БИОГРАФИЯ ПОДРОБНЕЙ
https://сезоны-года.рф/Есенин.html
С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
- В зимний вечер по задворкам
- Разухабистой гурьбой
- По сугробам, по пригоркам
- Мы идем, бредем домой.
- Опостылеют салазки,
- И садимся в два рядка
- Слушать бабушкины сказки
- Про Ивана-дурака.
- И сидим мы, еле дышим.
- Время к полночи идет.
- Притворимся, что не слышим,
- Если мама спать зовет.
- Сказки все. Пора в постели…
- Но а как теперь уж спать?
- И опять мы загалдели,
- Начинаем приставать.
- Скажет бабушка несмело:
- «Что ж сидеть-то до зари?»
- Ну, а нам какое дело, —
- Говори да говори.
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством.
Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам.
В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении.
Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным.
Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков.
Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать.
«И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
- ОПОСТЫЛЕЮТ
- опостылеть — надоесть
- ЗАДВОРКИ
- Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы.
- РАЗУХАБИСТЫЙ
- слишком вольный, развязный, грубоватый.
Проект «Живая поэзия». Сергей Есенин.
«Бабушкины сказки». Читает Сергей Безруков.
Визуальный ряд
Картины «Бабушкины сказки» Франц фон Дефреггер
Картины «Бабушкины сказки» Василия Максимова
=========================================
Источники информации
https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/esenina/babushkiny-skazki
Источник: https://chteniesekrana.blogspot.com/p/blog-page_55.html
Есенин С. "Бабушкины сказки"
Жанр: стихотворение
Главные герои стихотворения «Бабушкины сказки» и их характеристика
- Крестьянские дети. Веселые, озорные, любят сказки.
- Бабушка. Старая, добрая, знает множество сказок.
План пересказа стихотворения «Бабушкины сказки»
- Зимний вечер
- Гурьба ребятишек
- Забытые салазки
- Сказки про Ивана-дурака
- Полночь
- Пора спать
- Галдеж ребят
- Решение бабушки
Главная мысль стихотворения «Бабушкины сказки»
Нет ничего интереснее для ребенка, чем старые бабушкины сказки.
- Чему учит стихотворение «Бабушкины сказки»
- Отзыв на стихотворение «Бабушкины сказки»
- Анализ стихотворения «Бабушкины сказки»
- Средства художественной выразительности в стихотворении «Бабушкины сказки»
Стихотворение учит любить читать, будит фантазию и воображение. Учит хитрости и настойчивости в достижении цели. Учит любить детей.
В этом стихотворении поэт рассказывает о том, как часто зимними вечерами бабушка рассказывала ему и другим ребятам сказки, и как они с восторгом слушали ее целую ночь напролет. Стихотворение пронизано легкой ностальгией, оно полно самых светлых детских воспоминаний.
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915 году.
В нем поэт обращается к своим детским годам и с любовью вспоминает бабушку, чьи сказки он так любил слушать. Простые народные истории захватывали воображение деревенских детей, и они забывали про сон и отдых. Эти сказки будили детское воображение, заставляли мечтать о чем-то великом, о подвигах и благородных поступках. Несомненно, эти бабушкины сказки оказали большое влияние на мировоззрение поэта.
Стихотворение написано от первого лица, множественного числа.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Эпитеты: зимней. вечер, разухабистой гурьбой.
Метафоры: гурьбой, в два рядка.
Олицетворения: время идет.
Гипербола: еле дышим.
Пословицы к стихотворению «Бабушкины сказки»
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Речь красна слушанием.
Хорошая речь лучше меда. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бабушкины сказки»
В зимний вечер уставшие дети возвращаются домой. Они бросают надоевшие салазки и садятся слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака.
Приближается полночь, и мать начинает звать детей спать. Они притворяются, что не слышат, и галдят, упрашивая бабушку рассказать еще сказку. И бабушка соглашается, чтобы не просто так сидеть до зари.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Бабушкины сказки»
Читать стихотворение «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,
Говори да говори.
Источник: https://coolchtivo.blogspot.com/2020/01/blog-post15.html
Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану
1. История создания
Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.
С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.
«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.
В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.
Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в традициях реализма.
3. Род
Оно представляет собой образец малой лирики.
4. Жанр
По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.
5. Проблематика
Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.
6. Тематика
Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.
Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.
Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.
7. Идея
Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.
Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.
8. Пафос
В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.
9. Система образов
Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.
Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».
Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.
10. Центральные персонажи
Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.
Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.
11. Лирический герой
Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.
Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.
Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
- В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
- В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
- В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
- Наконец, в пятом следует развязка:
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-babushkiny-skazki/
Анализ стихотворения Есенина “Бабушкины сказки
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством.
Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам.
В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении.
Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным.
Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение “Бабушкины сказки” , основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков.
Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и “опостылевают салазки”, детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать.
“И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет”, – делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется.
Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: “Что ж сидеть-то до зари?”. Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир.
И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-babushkiny-skazki/
Урок литературное чтение.Сергей Александрович Есенин " Бабушкины сказки"
- Приложение 6.
- Бабушка и внучек
- Под окном чулок старушкаВяжет в комнатке уютнойИ в очки свои большие
- Смотрит в угол поминутно.
- А в углу кудрявый мальчикМолча к стенке прислонился;На лице его забота,
- Взгляд на что-то устремился.
- «Что сидишь всё дома, внучек?Шел бы в сад, копал бы грядкиИли кликнул бы сестренку,
- Поиграл бы с ней в лошадки.
- Кабы силы да здоровье,И сама бы с вами, детки,Побрела я на лужайку;
- Дни такие стали редки.
- Уж трава желтеет в поле,Листья падают сухие;Скоро птички-щебетуньи
- Улетят в края чужие!
- Присмирел ты что-то, Ваня,Всё стоишь сложивши ручки;Посмотри, как светит солнце,
- Ни одной на небе тучки!
Что за тишь! Не клонит ветерНи былинки, ни цветочка.Не дождешься ты такого
- Благодатного денечка!»
- Подошел к старушке внучекИ головкою курчавойК ней припал; глаза большие
На нее глядят лукаво…
«Знать, гостинцу захотелось?Винных ягод, винограда?Ну поди возьми в комоде».
— «Нет, гостинца мне не надо!»
— «Уж чего-нибудь да хочешь…Или, может, напроказил?Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил?
Может, вытащил закладкуТы из святцев для потехи?Ну постой же… За проказы
- Будет внучку на орехи!»
- — «Нет, в комод я твой не лазил;Не таскал твоей закладки».- «Так, пожалуй, не задул ли
- Перед образом лампадки?»
- — «Нет, бабуся, не шалил я;А вчера, меня целуя,Ты сказала: «Будешь умник —
Всё тогда тебе куплю я…»»
— «Ишь ведь память-то какая!Что ж купить тебе? Лошадку?Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?»
— «Нет! уж ты мне покупалаИ лошадку, и посуду.Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду».
— «Ай да Ваня! Хочет в школу,За букварь да за указку.Где тебе! Садись-ка лучше,
Расскажу тебе я сказку…»
- — «Уж и так мне много сказокТы, бабуся, говорила;Если знаешь, расскажи мне
- Лучше то, что вправду было.
Шел вчера я мимо школы.Сколько там детей, родная!Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.
Слушал я — какие землиЕсть за дальними морями…Города, леса какие
- С злыми, страшными зверями.
- Он рассказывал: где жарко,Где всегда стоят морозы,Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы…
- И еще — как люди жилиПрежде нас и чем питались;Как они не знали бога
- И болванам поклонялись.
- Рисовали тоже дети,Много я глядел тетрадок, -Кто глаза, кто нос выводит,
- А кто домик да лошадок.
- А как кончилось ученье,Стали хором петь. В окошкоИ меня втащил учитель,
- Говорит: «Пой с нами, крошка!
- Да проси, чтоб присылалиВ школу к нам тебя родные,Все вы скажете спасибо
- Ей, как будете большие».
- Отпусти меня! БабусюЯ за это расцелуюИ каких тебе картинок
- Распрекрасных нарисую!»
- И впились в лицо старушкиГлазки бойкие ребенка;И морщинистую шею
- Обвила его ручонка.
- На глазах старушки слезы:»Это божие внушенье!Будь по-твоему, голубчик,
- Знаю я, что свет — ученье.
- Бегай в школу, Ваня; толькоСпеси там не набирайся;Как обучишься наукам,
- Темным людом не гнушайся!»
- Чуть со стула резвый мальчикНе стащил ее. ПустилсяВон из комнаты, и мигом
- Уж в саду он очутился.
И уж русая головкаВ темной зелени мелькает…А старушка то смеется,
- То слезинку утирает.
- Детство
- Вот моя деревня;
- Вот мой дом родной;
- Вот качусь я в санках
- По горе крутой;
- Вот свернулись санки
- И я на бок — хлоп!
- Кубарем качуся
- Под гору, в сугроб.
- И друзья-мальчишки,
- Стоя надо мной,
- Весело хохочут
- Над моей бедой.
- Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
- Мне в сугробе горе,
- А ребятам смех!
- Но меж тем уж село
- Солнышко давно;
- Поднялася вьюга,
- На небе темно.
- Весь ты перезябнешь, —
- Руки не согнешь, —
- И домой тихонько,
- Нехотя бредешь.
- Ветхую шубенку
- Скинешь с плеч долой;
- Заберешься на печь
- К бабушке седой,
И сидишь, ни слова…
- Тихо всё кругом;
- Только слышишь: воет
- Вьюга за окном.
- В уголке согнувшись,
- Лапти дед плетет;
- Матушка за прялкой
- Молча лен прядет.
- Избу освещает
- Огонек светца;
- Зимний вечер длится,
- Длится без конца.
- И начну у бабки
- Сказки я просить;
- И начнет мне бабка
- Сказку говорить:
- Как Иван-царевич
- Птицу-жар поймал,
- Как ему невесту
- Серый волк достал.
- Слушаю я сказку —
- Сердце так и мрет;
- А в трубе сердито
- Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке…
- Тихо речь журчит,
- И глаза мне крепко
- Сладкий сон смежит.
- И во сне мне снятся
- Чудные края.
- И Иван-царевич —
- Это будто я.
- Вот передо мною
- Чудный сад цветет;
- В том саду большое
- Дерево растет.
- Золотая клетка
- На сучке висит;
- В этой клетке птица
- Точно жар горит;
- Прыгает в той клетке,
- Весело поет,
- Ярким, чудным светом
- Сад весь обдает.
- Вот я к ней подкрался
- И за клетку — хвать!
- И хотел из сада
- С птицею бежать.
- Но не тут-то было!
- Поднялся шум, звон;
- Набежала стража
- В сад со всех сторон.
- Руки мне скрутили
И ведут меня…
- И, дрожа от страха,
- Просыпаюсь я.
- Уж в избу, в окошко,
- Солнышко глядит;
- Пред иконой бабка
- Молится, стоит.
- Весело текли вы,
- Детские года!
- Вас не омрачали
- Горе и беда.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnoie-chtieniie-sierghiei-alieksandrovich-iesienin-babushkiny-skazki
Технологическая карта урока литературного чтения С.А.Есенин «Бабушкины сказки» — литература, уроки
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас Задачи — обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; — развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины; показать красоту, точность, звучность поэтического слова; — развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз; — воспитывать любовь к родине, к семье, к русской поэзии. Методы проведения урока Словесный, наглядный, частично-поисковый. Формы работы Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Технологии Технология сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ Оборудование Выставка книг по теме урока, портрет писателя, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику, конверты с заданиями для групповой работы.
Просмотрсодержимого документа
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
- Новочановскаясредняя общеобразовательная школа
- Барабинского района Новосибирской области
- Материалы на конкурс профессионального мастерства
««Мой лучший урок» им.Т.П Комаровой»
- Предоставила: Мусакаева Эльвира Хамидулловна,
- учитель начальных классов,
- МКОУ Новочановской СОШ
- Барабинского района
- Новосибирской области
- с.Новочановское, 2019 год
- Технологическая карта урока литературного чтения
Предмет | Литературное чтение | |||
Класс | 4 | |||
Учитель | Мусакаева Э.Х. | |||
Автор учебника | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.в.Голованова | |||
Тема урока | С.А.Есенин «Бабушкины сказки» | |||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||
Цель | Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас | |||
Задачи | — обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”;
|
|||
Методы проведения урока | Словесный, наглядный, частично-поисковый. | |||
Формы работы | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. | |||
Технологии | Технология сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ | |||
Оборудование | Выставка книг по теме урока, портрет писателя, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику, конверты с заданиями для групповой работы. | |||
Формирование УУД | ||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Доброжелательное отношение к окружающим; устойчивый познавательный интерес; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. | Планирование алгоритма построения диалога с партнером; владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности. | Строить логические рассуждения; извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям. | Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; работать в паре, устанавливать рабочие отношения. | |
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение | Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой и Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); | Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | ||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность | Время | |
учителя | учащихся | |||
Организационный Цель: подготовка обучающихся к активной деятельности, налаживание контакта | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Р: Целеполагание. Л:Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
|
Приветствуют учителя, внимательно слушают, отвечают на вопросы, включаются в деловой ритм работы | 1 |
Речевая разминка Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения, повышение интереса к процессучтения. |
|
Проводит речевую разминку по слайдам презентации | Выполняют дыхательную гимнастику, упражнения для артикуляции, проговаривают скороговорки с разным настроением, с логическим ударением на разных словах, с разной интонацией | 4 |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи Цель: активация внимания учащихся и формирование интереса к новым знаниям |
|
Прием « Антиципация» Ведет беседу, задает проблемные вопросы, побуждает к высказыванию собственного мнения, оценивает ответы, озвучивает тему и задачи урока | Отвечают на вопросы, формулируют возможные варианты темы урока и его задачи, готовятся к чтению и обсуждению стихотворения | 4 |
|
|
Прием «Выдвижение гипотезы» По иллюстрации и заголовку стихотворения просит детей предугадать содержание произведения | Дают варианты прогноза | 3 2 |
2.Первичное восприятие | П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации; на основе анализа объектов делать выводы.Р: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника К: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;Л: проявление внимания к суждению товарищей |
|
Знакомятся с текстом стихотворения. Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы, рассуждают | 6 |
3.Самостоятельное чтение. Работав парах. Словарная работа. |
|
Прием«Комментированное чтение», Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует,работу в парах словарно-лексическую работу. Просит детей читать стихотворение по строчкам и отмечать непонятные слова, уточнить значения некоторых слов, оценить работу в парах в оценочных листах. | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения, читают по строчкам и отмечают непонятные слова, оценивают свою работу | 8 |
|
|
Организует физкультминутку под музыку Проводит работу по подготовке детей к выразительному чтению, предлагает учащимся прочитать стихотворение вслух, заслушивают 2-3 учеников, оценивают чтение | Повторяют движения за учителем Выполняют задание учителя | 1 6 |
6.Работа с текстом после чтения Проблемный вопрос. Работа в группах | П: учатся извлекать информацию из текстаР: действовать по плану;К: Сотрудничать друг с другом в группе; самостоятельно вычитывать информацию в неявном виде;Л: проявление внимания к суждению товарищей. | Проводит с детьми коллективное обсуждение прочитанного текста. Помогает выявлять и формулировать основные идеи текста. Организует работу в группах,работу с библиографическим текстом Проверяет понимание прочитанного текста | Вступают в дискуссию о прочитанном тексте с учителем. Соотносят читательскую интерпретацию с авторской позицией, принимают учебную задачу учителя. Включаются в работу в группе, читают библиографический текст и делают пометки | 6 |
7. Творческая мастерская | Л: проявление внимания к творчеству товарищей | Предлагает прослушать песню,Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Ученица исполняет песню на стихи С.А Есенина, музыка А.А. Конева | 2 |
8.Рефлексия. Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы | П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;К: умение оформлять свои мысли в устной форме. | Прием «Открытый микрофон» Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке | 2 |
Домашнее задание. 1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» |
- Приложение №1
- Конвертс заданием для работы в группе
- Вопрос:
- Кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина?
Родина поэта – село Константиново находится недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село Есенино.Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на реку. Здесь и прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка.С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы.И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.
Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянамиМальчика воспитывали в семью деда ( отца матери)“Стихи начал слагать рано, – вспоминал Есенин. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки я переделывал на свой лад.
Стихи начал писать, подражая частушкам.Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные.
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
Приложение №2
Оценочный лист
Деятельность | Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
Работа в парах | |||
Работа в группах | |||
Работа на уроке |
Информация о публикации
- Загружено: 1 июня
Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-s-a-esenin-babushkiny-skazki-83262.html