Слайд 1Слайд 2 Слайд 3Описание слайда:
Былины, или старины, — русские эпические песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в Древней Руси безымянными певцами-сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства: борьбе с внешним врагом (печенегами, половцами, монголо-татарами), соперничестве христианства с язычеством. Былины, или старины, — русские эпические песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в Древней Руси безымянными певцами-сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства: борьбе с внешним врагом (печенегами, половцами, монголо-татарами), соперничестве христианства с язычеством.
Слайд 4Описание слайда:
— переплетение реалий с домыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц по хронологии. — переплетение реалий с домыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц по хронологии.
Слайд 5Описание слайда:
— образы богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Ставр Годинович, Михаиле Потык, Василий Буслаев — таков далеко не полный перечень героев русского эпоса.
— образы богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Ставр Годинович, Михаиле Потык, Василий Буслаев — таков далеко не полный перечень героев русского эпоса.
Слайд 6Описание слайда:
Как на далече-далече во чистом во поли, Как на далече-далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималаси, А там пыль столбом да поднималаси,- Оказался во поли добрый молодец, Русский могучий Святогор-богатырь.
У Святогора конь да будто лютой зверь, А богатырь сидел да во косу сажень, Он едет в поли, спотешается.
Он бросает палицу булатную Выше лесушку стоячего, Ниже облаку да ходячего, Улетает эта палица Высоко да по поднебесью; Когда палица да вниз спускается, Он подхватывает да одной рукой.
Слайд 7Описание слайда:
В славном городе во Муроме, В славном городе во Муроме, Во селе было Карачарове, Сиднем сидел Илья Муромец, Крестьянский сын.
Слайд 8Описание слайда:
Как орет в поле оратай, посвистывает, Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, А омешики по камешкам почиркивают
Слайд 9Описание слайда:
«Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, «Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, А я пива наварю да мужиков напою, А тут станут мужики меня похваливати: «Молодой Микула Селянинович!»
Слайд 10Слайд 11Описание слайда:
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия.
Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия.
Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Слайд 12Описание слайда:
По легенде, великий русский богатырь был похоронен в Киево-Печерской Лавре. Где в Средних пещерах можно увидеть его мощи.
Слайд 13Слайд 14Слайд 15Слайд 16Описание слайда:
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.
Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси.
С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.
Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси.
С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).
Слайд 17Описание слайда:
Новгородский цикл Новгородский цикл Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.
Слайд 18Слайд 19Слайд 20Описание слайда:
В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.
В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.
Слайд 21Описание слайда:
К сожалению, русский героический эпос не сложился полностью, в этом отличие его от эпосов других народов. Поэт Н.А.Заболоцкий в конце жизни попытался предпринять беспрецедентную попытку – на основании разрозненных былин и былинных циклов создать единый поэтический эпос. Этот смелый замысел ему помешала осуществить смерть.
К сожалению, русский героический эпос не сложился полностью, в этом отличие его от эпосов других народов. Поэт Н.А.Заболоцкий в конце жизни попытался предпринять беспрецедентную попытку – на основании разрозненных былин и былинных циклов создать единый поэтический эпос. Этот смелый замысел ему помешала осуществить смерть.
Источник: https://myslide.ru/presentation/russkie-byliny
Русские былины — герои и персонажи
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе.
Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года.
Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Подробнее >>
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Подробнее >>
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Подробнее >>
Садко (новгородский богатырь)
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Подробнее >>
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Подробнее >>
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Подробнее >>
Вольга Святославич (русский богатырь)
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Подробнее >>
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Подробнее >>
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Подробнее >>
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Подробнее >>
Идолище Поганое (злодей)
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.
Подробнее >>
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html
Топ 10 известнейших героев русских былин
Былины и предания издавна стали неотъемлемой частью русской самобытной культуры. Народ воспевал в них силу, справедливость и мужественность богатырей, ум, ловкость и иные качества человека.
Многие сказания имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Богатырей прославляли за совершаемые подвиги, защиту жителей Руси от набегов вражеских войск и иные благие поступки.
Ознакомиться со списком из десяти известнейших героев русских былин можно, прочитав нашу статью.
10. Микула Селянинович
Чудесной силой обладал не только сам богатырь, но и его лошадь. У русского богатыря, согласно сказаниям, были две дочери,
Василиса и Настасья, которые также были наделены чудесной силой. Их имена также часто фигурируют в русских былинах.
Образ Микулы Селяниновича часто связывают с христианским святым Николаем Чудотворцем.
9. Ставр Годинович
Сюжет известной былины с этими персонажами рассказывает слушателям о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.
Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.
Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.
Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.
8. Василий Буслаев
Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.
В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.
7. Садко
Сюжет наиболее известного варианта былины повествует о том, что Садко удалось разбогатеть с помощью морского царя из Ильмень-озера, до этого он был бедным гусляром.
Разбогатев, купец снаряжает корабли и отправляется за море вести торговлю. Но море не благосклонно к нему, разразилась буря, во время которой решается принести в жертву морскому царю Садко.
На дне морском купец играет на гуслях из-за чего царь устраивает пляску, вследствие которой гибнет много людей, так как море начинает снова волноваться, помогает вернуться на землю Садко святой Микола Можайский, он учит его, как вести себя с царем.
6. Никита Кожемяка
Первое упоминание о богатыре датируется 992 годом, обнаружено в «Повести временных лет». Прозвище Кожемяка Никита получил благодаря своей небывалой силе, он с легкостью разрывал бычьи шкуры.
Сюжет наиболее распространенной былины о богатыре повествует о том, что он побеждает змея, похитившего дочь князя Киевского.
5. Вольга Святославич
Богатырь является одним из древнейших образов русского фольклора. Некоторые литературоведы считают, что прототипом героя былин был князь Всеслав Полоцкий.
Популярностью на Руси пользовались несколько сюжетов былин, в которых Вольга Святославич являлся центральным персонажем.
Одна из них повествует о рождении богатыря, другая о его походе на Индийское царство, третья о встрече Вольги с Микулой Селяниновичем.
4. Святогор
Одним из самых больших и сильных богатырей восточнославянских русских былин являлся Святогор. Был великаном. Согласно древним сказаниям он черпает силу от Матери – Сырой Землицы, когда он едет на своем коне, то земля дрожит, леса колышутся, а реки выходят из берегов.
Службу свою богатырь несет у дальних святых гор. Одна из легенд гласит, что перед смертью Святогор передал часть своей силы Илье Муромцу.
3. Алёша Попович
В отличие от своих соратников Алеша не обладает сверхсилой, но он смекалист и ловок, а также смел. Но он легкомыслен и хвастлив, за что его часто осуждают старшие товарищи.
Образ его фигурирует в более, чем 50 сюжетах старинных былин. Самой известной является былина «Алеша Попович и Тугарин».
2. Добрыня Никитич
Историки и литературоведы считают, что прототипом образа героя послужил воевода Добрыня, который приходился дядей князю Киева и был братом его матери.
Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.
1. Илья Муромец
На Руси образ богатыря пользовался популярностью, так как богатырь всегда оберегал народ и землю русскую от завоевателей. Он воплотил в себе общий народный идеал богатыря-воина.
Впервые имя Ильи Муромца было услышано в 1574 году в письме. Богатырь упоминается в 53 сюжетах древнерусского эпоса, в 15 из них он является центральной фигурой. Некоторые ученые отождествляют имя героя со святым Илией Печерским Чеботком.
Источник: https://top10a.ru/top-10-izvestnejshix-geroev-russkix-bylin.html
Что такое былины
Былины – это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» — означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом.
Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев – богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.
Роль былин в национальном литературном процессе очень важная, так как они представляют собой русский эпос, который передает нашему поколению знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.
Время создания былин
События, которые легли в основу русских былин происходили в 10 — 12 веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в 14 веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение.
Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.
Классификация былин
В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.
Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей.
Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.
Собирательство былин
Первый сборник русских былин был издан в Москве в 1804 году. Первое издание пользовалось большой популярностью в русском обществе, и уже через несколько лет первичный сборник был значительно дополнен новыми былинами и несколько раз переиздан.
В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.
Таким образом, уже к началу 20 века число былин было пополнено новыми произведениями. На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Барто «Лешенька, Лешенька»: анализ стихотворения
Следующая тема: «Ильины три поездочки»: былина о герое славянского эпоса
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/o-bylinakh
Что такое былина и какие бывают былины
- Что это такое
- Какие бывают былины
- Герои русских былин
- Подвиги былинных героев
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
- Богатырские (героические);
- Социально-бытовые;
- Сказочные.
Героические былины бывают двух типов:
- Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
- И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/byliny-chto-ehto-takoe-kakie-byvayut.html
Что такое былина
Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. У каждой из былин есть собственный сюжет, связанный с определенным событием в Древней Руси или жизнью главного героя. Эти песни стали неотъемлемой частью русского фольклора.
Во времена написания былин их назвали «старинами».
Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном такое вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, описывался торжественный пир, посвященный победе над врагами.
Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный. Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда.
Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».
Главными героями в былинах были могучие русские богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым врагом.
Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти имена можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.
Авторы былин
Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.
Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров.
Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.
Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.
Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение.
Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами.
Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.
- Войти на сайт
- или
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-824378-chto-takoe-bylina
Художественные особенности былин
Художественные особенности былин
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные.
Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
- Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
- Например:
- Прямоезжая дорожка заколодела,
- Заколодела дорожка, замуравела.
- Или:
- Во стольном во городе во Киеве,
- У ласкового у князя у Владимира.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
- Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
- Иногда былины заканчиваются особой концовкой — заключением из всего содержания былины:
- То старина, то и дёянье,
т. е. так было в старину, это — быль.
Главный герой былин — русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой — переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня — на много вёрст, а второй скок — и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку … дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.
В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков.
Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
- Часто в былинах применяются сравнения:
- Нагнано-то силушки черным-черно,
- Черным-черно, как черна ворона.
- Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
- Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
- Волком рыскать во чистых полях.
- Употребляются отрицательные сравнения:
- Не сырой дуб к земле клонится,
- Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой…
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось…»
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин.
Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.
У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них — былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря — защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря — кормильца страны. — ВОЛЬГА И МИКУЛА
Еще по данной теме::
- ЭПИЧЕСКИЕ И ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Эпические и лирические произведения Вы прочитали в этом году много рассказов, повестей и, вероятн…
- СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа) СТИХОСЛОЖЕНИЕ (Двусложная стопа) Главный признак стихотворной речи — ритм. В основу ритма стих…
- РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Песни — один из видов устного народного творчества. Многие из них возни…
- Родная Литература Поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь.В. Г. БЕЛИНСКИЙ.
… - ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Русские песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки — память нашего давно минувшего, х…
Источник: https://Russkay-Literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html
Доклад "Былина как жанр устного народного творчества"
Само название «былина» показывает, что это песня о том,
что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть
песнями о старине.
Термин былины введен в употребление в 30-х годах XIX века
любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (конец XII в.) «былинах сего времени».
Все былины можно условно разделить
на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических
подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины,
посвященные общественной жизни в стране).
Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали
складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины
сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве
былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира.
Но,
к сожалению, до нас не дошли записи былин того древнего периода. Былины стали
записываться только в начале XVII века, поэтому сложно сказать, какими именно
были первоначально созданные народом былины. Лучше всего былины сохранились на
севере в бывшей Олонецкой и Архангельской губерниях.
Здесь не было крепостного
права, а также эти дальние губернии были сильно удалены от культурных и
просветительских центров, поэтому здесь былины долгое время были одной из
немногих форм художественного творчества.
Былинные богатыри и их удаль,
естественно, были особенно понятны и близки сознанию северовеликоросса.
Исполняли на севере былины лишь особые их любители и
знатоки, так называемые «сказители», для которых однако оказывание старин
отнюдь не является профессиональным занятием, а было своего рода поэтическим искусством.
Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мерным
речитативом.
Композиция (построение) былины: зачин (начальная, вводная
часть произведения) — здесь указываются время и место действия, называются
герои, о которых идет речь в былине; основная часть — здесь осуществляется
описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном
поручении, которое ему дается; заключение — подводится итог всему сказанному,
еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и
плавно развертывается в былине действие.
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять
огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции
прошлого от одного поколения к другому.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский
— сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд
особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения
Владимира; основная тема — защита русских земель от кочевников.
Для цикла
характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши
Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся
сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества.
Это обусловлено
особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Для былин характерны определенные художественные
особенности.
Художественные особенности былин | Их роль в былине |
1) Гипербола (преувеличение) | Таким образом народ подчеркивал могущество своих героев |
Художественные особенности былин | Их роль в былине |
2) Прием троичности | Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени |
3) Повторы | Таким образом акцентируется внимание на самом главном |
4) Постоянные эпитеты | Помогают характеризовать героев былины |
5) Использование речитативов | Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях |
Выдержанный эпический стиль былины отличается медлительностью
и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто
прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает
отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием
своего стиля.
Особо популярна былина была не только у крестьян, но и у
казаков. В отличие от крестьян в казацкой среде былины не «сказываются»
отдельными сказителями единолично, а поются хором.
Большая роль в этом
исполнении выпадает на «запевалу», который «ведет» песню с начала до конца,
вместе с тем являясь как бы дирижером хора.
Хранению былинной традиции среди
казаков много способствуют отдельные любители и знатоки пения — «песенники»,
часто славящиеся на всю округу; нередко былинное песенное предание хранится в
отдельных семьях, передаваясь по наследству.
По форме своей былины у казаков
отличаются от северных крестьянских былин своей краткостью. В былины, поющиеся
казаками, невольно внесены многие подробности казацкого быта: например, князь
Владимир пирует с «голытьбою» казацкой. Из всего вышесказанного делаем вывод о
том, что былина имела свои художественные особенности и была очень популярным
жанром в народной среде, среди крестьян, казаков.
- Вопросы по докладу:
- Что такое былина?
- Почему в древности былину часто называли «стариной»?
- Назови два основных цикла былин. Охарактеризуй каждый из
них, - Перечисли основные художественные особенности былины.
- Как построена былина?
- В какой народной среде, кроме крестьянства, была также
популярна былина?
Источник: https://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/publ/doklady_po_literature/7_klass/doklad_bylina_kak_zhanr_ustnogo_narodnogo_tvorchestva/187-1-0-8136
Доклад на тему: Былина как жанр устного народного творчества
Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине.
Термин былины введен в употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игоре- ве» (конец XII в.) «былинах сего времени».
Все былины можно условно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира.
Но, к сожалению, до нас не дошли записи былин того древнего периода. Былины стали записываться только в начале XVII века, поэтому сложно сказать, какими именно были первоначально созданные народом былины. Лучше всего былины сохранились на севере в бывшей Олонецкой и Архангельской губерниях.
Здесь не было крепостного права, а также эти дальние губернии были сильно удалены от культурных и просветительских центров, поэтому здесь былины долгое время были одной из немногих форм художественного творчества.
Былинные богатыри и их удаль, естественно, были особенно понятны и близки сознанию северовеликоросса.
Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых однако сказывание старин отнюдь не является профессиональным занятием, а было своего рода поэтическим искусством. Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мерным речитативом.
Композиция (построение) былины: зачин (начальная, вводная часть произведения) — здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине; основная часть — здесь осуществляется описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается; заключение — подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развертывается в былине действие.
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема — защита русских земель от кочевников.
Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества.
Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Для былин характерны определенные художественные особенности.
Художественные особенности былин | Их роль в былине |
1) Гипербола (преувеличение) | Таким образом народ подчеркивал могущество своих героев |
Окончание табл.
|
Выдержанный эпический стиль былины отличается медлительностью и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.
Особо популярна былина была не только у крестьян, но и у казаков. В отличие от крестьян в казацкой среде былины не «сказываются» отдельными сказителями единолично, а поются хором.
Большая роль в этом исполнении выпадает на «запевалу», который «ведет» песню с начала до конца, вместе с тем являясь как бы дирижером хора.
Хранению былинной традиции среди казаков много способствуют отдельные любители и знатоки пения — «песенники», часто славящиеся на всю округу; нередко былинное песенное предание хранится в отдельных семьях, передаваясь по наследству.
По форме своей былины у казаков отличаются от северных крестьянских былин своей краткостью. В былины, поющиеся казаками, невольно внесены многие подробности казацкого быта: например, князь Владимир пирует с «голытьбою» казацкой. Из всего вышесказанного делаем вывод о том, что былина имела свои художественные особенности и была очень популярным жанром в народной среде, среди крестьян, казаков.
- Вопросы по докладу:
- 1) Что такое былина?
- 2) Почему в древности былину часто называли «стариной»?
- 3) Назови два основных цикла былин. Охарактеризуй каждый из них,
- 4) Перечисли основные художественные особенности былины.
- 5) Как построена былина?
- 6) В какой народной среде, кроме крестьянства, была также популярна былина?
Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/doklad-po-literature/7667-doklad-na-temu-bylina-kak-zhanr-ustnogo-narodnogo-tvorchestva