Меню статьи:
В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». В период, когда писатель начала писать роман, Салтыков-Щедрин работал над циклом текстов, озаглавленным «Помпадуры и помпадурши». «История одного города» во многом повторяет мотивы вышеназванного цикла.
Произведение Салтыкова-Щедрина приняли остро: общество расценило роман как насмешку писателя над образом жизни российского населения, поэтому «История одного города» вызвала множество негативных откликов.
Роман-сатира: характерные черты сатиры
Сатирой называется разновидность комического произведения. Однако в отличие от юмора или иронии, сатира острее обличает пороки. Название сатира получила от персонажей древнегреческой мифологии.
Для сатиры характерна резкая отрицательная критика предмета интереса, однако при этом обязательно должен присутствовать положительный объект изображения.
На фоне сравнения с этим положительным объектом и проявляются негативные черты того, что описывается.
Дорогие любители классики! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа “Как один мужик двух генералов прокормил” Михаила Салтыкова-Щедрина.
Что обличает Салтыков-Щедрин? Прежде всего, писатель обращается к тематике самодержавия, критикую власть, а также раскрывая пороки населения самодержавного общества. Автор использует в тексте не только сатирические приемы, но также отдает предпочтение гротеску, иронии, так называемому эзоповому языку (названному в честь античного баснописца Эзопа) и иносказанию.
Автор сочиняет сатиру, обличающую недостатки исторических личностей, правителей и градоначальников Российской империи. Народ изображен абсурдно покорным на фоне своеволия и произвола представителей власти.
Удивительно, насколько актуальным произведение Салтыкова-Щедрина остается в наши дни, ведь наше общество до сих пор не искоренило изображенные в романе русского писателя пороки.
Главные герои романа “История одного города”
Персонажи романа – это градоначальники, которые по очереди отличаются определенными делами в обустройстве города с красноречивым названием Глупов. На самом деле, Салтыков-Щедрин описывает огромное количество градоначальников – всего 21 личность, управлявших Глуповым:
Амадей Мануйлович Клементий
Он был градоначальником в 1731–1734 годах. Прежде, до этой должности, герой жил в Италии, где работал кулинаром. У повара Амадея Мануйловича получались прекрасные макароны.
Герцог Курляндский привез кулинара в Российскую империю. Позже повар поднялся по карьерной лестнице и стал заправлять Глуповым. Старая привычка готовить макароны у Амадея сохранилась и на новом посту. Более того, герой тщательно заставлял жителей Глупова тоже готовить это блюдо. В 1734 году Амадей сместился градоправителем Березовым.
Фотий Петрович Ферапонтов
Ранее герой служил простым бригадиром, но в 1734 году стал градоправителем Глупова. Также Фотий Петрович занимал почетное место парикмахера герцога Курляндского.
Ферапонтов поставил себе за цель борьбу с гражданами, не платящими налоги. Также у градоправителя имелась слабость: Фотий был падкий на зрелища, любил смотреть на наказание розгами.
В 1738 году судьба сыграла с героем злую шутку: Ферапонтова растерзали собаки во время охоты в лесу.
•
Иван Матвеевич Великанов
Он сменил предыдущего градоправителя в 1738 году. Герой продержался на посту всего 2 года и в 1740-м покинул пост. Точнее, Великанова отстранили за то, что мужчина вступил в отношения с некой госпожой Лопухиной.
Иван Матвеевич прославился тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам в реке. Вообще, Великанову была свойственна жестокость. Герой часто избивал подчиненных, а также капитанов-исправников.
Кроме того, Великанов взимал налог с каждого человека: получаемые 3 копейки с души градоправитель клал в свой карман.
Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев
Он правил городом в 1740–1745 годах. До этого герой служил на посту капитана-поручика. Маныла отличала храбрость и отвага. Градоправитель во время службы в лейб-гвардии осаждал Глупов и захватывал город. Но с поста Кильдибаев ушел громко, со скандалом, будучи уволенным.
Ламврокакис
Продержался на посту достаточно долго: с 1745-го по 1756-й год. Герой представлен беглым греком, который не имел имени или звания.
До того, как Ламврокакис занял пост градоначальника, герой продавал на одном из рынков в Нежине греческое мыло, губки и орехи.
Ламврокакис почитал классическое образование, но в 1756 году градоправителя нашли в спальне: чиновник умер, а тело его уже успели изъесть клопы.
Иван Матвеевич Баклан
Занял пост градоправителя Глупова в 1756 году. Баклан ранее служил бригадиром и славился неестественно высоким ростом – больше двух метров.
Гордость для героя представляла родословная Ивана Матвеевича: считалось, что род Бакланов тянется от самого Ивана Великого, прямым потомком которого герой себя и расценивал.
Однако судьба и этого градоправителя закончилась трагически: в 1761 налетевший на город ураган переломил высокого мужчину пополам.
Богдан Богданович Пфейфер
Правил в период с 1761-го по 1762-й год. Пфейфер служил в качестве сержанта, а потом стал градоправителем. Однако из-за отсутствия образования и невежества герой на осту долго не продержался.
Дементий Варламович Брудастский
Он отличался крайне категоричным характером. Время правления героя – 1762 год. Персонаж удивляет тем, что на месте мозга в черепе Брудастого был инструмент, напоминающий орган. За это качество герой и получил прозвище «Органчика».
Градоправителя отличала усердная работа и трудолюбие. Категоричность и принципиальность Брудастого вгоняла в ужас и трепет все население Глупова.
Когда Дементий Варламович покинул пост, в городе на неделю воцарился беспорядок, хаос, анархия и войны между разными группами населения.
Семен Константинович Двоекуров
Он занимал пост градоначальника в 1762–1770 годах. Двоекуров прославился деятельностью, активностью в развитии города и новаторством. Чиновник занимался обустройством города, выкладывая новые дороги, ремонтируя улицы. При правлении Двоекурова в Глупове открылись пивоварни и медоварни.
Градоправитель заставлял жителей города заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа, а также употреблением этих продуктов в пищу. Двоекурова заботили вопросы образования, поэтому герой попытался открыть академию.
Между тем, характер у Семена Константиновича отличался жесткостью и принципиальностью: жители города нередко получали наказание розгами. В 1770-м году Двоекурова настигла смерть от старости.
Маркиз Антон Протасьевич де Санглот
Он правил в 1770–1772 годах. Как видно из фамилии героя, происхождение маркиз вел из Франции. Легкий, ветреный градоправитель был несерьезен, любил развлечения, пение песен, в том числе крайне непристойного характера. Пост герой покинул вследствие увольнения.
Петр Петрович Фердыщенко
Герой возглавлял Глупов в 1772–1779 годах. Когда-то мужчина служил бригадиром, а до этого – обычным солдатом. У князя Потемкина Фердыщенко числился денщиком. Правление Петра Петровича длилось 6 лет и отличалось крайним спокойствием и размеренностью.
Тишь да гладь царили в Глупове, когда бразды правления держал в руках Фердыщенко. Но потом градоправителя словно поразил какой-то странный недуг. Герой стал спесив и своеволен. Фердыщенко и так отличался небольшим умом и невеликой сообразительностью, а теперь стал невыносим.
Глупость, легкомысленность, сластолюбие, избалованность, косноязычие – характерные черты Петра Петровича на этом этапе правления городом.
Дорогие ценители творчества Михаила Салтыкова-Щедрина! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Дикий помещик”, который по праву считают премьерой в области сатирических сказок.
Налогами градоправитель не интересовался, хозяйственные дела запустил. Под конец правления Фердыщенко в голоде царил хаос, в Глупове случился пожар, а потом население охватил голод. Градоправитель ездил осматривать окрестности владений, однако путешествие это было нелепым. Объевшись во время одной из поездок, градоправитель умер.
Василиск Семенович Бородавкин
Его правление было самым продолжительным и длилось с 1779 года до 1798-го. Кроме длительности, время, когда Бородавкин находился у власти, принесло Глупову наилучшие результаты. Город процветал.
Градоправитель тщательно следил за уплатой налогов, страстно и яростно боролся с теми, кто не платил налоги в казну. В этой борьбе Бородавкин уничтожил 33 села, собрав с населения при этом всего два с половиной рубля. Василий Семенович любил играть в ламуш и ввел на эту игру моду.
Также Бородавкин ввел в широкий обиход прованские масла. Одна площадь была замощена, а вторая – обсажена деревьями.
Градоправитель интересовался уровнем образования в городе, собирался создать учебное заведение – академию. Но предложение Бородавкина об основании академии не получило поддержки, поэтому вместо этого градоправитель заложил съезжий дом – здание для пребывания арестованных людей.
Прославился же Бородавкин тем, что во время правления героя прошли 4 войны, которые велись за просветительскую деятельность, и 3 войны против этой деятельности.
Как римский император Нерон, Василиск Семенович хотел спалить Глупов, однако этой задумке помешала кончина градоправителя в 1798 году.
Онуфрий Иванович Негодяев
Годы правления Глуповым – 1798–1802 года. Негодяева писатель не зря наделил такой «говорящей» фамилией.
Онуфрий Иванович происходил из обычных крестьян, а до градоправительства топил печи в городишке под Петербургом. Придя к власти, герой уничтожил улицы, вымощенные предшественниками.
Камень, который раньше лежал в виде брусчатки, послужил материалов для изготовления монументальной скульптуры.
Глупов постепенно приходил в упадок, разрушался. Население города утеряло признаки цивилизованности, покрывшись шерстью и одичав. С поста Негодяев ушел через 4 года – нерадивого градоправителя уволили.
Ксаверий Георгиевич Микаладзе
Правил в период с 1802-го до 1806-го года. Судя по фамилии, Ксаверий Георгиевич происходил из черкесов.
Микладзе, который до того как занял пост градоправителя был князем, происходил из рода княгини Тамары. Княгиня вошла в историю сладострастным характером и горячим темпераментом.
Между тем, Микеладзе правил ласково и кротко. Впервые жители Глупова ощутили уважительное отношение со стороны градоправителя.
Микеладзе не любил ругаться, вел себя вежливо и спокойно. Кроме того, градоправитель проводил много времени в женской компании, любил красивых девушек, и сам отличался внешне привлекательными чертами.
Глупов расцвел, а количество населения увеличилось почти в два раза. Иронично, что Ксаверий Георгиевич скончался от истощения.
Однако точная дата смерти градоправителя неизвестна: то ли это 1806 год, то ли же 1814-й.
Феофилакт Иринархович Беневоленский
Время пребывания героя на посту градоправителя Глупова – 1806–1811 года. До того как стать градоправителем, Беневоленский служил в звании статского советника при дворе. У Феофилакта Иринарховича имелись и влиятельные покровители: среди них – коллега героя по семинарии Сперанский. Во время начальствования Беневоленского население Глупова жило хорошо, а жители стали очень толстыми.
Градоправитель любил сочинять законы и разнообразные правила. Беневоленский завел роман с некоей Распоповой. Женщина – купчиха, которая подавала Беневоленскому каждую субботу вкусные пироги. Когда у градоправителя появлялось свободное время, он тратил его на сочинение проповедей, которые произносились местными священниками.
Знаток языков, Беневоленский перевел с латыни произведения Фомы Кемпийского.
Градоправитель снова заставил жителей Глупова выращивать и употреблять в пищу горчицу, прованские масла и лавровый лист. Откупы Беневоленский обкладывал данью, получая за это 3 тысячи рублей годовой прибыли. Правление героя завершилось в 1811 году, когда Беневоленского уличили в сговоре с Наполеоном Бонапартом.
Иван Пантелеич Прыщ
Его правление которого заняло несколько лет, начиная с 1811 года. Ранее герой служил офицером. Жители Глупова получили свободу, а сам градоправитель уделил все время и все силы управлению городскими делами.
Население стремительно богатело, а количество людей, живущих в достатке и богатстве, увеличилось в 4 раза. Однако у Прыща нашли небольшой и странный изъян – фаршированную голову.
Жизнь Ивана Пантелеича закончилась внезапно: градоправителя убил предводитель местного дворянства.
Никодим Осипович Иванов
До этого он служил статским советником. Герой начал править Глуповым где-то между 1811-м годом и 1819-м. Умом градоправитель не отличался. Низкорослый Иванов не сочинял законов и не понимал законодательства. Смерть настигла градоправителя, когда тот пытался понять указ.
Виконт Ангел Дорофеевич дю Шарио
Он находился у власти Глупова в 1811–1821 годах. Как свидетельствует фамилия героя, дю Шарио приехал из Франции. Любовь к женским нарядам, вкусной еде, деликатесам вроде лягушачьих ножек, привлекла внимание к полу градоправителя. Как и следовало ожидать, дю Шарио оказался девушкой. В 1821 году градоправитель уехал из России.
Эраст Андреевич Грустилов
Он правил Глуповым приблизительно в 1815–1825 годах. Также ранее служил статским советником, приходился другом Карамзину.
Грустилов не зря получил такое имя: героя отличала склонность к меланхолии, однако темперамент у градоправителя оказался страстным, сластолюбивым и развращенным. Глупов, как в эпоху эллинизма, погрузился в сладострастие и разврат.
Жители города поклонялись пантеону богов. В 1825 году градоправителя настигла смерть: Грустилов умер, сраженный меланхолией.
Угрюм-Бурчеев
Он оказался сущим идиотом. Глаза героя выдавали безнравственную, глупую, бессовестную натуру. Старый Глупов при Угрюме-Бурчееве разрушается под корень, а на новом месте возводится поселение, названное Непреклонском.
Градоправитель отличался странными привычками: например, герой всегда засыпал на голом полу. Город при правлении Угрюма-Бурчеева превратился в военный поселок, жители ходили в военной форме, маршировали и соблюдали строгую дисциплину.
В один прекрасный день градоправитель просто исчезает.
Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский
Военный, ставший градоправителем, вошел в Глупов торжественно. Архистратиг приехал на белоснежном жеребце. Академия была сожжена, а науки – упразднены.
Анализ произведения
В сатирическом романе «История одного рода» не трудно увидеть пародию на политическое устройство Российской империи. Жители Глупова (России), по мнению автора, весьма неплохие люди.
Однако огромное количество пороков, таких, как лень и неорганизованность, мешают глуповцам жить хорошо. Градоначальниками в этом населённом пункте становятся или любители праздности и развлечений, или «самодуры», пытающиеся внедрить свои собственные никому не нужные новшества.
Ни от тех, ни от других нет никакой пользы. Будущее России кажется Салтыкову-Щедрину более чем безрадостным. К власти рано или поздно придёт правитель, который захочет изменить страну до неузнаваемости, разрушить старое, чтобы создать новое.
Автор полагает, что такой подход не приведёт ни к чему хорошему: ничего нового создано так и не будет, старое же может быть утеряно навсегда.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-saltykov-shhedrin/istoriya-odnogo-goroda.html
Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок
Баран-непомнящий
Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».
Богатырь
Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.
Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.
Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.
Дикий помещик
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.
Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).
Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
Карась-идеалист
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника».
В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).
Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.
Здравомысленный заяц
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.
Кисель
Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.
Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».
Источник: https://mirznanii.com/a/123731/saltykov-shchedrin-kratkoe-soderzhanie-nebolshikh-skazok
«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
«История одного города» издана по подлинным документам. По утверждению автора, он обнаружил в глуповском городском архиве связку тетрадок, имеющих общее название, – «Глуповский Летописец». Записи велись четырьмя архивариусами в период с 1731 по 1825 год. В основном они содержат биографии местных градоначальников.
К «Глуповскому Летописцу» прилагаются несколько детских тетрадок. В них – рассуждения градоначальников «на различные темы административно-теоретического содержания».
По словам автора предисловия, он не касался содержания летописи – фантастического и местами даже практически невероятного, исправив только «тяжелый и устарелый слог» и поработав над орфографией.
Обращение к читателю
Автор обращения – последний архивариус-летописец Павлушка. Он рассказывает, как появился «Глуповский Летописец». По мнению Павлушки, в Глупове были градоначальники, чьи деяния достойны описания и ничуть не уступают деяниям «Неронов преславных» и «Калигул, доблестью сияющих».
Как верно замечает в сноске автор «Истории одного города», здесь архивариус демонстрирует явный недостаток образования. Ни Калигулу, ни Нерона нельзя назвать образцово-показательными правителями.
Также в обращении к читателю кратко описывается город Глупов, который имеет три реки, стоит на семи холмах и активно торгует «квасом, печенкой и вареными яйцами».
О корени происхождения глуповцев
В древние времена жил народ, который называли головотяпами. Обитал он далеко на севере. Там, где, по мнению римских и греческих историков и географов, находилось Гиперборейское море. Этот народ так именовали из-за того, что его представители обо все «тяпались» головой.
С головотяпами соседствовало множество племен. В их числе – кособрюхие, долбежники и лягушечники. Между собой народы постоянно воевали. Дошли до того, что не осталось у них «ни жен, ни дев», а кора с последней сосны пошла на лепешки.
Головотяпы предложили тяпаться друг с другом головами, пока не определится победитель. Естественно, они всех одолели.
Долго в мире племена не прожили и снова начали враждовать. Тогда было решено позвать князя. Пришли к одному – тот назвал их глупыми и не захотел ими править. Зато посоветовал искать столь же глупого князя. Найти такого удалось только при помощи вора. Так у головотяпов появился князь, который правил ими издалека. Вор стал его наместником.
Найдя князя, головотяпы построили город Глупов, а себя назвали глуповцами. Вор-наместник начал провоцировать народ на бунты. Усмиряя бунтовщиков, он брал с них взятки и при этом выслуживался перед правителем. Вскоре князю это надоело, и наместник в Глупове сменился. Новый оказался ничуть не лучше старого.
После отставки еще пары вороватых наместников князь прибыл в Глупов и воскликнул: «Запорю!». «С этим словом начались исторические времена».
Опись градоначальникам
Перечисляются все градоначальники, служившие в Глупове в период с 1731 по 1826 год, даются их краткие характеристики. О некоторых из них подробнее написано ниже.
Органчик
В августе 1762 года в Глупов прибыл новый градоначальник – Дементий Варламович Брудастый. Местные жители ждали его с нетерпением, проявляя «обычную глуповскую восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие». Брудастый показал себя человеком молчаливым и угрюмым.
Единственное, что он произнес при первом знакомстве с чиновниками: «Не потерплю!». После градоначальник заперся в кабинете, где постоянно подписывал различные приказы. Иногда он выходил, отдавал письмоводителю кипу бумаг и снова кричал «Не потерплю!».
Во всех концах города закипела работа – людей хватали, секли, их имущество описывали и продавали.
Вскоре глуповцы приуныли. В городе воцарился «зловещий и безотчетный страх». В итоге выяснилось, что внутри головы у градоначальника – органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «разорю!» и «не потерплю!». Когда Брудастый ехал в Глупов, механизм отсырел и испортился. Починить его пытался часовых и органных дел мастер Байбаков, но не сумел.
Поэтому новую голову заказали в Петербурге. Пока она шла, секрет Брудастого и раскрылся. Заканчивается его история тем, что в Глупове встретились сразу два градоначальника. У одного Брудастого была голова, выписанная из Петербурга, у второго – отремонтированная наспех Байбаковым.
Издатель «Истории одного города» в сноске поясняет, что оба градоначальника – самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок.
Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.
Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга.
Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни.
На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.
Известие о Двоекурове
В «Глуповском Летописце» Двоекуров фигурирует трижды – в описи всех градоначальников, в финале рассказа о смуте и при изложении истории либерализма в Глупове.
Из этих упоминаний можно сделать вывод, что человеком он был передовым и к выполнению своих обязанностей подходил серьезно.
По мнению издателя «Истории одного города», в «Глуповском Летописце» нет подробной биографии Двоекурова, так как ее уничтожили его преемники. Они опасались, что эта биография станет свидетельством «слишком явного либерализма».
Двоекуров ввел в Глупове пивоварение и медоварение. При нем стало обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Самое главное – он сочинил записку о необходимости открытия в городе академии.
Известно, что Двоекуров то ли имел некий талант, которого «не оправдал», то ли ему дали какое-то поручение, которое градоначальник, оробев, не выполнил. Из-за этого он грустил всю оставшуюся жизнь. Что случилось на самом деле, точно сказать нельзя, так как единственный оставшийся листок из биографии Двоекурова сильно испорчен.
Голодный город
1776 год обещал быть хорошим для глуповцев. Шесть лет подряд с городом ничего плохого не случалось – ни пожара, ни голода, ни болезней. Местные жители считали, что этим они обязаны правлению градоначальника Петра Петровича Фердыщенко – человека простого и любящего в речи употреблять слово «братик-сударик».
Однажды благоденствию глуповцев пришел конец. Фердыщенко влюбился в замужнюю даму Алену Осипову. Из-за этого он сильно изменился – «сделался деятелен и настойчив до крайности».
Градоначальник несколько раз пытался склонить ее к сожительству, но женщина решительно отказывала, оставаясь верной супругой.
В результате он добился того, что мужа Алены арестовали и отправили в Сибирь, после чего Осиповой пришлось сдаться.
Грехопадение градоначальника отразилось и на глуповцах. В городе началась засуха, которая привела к страшному голоду. Недовольство правлением Фердыщенко росло, а он ждал подмоги – либо хлебом, либо войсками, усмиряющими бунты.
Горожане же написали жалобу «во все места Российской империи». Время шло, а ответа на нее не было. Фердыщенко принялся за аресты. Глуповцы не выдержали, захватили Аленку и сбросили с колокольни.
Сразу после этого в город прибыли войска, вызванные Фердыщенко.
Соломенный город
В противоположных концах Глупова располагались две слободы – Стрелецкая и Пушкарская. Обитатели их – стрельцы и пушкари – издавна враждовали. Разнимать одно из их побоищ пришел сам Фердыщенко.
Так он влюбился в стрельчиху Домашку – женщину резкую, решительную, мужественную и гулящую. Стрельцы отдавать ее градоначальнику не желали, но в итоге пришлось ему покориться. Пушкари начали над ними насмехаться.
Их стычки участились, от чего страдал весь Глупов.
Второе грехопадение Фердыщенко обернулось для города пожаром, начавшимся вечером 7 июля и продолжавшимся несколько дней. Глуповцы опять пошли разбираться к градоначальнику.
Он лицемерно покаялся и отдал толпе стрельчиху Домашку, которую народ трогать не стал и вернул в Стрелецкую слободу. Как только опасность миновала, Фердыщенко начал писать жалобы во все инстанции – якобы глуповцы против него устроили «великий бунт».
Через некоторое время в город вновь прибыли войска для усмирения местных жителей.
Фантастический путешественник
После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало.
Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания.
Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».
Войны за просвещение
Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью». Изучив биографии предыдущих градоначальников Глупова, он взял себе в качестве образца для подражания Двоекурова.
Первым делом Бородавкин попытался вернуть обязательное употребление горчицы, от которого глуповцы успели отвыкнуть. Кроме того, он приказал есть прованское масло. Жители Глупова подчиняться его воле не захотели.
Так начались «войны за просвещение».
Как говорилось выше, причиной первой войны стала горчица. Бородавкину удалось усмирить бунтовщиков путем покорения Стрелецкой слободы, которую он считал «источником всего зла». Целью второй войны было объяснение глуповцам пользы от «устройства под домами каменных фундаментов». Третья разразилась из-за отказа горожан разводить персидскую ромашку.
Причина четвертой – разнесшийся по Глупову слух об учреждении академии. Походы Бородавкина привели к упадку города. Жители насажали столько ромашки и горчицы, что товары эти обесценились. Из-за этого стали задерживаться выплаты податей. В 1790 году во Франции произошла революция и глуповский градоначальник начал воевать уже против просвещения.
От полного разорения Глупов спасла только смерть Бородавкина.
Эпоха увольнения от войн
«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе.
Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно.
Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».
Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила.
Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов.
Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.
Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий градоначальник – статский советник Иванов, отличавшийся очень маленьким ростом. Говорили, что он умер от испуга, так как получил слишком большой сенатский указ, который боялся не понять. По другой версии, его уволили. Якобы голова Иванова «перешла в зачаточное состояние» из-за «присыхания мозгов», произошедшего вследствие их ненужности.
Далее глуповцами правил «французский выходец» виконт дю Шарио, веселившийся без устали и рабочими делами не занимавшийся. Так как в Глупове долгое время царил покой, местные жители «забылись».
Это привело к «скоропреходящему глуповскому баловству».
Например, глуповцы решили снова поклоняться Перуну и Волосу, перестали «возделывать поля», придумали новый язык – наполовину человеческий, наполовину обезьяний.
Тем временем выяснилось, что дю Шарио – переодетая женщина. В Глупове появился новый градоначальник – Эраст Андреевич Грустилов, человек чувствительный и при этом имевший порочные наклонности. В частности, он воровал, будучи в действующей армии провиантмейстером.
Распущенность, царившая в Глупове, Грустилову пришлась по вкусу. Несмотря на это, спустя некоторое время Эраст Андреевич решил навести в городе порядок. Вскоре в Глупове «бездействие весело-буйственное» сменилось «бездействием мрачным».
Впрочем, возделывать поля народ так и не начал.
Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюмов-Бурчеев. Идеалы, к осуществлению которых он стремился, — «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Новый градоначальник принадлежал к тому типу идиотов, которые принимают какое-то мрачное решение и дают себе клятву привести его в исполнение. При этом движутся они напролом.
Угрюмов-Бурчеев задумал вместо Глупова построить город Непреклонск, где жизнь бы подчинялась строгому порядку и везде царила одинаковость. Второй его целью было устранение реки. Так как с рекой он справиться не смог, ему пришлось строить Непреклонск на новом месте. Угрюмов-Бурчеев таинственно исчез в 1826 году.
После этого «история прекратила течение свое».
Оправдательные документы
К основному повествованию прилагаются три документа – «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» (сочинение Бородавкина); «О благовидной всех градоначальников наружности» (сочинение Микаладзе); «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» (сочинение Беневоленского).
- «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
- «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
- «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
- «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
- «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
- По произведению: «История одного города»
- По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1204-istoriia-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М. Салтыков-Щедрин)
Цитата: «…мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».
История создания
Во время ссылки в Вятку Салтыков-Щедрин имел возможность наблюдать за жизнью и чиновников, и крестьян. Эти наблюдения подвигли его на создание цикла сатирических сказок. Всего в этот цикл входят 32 сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» — в числе первых произведений этого цикла.
- Проблематика: народный труд и безделье вельмож.
- Смысл названия: в названии подразумевается, что народ кормит правящее сословие, причём один простой мужик стоит двух вельмож.
- Литературное направление: реализм.
- Литературный жанр: сатирическая сказка.
- Жанровые особенности: сохраняя форму сказок, произведения Салтыкова-Щедрина поднимают остросоциальные проблемы и являются в первую очередь сатирой на общественные явления того времени.
Время и место действия: действие сказки происходит на неком вымышленном необитаемом острове и в Петербурге. Время не уточняется (как чаще всего происходит в сказках).
Действующие лица
- Два генерала — мало чем отличаются друг от друга (один вроде бы несколько умней другого и работал в прошлом учителем каллиграфии). Ленивые и беспомощные паразиты.
- Мужик — волшебный персонаж, который всё умеет, всё делает и ничего не требует.
Краткое содержание
Очутились как-то два генерала на необитаемом острове. Ничего они не знают и не умеют — генералы ведь. Рыскали в поисках еды, но ничего не нашли — чуть друг друга не съели. Только «Московские ведомости» генералам попались.
И решили они найти мужика — уж он-то все их проблемы решит. Как ни странно, мужик довольно быстро нашёлся.
И тут же насобирал для генералов яблок (себе взял одно, кислое), накопал картофеля, поймал рябчика в силок из собственных волос, а потом ещё и веревку сплёл, чтобы генералам было чем мужика к дереву привязывать.
И зажили генералы хорошо — мужик им даже суп в пригоршне варил. А потом им надоело на необитаемом острове — так мужик лодку сделал и в Петербург их отвёз. В благодарность генералы выдали мужику рюмку водки и пятак серебром — гуляй не хочу!
Экранизации
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (СССР, 1965) — мультфильм.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как мужик разделил собранные им яблоки?
Ответ. Мужик всё отдал генералам, а себе взял одно, кислое.
Опишите генеральскую награду для мужика.
Ответ. Мужик получил рюмку водки и пятак серебром. Вот и вся плата за спасение жизней генералов и обеспечение их комфорта в сложных условиях. Автор насмехается над «щедростью» такой награды.
Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Ответ. Генералы символизируют правящую элиту, которая демонстрирует свою бесполезность, декоративность. В то же время народ в лице мужика может совершить любое чудо — даже суп в пригоршне сварить.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/pov_o_muzh.html
Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.
Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32.
Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.
Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.
В «Сказках» Салтыкова-Щедрина с удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России.
В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, но прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление — кулак — показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга». И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует всегда одна мысль — о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.
Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства. Таков Карась из сказки «Карась-идеалист».
Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание».
Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.
В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира.
Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.
При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.
Широко использует писатель метод противопоставления, позволяющий показать социальные контрасты: мужик — генералы, Иван Бедный — Иван Богатый; заяц — волк, Коняга — Пустоплясы.
Характерной особенностью многих сказок является идейная полемика персонажей. Содержание отдельных сказок – развернутый диалог с начала и до конца, почти без повествования. Например, упомянутая сказка «Карась-идеалист».
Символика — прием, не так уж часто используемый писателем, но смысловая и эмоциональная роль его огромна. В качестве примера можно привести пейзаж-символ в сказке «Коняга».
Широчайшим образом используется ирония. Это, пожалуй, излюбленный прием художника не только в сказках.
Не может быть сказки без юмора. В.Г. Белинский, оценивая юмор Гоголя как «спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что в творчестве бывает и другой юмор — «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный». Именно таков юмор Салтыкова-Щедрина.
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
«Сказки» явились закономерным итогом творческого пути писателя во многих отношениях. К примеру, идейно-тематическое разнообразие этих произведений соответствует почти всему, о чем Щедрин писал прежде.
Как в емких и ярких миниатюрах, в сказках показаны: и эксплуатация трудового народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и духовная примитивность хозяев-крепостников («Дикий помещик»), и напоминающие «помпадуров» правители всех разрядов и мастей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и продажные либералы («Либерал»), и трусливые обыватели («Премудрый пискарь», «Здравомыслящий заяц»), и многие другие тематические образы, как хорошо знакомые читателю по большим произведениям сатирика, так и абсолютно новые.
В художественном отношении «Сказки» Салтыкова-Щедрина также подытоживают и развивают опыт, наработанный писателем в его циклах и романах. Из всего разнообразия авторских средств и приемов обратим внимание хотя бы на то, что относится к жанровой специфике.
Поражает многогранный синтез, воплощенный в художественной природе щедринских «сказок». В первую очередь, в их совокупности доведены до совершенства свойства цикла. В отдельных сказках ярко сказываются признаки гротесковых сюжетов (напоминающих «глуповские истории»).
В других встречаются образцы психологических миниатюр и портретов.
Показательно и само обращение писателя к фольклорной форме. Тем самым он решал целый комплекс задач. Во-первых, сказочная форма давала больше возможностей провести сквозь цензурные запреты свои оппозиционные идеи.
Во-вторых, автора заботила и доступность собственных мыслей; а народная сказка как раз и являлась той формой сатиры, которая была наиболее близка и понятна массовому читателю.
Наконец, в такой форме находил свое воплощение и развитие уже выработанный ранее творческий прием: как и прежде, Щедрин использует образы традиционные, с готовым ассоциативно-смысловым фоном, и наполняет их новым, часто неожиданным содержанием.
Только если ранее писатель обращался к образам Грибоедова, Гоголя, Тургенева и других авторов, то теперь он «наследует» типы и характеры прямо из фольклора как кладезя народной фантазии («волк», «заяц», «богатырь» и другие образы). Но эти хорошо знакомые, почти архетипичные образы Салтыков-Щедрин наполняет злободневным содержанием.
Например, вся структура персонажей из животного мира становится отражением социальной табели о рангах: хищники представляют многоуровневый класс эксплуататоров, а другие животные — население угнетаемое, жертвенное. В то же время здесь показательны не только большие масштабы обобщений и типология персонажей. В нюансах взаимоотношений сказочных героев, как на «малой сцене», Щедрин мастерски представляет пестрые коллизии эпохи.
Уже современники Салтыкова-Щедрина очень высоко оценили его «Сказки». И в наше время большинство специалистов ставят этот цикл в ряд наиболее совершенных произведений писателя, наряду с «Историей одного города» и «Господами Головлевыми».
У широкого читателя «Сказки» Салтыкова-Щедрина также находят заслуженное признание.
Если по сказкам народным нам доступна душа архаичной Руси, то Салтыков-Щедрин рассказывает нам свои правдивые «сказки» о душевных терзаниях России полуторавековой давности.
Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/skazki_saltykova_shhedrina_obshhaja_kharakteristika_i_analiz/77-1-0-2344
Краткое содержание сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.
«Коняга» очень краткое содержание
М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» краткое содержание для читательского дневника:
Вся жизнь тощего и изморенного Коняги- это бесконечная тяжелая работа, сравнимая только с каторжным трудом. Ест Коняга один овес и постоянно недосыпает. Но только таким образом можно заработать на хлеб.
Хозяин лошадки совсем не злой и никогда зря не ударит, а только покричит и пошумит, а днем отпускает попастись на свежей травке. Но это время конь использует для сна, хотя насекомые и жалят беспощадно.
Мимо поля проходит его брат Пустопляс, он своей лестью и почтительностью завоевал сердце отца и тот поселил его в теплой конюшне и ест он только чистый овес. Смотрит Пустопляс на брата и дивится, как это он от жизни такой еще не издох. А Коняга молча тащит свое ярмо и терпит.
Вывод:
Автор в образе Коняги показывал роль бессловесного народа – труженика, который не имел никакой радости в жизни, а только тяжелый труд. Коняга не умел льстить и ластиться, поэтому работал, а Пустопляс своей вежливостью добился иной участи.
Повесть «Как мужик двух генералов прокормил» была написана в 1869 году.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Как мужик двух генералов прокормил» на нашем сайте.
Это одно из лучших сатирических произведений в русской литературе, в котором высмеиваются пороки общества: социальное неравенство, несправедливость, злоупотребление властью.
Короткий пересказ «Коняга»
Краткое содержание «Коняга» Салтыков-Щедрин:
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.
С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.
Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
«Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление её жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою».
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника. Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.
Сюжет сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин
«Коняга» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:
Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами.
Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит. Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно. Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.
Хорошо, что хозяин у Коняги добрый. Зря не бьет, окриком поддерживает, сам всеми силами помогает упираться на пахоте. После работы выпрягает и пускает покормиться. Но тощему коню лучше поспать, отдышаться, чем траву щипать. Непосильная работа у Коняги, но она – единственная возможность ему и его хозяину на хлеб заработать.
А вокруг лежит громада полей, как будто силу сказочную в себе стережет. Коняга с мужиком бьются над тем, чтобы силу эту освободить. Исхожено поле от края до края. Всяким видел его Коняга: в цвету и наряде, обнаженным и безжизненным. Пленило бескрайнее поле Конягу и его хозяина. Не замечают они красоты вокруг и цветения, а знают только каторжный труд, от которого нельзя освободиться.
Вся жизнь Коняги заключена в работе. И сил, и еды ему отмеряно ровно столько, чтобы выдержать эту непосильную тяжесть. Никому нет дела до усталости и кровавых ран, никто не заботится о благополучии Коняги. Не жизнь, не смерть, а бесконечное существование.
В дреме чудится Коняге, что мимо него Пустоплясы идут. Помнится, легенда о том, что был у них с Пустоплясом один отец – старый конь.
В отличие от грубого и некультурного Коняги, Пустопляс был услужливым и обходительным. Старый конь относился к сыновьям ровно, по-отечески, а потом не выдержал и повелел, чтобы Пустопляс в теплом стойле стоял, овес ел.
Конягу в холодный хлев определил, солому есть сказал, да водой из лужи запивать.
Вспомнил Пустопляс своего брата, решил проведать, как тот живет. И удивился: бессмертным оказался Коняга. Бьют его, в холоде и голоде держат, а он все живой. Ходят сородичи-пустоплясы около Коняги, разглагольствуют о его бессмертности.
Рассуждают о здравом смысле работы, о том, что она определяет жизненный дух и сохраняет равновесие в душе. Они уверены, что неистребимость Коняги оттого, что находится он на своем месте. Пустыми и бесполезными являются эти разговоры. И продолжает Коняга тянуть тяжелое ярмо, выпавшее на его долю.
Заключение:
Коняга, в сказке Салтыкова-Щедрина, является символом народа. Он не осознает свою силу, мощь, забит и несознателен, но неистребим.
Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте. Произведение относится к ярким примерам социально-политической сатиры в русской литературе реализма.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/konyaga-saltykov-schedrin.html