История создания
«Песнь о последней встрече» Ахматова написала в 1911 году. В это время она была связана брачными узами с Николаем Гумилевым. В это время творчество Анны Андреевны было наполнено мотивами:
- несчастной любви;
- разлуки;
- любовных страданий.
Некоторые поклонники творчества поэтессы были уверены, что в стихах отражается история ее романов. На самом деле Ахматова никогда не изменяла мужу. Гумилев помогал ей опубликовать сборник «Вечер», но нередко творчество Анны Андреевны становилось причиной для ссоры.
В своих работах Ахматова отражала наблюдения за другими людьми. Поэтому анализ «Так беспомощно грудь холодела…» позволяет узнать о чувствах женщины, которая переживает разлуку.
Краткое содержание
Стих состоит из четырех четверостиший и его условно можно разделить на две части — героиня выбегает из дома, и потом она мысленно объясняется с любимым. Произведение начинается с того, что женщина волнуется и переживает, чувства настолько захватили ее, что она вечером надевает перчатку не на ту руку.
Ее эмоциональное состояние настолько напряжено, что три ступени ей кажутся длинной лестницей. Ей слышится голос любимого в кленовых листах, который просит ее умереть вместе с ним. Героиня без промедления соглашается с этим.
В конце произведения женщина решается посмотреть на окна дома, где произошла ссора, и все, что она там увидела — равнодушный желтый свет. Именно этот оттенок традиционно символизировал разлуку.
В своем стихотворении поэтесса отразила важную идею — любовь не умирает от ссор, но после разлуки она начинает сжигать сердца влюбленных. Смерть в тексте не означает физическую кончину, только духовную. Оттого переживания героини такие сильные.
Художественные приемы
Тема стихотворения достаточно традиционная — разрыв отношений влюбленных. Ахматова передает это через женское восприятие. Уже в первом четверостишии заметно, что героиня волнуется. Тогда она надевает неправильно перчатку, но не придает этому значение.
В стихотворении поэтесса использует следующие средства выразительности:
- метафоры — грудь холодела, клены шептали, судьба обманула и т. д. ;
- эпитеты — судьба переменчивая, шаги легкие, встреча последняя;
- аллитерация — повтор сонорных согласных: н, р, л, м придает стихотворению особое ритмичное звучание.
Жанр работы — элегия, так как поэтесса делится своими переживаниями, чувствами, мыслями. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Дополнительно можно провести лингвистический анализ стихотворения, который позволит увидеть фонетические, морфологические, словообразовательные особенности стихотворения.
Например, Ахматова неоднократно употребляет личное местоимение и это позволяет подчеркнуть, что описываемый чувства принадлежат ей. Для создания повествовательного фона по цели высказывания поэтесса использует повествовательные и одно побудительное предложения.
Другие произведения
За свою жизнь Ахматова написала немало стихотворений и многие из них наполнены сокровенными переживаниями. В ее работах может встретиться тема разлуки, утраты чувств, завершения любви. Поэтессе удавалось всегда отображать всю гамму чувств.
Например, в стихотворении «Песенка» Анна Андреевна делится своими переживаниями. Героиня полет лебеду, поет о любви и в моменты беды только голос любимого может спасти ее. В работе «Гость» можно увидеть таинственного незнакомца, который пришел в гости к женщине. Ему важно добиться ее расположения и он даже готов гореть за это в аду.
В стихотворении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» поэтесса рассказывает о людях, которые поверили в выдумку о любви, но в последней строчке она признается — ей открылась тайна и с тех пор поэтесса словно стала больной.
Стихотворения Ахматовой являются классикой серебряного века. Анна Андреевна поднимала разные темы и затрагивала проблемы любви, войны, природы. Немало ее работ были посвящены отношению к Родине.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/pesnya-posledney-vstrechi.html
«Песня последней встречи»: женская душа в русской поэзии
Меню статьи:
Читатели знают Анну Ахматову как автора произведений разных жанров. В наследии писательницы есть и любовная лирика, и гражданская, и личные воспоминания, и поэтические эксперименты. «Песня последней встречи» – пример текста о душе женщины.
Это произведение принадлежит к ранним работам писательницы. Дебют стихотворения произошел в «Вечере» (это первый поэтический сборник поэтессы). Но дата рождения этого шедевра – момент появления в тетради Ахматовой.
Это случилось в 1911 году, когда писательница проживала в Царском Селе.
Из истории создания произведения
В 1911 году Ахматова была женой Николая Гумилева. Ранний период творчества писательницы ознаменовался впечатлениями от семейной жизни. Ахматова не всегда чувствовала себя счастливой в браке.
Эта элегия – пример грустных, тягостных ощущений от романтических взаимоотношений. В целом, произведения этого периода характеризуются образами тоски, расставания, безответной любви, страдания.
Исследователи этой части ахматовского наследия думали, что писательница, по-видимому, изменяла мужу. Впрочем, в богемной среде измены, любовные треугольники – дело обычное. Однако в этот раз литературоведы ошиблись: Ахматова не заводила романов на стороне.
Писательница хранила верность супругу. Кроме того, с Гумилевым у поэтессы сложился прочный творческий тандем: муж помогал жене с публикациями ее текстов.
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – патриотическое, отражающее отношение автора к тем, кто покидает родную страну в поисках более легкой судьбы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Этот стих является фантазией писательницы. Ахматова любила наблюдать за окружающими: так родилось множество героев ее произведений. Любопытно, что порой из-за таких текстов Анна Андреевна ссорилась с мужем. Об этих ссорах, в частности, вспоминали современники творческой пары.
О тематике стиха
Литература знает несколько классических тем. Чаще всего художники, писатели, музыканты вдохновляются темой любви. Но любовь – это чувство с тысячей граней: счастье, радость, гнев, ревность, злость, боль. В этом произведении Ахматова пишет о боли. Разрыв отношений, разлука ранит сердце. Мужчины и женщины воспринимают расставание по-разному. Этот стих – пример женского восприятия.
Психологизм Ахматовой
Повествование сосредоточилось на центральной фигуре – лирической героине. Еще в самом начале текста читатель видит волнение героини. Это чувство образно выражается строкой «так беспомощно грудь холодела». Переживания порождают спутанность мыслей.
Блуждая мыслями в далях, героиня надевает на правую руку перчатку для левой руки. Это свидетельствует о напряженном состоянии женщины. О психологическом состоянии героини читателю говорит и другой образ: длина лестницы.
На самом деле, лестницы и нет вовсе, есть лишь подъем из трех ступенек.
Героиня везде слышит голос возлюбленного. Даже природа, деревья, кленовые листья шепчут это имя. Поэтесса намекает на страдания мужчины. Герой желает умереть вместе с любимой. Эта просьба лишь усиливает эмоциональный накал произведения. Не думая слишком долго, героиня согласна на такую смерть.
Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!»…
Что такое смерть у Ахматовой? Это не столько физический конец человека, сколько душевная пропасть. Текст производит впечатление острой драмы: мужчина и женщина ощутили глубокий раскол души. Эти детали помогает раскрыть ряд приемов, среди которых – цветовой символизм.
Цветовой символизм
И вот женщина решила посмотреть на дом – свидетель ссоры возлюбленных. Все, что видит героиня, – свет, «равнодушно-желтый». Этот свет отбрасывают свечи, горящие в комнате. Ахматова – символистка. Упоминая желтые оттенки, писательница намекает на разлуку. А расставание традиционно ассоциируется именно с этим цветом.
Желтый – очень подходящий эпитет для этого стиха. Желтый цвет сопровождается настроем равнодушия. Таким образом, писательница рисует картину остывших чувств, уходящей любви, расставания. Осень, тоже фигурирующая в произведении, – это роковой цвет «последних встреч».
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Какова идея стихотворения?
В центре текста – любовь. Истинная любовь – вечна, это чувство не поддается на соблазн ссор. Никакие препирательства между возлюбленными, никакие разногласия не в силах убить любовь.
Расставание для любви – тоже не преграда, потому что разлука не влияет на огонь любви. Дистанция лишь усиливает чувства, если они настоящие. С такой сильной страстью нужно быть осторожнее.
Разлука разжигает огонь, который не согревает, но сжигает влюбленных.
О композиционных особенностях текста
Итак, этот стих является монологом женщины – героини. Этот монолог условно делится на два фрагмента:
- Первая часть описывает, как женщина выбежала из дома, поссорившись с любимым;
- Вторая часть – это некий мысленный диалог с мужчиной-возлюбленным.
Специфика композиции ахматовского произведения – это прерывание монолога диалогом. Что касается формальной структуры текста, то в стихотворении насчитывается четыре катрена.
О жанре стиха
Одна из прекрасных ранних ахматовских элегий предстала перед глазами читателя. Героиня словно выворачивает душу наизнанку. Автор пишет о боли, разочаровании, грусти, тоске. Для достижения цели, для выражения идеи стиха писательница пользуется пятистопным ямбом. Рифмовка в стихотворении – перекрестная. Что же касается рифмы, то здесь встречается и мужская, и женская рифма.
О средствах выразительности произведения
Ахматова считается мастером изображения психологических переживаний. Для передачи внутреннего состояния влюбленной пары писательница вводит разные языковые обороты и приемы. Эти же средства – инструменты, которые выражают идею произведения. Таким образом, в тексте встречаются метафоры, а также эпитеты. Популярных в подобных стихотворениях сравнений поэтесса избегает.
Внутренний мир женщины
Ахматова – писательница, которая часто обращается к внутреннему миру женщины. Многие события и состояния, которые описывает Ахматова, поэтесса пережила сама. Анна Андреевна и популярна среди читателей – во все времена – из-за открытости, откровенности своих текстов.
Стихотворение «Сероглазый король» принадлежит к раннему творчеству Анны Ахматовой. Это одно из самых таинственных, непонятных, загадочных произведений поэтессы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Прием психологизма позволяет раскрыть нюансы внутреннего мира женщины, переживания, состояния и настроения влюбленной героини.
У Ахматовой в литературном багаже лежит много произведений, посвященных любви. Наиболее часто писательница обращается к последнему рандеву влюбленных или же к мотиву последней ссоры.
Описание выяснения отношения между мужчиной и женщиной предполагает напряженную атмосферу.
«Песня последней встречи» – визитная карточка ранней Ахматовой. Каждая строка произведения наполняется драматизмом, в каждой строфе чувствуется горькая тоска. При этом писательница описывает вовсе не чувства. Скорее, Ахматову интересует выражение эмоций. Поэтесса детально передает возникновение душевного состояния героини.
Как Ахматова передает эмоции?
Боль, поселившаяся в душе женщины, делает незнакомыми ранее привычные вещи. В тоске, во внезапно накатившей грусти или даже шоке знакомое окружение приобретает новые смыслы. И правда, некоторые ошибки возможны только от помутнения чувств.
Прием «говорящей детали»
В этом контексте поэтесса пользуется емким и лаконичным художественным приемом. Это прием называется «говорящей деталью». Детали помогают писательнице передавать эмоциональное настроение. Картины, образы Ахматовой потрясающе убедительны с психологической точки зрения.
Детали западают в память, превращаясь в знаки личных драм. Эти драмы разыгрываются прямо перед глазами читателя. Знаки живут в обыденности, повседневном мире людей.
Это – неожиданный прием, который редко встречается в традиционной лирике. Детали – это перчатка, надетая не на ту руку, ступени, которые кажутся лестницей, темнота дома, равнодушие свечей.
Эти подробности создают печальный образ любви, которая уходит.
Роль противопоставлений
Противопоставления играют в хматовском тексте особую роль. Походка героини легкая, несмотря на тяжелую душевную боль. Героиня путает правую и левую перчатку, что лишь усиливает драматизм эпизода.
Знания не соответствуют ощущениям, рациональность противостоит эмоциям. Темный дом – это контраст к освещенной свечами комнате.
Но при этом темнота такая же холодная, как и скудный огонь свечей, не согревающий, не дающий теплоты.
Таким образом, Ахматова противопоставляет свое душевное состояние своей личности (конфликт с собой), разум и чувства, слова и поступки. Это придает произведению реалистичности.
Образ осени
Писательница не случайно выбрала осень, чтобы передать увядание деревьев. Этот же символизм встречается в творчестве Пушкина, которого очень любила Ахматова. Поэтесса отождествляет осень с разлукой. В этом образном ряду тоже чувствуется контрастность.
Например, метафора «кленов шепот» противопоставляется огню, пожару в душе женщины. С одной стороны, красные, золотые цвета осени прекрасны. Но с другой стороны, осень – это символ грусти и печали, завершения чувств, отношений.
Осень – это последний крик жизни перед наступающей зимой.
Особенности диалога
Диалог, как и противопоставление, усиливает ощущение подлинности событий, описанных в произведении. Как правило, диалоги чаще встречаются в прозаических произведениях, нежели в лирических. Но ахматовский шедевр – это исключение. У Ахматовой диалог является не только формой, но и содержанием. Диалог выражает первые признаки конфликта, трагизма событий.
Диалог – это также выражение надежды на счастливые перемены. Ахматова надеется, что влюбленная пара воссоединится, что ужасная боль расставания пройдет.
Может быть, злой рок еще может обойти героев стороной? Ведь любовь между мужчиной и женщиной еще жива.
Поэтесса использует обращения, а также восклицательные предложения – чтобы усилить эмоциональный накал произведения. Восклицания похожи на крик, это выражение надрыва.
Последняя строфа рушит надежды. Ахматова использует много эпитетов, которые венчаются словом «последний». Этот эпитет – точка, которая положила конец надежде на воссоединение пары. Примирение влюбленных больше невозможно.
Темный дом навсегда сохранит несбывшуюся мечту, потерянные воспоминания. Писательница удивительно достоверно передает драму души женщины. Произведение отличается предельно напряженным характером. Словесное выражение любовного страдания, эмоциональных переживаний – емкое и насыщенное. Поэтому это произведение по праву считается одним из шедевров ахматовской лирики.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/anna-akhmatova/pesnya-poslednej-vstrechi.html
Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи
Ни для кого не будет секретом, что Анна Ахматова достаточно иронично, правильно и чувственно может передавать все самые сокровенные мысли своих героинь. Каждое ее творение вызывало бурю восторга, почитатели ее творчества с большим нетерпением всегда ждали нового стихотворения.
«Песня последней встречи» не является исключением. Среди большого количества стихов написанных поэтессой данное произведение имеет, как и многие другие, насыщенную линию отношений и переживаний. Буквально все стихотворение наполнено печалью и тоской.
Трагическая и грустная развязка не оставляет ни капельки надежды.
Ахматова описывает героинь, для которых расставание с любимыми это довольно-таки тяжелое бремя. Точно такие переживания и внутренние сомнения присущи и данному стихотворению.
Буквально все вокруг сочувствует главной героине, даже природа вносит свою лепту сожаления.
Героиня переживает тяжелые моменты в своей жизни, разлука, боль, и осознание того, что чувства остывают, а любовь немного отступает.
Любовь героев была счастливой, а вот сцена прощания рисует совсем другую картину. Любовь еще не прошла, но в том момент, многое уже забывается в памяти. Любимый человек остался в прошлом, виден лишь его силуэт в окне. Героине нужно всего лишь оглянуться назад и взглянуть на него, даже если это будет в последний раз.
На долю героини выпадает немало. Счастье, ранее радовавшее ее, постепенно уходит, наступила растерянность, и сильная боль сжала грудь. В разлуке она не виновата, нет. Она всего лишь предчувствовала надвигающееся расставание, изменить ход которого, ей было не суждено.
Уже все в прошлом, все рухнуло, все кажется абсолютно другим. Но главная героиня все еще любит, она предана чувствам, засевшим в ее душе и сердце, поэтому ей так тяжело двигаться дальше.
Анализ стихотворения Песня последней встречи Ахматовой
Анна Ахматова – профессиональный лирик, отличающийся своей краткостью и при этом огромными эмоциями. Самый первый из ее многочисленных сборников появился на свет в 1912 году, весной. Тиражом сборник не был велик – экземпляры не превышали численностью отметку в 300 штук, но даже это сделало Анну знаменитой. Критики тут же размещали её в ряды великих и выдающихся гениев России.
Первую строфу поэтесса основала на антитезе (контрасте). Героиня противоречит свои действия и свои мысли, чувства. От сюда пошла знаменитая строка про перчатку.
Произошло что-то неисправимое, непоправимое, поскольку даже несколько знакомых ступенек кажутся бесконечной преградой и нет связи с внешним миром. Разрыв мыслей, душевного состояния от реальных действий воплощается в контрасте иллюзии и реальности.
Любимый человек покинул Анну, но она любит его и верит, что он рядом, но это иллюзия. К сожалению, его нужно вычеркнуть из жизни, сердца.
Печали и грусти подыгрывает природа. Анна выбирает смерть как единственный выход от нестерпимой грусти, а может даже боли по любимому, ушедшему в мир иной. Похоже, что героиня признаёт, что судьба жёсткая ко всему.
Нежные слова о том, что Анна умрёт с милым вместе, обращаются не к человеку, как многие могли подумать, а к шёпоту осени.
Прощально взглянув на дом тёмный, равнодушно относясь к жёлтым огням в окошках, она осознаёт, что разрыв невозвратим, что она остаётся одна…
Гениальности этого лирика нет предела. Стихотворение Ахматова построила так, чтобы безысходное и безнадёжные настроения передавались фонетически, то есть через звук «у», которой часто встречается в стихотворении. А этот звук, между прочим, созвучный со словами «умираю», «умру», и т.д. Ещё все глаголы только в прошедшем времени, будто всё прошло, всё кончено…
Анне характерны певучие стихотворения, что также придаёт окраску печали, грусти.
Ещё молодая Анна Ахматова, заявившись в лирики, проявила популярную лирическую тему своеобразно, отличаясь от всех.
Она лишь описала короткий путь героини, которая потеряла любимого ей человека и лишь вышла из дома, где он и она недавно любили друг друга, не наблюдая часов. А ситуация всё-таки драматичная.
В этом и заключается гениальность А. Ахматовой, делая каждого почитавшего немножко грустным, тоскливым.
Кратко по плану, тема и идеи
- Анализ стихотворения Есенина О природе
Есенин один из известных писателей, который затрагивал тему природы. Любовь ко всему живому связано с тем, что писатель родился и вырос в маленькой деревушке. Ему нравилось наблюдать за явлениями в природе и писать о них стихи. - Анализ стихотворения Брюсова Люблю одно
Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски - Анализ стихотворения Пушкина Прощание
Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая - Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?
«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни, - Анненский
Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг,
Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/pesnya-poslednej-vstrechi
Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи
Стихотворение «Песня последней встречи» было написано поэтессой в 1911 году. Так же очень важный факт, который нужно подчеркнуть это то, что данное стихотворение позже вошло в самый первый сборник стихотворений Анны Ахматовой.
Основной мыслью и темой данного стихотворения конечно же является любовная тема. И вот тут сразу же можно понять, что стихотворение не чего большего, чем просто выдумка, так как на момент его написания поэтесса уже была замужем, и не испытывала чувств, которые так яро описала в данном произведении.
Стихотворение получилось достаточно грустным и печальным, ведь на первый план выведены переживания главной героини произведения. Кстати заметить, именно чувственность и некий трагизм ощущается на протяжении всего стихотворения, наполняя его особым смыслом.
Если же говорить о общей постановке данного произведения, то стихотворение имеет 4 строфы и 16 строк, в которые Анна смогла вложить все то, что задумала.
Так же нельзя не сказать, что стихотворение наполнено различными художественными и литературными элементами, которые присущи данной поэтессе.
Рифма для данного стихотворения использована перекрестная, и это тоже сделано не случайно, так как данный прием был необходим, чтобы более полно отразить все чувства главной героини в момент её последней встречи с возлюбленным.
Далеко не секрет, что произведения многих поэтов и поэтесс очень часто являются автобиографическими. Нет, конечно же понятно, что не все взято из биографии полностью, но тем не менее какие-то частицы являются именно взятыми из собственной жизни.
Все дело в том, что выплескивая на бумагу свои истории поэты очень часто проживают моменты своей жизни заново, переосмыслевая сложившуюся ситуацию и принимая в итоге решение, как же поступить дальше. Но, существуют и исключения из данного правила, например известная и многими любимая поэтесса Анна Ахматова.
Все её произведения, без исключения являются сплошной выдумкой, фантазией и вымыслом. Она никогда в своей жизни не хотела выставлять свою личность на показ, искренне считая, что это слишком сокровенно.
Именно поэтому, многие произведения быстро входили в число самых любимых и желанных произведений и стихотворений среди всех прочих. Читая их, каждый понимал, что в данном произведении нет ничего общего с действительностью, а это дает право на полет фантазии и воображения.
Вариант 2
Произведение, включенное в первый поэтический сборник автора, относится к любовной лирике и представляет собой элегию в виде глубоко личной исповеди лирической героини, от лица которой ведется повествование в стихотворении.
Сюжетная линия стихотворения изображает расставание влюбленных молодых людей, передаваемых через восприятие лирической героини, при этом содержание произведения является авторской вымышленной фантазией, навеянной поэтессе из ее собственных жизненных наблюдений, поскольку собственную личную жизнь автор считает слишком сокровенной, не желая выставлять ее на всеобщее обозрение.
Композиционная структура выстроена в виде четырех катренов, объединенных шестнадцатью строками, которые условно можно разделить на две составляющие части. Первая часть является событийным монологом и описывает уход лирической героини во время ссоры с возлюбленным, а во второй части воспроизводится мысленный диалог героини с любимым человеком.
В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющей в полном объеме передать душевное взволнованное состояние лирической героини.
В качестве литературных средств выразительности, являющихся инструментами для реализации авторского замысла, поэтесса применяет различные метафоры (унылая переменчивая, злая судьба, холодеет грудь) и эпитеты (переменчивая судьба, шаги легки), но при этом стихотворение не перегружается художественными языковыми элементами.
Отличительной особенностью произведения является использование оксюморона, а также символических предметов вещного мира (перчатка, равнодушно-желтый огонь), создающих фон человеческих ощущений в виде горечи потери, разочарования и боли разлуки. Цветовая гамма, используемая в стихотворении, также отражает трагическое настроение лирической героини, ассоциируя традиционный желтый цвет с моментом разлуки.
- Название стихотворения выражается в качестве напряженного эмоционального мира героини, отличающейся ранимым, трепетным сердцем, а форма песенного содержания излагается в виде исповедальных настроений, интимности самовыражения грустных лейтмотивов.
- На всем протяжении повествования стихотворение демонстрирует чувственные переживания лирической героини, выражающиеся в трагической судьбе женщины.
- Анализ стихотворения Песня последней встречи по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/pesnya-poslednej-vstrechi
«Песня последней встречи» А. Ахматова
- «Песня последней встречи» Анна Ахматова
- Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела - Перчатку с левой руки.
- Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний - Попросил: «Со мною умри!
- Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими ми.
Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии.
Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.
Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».
Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно.
Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью.
Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения.
Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях.
И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.
В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!».
И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой.
Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей.
Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием. «Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.
Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными.
Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения.
По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.
Источник: https://pishi-stihi.ru/pesnya-poslednej-vstrechi-ahmatova.html
«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
- Жанр – элегия.
- Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
- Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым.
В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались.
Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.
Тема
В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях.
Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние.
Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.
Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так в рассказе лирической героини чувствуется боль, грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэтесса использовал перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи.
В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь». Сравнений автор не использует.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38762-pesnia-poslednei-vstrechi-analiz-stihotvoreniia-ahmatovoi-po-plany-kratko-ideia-janr.html
«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер».
Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой.
Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви.
Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой — это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.
Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе).
Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки».
Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями.
Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.
С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли.
Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту.
Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.
Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру».
Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.
Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ритма в знаменитой «перчатке с левой руки», вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.
Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно.
Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации.
Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
- «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
- «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
- «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
- «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
- «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
- «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
- «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
- «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- По произведению: «Песня последней встречи»
- По писателю: Ахматова Анна Андреевна
Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/322-pesnya-poslednei-vstrechi-analiz
«Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)
А.А. Ахматова ввела в русскую поэзию женщину. А любовь для ее лирической героини стала пятым временем года. Раннюю лирику Ахматовой можно смело считать женской исповедью.
Впрочем, лирическая героиня сохранила такую открытость внутреннего мира, даже пережив вместе со страной страшные времена репрессий и войны.
Зоркость же поэтического слова была дана поэту изначально, поэтому первый сборник «Вечер» вместе с «дневниковой» искренностью поразил читателей вниманием автора ко всему, что только попадало в ее поле зрения.
Небогатый жизненный опыт не смог помешать Ахматовой зримо, точно, лаконично отразить в лирике свои впечатления от мира.
В стихотворении «Песня последней встречи» легко определить тему и основной мотив — это горечь от расставания с любимым. Однако мы не найдем слов, которые бы называли чувства героини. Перед нами разворачивается конкретная житейская ситуация: женщина навсегда покидает дом возлюбленного.
Здесь как бы выхвачены кульминация и концовка повествования о драматически завершившейся любви. Лирике Ахматовой свойственна передача переживаний героев через новеллистичность сюжета и детализацию происходящего.
Для поэта важны конкретные мелочи, способные раскрыть внутренний мир лирической героини.
В первой строке стихотворения — «Так беспомощно грудь холодела…» — описано физическое состояние, ощущение, а не чувство, но мы угадываем за ним душевные переживания героини. Названо лишь последствие, причину же читатель способен домыслить сам. В груди может холодеть от страха, одиночества, пустоты, разочарования.
Эпитет «беспомощно» словно обнажает беззащитность женского сердца перед равнодушием, жестокостью мира. Вторая строка — «Но шаги мои были легки» — рождает у нас догадку, что героиня испытывает чувство облегчения после последней встречи, наверное, обретая свободу.
Подобные противоречия в человеке способны передать только походка, жесты, мимика, что тонко подмечает Ахматова, раскрывая тайну женской души. Далее поэтом использован прием говорящей детали: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Для современного читателя эта фраза превратилась в афоризм, равнозначный болезненному расставанию с любимым.
Рассеянность, машинальность действия свидетельствуют о волнении героини. Движения тесно связаны с ее чувствами. Кинематографичность композиции способствует психологизму лирики Ахматовой. Кроме того, определения «правая» и «левая» могут ассоциироваться и с этическими категориями — «правильно» — «ложно».
Если допустить, что героиня ложное меняет на правильное, то это признает верность сделанного выбора. Но возможно и другое истолкование: ложное принимается за правильное. Многозначность образов Ахматовой заставляет читателя самому размышлять над ситуацией, опираясь на собственный опыт.
«Показалось, что много ступеней, / А я знала — их только три!» — восклицание акцентирует наше внимание на несовпадении знания и ощущения, создается впечатление, будто время остановилось, больше некуда спешить. И действительно:
Между кленов шепот осеннийПопросил: «Со мною умри!Я обманут моей унылой,Переменчивой, злой судьбой».Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Традиционно осень оставляет в нас чувство утраты, чувство того, что уже не вернуть потерянного. И переживания героини переносятся на окружающий мир, он буквально пропитывается ими. Неслучайно у Ахматовой, как правило, всегда точно определен хронотоп — время и место действия.
Аллитерация шипящих звуков передает атмосферу осеннего вечера, а обилие эпитетов («унылой, переменчивой, злой»), относящихся к слову «судьба», усиливает лейтмотив драматической необратимости происходящего. Повтор — «Милый, милый!» — звучит как прощание перед смертью. Разлука для героини сопрягается со смертью. С окончанием песни последней встречи умрет частичка ее души.
Но за приемом параллелизма, сравнением с кленом намек на то, что весной появятся новые листья, возрождение возможно.
Прощанием становится и взгляд героини на «темный дом». Эпитет «темный» призван подчеркнуть, что с этим домом у женщины связаны отнюдь не светлые воспоминания.
«Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» — желтый цвет, как известно, цвет разлуки, дополнение к нему слова «равнодушно», то есть использование оценочного эпитета, символизирует еще и равнодушие того, кто остался в спальне. Да и упоминание спальни словно характеризует отношения, связывавшие героев.
Упоминание свечей дополняет мотив смерти, метафорически возлюбленный как будто умер для лирической героини. В ее душе осталась не светлая печаль, а горечь.
Особая форма стиха «Песни последней встречи» — дольник — приближает лирическое произведение к разговорной речи, тоньше выражает интимность интонации. Нетрадиционно Ахматовой используется и прием включения диалога в художественную ткань стихотворения.
Героиня, кажется, не отвечает на реплику, а говорит для себя, раскрывает свою душу.
Такое личностное восприятие мира умело передается автором через эмоциональность синтаксиса — использование в прямой речи восклицательных предложений, многоточий, обозначающих паузу-раздумье.
Стихотворение «Песня последней встречи» содержит в себе все основные черты лирики Ахматовой. Здесь нет туманной зыбкости и неопределенности образов, как у символистов. Каждое слово у поэта называет то, что оно должно называть в реальном мире. Вместе с тем за конкретными предметами и конкретными свойствами есть огромный, невысказанный, но точно обозначенный мир человеческих чувств.
Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/akhmatova/1015-pesnya-poslednej-vstrechi.html
Анализ стихотворения "Песня последней встречи" Ахматовой
В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер».
Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой.
Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви.
Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой — это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.
Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе).
Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки».
Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями.
Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.
С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли.
Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту.
Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.
Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру».
Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине.
Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.
Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ритма в знаменитой «перчатке с левой руки», вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.
Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно.
Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации.
Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.
Источник: https://libaid.ru/katalog/a/akhmatova-anna/2867-analiz-stikhotvoreniya-pesnya-poslednej-vstrechi-akhmatovoj