Анализ стихотворения пушкина поэту 9, 10 класс

К образу моря в своих произведениях обращались многие поэты. Воспели его впервые еще античные авторы. Так, пришедший из Древней Греции стихотворный размер гекзаметр ассоциируется с тем, как шумят набегающие волны. Образ моря в поэзии менялся с течением времени и развитием литературы. Наиболее важное значение ему отводили поэты-романтики.

Море у них символизировало идеал романтической свободы. Творчество Пушкина тоже не обошлось без использования этого образа.

Стихотворение «К морю» поэт написал в 1824 году, в переломный для себя период. В это время поэзия Александра Сергеевича претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму.

Можно сказать, что это произведение как раз и завершило романтический период в творчестве поэта.

«К морю» Пушкин: размер, текст

«К морю» Пушкин

Произведение Пушкина «К морю» выполнено в привычном духе стихосложения Александра Сергеевича. А точнее, использован такой свойственный ему четырехстопный ямб. Что же касается рифмовки, зачастую она перекрестная (АВАВ), но иногда встречаются фрагменты из 5 строк, где употреблена кольцевая модель (АВВА).

Сложно сказать, намеренно ли автор отошел от одной структуры и видоизменил ее в своих целях, либо же просто не обратил внимания на разницу в рифмовке и размере. Так или иначе, творение от этого не становится хуже, а напротив, приобретает оригинальность. Вот текст этого творения:

«К морю» Пушкин

Анализ лирического стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко, 8, 9, 10 класс

«К морю» Пушкин Видно, что Александр Сергеевич очень переживает по поводу возможного приговора. Именно поэтому его так тянет к морю. Он даже чувствует неспособность жить без этой мощной стихии. В самом море поэт видит силу, жизнь и свободу. Вот анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «К морю» — кратко для 8, 9, 10 класса:

Стихотворец подразумевает, что данная стихия далеко не всегда покоряется человеческой воле. Состояние тихое, туманное. Об этом говорит как природа, так и настроение поэта.

Тем не менее, стихотворение пропитано вдохновением. Пушкин дает читателю возможность почувствовать каждый порыв ветра, каждый всплеск волн.

Это волшебно – ведь настроение моря так часто меняется и каждую секунду оно прекрасно.

  • Данная стихия может быть как одухотворенной, так и опасной.
  • Прибегая к привычному 4-стопному ямбу, Пушкин делает ударения на четные слоги.
  • Можно сказать, что «К морю» — это окончание романтического периода в его поэзии.
  • В былые времена Александр Сергеевич подразумевал, что сильный духом человек способен менять мир. И призывал всех мыслящих делать это.
  • Но теперь он переосмыслил свою позицию.
  • Потому остается на берегу, без желания бунта и протеста, просто наслаждаясь тишиной.
  • Можно сказать, что автор признает авторитет общества, правительства, времени. И становится слишком мудр для того, чтобы пытаться с ним спорить.

Стихотворение воспевает красоту и величием морских стихий. Конечно же, Пушкин видит в волнах не только умиротворение, но и свободу, любовь, проблемы поэзии. Кстати, каждый из лейтмотивов ассоциируется с тем или иным человеком. Можно узнать Байрона, Воронцову, Наполеона.

Героев немного. Впрочем, это и прекрасно. Пушкин, а точнее, его персонаж (в коим видятся общие черты) остается наедине с морем, обращается к стихии со словами прощания. А после этого имеют место пейзажные зарисовки, которые совпадают с мыслями.

Видно, что персонаж ведет диалог с морем не в первый раз. Он довольно часто приходит к нему в минуты грусти, отчаяния, разочарования и всякий раз начинает глубокий, возвышенный диалог. Можно сказать, что море – лучший друг мужчины. Только лишь здесь, в одиночестве он может быть честен с самим собой, говорит без утайки.

Автор наполняет творения значимыми для него образами –начиная от возлюбленной, Воронцовой, и заканчивая историческими героями. Он думает о скале, на которую направили Наполеона, потом воспевает Байрона, считая его певцом моря. А после прощается… С миром, морем и людьми… Но утверждает, что обязательно заберет с собой частичку морского духа.

План к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина: пункты, объяснение

«К морю» Пушкин Пушкин лелеет идею о стихотворении в период отъезда в Михайловское из Одессы. Кстати, творчество Байрона имело для поэта большое значение. Можно сказать, он подпитывался от англоязычного гения идеями романтизма. Есть и кое-что от Жуковского, творца элегии «Море». Объяснение содержания:

  • У Александра Сергеевича это тоже живой организм.
  • Проблема заключается в том, что человек не способен поступать по зову сердца.
  • Мало того, жизнь разбивает человеческие надежды порой так же, как волны бьются о берег.
  • Лирический герой – это одиночка, которого море умиротворяет, успокаивает.

Вот план к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина — пункты:

  1. Первая часть. Море. Его описание. Поэт не жалеет метафор и ярких образов, чтобы показать какой разной бывает стихия. Она то спокойна, то обеспокоена, то умиротворена, то возвышена. Как и человек, каждый новый день, море испытывает тысячи оттенков чувств и эмоций. И именно эту многогранность он хочет показать.
  2. Вторая часть. Диалог с морем и душевные порывы. В отличие от первой части, здесь пристальное внимание уделяется именно тому человеку, который открывает морю свою душу.
  3. Третья часть. Он говорит о прожитом, о победах и поражениях, о расставании. Намекает на то, что только с морем он может быть искренен, может быть самим собой. А вот с людьми это, увы, невозможно.
  4. Слова прощания.

Вы можете написать и краткий план. Но стихотворение длинное и по этим пунктам с объяснением будет легче рассказать содержание или написать сочинение.

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко по плану, 8, 9, 10 класс

«К морю» Пушкин Вот письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина — кратко по плану для сочинения в 8, 9, 10 классе:

Структура:

  • Жанр – элегия.
  • 15 строф.
  • Используются четверостишия и пятистишия.
  • Образы. Море, берег. Первый более близок автору, второй для него скучен.
  • Возвышенный слог.
  • Поэтический синтаксис – эпитеты, инверсия, сравнения, изобразительные иносказательные средства. Синтаксис первой части прост. Автор использует только лишь простые предложения с однородными членами, сравнения, причастные обороты. Но к концу появляются сложносочиненные, бессоюзные и союзные фразы.
  • Перекрестная (местами кольцевая) рифмовка, четырехстопный ямб.

Описания моря наполнены сравнениями, красивыми метафорами и поэтическими образами. Пушкин рассматривает море как живой организм с переменчивым настроением. Вода бывает как спокойной, так и опасной. Море словно имеет характер. Море – хороший слушатель. Оно никогда не перебивает и всегда готово молчаливо сопереживать человеческим мыслям.

Во второй части имеет место диалог человека и моря. Мужчина делится со стихией переживаниями, проблемами. Он утверждает, что не может полностью открыться людям, а вот море его всегда выслушает и поймет.

В третьей части становится ясно, что диалог уже окончен. Простыми словами, человек «выговорился» и теперь вновь готов идти по своим делам.

Он искренне благодарит море за разговор, а точнее за то, что внимало его мыслям, уверяет, что обязательно заберет часть его в своей душе в далекий край.

Вполне очевидно, что лирический герой – это сам Пушкин, который опасается ссылки в Сибирь.

В итоге, у него есть время поглядеть на море в гостеприимной Одессе и подумать, он использует эту возможность. После диалога с морем на душе становится немного легче.

Композиция

Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь,
  • в непогоду,
  • по окончании бури.

Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.

Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.

Анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина: лексика, метафоры

«К морю» Пушкин В первой строфе море предстает пред Пушкиным великой силой. Об этом говорят его обороты «свободная стихия», «блещешь гордою красой».

Что же касается «заунывного ропота друга», поэт имеет в виду, что его молчаливый собеседник (море) внезапно может разразиться губительным для судов рокотом волн. Этим он намекает на своенравный характер моря.

Но, тем не менее, автор не боится стихии, он доверяет ей.

Вот еще анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина с объяснением лексики и метафор:

  • Шум моря бывает как грустным, так и призывным – это также весьма интересный оборот.
  • Возможно, данная характеристика намекает на возможность человека обратить внимание на те секунды, когда море неспокойно.
  • Вполне вероятно, что оно бушует, потому, что зовет к себе друга, которым является поэт, манит его.
  • Конечно же, это иносказательно.

Пушкин просто указывает на то, что слыша рокот моря, он не может оставаться в стороне, его словно магнитом манит на берег насладиться великолепием.

Интересные факты о поэте

Вот некоторые из них:

  • Маленький Саша, гуляя с няней, чуть не угодил под копыта императорского коня. Следующая встреча Александра Первого и Пушкина произойдет уже намного позже.
  • В домашней библиотеке поэта было более трех тысяч книг, что по тем временам — огромная цифра.
  • Пушкин знал с десяток иностранных языков.
  • Поэт был картежник, потому и влезал постоянно в долги.
  • Пушкин был участников двух десятков дуэлей, начиная с лицейского возраста. Двадцать первая стала для поэта последней.

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина

Стих «К морю» Александра Пушкина часто называют именно «элегией». Возможно, это происходит потому, что оно лиричное и проникновенное. Тема элегии в лирике, олицетворение и черты романтизма:

Лирический герой обращается к стихии как к собеседнику, лучшему другу, отличному слушателю. Он невольно «очеловечивает» его. Именно олицетворения моря с личностью и ее свободой, заставляет мысли переключиться с пейзажной лирики на философские размышления. На самом деле, у лирического героя много вопросов и ему очень хочется поделиться со стихией горестями и радостями.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Каков пафос стихотворения «К морю» Пушкина: средства выразительности

Пафос стихотворения «К морю» Пушкина

Пафос стихотворения «К морю» Пушкина заключается в том, что поэтпрославляет свободу, а море является ее олицетворением. Он невольно ассоциирует водную гладь с человеческим духом, с поэтическим сознанием. Примечательно, что поэт прощается с морем, но не говорит о том, что пламя в его душе угасло и он сдастся окружающей действительности.

«Блещешь гордою красой» — автор применяет интересные средства выразительности, словно указывает на сильный характер стихии, на его великолепие.

«Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!»

Пушкин восхищается свободолюбивым нравом моря, которое прекрасно в любое время дня, но всегда уникально, поскольку его настроение в тот или иной период сложно предугадать. Впрочем, это и есть та свобода, которой человеку достичь крайне сложно.

«Как ты, могуч, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим».

Пушкин утверждает, что Наполеон был «человеком моря», что у них есть общие отличительные черты.

Характеристика героев

Героями стихотворения можно назвать:

  • море – главная героиня,
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.

Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.

Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.

«К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

  • «К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты
  • Пушкин в произведении «К морю» сравнивает Наполеона и стихию — «он был как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим». Вот еще сравнения, художественные средства и эпитеты:
  • Пушкин сравнивает море и свободного человека:
  • «Но ты взыграл, неодолимый»
  • «Ты ждал, ты звал… я был окован»
Читайте также:  Анализ стихотворений заболоцкого

Он говорит как о своем друге, с которым у него существует тесная связь.

  • «Моей души предел желанный»

Поэт идеализирует море, считая его не только олицетворением свободных людей, но и неким раем для отличного от других, свободного и мыслящего человека, для личности.

Метафоры:

  • «свободная стихия
  • «катишь волны»
  • «бездны глас»

Эпитеты:

  • «глухие звуки»
  • «своенравные порывы»
  • «смиренный парус»
  • «скучный, неподвижный берег»
  • «торжественная краса»

Сравнения:

  • «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум»
  • «как бури шум, другой от нас умчался гений»

Это стихотворение поистине настоящий шедевр, который изучают до сих пор в школах, пишут по нему сочинения и воспевают в своих мемуарах литераторы.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9, 10 класс

Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/k-moryu-analiz.html

Анализ стихотворения Пушкина Поэту 10 класс

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году.Основной темой данного произведения является поэт и толпа.

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.

Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина.

Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его. И поэтому ему не следует обращать на народ внимания.

Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.

Кратко по плану 9, 10 класс

Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9, 10 класс

  • Анализ стихотворения Пушкина Прощание
    Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая
  • Анализ стихотворения Пастернака Февраль
    Великолепное сочинение «Февраль. Достать чернил и плакать!», к которому Б.Л.Пастернак как и в большинстве своих творческих работах вложил особое философское значение. Пусть это стихотворение и относится всего лишь к раннему
  • Анализ стихотворения Пастернака Июль
    Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.
  • Анализ стихотворения Тютчева 14 декабря 1825
    Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года
  • Анализ стихотворения Фета Певице
    Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/poetu-10-klass

Краткий анализ стихотворения «Поэту» по плану

1. История создания

Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года.

Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года).

В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта.

Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.

2. Литературное направление

Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.

3. Род

По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.

4. Жанр

Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.

5. Проблематика

В произведении затрагивается целый ряд проблем:

  • проблема отношения поэта и общества;
  • проблема самооценки художника;
  • проблема творческой свободы.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.

Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).

8. Пафос

Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной».

9. Система образов

  • Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы».
  • Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник».
  • Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник».
  • Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.

10. Центральные персонажи

  1. Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.

  2. Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.

  3. Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».

11. Лирический герой

Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя.

В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.

12. Сюжет

  • В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной».
  • Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.
  • В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд».
  • В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.

13. Композиция

Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.

В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания.

Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.

В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Оно сочетает разные виды рифмовки:

  • 1 строфа — перекрёстная,
  • 2 строфа — кольцевая,
  • 3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин.

Схематически это выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.

Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы.

Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит».

15. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует средства художественной выразительности:

  • эпитеты («взыскательный художник», «толпы холодной»),
  • метафоры («алтарь, где твой огонь горит», «треножник»)
  • и сравнения («ты – царь»).

16. Значение произведения

Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.

При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.

17. Актуальность

Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.

Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

18. Моё отношение

Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.

Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.

19. Чему учит

Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.

Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.

Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-poetu-po-planu/

Анализ стихотворения Пушкина Арион 9, 10 класс

Стихотворение «Арион» А.С Пушкин посвятил декабристам. Написал он его в 1827 году, благодаря этому произведению А.С Пушкин многое переосмыслил и понял, что стихи — могущественная сила.

Певец в стихотворении — это сам автор. Так же как и в жизни, погибают плывшие с ним люди, также погибают и его друзья -декабристы

Главным героем в стихотворении было мифическое существо, по имени – Арион. Он зарабатывал тем, что пел на улицах простому народу, путешествуя по разным городам, деревням и губерниям.

У Ариона появился сундук с сокровищами, и с этими богатствами он решил отправиться на какой-то остров. Но моряки, с которыми он плыл, узнали о том, что находится в сундуке, и тем самым решили утопить обладателя этих сокровищ.

Арион выжил благодаря дельфину, который подобрал его. И вот, Арион решил рассказать всему миру о своей беде.

А.С Пушкин считает, что Арион был не мифическим существом, а одним из членов команды. Ариону была отведена роль писателя, он развлекал остальных членов команды, пел им, писал стихи.

Автор все равно отступает от мифологии, и описывает, что начинается шторм, в котором Арион выжил, и его выбросило волнами на берег.

Поэт снова предугадал события и описал их в этом стихотворении. Ведь Пушкин был в числе тем, кому удалось спастись во время восстания так же, как и Ариону.

Но всё равно, поэта немного задели эти события, его пытались обвинить в восстании, потому что многие его друзья были декабристами, ему пришлось отстаивать свою невиновность.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион» 9 класс

Стихотворение «Арион» относится к 1827 году. Оно было приурочено к годовщине восстания декабристов. А.С. Пушкин при написании этого творения обратился к аллегории. Он сравнил себя во времена страшных событий с легендой о древнегреческом певце Арионе.

По легенде Арион плыл на корабле, везя с собой несметные сокровища. Однако моряки, решившие поживиться чужим богатством, напали на его судно. Ариону ничего не оставалось, как прыгнуть в море. Ему повезло, и на его чудесное пение откликнулся дельфин, который и спас героя.

У Пушкина корабельщики и Арион находятся на одном корабле. У каждого из них свои обязанности. Корабельщики уверенно ведут свой корабль, а Арион поддерживает их своим пением. Лирический герой очень близок автору, он такой же свободный, открытый и талантливый.

Но вот после такой яркой и спокойной картины поднимается «вихрь шумно». Именно вихрь сравнивается с восстанием декабристов. Смерть кормщика и пловцов олицетворяет разгром восстания. В стихотворении лирический герой спасся только благодаря тому, что гроза его выбросила на берег.

Размер – четырехстопный ямб. Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике. Используются различные художественный средства: эпитеты, метафоры, аллитерация, ассонанс, а также присутствуют старинные слова. «Арион» относится к произведениям, утверждающим идеалы декабристов.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион» 10 класс

Стихотворение относится к политической лирике последекабрьских лет. Бесчеловечная расправа с декабристами, когда все ждали от царя проявления милосердия, не могло оставить равнодушным никого, тем более народного поэта.

Хотя стихотворение было написано еще в 1827 году, при жизни Пушкина она увидела свет с анонимным автором лишь в 1830 году. Опасаясь преследований, Пушкин был вынужден скрыть свое авторство.

Дело в том, что стихотворение, отразившее в себе известные события 1825 года на Сенатской площади, несмотря на прошествие стольких лет, все еще было опасно публиковать открыто, так как царская реакция все еще была сильна.

Основу произведения составляет сказание античности о певце Арионе, чудом спасшемся в море, благодаря дельфину. Сказание является своего рода ширмой, за которой поэт скрывает свой истинный замысел. Древнегреческий «Арион» переделан Пушкиным с учетом русской реальности, с учетом замысла автора. Пушкинский Арион – это сам поэт, описывающий восстание декабристов.

Если греческий Арион оказывается один против враждебно настроенной команды, то у Пушкина он вместе с командой, у них общая цель. Он вдохновляет их своей песней.

В мифе отрицательно представлена корабельная команда, решившая позаимствовать богатства Ариона, а у Пушкина автор с сочувствием относится к преследующей совершенно отличной цели команде, некоторые члены которой гибнут в результате набежавшей бури. Не трудно догадаться, что разыгравшаяся буря символизировала само восстание.

В стихотворении автор называет себя таинственным певцом, как бы давая знать о вынужденном скрывании своего авторства: «Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою…». Певца Пушкина спасает гроза, которой поэт заменяет дельфина из мифа.

Вначале Пушкин показывает, что его певец своими песнями вдохновляет пловцов. Он верит в их силу, уверен в пловцах, поэтому его вера так беспечна. Точно так же он в последних строках стихотворения утверждает, что для него ничего не изменилось, он все тот же певец, и гимны прежние поет, то есть продолжает верить в свои идеалы.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Арион»

Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Известный читателям древнегреческий миф об Арионе был существенно изменен Александром Сергеевичем.

В мифе корабельщики были врагами Ариона, а в стихотворении Пушкин сказано: «Нас было много на челне», то есть Арион считает себя членом команды. В мифе Арион после гибели корабля был спасен дельфином, а в стихотворении Пушкина герой «на берег выброшен грозою».

Такие отступления от мифа не случайны. Дело в том, что поэт приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению – 14 декабря 1825 года.

Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе.

Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья. Центральное событие стихотворения — «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов.

Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей.

«Я гимны прежние пою» — в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

«Арион» А.Пушкин

«Арион» Александр Пушкин

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонись, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн,- Пловцам я пел… Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный… Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Анализ стихотворения Пушкина «Арион»

Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в них заложен определенный смысл. Благодаря этому осознанию в 1827 году им было написано стихотворение «Арион», посвященное декабристам и рассказывающее о событиях двухлетней давности.

Повествуя о восстании, Пушкин прибег к весьма распространенному в те времена приему аллегории. За основу своего поэтического повествования автор взял древнегреческий миф об Арионе – известно певце, который зарабатывал себе на жизнь, путешествуя и исполняя лирические баллады перед знатной публикой.

Согласно легенде, после одного из публичных выступлений Ариону был преподнесен сундук с несметными сокровищами, с которыми певец решил отправиться на остров Коринф. Однако моряки, прознав о содержимом сундука, решили утопить Ариона в море и завладеть его богатствами.

Когда поэт был выброшен за борт, его подобрал дельфин и, тем самым, спас жизнь Ариону, который после рассказал публике свою печальную и удивительную историю.

Отождествляя себя с древнегреческим певцом, Пушкин в стихотворении «Арион» несколько отклонился от мифического сюжета. По его версии, он был одним из членов команды судна, дружной и объединенной общей целью.

«Нас было много на челне», — так начинается стихотворение, и первая его фраза является недвусмысленным намеком на то, что команда судна – тайное общество будущих декабристов, которые отправились в опасное путешествие по волнам жизни, готовя покушение на царя и смену общественного строя.

Ариону в этой команде была отведена роль поэта, который, «беспечной веры полон», пел пловцам свои удивительные песни. В этой фразе также угадывается очень тонкая аллегория, так как Пушкин был лично знаком со многими будущими декабристами, и его творчество вдохновило их на более решительные действия по свержению самодержавия.

Рассказывая о том, как развивались последующие события, автор вновь отступает от мифологической канвы сюжета, отмечая, что «вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный». В результате шторма погибли «и кормщик, и пловец», а сам Арион был «на берег выброшен грозою», но не отчаялся тому, что с ним произошло. «Я гимны прежние пою.

И рису влажную мою сушу на солнце под скалою», — такими строчками завершает поэт стихотворение «Арион».

Если проанализировать финал этого произведения, то параллель с событиями 1825 года вновь напрашивается сама собой. Действительно, Пушкин оказался одним из немногих друзей декабристов, которые по счастливой случайности были «выброшены на берег» и не участвовали в заговоре.

Массовые аресты не коснулись поэта, хотя десятки представителей русской аристократии были казнены либо сосланы на каторгу в Сибирь. Существует несколько версий, которые объясняют произошедшее.

Однако наиболее вероятным является допущение, что декабристы, ценя литературный дар Пушкина, не рискнули подвергать его опасности, поэтому скрыли от поэта дату предполагаемого восстания.

В итоге события 1825 года лишь косвенно коснулись поэта. Как близкий друг декабристов, он все же попал под подозрение и, выражаясь образным языком, был вынужден «сушить рису», т.е. доказывать свою непричастность к восстанию.

Однако поэт не отказался от своих убеждений, о чем прямо заявил в стихотворении «Арион», Он стал лишь более осторожным и рассудительным, осознав, что как поэт может принести своему народу гораздо больше пользы, разбудив самосознание людей своими тонкими и не лишенными сарказма стихами.

«Арион», анализ стихотворения Александра Пушкина по плану

Связь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с декабристами для представителей царской России первой трети XIX века была настолько очевидна, что его не раз вызывали на допросы по этому делу. И хотя никаких документальных свидетельств участия поэта в подготовке Декабрьского восстания не было, он считался слишком неблагонадежным.

В таких условиях бывшему лицеисту (а среди декабристов были и выпускники Царскосельского лицея, учившиеся вместе с Пушкиным) стоило бы стать более сдержанным в выражении своих взглядов. Однако Пушкин как будто нарочно в 1827 году пишет стихотворение «Арион». в котором говорит о неизменности своих убеждений совершенно открыто.

Впервые стихотворение было напечатано, но без подписи, в «Литературной газете» под редакцией лицейского друга — поэта А. Дельвига.

В основу была положена древнегреческая легенда о певце Арионе, который, заработав богатство в Италии, возвращался домой, но жадные купцы задумали убить его и забрать деньги себе.

Арион попросил позволения у своих палачей перед смертью спеть, а потом, как был в наряде певца, бросился в море, где его спас дельфин, очарованный пением Ариона, а купцы были после наказаны за свое злодеяние.

Пушкин изменил легенду: рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, для которых он поет: «пловцам я пел». Также в стихотворении содержится откровенный намек на «вихорь шумный» (очевидно, восстание декабристов), который пронесся над Россией, а «таинственный певец» чудом избежал гибели.

С образом певца современники связывали мысль о грозных силах, выбросивших его на берег, прежде чем эта сила уничтожила единомышленников Пушкина (поэтов-декабристов). Поэт долго колебался в обнаружении близости певца и пловцов: в черновом варианте стихотворения значилось «их было много на челне».

но в «Литературной газете» все-таки восстановлено «нас» .

Морское плавание Ариона в произведении описано очень кратко, но точно. Это выражено с помощью ярких деталей: «парус напрягали». «грузный челн». другие «упирали в глубь мощны веслы». Но эти внешние детали имеют иносказательный смысл: мифологический сюжет приобретает современное звучание.

Дело в том, что произведение было написано Пушкиным через год после казни декабристов.

Поэт, вспоминая о своей вольнолюбивой молодости, использует такие строки: «А я — беспечной веры полн…» Они как нельзя лучше передают состояние самого Пушкина, с восторгом разделявшего в свое время идеалы декабристов и воспевавшего свободу.

Однако вторая часть произведения явственно рисует вторжение новой силы — грозы, во время которой «погиб и кормщик и пловец». Поэт открыто намекает на поражение декабристов от «грозы» самодержавия. То, что уцелел лишь «таинственный певец».

идет вразрез с первоисточником: ведь в мифе выжили все, но жадные корабельщики получили заслуженное наказание. Декабристы, по мнению поэта, свое наказание не заслужили.

Их постигла более суровая участь: кого-то казнили, а кто-то не вернулся из сибирской ссылки.

Миф об Арионе у Геродота содержит мысль о спасительной силе искусства, ведь дельфин спас героя именно после того, как услышал его пение. У Пушкина спасение певца не чудо, а естественное доверие к миру. Певец, полный «беспечной веры».

доверчив, а значит, свободен, и «вихорь шумный» его не губит. Неслучайно в черновике поэт сначала писал: «Гимн избавления пою». Однако впоследствии он уберет эту нотку благодарения за свое случайное спасение. Он оставит такой вариант: «Я гимны прежние пою».

Это и верность пловцам-декабристам, и вера в справедливость мирового устройства.

Верность «прежним гимнам» прозвучит еще во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Например, он хотел напечатать свое «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который собирался назвать так же, как и стихотворение, — «Арион».

В 1827 году было начато расследование по поводу создания стихотворения «Андрей Шенье». И хотя оно было написано еще в 1825 году, во времена ссылки в Михайловское, в нем цензоры усмотрели отклик на события 14 декабря 1825 года.

Все эти дела были прекращены после объяснений поэта, но за ним был установлен негласный полицейский надзор.

Послушать стихотворение Пушкина Арион

Соседние темы

Источник: https://velikiy-pushkin.ru/1650-Analiz-stihotvoreniya-Pushkina-Arion-9,-10-klass

Конпекст урока для 9 класса — анализ лирического стихотворения а. с. пушкина

  • КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  • ДЛЯ 9 КЛАССА
  • СЕМИНАР В 9 КЛАССЕ.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ А. С. ПУШКИНА

Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина.

  1. Цель: учить учащихся самостоятельной работе с книгой, самостоятельному мнению; развивать устную речь, учить анализировать лирическое стихотворение.
  2. Ход урока:
  3. Объявление темы и цели занятия.
  4. Слово учителя о том, как анализировать лирическое стихотворение.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

В центре лирического произведения – образ лирического героя.

Схема анализа лирического стихотворения:

  • Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
  • Раскройте тему, идею, позицию, строфику стихотворения.
  • Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше всего это делать близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Определить, каким художественным средством это достигнуто:
  • а) лексическая поэтика;
  • б) синтаксические фигуры;
  • в) тропы;
  • г) поэтическая фонетика;
  • д) размер, рифма.
  • Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
  • Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?

(До семинарского занятия проведены консультации, на которых учащимся сообщен обязательный план анализа).

Даны групповые задания – анализ следующих стихотворений А. С. Пушкина:

  • «Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.)
  • «Узник» (1822 г.)
  • «К морю» (1824 г.)
  • «Вакхическая песня» (1825 г.)
  • «19 октября» (1825 г.)
  • «В Сибирь» (1827 г.)
  • «Арион» (1827 г.)
  • «Анчар» (1827 г.)
  • «Осень» (1833 г.)
  • «Вновь я посетил» (1835 г.)
  • В элегии «Редеет облаков летучая гряда» есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет эту звезду своим именем.
  • И дева юная во мгле тебя искала
  • И мнение своим подругам называла.
  • (Поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить в эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке…)

«Узник». Стихотворение написано в 1822 году. В лирике Пушкина периода южной ссылки особое место заняла тема свободы.

  1. В стихотворении Узник» тема свободы дана в ее трагическом повороте.
  2. «К морю».
  3. Анализ стихотворения учащимися.
  4. Слова учителя:

Пушкин чувствовал потребность подвести итоги заканчивающемуся целому периоду его жизни – годам южной ссылки, годам своей зрелой юности, — богатому новыми идеями и чувствами творчеству этих лет. Все это и отразилось в стихотворении «К морю».

Цель Пушкина – не создание идеальной картины моря, а лирическое раскрытие душ и чувств автора. «К морю» — лирическое стихотворение.

Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах: на образе моря и образе лирического героя.

«К морю» — элегия, но еще Белинский указывал, что «грусть Пушкина не есть сладенькое чувствование нежной, но слабой души: нет, это всегда грусть души мощной и крепкой… Иногда, задумавшись, он как будто вдруг встряхивает головою, как лев гривой, чтобы отогнать от себя облако уныния, и мощное чувство бодрости, не изглаживая совершенно грусти, дает какой-то особенный, освежительный и укрепляющий душу характер».

Действительно, стихотворение «К морю» содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, неукротимую гордость свободолюбивого поэта. Этот контраст выражен в ритмическом рисунке и лексике.

1825 г. «Вакхическая песня».

Лирика Пушкина Михайловского периода разнообразна по тематике. При этом она отличается зрелостью мысли и формы. Язык многих стихотворений становится словно чеканным, композиции стихов предельно завершенными и ценными. Такова, например, «Вакхическая песня».

В прямом значении «вакхическая песня» означает песню буйно веселую, праздничную, которую поют на перспективах и застольях. Однако у Пушкина это праздничная песня, посвященная не просто веселью, а духовным человеческим радостям.

В форме застольной песни Пушкин прославлял истинную человеческую мудрость, человеческий ум.

«Торжество разума, светлых человеческих чувств над мраком, злом и ненавистью – вот основное настроение всей лирики великого русского поэта. Это настроение с предельной силой выражено в «Вакхической песне», восторженном гимне в честь жизни, счастья или разума.

«19 октября», 1825 г.

Это прекрасное стихотворение о дружбе. Все стихотворение освещено светом юности. Оно воспитывает те чувства, которые закладываются в молодые годы и сопровождают человека всю жизнь.

Все характеристики и портреты согреты авторской любовью. Любовь поэта к своим друзьям по лицею больше всего и придает им жизнь, делает их живыми и незабываемыми для читателя.

  • Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя большинство своих стихотворений Пушкин написал четырехстопным ямбом.
  • Размер пятистопного ямба помогает создать интонацию напевную, интонацию раздумья и воспоминания.
  • «В Сибирь», 1827 г.
  • Стихотворение — это прямо посвящено декабристам и представляет собой послание к ним.
  • Пушкин передал ее Муравьевой, когда она уезжала в Сибирь вслед за сосланным мужем, декабристом Никитой Муравьевым.

В стихотворении чувствуется не только стремление Пушкина утешить своих друзей, но и восхищение ими. Самое главное, ключевое слово в стихотворении «свобода». Это то слово, которое было начертано на знамени декабристов. Стихотворение все пронизано любовью к декабристам, и оно поэтически утверждает то, за что боролись декабристы.

(Поэт утверждает величие и непреходящее значение подвига тех, кто потерпел жесткое поражение в борьбе с самодержавием. Стихотворение заканчивается как вдохновенный гимн декабристов.)

«Арион». Арион – это гимн легендарного древнегреческого певца. Это иносказательное, аллегорическое стихотворение. История певца, который уцелел во время бури, между тем как погибли кормщик и пловцы, заставляет нас вспомнить о самом Пушкине и его друзьях — декабристах. Певец не только остается жив, но он прежний, он верен идеалам своих друзей.

  1. Погиб и кормщик, и пловец!
  2. Лишь я, таинственный певец,
  3. На берег выброшен грозою.
  4. Я гимны прежние пою
  5. И ризу влажную мою
  6. Сушу на солнце под скалою.
  7. (Что изменил Пушкин в содержании греческой легенды?)

Как изображены спутники поэта-певца? Как описан вождь-кормщик? Какие слова говорят об упорной и дружной борьбе кормщика и его спутников со стихией? Что значат слова «Я гимны прежние пою?»

(Этими словами поэт уже дает свою версию освободительным идеям и стремлениям начала 20-х годов.)

«Арион» — лирическое стихотворение. Повествовательную форму древнегреческой легенды Пушкин превратил в лирическую, что придало совершенно иное звучание стихотворению. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

«Анчар».

Вопросы к стихотворению:

  • Надо ли упомянуть о неудачной попытке Пушкина обратить внимание царя на участь сосланных декабристов? (Стихотворение «Стансы», 1826 г.) Почему?
  • Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения: человеческая жизнь за капли смертоносного яда;
  • Образ «древа яда»? Как он создан?

Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»?

  • Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и жизни на Земле?
  • (Стихотворение «Анчар» имеет общечеловеческий, философский смысл, оно говорит о том зле, которое создается неравноправием.)
  • «Анчар» — одно из высших достижений мировой лирической поэзии.
  • «На холмах Грузии лежит ночная тьма».
  • Вопросы:
  • Почему это стихотворение можно (и нужно!) сравнить со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»?
  • Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации.
  • Чем объясняется «противоречивость чувства лирического героя?»

«Осень».

Анализ стихотворения «Осень». Обратить внимание учащихся на композиционную форму стихотворения.

  1. Вопрос:
  2. Что это: пейзажная лирика или философские раздумья о назначении поэзии, о собственной судьбе?
  3. «Вновь я посетил» (1835 г.)
  4. Связано с поездкой Пушкина в село Михайловское.
  5. (Зачитать отрывок из письма Пушкина своей жене»;
  6. Вспомнить как жил Пушкин в Михайловском в 1824-1826, при каких обстоятельствах он туда приехал, какую роль играла няня Арина Родионовна в его жизни.
  7. Вопрос: сопоставить стихотворение «Вновь я посетил» со стихотворением «Осень» в жанре, композиции и идейно-философском плане.
  8. (В конце занятия знакомство с высказыванием Белинского о лирике Пушкина
  9. Вопрос: в чем, по мнению Белинского, отличительная черта лирики Пушкина?
  10. Подведение итогов семинара.

Источник: https://infourok.ru/konpekst-uroka-dlya-klassa-analiz-liricheskogo-stihotvoreniya-a-s-pushkina-1447725.html

«Поэт», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога.

Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении.

Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон».

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь.

Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо.

Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно.

А поэт – это человек, живущий по особым правилам.

Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир», «гордая голова», «пустынные волны», «пробудившийся орел».

Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы.

Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных», «хладный сон», «суетного света».

Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы», «гордой головой», «встрепенувшийся орел». Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве».

Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк», написанному годом ранее.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
  • По произведению: «Поэт(Пушкин)»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/740-poet-analiz

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Поэт"

 

  • Александр Сергеевич Пушкин   
          
        
  • Анализ стихотворения
  •  «Поэт»   
          
         
  • Выполнила: Ефремова Елена
  • 10 «Б» класс  
          
     
  • «Поэт»  
  • Пока не требует поэта
  • К священной жертве Аполлон,
  • В заботах суетного света
  • Он малодушно погружен;
  • Молчит его святая лира;
  • Душа вкушает хладный сон,
  • И меж детей ничтожных мира,
  • Быть может, всех ничтожней он. 
  • Но лишь божественный глагол
  • До слуха четкого коснется,
  • Душа поэта встрепенется,
  •   Как пробудившийся орел.
  • Тоскует он в забавах мира,
  • Людской чуждается молвы,
  • К ногам народного кумира
  • Не клонит гордой головы;
  • Бежит он, дикий и суровый,
  • И звуков и смятенья полн,
  • На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…    
  

    Мысль Пушкина широка и многосторонна, и в этом причина изумительной подвижности его лирики. Поэт не топчется на месте, не увязает в теме — он стремится вперед и вперед, безжалостно выбрасывая стихи и целые строфы, если они тормозят лирическое движение.В этом смысл тех сокращений, которые типичны для пушкинской работы над текстом.

    «Поэт» (15 августа 1827 года) — одно из центральных стихотворений Пушкина о поэте и его положении в мире, о природе и сути поэтического вдохновения.

    Стихотворение строится на контрасте между двумя противоположными состояниями: «хладным сном» души поэта, погруженного в заботы «суетного света», и ее пробуждением, когда до слуха коснется «божественный глагол» Аполлона, требующего его «к священной жертве». Это совершенно реальный психологический процесс, знакомый всякому, не только поэту.

    Главная мысль стихотворения — мысль о внезапности и незаслуженности вдохновения, сходящего на поэта свыше. В  «Поэте» рисуется смена состояний, равно свойственных художнику.

     Стихотворение написано в период общения Пушкина с любомудрами и связано с романтической концепцией художника в эстетике и литературной практике русских шеллингианцев.

    «Поэт» написан со стороны, от 3-го лица, так что к авторскому голосу примешана здесь внешняя точка зрения, молва, взгляд на поэта из толпы.

    Стихотворение сыграло большую роль в восприятии личности самого Пушкина, дав повод для упрощенной концепции «двух планов». В начале XX века оно стало опорой для формирования ряда идей символистской эстетики.    
 

Источник: https://www.freepapers.ru/9/analiz-stihotvoreniya/3493.33162.list1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]