коми – пермяцкой литературе тоже есть произведения о нищих
  2. Выразительное чтение отрывков
  3. Ситуативное погружение.

— А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

— Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким,  родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки.

Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли.

Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями Был активен Грамотно формулировал ответы на вопросы Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

7. Домашнее задание.

1.Читать Климов В.В«Я уже большая»

2.Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  • 1 вариант. Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  • 2 вариант. Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tema-miloserdiya-v-stihotvorenii-i-s-turgeneva-nischiy-91643.html

Иван Тургенев — Нищий (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

  • Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
  • А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
  • Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
  • — Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
  • Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Анализ стихотворения в прозе «Нищий» Тургенева

Ежемесячник «Вестник Европы» предоставил свои страницы для публикации сборника стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

Стихотворение написано зимой 1878 года. Шестидесятилетний автор подводит итоги своей жизни, предается воспоминаниям и немножко хандрит. Цикл из нескольких десятков миниатюр он сперва даже не собирался публиковать. Его уговорил издатель М. Стасюлевич. По жанру – стихотворение в прозе, маленькая новелла. Интонация задумчивая.

Вся миниатюра пронизана невидимым ритмом, музыкой, эмоциональными подъемами. Лирический герой – автор, рассказчик. Он появляется в каждой зарисовке цикла. Завязка банальна: рассказчика на улице останавливает нищий старик. Далее идет его красноречивый словесный портрет, усиленный градацией: воспаленные глаза, посинелые губы, нечистые раны.

Лирический герой даже умолкает, не в силах передать свою жалость, чуть смешанную с брезгливостью хорошо одетого человека. Междометие «О» увеличивает степень лирического высказывания, тому же способствует восклицание. Ведь старик тянет к нему «грязную руку». Просторечное слово «шарить» подчеркивает растерянность героя.

Читайте также:  Каменный уголь - полезное ископаемое сообщение доклад

Опять перечисление: ни кошелька, ни часов, ни платка. «А нищий ждал». Смущенный рассказчик принимает единственно верное решение: показать, что он видит в «несчастном существе» человека, сострадает ему, стыдится, что не может помочь, ставит его с собой на одну доску. И он крепко пожимает «эту грязную, трепетную руку».

Два эпитета, внешне противостоящие друг другу, подчеркивающие экспрессию. Затем идет обмен репликами. Герой извиняется и дважды называет нищего братом. Тот, привыкший не присматриваться к лицам, обычно жадно следящий за движением руки, достающей монетку, вдруг смотрит рассказчику в глаза.

С полным доверием к искренности его порыва старик ответно жмет ему руку, называя – опять дважды – и его своим братом. Как говорится, все люди – братья и сестры по Адаму, первому человеку. «Прошамкал»: видимо, беззубый. В эпилоге одаренным чувствует себя как раз лирический герой, передающий читателю эту нехитрую сценку.

Нота исповедальности проходит через эту зарисовку. Нищий – универсальный образ в мировой литературе, а тема бедности – одна из самых злободневных. В этом произведении писатель усилил ее жуткой метафорой: обглодала бедность.

Короткая, но выразительная уличная встреча легла в основу взволнованного повествования И. Тургенева в стихотворении «Нищий».

Источник: https://rustih.ru/ivan-turgenev-nishhij-stixotvorenie-v-proze/

Анализ стихотворения нищий тургенева

иван сергеевич тургенев был довольно интересным человеком. у него было много увлечений и занятий, хотя самое главное было то, что поэт мог тонко чувствовать душу человека.

тургенев пытался бороться с несправедливостью в жизни, хоть это и было только на бумаге. в своих произведениях он хотел объединить поэзию и прозу, которые так долго конкурировали между собой.

поэт все-таки нашел свое призвание, его стали считать поэтом в прозе.

переживая много чего в жизни, наблюдая за проблемами других людей и самой жизни в целом, тургенев пишет интересное, переполненное чувствами стихотворение. новому произведению поэт дает название «нищий». само стихотворение предстает перед читателями в виде диалога.

диалог в свою очередь описывает встречу самого рассказчика с нищим. казалось бы, обычный прохожий, идущий по своим делам, встречает на пути бедного нищего человека. возникает ощущение того, что люди давно видели беднягу, просто многим было не до него.

кто-то просто отворачивался и делал вид, что не замечает мужчину, а кому-то было просто все равно.

начало стихотворения открывает картину происходящего. на холодной земле оказался голодный мужчина, он словно кричит, умоляет и стонет о . когда же главный герой подходит к нему, оба мужчины находятся в замешательстве.

главный герой, при всем его желании нищему, не может ничего дать, так как у него у самого пустые карманы. а второй просто уже не ожидал, что простой прохожий обернет на него взор, слишком долго его никто не замечал.

автор превосходно описывает образ нищего. старый человек, с трясущимися руками, он явно замерз и ему нечего есть, вдобавок ко всему, он наверно еще и болен. главный герой проникается жалостью и когда понимает, что ничем не может, просто протягивает свою руку.

замерзший, дрожащий старик не оставит равнодушным чувства героя. положение в обществе этих двух встретившихся людей абсолютно разное, но главный герой, не обращая на это внимание, протягивает свою руку.

это своего рода жест, наглядный пример того, что герой и нищий равны.

скорее всего, они похожи душами, кто-то, имея полные карманы, кажется несчастным, а кто-то, имея пустые, обретает что-то важное в своей жизни. по мнению главного героя, бедный старик хоть и не имеет ничего, точно такой же человек, как и простой прохожий. он человек с чувствами, мыслями и жизнью, хоть и такой непростой.

герой считает его братом равным ему самому. своим стихотворением тургенев пытается объяснить, что богатая в духовном плане душа, может томиться даже в обычном, просящем милостыню человеке. в такие моменты не стоит проходить мимо, ведь не имея денег, человеку можно просто выслушав и поддержав в трудную для него минуту.

Источник: https://0tvet.com/literatura/question31064084

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: «Воробей», «Разговор», «Нищий» (восприятие, истолкование, оценка)

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: «Воробей», «Разговор», «Нищий» (восприятие, истолкование, оценка)

  Скачать сочинение

    Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле.

    В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.

    И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.

    Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца.

Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.
    Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение.

Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.
    Стихотворение в прозе И. С. Тургенева “Разговор” — одно из первых его произведений в этом жанре — можно отнести к философским творениям писателя.

    Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор-великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет.

И что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию человечества.
    Первоначально его не было и вовсе, но прошла минута-тысячелетие — и среди чернеющих лесов, камней и морей появились люди.

Через “некоторое” время мы видим уже не такую радужную картину: “сузились воды; “поредели леса”. Да и “козявок” — людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам Финстерааргона, “опрятно стало везде, бело совсем…”. А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе.

Только горы стоят, как и тысячи лет назад.
    Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем не вечно и рано или поздно оно закончится.
    Стихотворения в прозе И. С.

Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т.д.
    Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.

    Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст.

Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”.

Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.

27986 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: «Воробей», «Разговор», «Нищий» (восприятие, истолкование, оценка)

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00073401184864042322/woid/00029101184773070767/

Анализ стихотворения Тургенева «Нищий»

Лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Стихотворения в прозе» были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже — в 1929 году.

В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно сопоставить с другими творениями. Написаны они простым, но емким и образным языком в форме воспоминаний, снов, видений, житейских историй.

Одна из жемчужин сборника — миниатюра «Нищий». Во время прогулки рассказчик встречает старика и хочет подать ему милостыню. Но карманы, как назло, оказались пустыми.

Внешность нищего, его бедственное положение Тургенев изображает предельно эмоционально, стараясь всеми средствами вызвать жалость к этому человеку. Руки у старика «грязные, опухшие, красные». глаза — «слезящиеся, воспаленные».

а губы — «синие». Перед читателем предстает «несчастное существо» в грубых лохмотьях.

Автор не говорит о погоде, но по состоянию нищего ясно, что он замерз. Дрожание протянутой руки старика, его стоны и мычание создают яркий образ. который никого не может оставить равнодушным. Для завершения картины Тургенев нашел предельно точное выражение: «безобразно обглодала его бедность» .

Старого человека писатель выбрал намеренно. Для усиления эффекта оба героя должны быть хоть в чем-то равны. Они не могут иметь одинаковое социальное и материальное положение, поэтому их объединяют возраст и пустые карманы. И пусть для рассказчика так вышло случайно, но в данный момент героев уравнивает и это обстоятельство.

О чувствах рассказчика Тургенев сообщает скупо. Тот потерян и смущен, но неожиданно крепко пожимает руку нищего и называет его братом. Этим жестом он признает их родство в духовном смысле. Нищий пожимает руку героя в ответ и также называет братом.

В миниатюрах Тургенева главную смысловую нагрузку несут последние фразы, которые раскрывают замысел писателя. Часто заключительный акцент показывает нам сюжет с неожиданной стороны.

Благородный жест рассказчика нищий старик принимает не с изумлением, не с затаенным разочарованием, а с пониманием и мягкой иронией.

Он тоже, можно сказать, подает милостыню герою, соглашаясь понять и простить его как равного.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тургенева «Нищий»Куда бы я хотел поехать летом и почему »

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-turgeneva-nishhij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]