1. История создания
Стихотворение «С добрым утром» родилось на заре творческого пути Есенина. Оно датируется 1914 годом. Молодому поэту тогда было всего 19 лет, и он еще никому не был известен.
В это время Сергей Александрович только-только переехал в Москву и испытывал смешанные чувства. Его восхищал большой город, кипящий жизнью, раскрывающий множество возможностей. С другой стороны, тут было все серо, грязно, тесно и суетно.
Молодой поэт, привыкший к бескрайним деревенским просторам, очень скучал по родным местам. Все свои чувства он выразил в стихотворении «С добрым утром!»
2. Литературное направление
Стихотворение можно отнести и к романтизму, и в то же время к имажинизму, ведь в нем ярко проявился талант Есенина – рисовать невероятные образы. Есть в нем и признаки реализма.
3. Род
По роду данное произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность – стихи о природе, или пейзажная лирика.
5. Проблематика
Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не поднимает. Он просто скучает по родным просторам, и изливает свои чувства в стихах.
6. Тематика
В произведении затронуты темы красоты родного края, беззаветной любви к нему.
7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы показать, какой волшебной бывает природа на рассвете, когда все еще только пробуждается, открывается навстречу ласковым солнечным лучам. Поэт хотел передать свое трепетное отношение к явлениям природы.
8. Пафос
Все произведение пропитано любовью и восхищением к пробуждающимся просторам. Автор искренне любуется открывающейся картиной, и читателю невольно передается этот восторг.
9. Система образов
Есенин рисует образ русской природы как что-то живое, доброе и очень красивое. Такое восприятие мира свойственно фольклорным произведениям.
Вообще, вся система образов неразрывно связывает авторское произведение с устным народным творчеством. Благодаря такому приему чувствуется преемственность есенинского творчества, ведь он сам вырос в деревне и слушал сказки, прибаутки, загадки, в которых природа оживала.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем можно назвать саму природу в ее разнообразных проявлениях: звезды, березки, затон, крапива. Все это, такое родное и живое, и составляет ткань произведения, создавая действие произведения.
11. Лирический герой
В стихотворении нет явного лирического героя. Однако кто-то наблюдает эту картину и кому-то крапива шепчет «С добрым утром!».
Условно можно сказать, что все-таки в произведении присутствует скрытый лирический герой, от лица которого мы и видим чудесное пробуждение природы. Скорее всего, это художественная проекция самого Есенина, не раз наблюдавшего подобные рассветы в рязанской деревне.
12. Сюжет
Сюжет простой: описывается рассветная пора, когда звезды уже уходят, и появляется солнышко. Оно согревает лучами землю и пробуждает спящую природу.
13. Композиция
Композиция стихотворения – простая, линейная.
- Завязкой можно назвать уход звезд, которые «задремали» на небосклоне, и дрожание «зеркала затона». Чувствуется, что скоро что-то произойдет, что мир вокруг меняется.
- Развитие действия – постепенное пробуждение природы, причем особенный акцент автор делает на образе березок.
- Затем следует кульминация и развязка: мир окончательно проснулся, и крапива шепчет: «С добрым утром!».
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано простым, но очень ярким, образным языком. Автор не использует никакой высокой лексики, но, несмотря на это, создает поистине волшебную картину.
15. Размер, рифма, строфика
- Стихотворение написано пятистопным ямбом.
- Рифмовка перекрестная (АБАБ).
- Всего три строфы-катрена.
16. Средства художественной выразительности
Все стихотворение построено на олицетворении окружающей природы: «задремали звезды», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», крапива «шепчет шаловливо».
Очень много эпитетов и метафор: «звезды золотые», «задрожало зеркало затона», «румянит сетку небосклона», «сонные березки», «шелковые косы» и т.д.
Есть инверсия, добавляющая особенное звучание произведению: «задремали звезды золотые», «улыбнулись сонные березки».
17. Значение произведения
Прежде всего, произведение помогает понять, насколько поэт любил и тонко чувствовал красоту родной природы. Оно открывает читателю Есенина-имажиниста во всей силе его таланта.
18. Актуальность
Любить родину, чувствовать ее и восхищаться красотой родных просторов должен уметь каждый человек. Стихотворение актуально до сих пор, ведь оно вызывает чувство гордости и радости за те места, где ты родился и вырос.
19. Моё отношение
Мне нравится это произведение. Оно красивое, необыкновенное и очень доброе. Я ощущаю любовь и восхищение, которым спешил поделиться поэт.
20. Чему учит
Стихотворение учит особенно бережному и трепетному отношению к родине, к природе и ко всему, что окружает человека.
Источник: https://hronika.su/analiz-stihotvoreniya-esenina-s-dobrym-utrom-po-planu/
Анализ стихотворения «С добрым утром!» Есенина С.А
Анализ стихотворения
«С добрым утром!» Есенина С.А
Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.
«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.
«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.
https://www.youtube.com/watch?v=rhgPDgNodao
С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.
Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.
И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал.
«Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром», далее следует олицетворение«качаясь, шепчет шаловливо», и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!
Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.
Перекрёстная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.
Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.
Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек.
Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной.
Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.
Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.
После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!», повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.
Источник: https://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3455-analiz-stikhotvoreniya-s-dobrym-utrom-esenina-s-a
Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»
Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.
Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.
Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу.
После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон.
Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.
Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки.
В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы».
То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.
Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы.
Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром».
И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.
В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения.
Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет.
Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром.
Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-s-a-esenina-s-dobrym-utrom.html
Урок словесности 8 класс Анализ стихотворения Сергея Есенина « С добрым утром!» — презентация
1 Урок словесности 8 класс Анализ стихотворения Сергея Есенина « С добрым утром!»
2 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
3 Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств..
4 С помощью различных средств художественной выразительности поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.
5 Задремали звезды золотые, Олицетворение, эпитет, инверсия, фонетическая анафора Задрожало зеркало затона, метафора, инверсия, фонетическая анафора Брезжит свет на заводи речные инверсия И румянит сетку небосклона. метафора
6 Улыбнулись сонные березки, Олицетворение, эпитет, инверсия, синтаксический параллелизм Растрепали шелковые косы. Олицетворение, эпитет Шелестят зеленые сережки, Инверсия, синтаксический параллелизм И горят серебряные росы. Метафора, эпитет, инверсия
7 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром Олицетворение, эпитет И, качаясь, шепчет шаловливо: Олицетворение «С добрым утром!»
8 Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
9 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом. 3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
10 Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
11 Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.
12 Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи- крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой.
13 Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.
14 Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
15 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
16 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
17 В своей поэзии Есенин использует цветопись. Цветопись — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
18 Перечислите, какие цвета использует поэт в данном стихотворении: золотой красный, розовый (румянит) зелёный серебряный
19 Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.
20 Благодарю за внимание!
Источник: https://www.myshared.ru/slide/473343/
Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)
Лирические
стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства.
Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до
пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые
увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в
день – и подолгу! – упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К.
И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно
любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно
маленькие… Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их
чувств и мыслей».
Став
учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично
звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю
новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребенка к поэзии.
Необходимо помнить, что
многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы
ребенку с детства.
Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный ребенком
путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его
эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного
слушателя отечественной классики.
Каким
образом расширять представления младших школьников о поэзии?
Приобщая младших
школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель
должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом
лирики является внутренний мир человека, жизнь души.
Поэтому основное содержание
лирики – это лирическое переживание лирического
героя, т. е.
его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное
состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера
героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.
Так как
лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент
душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным
накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и
емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется
значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения,
паузы.
Литературоведы
выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей,
описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим
видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы
в начальной школе.
На что учителю нужно обращать внимание при работе с
лирическими текстами?
Одним из важнейших условий полноценного восприятия
лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального
состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте.
Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон
произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без
этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной.
Для решения этой
задачи учитель может использовать следующие
методические приемы.
- Обратиться
к жизненному опыту детей. - Активизировать
их личные переживания. - Настроить
эмоции детей с помощью творческих заданий. - Рассказать
о собственном отношении к произведению. - Рассказать
о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.). - Рассказать
об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной
этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).
Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По
возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее
подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать
соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха».
Очень часто
эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение
лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным
накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями
слушателей, идет «вхолостую».
В
пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется
прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор
подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического
героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести
в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними
переживание лирического героя.
Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?
Исходя из
этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических
картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить
юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя.
Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе
является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом
заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного
содержания лирического текста – чувств,
переживаний, размышлений лирического героя.
Для
решения этих задач учитель может активно использовать такие методические
приемы, как словесное и графическое рисование,
а также он не должен забывать о таких вопросах, как:
- Какие чувства
отражены в этой картине? - Какое настроение
передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)? - Каким настроением проникнут образ
березки (черемухи, грозы и т. д.)? - Какую по
настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?
С какими трудностями встречается учитель при работе с
лирикой?
Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со
сложностью восприятия лирического текста детьми.
Для
читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и
тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте
ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как
собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает
формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением
самосознания.
Однако
работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм
восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к
рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души. Лирика как род
литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у
читателя эту важнейшую человеческую способность.
Другая
трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся,
выражающей человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений
учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г. Н. Кудиной и З. Н.
Новлянской
можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно
помогает маленькому читателю как осознать, так и вербализовать те
эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но
которые не всегда находят у ребенка адекватное воплощение в слове.
При
анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет
необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы.
Для того
чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о
постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных
впечатлений младших школьников.
Этому способствуют и непосредственное
знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений
смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и
изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего
становится и вдумчивым читателем.
Пожалуй,
одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста
является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью
которых и творит художник слова.
В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики
стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса
(повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.).
Однако и для младшего
школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют
лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.
Как работать с выразительными средствами языка лирических
произведений?
Особую
трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными
средствами языка, так называемыми тропами. Тропы – это слова, употребленные в
переносном значении.
Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить
переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с
помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и
музыкальную выразительность, завораживающие читателя.
Поэтому учителю
необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность,
выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.
К тропам
относятся следующие лексические средства.
- Эпитет, или художественное определение (отличать от
логического определения). - Сравнение, или сопоставление двух предметов или явлений с целью
пояснить один из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как»,
«как будто», «словно». - Метафора, или скрытое сравнение, в котором присутствует только
второй член сравнения, т. е. то явление, с которым сравнивается. Первый член
сравнения подразумевается, не называясь. Слова «как», «как будто», «словно»
обычно отсутствуют. - Олицетворение, разновидность метафоры, при которой неодушевленные
предметы наделяются свойствами живых существ. - Аллегория, или иносказание, т. е. изображение отвлеченного
понятия через конкретные образы и предметы. - Метонимия, сближение понятий по смежности.
- Гипербола, или художественное преувеличение.
- Литота, или художественное преуменьшение.
Все эти
лексические средства обладают повышенной экспрессивностью и поэтому усиливают
эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения,
эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем
самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.
Образец анализа лирического произведения
Обратимся
к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить
художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной
картины произведения.
Задремали
звезды золотые,Задрожало зеркало
затона.Брезжит свет на заводи
речныеИ румянит сетку
небосклона.
Улыбнулись
сонные березки,Растрепали шелковые
косы,Шелестят зеленые
сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким
перламутромИ, качаясь, шепчет
шаловливо:«С
добрым утром!»
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом
стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных
средств. Природные образы изображаются с помощью:
- эпитетов («звезды золотые», «сонные
березки», «шелковые косы», «серебряные росы»); - олицетворений («задремали звезды», «улыбнулись
… березки», «растрепали … косы», «крапива обрядилась», «шепчет
шаловливо»); - метафор
(«зеркало затона», «горят … росы», «сетку небосклона»).
Все это
создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю
вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной,
блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы
изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой,
улыбающимся уютом и свежестью.
Взгляд
лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к
явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито
будничным, обыденным (плетню, крапиве).
Но везде – от звездного беспредельного
неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой.
Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую
душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в
котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.
Во многом
именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском
воображении ассоциативные ряды «природное – человеческое», в контексте которых
березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива
шаловливой кокеткой.
Особую
роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые
повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ
легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет
березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
Необходимо
обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно
повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка
первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали»,
«брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в
сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения
жизни.
Однако
эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые
рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает
основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и
возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся
и открытой этому миру душой лирического героя.
- Назовем
ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции
изобразительно-выразительных средств поэтического языка. - Как движется взгляд поэта: что он
видит в природе в начале и в конце стихотворения? - 1 строфа –
небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего
неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной
водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным»
светом. - 2 строфа –
взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими
ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете
утренней зари «горит» роса серебристым цветом. - 3 строфа –
около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась
перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод:
поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая
путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно
предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая
крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
Как
поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?
Есенин
изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись
сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет
шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на
улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается
поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и
олицетворений.
Как
поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?
Подчеркивание
аллитераций в словах «шелестят», «сережки»,
«шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые
буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного
ветерка.
Какие
краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?
Для ответа
на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти
следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые»,
«серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо
использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
Какую
музыку вы подобрали бы к этому стихотворению
Есенина?
Вначале должна
звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную.
Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть
зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.
В заключение обобщим, каковы
основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.
- Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых
произведений русской классической поэзии ХIХ века. - Формировать первичные представления о специфике лирических
произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения. - Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка
(олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в
художественном произведении. - Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
- Совершенствовать
выразительность чтения.
Е.В. Посашкова,кандидат филологических наук
https://www.lit-studia.ru/
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/129.html
“С добрым утром” анализ стихотворения Есенина
Стихотворение “С добрым утром” было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да еще удаль молодости и некоторая сентиментальность.
“Певец родной деревни”, “русской природы” – эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину еще при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там – в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.
“С добрым утром” – лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет – спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено изобразительно-выразительными средствами, в четырех строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчетливо видится читателю.
https://www.youtube.com/watch?v=rhgPDgNodao
С самого начала завораживает Аллитерация : “Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные” – семь слов начинаются с буквы “з”, и вместе с сочетанием “зж” в середине слова эти строки явственно рождают ощущение легкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению – автор словно бросает легкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идет о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.
Во второй строфе – развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: “улыбнулись”, “растрепали”, “шелестят”, “горят”. Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.
И третья строфа – явная Кульминация и одновременный финал.
“Заросшая крапива” описана выразительными, даже броскими словами: “обрядилась ярким перламутром”, далее следует олицетворение “качаясь, шепчет шаловливо”, и наконец – прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: “С добрым утром!” Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она все равно остается до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращенная последняя строка – четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!
Стихотворение написано Пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.
Перекрестная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению – спокойное чередование в спокойном повествовании.
Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.
Эпитеты “золотые”, “серебряные”, “шелковые” характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения “звезды задремали”, “березки улыбнулись”, “крапива шепчет” делают все вокруг живым, ничуть не менее, чем человек.
Благодаря этим штрихам природа предстает перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной.
Березки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и “шаловливая” крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.
Метафоры исключительно точны и выразительны: “зеркало затона” сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; “сетка небосклона”, которую “румянит свет” – россыпь розовых перистых облачков на востоке.
После прочтения стихотворения остается чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название “С добрым утром!”, повторенное в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/s-dobrym-utrom-analiz-stixotvoreniya-esenina.html
Анализ стихотворения Есенина С добрым утром
Стихотворение Есенина “С добрым утром” было написано в 1914 г. В этот период в произведениях Есенина еще нет философских размышлений, печали, тоски. Его творчество окрашено исключительно радостными счастливыми красками. Есенин с большим мастерством воспевает красоту родной природы, получая признание как ее лучший певец.
В небольшом по размеру стихотворении Есенин смог уместить невероятное количество выразительных средств, благодаря чему произведение буквально рисует перед читателем яркую картину прекрасного утра.
В стихотворении используется перекрестная рифма, которая очень удачно применяется Есениным для лирического описания красоты природы. Поэт использует мастерские метафоры в произведении: “зеркало затона”, “сетка небосклона”.
Природа выступает в стихотворении как живое существо. Этому способствует употребление выразительных глаголов по отношению к звездам (“задремали”), березкам (“улыбнулись”), крапиве (“обрядилась”).
Есенин также применяет очень эмоциональные и красочные эпитеты, еще более оживляя обстановку (“сонные”, “шелковые”, “яркий”).
Центральному символу русской природы – березе Есенин посвящает целое четверостишие. В нем березки предстают в образе юных девушек, встречающих рассвет нового дня.
Даже на невзрачный и всеми нелюбимый колючий сорняк поэт смог взглянуть совершенно другим взглядом. В результате крапива неузнаваемо преображается и становится красавицей, “шаловливо” приветствующей рождение нового дня.
В целом стихотворение “С добрым утром” – образец удивительно яркого описания прекрасного при небольшом объеме. Оно подобно ослепительному солнечному лучу, мгновенно преображающему серую действительность.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-esenina-s-dobrym-utrom/