Образ и характеристика сони гурвич в рассказе а зори здесь тихие васильева сочинение

Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленные мамы с колясками неизвестный. «…своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с давних веков.». Герои рассказа « Кукла». Словарная работа. Оценка творчества Е.Носова. Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла».

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война? Рассказ «Кукла» (« Акимыч») Почему писатель изменил название рассказа? Из автобиографии писателя.

Евгений Иванович Носов 1925-2002.

«Маяковский поэт и поэзия» — Найдите слова-неологизмы. 2. История создания стихотворения. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 2. М. Ю. Лермонтов. 5.

Какие синонимы можно подобрать к слову «светить»? Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени… В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? Свет поэзии В. В. Маяковского является для нас нравственным ориентиром.

Вот лозунг мой – и солнца! Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? 4.Каково лексическое значение слова «светить»?

«Викторина по Некрасову» — А) В Ярославской Б) В Московской В) в Казанской Г) в Петербургской. 2. Отец поэта был.. Выполнили учащиеся 7 класса МБОУ «Междуреченская ООШ». А) на Лене Б) на Неве В) на Волге Г) на Урале. А) художником Б) военным В) служащим Г) писателем. 3. В какой гимназии обучался Некрасов? Викторина «Биография Н. А. Некрасова». 1. На какой реке прошло детство Н.А. Некрасова?

«Биография Чуковского» — После войны Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом.

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге в семье Эммануила Соломоновича Левенсона и полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой.

Чуковский и Пастернак на Первом съезде союза писателей в 1934 году. Автор знаменитого «Доктора Айболита» умер от вирусного гепатита тихим осенним днем.

«Кусака Л.Н.Андреева» — Урок литературы в 7 классе. Леонид Николаевич Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Альберт Швейцер.

Составила: учитель русского языка и литературы МОУ Попасновская ООШ Кулундинского района Шамкина Татьяна Александровна. Андреев Леонид Николаевич 1871 — 1919. Тема урока.

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. …Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

«Книги о Гарри Поттере» — Гарри Поттер и кубок огня. Словарик непонятных слов: Министерство магии терпит порожение за порожением в битвах с Волан-де-мортом. Гарри Поттер и Тайная комната.

Магл – человек, не имеющий магических способностей, т.е. «не маг». Ждать помощи не от кого – Гарри одинок, как никогда. Биография Писательницы: Чеглаков Степан: Книга «Гарри Поттер» уникальна.

В серию входят: Но и на войне жизнь продолжается.

Образ и характеристика Сони Гурвич в рассказе А зори здесь тихие Васильева сочинение

Б. Л. Васильев, «А зори здесь тихие…» Краткое содержание

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов — девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться.

Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо нее присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Ее подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник Лужин».

Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Ее судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалеку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова.

Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путем через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озерами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев — они наверняка пойдут окружным путем.

С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Ее отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушел добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведет девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остается около трех часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение.

Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника.

Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Басков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть.

Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдает себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удается уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придет. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек.

Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту.

После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много верст один-одинешенек».

Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Образ и характеристика Сони Гурвич в рассказе А зори здесь тихие Васильева сочинениеОбраз и характеристика Сони Гурвич в рассказе А зори здесь тихие Васильева сочинение

Александр Минкин, реплика на радио «Свобода».

Мне Борис Васильев, писатель, который “Зори здесь тихие” написал, рассказывал, как он переживал эти репетиции. А я специально работал в ночную смену на своем уродском цеху, чтобы днем ходить на репетиции. И вот они репетируют “А зори здесь тихие”.

Читайте также:  Характеристика и образ николая ростова в романе толстого война и мир сочинение

Репетируют, и Борис Васильев млеет от того, что его повесть ставится в Театре на Таганке – это потрясающе. И вдруг Любимов говорит: “Это не надо, это выброси, а ты вообще не выходи”. Васильев в ужасе, у них начался скандал натуральный на репетиции.

И Любимов пришел в ярость и сказал: “Извините, вы мне мешаете”, и Борис Васильев сказал: “Ноги моей не будет в этом вертепе”. И ушел.

Спектакль ставился двух с половиной часовой. И естественно, это два акта с антрактом и буфетом. А в буфете, извините, бутерброд с икрой и сто грамм коньяку, и все. Войну так нельзя играть, война не может прерываться на бутерброды с икрой.

И Любимов вдруг понимает, гениальный человек, гениальный режиссер, что это должно играться с начала до конца на одном вздохе. И он начинает выбрасывать уже готовые прекрасные сцены ради просто сокращения и запихивания спектакля в час 20 или в час 30, в один акт.

А в финале у него пять гильз снарядных стоят и горят на лестнице в буфет, на второй этаж Таганки, и он там поставил пять снарядных гильз, налил туда керосин, фитили вставил, и они горят как вечный огонь по этим пятерым девчонкам. И пожарник запретил.

Огонь в театре в советском, там сигарету нельзя закурить за кулисами, штраф и закроют. А он взял и пригласил главного пожарника на генеральную репетицию, главный пожарник в конце спектакля вытер слезы и сказал: “Пусть горят, не трожьте”.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании.

Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием…

Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Соня Гурвич выросла в штатской семье участкового врача. В университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестер, серые и глухие, длинные и тяжёлые, как кольчуги. Вместо танцев Соня бегала в читалку и во МХАТ.

Проучившись всего год в университете, она попала на фронт, где так же была незаметной: в части её почти не знали.

Она, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож.

Многих талантливых писателей тема Великой Отечественной войны волновала ещё не один десяток лет после окончания ужаса, который им довелось пережить.

Одной из самых волнующих книг о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», по которой был снят одноименный фильм.

Она повествует о не успевшем состояться,невосполнимом и утраченном поколении, унесенном войной. Картина потрясает до глубины души даже самого стойкого зрителя.

Фильм «А зори здесь тихие» был снят в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким. Она возвращает зрителя к суровым и трагическим временам войны. Лирической трагедией называют жанр фильма. И это очень точно. Женщина на войне — солдат, но она и мать, и жена, и любимая.

  • В фильме снимались: Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Нина Емельянова, Алексей Чернов
    Режиссер: Станислав Ростоцкий
    Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Борис Васильев
    Оператор: Вячеслав Шумский
    Композитор: Кирилл Молчанов
    Художник: Сергей Серебреников
  • Премьера фильма состоялась: 04 ноября 1972г

Сам Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знает не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. На его счету немало легендарных фильмов, таких как «Белый Бим Черное Ухо», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и т.д.

Он сам прошел войну, и ему спасла жизнь женщина, медсестра, вытащив его, раненого, с поля боя. Она пронесла раненого солдата несколько километров на руках. Отдавая дань уважения своей спасительнице, Ростоцкий снял картину о женщинах на войне. В 2001 году режиссера не стало.

Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, не дожив всего год до тридцатилетнего юбилея своего фильма.

Тема фильма: «Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам – то…». Идея фильма: « А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».

Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох — ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.

Режиссеру удалось создать слаженный актёрский ансамбль, состоявший в основном из дебютантов, и довольно подробно раскрыть характеры главных героев. Особенно яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой, в последние минуты жизни напевавшей куплеты старинного романса… Запомнился и Андрей Мартынов в роли «девчачьего командира» старшины Васкова.

Источник: https://gameriskprofit.ru/nepoznannoe/soni-v-a-zori-zdes-tihie-obraz-i-harakteristika-soni-gurvich-v-rasskaze-a/

Образ и характеристика сони гурвич в рассказе а зори здесь тихие васильева сочинение. История создания фильма «А зори здесь тихие…» (22 фото) Сочинение Соня Гурвич

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.

Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами.

Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч
– 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета
-19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня
– девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения
– 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита
– первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина
– воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова
– сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда.

Читайте также:  Анализ стихотворения памятник брюсова

Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц.

Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом.

Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони.

Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6
. Всего получено оценок: 2731.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании.

Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием…

Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Соня Гурвич выросла в штатской семье участкового врача. В университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестер, серые и глухие, длинные и тяжёлые, как кольчуги. Вместо танцев Соня бегала в читалку и во МХАТ.

Проучившись всего год в университете, она попала на фронт, где так же была незаметной: в части её почти не знали.

Она, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож.

Читайте также:  Смерть африканского охотника - краткое содержание рассказа аверченко

Многих талантливых писателей тема Великой Отечественной войны волновала ещё не один десяток лет после окончания ужаса, который им довелось пережить.

Одной из самых волнующих книг о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», по которой был снят одноименный фильм.

Она повествует о не успевшем состояться,невосполнимом и утраченном поколении, унесенном войной. Картина потрясает до глубины души даже самого стойкого зрителя.

Фильм «А зори здесь тихие» был снят в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким. Она возвращает зрителя к суровым и трагическим временам войны. Лирической трагедией называют жанр фильма. И это очень точно. Женщина на войне — солдат, но она и мать, и жена, и любимая.

В фильме снимались: Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Нина Емельянова, Алексей Чернов
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Борис Васильев
Оператор: Вячеслав Шумский
Композитор: Кирилл Молчанов
Художник: Сергей Серебреников

Премьера фильма состоялась: 04 ноября 1972г

Сам Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знает не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. На его счету немало легендарных фильмов, таких как «Белый Бим Черное Ухо», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и т.д.

Он сам прошел войну, и ему спасла жизнь женщина, медсестра, вытащив его, раненого, с поля боя. Она пронесла раненого солдата несколько километров на руках. Отдавая дань уважения своей спасительнице, Ростоцкий снял картину о женщинах на войне. В 2001 году режиссера не стало.

Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, не дожив всего год до тридцатилетнего юбилея своего фильма.

Тема фильма: «Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам – то…». Идея фильма: « А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».

Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох — ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.

Режиссеру удалось создать слаженный актёрский ансамбль, состоявший в основном из дебютантов, и довольно подробно раскрыть характеры главных героев. Особенно яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой, в последние минуты жизни напевавшей куплеты старинного романса… Запомнился и Андрей Мартынов в роли «девчачьего командира» старшины Васкова.

Источник: https://ya-nenavizhu.ru/psihologiya/obraz-i-harakteristika-soni-gurvich-v-rasskaze-a-zori-zdes-tihie-vasileva.html

«А зори здесь тихие»: кто был прототипом Сони Гурвич

Несомненно, что одним из самых ярких произведений Бориса Васильева является повесть «А зори здесь тихие». Как и многие писатели, Васильев взял из собственной жизни не только сюжет (он сам воевал), но и героев. Умницу Соню Гурвич он тоже списал с реальной девушки, которая была его музой до конца дней.

Встреча во время войны

Боре Васильеву было всего 17, когда началась война. Он сразу ушел на фронт добровольцем. Уже в начале июля 1941 года Васильев был на передовой и тут же оказался в окружении. Из него Борису удалось выйти только через несколько месяцев, в середине осени.

Он учился в кавалерийской, затем в пулеметной школах, а после его направили в воздушный десант. Весной 1943 года он угодил на минную растяжку и получил контузию. Контузия оказалась тяжелой, но на теле Васильева не осталось ни единой царапины.

Писатель сам признавался, что на войне и вообще в жизни ему всегда везло.

После курса лечения в госпитале Бориса демобилизовали и отправили в Военную Академию бронетанковых войск имени Сталина. Именно там он и повстречал Зорю Поляк, которая впоследствии стала не только супругой писателя, но и прототипом Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие».

Соня Гурвич и минное поле

Зоря Альбертовна Поляк была по национальности еврейкой, так же, как и героиня повести Софья Соломоновна Гурвич.

Жена Бориса Васильева не отличалась яркой внешностью, а, скорее, была скромной и неприметной. Зато она была интеллигентной, образованной и поэтичной натурой.

И эти стороны ее личности также нетрудно разглядеть в Соне Гурвич. Да и свою любовь Гурвич, как и Поляк, встретила именно в стенах вуза.

Правда, сам Борис Васильев вспоминал, что с супругой они сблизились в поле. В тот день влюбленные собирали там цветы. Когда оба заметили в траве растяжку, Зоря строго приказала Борису следовать за ней, обосновав свое решение тем фактом, что у нее зорче глаз. Вот так Васильев и шел за супругой всю свою жизнь.

Зоря Альбертовна всегда первая читала произведения мужа, правила и редактировала его интервью и газетные заметки о его творчестве. К тому же Искру Полякову из «Завтра была война» Васильев тоже срисовал со своей жены.

Они жили долго и счастливо и умерли в один день

Брак Бориса Львовича и Зори Альбертовны оказался прочным и долгим. К сожалению, собственных детей у четы Васильевых не было, поэтому они взяли в семью 2-х приемных. Они прожили вместе почти 70 лет.

Супруга писателя скончалась в январе 2013 года. На тот момент ей исполнилось 86 лет. Васильев ушел следом за ней, как шел всегда. Через 2 месяца после ее кончины не стало и самого прозаика. Он умер в марте того же года. По словам близких и друзей, в последнее время 88-летний писатель тяжело болел и остро переживал смерть Зори Альбертовны.

Видео дня. Унижения и оскорбления: как выживают матери-подростки

Источник: https://news.rambler.ru/other/40007786-a-zori-zdes-tihie-kto-byl-prototipom-soni-gurvich/

Кто были прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – мало кто знает, что эти незабываемые героини повести «А зори здесь тихие» (и одноименного фильма) в реальной жизни были… мужчинами.

Повесть «А зори здесь тихие» была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году, затем её перенесли на театральные подмостки. А через 3 года последовала классическая экранизация Станислава Ростоцкого. Необычный по тем временам сюжет вызвал всеобщий интерес.

Читатели и зрители интересовались – неужели где-то вдали от фронта действительно случилась такая трагическая история? Тогда Борис Васильев признался, что в реальных событиях, легших в основу повести, девушки не участвовали.

От вражеских диверсантов оборонялся сугубо «мужской» отряд, о подвиге которого автор первоначально и собирался написать.

События развернулись на одной из станций Кировской железной дороги, соединявшей Петрозаводск с Мурманском. Сюда – на «лёгкий участок» — командование отправило семерых выздоравливающих после ранений солдат, чтобы они охраняли станцию.

Но однажды в данном районе высадилась группа диверсантов. Враги намеревались взорвать рельсы, чтобы помешать транспортировке людей и грузов на линию фронта. Соотношение сил было не в пользу защитников станции.

По своей боеспособности перенесшие ранения красноармейцы сильно уступали физически крепким, хорошо подготовленным фашистам.

Другая проблема заключалась в нехватке оружия – русским пришлось отстреливаться с помощью единственного пулемёта. В итоге на момент прибытия подкрепления в живых оставался только командовавший отрядом сержант – прототип коменданта Федота Васкова. Но и он истекал кровью, получив несколько пулевых и осколочных ранений. Впоследствии выжившему вручили медаль «За боевые заслуги».

Точное место и время данных событий Васильев не упоминал.

Кировскую дорогу, как правило, пытались подорвать финны, а не немцы, из-за чего исследователи высказывали предположение, что дело происходило скорее в Вологодской или Архангельской областях, где «хозяйничали» диверсанты абвера.

Однако в 2002 году в «Новом журнале» со ссылкой на военного консультанта фильма сообщалось, что история, послужившая основой для повести Васильева, случилась на станции Куолемаярви в Карелии (в переводе с финского название означает «Озеро смерти»).

Почему же Борис Васильев «переделал» мужчин в девушек? Сначала писатель опирался на небольшую заметку в газете «Известия», отталкиваясь от которой, стал домысливать детали. В этом автор помогал собственный боевой опыт.

«Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь, — рассказывал Васильев. – И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки».

Коренное изменение действительно пошло на пользу произведению, которое сразу зазвучало свежо и актуально. На фронте в годы Великой Отечественной побывало 300 тысяч представительниц прекрасного пола, переносивших тяготы наравне с мужчинами, но до поры до времени эта сторона войны оставалась «в тени».

«Женщинам ведь труднее всего на войне А тогда никто о них не писал», — объяснял автор повести.

При создании образов зенитчиц Васильев использовал наблюдения над реальными женщинами. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты различных радисток, разведчиц, медсестёр и даже одноклассниц писателя.

Впрочем, интеллигентную еврейку Соню Гурвич, знающую немецкий язык, прозаик преимущественно «списал» с собственной жены – Зори Поляк, с которой познакомился во время учёбы в Военной академии бронетанковых войск.

Соня описывается как скромная тихая девушка – такой была и Зоря Альбертовна, ставшая музой для Васильева до конца его дней.

Добавим, что режиссёр Ростоцкий посвятил свой фильм памяти медсестры Анны Чугуновой, которая на войне спасла ему жизнь. Она на хрупких плечах вытащила Ростоцкого с поля боя после того, как по нему проехал танк.

Источник: https://russian7.ru/post/kto-byli-prototipy-povesti-vasileva/

Ссылка на основную публикацию