«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.
Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.
Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями. Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.
Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.
Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.
Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.
Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».
Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.
«Отрочество» Толстого: краткое содержание
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.
Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.
Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.
Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.
Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.
Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?
Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.
Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.
В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.
По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.
Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.
Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.
Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!
Главная идея произведения
Главная цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.
В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.
Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.
За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.
Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.
Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.
Анализ произведения
При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.
Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.
Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.
Стиль произведения «Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.
Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.
В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.
Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?
Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.
Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.
Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.
Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html
Краткая биография Алексея Николаевича Толстого
Толстой Алексей Николаевич – известный советский писатель и публицист, по происхождению – дворянин.
Детство и юность
Будущий писатель родился в 1883 году. Его мать – свободомыслящая, прогрессивная женщина, — еще беременной, ушла от законного мужа к любимому мужчине. В доме отчима и вырос маленький Алеша.
В возрасте четырнадцати лет юноша зачислился в Самарское реальное училище, а через четыре года поступил в Петербургский технологический институт.
Но механизация не прельщала молодого графа – либерала, и он бросил учебное заведение, чтобы полностью отдать свои силы и время литературным трудам.
Первые художественные произведения
Ко времени учебы в ВУЗе относятся первые поэтические пробы Толстого, написанные как подражание манере Некрасова и Надсона.
С 1905 года молодой человек начинает издавать свои стихотворения. Наибольшей популярности приобрел его сборник “За синими реками”, в котором отразилась любовь автора к русскому народному творчеству.
Параллельно с поэтическими работами, Алексей Николаевич пишет повести и романы, в которых иронично, с ноткой легкого сарказма повествует о разных причудах и сумасбродствах помещиков. Такие произведения привели в восторг многих читателей и вызвали доброжелательный отзыв цензуры.
Первая мировая Война
Толстой не остался в стороне от военных событий того времени. Как корреспондент знаменитой газеты, он побывал в горячих военных точках, а также посетил европейские страны.
Свои впечатления от увиденного на фронте писатель отразил в рассказах и очерках “На горе”, “Прекрасная дама”, “Под водой”.
В одно время с этими произведениями Алексей Николаевич начинает работать над драматическими сочинениями – комедии “Нечистая сила” и “Касатка”.
Февральская революция пробудила у Толстого позитивные надежды и мечты, а также вызвала интерес к российской державности. Он работает над историческими рассказами (“День Петра”, “Наваждение”), в которых использует информацию, найденную собственноручно в музеях и архивах.
Октябрьский переворот вселяет в сердце Алексея Николаевича подавленность и удрученность, он продолжает работать над исторической прозой, но в конце 1918 года покидает Россию вместе с семьей.
Эмиграция
Вначале Толстой живет в Париже, потом переселяется в Берлин. Он не может привыкнуть к новым условиям и к чужой стране, не сходится он и с эмигрантами – соотечественниками. Там, на чужбине, писатель понимает, что ничего не значит без родины, он переосмысливает свое отношения к большевизму и решает вернуться в Россию.
За рубежом Алексей Николаевич работает активно и плодотворно. С 1919 по 1923 года появляются его талантливые повести и романы, неповторимые по тематике и содержанию: это и автобиография (“Детство Никиты”), и фантастика (“Аэлита”), и откровенно-психологическая эпопея (“Хождение по мукам”, первая часть).
Расцвет творчества на родине
После возвращения домой Толстой активно работает как политизированный писатель, но остается при этом верен своей не повторной манере изложения и незыблемой вере в человеческий здравый смысл.
Писатель создает произведения в научно-фантастическом направлении (”Гиперболоид инженера Гарина”, 1927 год), в саркастически-ироничном (“Похождения Невзорова, или Ибикус”, 1924 год), в жизненно-реалистичном (“Бывалый человек”, 1927 год, “Гадюка”, 1928 год). И, конечно же, не забывает о драматургии (пьесы “Заговор императрицы” и “Азеф”).
В 1930-40 — е годы Алексей Николаевич пишет много произведений по заказу правительства, например, повесть “Хлеб”, в которой он раскрывает важную роль Сталина в гражданской войне, а также малые произведения “Иван Грозный” (1943 год) и “Русский характер” (1944 год). За это писатель считается личным другом Вождя народов, получает многочисленные премии и благодарности, избирается депутатом Верховного Совета СССР и членом Академии Наук, награждается правительством двумя поместьями и автомобилями.
Одним из выдающихся творений того времени является детская сказка ”Золотой ключик” (1935 год), повествующая о комичных и опасных приключениях веселого деревянного человечка.
Личная жизнь
Женат Алексей Толстой был четыре раза, некоторые образы и характеры своих жен отображал в произведениях, вырастил четверых детей.
Умер писатель зимой 1945 года.
Источник: https://ollam.ru/classic/rus/tolstoy-aleksey-nikolaevich/bio
Краткий пересказ повести "Детство" Толстого по главам (краткое содержание)
Учитель Карл Иванович. Художник К. Клементьева |
Повесть «Детство» является одним из самых известных произведений великого русского писателя Льва Толстого.
В этой статье представлен краткий пересказ повести «Детство» Л. Н. Толстого по главам: краткое содержание произведения, пересказ основных событий из каждой главы.
Смотрите:
— Краткое содержание повести (более сжатое)
— Все материалы по повести «Детство» Действие повести происходит в первой половине XIX века (вероятно, в 1830-1840-е годы).
Глава I: Учитель Карл Иваныч
Главный герой – 10-летний мальчик Николенька из дворянской семьи. Семья мальчика живет где-то в провинции России. У мальчика есть отец, мать, старший брат Володя и старшая сестра Любочка.
Автор описывает обычный день из жизни Николеньки. По утрам Николеньку и его брата всегда будет учитель-немец Карл Иванович. Старый одинокий учитель много лет живет в семье и обучает детей языкам, истории и т.д. Старик любит детей, но при этом он строг и требователен на уроках.
Глава II: Maman
Наконец Николенька спускается к завтраку. Здесь его всегда ждет мать (maman). Это добрая, мягкая, ласковая и заботливая женщина. По утрам она спрашивает Николеньку о его здоровье и целует его. Затем дети идут в кабинет к отцу, чтобы поздороваться.
- Глава III: Папа
- Глава IV: Классы
- Глава V: Юродивый
- Глава VI: Приготовления к охоте
- Глава VII: Охота
- Глава VIII: Игры
- Глава IX: Что-то вроде первой любви
- Глава X: Что за человек был мой отец?
- Глава XI: Занятия в кабинете и гостиной
- Глава XII: Гриша
- Глава XIII: Наталья Савишна
В кабинете отец сообщает, что Николенька и его брат Володя срочно уезжают в Москву, чтобы жить и учиться там. Николенька понимает, что родители уволят Карла Ивановича. Мальчику жаль бедного старика.
До обеда Карл Иванович, как обычно, занимается с детьми немецким языком, историей и т.д. Старик обижен на хозяев за то, что его увольняют после 12 лет службы. Николеньке тоже грустно, потому что он любит учителя, как родного отца.
Мать Николеньки любит помогать юродивым*, бедным странникам. Сегодня у нее в гостях юродивый Гриша — пожилой человек. Он круглый год ходит босой и в лохмотьях. Вся семья собирается к обеду. Гришу кормят за отдельным столом.
(*юродивыми назывались чудаковатые, порой сумасшедшие люди, обладающие даром предвидения)
После обеда все готовятся к охоте. Прислуга готовит лошадей и псов. Все отправляются на охоту.
Вся семья и слуги приезжают на охоту и расходятся на позиции местам. Вдруг Николенька видит зайца и бросается за ним. Но заяц уходит. Николенька злится на себя за эту неудачу.
После охоты все едят фрукты и мороженое на природе. Дети играют в охотников, рыбаков и т.д. Володя, брат Николеньки, ведет себя вяло, и игра проходит скучно.
Во время игр Николенька целует в плечо Катеньку. Катенька – это маленькая дочь гувернантки Мими. Мими и Катенька живут в семье мальчика. Николенька любит Катеньку уже давно.
Брат Володя упрекает Николеньку за его «нежности».
В этой главе главный герой описывает своего отца, Петра Александровича, и его характер. Это человек с хорошими связями. Он умеет нравиться окружающим. Его главные страсти — карты и женщины. Вечером в гостиной дети занимаются рисованием, мать играет на рояле. Учитель Карл Иванович приходит в кабинет к отцу Николеньки. Старик говорит, что готов служить учителем бесплатно, потому что сильно привык к детям. Тогда отец мальчика решает не увольнять учителя и взять его в Москву.
В это время в доме в одной из комнат отдыхает юродивый Гриша. Дети прячутся в чулане, чтобы подглядеть за ним. Дети видят, как Гриша молится. Внезапно дети толкают стул и слышится шум. Гриша пугается, дети убегают.
Крепостная крестьянка Наталья Савишна была когда-то няней у матери главного героя. Теперь Наталья Савишна служит в доме экономкой и за белье и питание. Наталья Савишна – старушка, добрая и заботливая служанка. Главный герой к ней очень тепло относится.
- Глава XIV: Разлука
- Глава XV: Детство
- Глава XVI: Стихи
- Глава XVII: Княгиня Корнакова
- Глава XVIII: Князь Иван Иваныч
- Глава XIX: Ивины
- Глава XX: Собираются гости
- Глава XXI: До мазурки
- Глава XXII: Мазурка
- Глава XXIII: После мазурки
- Глава XXIV: В постели
- Глава XXV: Письмо
- Глава XXVI: Что ожидало нас в деревне
- Глава XXVII: Горе
- Глава XXVIII: Последние грустные воспоминания
Утром Николенька готовится в дорогу вместе с отцом, братом и учителем Карлом Ивановичем. Мальчик прощается с мамой, сестрой Любонькой, прислугой. Мать плачет. Главный герой тоже плачет – ему грустно расставаться с ласковой и доброй мамой. Все прощаются и трогаются в путь. Николенька вспоминает эпизоды из детства, свою мать в детстве, ее любовь и ласку. Проходит почти месяц. Николенька живет в Москве у бабушки. Наступает день именин бабушки. В подарок бабушке Николенька сочиняет стихи. Стихи ему не нравятся, но дарить больше нечего. Он со страхов вручает стихи бабушке. Она остается довольна. Днем в честь именин к бабушке приезжают гости. Среди них — родственница, княгиня Корнакова. Николенька знакомится с ней и целует ручку. Отец говорит княгине, что Николенька — некрасивый ребенок. Он знает, что родители считают его некрасивым. И он страдает от этого.
Следом в гости приезжает еще один родственник бабушки, князь Иван Иванович. Бабушка жалуется князю на отца Николеньки. Она говорит, что тот приехал в Москву не по делам, а развлекаться. Бабушка подозревает, что отец Николеньки обманывает свою жену. Николенька слышит этот разговор. К бабушке приезжают новые гости – семья Ивиных с тремя сыновьями. Николеньке нравится один из братьев Ивиных — Сережа.
В день именин в доме бабушки собирается много детей. Сережа Ивин решает подшутить над Иленькой Грапом, тихим и добрым мальчиком. Дети, в том числе Николенька, хватают бедного Иленьку и ставят на голову. Наконец Иленька вырывается из рук обидчиков и плачет. Сережа обзывает его плаксой. Николеньке же становится стыдно за то, что он обидел Иленьку и не заступился за него.
Вечером к бабушке на ужин и танцы съезжаются гости. Среди гостей Николенька видит 12-летнюю Соню, которая очаровывает его. Николенька старается привлечь ее внимание и понравиться ей.
На вечер снова приезжают Ивины. Среди них – Сережа, который так нравился Николеньке. Начинаются танцы. Николенька танцует кадриль с Сонечкой, а затем танцует контрданс с другой девочкой.
Далее Николенька танцует мазурку с одной маленькой княжной. В ходе танца Николенька сбивается и останавливается. Все смотрят на него, отец сердится, а Сонечка улыбается. Николеньке становится очень стыдно. Ему очень грустно, что рядом нет мамы, которая его бы пожалела.
Подают ужин, а затем все танцуют гросфатер. Николенька снова танцует с Соней. Он счастлив. Соня предлагает ему говорить друг другу «ты» как близкие друзья. В конце вечера Соня уезжает. В эту ночь Николеньке не спится. Он говорит с братом Володей о Соне. Он говорит, что влюблен в Соню и что он готов плакать от любви. Володя осуждает его за слабость и называет «девочкой». Проходит 6 месяцев после именин бабушки. 16 апреля.
Отец сообщает, что все должны срочно ночью ехать в деревню. Отец не говорит детям правду. На самом деле мать Николеньки больна и находится при смерти.
18 апреля Николенька с братом и отцом приезжают домой в деревню. Мать жива, но ужасно страдает от болезни. В этот же день мать Николеньки умирает в страшных муках.
Наступает день похорон. Николенька прощается с телом матери. Он видит лицо матери и пугается от того, что лицо изменилось после смерти. Мальчик кричит и выбегает из комнаты.
Через три дня после похорон семья Николеньки переезжает в Москву. Бабушка от горя впадает в беспамятство. Через неделю она приходит в себя. Служанка Наталья Савишна остается в деревне в пустом доме. Вскоре она заболевает и умирает. Ее хоронят недалеко от ее любимицы – матери Николеньки.Конец. Таков краткий пересказ повести «Детство» Льва Толстого по главам: краткое содержание произведения, сжатое изложение основных событий из каждой главы.
Смотрите: Все материалы по повести «Детство»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/03/kratkoe-soderzhanie-detstvo-tolstoj-po-glavam.html
Толстой Лев Николаевич 1828 — 1910: биография кратко, годы жизни, деятельность
Один из наиболее известных классиков русской литературы, писатель-романист, мыслитель
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел.
После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало.
В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.
Обучение
В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности.
Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс.
Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день.
Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему.
Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну.
Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».
Военная служба
В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну.
И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник».
В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.
Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе.
Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II.
Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.
Творческий путь и признание
В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.
С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.
Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет.
Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза.
Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье.
В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.
Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.
Творческий и философский перелом
Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году.
После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали.
Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».
Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира.
Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви.
К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.
Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.
Последние дни
28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни.
Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом.
По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.
Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/tolstoi-liev-nikolaievich
Толстые в литературе: краткий путеводитель
Автор «Приключений Буратино» и «Хождений по мукам» – один человек? Исторические романы «Князь Серебряный» и «Петр Первый» не принадлежат перу одного писателя? Разбираемся в родственных связях Толстых и советуем, что почитать из нешкольной программы.
Алексей Николаевич Толстой, Лев Николаевич Толстой, Алексей Константинович Толстой (слева направо)
Все Толстые происходят от одного предка, построившего карьеру при Петре Великом и пострадавшего в череде дворцовых переворотов.
Широкой публике известны, как минимум, три Толстых. О них речь пойдет ниже. Свой след оставили и другие представители этого большого графского клана. Мы знаем о Федоре Ивановиче «Американце» Толстом, авантюристе, участнике кругосветных плаваний Крузенштерна и наполеоновских войн. Впрочем, его яркая жизнь достойна отдельного разговора. Были среди них художники, литераторы, критики.
Начнем, пожалуй, с главного представителя семейства.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Двоюродный племянник вышеупомянутого «Американца». Гений, корифей, титан. С ним точно нет никакой путаницы. Сейчас в разных странах проживают по меньшей мере 350 прямых потомков Льва Николаевича. И каждый год они встречаются в Ясной Поляне. Из нехрестоматийного к прочтению:
— «Декабристы» — неоконченный роман, зерно, из которого выросла величественная эпопея «Война и мир»; — «Отец Сергий» и «Крейцерова соната» — горькие размышления о пороках общества и церкви.
Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
Троюродный брат Льва Николаевича. Крайне разносторонний писатель. Из любопытных фактов: воспитывался вместе с будущим царем-«либералом» Александром II под руководством поэта Жуковского. Вместе с товарищами стоял за образом Козьмы Пруткова:
Держаться партии народной и современно, и доходно (Козьма Прутков)
Алексей Толстой пересказал в стихах карамзиновскую историю России, сопровождая ее известным сатирическим куплетом:
«Земля наша богата, порядка в ней лишь нет».
И между тем он же автор знаменитых лирических строк:
«Колокольчики мои, цветики степные…» или «Средь шумного бала, случайно…».
Алексей Константинович занимался противоречивой эпохой Ивана Грозного, поэтому советуем драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», а также роман «Князь Серебряный».
И, конечно, ответ голливудским вампирским сагам – фантастические «Упырь» и «Семья Вурдалака».
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)
Тоже граф, хотя титул многими оспаривался. Сегодня одни оправдывают творческий выбор Алексея Николаевича, ведь его жизнь пришлась на переломные вехи, а другие по модному обычаю – ругают.
Попробовав хлеб бедного эмигранта, «красный граф» возвращается по совету Горького на родину и становится вторым, после Горького, писателем, а затем и первым. В «Хождениях по мукам» он протоколирует события Революции и Гражданской войны.
По ходу текста герои да и симпатии автора кардинально меняют направление и переходят на сторону большевиков.
При этом он и «папа» воздушного Буратино, и один из столпов культа личности Сталина, и создатель «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина», ставших классикой советской научной фантастики.
Анекдот в довлатовских «Наших»:
«И про Алексея Толстого она знала много любопытного. …Раз высокий и грузный Алексей Толстой шел по издательскому коридору. Навстречу бежала моя тетка. Худенькая и невысокая, она с разбегу ударилась Толстому головой в живот.– Ого! – сказал Толстой, потирая живот. – А если бы здесь находился глаз?!..»
Ах да, еще Толстой умудрялся быть знатным гедонистом.
Портрет Алексея Толстого. Художник Пётр Кончаловский. 1941
В романе «Петр Первый» по случайному совпадению одобрялась жесткая реформаторская власть, обязанная быть такой ради светлого будущего. Книги Алексея Толстого, может быть, кроме «Хождений по мукам», хорошо знакомы со школьной скамьи.
«Князь Серебряный», «Петр Первый» или приторно романтическая «Наталья, боярская дочь» Карамзина с исторической подоплекой на первый взгляд очень похожи: в них есть обволакивающий и патриархальный дух допетровской России, сильная власть и строгие нравы. Но какие разные идеи они несут читателю.
Так и плеяда Толстых. Одна фамилия, но какие разные судьбы и книги.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c012ad5b28dd900ab45f873/5c291d4dcffc6400aaecb4bc
Алексей Николаевич Толстой
Толстой Алексей Николаевич (1883 — 1945), прозаик, поэт. Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.
Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института.
К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону. В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов «За синими реками» — результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты — «Сорочьи сказки».
На раннее творчество Толстого оказал влияние М. Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшую позднее в книгу «Заволжье». Затем вышли в свет два романа — «Чудаки» и «Хромой барин». Произведения Толстого привлекли внимание М.
Горького, который увидел в нем «…писателя, несомненно крупного, сильного…» Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации. Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции.
Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии — комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916). События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен.
Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения. Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать — в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»). Осенью 1918 у.е.зжает с семьей в Одессу, оттуда — в Париж. Становится эмигрантом.
О своей жизни в тот период Толстой напишет: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…» В 1920 была написана повесть «Детство Никиты».
В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения.
В берлинский период были написаны: роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927 — 28; «Хмурое утро», 1940 — 41). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937).
В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди — писатели, актеры, музыканты. Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.
Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941 — 1943). Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.
Краткий биографический словарь. Москва, 2000. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882/10.01.1883−23.02.1945), русский прозаик, публицист, драматург. Воспитывался на хуторе под Самарой в доме отчима. Учился в Петербургском технологическом институте и в Художественном училище. Первые публикации — стихи.
Распаду помещичьей усадьбы посвящена ранняя проза Толстого («Заволжье», 1910, романы «Чудаки», 1911, и «Хромой барин», 1912). С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» неоднократно выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов.
Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его за безжизненность и никчемность. Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и болезней.
«Физически возненавидев большевиков» как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу перебирается во Францию, затем в Германию. Эмигрантские годы писатель назовет позднее «самым тяжелым периодом всей своей жизни». Бытовая неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его безоглядную веру в русский народ.
Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные воспоминаниями о прошлом повести «Детство Никиты» и «Приключения Никиты Рощина» (1922) и фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости «Аэлита» (1923). В эмиграции написан роман «Сестры» (1919−22), 1-я часть будущей трилогии «Хождение по мукам».
В 1922 Толстой публикует «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой «укрепления нашей великодержавности» в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.
В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью книги «Хождения по мукам» — «Восемнадцатый год» (1928) и «Хмурое утро» (1941). В 30-е, наряду с откровенно неудачными «официальными» повестью «Хлеб» (1937) и пьесой «Путь к победе» (1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе «Петр I» (1930- 45, третья часть завершена в годы войны). Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны. Он написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк «Родина», 7 ноября 1941), фронтовой цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942−44), драматическую трилогию «Иван Грозный». Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне. Толстой Алексей Николаевич (29.12.1882, Николаевск Самарской губернии — 23.02.1945, Москва), писатель, академик АН СССР (1939), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946).
Официально считался сыном графа Толстого, но родился уже после того, как его мать ушла к соседскому помещику А. А. Бострему, так что вероятность того, что тот был отцом писателя, очень велика. По ряду источников именно Толстой был главным автором (вместе с историком Щеголевым) фальсификации «Дневника Вырубовой» — пошлой и грязной подделки. В 1918 у.е.хал в эмиграцию.
За границей «не прижился» и не смог жить на широкую ногу, как привык в России. В 1921−22 примкнул к «сменовеховцам». В 1923 вернулся в СССР и в этом же году выпустил утопию «Аэлита». Заявил, что «Октябрьская революция как художнику дала мне все». В 1925−26 написал «Гиперболоид инженера Гарина», в 1941 — «Петр I», в 1920—1941 — «Хождение по мукам».
Выпущенная им в 1937 книга «Хлеб» прославляла оборону Царицына «под мудрым руководством Сталина». Из детских книг Толстого наибольшую известность получила «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), написанная по мотивам итальянских сказок. Будучи очень талантливым писателем, пользовался огромной популярностью и всячески пропагандировался советской партийной печатью.
Прекрасно жил большим барином, получив от властей все блага, какие только хотел. Имел прозвище «товарищ граф». Во время процесса по от начала до конца фальсифицированному делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» вместе с А. А. Фадеевым, П. А. Павленко и другими подписал письмо, где в т. ч.
говорилось: «Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников. шпионов и убийц». Как один из немногих живших в СССР писатель с мировым именем использовался пропагандой для выступления на международных конференциях. С 1937 депутат Верховного Совета СССР.
Во время Великой Отечественной войны входил в советскую комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая признала, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы.
Толстой Алексей Николаевич (1883 —1945 гг.) – известный поэт и прозаик, родившийся 29 декабря, по новому стилю, 10 января. Место рождения – город Николаевск Самарской губернии. Мать А. Толстого – женщина с хорошим образованием, рассудительная и разбирающаяся в писательстве. Детство Алексей провел на хуторе Сосновка. Жил и воспитывался матерью и отчимом А. Бостромом.
Первое образование получил дома, а в 1897 году семья отправляется в Самару. Там он решает поступать в училище. Теперь у него одна единственная цель – продолжать образование в Технологическом институте. В это период он пишет первые собственные стихи. В 1907 году перед самой защитой диплома он бросает институт и окунается в мир литературы.
Дружба Толстого с М. Волошиным существенно отразилась на раннем его творчестве. Уже в 1909 году в мир выходит его первая повесть «Неделя в Тургеневе», которая вошла в книгу «Заволжье». Позже вышли два его романа «Чудаки» и «Хромой барин». Критика была настолько положительной, что он начинает строить планы, которым не судьба была осуществиться.
С приходом Первой мировой войны он был отправлен на фронт. После решает продолжать свою работу в литературе. В 1918 году его творчество пополняется исторической тематикой (рассказы «Наваждение», «День Петра»).
Важным вкладом А. Толстого в литературу является исторический роман «Петр I». Продолжительность его работы над ним составила 16 лет. В период Отечественной войны довольно часто выступал со статьями, рассказами, в которых выступали простые люди. Создается дилогия драматического характера «Иван Грозный» (1941—1943 гг.).
Алексей Николаевич долгое время тяжело болел. Ушел из жизни 23 февраля 1945 в Москве.
Источник: https://www.allsoch.ru/tolstoj_an/
Краткое содержание по главам «Пётр Первый» Толстой Алексей
Книга первая
Глава 1
Дворянин Василий Волков размышляет о том, как государственная казна, опустевшая от войн и бунтов, обирает помещиков. Крестьянин Волкова, Ивашка Бровкин, в это же время думает о тяжелой доле мужика. И дворяне, и крестьяне затаили злобу на богатеющих бояр.
Волков собирается в Москву на ежегодный смотр войск. Ратных повезет Бровкин, чей сын Алешка находится в вечной кабале на дворе Волкова.
Вместо Ивашки Бровкина в Москву едет его сын Алешка. Москва пугает: ругань, давка, суета. На Лубянской площади каждый год перед весенними походами происходил смотр государевых служилых людей — дворянского ополчения.
Михайла Тыртов посылает Алешку Бровкина на двор к царскому конюху Даниле Меншикову за статным конем, чтобы показаться на смотре.
Бояре размышляют, кого крикнуть царем. Петр — сын Нарышкиной, горяч умом, крепок телом. Иван — сын Милославской, слабоумный, больной, вей из него веревки… Кто победит — Нарышкины или Милославские?..
После смерти Федора Алексеевича патриарх с красного крыльца спросил толпу, кому быть на царстве? В толпе выкрикнули имя Петра.
Алешка Бровкин на дворе Данилы Меншикова. Меншиков беседует с гостями о московских порядках: царское жалованье не платится два года, стрельцы грозятся учинить в Москве бунт, никониане (сторонники реформы патриарха Никона 1553 г.
) живут в сытости, а духовности нет, древнее благочестие исчезло; стрельцы переходят в «раскол» (в оппозицию официальной вере).
Шурин Данилы сообщает, что царь Федор Алексеевич умер, а вместо него крикнули Петра — это означает дальнейшее торжество бояр и никониан.
Алешка Бровкин знакомится с Алексашкой Меншиковым, сыном Данилы.
В кружало (царский кабак) к гостинодворцам (купцам) приходят стрельцы. У них общие интересы: вся торговля в руках немцев Кукуевой слободы, а власть Нарышкиных означает новые дани и пошлины.
В качестве доказательства вседозволенности иностранцев стрельцы показывают человека, якобы избитого немцами на Кукуе.
Стрельцы уверяют, что все посады на их стороне, нужна только финансовая поддержка купцов.
Алексашку Меншикова вновь до полусмерти выпорол отец. На рассвете они с Алешкой уходят из дома.
На Красной площади мальчики встречают стрельцов, которые рассказывают историю про немцев и их будущее засилье при Нарышкиных, демонстрируя избитого на Кукуе человека. В толпе разгорается злоба.
Из Кремля прискакали князья: воевода Хованский, древних боярских кровей, ненавистник худородных Нарышкиных, и Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Хованский призвал идти за реку в стрелецкие полки и восстать против Нарышкиных.
К Софье приходит Голицын и сообщает, что ее ждут Хованский и дядя Иван Милославский. Хованский доложил, что почти все полки за нее. Царевна соглашается править, если полки скинут Петра и прокричат ее на царство. Взамен стрельцам — вольность, земли, жалованье.
Алексашка с Алешкой в толпе близ Всесвятского моста через Москву-реку. Появился Петр Толстой, племянник Милославского, и сообщил, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Толпа хлынула в Кремль.
Софья, Голицын и Хованский предлагают смертельно напуганной царице Наталье Кирилловне выйти на Красное крыльцо с Иваном и Петром, чтобы народ убедился, что дети живы.
Наталья Кирилловна вынесла на крыльцо Петра, специально прибывший в Москву Артамон Матвеев (приближенный царя Алексея Михайловича) вывел Ивана. Бунтующая толпа требует выдать ей Нарышкиных и их сторонников. Матвеева сбросили на копья.
Глава 2
Истреблены братья Нарышкины, Долгорукие, Ромодановские, Черкасский, Матвеев и др. Стрельцам выдано жалованье и наградные. На Красной площади поставили памятный столб с именами убитых бояр, их виной и злодеяниями. А в остальном все пошло по-старому: нищета, холопство, бездолье.
Недовольны были даже бояре и именитые купцы, которые захотели жить не хуже польских панов, лифляндцев или немцев. При этом — нестерпимые поборы, дань, истощенная земля, плохая торговля. В Москве два даря — Иван и Петр, при них — правительница царевна Софья. Одних бояр сменили другие. Опять пошел ропот в народе.
К Софье пришла делегация раскольников и срамила патриарха и духовенство, требовала «старой веры».
Начались разброд и беспорядки. Самые отчаянные решили убить обоих царевичей и Софью, но царевна отбыла со всем двором в Коломенское и стала собирать там дворянское ополчение.
Главаря стрельцов-бунтовщиков раскольника Хованского казнили, стрельцов из его отряда порубили. Оставшиеся стрельцы были вынуждены послать к отбывшей под защиту стен Троице-Сергиевой лавры Софье челобитчиков с повинной.
Так воля стрельцов закончилась. Столб на Красной площади снесли, вольные грамоты забрали.
Алексашка и Алешка на Яузе, неподалеку от Преображенского дворца, познакомились с царевичем Петром. Алексашка предложил ему показать за серебряный рубль «хитрость»: протащил сквозь щеку иглу. С тех пор мальчики повадились приходить на берег Яузы, но Петра видели лишь издали.
Весной Алексашка наткнулся на давно его разыскивавшего отца, Данилу, и чудом спасся от него, вскочив на запятки немецкой кареты. Так, с каретой Франца Лефорта, Алексашка попал на Кукуй, в немецкую слободу. Лефорт позволил Алексашке остаться в услужении.
Учитель и дядька Петра Никита Моисеевич Зотов был слишком легок духом — не такой наставник был нужен упрямому и норовистому царевичу.
Царица Наталья Кирилловна переживала, что сын недостаточно изучает Закон Божий: не в этом ли причина его непохожести на настоящего царя? Петр выстроил на земляном валу перед дворцом «потешную» крепость, где играл с дворовыми мужиками: выстраивал их, командовал стрельбой из деревянной пушки и рукопашными схватками «солдат».
При дворе царя Петра находятся (для приличия) всего четверо бояр: князья Михайла Черкасский, Лыков, Троекуров и Борис Голицын. Приписаны были к Петрову двору и стольники — боярские дети из мелкопоместных, худородных. В их числе — Василий Волков, который и обнаружил исчезнувшего однажды Петра в Кукуйской слободе.
Капитана Франца Лефорта, знакомого по кремлевским приемам иностранных послов, Петр встретил, плывя в своем струге по Яузе мимо Кукуя.
Лефорт предложил показать царевичу «умственные штуки»: водяную мельницу, изукрашенный музыкальный ящик, зрительную трубку, заспиртованного младенца-уродца. Любопытный Петр не устоял.
Посетив множество домиков кукуйцев, Петр увидел в кабаке- аустерии красивую девушку, которая пела по-немецки в его честь, — это была дочь виноторговца Анна Моне.
Московский двор отличался от европейских отсутствием галантного веселья, игр, изысканной музыки. Бояре говорили в Кремле только о торговых сделках и ценах на товары.
Жизнь русского человека была укоренена в традициях: даже усадьба в Москве — с крепкими воротами с тыном.
Свободного времени было мало: бояре проводили время во дворце, в ожидании приказа от царя; купцы у лавки зазывали покупателей; приказный дьяк сопел над грамотами.
Привычное течение дел всколыхнула просьба Польши вступиться за братьев-христиан — вступить в войну с турками, послав русские войска в Крым. Василий Голицын поставил условие: поляки возвращают исконно русский Киев с городками. Поляки долго спорили, но Киев отдали и подписали вечный мир с Москвой. Теперь нужно было идти воевать против турецкого султана.
В своем доме Василий Голицын вел на латыни беседу с прибывшим из Варшавы де Невиллем о сословиях российских — кормящем и служилом, размышляя, что было полезно оторвать помещиков от крестьян, дабы два сословия приносили максимум возможной пользы.
Свои рассуждения Голицын сформулировал в сочинении «О гражданском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу…»: вспахать и засеять пустующие пока миллионы десятин, скот преумножить за счет английской тонкорунной овцы, заинтересовать людей различными промыслами и рудным делом; множество непосильных оброков, барщин, податей и повинностей заменить единым поголовным, умеренным налогом, для чего всю землю у помещиков взять и посадить на ней крестьян вольных, а все бывшие крепостные кабалы уничтожить. Взамен земли помещики получат жалованье из общей земельной подати. Войска будут состоять из одних дворян, чтобы каждый занимался своим делом. По подсчетам Голицына, такое положение вещей должно было привести к увеличению доходов казны вдвое. Дворянских детей-недорослей следовало посылать учиться в Польшу, Францию и Швецию для изучения воинского дела, а на Руси открыть академии и завести науки и искусства. В проекте князя были и каменные мостовые, здания из камня и кирпича… Василий Васильевич допускал даже переломить древнее упрямство дворян силой, если потребуется.
К Голицыну прибыла (как всегда, тайно) правительница Софья. В последнее время она отслеживала все слухи и сплетни бояр. В основном говорили, что великих дел от Софьи не видно, да и править ей, женщине, в тягость.
Софья настаивает на войне в Крыму и уже подготовила грамоту об объявлении князя Василия большим воеводой.
Война была необходима, чтобы показать мощь войск Софьи: шепчутся, что в Преображенском подрастает истинный царь- вояка, который требует вербовать к себе в «потешные войска» всех конюхов и сокольничих.
Под началом Петра было уже триста «солдат», с которыми он ходил «походами» по деревням и монастырям вокруг Москвы. В войске появился воевода — Автоном Головин, хорошо знавший солдатскую экзерцицию. При нем Петр стал проходить военную науку в первом «Преображенском» батальоне. Благодаря Лефорту в полку появились пушки, стрелявшие чугунными бомбами.
У дома Лефорта Петр столкнулся с Алексашкой. После застолья Алексашка провожает Петра верхом в Преображенское и становится царским постельничим.
Глава 3
Дворянское ополчение под угрозой опалы и разорения собиралось всю зиму. В народе шептались о дурных предзнаменованиях, сопровождавших сборы в поход. В конце мая Голицын выступил в поход на юг.
В пути люди гибли от жажды, в полках роптали. Татары впереди подожгли степь; идти по пеплу опасно — ни корма, ни воды. Первыми повернули назад казачьи разъезды. Приказано было отступать к Днепру.
Бесславно закончился крымский поход.
Полковники донесли Голицыну, что степь посылал поджигать украинский гетман Самойлович. Он-де не хочет усиления Москвы, а полковники готовы поддержать Софью, лишь бы их вольности им оставили. Самойлович клялся, что это происки его заклятого врага Мазепы, желающего отдать Украину Польше. Новым гетманом выкрикнули Мазепу.
Потешная крепость в Преображенском была перестроена: при случае здесь можно было и отсидеться. Уже два полка — Преображенский и Семеновский подвергались экзерцициям.
Немец Тиммерман учил Петра математике и фортификации. Немец Брандт взялся строить суда по примеру найденного в селе Измайлове ботика.
Все чаще из Москвы приезжали бояре: посмотреть на «игры» царя в «стольном городе Прешпурге».
Денщик Алексашка всюду рядом с «мин херцем» Петром. Лефорт нахваливал Петру Алексашку, одаривал его подарками. Алексашка пристроил барабанщиком Алешку Бровкина.
Народ обнищал от поборов на крымский поход. Тысячами люди бегут к раскольникам — на Урал, в Поморье, Поволжье, на Дон. Сотнями староверы совершают самосожжение ради спасения от царствующего антихриста. Наталья Кирилловна всерьез думает женить сына, чтобы он остепенился. Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину.
В Преображенское зачастил Борис Голицын, кузен Василия Васильевича, недовольный действиями брата и политикой бояр. Он стал покровительствовать потешному судостроительству: прислал книги, чертежи, листы, а для их перевода прислал карлов-арапов.
Василий Голицын, вернувшись в Москву, озвучил предложение от французов: освоить Сибирь и проложить через русские земли торговый тракт в Персию, Индию и Китай. Предложение в гневе отвергнуто боярами.
Глава 4
Ивашка Бровкин встречается с Алешкой и просит у сына денег на хозяйство.
Источник: https://libaid.ru/katalog/t/tolstoj-aleksej-nikolaevich/4317-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-pjotr-pervyj-tolstoj-aleksej