Сочинение искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

Где заканчивается ремесло и начинается искусство — ищем ответы в русской литературе

Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское) Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Изображение: Adriaen van Ostade

Комментарий ФИПИ

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Словарная работа

ИСКУССТВО

1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство. 4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость. (Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой)

РЕМЕСЛО

1) Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом. 2) перен. Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону. 3) а) Профессия, занятие. б) Какое-л. занятие, дело. (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Талант/бесталанность, истинный/мнимый талант;
  • Ремесло и искусство (общее и различное в целях; граница между ремеслом и искусством, конфликт таланта и посредственности);
  • Предназначение творца, взаимоотношения с людьми, тема поэта и толпы;
  • Творец и его произведение (влияние нравственных качеств творца на его произведение);
  • Роль искусства в жизни человека (преображает душу, заставляет понять окружающий мир);
  • Восприятие искусства.

Можно ли растратить талант? Или он дается свыше и остается неизменен вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств? Как соотносятся понятия искусство и ремесло? Как влияет произведение искусства на человека? Над этими вопросами заставляет задуматься Н. В. Гоголь в повести «Портрет». Главным ее героем является художник Чартков, чей путь в искусстве предлагает нам проследить автор. На первых страницах он показан бедным подающим надежды художником, ютящимся в съемном жилье на Васильевском остове. Все деньги он тратит на холсты, кисти и краски, совсем не следит за своим нарядом, представляющимся ему чем-то неважным по сравнению с искусством, которым он поглощен: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…».

Он тонко чувствует фальшь созданных ради выгоды картин, продающихся на Щукином дворе, куда он заглядывает в самом начале повести. Остановившись перед лавочкой, Чартков разглядывал «пестрые, грязные, масляные малевания», написанные на потребу публике.

Он «внутренне смеялся над этими уродливыми картинами», которые почему-то так нравились простому народу, нисколько не смыслящему в живописи, не понимающему подлинного искусства. Художник знал, что никогда не станет писать таких бездарных, но зато хорошо продающихся картин.

Чартков обладал талантом, который прочил ему большое будущее, получив 1000 червонцев, он хотел запереться в комнате, совершенствоваться в живописи, писать для себя, а не для того, чтобы заработать деньги.

Однако нетерпение, желание взять от жизни все и сразу, «схватить славу сей же час за хвост» толкают его на то, чтобы стать модным живописцем, вопреки предостережениям своего профессора: «Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Получив широкую известность в Петербурге, переехав в роскошную квартиру на Невском проспекте, Чартков верит, что сможет продолжить писать чудесные портреты, а светская публика непременно их оценит.

Однако уже первые его модели показывают свой строптивый характер, постоянно корректируя художника, стараясь диктовать ему, как надо правильно писать их портрет.

Раздосадованный Чартков понимает, насколько велика разница между трудом для себя и за деньги.

Он стоит перед принципиальным выбором: совершенствование в живописи, отказ от славы и аскетизм в быту или известность, богатство и притягательная для него праздная светская жизнь

Художник не смог устоять перед манким миром славы и денег, но заплатил за почет и богатство большую цену: он утратил свой талант. «Со всех сторон только требовали, чтоб было хорошо и скоро.

Художник увидел, что оканчивать решительно было невозможно, что все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти.

Схватывать одно только целое, одно общее выраженье и не углубляться кистью в утонченные подробности…»

И вот уже он, когда-то усердно трудившийся над холстами, высокомерно изрекает: «Нет, я не понимаю напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро.

Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уже ремесло, а не художество». Но на деле ремеслом оказывается то, чем занимается сам Чартков, ведь все его портреты похожи один на другой: у всех моделей были одинаковые положения и лица, даже складки одежды ложились всегда одинаково.

Он признанный всеми живописец, обласканный светом, имеющий большое состояние и вес в обществе, но творчество больше не приносит ему удовольствия, оно становится рутиной.

Теперь не чистое искусство, а деньги становятся его целью: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото стало его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

Однако он не утратил способность отличать истинно талантливое произведение от бездарной мазни, Чартков по-прежнему способен критически оценивать себя и свои произведения, оттого так поражает его картина прежнего товарища, который, отказавшись от всех удовольствий, выбрал путь аскета, погрузившись «в труд и в не развлекаемые ничем занятия». Отдав всего себя искусству, он достиг вершин мастерства в живописи. Увидев на выставке его картину, Чартков «хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников», но не мог.

Подлинное искусство даже у такого черствого и циничного человека, каким он стал, вызвало «слезы и рыдания»

Чарткова мучат сомнения: «…а точно ли был у меня талант? не обманулся ли я?» И самое ужасное, что он осознает, взглянув на писанные когда-то полотна: он был талантлив! Он приходит в отчаяние от того, что растратил, погубил талант, променял его на богатство и славу, что сколько бы он ни старался, у него уже не получится писать, как раньше. Сколько бы он ни трудился над холстом, «беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти».

Не сумев вернуть прошлого, удостоверившись в том, что талант его покинул, Чартков обращается в чудовище. Им овладевает зависть, сводящая его с ума. Художник ревностно относится ко всякому талантливо написанному полотну, им движет неуемная злость, желание любой ценой уничтожить произведение, в котором видна искра таланта.

Изрезывая, разрывая картину, он испытывает наслаждение. «Эта ужасная страсть набросила какой-то страшный колорит на него; вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его». От него отшатываются знакомые, он остается в одиночестве, все глубже погружаясь в мир безумия.

Ненавидя весь мир, Чартков умирает.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой — нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями (Дж. Фаулз).
  • Есть ремесло, вознесенное до искусства, и искусство, низведенное до ремесла (Л. Зорин).
  • Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет. (И. Эренбург)
  • Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят (А. Шопенгауэр).
  • Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть (И. А. Гончаров).
  • Великие таланты навлекают на себя ненависть — так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов (Ж. Даламбер).
  • Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает (А. Ф. Лосев).
  • Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа (В. Качалов).
  • Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим (В. Ключевский).
  • Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело (Микеланджело Буонаротти).
  • Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце (Вольтер).

Примерные формулировки темы

  • Почему говорят, что искусство вечно?
  • Какова роль искусства в жизни общества?
  • В чем заключается предназначение художника?
  • Важна ли смелость в творчестве?
  • Способен ли каждый человек познать искусство?
  • Кого можно назвать талантливым человеком?
  • Можно ли лишиться таланта?
  • Что такое искусство/ремесло/творчество?
  • В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом» (ремесленником и художником)?
  • Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
  • Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
  • Нужно ли гениям «трудиться»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
  • В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
  • Можно ли измерить «талант»?
  • В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
  • Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
  • Как вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
  • Может ли «ремесленник» стать творцом?
  • В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
  • Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
  • Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
  • Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
  • Как нравственные качества художника влияют на его произведения?

Список литературы

  1. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом…»
  2. Н. В. Гоголь «Портрет»
  3. И. С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети»
  4. Л. Н. Толстой «Альберт»
  5. А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  6. А. И.

    Куприн «Гамбринус», «Тапер»

  7. Е. Замятин «Мы»
  8. В. Гаршин «Художники»
  9. А. А. Ахматова «Когда б вы знали, из какого сора…»
  10. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  11. В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
  12. К. Г.

    Паустовский «Старый повар», «Мертвый город», «Корзина с еловыми шишками»

  13. В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
  14. О. Генри «Последний лист»
  15. Дж. Лондон «Мартин Иден»
  16. С.

    Моэм «Луна и грош»

Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Итоговое сочинение — 2019: «Отцы и дети»

03.12.2018

Анна_Чайникова итоговое сочинение 2019 сочинение

Просмотры: 0

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/itogovoe-sochinenie-2019-iskusstvo-i-re

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Что можно считать подлинным искусством?»[по направлению Искусство и ремесло] | Сайт об истории и культуре России

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

 Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Что такое искусство? Каждый человек имеет собственное представление о том, что это такое.

Даже словарные определения искусства отличаются друг от друга, называя его то формой культуры, то творческой деятельностью человека, то образным осмыслением действительности.

Ясно одно: искусство – это то, что поднимает нас над повседневностью; то, что отличает людей от животных. Но что можно считать подлинным искусством? 

Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)Венера Милосская

Мне кажется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Единственный способ определить «подлинность» искусства – это прислушаться к своему сердцу. Откликается ли душа на конкретное произведение? Какое послевкусие оно оставляет и какие чувства пробуждает?

Вспомним очерк Г. И. Успенского «Выпрямила». Рассказчик описывает, как он в угнетённом состоянии «без малейшей нравственной потребности» отправился в Лувр и, чувствуя только усталость, стал рассматривать античную скульптуру. И вдруг герой увидел прекрасную статую Венеру Милосскую, созерцание которой будто бы «выпрямило» его.

До встречи с этим удивительным шедевром он чувствовал себя «кожаным комком», «скомканной в руке перчаткой». Ни одно произведение до этого не производило такого впечатления на рассказчика, зато теперь даже воспоминание о Венере Милосской возвращает человеку счастье.

Произведение, которое может вернуть радость жизни, разве нельзя отнести к подлинному искусству?

В этом смысле подлинным искусством становится пение Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Николай, проигравший крупную сумму денег Долохову, вернулся в родительский дом в мрачном расположении духа. Он думает: «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь».

Но услышав голос сестры, Ростов вдруг почувствовал, что на самом деле счастлив, что все невзгоды: «и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор». Весь мир превратился для Николая в ожидание следующей ноты.

Возможно, на молодого человека произвели впечатление искренность и доброта сестры, зазвучавшие в её прекрасном голосе.

Искусство – явление многогранное и неисчерпаемое. Среди множества форм, видов и жанров каждый отыщет то, что не оставит равнодушным и останется надолго в его душе. Именно это, на мой взгляд, и можно считать подлинным искусством.

  • [Направление «Доброта и жестокость»: пример итогового сочинения в 11 классе 2019]
  • Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».
  • Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Источник: http://samarus-school.ru/primer-itogovogo-sochinenija-po-literature-v-11-klasse-chto-mozhno-schitat-podlinnym-iskusstvom-po-napravleniju-iskusstvo-i-remeslo.html

Итоговое сочинение по направлению "Искусство и ремесло"

Нужно разобраться, что собой представляет искусство и ремесло. Часто люди путают эти два понятия, так как не обладают достаточным опытом и вкусом. Они могут принять подделку за предмет гениального творчества.

Если человек стремится к саморазвитию, то со временем обязан научиться отличать искусство и ремесло.

Данная тема поднималась и в литературе, демонстрируя ее важность, ведь известным фактом является что “Искусство и ремесло” неотъемлемой частью искусства.

Николай Гоголь в свой работе «Портрет» описывает бедного художника Чарткова, который даже не может приобрести нормальные краски. Последние деньги молодой человек тратит на картину. На полотне изображен ростовщик, а под холстом находятся деньги.

Неожиданное богатство быстро овладело художником. Он отдал долги, начал позволять себе то, что раньше было недоступно. С каждым разом запросы мужчины были все больше и больше. Он начинает работать со знатью. Заказов достаточно много.

Но для этого художнику приходится выполнять прихоти заказчиков, делая их на портретах лучше, чем в жизни.

Такая работа не несла никакого развития. Однажды Чартков отправился на выставку работ своего коллеги. Его удивило мастерство художника. Это было действительно высокое искусство. Главный герой начал сходить с ума. Он покупал талантливые работы и уничтожал их.

Это достойный пример того, чем искусство отличается от ремесла. Достойные работы не могут сравниться с коммерческими проектами. Ремесло ориентировано на потребителя, чтобы извлечь прибыль. А искусство создают, чтобы обогатить мир чем-то действительно прекрасным.

Александр Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» также затрагивает тему искусства и ремесла. В центре сюжета выступает несчастный влюбленный мужчина. Предмет его воздыхания относится к совсем иному миру, куда простому человеку не попасть.

Мужчина спасался тем, что писал письма женщине, которую любил. Но однажды на ее день рождения несчастный влюбленный преподнес даме своего сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Муж женщины посчитал это позором, нашел мужчину и вернул подарок, попросив прекратить любые знаки внимания.

Желтков согласился, но попросил отправить прощальное письмо.

Безответно влюбленный покончил жизнь самоубийством. В последнем обращении к Вере мужчина попросил послушать ее вторую сонату Бетховена. Музыка помогла женщине понять всю глубину чувств Желткова. Только настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные эмоции.

Искусство является чем-то чистым, уникальным, гениальным. В ее создание вкладывается душа. Автор стремиться воссоздать свое понимание мира в истории. Ремесло же направлено на конкретных людей – потребителей. Главное получить выгоду от товара, который часто является просто копией. Этим и отличается искусство и ремесло.

Второе сочинение по направлению “Искусство и ремесло” – 2 пример

В нашей жизни присутствуют такие понятия, как искусство и ремесло. Я думаю, что многие люди понимают, что между этими понятиями есть существенные различия. Однако, далеко не все их видят.

Трудно сказать, почему, возможно из-за отсутствия определенного опыта или вкуса. Не каждому дано распознать истинные произведения искусства среди их копий или аналогов.

Но тому, кто претендует на звание развитого человека, стоит научиться отделять зерна от плевел. Приведу примеры из литературы.

Переоценка ценностей

В повести Н.В. Гоголя рассказывается о молодом и талантливом художнике. Жил он очень бедно. Ему даже нормальные краски купить было не на что. Однажды его внимание привлекла одна картина. На ней был изображен мужчина азиатской внешности. Он был ростовщиком. Как-то Чарткову приснился странный сон, в котором ростовщик с картины дал ему в ссуду крупную сумму денег.

Сон, каким-то волшебным образом, оказался реальностью. После этого художник стал жить на широкую ногу. Впрочем, власть денег беспощадна и Чарткову с каждым днем требовалось все больше денег. Он стал достаточно популярным и модным художником. Получал заказы от весьма знатных особ.

Однако, для того, чтобы удовлетворить запросы и вкусы этих знатных клиентов, Чарткову приходилось изрядно кривить душой, потому что эти люди хотели выглядеть на своих портретах, гораздо лучше, чем были на самом деле. Погрязнув в рутине исполнения поверхностных заказов, молодой художник совсем забросил дальнейшее развитие своего таланта.

Однажды молодой художник попал на выставку своего прежнего приятеля и, увидев насколько талантливы его работы, понял, что многое упустил. В итоге, Чартков сошел с ума. В приступах зависти он начал скупать все талантливые работы и потом уничтожал их.

Эта история говорит о том, что настоящее истинное искусство несет в себе правду жизни, а не подчиняется чьим-то капризам. А ремесло, напротив, является инструментом для получения прибыли, удовлетворяя потребности широких масс.

Заключительная часть итогового сочинения по направлению “Искусство и ремесло”

Искусство любить

Еще одним замечательным примером поднятой темы является повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Герой этой повести очень любил княгиню Веру Шеину. Сам он был простым чиновником и не был вхож в круги знати. Свои чувства к ней он проявлял только в письмах, которые отправлял ей только по праздникам.

И в день ее именин прислал ей очередное письмо с поздравлениями и ценным, дорогим подарком. Это был гранатовый браслет. Николай, брат княгини, был очень раздражен этим поступком. Он уговорил князя Василия Львовича найти воздыхателя Веры и вернуть ему браслет. Влюбленный чиновник оказался очень добрым и кротким человеком.

Он признался князю, что давно влюблен в его жену и попросил разрешения отправить ей еще одно – последнее прощальное письмо. Несмотря на возмущения Николая, Шеин отнесся к Желткову с должным пониманием. Спустя некоторое время после получения прощального письма, Шеины узнали, что Желтков покончил жизнь самоубийством.

В своем письме он попросил Веру в ту минуту, когда она вспомнит о нем, прослушать вторую сонату Бетховена. Княгиня так и поступила. В тот момент, когда она слушала музыку, она почувствовала, что Желтков простил ее, и поняла, что, возможно, мимо нее прошла любовь всей ее жизни.

Только настоящее искусство может передать всю полноту чувств, переживаемых человеком сейчас или когда-то.

Искусство является самым настоящим, искренним и светлым способом выражения ощущений и чувств человека. Искусство всегда создает, а не копирует. В этом и состоит различие между ремеслом и искусством. И настоящий шедевр невозможно перепутать с обычной подделкой.

Тема “Искусство и ремесло” давольно таки интересна, мы привели пару примеров написания по данному направлению, также прочитайте другие темы для лучшей подготовки.

Итоговое сочинение по направлению “Месть и великодушие”

Еще одно очень интересное направления при подготовке к декабрьскому сочинению, для допуска к ЕГЭ

Итоговое сочинение по направлению “Мечта и реальность”

и конечно же самые интересные примеры

Итоговое сочинение по направлению “Отцы и дети”

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/itogovoe-sochinenie/itogovoe-sochinenie-po-napravleniju-iskusstvo-i-remeslo.html

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Искусство — крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

В литературе есть много сюжетов, где искусство спасает души или губит их…

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое настоящее искусство?
  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  • Кого можно назвать истинным творцом?
  • Почему люди путают искусство и ремесло?
  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  • Что такое талант?
  • Почему искусство называют вечным?
  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  • Можно ли научиться искусству?
  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

Примерный список литературных произведений по направлению «Искусство и ремесло»

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Произведения и аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

Произведение На что обратить внимание
А.П. Чехов “Попрыгунья” Равнодушие к искусству. Ольга Ивановна вменяет мужу один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.
О. Генри “Последний лист” “Последний лист — последний шедевр художника, спасший жизнь.” Художник нарисовал за окном больной девочки последний желтый листок. Ведь та верила, что не умрет до тех пор, пока все листья не опадут. Именно это творение придало ей сил и помогло исцелиться. Порой мы сами не можем оценить важность собственных поступков.
В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Музыка – важнейший дар, который принадлежит человеку. Слепой от рождения мальчик думал, что в его жизни никогда не будет смысла, пока дядя не привил ему любовь к музыке. Совершенствование своего таланта стало его жизненной целью. Но музыка не только открыла ему новые горизонты, но и сделала сердце мягче, научила его любить. Его судьба сложилась благополучно, он стал известным музыкантом, женился на любимой женщине и стал отцом. Ведь именно музыка научила героя любить жизнь, и жизнь ответила ему тем же.
А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери” Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.
Д. Рубина «Концерт по путевке общества книголюбов». Однажды героиню пригласили выступить на концерте в воспитательно-трудовой колонии. Она была ошеломлена увиденным, перед ее взором возникли «бритоголовые рожи», которые озверело топали, свистели и нецензурно-восхищенно орали. Она читала прозу, в затем стала играть на фортепиано. Воцарилась тишина, и героиня обнаружила, что в зале больше нет угрюмых «рож», а только лица и глаза, страдающие и страстные. Когда же она исполнила песни Высоцкого, грубая прежде публика разразилась аплодисментами. Искусство может преобразить человека даже за несколько минут.
А. Твардовский “Василий Теркин” Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.
А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда” Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.
И.А. Куприн “Тапер” Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

Другие направления итогового сочинения:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Доброта и жестокость

Источник: https://examer.ru/ege/2020/itogovoe-sochinenie/iskusstvo_i_remeslo

Искусство и ремесло 1

Высшая степень творческой деятельности человека – это искусство. Музыка, театр, архитектура, литература и многое другое – это его виды. Настоящие произведения искусства вечно восхищают нас своим совершенством, неповторимостью.

Я думаю, что в них сохраняется и живёт душа автора и что они никогда не устареют, не потеряют своей ценности. Ремесло же – это умение очень хорошо что-то делать, быть мастером в своей профессии.

Ремесленники есть и среди людей искусства, их творения тоже нужны людям, если они принадлежат к высшей степени мастерства и в их создание вложены труд и душа мастера. Таких можно назвать талантливыми.

Есть и другие, в которых нет и искры таланта, нет в их деятельности и настоящего творчества. Поэтому их «творения» не вызывают интереса, не останутся в памяти потомков, растворятся во времени.

Вопросы искусства и ремесла, конечно, нашли отражение и в художественной литературе.

Одно из произведений в книге Н.В. Гоголя «Петербургские повести» называется «Портрет». Главный герой – живописец Чартков. Трудная его жизнь – долги, голод – изменяется после того, как он купил на последние деньги портрет старика и в раме картины обнаружил тысячу червонцев.

После этого Чартков уже ни в чём не нуждался, к тому же стал модным живописцем. Писал портреты богатых людей, приукрашивая их внешность, то есть превратился в ремесленника от искусства.

Пришло время, когда художник пожалел о том, что погасил искру своего таланта, погубил лучшие годы своей юности в угоду сытости и мнимой известности. Он осознал это, когда увидел на выставке подлинно талантливые работы своего друга.

Чартков стал скупать и уничтожать настоящие произведения искусства, потом сошёл с ума, и наконец жизнь его прервалась. На примере этой истории мы видим, как художник променял истинное творчество на красивую жизнь, которая не сделала его счастливым.

В книге «Записки охотника» И.С. Тургенева есть рассказ «Певцы». Автор повествует о состязании двух певцов: рядчика и Якова Турка. Соревнование проходило в кабаке, но это не мешало слушателям по-настоящему оценить достоинства их пения.

Первым пел рядчик, и рассказчик говорит о том, что тот вилял и играл своим голосом, как юлой, выделывал всякие «коленца и завитушки». Словом, показал такое мастерство, что восхитил всех слушателей, которые знали толк в исполнении русских народных песен. Затем пришла очередь Якова Турка.

Его голос сначала звучал слабо и неровно, но слушателям становилось сладко и жутко, потому что в нём были и глубокая страсть, и молодость, и какая-то грустная скорбь. Песня Якова, говорит рассказчик, стрелой вонзалась в души людей, а сам певец «отдавался весь своему счастью».

Когда замер последний звук его голоса, слушатели сначала молчали в оцепенении и только потом признали его победу. Как и в других рассказах цикла, писатель подчёркивает то, что в русском народе много умелых, талантливых людей.

Я думаю, что пение Якова Турка можно назвать настоящим искусством, потому что в нём есть всё: неотразимый голос, от которого «веяло чем-то родным и необозримо широким», умение передавать все его оттенки, отражённая в нём душа певца, «русская, правдивая, горячая», которая находила отклик в каждом сердце. О рядчике же можно сказать, что это ремесленник от искусства, правда, в совершенстве владеющий своим мастерством.

В заключение хотелось бы сказать, что не всем людям дано принадлежать к высокому миру искусства. И это закономерно. Но стараться стать хорошим мастером, профессионалом в своей деятельности должен стремиться каждый.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: https://rusulitka.ru/iskusstvo-i-remeslo-1.html

Итоговое сочинение по литературе «Искусство и ремесло». Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

История человечества отметила на определённом этапе возникновение ремёсел, которое способствовало разделению труда и последующей специализации. Ремесло — это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда. Ремесленник изготавливает товар в больших количествах, заботясь о качестве.

Но чтобы товар стал произведением искусства, необходимы особенные способности, возможно, талант. Не всегда ремесленник становится талантливым мастером своего дела, а значит, творцом. Этой очень важной проблеме посвящает своё произведение «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин. Главный герой – признанный композитор Сальери посвятил себя музыке.

Многие годы он работает над оттачиванием мастерства игры на фортепиано.

…Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Попытки достигнуть совершенства в создании музыкальных произведений не принесли ожидаемого результата. Встреча с молодым ярким композитором – Моцартом – стала доказательством бесплодности стараний Сальери. Он видит, насколько легко и виртуозно творит свои произведения молодой коллега и в его душе возникает зависть:

… бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Попытка при помощи усердия создать произведение искусства оказывается бесполезной. Искусство не терпит ремесла, оно требует полного подчинения и искры божьей. Герой другого произведения «Портрет» (Н.В.Гоголь) Чартков – молодой талантливый художник. У него есть способности к творчеству, но бедность не даёт ему реализовать свои задатки.

Чудесный случай позволяет ему начать писать портреты, он получает большое количество заказов, но в погоне за наживой перестаёт вкладывать душу в создание произведений. Постепенно он вырабатывает определённую технику, при помощи которой пишет много портретов. Но вот только их нельзя назвать искусством. Это уже ремесло.

Осознав это, поняв, что потерял свой талант, Чартков сходит с ума.

Искусство – это лучшее, что создано человечеством за тысячелетия существования. Искусство хранит память веков. А ремесло? В нём есть необходимость в быту, каждый день, но оно далеко от искусства. Поэтому Сальери никогда не сравнится с Моцартом, а Чартковы не откроют свои выставки, их имена не сохранит человечество. Они и есть ремесленники.

Источник: http://litera.su/learner/final-work/examples-of-works3/who-can-be-called-a-craftsman-in-art

Цитаты по направлению «Искусство и ремесло» для итогового сочинения

· «Первый закон в искусстве — свобода вдохновения и творчества» (Ф. Достоевский).

· «Искусство заключается в том, чтобы его не было заметно» (Овидий).

· «Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом» (Г. Флобер).

· «Чтобы заниматься искусством, нужно быть свободным от материальных забот» (Г. Флобер).

· «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро).

· «Искусство легче сживается с нищетой и роскошью, чем с довольством. Весь характер мещанства, со своим добром и злом, противен, тесен для искусства» (А. Герцен).

· «Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно» (Л. Толстой).

· «Искусство можно называть настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце каждого, а не понято лишь кучкой аристократов, старательно делающих вид, что они в нем разбираются» (Р. Роллан).

· «Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу» (А. Блок).

· «Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком» (С. Моэм).

· «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла» (Л. Зорин).

· «Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов… Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… Прекрасный танец рождается из умения танцевать» (А.С. Экзюпери).

· «В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла» (И. Гёте).

· «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» (И. Гёте).

· «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле» (Б. Брехт).

· «Искусство требует знаний» (Б. Брехт).

· «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь» (Б.Л. Пастернак).

· «Изучайте науку искусства и искусство науки» (Л. Винчи).

· «Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед» (Л.М. Леонов).

· «Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному» (М. Аврелий).

· «Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» (М. Буонаротти).

· «Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда» (Т. Драйзер).

· «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» (Ф.И. Шаляпин).

· «Ничто великое, ничто мощное не может вылиться из-под продажного пера» (Жан-Жак Руссо).

· «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта» (Ф. Достоевский).

· «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (Ф. Достоевский).

· «Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно» (Ф. Достоевский).

· «Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (К.Г. Паустовский).

· «Дело художника — рождать радость» (К.Г. Паустовский).

· «Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом» (К.Г. Паустовский).

· «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К.Г. Паустовский).

· «В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Д. Дидро).

· «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» (Н.В. Гоголь).

· «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному» (Н.В. Гоголь).

· «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют» (А. Чехов).

· «Краткость — сестра таланта» (А. Чехов).

· «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» (М. Глинка).

· «Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию» (Л. Толстой).

· «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником» (Л. Толстой).

· «Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти» (Л. Толстой).

· «Творить — значит убивать смерть» (Р. Роллан).

· «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем» (А. Блок).

· «Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа» (В.И. Качалов).

· «Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти» (А.С. Экзюпери).

· «Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза» (Платон).

· «Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил» (И. Кант).

· «Великие таланты чужды мелочности» (О. Бальзак).

· «Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит» (О. Бальзак).

· «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И. Гёте).

· «Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим» (В. Ключевский).

· «Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь» (М. Горький).

· «Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи» (М. Горький).

· «Талант — это вера в себя, в свою силу…» (М. Горький).

· «Творчество — общее дело, творимое уединенными» (М. Цветаева).

· «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В.А. Сухомлинский).

· «Третья способность души после ума и воли — творчество» (В.А. Жуковский).

· «Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества» (Ж. Ренар).

· «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках» (И.С. Тургенев).

· «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение» (И.Ф. Стравинский).

· «Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества» (К.С. Станиславский).

· «Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! (Ф. Ницше).

· «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» (Л. Бетховен).

· «С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками» (Н.К. Рерих).

· «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П.И. Чайковский).

· «Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце» (Ф.-М. А. Вольтер).

· «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят» (А. Шопенгауэр).

· «Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем» (А. Шопенгауэр).

· «Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности» (Г. Хаскинс).

· «Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта» (У. Шекспир).

· «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их» (Г.Э. Лессинг).

· «Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи» (М. Горький).

· «Талант — это вера в себя, в свою силу…» (М. Горький).

· «Без чувства современности художник останется непризнанным» (М.М. Пришвин).

· «Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями» (А. Камю).

· «Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков» (О. Роден).

· «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником» (О. Роден).

· «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает» (А.Ф. Лосев).

· «Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе» (С.Е. Лец).

· «Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов» (В. Белинский).

· «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях» (Н. Карамзин).

· «Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других» (Г. Лихтенберг).

· «Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются» (В. Успенский).

· «Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость» (Ф. Энгельс).

Цитаты для итогового сочинения «Доброта и жестокость»

Цитаты о добре:

· «Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (Г.Д. Торо).

· «Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью» (М. Аврелий).

· «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми» (Конфуций).

· «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» (Конфуций).

· «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (А. Шопенгауэр).

· «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (К. Боуви).

· «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).

· «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу» (В.О. Ключевский).

· «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками» (Л. Толстой).

· «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле» (Л. Толстой).

· «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру» (Л. Толстой).

· «Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются» (Л. Толстой).

· «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Толстой).

· «Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба» (Л. Толстой).

· «Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге» (К. Ушинский).

· «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы» (М.Э. Эшенбах).

· «Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы» (С. Моэм).

· «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой» (К. Мелихан).

· «Будь добрым к тем, кто от тебя зависит» (У. Маали).

· «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства» (Б. Дизраэли).

· «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта» (Ф. Бэкон).

· «Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло» (В. Вольф).

· «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней» (О. Бальзак).

· «Доброта лучше красоты» (Г. Гейне).

· «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность» (Ж. Гюйо).

· «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А. Чехов).

· «Награда за доброе дело — в самом его свершении» (Р. Эмерсон).

· «Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад» (Гейне).

· «Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием» (Ф. Вольтер).

Цитаты о жестокости:

· «Жестокость не может быть спутницей доблести» (М. Сервантес).

· «Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (В. Гюго).

· «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми» (Ж.-А. Б. де Сен-Пьер).

· «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека).

· «Всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека).

· «Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же» (Сенека).

· «Трусость — мать жестокости» (М. де Монтень).

· «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду» (М.Э. Эшенбах).

· «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости» (Ф. Ницше).

· «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным» (М.Т. Цицерон).

· «Жестокость и страх пожимают руки друг другу» (О. Бальзак).

· «Жестче всего тот, кто мягок из корысти» (Л. Вовенарг).

· «С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами» (Т. Браун).

· «Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой» (К. Маркс).

· «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов» (Т. Рузвель).

· «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями» (Д.Б. Шоу).

  • Пословицы и поговорки о добре и жестокости:
  • · Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
  • · Большая душа, как большой костер, — издалека видна.
  • · Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
  • · Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.
  • · Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 138;

Источник: https://studopedia.net/13_3392_tsitati-po-napravleniyu-iskusstvo-i-remeslo-dlya-itogovogo-sochineniya.html

Ссылка на основную публикацию