Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Истоки возникновения
Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.
История развития народной песни и музыки
Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен.
В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским».
В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).
Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.
Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д.
Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).
Жанры русских народных песен
Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:
- Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
- Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
- Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
- Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
- Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).
Герои русских народных песен
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
- Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
- Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
- Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
- Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
- Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
- Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
- Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
Источник: https://schci.ru/russkaya_narodnaya_pesnya.html
Русские народные песни, их разновидность
Русская народная песня |
Во все века и в различных странах люди понимали, и будут понимать: что песня имеет свои признаки и свои задачи.
Песня — это то, что поют «все», поёт простой народ. Песня должна иметь определённую форму: такую, чтобы её можно было легко положить на музыку и петь. Рассказ в прозе, самый замечательный, короткий и красивый — всё-таки не песня. Но и стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» хотя и стихи, и понятные, и красивые, но тоже никак не песня.
Другое дело, хорошо получилась песня или плохо. Поётся она или не поётся. Но уж это ни от чего не зависит, кроме таланта тех, кто сочиняет песни — не важно, известен ли сочинитель или он остался неизвестен, подарив песню народу.
Но и песня, ставшая «народной» Р. Бёрнса и передававшаяся многими поколениями из уст в уста, может вдруг на каком-то поколении «умереть» для пения. Если до этого её успели записать фольклористы — она остаётся в записях как памятник фольклора определённой эпохи (например, русская песня «Сам толку…»). И наоборот: песня, сочинённая конкретным поэтом, по конкретному поводу, может ещё долго петься народом. Шотландец Роберт Бёрнс, украинец Тарас Шевченко, русский Николай Некрасов оставили своим народам несколько таких песен.
Наконец, бывает и так. Песня сохраняет все свои признаки, даёт нам всё то, чего мы ждём от песни. Но при этом она становится чисто литературным произведением. Попадает в новую для неё эпоху или даже (в переводе) в новую страну.
И вызывает там такую же, а то и гораздо большую, бурю чувств, что и в своё время на родине. Так получилось, например, с «Честной бедностью» Бёрнса, переведённой на русский язык Маршаком. И таких примеров можно привести немало. Речь идёт об одном из важнейших законов мировой литературы.
Современное литературоведение называет его законом жанровых ожиданий.
Каждая песня хоть чем-то похожа на любую другую песню (а иначе это была бы не песня). И каждый рассказ — на любой другой рассказ.
Литературный жанр – это понятие, объединяющее похожие произведения. Каждый из литературных жанров однажды возник для удовлетворения каких-то конкретных потребностей читателей определённой эпохи.
И сохраняется как минимум на протяжении всей этой эпохи. Таковы уже известные жанры древнерусской литературы: летопись, поучение и др.
Есть и такие жанры, которые, возникнув в незапамятные времена, живут долго, многие — по сей день. Такова, например, песня.
Признаком жанра могут быть особенности композиции (например, в песнях бывает припев). В одном жанре могут объединяться произведения фольклора и письменной литературы. Однако есть жанры только фольклорные (былина) и только литературные (роман).
Само существование в искусстве такого понятия, как жанр, говорит о том, что в разных странах и во все времена людям свойственно ожидать от искусства примерно одинакового набора задач и функций. Одни жанры «отвечают» за смех, другие — за плач. Одни — за утешение наших душ и успокоение чувств.
А другие — за то, чтобы, наоборот, не давать душе успокаиваться и лениться.
Иначе говоря, само существование в искусстве такого понятия, как жанр, говорит о необходимости искусства для человеческой жизни.
Unknown
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/russkie-narodnaya-pesnya-raznovidnost.html
Сообщение о народных песнях
Сообщение «Русские народные песни» 8 класс кратко можно рассказать на уроке. Доклад о народных песнях расскажет о видах и жанрах, о особенностях народных песен.
Народные песни – это свидетельство большого таланта людей, которые сочетают в себе музыку и поэзию.
Особенности русской народной песни:
- отражение отношения людей к окружающей действительности, семье, родной природе, историческим событиям
- отражение национального характера народа
- музыкальный фольклор
- коллективность творческого процесса
- много вариантность песни
- передача народной песни от поколения к поколению
Группы русских народных песен:
- Обрядовая поэзия — масленичные обрядовые песни, календарно-обрядовая поэзия, новогодние обрядовые песни, семицко-троицкие обрядовые песни, весенние обрядовые песни, жнивные обрядовые песни, на девичнике, семейно-обрядовая поэзия на сговоре, в день свадьбы.
- Исторические песни — жанр эпической устной поэзии, исторические песни и былины (Татарский полон, Песни о Ермаке, Взятие Казанского царства).
- Традиционные лирические песни – разбойничьи песни, о крепостной неволе, тюремные, песни-баллады, ямщицкие, солдатские, бурлацкие, хороводные и игровые, любовные, семейные, шуточные и плясовые.
- Детский фольклор — поэзия пестования, частушки, потешки, колыбельные песни, докучные сказки, прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки, детские сказки, обрядовые песни, молчанки, скороговорки.
Виды народных песен с примерами
- Любовные песни. Они отражают события, которые происходят из-за позабытой, неразделенной или преданной любви между девушкой и юношей. «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь», «Ну, Господь же с тобой, батюшка», «Ай вы, ветры, ветры буйные», «Мимо садику, мимо виноградного…».
- Семейные песни. Они построены на конфликте между мачехой и падчерицей, мужем и женой, отцом и взрослым сыном, свекровью и невесткой, братьями и сестрой, которые зачастую ведут к гибели, либо же описывают сиротскую или вдовью судьбу. Примеры – «Да за речкою, матушка, гусли гудят», «Да ли стой, стой, рябина», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Нынешня зима непогожая была», «Не у родной мамоньки дочь», «Я бы рада, друг, проститься — не велит жених!», «Молодушкам нету волюшки».
- Трудовые песни. Исполняются во время разных производственных процессов, совершаемых коллективно на заводе, фабрике, стройке, торфянике. Примеры — «Дубинушка», «Песни грузчиков».
- Военные песнопения: солдатские, рекрутские, казацкие песни. Их тематика достаточно многообразна — прощание с родными и любимой, проводы рекрута в армию, горькая участь новобранца, определение годности парня к службе. Пример — «Священная война», «Катюша», «По долинам и по взгорьям», «Маруся», «Смуглянка», «Эх, дороги», «В путь».
- Невольные песни: темничные, тюремные, полоняночные, арестантские. Сочинялись заключенными людьми, которые осознают свою виновность или полагают себя незаконно осужденными.
- Юмористические и шуточные песни. Примеры «Как поедем, женушка», «Теща для зятя прираздобрилася», «Комара муха любила», «Вот задумал Комарик жениться», «Уж ты, Груня — ягода моя».
- Календарные песни. Они приурочены к определенным датам или времени года. Примеры – Веснянки, «Масленая погорела…», «Коляда ходя, бродя…», «Ой, жаворонки, жаворонушки…»,
- Свадебные песни. Примеры — «Марьюшка», «Иванушка», «Матушка», «Батюшка», «Подруженьки», «Свашенъки», «На море утица да й купалася», «Кланялась береза лесу темному».
Народная песня в современной жизни не потеряла своей актуальности. Она заставляет почувствовать связь с предками, своим народом и подарить прекрасное настроение.
Надеемся, что народные песни краткое сообщение помогло Вам выделить главную информацию. А краткое сообщение на тему народные песни Вы можете дополнить через форму комментариев.
Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-narodnyih-pesnyah/
Доклад на тему Народные песни 4, 6, 8 класс сообщение
Ученые утверждают, что первобытные люди, у которых была очень плохо развита речь, общались между собой жестами, а именно, чаще всего танцами.
Когда одни из них возвращались с охоты, они рассказывали про свои приключения остальным, с помощью танцев и инсценировки охоты. Шаманы же, с помощью танцев обращались к духам и потусторонним силам.
Со времен первобытных людей прошло очень много лет, но и по-прежнему у каждого народа есть свой народный танец, который появился еще у истоков образования самого народа.
Танцы считаются универсальным языком, потому что, в мире огромное множество разных культур и народов, которые разговаривают на своих языках. И для полноценного общения между двумя представителями разных народов требуется знать каждому из них два языка: свой и родной язык своего собеседника.
Но для того, чтобы передать свои эмоции и чувства достаточно одних только жестов, а еще лучше, когда они сопровождаются характерной музыкой, что и является танцем. Народные танцы олицетворяют состояние души и характеристику нрава данного народа.
Все народные танцы создавались сами по себе, в этом процессе не было никаких хореографов или четко определенного стиля или запретов. Все движения и сопровождающая музыка – все это шло от сердца.
Например, на Гавайях народным танцем считается танец Хула. Это серьёзный и сложный танец, так как если танцор сделает ошибку во время танца, считается, что таким образом он накликает на себя гнев богов.
В Германии – это полька. Этот танец – исключение из правил, так как его появлению способствовала только одна девушка, которая начала своеобразно пританцовывать под одну из народных песен. Это заметил ее учитель музыки, и с того времени польку знает практически каждый немец.
Танго, наверное, самый популярный танец во всем мире, потому что – это танец любви. И его родина страна Аргентина.
Еще один, не менее известный танец родом из Испании. Переполненный эмоциями и чувственностью. От лицезрения, которого, часто наворачиваются слезы. Конечно же, это фламенко.
В России существует несколько народных танцев, наиболее популярные из них: хоровод, пляска, кадриль. Хоровод представляет собой образ солнца, которому поклонялись славяне, с помощью этого танца. Пляска и кадриль очень похожи между собой, и состоят из резких и быстрых движений. Исполняются чаще всего парой мужчины и женщины.
Народный танец – неотъемлемая часть культуры и истории. У каждого народа, существует свой танец, который считается его визитной карточкой.
Доклад №2
Народная песня – это музыкальное произведение, которое было создано народом и передавалось следующим поколениям в устной форме.
В большинстве случаев автор таких песен неизвестен, по этому считается, что это произведения коллективного творчества.
Когда создавались эти песни, люди были не грамотные, не умели читать и писать, и в связи с этим они не записывались, а запоминались и рассказывались.
Может существовать огромное количество видоизмененных вариантов одной и той же народной песни. Это и отличает ее от авторской. В связи с тем, что песни передавались из поколения в поколение, и между собой в устной форме многие из них менялись народом: добавлялись или убирались слова, придумывались новые окончания.
Основная тема таких песен – бытовая. Народ описывал свою жизнь, те события, которые с ним происходили, работу, чувства, переживания.
Эти песни помогали в тяжелом труде, мотивировали в бою, развлекали взрослых и детей, убаюкивали, напутствовали, исполнялись на свадьбах и похоронах, во время различных обрядов, проводов, праздников.
Также воспевались необъятные просторы и красота природы нашей Родины, исторические моменты и события.
Мелодия в русской народной песне играет не главную роль. В большинстве случаев она очень проста, так как создавалась без помощи музыкальных инструментов одним голосом. Не редко встречается народная песня и без привычной рифмы. Но благодаря глубокому смыслу, заключенному в песнях, они очень эмоциональны и искренни.
Русская народная песня – это национальное достояние русского народа. В ней прослеживается самобытность и уникальность нашей культуры, менталитета, мировоззрения, традиций и обычаев. Она представляет огромную ценность для всех поколений, ведь в ней заключен дух всего русского народа.
4, 6, 8 класс, в русской литературе
Популярные темы сообщений
- Как развивается божья коровка?
Божью коровку можно увидеть только в теплое время года – это жарким летом. Но прежде чем появиться ей на свет, она проходит не простой этап созревания. Божья коровка может быть совершенно разных цветов и размеров. Часто можно повстречать - Зимующие птицы (интересные факты)
Некоторые птицы улетают с наступления первых заморозков в другие места, где климат теплее, а некоторые остаются. Дело все в том, что зимние птицы приспособились добывать себе корм и в холодное время года. - Город Владимир
Город Владимир, названный в честь князя, был основан в 1108 году и имел титул царей. Не смотря на то, что в 16 веке город получает провинциальный статус, со временем он добивается уровня с высокой культурой и образования.
Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/narodnyie-pesni-4-6-8-klass
Cочинение на тему Народные песни
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила
гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее.
Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.
Сочинение про Народные песни 6, 8 класс
Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа?
Особенно, когда оно так богато.
Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они.
И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.
Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков.
А исполнялись когда-то они именно как песни.
Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его.
А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.
А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.
И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.
Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!
8 класс русский язык
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/cochinenie-na-temu-narodnye-pesni/
Сочинение "Русская народная песня — отражение русской души"
Русская народная песня — отражение русской души Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?…
Такие песни могли родиться только в народе великой души… М. Горький Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня «Песня — душа народа», прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда — в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями «Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, — говорил И.А.Ильин, — скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын».
Народная песня — самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
Песня — хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
Русская народная песня — основной вид музыкального творчества русского народа — с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором («одному не спеть, артелью — легче»).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения.
Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения.
Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей , с песней работалось дружней, организованней, веселей.
Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
Полдневный зной его палил. И пот с него ручьями лил.
И падал он, и вновь вставал,
Хрипя, «Дубинушку» стонал…Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу. Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи. Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».) В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке». Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.) Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели.
Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, — писал И.А.
Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.
Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:..
Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок.
Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» — пел он, и всем сладко становилось и жутко.
» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
- Слышу песни жаворонка,
- Слышу трели соловья. Это – русская сторонка,
- Это – Родина моя!
- В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их.
Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия.
Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А.
Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н.
Римского-Корсакова.
Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых.
Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д.
Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/11/30/sochinenie-russkaya-narodnaya-pesnya-otrazhenie
Народная песня
Народная песня… Кто ее не слушал или не пел сам?! Столетиями она звучит по нашей Украине, очаровывая слушателей мелодичностью, красотой, задушевностью. В словах М.
Добролюбова раскрытая суть украинской песни: «Известно, что в песне вылилась вся прошлая судьба, весь настоящий характер Украины, песня и дума представляют там народную святыню, лучшее добро украинской жизни, в них горит любовь к Родине, поблескивает слава прошлых подвигов».
Как видим, наш народ талантливый и могущественный, поэтому неисчерпаемая сила его песни.
Через эти фольклорные жемчужины мы понимаем, какой наш народ человечный, сердечный. А пережить всю буревую историю свободолюбивому люду помогла любовь. Наверное, именно поэтому в памяти каждого сохранилось множество песен о любви.
Они волнуют нас, не оставляют равнодушными: или режут душу и поворачивают слезы, или успокаивают и вызывают улыбку. Считают, что песни о семейной жизни, о любви является вершиной народного творчества.
Такие песни, как «Козаченьку, куда будешь», «Ой чего ты, дуб» и прочие, не только поэтизируют нежность влюбленных, но в них мы ощущаем также дыхание истории:
- Ой не плач, девушка, не сокрушайся,
- И к моему сердечку прижмись…
- Я возвращусь, сердечко, осенью,
- Как упадет листочек с калины.
- А как рожь зацвела, Пришла весть в село
- Во многих песнях чувства девушки крепкие и яркие, а боль разлуки с милым невыносима. Видим большое желание иметь счастье, но определенные причины и препятствия, которые стоят на пути к нему, приводят к трагедии:
- Гей, меня очаровывают
- Звезды среди ночи.
- Не дают заснуть
- Сердцу карие глаза
- Гей, полеты, мой коню,
- Степью и оврагами,
- Разбей мою тоску
- В бою со врагами.
Народ воспевает родственные связи, изображает семейную жизнь. В одних произведениях – это счастливое супружество, в других видим трагические семейные обстоятельства:
- Ой за мостом, мостом
- Трава зеленеет
- За хорошим мужчиной
- Женщина молодеет.
- Ой за мостом, мостом
- Трава высыхает:
- За ленивым мужчиной
- Женщина погибает.
Семейно-бытовые песни утверждают бессмертие народного духа, так как воссоздают они реальный глубинный мир жизни, раскрывают разнообразие человеческих чувств, глубину души. Целый ряд народных жемчужин взяты писателями за основу своих произведений.
Источник: https://www.testsoch.info/narodnaya-pesnya/
Народные песни
Как-то само собой сложилось, что у каждого народы есть свои песни.
Получается, что как бы ни шло становление народности, на каком бы этапе развития не стояло развитие того или иного общества, народные песни появляются везде.
И переходят от поколения к поколению, трансформируясь, конечно, но оставаясь неизменными в своей основе. Вне зависимости от того, в каком регионе развивались песни, они подразделяются на обрядовые и календарные.
Поскольку мне лучше всего известны русские народные песни, я буду писать о них.
Многократно приходилось слышать, что вот, например, украинские или еврейские народные песни веселые, а в русском варианте этого жанра встречаются только тягуче-заунывные про мороз да про степь. Такое впечатление у людей возникает просто потому, что они плохо знают песни русского народа.
Трудно представить себе, что свадебная обрядовая песня или песня календарная, связанная с прославлением прихода весны или сбора урожая, будет печальной и заунывной. Это песни, под которые танцевали, веселились и водили хороводы. Часто пени сопровождалось аккомпанементом музыкальных инструментов (гармонь, балалайка).
Вспоминаются шуточные песни, звучащие задорно и ритмично («Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява…», «Дуня-тонкопряха», «Как хотела меня мать…»).
В них чувствуется и народная мудрость, и легкая насмешка над собой и героями песни, их слушать интересно, потому что звучат они не протяжно и уныло, а как-то даже залихватски, по-хорошему заводя слушателей до такой степени, что невольно хочется пуститься в пляс. К таким песням относятся, например, песня про калинку-малинку, про сени или про валенки.
Спору нет, среди русских народных обрядовых песен множество относится к грустным событиям, таким как похороны. Плачи и причитания, которые исполнялись по печальным поводам, конечно и сами не могут быть веселыми. Но это лишь небольшая доля народных песен.
Не задорно, не печально, а лирично звучит еще целый пласт русских народных песен, связанных тематически с чувством любви; звучат размеренно, но не тоскливо колыбельные. Но сказать, что все русские народные песни заунывные – значит погрешить против истины.
Песни сопутствуют нам всю жизнь. Однодневная популярность многих из них, относящихся к массовой культуре, всем хорошо известна. В народных же песнях сосредоточена вековая мудрость наших предков, и не знать их или отмахиваться от них, как от чего-то, ушедшего из моды, – это беспечная расточительность. Мы сильны своими корнями, и не надо ими пренебрегать.
(2 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/narodnye-pesni.html
Реферат на тему : "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ"
- Реферат на тему:
- « Русские народные песни.
- Обрядовый фольклор ».
- Работа выполнена:
- Кузнецовой Натальей Владиславовной
- Смоленск 2015
- Содержание:
-
Вводная часть. Термин «фольклор», история жанра, понятие обрядового фольклора.
-
Основная часть.
Вводная часть:
Фольклор (англ.
folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термин «фольклор» впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом,как совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно, точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 20-30-х гг. вышедшим из употребления терминологич. словосочетанием “устная словесность” или не очень определенным социологич. ограничением “устная народная словесность”.
Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена.
В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства.
В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).
Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи народного творчества выделяют в отдельную группу «обрядовый фольклор», связанный с земледельческим календарём и уходящий корнями в древние языческие верования.
Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.
Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.
Обряд, как определённый процесс, был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни.
Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года.
Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия.
Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Они сопровождали первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или Троицкие праздники, крестины и свадьбы.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда.
Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях.
Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
- По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.
- Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем.
- Рассмотрим некоторые виды календарно-обрядовых песен:
- Колядки:
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.
Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Не дашь пирога —Мы корову за рога.Не дашь кишку —Мы свинью за виску.Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.
Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.
Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
Подблюдные песни:
Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен.
Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.
Масленичные песни:
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.
Троицкие песни:
Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:
Туча с громом сговаривалась:Доля-лёли-лёли-лё!«Пойдем, туча, гулять на поле,На то поле, на Заводское!Ты с дождем, а я с милостью,
Ты польешь, а я выращу!»…
а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Веснянки:
Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.
Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы — в барабаны»).
Вот одна из веснянок такого рода:
…Синицы, синицы,Принесите по спице!Канарейки,Канарейки,Принесите по швейке!Четочки, чечеточки,Принесите по щеточке!Тогда, утки,Дуйте в дудки,Тараканы —
В барабаны!
С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др .Многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского построены на мотивах веснянок.
Источник: https://infourok.ru/referat_na_temu__russkie_narodnye_pesni-547874.htm
Русская народная песня сочинение
Я очень люблю русскую народную песню. В ней чувствуется душа нашего народа: нежная, грустная и веселая, всегда оптимистически настроенная на будущее. Если у меня плохое настроение, я слушаю записи с русскими народными песнями, и всегда настроение поднимается.
Мне немножко грустно от мысли, что этот вид искусства в наши дни как бы уходит на второй план. Средства массовой информации, радио и телевидение передают в основном зарубежные песни и музыку. Поэтому создание в нашем дворе клуба народной песни было для меня очень радостным событием.
Каждое воскресенье вечером я хожу на самодеятельные концерты русской песни. Это для меня настоящий праздник.
Каждый раз я восхищаюсь нашими гармонистами и баянистами. Удивительные и прекрасные люди! Истинные творцы! Все они работают и приходят в клуб после нелегких трудов. Руки у них мозолистые, могучие, все они самоучки и играют в основном по слуху. Они, как и профессиональные музыканты, играют не глядя на инструмент и улыбаются зрителям.
— Я считаю, что настоящее народное творчество нетрудно отличить от подделок под него, — резонно говорит мне мой сосед по квартире сталевар Николай Михайлович Соколов.
— Ты вот приглядись, как наша Антонина Петровна во время танца руками всплескивает и в ладоши ударяет. Это, как говорится, с молоком матери только передается. Надо однажды в детстве увидеть, почувствовать и полюбить на всю жизнь. Куда там эстраде со всеми светомузыками…
И я понимаю, что народное творчество — как улыбка родного человека, непосредственная и светлая, которая разительно отличается от профессиональной улыбки актера, например, или делового человека.
Народное творчество вызывает в нашей душе самые добрые чувства. Оно не только радует, но и объединяет. Например, в прошедшие новогодние праздники молодежь нашего двора собралась в клубе народной песни.
Гармонисты отложили на время в сторону свои инструменты, дав нам возможность потанцевать под современную музыку. Включили магнитофон, клуб наполнился «тяжелым роком». Я подумала, что сейчас начнется настоящее веселье, танцоры проявят себя в темпераментном танце.
Но вышла одна пара, другая, стали подергиваться в такт, но чувствовалась какая-то скованность, неестественность в их движениях. Вскоре магнитофон выключили и заиграли гармонисты. Атмосфера сразу переменилась.
Мы пели и танцевали вместе с членами клуба народной песни, и вечер прошел замечательно. Было весело. Да, народная песня не только веселит, но и сплачивает сердца.
После того новогоднего вечера молодежь стала чаще заглядывать на посиделки клуба народной песни. Недавно был организован совместный концерт молодежи и пожилых людей. Девушки зажигательно пели частушки, а парни играли на баянах и гармонях.
Концерт завершился общим хороводом. Сердца участников концерта и зрителей словно распахнулись навстречу друг другу. Такая уж наша русская песня! Даже те, кто не знал слов, подпевали припев, как хорошо знакомый текст.
И обстановка в клубе была такая, как будто все друг другу родные люди.
На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант.
И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстоит. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное творчество. И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой.
Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.
Источник: https://schoolessay.ru/russkaya-narodnaya-pesnya-sochinenie/