Здесь можно скачать бесплатно «Эрнст Гофман — Житейские воззрения Кота Мурра» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Житейские воззрения Кота Мурра» читать бесплатно онлайн.
Мастер Абрагам Лисков, фокусник и чудотворец при дворе карманного княжества, во время устроенного им фантасмагорического праздненства спасает от утопления котенка. Мурр учится понимать язык рода двуногих, постигает грамоту и поглощает обрывки знаний из стариных фолиантов со стола маэстро, чтобы, наконец, поступить в услужение Иоганнесу Крейслеру и увековечить на бумаге свои наблюдения.
Одареннейший из котов пером и чернилами излагает свою биографию и взгляды на мир, используя в качестве промокательной бумаги странички записей своего хозяина, благодаря чему мы кое-что узнаем и о жизни мятежного музыканта.
Шедевр сатиры Эрнста Теодора Амадея Гофмана. История политических бурь Германии — глазами умного кота-конформиста, философа и неистребимого эпикурейца. Тонкая ирония и откровенно злой сарказм. Блестящее знание человеческой и кошачьей натуры. Роман, который по-прежнему остается не только смешным, но и весьма, весьма актуальным…
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Житейские воззрения Кота Мурра
вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах
РОМАН
Ни одна книга не нуждается в предисловии более, нежели эта, ибо, не разъясни мы, вследствие каких причудливых обстоятельств удалось ей увидеть свет, она могла бы показаться читателю чудовищной мешаниной.
А потому издатель покорнейше просит благосклонного читателя сим предисловием отнюдь не пренебрегать.
Названный издатель имеет друга, в коем он души не чает и коего знает, как самого себя.
Так вот, этот друг обратился к нему однажды со следующей речью: «Ты, милейший, напечатал уже не одну книгу и имеешь знакомство среди издателей, тебе ничего не стоит зайти к кому-либо из сих достойнейших господ и порекомендовать ему сочинение некоего молодого автора, одаренного блестящим талантом и прекраснейшими способностями. Похлопочи за него, он этого вполне заслуживает».
Издатель пообещал сделать для собрата-писателя все, что в его силах.
Правда, он был несколько озадачен, когда друг признался ему, что сочинитель рукописи ― кот по кличке Мурр и что в ней он излагает свои житейские воззрения; но слово было дано, и так как поначалу сочинение показалось ему написанным довольно гладким слогом, он сунул рукопись в карман и направился к господину Дюмлеру на Унтер-ден-Линден с предложением издать кошачий опус.
Господии Дюмлер заметил, что среди его авторов еще не бывало котов и он не слыхивал, чтобы кто-нибудь из его уважаемых коллег якшался с подобными сочинителями, но все-таки готов попытать счастья.
Книга пошла в печать, и к издателю стали поступать первые корректурные листы. Каков же был его ужас, когда он обнаружил, что повесть Мурра то и дело перемежается вставками из совершенно другой книги ― биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера.
Что же выяснилось после тщательного расследования и розыска? Оказывается, когда кот Мурр излагал на бумаге свои житейские взгляды, он, нисколько не обинуясь, рвал на части уже напечатанную книгу из библиотеки своего хозяина и в простоте душевной употреблял листы из нее частью для подкладки, частью для просушки страниц. Эти листы остались в рукописи, и их по небрежности тоже напечатали как принадлежащие к повести кота Мурра.
Сокрушенный издатель вынужден смиренно сознаться, что смешение разнородного материала произошло единственно по его легкомыслию. Он, конечно, должен был хорошенько просмотреть рукопись кота до того, как сдать ее в набор. Однако кое-чем он может утешиться.
Прежде всего снисходительный читатель легко разберется в путанице, ежели обратит благосклонное внимание на пометки в скобках: Мак. л. (макулатурные листы) и М. пр.
(Мурр продолжает); кроме того, разорванная книга скорее всего даже не поступала в продажу, поскольку о ней никому ничего не известно.
Друзьям капельмейстера будет даже любезен вандализм кота в обращении с литературными сокровищами ― ведь таким образом им удастся узнать некоторые довольно любопытные подробности из жизни этого человека по-своему, пожалуй, далеко не заурядного.
Издатель надеется на милостивое снисхождение.
Нельзя не признать, наконец, и того, что авторы нередко обязаны своими смелыми идеями, самыми необыкновенными оборотами речи милейшим наборщикам, которые так называемыми опечатками способствуют полету фантазии. Возьмем, к примеру, вторую часть написанных издателем «Ночных рассказов».
Он упоминает в них о больших боскетах, находящихся в саду. Наборщик решил, что это недостаточно гениально, и вместо слова «боскетах» набрал «каскетках».
В рассказе «Мадемуазель до Скюдери» стараниями наборщика, который, должно быть, желал пошутить, упомянутая мадемуазель оказалась не в черном, тяжелого шелка платье, а в черном халате и т. д.
Но ― каждому свое! Ни коту Мурру, ни безвестному биографу капельмейстера Крейслера незачем рядиться в чужие перья, а потому издатель покорнейше просит благосклонного читателя, прежде чем он примется за чтение этого сочиненьица, произвести: некоторые поправки, чтобы у него не составилось мнение об обоих авторах ни хуже, ни лучше того, какого они заслуживают.
Правда, здесь приводятся лишь самые существенные ошибки, что до более мелких, то мы надеемся на милость благосклонного читателя [2].
Таб.1
В заключение издатель должен сообщить, что он лично познакомился с котом Мурром и считает его мужчиной приятным и ласковым в обхождении. Портрет, помещенный в начале книги, поразительно схож с оригиналом.
Берлин, ноябрь 1819 г.
Э. Т. А. Гофман.
С робостью, с трепетом в сердце отдаю я на людской суд страницы моей жизни, моих страданий, надежд, страстных желаний, кои в сладостные минуты досуга и поэтического вдохновения излились из сокровенной глубины моей души.
Устою ли я перед строгим судом критики? Но я писал эти строки для вас, чувствительные души с младенчески чистыми помыслами, для вас, родственные, преданные сердца, да, для вас писал я эти строки, и единственная драгоценная слеза, если она выкатится из ваших глаз, послужит мне утешением, исцелит раны, нанесенные холодными укорами жестокосердых рецензентов!
Берлин, май (18..).
- Мурр
- Etudiant en belles lettres [3].
- (не предназначенное для печати)
- С уверенностью и спокойствием, свойственными подлинному гению, передаю я миру свою биографию, чтобы все увидели, какими путями коты достигают величия, чтобы все узнали, каковы мои совершенства, полюбили, оценили меня, восхищались мною и даже благоговели предо мной.
- Ежели кто и дерзнет подвергнуть сомнению высокие достоинства этой замечательной книги, то пусть не забывает, что ему придется иметь дело с умным котом, у коего есть в запасе острый язык и не менее острые когти.
Берлин, май (18..).
Мурр
Homme de lettres trиs renomme [4].
Этого еще не хватало! Даже то предисловие автора, которое не было предназначено для печати, оказалось напечатанным! Остается только просить благосклонного читателя, чтобы он не слишком строго судил литературного кота за несколько спесивый тон его предисловия и принял во внимание, что ежели раскрыть истинный смысл кое-каких смиренных предисловий других более конфузливых авторов, то они мало чем будут отличаться от этого.
Издатель.
Раздел первый.
ОЩУЩЕНИЯ БЫТИЯ. МЕСЯЦЫ ЮНОСТИ
Есть все-таки в жизни нечто прекрасное, изумительное, возвышенное! «О сладостная привычка бытия!» ― восклицает некий нидерландский герой в известной трагедии.
То же ощущаю и я, но не как тот герой в горестный миг расставания с жизнью, ― нет! Напротив, меня всего пронизывает радостная мысль, что ныне я вполне сроднился с этой сладостной привычкой и не имею ни малейшего желания когда-либо расставаться с нею.
И я полагаю, что духовная сила, незримая, таинственная власть, или как еще там именуют главенствующее над нами начало, навязавшее мне, так сказать, помимо моей воли, упомянутую привычку, навряд ли руководствовалось при этом худшими намерениями, нежели тот приветливый господин, к которому я попал в услужение и который никогда не позволит себе вырвать у меня из-под носа рыбное филе, раз уж оно пришлось мне по вкусу.
О природа, святая, великая природа! Каким блаженством и восторгом переполняешь ты взволнованную грудь мою, как овевает меня таинственный шелест твоего дыхания!.. Ночь несколько свежа, и я хотел бы… Впрочем, ни тем, кто прочитает, ни тем, кто не прочитает эти строки, не понять моего высокого вдохновения, ибо никому не ведомо, как высоко я воспарил!..
Вскарабкался, было бы вернее сказать, но ни один поэт не станет упоминать о своих ногах, будь их у него даже целых четыре, как у меня, все твердят лишь о крыльях, даже если они не выросли у них за спиной, а приделаны искусным механиком.
Надо мной распростерся необъятный свод звездного неба, полная луна бросает на землю яркие лучи, и, залитые искрящимся серебряным сиянием, вздымаются вкруг меня крыши и башни! Постепенно умолкает шумная суета на улицах внизу, все тише и тише становится ночь, плывут облака, одинокая голубка порхает вокруг колокольни и, робко воркуя, изливает свою любовную жалобу…
Что, если бы милая крошка приблизилась ко мне? В груди у меня шевелится дивное чувство, какой-то сладострастный аппетит с непобедимой силой влечет меня вперед, к ней! О, если бы прелестное создание спустилось ко мне, я прижал бы его к своему истосковавшемуся по любви сердцу и уж, конечно, ни за что бы не выпустил.
Но ах! ― вот она впорхнула в голубятню, неверная, и оставила меня на крыше, одинокого, в тоске и безнадежности! Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, косный, себялюбивый век!
Источник: https://www.libfox.ru/332863-ernst-gofman-zhiteyskie-vozzreniya-kota-murra.html
Краткое содержание: Житейские воззрения Кота Мурра
При проведении подготовки, которая предшествовала печати записок кота Мурра, являющегося потомком славного Кота в сапогах, издатели увидели, что в рукописях присутствуют совершенно посторонние фрагменты.
Эти фрагменты являлись отрывками из ранее опубликованной повести о капельмейстере Иоганнесе Крейслере и его друге маэстро Абрагиме. Эти страницы были в рукописи Мурра только потому что кот распотрошил книгу своего хозяина Ибрагима и использовал их вместо промокательной бумаги.
По какому-то странному совпадению многие из описанных эпизодов Крейслера дополняют события, изложенные самим Котом Мурром, — но это лишь по случайности, потому как Мурр писал, все записки в строгой хронологии и страницы з книги были вырваны произвольно.
Но издатель оставил все так, как было лишь потому, что именно Крейслеру в свое время маэстро Абрагим поручил заботиться о Коте Мурре, уходя от двора князя Ириней.
У князя, когда то было очень маленькое, но свое собственное княжество, которое он потерял после роспуска Бонапартом в Польше прусской администрации (некоторые просто считали, что он обронил свое княжество из кармана, совершая прогулку).
Самыми влиятельными при дворе лицами считались советница вдова Бенцон (будучи молодой, являлась фавориткой князя) и собственно маэстро Абрагим, который слыл алхимиком и магом.
Будучи органным мастером и настройщиком роялей он получил славу устроителя фейерверков и разных парковых аллегорий, при этом был обласкан старым князем, после его кончины долго странствовал по всей Европе, но после этого опять оказался на службе при дворе Иринея в Зигхартсвейлере.
Еще одним влиятельным лицом при дворе, при этом возбуждающее разные противоречивые чувства, являлся Иоганнес Крейслер, преподающий уроки музыки для дочери князя, принцессе Гедвиге и ей близкой подруге Юлии, дочери вдовы Бенцон. Крейслер рано осиротел и был обучен нотной грамоте самим маэстро Абрагимом, который на всю оставшуюся жизнь стал его самым лучшим другом.
Своей жизнью и душевным устремлением Кот Мурр был обязан Абрагиму. Он предполагает, что появился на свет на чердаке дома маэстро, именно поэтому он возвышен духом и умом. Но вместе со своими сестрами и братьями его топили в реке, где он чуть было, не захлебнулся.
Он смерти его спас Абрагим, который проходил в это время по мосту и вытащил его за шкирку из реки. Его воспитывали в лучших традициях Руссо, а так же имея большую тягу к письменному столу своего хозяина, Мурр очень быстро научился читать (он сравнивал читаемое хозяином вслух со словами, написанными в книге), а поле этого еще и писать.
Дидактической роман «Мысль и чутье, или кот и Пес» являлись первыми литературными опытами кота Мурра, который он написал не без влияния пса Понто. После чего последовал политический трактат «К вопросу о мышеловках» и трагедия «Кавдаллор -крысиный король».
Но вскоре тетрадь с сочинениями Кота Мурра от Понто попала прямо в руки хозяина пуделя, профессора эстетики Логарио, и тот, завидуя таланту Кота, рассказал все про одаренного Мурра маэстро Абрагиму. Маэстро стал беспокоиться, что кот больше занят искусством, а не ловлей мышей и не допускал больше Мурра до библиотеки.
Кот Мурр считал, что его талант остался непризнанным и над ним просто на просто посмеялись, у него оставалось лишь одно утешение, что разум его стал творить в разы сильнее, чем прежде.
Такие же переживания пришлось испытать капельмейстеру Крейслер. Он был отягощен своей ролью при дворе, всем этим лицемерием и светским этикетом.
Единственным утешением для него стало время, проведенное в обществе миловидной фрейлин Юлии, душа которой подобно ему была тоже открыта музыке Принцесса Гедвига тоже присоединилась к их уединенным занятиям музыкой, которая как всем казалось, поначалу питала к капельмейстеру лишь неприязнь. Принцесса делает признание Крейслеру о причине своего смятения при его появлении во дворе: в её сердце все еще живы воспоминания о придворном живописце, который буквально сошел с ума от любви к её теперечи покойной матери. Большое количество чудесных портретов княгини и по сей день украшают стены замка. Все это внушало Гедвине мысль о том, что человек создан для лучшей жизни, чем та, которой он живет сейчас.
Крейслера сильно взволновала история, поведанная Гедвиной. Неземная любовь и неземная музыка, только они могут иметь истинную ценность, которая не подвержена никаким насмешкам и сомнениям, с которыми он смотрел на окружающий мир.
Абрагим в одной из доверительных бесед с маэстро всегда находил полного союзника.
В жизни маэстро присутствовали лишь две минуты счастья: когда он слушал звуки старинного органа в аббатстве, далеко от всей этой мирской суеты и в то время, когда он находился рядом со своей юной женой Кьерой.
Механик и фокусник Абрагим был приближен ко двору старого князя лишь благодаря магнетическому воздействию на окружающих людей и пророческому дару своей жены. Но блаженство его было не долгим, после кончины князя Кьера исчезла без следа, нанеся незаживающую сердечную рану Абрагиму.
Для Кота Мурра пробил свой час любви, когда на вечерней прогулке он встретил кошечку Мисмис. На первом любовном свидании появляются два неприятных её кузена, которые избиваю Мурра, и бросают его в сточную канаву.
Повсюду Мурра преследует образ любимой Мисмис, он пишет в её честь мадригалы и гимны. Плоды его вдохновения получают оплату сполна! Мисмис и Мурр вновь встречают друг друга под луной, и на этот раз никто им не мешает наслаждаться совместным пением (она оказывается очень музыкальной).
Кот, чтоб больше не испытывать никаких душевных терзаний предлагает своей любимой сердце и лапу. Он безумно счастлив, ведь она согласна. Но наступает момент, когда Мисмис изменяет любимому, что безвозвратно охладели друг к другу и решают больше не быть вместе.
Мурр снова начинает заниматься изящными искусствами и науками с еще большим рвением, чем до встречи в Мисмис…
В это время в Зигхарствейлер заглядывает из Италии принц Гектор, являющийся потомком одного знатного рода. За него князь Ириней решил выдать свою любимую дочь. Во время балла Генвига ведет себя неподобающе, и своими танцами шокирует весь двор. Принц совершенно ей не нравиться и в тоже время он оказывает на неё какое-то демоническое воздействие. На Юлию же принц производит очень сильное впечатление и после бала она видит принца во сне в виде капельмейстера Крейслера, который обнимал её со словами: «Тебя убили и сейчас ты моя!». Он него во сне помогает избавиться лишь Крейслер, который является благодетельным духом замка. Он будто призван защитить её и принцессу Гедвигу от злых чар. Светчица Бенцон дает свое истолкование сну: Иоганнес Крейслер приносит разлад в дом князя. Ей мало маэстро Абрагима, сейчас на пути появился этот музыкантишко, и она просто обязана вмешаться в развитие событий…
Не стоит говорить, что питает сильную неприязнь к принцу Гектору и сам Крейслер. Абрагим согласен, что он является самым настоящим змеем искусителем. Он хочет заключить брак с Гедвигой только по расчету, а на само деле он имеет виды на Юлию. Само собой Крайслер обязан вступиться за неё, но здесь будет неуместно обычное оружие.
Маэстро Абрагим дает ему миниатюрное изображение одного лица, лишь при взгляде на которое Гектор ужаснется и убежит навсегда отсюда. Все сказанное им в точности сбылось. Но из замка по необъяснимым причинам в этот же дань исчезает и капельмейстер. В парке позднее найдут его окровавленную шляпу.
Понятно, что его пытался убить адъютант Гектора, который тоже исчез без следа в эту же ночь.
У Мурра появляется новый приятель, черный кот Муций, который кидает ему упрек: «Вы кидаетесь из одной крайности в другую, вы очень скоро станете отвратительным филистером, чьи действия зависят только от привходящих обстоятельств, а ни капли не руководствуются голосом чести. Ваше уединение вас не сможет утешить, но только лишь ещё больше навредит вам!». Муций пытается порекомендовать Мурра своим близким друзьям — кошачьим буршам, которые быстро принимают его за собрата и вместе поют множество кошачьих гимнов. Их кружок быстро распадается уже после нескольких спевок на крыше: обитатели этого дома натравливают на котов своих собак и славный Муций в этой схватке погибает. Мурр знакомится на тризне с очаровательной маленькой кошечкой Миной. Он уже готов штурмовать её сердце, но тут возникает Мисмис и говорит, что Мина его собственная дочь. Кот вновь уходит к себе на печь, удивляясь таким причудам судьбы.
Крейслен находит пристанище в монастыре, об этом он сообщает в письме Абрагиму.
В это время в Зигхартвейлере происходят разные бурные события: заболела и тут же чудеснейшим образом излечилась Гедвига, вернулся принц Гектор, нашли труп его адъютанта и из столицы выехал гусарский полк, потому как они узнали, что в замке у князя Иринея случился заговор и уже начинается революция.
Крейслер же испытывает полнейшее душевное равновесие и посвящает себя музыке, во сне перед ним предстает Юлия в виде ангельской дивы и поет песню. Он уже готов принять монашеский обет — но в аббатство из Италии приезжает новый настоятель отец Киприан, которого назначил сам папа римский. Он мрачный аскет и быстро меняет сложившийся уклад жизни в монастыре.
Крейслер прекрасно понимает, что в сложившихся обстоятельствах музыка навсегда заглохнет в его душе. Ночью в монастыре отпевают адъютанта Гектора, которого он убил, защищаясь от нападения в парке Зигхартвейлера… Капельмейстер понимает, что его вовлекли в одну очень неприятную историю, к которой имеет самое прямое отношение сам отец Киприан.
Суровый монах рассказывает Крейслеру историю своей жизни, в которой он узнает о многом из жизни обитателей замка, где совсем недавно жил наш музыкант.
В прошлом отец Киприан вел распутную жизнь, ведь он являлся наследником могущественного государя.
Один раз на улице цыганка предложила познакомить его со знатной дамой и ровней принцу даже по происхождению. Антонио (так звали его в миру) счел, что старуха просто занимается сводничеством.
Но уже через несколько дней он увидел эту самую старуху в обществе прекрасной дамы, которую звали Анджела Бенцони, она была внебрачной дочерью двух очень знатных особ и как плод преступной любви была отправлена подальше от родителей, воспитываясь своей няней-цыганкой, которую принц и принял за сводню.
Анджела испытывала к Антонио взаимные чувства и их обвенчали тайно в капелле Сан-Филиппо. Когда принц Гектор увидел жену старшего брата и раскрыл их страшную тайну, он воспылал к Анджеле страстью. Антонио вскоре застиг двоих в покоях Анджелы. Было бурное объяснение, после которого в бокале Анджелы оказался яд, а сам Антонио был заколот кинжалом Гектора. Получив чудеснейшее исцеление Антонио, решает до конца жизни замаливать свой грех в монастыре. Именно в это время маэстро Абрагим оказывается в Италии. Старуха цыганка вручает ему двойной миниатюрный портрет Антонио и Анджелы, в котором хранилось письменное свидетельство о совершении двойного убийства. Сейчас уже становиться понятно, почему принц Гектор испытал трепет, глядя на эти портреты, он догадывается, что фокусник наверняка знает что-то очень важное.
И в тот момент, когда должно случиться важное событие все вдруг заканчивается, когда принцесса Гедвиги соглашается на брак с немилым сердцу Гектором.
Капермейстер Крейслер неожиданно возвращается в замок и отказывается от служения музыке и богу ради своей любви к Юлии. Маэстро Абрагим неожиданно уезжает за границу на поиски новой любви.
Так же неожиданно умирает и Кот Мурр, только что получивший славу и всеобщее признание.
Краткое содержание романа «Житейские воззрения Кота Мурра» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Житейские воззрения Кота Мурра». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/gofman/zhiteyskie-vozzrenia-kota-murra/
«Житейские воззрения Кота Мурра»
При подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон Гинценфельда (более известного миру как Кот в сапогах), издатели обратили внимание на присутствие в рукописи явно посторонних фрагментов — отрывков из опубликованного ранее повествования о капельмейстере Иоганнесе Крейслере и его друге маэстро Абрагаме. Страницы эти оказались в рукописи Мурра по той простой причине, что Кот использовал их — распотрошив книгу из библиотеки своего хозяина Абрагама — в качестве промокательной бумаги. По странному совпадению, многие эпизоды жизнеописания Крейслеpa дополняют события, изложенные Котом Мурром, — но это сущая случайность, поскольку Мурр придерживался строгой хронологии, а страницы из книги вырывались им произвольно. Тем не менее издатель оставил все как есть — на том основании, что именно Крейслеру маэстро Абрагам вверил заботу о Коте Мурре, удаляясь от двора князя Иринея.
Князь имел некогда пусть миниатюрное, но собственное княжество, потерянное им после роспуска Бонапартом прусской администрации в Польше (кое-кто, впрочем, полагал, что княжество попросту выпало из его кармана на прогулке).
Наиболее влиятельными лицами при дворе были советница вдова Бенцон (в молодые годы фаворитка князя) и маэстро Абрагам, слывущий магом и алхимиком.
Органный мастер и настройщик роялей, он снискал славу иллюзиониста и устроителя фейерверков и парковых аллегорий, был обласкан старым князем, после его смерти странствовал по Европе, но затем снова призван служить при дворе поселившегося в Зигхартсвейлере Иринея.
Ещё одно влиятельное — но совершенно в ином роде — лицо при дворе, возбуждающее в свите самые противоречивые чувства, это капельмейстер Иоганнес Крейслер, дающий уроки музыки дочери князя принцессе Гедвиге и её подруге Юлии, дочери вдовы Бенцон. Рано осиротевший, Крейслер был воспитан и обучен нотной грамоте маэстро Абрагамом, который на всю жизнь стал его лучшим другом.
Жизнью и душевными устремленьями обязан Абрагаму и Кот Мурр.
Он полагает, что родился в доме маэстро, причём не иначе как на чердаке (откуда ещё могла взяться возвышенность его ума и духа); между тем слепым котёнком, вкупе с братьями и сёстрами, он был подвергнут утоплению в реке и, чудом не захлебнувшись, вытащен из воды за шкирку проходившим по мосту Абрагамом.
Воспитание в традициях Руссо, наряду с тягой к письменному столу маэстро и книгам на столе, привело к тому, что Мурр очень скоро выучился читать (сравнивая читаемое хозяином вслух со словами в книге), а затем и писать.
Первыми литературными опытами Кота были дидактический роман «Мысль и чутье, или Кот и Пёс» (созданный не без влияния пуделя Понто), политический трактат «К вопросу о мышеловках» и трагедия «Кавдаллор — король крысиный».
Увы, тетрадь со стихами Мурра, данная на прочтение Понто, попала в руки хозяину пуделя профессору эстетики Логарио, и тот (очевидно, что из зависти) наябедничал на феноменально одарённого Кота маэстро Абрагаму. Маэстро обеспокоен тем, что киска более озабочена изящной словесностью, нежели мышами, и закрывает Мурру доступ к чтению, «Что может причинить гению большую боль, чем видеть себя непризнанным и даже осмеянным!» — сетует Мурр, но утешается тем, что ещё вольнее в результате стал творить его собственный разум.
Похожие переживания испытывает и капельмейстер Крейслер. Он тяготится своей ролью при дворе, светским этикетом и лицемерием. «В жилах этого молодого человека струится одна только музыка», — перефразирует он описание некоего старинного инструмента в музыкальном лексиконе.
Утешением служит Крейслеру общество милой фрейлейн Юлии, чья душа, как и его, открыта божественным звукам. К их уединённым занятиям музыкой присоединяется и принцесса Гедвига, питавшая поначалу к капельмейстеру, как ему казалось, неприязнь.
Принцесса признается Крейслеру в причине своего смятения от появления его при дворе: сердце её терзается воспоминанием о придворном живописце, сошедшем с ума от любви к её покойной матери; множество дивных портретов княгини украшают стены замка до сих пор, внушая Гедвиге мысль о том, что человек рождён для жизни лучшей, чем та, которую ведёт она. «Любовь артиста! — восклицает Гедвига. — О, это прекрасный, небесный сон — но только сон, только тщетная мечта!..»
История, рассказанная принцессой Гедвигой, глубоко взволновала Крейслера. Неземная музыка и неземная любовь — вот и все, что имеет истинную ценность, не подвержено сомнениям и насмешкам, с коими он взирает на все кругом.
Доверительно беседуя с маэстро Абрагамом, он находит в нем полного союзника.
В жизни маэстро было две минуты счастья: когда он внимал звукам старинного органа в удалённом от мирской суеты аббатстве и когда с ним была его Кьера, его юная ассистентка в фокусе с Невидимой Девушкой, а затем и жена.
Благодаря её пророческому дару и магнетическому воздействию на людей, даже на большом расстоянии, фокусник и механик Абрагам и был приближён ко двору старого князя. Недолго длилось блаженство: вскоре после смерти князя Кьера бесследно исчезла. Эта сердечная рана поныне не зажила.
…Час любви пробил и для Кота Мурра: наступили мартовские иды — и на одной из ночных прогулок по крыше он встречает очаровательную кошечку по кличке Мисмис. Первое любовное свидание прерывают и омрачают два её отвратительных кузена: они жестоко избивают Мурра и сбрасывают его в сточную канаву.
Образ Мисмис преследует его, он слагает в её честь гимны и мадригалы. Плоды его вдохновения оплачены сполна! Мурр и Мисмис вновь встречаются под луной, никто им не препятствует петь дуэтом (она — на редкость музыкальна).
Кот решается применить радикальное средство от последующих амурных терзаний: предлагает своей Прекрасной Даме лапу и сердце. О Боги! Она — согласна!.. Однако в жизни всякого поэта часы блаженства скоротечны: Мисмис изменяет Мурру с пёстрым котом-ловеласом.
Объяснение супругов протекает на диво спокойно; оба признаются друг Другу в сердечном охлаждении — и решают идти далее каждый своим путём. Мурр возвращается к наукам и изящным искусствам с ещё большим рвением, чем до встречи с Мисмис…
Тем временем в Зигхартсвейлер приезжает из Италии принц Гектор, потомок знатного и богатого рода, за которого князь Ириней задумал выдать дочь. На балу Гедвига ведёт себя более чем странно, шокируя весь двор: она три раза кряду пляшет с принцем лихой итальянский танец, совсем не свойственный её природе. Принц ей совсем не мил — но оказывает на неё какое-то демоническое воздействие.
Сильное впечатление производит принц и на Юлию: она в беседе с матерью уподобляет его взгляд огненному взору василиска. Советница Бенцон смеётся: сразу двум девицам милый принц кажется чудовищем — что за глупости! Нет, это голос сердца, уверяет мать Юлии.
После бала ей снился принц, под видом капельмейстера Крейслера заключивший её в объятья со словами: «Ты уже убита — и отныне должна быть моей!» От этих посягательств её избавляет во сне истинный, а не мнимый Крейслер — благодетельный дух замка, призванный оградить и её и принцессу Гедвигу от злых чар.
Советница Бенцон толкует этот сон на свой лад: Иоганнес Крейслер — человек, вносящий разлад в жизнь при дворе князя. Мало ей маэстро Абрагама — теперь ещё и этот музыкант! Она обязана вмешаться в развитие событий!..
Нечего говорить, что неприязнь к принцу Гектору питает и Крейслер. Абрагам согласен: это сущий змей-искуситель. Брак с Гедвигой он готов заключить лишь по расчёту, в действительности у него виды на Юлию. Разумеется, Крейслер должен вступиться за её честь, но обычное оружие здесь неуместно.
Маэстро Абрагам вручает другу миниатюрный портрет некоего лица, взгляд на которое повергнет Гектора в ужас и обратит его в бегство. Предсказание сбывается в точности. Но и капельмейстер внезапно исчезает из замка. В парке находят его шляпу со следами крови. Ясно, что кто-то — скорее всего, адъютант Гектора — пытался его убить.
Но убил ли? Ответа нет: адъютанта в эту ночь тоже след простыл…
Новый приятель Мурра чёрный кот Муций упрекает его: «Вы бросились из одной крайности в другую, вы вот-вот превратитесь в отвратительного филистера, чьи действия зависят от привходящих обстоятельств, а не от голоса чести.
Ваше уединение вас не утешит, но ещё больше вам навредит!» Муций рекомендует Мурра своим друзьям — кошачим буршам, принимающим его как собрата, распевая «Gaudeamus igitur» и прочие гимны.
Их кружок распадается после нескольких спевок на крыше: обитатели дома травят буршей гнусными собаками, вследствие чего отдаёт Богу душу славный Муций. На тризне Мурр знакомится с прелестной маленькой кошечкой Миной.
Он готов ринуться на штурм её сердца — и вдруг видит поодаль Мисмис, о которой и думать позабыл. Мисмис останавливает Мурра: «Мина — твоя дочь!» Кот возвращается к себе под печку, дивясь причудам и превратностям судьбы…
Крейслер — о чем он извещает в письме маэстро Абрагама — нашёл приют в монастыре.
В то время как в Зигхартсвейлере происходят в его отсутствие бурные события (болезнь и чудесное исцеление Гедвиги, тайное возвращение принца Гектора, обнаружение трупа его адъютанта, наконец, въезд гусарского полка из столицы — там прошёл слух, что в замке князя Иринея заговор и чуть ли не революция), виновник всего этого впервые испытывает душевное равновесие и посвящает себя музыке. Во сне ему видится Юлия — ангельская дева, поющая неслыханной красоты «Agnus Dei»; проснувшись, Крейслер записывает эту музыку, сам до конца не веря в то, что он — её автор. Он готовится принять монашеские обеты — но тут в аббатство приезжает из Италии новый настоятель отец Киприан, назначенный самим римским папой. Мрачный аскет, он решительно меняет уклад жизни в монастыре. Крейслер ясно видит: в новых обстоятельствах музыка в его душе заглохнет. Ночью в аббатстве совершается отпевание — в покойнике Крейслер узнает адъютанта принца Гектора, которого он убил, защищаясь от его нападения в Зигхартсвейлерском парке… Капельмейстер догадывается, что оказался вовлечён в некую страшную тайну, к которой имеет прямое отношение отец Киприан, — о чем без обиняков и объявляет новому аббату. Суровый монах мгновенно преображается и, преисполненный духа кротости и любви, рассказывает Крейслеру повесть своей жизни, проливающую свет и на многое, касающееся обитателей замка, где ещё недавно искал вдохновения наш музыкант.
В молодости отец Киприан, наследник могущественного государя, и его младший брат были на военной службе в Неаполе. Будущий аббат вёл образ жизни самый распутный, не пропуская ни одной красотки.
Однажды на улице какая-то старуха цыганка предложила ему познакомиться с дамой не только прекраснейшей, но и равной принцу по происхождению. Антонио (так его звали тогда) счёл старуху за обыкновенную сводню.
Каково было изумление принца, когда, спустя несколько дней, он встретил старуху в обществе самой чудесной из виденных им дам.
Молодую даму звали Анджела Бенцони, она родилась от внебрачной связи двух весьма знатных особ и — плод преступной любви — определена была жить вдали от дома, до особых распоряжений, под присмотром своей заботливой няни-цыганки, принятой принцем за сводню.
Анджела ответила взаимностью на чувства Антонио, и их тайно обвенчали в капелле Сан-Филиппо. Раскрыв эту тайну и увидев жену старшего брата, принц Гектор воспылал к ней страстью. Вскоре Антонио застиг его в покоях Анджелы.
Произошло бурное объяснение; в бокал Анджелы Антонио всыпал яд, но и сам пал замертво от кинжала Гектора. Чудесным образом исцелённый, Антонио дал обет замаливать свой грех в монастыре. В ту пору в Италии оказался маэстро Абрагам, под видом фокусника Северина искавший милую Кьяру.
Старуха цыганка вручила ему миниатюрный двойной портрет, где, между изображениями Антонио и Анджелы, хранилось письменное свидетельство о двойном убийстве. Все изложенное, как мы видим, объясняет и трепет принца Гектора в ту минуту, когда Крейслер показал ему сие неотразимое оружие, полученное из рук маэстро Абрагама; и влияние, коим пользовалась при дворе князя советница Бенцон, мать внебрачной его дочери; и её догадки на тот счёт, что старый фокусник знает о ней нечто важное… и ещё многое, многое иное.
Именно теперь, когда, казалось бы, должно произойти в повести все самое главное, она неожиданно обрывается. Неожиданно — как решение принцессы Гедвиги выйти замуж за немилого ей Гектора.
Неожиданно — как возвращение капельмейстера Крейслера в замок, его отказ от служения Богу и музыке ради любви Юлии.
Неожиданно — как отъезд маэстро Абрагама за границу, похоже, на новые поиски «Невидимой Девушки»…
Неожиданно — как и смерть Кота Мурра, только вступавшего на порог славы и ещё более поразительных свершений.
Перед тем, как приступить к печати записок Мурра, который известен как Кот в сапогах, издатели заметили, что в рукописи преобладают совершенно чужие мысли, изложенные ранее. А оказались они здесь по той причине, что однажды Кот распотрошил всю книгу хозяина.
В тот момент ему необходима была промокательная бумага. Итак, изложенные отрывки Котом Мурром – это полное стечение обстоятельств.
Несмотря на это, издатель принимает решение ни чего не менять, ссылаясь на то, что Крейслеру маэстро Абрагам вверил заботу о Коте Мурре.
В свое время князь владел миниатюрным, но зато личным княжеством, которое умудрился потерять на прогулке. Самыми уважаемыми лицами считались советница вдова Бенцон, маэстро Абрагам, а также капельмейстер Иоганнес Крейслер, обучающий музыке Гедвигу и ее подругу Юлию. Кот Мурр должен быть благодарен за свою жизнь Абрагаму.
Ведь, он спас его от утопления в реке, вытащив его ха хвост на сушу. Оправившись, котик стремится к книгам, маэстро настораживает тот факт, что у него больше развита словесность, нежели пристрастия к мышам.
Он закрывает ему доступ к чтению, но Мурр понимает, что благодаря данному запрету – его разум развивается еще стремительнее.
В сложившейся ситуации особенно переживает и Крейслер, которого старается успокоить Юлия. Однако принцесса Гедвига также питает к нему чувства. Время любви наступает и для Кота Мурр, он встречает Мисмис, которой он предлагает лапу и сердце. Но совсем скоро она ему изменяет с другим котом. Они решают разойтись мирно и спокойно. После чего Мурр принимается за изучение наук.
В это время приезжает из Италии принц Гектор, который нравится Юлии, но не Гедвиге. На балу она танцует довольно странно, поставив всех гостей в некое недоумение. Однако Крейслер также не располагает хорошим отношением к Гектору. По его мнению, он женится на Гедвиге по расчету, однако планы у него абсолютно иные. Ему нравится Юлия.
Приятель Мурра черный кот Муций постоянно твердит, что он не определенный и так ни когда не найдет выход. Не следует каждый раз бросаться от крайности в крайность. Вскоре Мурр встречает киску Мину, с которой хотел познакомиться поближе, однако видит Мисмис, которая открывает ему правду: Мина – его дочь.
Крейслер настраивается принять обет, написав прекрасную музыку. Будучи молодым, будущий аббат вел разгульный образ жизни и вот однажды он встречает старуху, которая предлагает познакомиться с дамой. Конечно, он соглашается, решив, что бабка – обычная сводница.
Но вскоре он видит ее в образе молодой дамы – Анджелы Бенцони. Позже тайна становится всем известной и вскоре принц Гектор испытывает к жене своего брата особенные чувства. Он пытается отравить ее, но погибает сам от кинжала Гектора.
Чудом исцелившись, он дает обет отмаливать свои грехи в монастыре.
Повесть обрывается неожиданно: читателю неизвестно, выйдет ли замуж Гедвига за нелюбимого Гектора. Неожиданно также возвращение Крейслера в замок и его отказ от музыки и Бога ради любви к Юлии. Но особенной неожиданностью является смерть Кота Мурра, который только стал успешным.
Источник: https://www.allsoch.ru/gofman/zhitejskie_vozzreniya_kota_murra/
Эрнст Т. А. Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера…»
Мастер Абрагам Лисков, фокусник и чудотворец при дворе карманного княжества, во время устроенного им фантасмагорического праздненства спасает от утопления котенка. Мурр учится понимать язык рода двуногих, постигает грамоту и поглощает обрывки знаний из стариных фолиантов со стола маэстро, чтобы, наконец, поступить в услужение Иоганнесу Крейслеру.
Воспринимающий людской разум как способность совершать обдуманные поступки, одареннейший из котов пером и чернилами перелагает на бумагу свою биографию и взгляды на мир, используя в качестве промокательной бумаги странички жизни мятежного музыканта.
Полное название этого произведения на русском языке звучит так:«Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Выходил роман в двух томах — в 1819 и 1822 годах.
Входит в:
1893 г. 1893 г. 1893 г. 1894 г. 1897 г. 1962 г. 1967 г. 1972 г. 1989 г. 1989 г. 1990 г. 1997 г. 2001 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2008 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. Издания на иностранных языках: 2003 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
baroni, 13 сентября 2007 г.
Замечательный роман-шедевр Гофмана, оказавший огромное влияние на русскую литературу, особенно на ее так на. «мистическую ветвь» (Достоевский, Булгаков, В. Орлов).
Глубокая философская сказка о столкновении двух миров: мира обываетелей, филистеров-буржуа, прагматиков-рационалистов с любимым гофмановским героем: неприякаянным художником, скитальцем, житейским неудачником, неизлечимым романтиком.
Эти миры олицетворяют соответственно кот Мурр, ведущий собственные записки, и его хозяин, композитор И. Крейслер. Причем мир филистеров-рационалистов, презирая «этих чокнутых художников» подсознательно стремится подражать им, что замечательно видно на примере «Записок» вышеупомянутого кота.
Так возникает еще одна важная для Гофмана тема: тема двойничества, тема подлинных и подменных, ложных сущностей («Двойничество» — одна из любимых тем и русских мистических писателей). «Записки…» отличает и фирменный гофмановский юмор: иронично-саркастический и, одновременно, прозрачный и легкий.Высший Балл!
nattsorg, 13 марта 2018 г.
После ознакомления с множественными перипетиями в жизни Гофмана роман воспринимается скорее как трагическая автобиография. Под тончайшей иронией проступает неизгладимая боль по утраченной любви, чувстве, которое неведомо закоснелому душой обществу. Обществу, в которое так старается влиться Кот Мурр — он же сам Теодор Амадей.
Отсюда, неизбежность возникновения некоего разделения жизненных идеалов, свойственная романтикам. Полет мысли, прерываемый серостью повседневности, приправленной, к тому же, однообразными лицами, побуждениями, всеобщим ханжеством.
Эта двойственность сквозит и в самом построении текста — здесь и поэтические порывы Крейслера и рациональные рассуждения Мурра.
Книга становиться особенно актуальной в наше время, когда личность обезличивается, а желание показать себя заключается преимущественно лишь в эпатажных нарядах под «скорлупой которых нет ядра»…
Для «последних романтиков» роман, скорее всего, оставит горькое послевкусие пережитого собственного жизненного опыта. «Житейские воззрения…» могли бы быть автобиографией для многих, кто ощутил на себе не прощающую лицемерность современного общества.
Paul Atreides, 21 марта 2019 г.
Скажу сразу — это не сказка, а скорее притча. Философская, фантастическая, но всё же притча. И это не только автобиографический роман про кота.
Кто такой Мурр? Это кот, который в силу своего неограниченного таланта и тягой к знанию стал настоящей эстетской натурой. Но где и знания, там и горе от ума.
Роман (а точнее — его главная часть) показывает, что бывает с теми, кто не может приспособиться к настоящей жизни; кто смотрит на происходящее через одну линзу очков. Кто считает себя умным, и страдает от неспособности противостоять реальному миру.
Несмотря на то, что Мурру невероятно везло в некоторых ситуациях, ему всё равно приходилось переосмысливать свою жизнь. И эта история не только прекрасна, но и поучительна.
Вторая история — псевдобиография музыканта Крейслера (псевдоним Гоффмана). Замечательная иллюстрация иронии, шарма и богатства литературного языка Э.Т.А.
Сюжетно — история любви на фоне постоянных дворцовых интриг и не простых отношений между княжеской свитой и членами семьи.
Здесь Гоффман проводит замечательную параллель между Мурром и Крейслером — оба страдают от собственного ума, оба несчастливы в любви, оба пытаются адаптироваться в непростом обществе. Вот только исход у них разных. А точнее, его нет.
Роман, к сожалению, не закончен. То ли намеренно, то ли случайно. Как бы ни то ни было, со смертью Мурра (реального кота писателя) заканчивается и рукопись. В то время как история кота заканчивается весьма многообещающе
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он переезжает к новому хозяину — Крейслеру!
То история музыканта грубо обрывается на полуслове, и чем закончатся его непростые похождения и княжеские интриги уже не узнаем. Печально.
Тем не менее, роман стоит прочтения. Невероятно красивый язык — образец качественной литературы, философия, мораль уж точно не оставят никого равнодушным.
Paganist, 30 октября 2019 г.
Сложно, неоднозначно, но интересно. Это если вкратце. Подробнее высказаться о романе — задача нелёгкая, ибо граней, оттенков, смыслов, вопросов и выводов гораздо больше, чем кажется при прочтении.
И, разумеется, впечатление первичное, то есть возникающее во время знакомства с текстом и сразу после завершения оного, и то, которое кристаллизуется спустя определённое время — отличаются друг от друга. Не радикально, но достаточно.
В этом я убеждён, хотя и пишу отзыв всего через два с половиной часа по окончанию чтения.
На поверхности мы видим типичное столкновение мира мещанского, обывательского и мира чистого творчества и полёта мысли. Казалось бы, избитая тема даже по тем временам.
Тем не менее, раскрыта он своеобразно, ибо Гофман — писатель неординарный. Более того, роман в определённой степени автобиографичный. Достаточно вспомнить, что один из псевдонимов Гофмана — Иоганн Крейслер, а его кота звали Мурр.
Что ж, в этом улавливается и комедия, и драма произведения.
Центральное место произведения занимают рассужденим о творчестве и личности творца. Разделение на гениев и ремесленников — это не только боль главных героев (Крейслера и Мурра), но и данность реальности, эдакое диалектическое столкновение и единство противоположностей. Другой парой, очевидно, являются «нормальное» общество и творцы прекрасного.
На примере кота Мурра очень тонко показано становление гения, человека не от мира сего. Причём это подано с иронией и базапелляционной уверенностью в собственное совершенство, которое присуще, пожалуй, только котам.
При этом видны терзания и метания в поиске места в жизни и признания, притягательность и губительность соблазнов.
«Макулатурные листы» понравились куда меньше в силу того, что сама история с интригами в безвестном немецком княжестве не столь привлекательна, как похождения и рассуждения учёного кота.
К чему никогда нет претензий в произведениях Гофмана — язык и стилистика. Они привычно на высоте. Пусть манера весьма изыскана и слишком непривычна для нашего времени, она прекрасна.
В наш век аббревиатур, сокращений и малоречивости, тексты Гофмана — настоящий кладезь красноречия и безупречного «высокого» языка. Собственно, «Житейские воззрения кота Мурра» являются хрестоматийным примером мастерства автора.
Несмотря на вполне определённую сложность восприятия. Всё же роман философский, а не развлекательное чтиво.
ant_veronque, 22 марта 2019 г.
С книгами Гофмана у меня отношения сложные. Тяжело он читается, долго, слишком витиевато и многословно выражается. Но как-то потом долго вспоминаются его книги, чем-то он всё-таки меня неизменно цепляет.
Вот и воззрения кота поначалу казались скучными, особенно же скучны были отрывки про княжеский двор, маэстро Абрагама и Крейслера.
Но как-то постепенно пошло веселее, Гофману удалось заинтриговать меня сюжетом, так что даже стало жаль, что многие тайны так и не раскрылись и история Крейслера в связи со смертью кота и обрывом его записок осталась не завершена.
Еще мне почему-то было очень досадно, что не указана причина смерти кота: как Мурра-персонажа, так и его прототипа.
В книге кроме житейских воззрений кота довольно много житейских воззрений собаки — пуделя Понто, приятеля Мурра. И надо сказать, что пуделиные воззрения отличаются куда большей житейский мудростью и многое в поведении человека изобличают прямым текстом, тогда как речи кота более иносказательны, и часто не очень-то умны, но в том-то вся и прелесть. Кот — во многом пародия на человека.
Выбранный Гофманом прием перемежать записки кота биографией Крейслера, причем обрывая на полуслове и то и другое, мне до сих пор нигде не встречался. Это было интересно. Юмор Гофмана тоже очень хорош и многогранен: где-то уход в пародию, где-то в сатиру, где-то в иронию.
Вот например: «… да и много спустя после того, как я столь решительно высказался против лености, никому не приходило в голову требовать, чтобы я на собственном примере показал проповедуемое мною геройство».
Гофмана-юмориста я увидела впервые, раньше совсем не замечала за ним этого качества.
Mark Nialmar, 22 февраля 2012 г.
Хорошо или не плохо?
Много точных замечаний, наблюдений, сатиры и просто Гофмана…
Значит хорошо, но не отлично. Почему не отлично? Это произведение считается лучшим произведением Гофмана, а с этим трудно согласиться.
Yazewa, 15 февраля 2008 г.
Очень интересное произведение. Когда вчитаешься в этот такой несовременный, такой затягивающий своей обстоятельностью стиль, оторваться весьма трудно. Увы, сейчас трудно прочувствовать остроту сатирических деталей, глубину сарказма — это все было весьма современно, но юмор, ирония, изящество владения словом абсолютно не стареют.
Ужасно мне нравится это словосочетание: «макулатурные листы»… 🙂
Источник: https://fantlab.ru/work52876
Житейские воззрения Кота Мурра краткое содержание
Житейские
воззрения Кота Мурра краткое содержание
При подготовке к печати записок Мурра,
потомка прославленного Гинца фон
Гинценфельда (более известного миру
как Кот в сапогах), издатели обратили
внимание на присутствие в рукописи явно
посторонних фрагментов — отрывков из
опубликованного ранее повествования
о капельмейстере Иоганнесе Крейслере
и его друге маэстро Абрагаме. Страницы
эти оказались в рукописи Мурра по той
простой причине, что Кот использовал
их — распотрошив книгу из библиотеки
своего хозяина Абрагама — в качестве
промокательной бумаги. По странному
совпадению, многие эпизоды жизнеописания
Крейслеpa дополняют события, изложенные
Котом Мурром, — но это сущая случайность,
поскольку Мурр придерживался строгой
хронологии, а страницы из книги вырывались
им произвольно. Тем не менее издатель
оставил все как есть — на том основании,
что именно Крейслеру маэстро Абрагам
вверил заботу о Коте Мурре, удаляясь от
двора князя Иринея.
Князь имел некогда пусть миниатюрное,
но собственное княжество, потерянное
им после роспуска Бонапартом прусской
администрации в Польше (кое-кто, впрочем,
полагал, что княжество попросту выпало
из его кармана на прогулке).
Наиболее
влиятельными лицами при дворе были
советница вдова Бенцон (в молодые годы
фаворитка князя) и маэстро Абрагам,
слывущий магом и алхимиком.
Органный
мастер и настройщик роялей, он снискал
славу иллюзиониста и устроителя
фейерверков и парковых аллегорий, был
обласкан старым князем, после его смерти
странствовал по Европе, но затем снова
призван служить при дворе поселившегося
в Зигхартсвейлере Иринея.
Еще одно влиятельное — но совершенно
в ином роде — лицо при дворе, возбуждающее
в свите самые противоречивые чувства,
это капельмейстер Иоганнес Крейслер,
дающий уроки музыки дочери князя
принцессе Гедвиге и её подруге Юлии,
дочери вдовы Бенцон. Рано осиротевший,
Крейслер был воспитан и обучен нотной
грамоте маэстро Абрагамом, который на
всю жизнь стал его лучшим другом.
Жизнью и душевными устремленьями обязан
Абрагаму и Кот Мурр.
Он полагает, что
родился в доме маэстро, причем не иначе
как на чердаке (откуда еще могла взяться
возвышенность его ума и духа); между тем
слепым котенком, вкупе с братьями и
сестрами, он был подвергнут утоплению
в реке и, чудом не захлебнувшись, вытащен
из воды за шкирку проходившим по мосту
Абрагамом.
Воспитание в традициях Руссо,
наряду с тягой к письменному столу
маэстро и книгам на столе, привело к
тому, что Мурр очень скоро выучился
читать (сравнивая читаемое хозяином
вслух со словами в книге), а затем и
писать.
Первыми литературными опытами
Кота были дидактический роман «Мысль
и чутье, или Кот и Пес» (созданный не без
влияния пуделя Понто), политический
трактат «К вопросу о мышеловках» и
трагедия «Кавдаллор — король крысиный».
Увы, тетрадь со стихами Мурра, данная
на прочтение Понто, попала в руки хозяину
пуделя профессору эстетики Логарио, и
тот (очевидно, что из зависти) наябедничал
на феноменально одаренного Кота маэстро
Абрагаму. Маэстро обеспокоен тем, что
киска более озабочена изящной словесностью,
нежели мышами, и закрывает Мурру доступ
к чтению, «Что может причинить гению
большую боль, чем видеть себя непризнанным
и даже осмеянным!» — сетует Мурр, но
утешается тем, что еще вольнее в результате
стал творить его собственный разум.
Похожие переживания испытывает и
капельмейстер Крейслер. Он тяготится
своей ролью при дворе, светским этикетом
и лицемерием. «В жилах этого молодого
человека струится одна только музыка»,
— перефразирует он описание некоего
старинного инструмента в музыкальном
лексиконе.
Утешением служит Крейслеру
общество милой фрейлейн Юлии, чья душа,
как и его, открыта божественным звукам.
К их уединенным занятиям музыкой
присоединяется и принцесса Гедвига,
питавшая поначалу к капельмейстеру,
как ему казалось, неприязнь.
Принцесса
признается Крейслеру в причине своего
смятения от появления его при дворе:
сердце её терзается воспоминанием о
придворном живописце, сошедшем с ума
от любви к её покойной матери; множество
дивных портретов княгини украшают стены
замка до сих пор, внушая Гедвиге мысль
о том, что человек рожден для жизни
лучшей, чем та, которую ведет она. «Любовь
артиста! — восклицает Гедвига. — О, это
прекрасный, небесный сон — но только
сон, только тщетная мечта!..»
История, рассказанная принцессой
Гедвигой, глубоко взволновала Крейслера.
Неземная музыка и неземная любовь —
вот и все, что имеет истинную ценность,
не подвержено сомнениям и насмешкам, с
коими он взирает на все кругом.
Доверительно
беседуя с маэстро Абрагамом, он находит
в нем полного союзника.
В жизни маэстро
было две минуты счастья: когда он внимал
звукам старинного органа в удаленном
от мирской суеты аббатстве и когда с
ним была его Кьера, его юная ассистентка
в фокусе с Невидимой Девушкой, а затем
и жена.
Благодаря её пророческому дару
и магнетическому воздействию на людей,
даже на большом расстоянии, фокусник и
механик Абрагам и был приближен ко двору
старого князя. Недолго длилось блаженство:
вскоре после смерти князя Кьера бесследно
исчезла. Эта сердечная рана поныне не
зажила.
…Час любви пробил и для Кота Мурра:
наступили мартовские иды — и на одной
из ночных прогулок по крыше он встречает
очаровательную кошечку по кличке Мисмис.
Первое любовное свидание прерывают и
омрачают два её отвратительных кузена:
они жестоко избивают Мурра и сбрасывают
его в сточную канаву.
Образ Мисмис
преследует его, он слагает в её честь
гимны и мадригалы. Плоды его вдохновения
оплачены сполна! Мурр и Мисмис вновь
встречаются под луной, никто им не
препятствует петь дуэтом (она — на
редкость музыкальна).
Кот решается
применить радикальное средство от
последующих амурных терзаний: предлагает
своей Прекрасной Даме лапу и сердце. О
Боги! Она — согласна!.. Однако в жизни
всякого поэта часы блаженства скоротечны:
Мисмис изменяет Мурру с пестрым
котом-ловеласом.
Объяснение супругов
протекает на диво спокойно; оба признаются
друг Другу в сердечном охлаждении — и
решают идти далее каждый своим путем.
Мурр возвращается к наукам и изящным
искусствам с еще большим рвением, чем
до встречи с Мисмис…
Тем временем в Зигхартсвейлер приезжает
из Италии принц Гектор, потомок знатного
и богатого рода, за которого князь Ириней
задумал выдать дочь. На балу Гедвига
ведет себя более чем странно, шокируя
весь двор: она три раза кряду пляшет с
принцем лихой итальянский танец, совсем
не свойственный её природе. Принц ей
совсем не мил — но оказывает на нее
какое-то демоническое воздействие.
Сильное впечатление производит принц
и на Юлию: она в беседе с матерью уподобляет
его взгляд огненному взору василиска.
Советница Бенцон смеется: сразу двум
девицам милый принц кажется чудовищем
— что за глупости! Нет, это голос сердца,
уверяет мать Юлии.
После бала ей снился
принц, под видом капельмейстера Крейслера
заключивший её в объятья со словами:
«Ты уже убита — и отныне должна быть
моей!» От этих посягательств её избавляет
во сне истинный, а не мнимый Крейслер —
благодетельный дух замка, призванный
оградить и её и принцессу Гедвигу от
злых чар.
Советница Бенцон толкует этот
сон на свой лад: Иоганнес Крейслер —
человек, вносящий разлад в жизнь при
дворе князя. Мало ей маэстро Абрагама
— теперь еще и этот музыкант! Она обязана
вмешаться в развитие событий!..
Нечего говорить, что неприязнь к принцу
Гектору питает и Крейслер. Абрагам
согласен: это сущий змей-искуситель.
Брак с Гедвигой он готов заключить лишь
по расчету, в действительности у него
виды на Юлию. Разумеется, Крейслер должен
вступиться за её честь, но обычное оружие
здесь неуместно.
Маэстро Абрагам вручает
другу миниатюрный портрет некоего лица,
взгляд на которое повергнет Гектора в
ужас и обратит его в бегство. Предсказание
сбывается в точности. Но и капельмейстер
внезапно исчезает из замка. В парке
находят его шляпу со следами крови.
Ясно, что кто-то — скорее всего, адъютант
Гектора — пытался его убить.
Но убил
ли? Ответа нет: адъютанта в эту ночь тоже
след простыл…
Новый приятель Мурра черный кот Муций
упрекает его: «Вы бросились из одной
крайности в другую, вы вот-вот превратитесь
в отвратительного филистера, чьи действия
зависят от привходящих обстоятельств,
а не от голоса чести.
Ваше уединение вас
не утешит, но еще больше вам навредит!»
Муций рекомендует Мурра своим друзьям
— кошачим буршам, принимающим его как
собрата, распевая «Gaudeamus igitur» и прочие
гимны.
Их кружок распадается после
нескольких спевок на крыше: обитатели
дома травят буршей гнусными собаками,
вследствие чего отдает Богу душу славный
Муций. На тризне Мурр знакомится с
прелестной маленькой кошечкой Миной.
Он готов ринуться на штурм её сердца —
и вдруг видит поодаль Мисмис, о которой
и думать позабыл. Мисмис останавливает
Мурра: «Мина — твоя дочь!» Кот возвращается
к себе под печку, дивясь причудам и
превратностям судьбы…
Крейслер — о чем он извещает в письме
маэстро Абрагама — нашел приют в
монастыре.
В то время как в Зигхартсвейлере
происходят в его отсутствие бурные
события (болезнь и чудесное исцеление
Гедвиги, тайное возвращение принца
Гектора, обнаружение трупа его адъютанта,
наконец, въезд гусарского полка из
столицы — там прошел слух, что в замке
князя Иринея заговор и чуть ли не
революция), виновник всего этого впервые
испытывает душевное равновесие и
посвящает себя музыке. Во сне ему видится
Юлия — ангельская дева, поющая неслыханной
красоты «Agnus Dei»; проснувшись, Крейслер
записывает эту музыку, сам до конца не
веря в то, что он — её автор. Он готовится
принять монашеские обеты — но тут в
аббатство приезжает из Италии новый
настоятель отец Киприан, назначенный
самим римским папой. Мрачный аскет, он
решительно меняет уклад жизни в монастыре.
Крейслер ясно видит: в новых обстоятельствах
музыка в его душе заглохнет. Ночью в
аббатстве совершается отпевание — в
покойнике Крейслер узнает адъютанта
принца Гектора, которого он убил,
защищаясь от его нападения в
Зигхартсвейлерском парке… Капельмейстер
догадывается, что оказался вовлечен в
некую страшную тайну, к которой имеет
прямое отношение отец Киприан, — о чем
без обиняков и объявляет новому аббату.
Суровый монах мгновенно преображается
и, преисполненный духа кротости и любви,
рассказывает Крейслеру повесть своей
жизни, проливающую свет и на многое,
касающееся обитателей замка, где еще
недавно искал вдохновения наш музыкант.
В молодости отец Киприан, наследник
могущественного государя, и его младший
брат были на военной службе в Неаполе.
Будущий аббат вел образ жизни самый
распутный, не пропуская ни одной красотки.
Однажды на улице какая-то старуха цыганка
предложила ему познакомиться с дамой
не только прекраснейшей, но и равной
принцу по происхождению. Антонио (так
его звали тогда) счел старуху за
обыкновенную сводню.
Каково было
изумление принца, когда, спустя несколько
дней, он встретил старуху в обществе
самой чудесной из виденных им дам.
Молодую даму звали Анджела Бенцони, она
родилась от внебрачной связи двух весьма
знатных особ и — плод преступной любви
— определена была жить вдали от дома,
до особых распоряжений, под присмотром
своей заботливой няни-цыганки, принятой
принцем за сводню.
Анджела ответила
взаимностью на чувства Антонио, и их
тайно обвенчали в капелле Сан-Филиппо.
Раскрыв эту тайну и увидев жену старшего
брата, принц Гектор воспылал к ней
страстью. Вскоре Антонио застиг его в
покоях Анджелы.
Произошло бурное
объяснение; в бокал Анджелы Антонио
всыпал яд, но и сам пал замертво от
кинжала Гектора. Чудесным образом
исцеленный, Антонио дал обет замаливать
свой грех в монастыре. В ту пору в Италии
оказался маэстро Абрагам, под видом
фокусника Северина искавший милую
Кьяру.
Старуха цыганка вручила ему
миниатюрный двойной портрет, где, между
изображениями Антонио и Анджелы,
хранилось письменное свидетельство о
двойном убийстве. Все изложенное, как
мы видим, объясняет и трепет принца
Гектора в ту минуту, когда Крейслер
показал ему сие неотразимое оружие,
полученное из рук маэстро Абрагама; и
влияние, коим пользовалась при дворе
князя советница Бенцон, мать внебрачной
его дочери; и её догадки на тот счет, что
старый фокусник знает о ней нечто важное…
и еще многое, многое иное.
Именно теперь, когда, казалось бы, должно
произойти в повести все самое главное,
она неожиданно обрывается. Неожиданно
— как решение принцессы Гедвиги выйти
замуж за немилого ей Гектора.
Неожиданно
— как возвращение капельмейстера
Крейслера в замок, его отказ от служения
Богу и музыке ради любви Юлии.
Неожиданно
— как отъезд маэстро Абрагама за границу,
похоже, на новые поиски «Невидимой
Девушки»…
Неожиданно — как и смерть Кота Мурра,
только вступавшего на порог славы и еще
более поразительных свершений.
Источник: https://studfile.net/preview/4063671/