Анализ стихотворения антоний брюсова

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Стихотворение «Женщине» написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл «Ещё сказка». Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике «Tertia Vigilia». В стихотворении нет посвящения определённой женщине.

В 25 лет Брюсов женился на француженке Иоанне Рунт, гувернантке младшей сестры. Любимая жена была для него почти божеством. Но женщина, изображённая в стихотворении, не только несёт в себе черты Иоанны Рунт, но и других возлюбленных Брюсова.

Это обобщённый образ возлюбленной – загадочной женщины, королевы, богини.

Литературное направление и жанр

Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и её суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка…

Жанр стихотворения – философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идёт в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задаётся тема (тезис), которая развивается во второй строфе как антитезис.

Тезис состоит в том, что женщина – мудрость и загадка одновременно. Антитезис второго катрена обращён не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению.

Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.

В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором – развязка. Синтез сонета о женщине в том, что её противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим. Лирический герой усиливает её возвышение от «права» до царственности (звёздная корона) и божественности.

Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины.

Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала.

Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.

Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, её разгадывающий.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение и метафора. Женщина сравнивается с книгой между книг и свёрнутым запечатленным свитком. В этом образе сразу несколько важных качеств женщины: тайна, которую необходимо разгадать, мудрость, которую нужно увидеть.

С помощью метафор подчёркивается наполненность женщины (избыток дум и слов). Образы свитка и книги как символических женских предметов отсылают к философии Фрейда. Последняя строка-метафора – мостик к следующему катрену.

Почему безумен каждый миг можно понять из дальнейших рассуждений.

Вторая строфа является антитезой к первой. Женщина сравнивается с ведьмовским напитком. Метафора «напиток жжёт огнём» – оксюморон, как и «пьющий пламя».

Противоречие заключено и в последней строчке катрена: мало того, что человек испытывает мучения, когда пьёт, он ещё и бешено славословит в это время. Так Брюсов символически описывает противоречивую натуру женщины.

В первом терцете женщина сравнивается с божеством. Метафоры «убрана короной звездной» и «наши бездны» разворачивают пространство, обитаемый мир в бесконечность, туда же простирается женская божественная сущность.

В последней строфе символически описаны «подвиги» мужчины во имя женщины с помощью метафор «влечём ярем железный», «служим, тверди гор дробя». Если первый терцет говорит о влиянии женщины в пространстве, то второй – о значении женщины во времени (от века).

Размер и рифмовка

Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд.

То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются.

Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что её можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик. Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретёт рифмовку абба бввб гдг дее.

Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной – железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует её гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
  • «Работа(Единое счастье – работа…)», анализ стихотворения Брюсова
  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
  • «Колумб», анализ стихотворения Брюсова
  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Близким», анализ стихотворения Брюсова
  • По произведению: «Женщине»
  • По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич
  • Источник: https://goldlit.ru/bryusov/1073-zhenshine-analiz

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Произведение Сонет к форме – это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант.

Анализ стихотворения День Брюсова

Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.

Анализ стихотворения В будущем Брюсова

Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения

Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

Основной темой произведения, являющегося одной из составных частей третьего сборника стихов поэта, является авторские рассуждения об истинной любви, не отпускающей человека на протяжении его жизненного пути.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»

Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.

Анализ стихотворения Грядущие гунны Брюсова

Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

Анализ стихотворения Люблю одно Брюсова

Стихотворение написано достаточно легко и позитивно, несмотря на то, что лирика, написанная в любовном жанре, часто рассказывает о переживаниях лирического героя.

Анализ стихотворения Первый снег Брюсова 7 класс

Произведение относится к пейзажной лирике, однако в отличие от традиционных стихов данного жанра в качестве природного предмета восхищения для поэта становятся не окружающая деревенская природа, а картина заснеженной Москвы.

Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки

Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова

Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих

Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Анализ стихотворения Памятник Брюсова

Искусство – вечно. Примерно такой посыл передает Брюсов собственным стихотворением Памятник. Конечно, в какой-то степени такое стихотворение может выглядеть

Анализ стихотворения Детская Брюсова

Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

Анализ стихотворения Юному поэту Брюсова

Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли

Анализ стихотворения Работа Брюсова

Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

Анализ стихотворения Женщине Брюсова

В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/brusov

Комплексный анализ стихотворения В. Брюсова «Фонарики»

Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Данное стихотворение «отца» русского символизма – Валерия Яковлевича Брюсова – вошло в сборник стихов «Me eum esse» («Это я»), который увидел свет в 1897-м году.

Название способно настроить на легкомысленный лад благодаря использованию уменьшительно-ласкательного суффикса. Тем более что уже в то время существовала песня с таким же названием, несколько фривольного содержания. И все же это впечатление обманчиво. Оно полностью рассеивается по окончательном прочтении текста стихотворения.

Хорошо известно, насколько Брюсова увлекали историко-мифологические сюжеты. За ним не случайно закрепилась репутация «ученого поэта». Его стихи академически выверены, богаты образами и тропами. У Брюсова стихотворной технике учились многие современники.

Перед мысленным взором читателя стихотворения «Фонарики» последовательно проходят древняя Ассирия, Египет, Индия, Греция (хотя упоминается только эпоха правления Перикла, когда наступил «золотой век Афин»), Рим, европейское средневековье и Возрождение, Новое время, «галантный век» художественного стиля рококо, эпоха французской революции и, наконец, девятнадцатый век, в конце которого появился на свет сам автор стихотворения. Таким образом, в композиционном плане большая часть стихотворения отдана именно этому своеобразному «путешествию по времени». Из тридцати восьми строк историческому обзору отдано 26. Следовательно, стихотворение можно рассматривать как развернутую метафору «сада времени», где под «фонариками» подразумеваются прошедшие столетия (еще одна метафора).

Стихи Брюсова не просто академически правильно выстроены, они еще и требуют от читателя определенной интеллектуальной подготовки. Не каждый поймет, например, почему багряный цвет символизирует ассирийское искусство и образ жизни древних обитателей Двуречья.

Без знакомства с искусством Древнего Египта не понять, почему именно «гирлянда желтая квадратных фонарей» ассоциативно с ним связана в воображении поэта. Аналогичная история с Древним Римом – непосвященному читателю будет не ясно, почему историю империи символизирует «свет одиннадцати чаш».

Все эти историко-литературные аллюзии (намеки) требуют обращения к специальной литературе в целом или же к словарям, справочникам или энциклопедиям в частности.

Любопытно, что если древняя история, оживающая под пером Брюсова, еще безымянная, то чем ближе к временам нашей эры, имен все больше. Грецию символизирует имя Перикла. Данте – последний поэт средневековья и первый автор Возрождения. Сам же Ренессанс – это время жизни и творчества Леонардо да Винчи.

Читайте также:  Зайцы - доклад сообщение (2, 3 класс окружающий мир)

Имя Мартина Лютера по праву ассоциируется с эпохой Нового времени и возникновением протестантизма. Почему луч Лютера устремлен вниз? Должно быть, потому, что этот немецкий пастор решительно выступил за возвращение к идеалам первоначального христианства.

Тем самым было положено начало мощному движению Реформации.

Всё стихотворение пронизано стихией света. Ее задает название. Но фонарики призваны светить в темноте. Под темнотой метафорически можно понимать далекое прошлое. А это прошлое живо именно благодаря человеческой памяти.

Вот лишь несколько выписок одного тематического порядка: «разноцветные огни», «огни многообразные», «беспощадный луч», метеор Индии, «ясным светочем украшен строгий вход», «Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек», «всё блеском залито», «свет ослепительный», «блеск таинственный», «лазурное сияние» и др.  Все  эти стихи меньше всего напоминают реконструкцию прошлого. Стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать стилизации на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности. Недаром стихотворение заканчивается, с одной стороны, печалью о том, что XIX столетие было «беспламенным», т.е. не слишком богатым на исторические потрясения, но сквозь сумрак ночи уже угадываются «сокрытые, не жившие, грядущие огни!» И предчувствие не обмануло Брюсова. Ровно через год после того, как было написано это стихотворение, грянула первая русская революция.

Стихотворение написано семистопным ямбом, парной рифмовкой, исключительно мужскими рифмами. Оно астрофично, т.е. не имеет деления на строфы.

Кроме метафор в нем встречаются риторические восклицания («о») и вопросы («Но что горит высоко там и что слепит мой взор?»), примеры градации («Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след», «Все краски, все сверкания, все тени сплетены!»). Встречается несколько образных сравнений, например, «пляшут отражения, как змеи, по воде».

Лирический герой стихотворения – путешественник по времени – во многом близок самому автору, хотя их не стоит полностью отождествлять.

Тема стихотворения – историческое прошлое человеческой цивилизации. Идея стихотворения – прошлое живо и в настоящем. Ожидание будущего одновременно тревожно и исполнено надежды.

Павел Николаевич Малофеев

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/kompleksnyiy-analiz-stihotvoreniya-v-bryusova-fonariki/

Источник: https://obrazovane.ru/analiz-stixotvorenij-bryusova.html

Анализ стихотворения "Антоний" Брюсов

Литературное произведение: Теория художественной целостности.

И название, и открывающая стихотворение величественная перифраза первой строфы («…на закатном небосклоне / Былых, торжественных времен…») адресуют читателя к античной истории.

Именно адресуют, требуя для осмысленного восприятия минимальной исторической эрудиции: знания о герое многочисленных произведений мировой литературы, триумвире Римской империи, племяннике Юлия Цезаря Марке Антонии, его любви к египетской царице Клеопатре и, наконец, известном эпизоде битвы за мировое владычество при Акции, где Антоний оставил поле боя и бросил на произвол судьбы свое войско, чтобы последовать за возлюбленной, когда ее флот обратился в бегство.

Это подразумеваемое содержание, составляющее фабульный остов стихотворения, не получает в нем, однако, сколько-нибудь отчетливого сюжетного развертывания. Да и вообще сюжета в эпическом смысле этого слова, т. е. последовательно описываемых событий и изображаемых действий, мы здесь не находим.

К «Антонию» вполне приложима общая характеристика «исторических баллад» Брюсова, данная в свое время Ю. Н. Тыняновым: «При яркой фабуле баллады Брюсова даны вне сюжета, они статичны, как картина, как скульптурная группа. Из сюжетного развития выхвачен один „миг“, все сюжетное движение дано в неподвижности „мига“.

Поэтому почти все баллады у Брюсова имеют вид монолога…» 3 .

Действительно, установка на монолог-обращение задана уже самым первым словом стихотворения – местоимением «ты», и не случайно затем это слово, играющее роль своеобразного риторического центра, повторяется почти во всех следующих четверостишиях – ораторских возгласах, синонимичных и по общему смыслу, и по основным принципам построения.

Нагнетание таких строф-синонимов становится основной формой поэтического развития. Восклицательные периоды с эмфатическими ударениями в начале и конце строф следуют один за другим.

Не прибавляя ничего нового к превратившемуся в яркую событийную точку сюжету, они каждый раз наносят очередной экспрессивный удар, усиливая звучание основной темы – прославления страсти.

Соответственно отступает на второй план какая бы то ни было изобразительная и выразительная конкретизация в лексико-семантическом развертывании текста: в данном случае не так важно, чем трибуны отличаются от императоров, а те, в свою очередь, от триумвиров (или «победный лавр» от «скиптра вселенной», а «венец» от «пурпура»), – важны в первую очередь ореол и особенно синонимичная лексическая окраска торжественных речений поэта. После «лавра», «скиптра», «вселенной» даже «весы» и «перевесила» включаются в тот же высокий слог непрерывных восклицаний, где ви-тийственный пафос важнее смысловой детализации, вернее, улавливаемый при первичном восприятии поэтический смысл как раз и сосредоточен в пафосе ораторского гимна в честь объявленного в заглавии лица, персонифицирующего всесильную и всепобеждающую страсть.

Источник: https://istinaved.ru/post/1563853

II. Анализ стихотворений

Поэзия В. Я. Брюсова.

Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве одного из главных представителей русского символизма, «старшего» символиста, московского символиста В. Я. Брюсова. Раскроем его жизненный и творческий пути, выявим главный смысл его творчества, проанализируем его стихотворения и выполним самостоятельную работу по анализу поэтического текста.

I. Жизнь и творчество поэта.

Издавал журнал «Весы». Благодаря своей всесторонней деятельности стал «живым классиком».

«О закрой свои бледные ноги». Шокировало публику.

Отличает это знаменитое однострочное стихотворение бледность и странность.

В. Розанов написал про этот стих целую статью.

В. Соловьёв написал, что стихотворение надо продолжить.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 – го – по настоящему стилю) в Москве в зажиточной купеческой семье. Внук купца, который сделал себе головокружительную карьеру.

Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан… в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.

Некрасов.

  • Этапы творчества Брюсова:
  • I этап – 1890 – е гг.
  • Стремление любой ценой произвести впечатление на публику, к эпатажу.
  • «Ювенилий».
  • «Шедевры» (1894).

«Это я» (1897). Характерно стремление к необычности, неожиданности.

«Ночью» (1895).

«Юному поэту» (1896). Довольно неожиданный взгляд на себя. Брюсов пишет про себя поэтическое завещание.

В данном стихотворении он даёт советы. 1-ый совет: жить будущим; 2-ой совет: любить себя; 3 – ий совет: поклоняться искусству.

«Творчество». Ничего не понятно. Магический ритм стихотворения завораживает.

  1. Поэт в представлении Брюсова – это медиум.
  2. Его задача только зафиксировать, записать.
  3. Перед читателем процесс возникновения нового мира.

В 1894 – 1895 гг. издаёт три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов.

В 1894 – 1897 гг. Брюсова цитировали в отдалённых уголках России.

II этап – 1900 – 1907 гг. В. Я. Брюсов пишет самые знаменитые стихотворения. Период расцвета творчества Брюсова.

«Tertia Vigilia» — «Третья стража» (1900).

Urbi et Orbi» — «Городу и миру» (1903). После выхода данного сборника признанный вождь русского символизма. Пользуется авторитетом – как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Его репутация – строгий «мэтр», «маг», «жрец» культуры.

«Stephanos» — «Венок» (1905).

Пересматривает отношение к поэтическому сборнику. Предлагает назвать поэтический сборник как «роман в стихах».

Поэт придумал и реализовал теоретическую программу. На практике данную программу, идею реализовал А. А. Блок.

Главные темы творчества Брюсова:

1) Тема города (urbus). Например, город Рим. Город у Брюсова – центр внимания, центр мира. В XIX в. лирика ассоциировалась как прогулка на природе. Брюсов – поэт цивилизации. Город – символ – расцвет человечества. Ориентировался на европейскую традицию, в частности, на Верхарна (бельгийский поэт-символист, которого переводил Брюсов).

Появляется феномен городской культуры. Город у Брюсова амбивалентен – символ у города имеет два противоположных смысла: символ человеческого могущества и символ рабства. Город – это свидетельство власти человека над природой. У города свой собственный ритм. В городе встают по будильнику и гудку из фабрик.

Город – символ жизни, где человек не зависит от природы, от так называемых богов.

«Слава толпе» (1904), «Конь блед» (1903).

Город предстаёт и в негативном ключе. Поэт отсылает к средневековью. Город – это ловушка, отделённая от природы. Город – это тюрьма, которую человек сам себе построил и в которую сам себя посадил. Город подчиняется «железкам», то есть машинам. Машины управляют человеческой жизнью.

Преобладает двойственность в изображении города. Брюсов использует слова, которые вступают в противоречие: «Самодержавные колонники».

Город у Брюсова – собирательный образ, в котором присутствуют черты, как Древнего Рима, так и Петербурга, Москвы.

2) Тема любви. А. Белый: «Поэт страсти».

Тёмная непреодолимая сила, которая захватывает человека и подчиняет его себе. Страсть, роковая буря. Любовь – это телесное влечение, телесная связь.

«Любовь» (1900). Образ амбивалентен. Любовь приобщает человека к таинственным высотам мироздания. Тёмная сила и в то же время сила высокая.

«Антоний» (1905).

«В Дамаск» (1903).

В творчестве В. Я. Брюсова преобладает мистическая эротика, которая была характерна для писателей в то время.

Способ духовного отображения, и место, где происходит любовь – это храм.

3) Тема революции. Выступал против партии большевиков и Ленина. В. И. Ленин написал статью «Партийная организация и партийная литература», в которой настаивал на том, что всякий человек должен быть членом партии. Литература должна выполнять функции исключительно государственные. Против этого выступал Брюсов в своей статье «Свобода слова».

Идеи большевиков свободный поэт разделял так же, как и идеи царские. Для Брюсова революция – это преображение духовное, а полноценное по необходимости. С одной стороны, Брюсов поёт гимны революции, но с другой стороны, он описывает революцию как разрушительную силу.

Сравнивает с гуннами – европейские средневековые племена, разрушившие Западно – римскую империю.

«Грядущие гунны» (1905). Лирический герой приветствует и одновременно относится к ним враждебно. Лирический герой Брюсова приветствует разрушительную силу революции. В стихотворении выступают варвары, дикари, невинные дети, которые оживят человечество.

Лирический герой рассматривает себя как «перегной», из которого вырастет новая цивилизация.

III этап – 1908 – 1917 гг. Поэт переживает тяжёлый творческий кризис.

В 1908 году вышел в свет роман «Огненный ангел», в котором нашли отражения сложные личные отношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской.

IV этап. 1917 – 1924 гг.

Некоторое оживление, которое приносит революция 1917 г.

После Октябрьской революции Брюсов, вступив в партию, становится литературным чиновником: заведует различными отделами при Наркомпросе, организует Высший литературно-художественный институт.

Ректор Литературного института, профессор МГУ, член Моссовета. Участвовал в подготовке первого издания Большой Советской Энциклопедии. Научная поэзия. Пытался соединить поэзию и науку: «Мир электрона и n-измерений».

Скончался поэт от воспаления лёгких.

II. Анализ стихотворений.

  • «Юному поэту» (1896).
  • Юноша бледный со взором горящим,
  • Ныне даю я тебе три завета:
  • Первый прими: не живи настоящим,
  • Только грядущее — область поэта.
  • Помни второй: никому не сочувствуй,
  • Сам же себя полюби беспредельно.
  • Третий храни: поклоняйся искусству,
  • Только ему, безраздумно, бесцельно.
  • Юноша бледный со взором смущенным!
  • Если ты примешь моих три завета,
  • Молча паду я бойцом побежденным,
  • Зная, что в мире оставлю поэта.
  • Каково искусство по Брюсову?

— Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».

  1. «Кинжал» (1903).
  2. — Что вы можете сказать о лексике стихотворения?
  3. — Лексика – возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая.
  4. — Чему соответствует лексика стихотворения?
  5. — Соответствует высокому настрою стихотворения.
  6. — К чему приближают интонации и синтаксические конструкции «Кинжала»?
  7. — Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи.
Читайте также:  Краткое содержание повести превращение кафки

Иль никогда на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок… М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,Как и в былые дни, отточенный и острый.Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил,Когда все под ярмом клонили молча выи,Я уходил в страну молчанья и могил,В века, загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй,Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы,Едва раскинулись огнистые знамена,Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, — затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали. Что в этом стихотворении раскрывает В. Я. Брюсов. — Это стихотворение представляет собой декларацию, которая раскрывает понимание поэтом сути и задач поэзии.- Что вы можете сказать об образе лирического героя?- И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок…») относят к образу лермонтовского лирического героя.- Лирический герой Брюсова – тоже горд, силён, уверен в себе: «Я — песенник борьбы, / Я вторю грому с небосклона»). — Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. — Какую мысль, тезис логично развивает стихотворение?- «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». — Что объясняют вторая и третья строфы стихотворения?- Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику.- Что противопоставляет герой мещанской покорности? — Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, — затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали.

— Хорошо! Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.

— В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.

III. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения.

Дать целостный анализ стихотворения на выбор. В качестве примеров можно взять «Любовь» и «Антоний».

Любовь.

Был тихий час. У ног шумел прибой. Ты улыбнулась, молвив на прощанье: «Мы встретимся… До нового свиданья…»

То был обман. И знали мы с тобой,

что навсегда в тот вечер мы прощались. Пунцовым пламенем зарделись небеса. На корабле надулись паруса

  • Над морем крики чаек раздавались.
  • Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн. Мелькал корабль, с зарею уплывавший средь нежных, изумрудно-пенных волн,
  • как лебедь белый, крылья распластавший.
  • И вот его в безбрежность унесло. На фоне неба бледно-золотистом вдруг облако туманное взошло
  • и запылало ярким аметистом.
  • Антоний.

Ты на закатном небосклонеБылых, торжественных времен,Как исполин стоишь, Антоний,Как яркий, незабвенный сон. Боролись за народ трибуныИ императоры — за власть,Но ты, прекрасный, вечно юный,Один алтарь поставил — страсть! Победный лавр, и скиптр вселенной,И ратей пролитую кровьТы бросил на весы, надменный,—И перевесила любовь! Когда вершились судьбы мираСреди вспененных боем струй,—Венец и пурпур триумвираТы променял на поцелуй. Когда одна черта делилаВ веках величье и позор,—Ты повернул свое кормило,Чтоб раз взглянуть в желанный взор. Как нимб, Любовь, твое сияньеНад всеми, кто погиб, любя!Блажен, кто ведал посмеянье,И стыд, и гибель— за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть,И в час, когда не кончен бой,Как беглецу, корабль свой кинутьВслед за египетской кормой!

IV. План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения, когда написано, по какому поводу, кому посвящено.

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста:

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи, т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

5. Ритм стиха, стихотворный размер.

  1. 6. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
  2. — сам автор.
  3. — рассказ от лица персонажа.
  4. — автор играет какую-то роль («поэтический театр» Цветаевой).

V. Домашнее задание.

Доделать дома анализ стихотворения. Подготовить сообщение по творчеству таких писателей, как Андрей Белый и Константин Бальмонт.

Источник: https://stydopedia.ru/4×2912.html

«Антоний» В. Брюсов

«Антоний» Валерий Брюсов

Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.

Боролись за народ трибуны
И императоры — за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил — страсть!
Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, —
И перевесила любовь!
Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, —
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.

Когда одна черта делила
В веках величье и позор, —
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель — за тебя!
О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть

Вслед за египетской кормой!

Анализ стихотворения Брюсова «Антоний»

Личность римского политика Марка Антония заинтересовала Валерия Брюсова, когда тот был ещё юношей. В 1894 году поэт сделал первые наброски к стихотворению, посвящённому этой исторической персоне, а в 1905 году свет увидело законченное произведение «Антоний».

Этот вариант стихотворения был создан в апреле 1905 года. В нём содержится семь четверостиший. Преобладает перекрёстный способ рифмования строк. Стихотворение написано классическим для русской поэзии четырёхстопным ямбом. Автор выступает в нём в качестве рассказчика, повествуя о жизни лирического героя Антония и обращаясь к нему на «ты».

В центре сюжета произведения – романтические отношения римского полководца с царицей Клеопатрой.

Однако об этом читателю приходится догадываться самостоятельно, поскольку поэт почти не говорит открыто об этой любви.

Мы не встречаем в тексте ни имени возлюбленной Антония, ни очевидных деталей, которые бы подтвердили эту мысль. Автор только один раз прямо указывает на эту связь, в последней строфе упоминая египетскую корму.

В этом стихотворении ярко проявляется талант Валерия как символиста. С помощью образов-намёков мы можем восстановить историю отношений Антония и Клеопатры. Уже в начальной строфе встречаем эпитет «на закатном небосклоне».

Он отсылает к историческому факту – римский политик действительно обрёл любовь уже на склоне своей славы. Из-за интриг соперников он потерял право занимать должность консула, а в военных кампаниях часто терпел неудачи, иногда из-за собственной самоуверенности и праздности. Однако это не способно сломить Антония.

Поэт использует анафору, которая подчёркивает благородство героя:
Как исполин стоишь, Антоний,

Как яркий, незабвенный сон.

Но вот судьба награждает Антония самым роскошным в представлении Валерия Яковлевича даром – любовью. Всё в стихотворении буквально дышит восхищением этим чувством.

Автор неоднократно противопоставляет многочисленные ценности – славу, власть, богатство, и возможность наслаждаться взаимностью избранницы.

Здесь мы видим символы – «венец», «пурпур» (имеется в виду одеяние консула с широкой пурпурной каймой), «победный лавр», «скиптр вселенной», в которых заключена история римского могущества. И всё это Антоний готов отдать за поцелуй.

Последние две строфы представляют собой обращение к Любви. Поэт обращается к ней, как к высшей силе, упоминая такие атрибуты божественности как нимб, жертвы во славу божества. Он молит о жребии, подобном судьбе Антония.

Понятно, что образ полководца, возможно, чересчур романтизирован и далёк от реальности. Но с его помощью мы осознаём, какие ценности были главными для самого Валерия Яковлевича, и тем самым получаем возможность лучше понимать его творчество.

  • Ты на закатном небосклоне Былых, торжественных времен, Как исполин стоишь, Антоний,
  • Как яркий, незабвенный сон.
  • Боролись за народ трибуны И императоры — за власть, Но ты, прекрасный, вечно юный,
  • Один алтарь поставил — страсть!
  • Победный лавр, и скиптр вселенной, И ратей пролитую кровь Ты бросил на весы, надменный, —
  • И перевесила любовь!
  • Когда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй, — Венец и пурпур триумвира
  • Ты променял на поцелуй.
  • Когда одна черта делила В веках величье и позор, — Ты повернул свое кормило,
  • Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
  • Как нимб, Любовь, твое сиянье Над всеми, кто погиб, любя! Блажен, кто ведал посмеянье,
  • И стыд, и гибель — за тебя!
  • О, дай мне жребий тот же вынуть, И в час, когда не кончен бой, Как беглецу, корабль свой кинуть
  • Вслед за египетской кормой!

Еще стихотворения:

  1. Кто был он?- Вождь, земной Вожатый Народных воль, кем изменен Путь человечества, кем сжаты В один поток волны времен. Октябрь лег в жизни новой эрой, Властней века разгородил, Чем все…
  2. Безумные годы совьются во прах, Утонут в забвенье и дыме. И только одно сохранится в веках Святое и гордое имя.

    Твое, возлюбивший до смерти, твое, Страданьем и честью венчанный, Проколет,…

  3. Сей старец, что всегда летает, Всегда приходит, отъезжает, Везде живет — и здесь и там, С собою водит дни и веки, Съедает горы, сушит реки И нову жизнь дает мирам,…
  4. Лица черты, Жизнь, очерти, Любимого лица, Чтоб и у той Крутой черты — Светили до конца!..

    Черты лица… В них — страх и боль, Восторг и немота, И к человечеству…

  5. Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была! Когда я…

  6. Когда захочешь Просто, Не по-злому, Чтоб мог В меня Желанный пыл Прийти, — Каким-нибудь Обыкновенным Словом Его приход Строжайше Воспрети….
  7. Когда встают туманы злые И ветер гасит мой камин, В бреду мне чудится, Россия, Безлюдие твоих равнин. В моей мансарде полутемной, Под шум парижской мостовой, Ты кажешься мне столь огромной,…

  8. «Люблю тебя» произнести не смея, «Люблю тебя!» — я взорами сказал; Но страстный взор вдруг опустился, млея, Когда твой взор суровый повстречал. «Люблю тебя!» — я вымолвил, робея, Но твой…

  9. Прости, поэт! Судьбина вновь Мне посох странника вручила, Но к музам чистая любовь Уж нас навек соединила! Прости! Бог весть когда опять, Желанный друг в гостях у друга, Я счастье…
  10. Чем безнадежней, тем утешнее Пора дождей и увяданья, Когда распад, уродство внешнее — Причина нашего страданья.

    Тоска, подавленность великая Людей тиранит, словно пьяниц, Как если б за углом, пиликая, Стоял…

  11. Этот мир, озаренный неоном, город наш, ненадежный приют, где шампанское пьют с самогоном, непотребные песни поют, так поют, что ни складу, ни ладу, только визг, только грохот и бой до…

  12. И тесно и душно мне в области гор — В глубоких вертепах, в гранитных лощинах; Я вырос на светлых холмах и равнинах, Привык побродить, разгуляться мой взор; Мне своды небес…

Вы сейчас читаете стих Антоний, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Мы не будем прослеживать, как аккомпанируют этому основному композиционному уровню другие композиционные уровни. Наблюдений можно было бы сделать много.

Заметим, что здесь впервые в нашем материале появляется обонятельный эпитет «душистый убор» и что он воспринимается как более интериоризованный, чем зрительный «чистый пробор», – может быть, потому, что «обонятель» мыслится ближе к объекту, чем «зритель».

Заметим, как в трех словах «дремлющих кленов шатер» содержатся сразу две метафоры, «дремлющие клены» и «кленов шатер», они частично покрывают друг друга, но не совпадают полностью («клены» в первой метафоре одушевлены, во второй не одушевлены).

Заметим, как в коротких строках чередуются нечетные, начинающиеся с прилагательных и причастий («дремлющих», «милой»), и четные, начинающиеся с наречий («детски», «влево»). Заметим, что в нечетных двустишиях семантические центры коротких строк («клены», «головка») не совпадают с их синтаксическими центрами («шатер», «убор») – первые стоят в косвенных падежах, а последние в именительном. Заметим, как опорные согласные в рифмах длинных стихов располагаются через двустишие («лучистый – чистый»), а в рифмах коротких стихов – подряд («убор – пробор»). Заметим, как в коротких стихах чередуются последовательности ударных гласных еоо – еуо – иоо – еуо,
а заодно – полное отсутствие широкого ударного а
(которое пронизывало все рифмы в предыдущем стихотворении, «Шепот, робкое дыханье…»). Свести все эти и подобные наблюдения в систему можно, но сложно. Разве что единственное сверхсхемное ударение внутри стиха – «этот» в предпоследней строке – сразу семантизируется как сигнал концовки, подчеркивающий парадоксальную кульминацию стихотворения – слово «пробор».

Весь наш небольшой разбор – это не литературоведческое исследование, а только схема его: попытка дать, себе отчет во впечатлении, которое производит чтение четырех очень известных стихотворений Фета: чем оно вызывается? Именно с такой попытки самоотчета начинается каждое литературоведческое исследование, но отнюдь не кончается ею. Некоторым читателям такая попытка бывает неприятна: им кажется, что эстетическое наслаждение возможно лишь до тех пор, пока мы не понимаем, чем оно вызывается. При этом охотно говорят о «чуде» поэзии и о «тайне», которую надо уважать. Мы не посягаем на тайну поэзии: конечно, такой разбор никого не научит искусству писать стихи. Но, может быть, на таком разборе можно научиться хотя бы искусству читать стихи – то есть видеть в них больше, чем видишь при первом беглом взгляде.

Поэтому закончим наш урок чтения упражнением, которое как будто предлагает нам сам Фет. Мы уже заметили, что четыре двустишия, из которых состоит стихотворение, можно без труда менять местами в любом порядке. Здесь возможны 24 различных сочетания, и совсем нельзя сказать заранее, что все они хуже, чем то, которое избрал Фет.

Может быть, они и не хуже – они просто другие, и впечатление от них другое. Пусть каждый любознательный читатель попробует на свой страх и риск сделать несколько таких перестановок и дать себе отчет, чем различаются впечатления от каждой из них. Тогда он испытает то чувство, которое испытывает каждый литературовед, приступая к своей работе.

Может быть, такой душевный опыт окажется для иных небесполезен.

Р. S. Когда этот разбор «Это утро, радость эта…» обсуждался среди коллег, то были высказаны еще некоторые наблюдения и соображения. Так, было предположено, что в трех строфах присутствуют не три, а целых пять моментов весны: «синий свод» – февраль, воды – март, листья – апрель, мошки – май, зори – июнь.

И, может быть, композиция, отбивающая концовку, ощущается не только на уровне строф всего стихотворения, но и на уровне строк третьей, концовочной строфы: после пяти строк эмоционального перечня ожидается такая же эмоциональная последняя строка, например: «… Как я их люблю!», а вместо этого читателю предлагается неожиданно контрастная логическая: «… Это все – весна».

Логика на фоне эмоции может быть не менее поэтична, чем эмоция на фоне логики. Далее, цветовых эпитетов в стихотворении почти нет, но они восстанавливаются по окрашенным предметам: цвет первой строфы – синий, второй – зеленый, третьей – «заревой». Иными словами, в двух строфах – цвет, в третьей – свет, отбитой опять-таки оказывается концовка.

Может быть, неверно, что «капли – слезы» видны издали, а «пух – лист» изблизи? Может быть, вернее наоборот: «капли – слезы» у нас перед глазами, а пухом кажется листва на весенних ветках, видимая издали? И, может быть, синтаксический контраст «Эта мощь – и дня и света» и «Эта мгла и жар – постели» надуман, а на самом деле вторая из этих строчек членится так же, как и первая: «Эта мгла (подразумевается: ночи) – и жар постели»? Большое спасибо за эти замечания С. И. Гиндину, Ж. А. Дозорец, И. И. Ковалевой, А. К. Жолковскому и Ю. И. Левину.

«Антоний» Брюсова

Равновесие частей

Стихотворение В. Я.

Брюсова «Антоний» было написано в апреле 1905 года и вошло в сборник «Stephanos» («Венок»): в первом издании – в цикл стихов о трагической любви «Из ада изведенные», в последующих – в цикл стихов о героях мифов и истории «Правда вечная кумиров» (вслед за стихотворением «Клеопатра»). Действительно, в нем перекрещиваются обе сквозные темы сборника: тема любви и тема крутых поворотов в истории, обе насущно близкие Брюсову в 1905 году.

  1. I Ты на закатном небосклоне
  2. Былых, торжественных времен,
  3. Как исполин стоишь, Антоний,
  4. Как яркий незабвенный сон.
  5. II Боролись за народ трибуны
  6. И императоры – за власть.
  7. Но ты, прекрасный, вечно юный,
  8. Один алтарь поставил – страсть!
  9. III Победный лавр, и скиптр вселенной,
  10. И ратей пролитую кровь
  11. Ты бросил на весы, надменный, –
  12. И перевесила любовь!
  13. IV Когда вершились судьбы мира
  14. Среди вспененных боем струй, –

Источник: https://mywordworld.ru/russkaya-literatura/antonii-v-bryusov-stihotvorenie-antonii-bryusov-valerii/

Анализ творчества В. Брюсова — Поэты "серебряного" века

Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды.

В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.

Лидер символизма

Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову».

Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов .

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»

Направления и мотивы поэзии Брюсова

Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации.

 Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека.

 Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий.

 Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи.

Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.

На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.

Особенности поэзии

Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию.

Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова».

И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.

Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А.

Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Источник: https://www.sites.google.com/site/poetserebrovek/valerij-brusov/analiz-tvorcestva-v-brusova

Ссылка на основную публикацию