Анализ стихотворения бабушкины сказки есенина

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

БИОГРАФИЯ ПОДРОБНЕЙ

https://сезоны-года.рф/Есенин.html

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

  • В зимний вечер по задворкам
  • Разухабистой гурьбой
  • По сугробам, по пригоркам
  • Мы идем, бредем домой.
  • Опостылеют салазки,
  • И садимся в два рядка
  • Слушать бабушкины сказки
  • Про Ивана-дурака.
  • И сидим мы, еле дышим.
  • Время к полночи идет.
  • Притворимся, что не слышим,
  • Если мама спать зовет.
  • Сказки все. Пора в постели…
  • Но а как теперь уж спать?
  • И опять мы загалдели,
  • Начинаем приставать.
  • Скажет бабушка несмело:
  • «Что ж сидеть-то до зари?»
  • Ну, а нам какое дело, —
  • Говори да говори.

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством.

Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам.

В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.

Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении.

Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным.

Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.

Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков.

Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать.

«И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

  1.  ОПОСТЫЛЕЮТ
  2. опостылеть — надоесть
  3. ЗАДВОРКИ
  4. Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы.
  5. РАЗУХАБИСТЫЙ
  6. слишком вольный, развязный, грубоватый.

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Проект «Живая поэзия». Сергей Есенин. 

«Бабушкины сказки». Читает Сергей Безруков.

Визуальный ряд

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Картины «Бабушкины сказки» Франц фон Дефреггер

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Картины «Бабушкины сказки» Василия Максимова

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

========================================= 

Источники информации

https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/esenina/babushkiny-skazki

Источник: https://chteniesekrana.blogspot.com/p/blog-page_55.html

Есенин С. "Бабушкины сказки"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Бабушкины сказки» и их характеристика

  1. Крестьянские дети. Веселые, озорные, любят сказки.
  2. Бабушка. Старая, добрая, знает множество сказок.

План пересказа стихотворения «Бабушкины сказки»

  1. Зимний вечер
  2. Гурьба ребятишек
  3. Забытые салазки
  4. Сказки про Ивана-дурака
  5. Полночь
  6. Пора спать
  7. Галдеж ребят
  8. Решение бабушки

Главная мысль стихотворения «Бабушкины сказки»
Нет ничего интереснее для ребенка, чем старые бабушкины сказки.

  • Чему учит стихотворение «Бабушкины сказки»
  • Отзыв на стихотворение «Бабушкины сказки»
  • Анализ стихотворения «Бабушкины сказки»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Бабушкины сказки»

Стихотворение учит любить читать, будит фантазию и воображение. Учит хитрости и настойчивости в достижении цели. Учит любить детей.

В этом стихотворении поэт рассказывает о том, как часто зимними вечерами бабушка рассказывала ему и другим ребятам сказки, и как они с восторгом слушали ее целую ночь напролет. Стихотворение пронизано легкой ностальгией, оно полно самых светлых детских воспоминаний.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915 году.
В нем поэт обращается к своим детским годам и с любовью вспоминает бабушку, чьи сказки он так любил слушать. Простые народные истории захватывали воображение деревенских детей, и они забывали про сон и отдых. Эти сказки будили детское воображение, заставляли мечтать о чем-то великом, о подвигах и благородных поступках. Несомненно, эти бабушкины сказки оказали большое влияние на мировоззрение поэта.
Стихотворение написано от первого лица, множественного числа.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: зимней. вечер, разухабистой гурьбой.
Метафоры: гурьбой, в два рядка.
Олицетворения: время идет.
Гипербола: еле дышим.

Пословицы к стихотворению «Бабушкины сказки»

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Речь красна слушанием.
Хорошая речь лучше меда. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бабушкины сказки»
В зимний вечер уставшие дети возвращаются домой. Они бросают надоевшие салазки и садятся слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака.
Приближается полночь, и мать начинает звать детей спать. Они притворяются, что не слышат, и галдят, упрашивая бабушку рассказать еще сказку. И бабушка соглашается, чтобы не просто так сидеть до зари.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Бабушкины сказки»

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Читать стихотворение «Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,

Говори да говори.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2020/01/blog-post15.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану

1. История создания

Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.

С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.

«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.

В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.

Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в традициях реализма.

3. Род

Оно представляет собой образец малой лирики.

4. Жанр

По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.

Читайте также:  Хронологическая таблица рахманинова (жизнь и творчество)

6. Тематика

Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.

Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.

Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.

7. Идея

Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.

Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.

8. Пафос

В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.

9. Система образов

Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.

Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».

Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.

Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.

11. Лирический герой

Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.

Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.

Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
  • В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
  • В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
  • Наконец, в пятом следует развязка:

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-babushkiny-skazki/

Анализ стихотворения Есенина “Бабушкины сказки

Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством.

Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам.

В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.

Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении.

Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным.

Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.

Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение “Бабушкины сказки” , основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков.

Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и “опостылевают салазки”, детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать.

“И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет”, – делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.

Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется.

Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: “Что ж сидеть-то до зари?”. Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир.

И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-babushkiny-skazki/

Урок литературное чтение.Сергей Александрович Есенин " Бабушкины сказки"

  • Приложение 6.
  • Бабушка и внучек
  • Под окном чулок старушкаВяжет в комнатке уютнойИ в очки свои большие
  • Смотрит в угол поминутно.
  • А в углу кудрявый мальчикМолча к стенке прислонился;На лице его забота,
  • Взгляд на что-то устремился.
  • «Что сидишь всё дома, внучек?Шел бы в сад, копал бы грядкиИли кликнул бы сестренку,
  • Поиграл бы с ней в лошадки.
  • Кабы силы да здоровье,И сама бы с вами, детки,Побрела я на лужайку;
  • Дни такие стали редки.
  • Уж трава желтеет в поле,Листья падают сухие;Скоро птички-щебетуньи
  • Улетят в края чужие!
  • Присмирел ты что-то, Ваня,Всё стоишь сложивши ручки;Посмотри, как светит солнце,
  • Ни одной на небе тучки!

Что за тишь! Не клонит ветерНи былинки, ни цветочка.Не дождешься ты такого

  1. Благодатного денечка!»
  2. Подошел к старушке внучекИ головкою курчавойК ней припал; глаза большие

На нее глядят лукаво…

«Знать, гостинцу захотелось?Винных ягод, винограда?Ну поди возьми в комоде».

— «Нет, гостинца мне не надо!»

— «Уж чего-нибудь да хочешь…Или, может, напроказил?Может, сам, когда спала я,

Ты в комод без спросу лазил?

Может, вытащил закладкуТы из святцев для потехи?Ну постой же… За проказы

  • Будет внучку на орехи!»
  • — «Нет, в комод я твой не лазил;Не таскал твоей закладки».- «Так, пожалуй, не задул ли
  • Перед образом лампадки?»
  • — «Нет, бабуся, не шалил я;А вчера, меня целуя,Ты сказала: «Будешь умник —
Читайте также:  Анализ произведения тургенева певцы

Всё тогда тебе куплю я…»»

— «Ишь ведь память-то какая!Что ж купить тебе? Лошадку?Оловянную посуду

Или грабли да лопатку?»

— «Нет! уж ты мне покупалаИ лошадку, и посуду.Сумку мне купи, бабуся,

В школу с ней ходить я буду».

— «Ай да Ваня! Хочет в школу,За букварь да за указку.Где тебе! Садись-ка лучше,

Расскажу тебе я сказку…»

  1. — «Уж и так мне много сказокТы, бабуся, говорила;Если знаешь, расскажи мне
  2. Лучше то, что вправду было.

Шел вчера я мимо школы.Сколько там детей, родная!Как рассказывал учитель,

Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие землиЕсть за дальними морями…Города, леса какие

  • С злыми, страшными зверями.
  • Он рассказывал: где жарко,Где всегда стоят морозы,Отчего дожди, туманы,

Отчего бывают грозы…

  1. И еще — как люди жилиПрежде нас и чем питались;Как они не знали бога
  2. И болванам поклонялись.
  3. Рисовали тоже дети,Много я глядел тетрадок, -Кто глаза, кто нос выводит,
  4. А кто домик да лошадок.
  5. А как кончилось ученье,Стали хором петь. В окошкоИ меня втащил учитель,
  6. Говорит: «Пой с нами, крошка!
  7. Да проси, чтоб присылалиВ школу к нам тебя родные,Все вы скажете спасибо
  8. Ей, как будете большие».
  9. Отпусти меня! БабусюЯ за это расцелуюИ каких тебе картинок
  10. Распрекрасных нарисую!»
  11. И впились в лицо старушкиГлазки бойкие ребенка;И морщинистую шею
  12. Обвила его ручонка.
  13. На глазах старушки слезы:»Это божие внушенье!Будь по-твоему, голубчик,
  14. Знаю я, что свет — ученье.
  15. Бегай в школу, Ваня; толькоСпеси там не набирайся;Как обучишься наукам,
  16. Темным людом не гнушайся!»
  17. Чуть со стула резвый мальчикНе стащил ее. ПустилсяВон из комнаты, и мигом
  18. Уж в саду он очутился.

И уж русая головкаВ темной зелени мелькает…А старушка то смеется,

  • То слезинку утирает.
  • Детство
  • Вот моя деревня;
  • Вот мой дом родной;
  • Вот качусь я в санках
  • По горе крутой;
  • Вот свернулись санки
  • И я на бок — хлоп!
  • Кубарем качуся
  • Под гору, в сугроб.
  • И друзья-мальчишки,
  • Стоя надо мной,
  • Весело хохочут
  • Над моей бедой.
  • Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

  1. Мне в сугробе горе,
  2. А ребятам смех!
  3. Но меж тем уж село
  4. Солнышко давно;
  5. Поднялася вьюга,
  6. На небе темно.
  7. Весь ты перезябнешь, —
  8. Руки не согнешь, —
  9. И домой тихонько,
  10. Нехотя бредешь.
  11. Ветхую шубенку
  12. Скинешь с плеч долой;
  13. Заберешься на печь
  14. К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…

  • Тихо всё кругом;
  • Только слышишь: воет
  • Вьюга за окном.
  • В уголке согнувшись,
  • Лапти дед плетет;
  • Матушка за прялкой
  • Молча лен прядет.
  • Избу освещает
  • Огонек светца;
  • Зимний вечер длится,
  • Длится без конца.
  • И начну у бабки
  • Сказки я просить;
  • И начнет мне бабка
  • Сказку говорить:
  • Как Иван-царевич
  • Птицу-жар поймал,
  • Как ему невесту
  • Серый волк достал.
  • Слушаю я сказку —
  • Сердце так и мрет;
  • А в трубе сердито
  • Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…

  1. Тихо речь журчит,
  2. И глаза мне крепко
  3. Сладкий сон смежит.
  4. И во сне мне снятся
  5. Чудные края.
  6. И Иван-царевич —
  7. Это будто я.
  8. Вот передо мною
  9. Чудный сад цветет;
  10. В том саду большое
  11. Дерево растет.
  12. Золотая клетка
  13. На сучке висит;
  14. В этой клетке птица
  15. Точно жар горит;
  16. Прыгает в той клетке,
  17. Весело поет,
  18. Ярким, чудным светом
  19. Сад весь обдает.
  20. Вот я к ней подкрался
  21. И за клетку — хвать!
  22. И хотел из сада
  23. С птицею бежать.
  24. Но не тут-то было!
  25. Поднялся шум, звон;
  26. Набежала стража
  27. В сад со всех сторон.
  28. Руки мне скрутили

И ведут меня…

  • И, дрожа от страха,
  • Просыпаюсь я.
  • Уж в избу, в окошко,
  • Солнышко глядит;
  • Пред иконой бабка
  • Молится, стоит.
  • Весело текли вы,
  • Детские года!
  • Вас не омрачали
  • Горе и беда.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnoie-chtieniie-sierghiei-alieksandrovich-iesienin-babushkiny-skazki

Технологическая карта урока литературного чтения С.А.Есенин «Бабушкины сказки» — литература, уроки

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас Задачи — обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; — развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины; показать красоту, точность, звучность поэтического слова; — развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз; — воспитывать любовь к родине, к семье, к русской поэзии. Методы проведения урока Словесный, наглядный, частично-поисковый. Формы работы Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Технологии Технология сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ Оборудование Выставка книг по теме урока, портрет писателя, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику, конверты с заданиями для групповой работы.

Просмотрсодержимого документа

  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
  • Новочановскаясредняя  общеобразовательная школа
  • Барабинского  района Новосибирской области
  • Материалы на конкурс профессионального мастерства

««Мой лучший урок» им.Т.П Комаровой»

  1. Предоставила: Мусакаева Эльвира Хамидулловна,
  2. учитель начальных классов,
  3. МКОУ Новочановской СОШ
  4. Барабинского района
  5. Новосибирской области
  6. с.Новочановское, 2019 год
  7. Технологическая карта урока литературного чтения
Предмет Литературное чтение
Класс 4
Учитель Мусакаева Э.Х.
Автор учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.в.Голованова
Тема урока С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас
Задачи  — обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”;

  • — развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины; показать красоту, точность, звучность поэтического слова;
  • — развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;
  • — воспитывать любовь  к родине, к семье, к русской поэзии.
Методы проведения урока  Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии Технология сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ
Оборудование Выставка книг по теме урока, портрет писателя, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику, конверты с заданиями для групповой работы.
Формирование УУД
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Доброжелательное отношение к окружающим;  устойчивый познавательный интерес; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. Планирование алгоритма построения диалога с партнером; владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности. Строить логические рассуждения; извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям. Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; работать в паре, устанавливать рабочие отношения.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Умение  прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем  деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой и Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Организационная структура урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность Время
учителя учащихся
Организационный Цель: подготовка обучающихся к активной деятельности, налаживание контакта К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Р:  Целеполагание. Л:Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
  1. Прием «Открытый микрофон»
  2. Приветствует обучающихся,
  3. создает эмоциональный настрой
Приветствуют учителя, внимательно слушают, отвечают на вопросы,  включаются в деловой ритм работы 1
Речевая разминка Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения, повышение интереса к процессучтения.
  • К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации
  • Р:  Целеполагание
  • Л:развитие познавательной активности
Проводит речевую разминку по слайдам презентации Выполняют дыхательную гимнастику, упражнения для артикуляции, проговаривают скороговорки  с разным настроением, с логическим ударением на разных словах, с разной интонацией 4
Актуализация знаний, постановка учебной задачи Цель: активация внимания учащихся и формирование интереса к новым знаниям
  1. П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  2. К: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;
  3. Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  4. Л: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Прием « Антиципация» Ведет беседу, задает проблемные вопросы, побуждает к высказыванию собственного мнения, оценивает ответы, озвучивает тему и задачи урока Отвечают на вопросы, формулируют возможные варианты темы урока и его задачи, готовятся к чтению и обсуждению стихотворения  4
  • Работа по теме урока:
  • Цель: обеспечить полноценное восприятие текста стихотворения, анализ текста, выделение основной мысли, поиск необходимой информации в книге.
  • 1.Прогнозирование
  1. П: структурирование собственных знаний.
  2. К:слушать и понимать речь других.     
  3. Р:высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.
  4. Л:проявление внимания к суждению товарищей
Прием «Выдвижение гипотезы» По иллюстрации и заголовку стихотворения просит детей предугадать содержание произведения Дают варианты прогноза 3 2
2.Первичное восприятие П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации; на основе анализа объектов делать выводы.Р: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника К: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;Л: проявление внимания к суждению товарищей
  • Обеспечивает полноценное восприятие текста стихотворения
  • (включает аудиозапись)
  • Проверяет первичное восприятие, просит детей аргументировать свои эмоции
Знакомятся с текстом стихотворения. Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы, рассуждают 6
3.Самостоятельное чтение. Работав парах. Словарная работа.
  1. П: умение  ориентироваться в системе своих  знаний.
  2. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.
  3. Р:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
  4. Л:  формирование позитивной самооценки
Прием«Комментированное чтение», Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует,работу в парах словарно-лексическую работу. Просит детей читать стихотворение по строчкам и отмечать непонятные слова, уточнить значения некоторых слов, оценить работу в парах в оценочных листах. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения, читают по строчкам и отмечают непонятные слова, оценивают свою работу  8
  • 4.Физкультминутка
  • Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
  • 5.Подготовка к выразительному чтению
  1. Личностные:  личностная ориентация на здоровый образ жизни.
  2. П: уметь выразительно читать текст стихотворенияК: уметь слушать и давать оценку работе товарищей
  3.  Л: понимать эмоции других людей
Организует физкультминутку под музыку Проводит работу по подготовке детей к выразительному чтению, предлагает учащимся прочитать стихотворение вслух, заслушивают 2-3 учеников, оценивают чтение Повторяют движения за учителем Выполняют задание учителя 1 6
6.Работа с текстом после чтения Проблемный вопрос. Работа в группах П: учатся извлекать информацию из текстаР: действовать по плану;К: Сотрудничать друг с другом в группе; самостоятельно вычитывать информацию в неявном виде;Л: проявление внимания к суждению товарищей. Проводит с детьми коллективное обсуждение прочитанного текста. Помогает выявлять и формулировать основные идеи текста. Организует работу в группах,работу с библиографическим текстом Проверяет понимание прочитанного текста  Вступают в дискуссию о прочитанном тексте с учителем. Соотносят читательскую интерпретацию с авторской позицией, принимают учебную задачу учителя. Включаются в работу в группе, читают библиографический текст и делают пометки 6
7. Творческая мастерская Л: проявление внимания к творчеству товарищей Предлагает прослушать песню,Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Ученица исполняет песню на стихи С.А Есенина, музыка А.А. Конева 2
8.Рефлексия. Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;К: умение оформлять свои мысли в устной форме. Прием «Открытый микрофон» Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке 2
Домашнее задание. 1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки»
  • Приложение №1
  • Конвертс заданием для работы в группе
  • Вопрос:
  • Кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина?
Читайте также:  Анализ стихотворения вхожу я в темные храмы блока

Родина поэта – село Константиново находится недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село Есенино.Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на реку. Здесь и прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка.С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы.И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянамиМальчика воспитывали в семью деда ( отца матери)“Стихи начал слагать рано, – вспоминал Есенин. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки я переделывал на свой лад.

Стихи начал писать, подражая частушкам.Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. 

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Приложение №2

Оценочный лист

Деятельность Я доволен своей работой. Я старался, но не всё получилось. Я недоволен своей работой.
Работа в парах
Работа в группах
Работа на уроке

Информация о публикации

  1. Загружено: 1 июня

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-s-a-esenin-babushkiny-skazki-83262.html

Ссылка на основную публикацию