Екатерина Щербацкая – героиня романа Л.Толстого «Анна Каренина». Кити – княжна, красивая молодая девушка из хорошей семьи, младшая сестра Долли Облонской, впоследствии жена Левина.В начале романа Кити только начинает выходить в свет. Она мила, хороша собой, ей движет желание нравиться. Граф Вронский оказывает ей знаки внимания, и она увлекается красивым молодым человеком. В это же время К. Левин делает ей предложение, и она отказывается, не чувствуя особой привязанности к нему, но и не желая обижать.Вскоре Вронский уезжает, так и не сделав Кити предложение. Она глубоко переживает предательство Вронского, чувствует себя брошенной и униженной. У Кити развивается глубокая депрессия, и родители увозят её за границу, чтобы поправить здоровье. Глубокое впечатление оказывает на Кити знакомство с воспитанницей госпожи Шталь, Варенькой. Благодаря Вареньке, для Кити открывается духовная жизнь, она чувствует в себе желание помогать страждущим и убогим. Она сравнивает себя с духовно возвышенной и самоотверженной Варенькой, пожертвовавшей своей любовью и нашедшей покой в служенье людям.Из- заграницы Кити возвращается уже здоровой, хоть и не такой жизнерадостной как прежде. Судьба вновь сводит её с Левиным, на которого она теперь сморит совсем по-другому. Левин снова делает ей предложение, и она его принимает. После свадьбы она становится счастливой женой, во всем поддерживающей мужа. Она проявляет себя великолепной хозяйкой, устраивая быт молодой семьи. Кити великодушно и усердно ухаживает за больным братом Левина до самой его смерти. После рождения первенца, она становится ещё и заботливой матерью. В конце романа Кити живет счастливой жизнью с любимым мужем и сыном.
В образе Кити Щербацкой воплощены черты идеальной женщины-жены, как ее представлял сам Л. Толстой, красивой, одновременно с высокой чистой душой и умелой в бытовых вопросах.
-
- Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются… Подробнее…
- Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще… Подробнее…
-
- Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин… Подробнее…
- Поэма Вергилия «Энеида» — это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после… Подробнее…
-
- Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся… Подробнее…
- Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки… Подробнее…
- Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее… Подробнее…
- Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в… Подробнее…
- Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой… Подробнее…
- Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие… Подробнее…
Источник: https://shollklass.ru/literatura/3782-obraz-i-kharakteristika-kiti-shcherbatskoj-iz-romana-anna-karenina
«Анна Каренина» цитатная характеристика Кити
Цитатная характеристика Кити Щербацкой из романа «Анна Каренина»
«Анна Каренина» цитаты к образу Кити Щербацкой
Автор о Кити:
«Княжне Кити Щербацкой было восемнадцать лет. Она выезжала первую зиму.
Успехи её в свете были больше, чем обеих её старших сестер, и больше, чем даже ожидала княгиня.
Мало того, что ноши, танцующие на московских балах, почти все были влюблены в Кити, уже в первую зиму представились две серьёзные партии: Левин и , тотчас же после его отъезда, граф Вронский.»
Левин о Кити:
«Когда он думал о ней, он мог себе живо представить её всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах.
Детскость выражения её лица в соединении с тонкой красотою стана составляли её особенною прелесть, которую он хорошо помнил; но, что всегда, как неожиданность, поражало в ней, это было выражение её глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности её улыбка…
Долли о болезни Кити:
«…она убедилась, что догадки её верны, что горе, неизлечимое горе Кити состояло именно в том, что Левин делал предложение и что она отказала ему, а Вронский обманул её, и что она готова была любить Левина и ненавидеть Вронского»
Кити после знакомства с Варенькой:
«Она нашла это утешение в том, что ей благодаря этому знакомству открылся совершенно новый мир, не имеющий ничего общего с её прошедшим, мир возвышенный, прекрасный, с высоты которого можно было спокойно смотреть на это прошедшее.
Ей открылось то, что, кроме жизни инстинктивной, которой до сих пор отдавалась Кити, была жизнь духовная. Жизнь эта открывалась религией, но религией, не имеющей ничего общего с то, которую с детства знала Кити…..
;это была религия возвышенная, таинственная, связанная с рядом прекрасных мыслей и чувств, в которую не только можно было верить, потому что так велено, но которую можно было любить»
Кити перед свадьбой:
«Вся жизнь её, все желания, надежды были сосредоточены на одном этом непонятном ещё для неё человеке… Ни думать, ни желать она ничего не могла вне жизни с этим человеком; но этой новой жизни ещё не было, и она не могла себе даже представить её ясно»
Кити после свадьбы:
«…Эта поэтическая, прелестная Кити, могла впервые же не только недели, но и дни семейной жизни думать, помнить и хлопотать о скатертях, о мебели, о тюфяках для приезжих, о подносе, о поваре, обеде и т. п.»
Кити во время болезни брата Левина:
«При виде больного ей стало жалко его. И жалость в её женской душе произвела ….потребность действовать, узнать все подробности и помочь им»
Кити после рождения сына
«Взгляд её, и так светлый, ещё более посветлел, по мере того как он приближался к ней. На её лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников, но там прощание, здесь встреча»
Источник: https://ktoikak.com/anna-karenina-tsitatnaya-harakteristika-kiti/
Характеристика образа Левина в романе Толстого "Анна Каренина"
Образ Левина в романе «Анна Каренина» |
Жизнь и взгляды Константина Левина занимают в романе «Анна Каренина» значительное место. В этом персонаже воплощены некоторые биографические черты автора. Но следует помнить, что Левин не просто эго писателя, а именно художественный образ, обобщающий проблемы, которые изображал Толстой. Выход из трагической жизненной ситуации находит именно Левин.
Впервые мы встречаем Константина Левина в Москве, куда он приехал, чтобы просить руки Китти Щербацкой, но получает отказ. Мечты о семейном счастье, а для Левина другого счастья нет, наталкиваются на какую-то враждебную силу в жизни. Он возвращается домой и, кажется, что разочарование заставляет его потерять интерес к жизни, однако читатель видит совершенно необычные признаки для классического романа о любви и семейном счастье — второе «я». Как только Левин вышел из поезда на железнодорожной станции и, увидев кучера Игната, тот сразу рассказал ему все последние новости из деревни, о приходе подрядчика и то, что отелилась их корова Пава, — Левин почувствовал, что путаница понемногу стала, разъясняется, и недовольство и стыд собой стал потихоньку проходить. Кульминацией возвращения домой после встречи со старой няней Агафьей Михайловной и верным псом становится визит на скотный двор. То, что отелилась породистая корова, названо «важным и радостным событием». Это событие важное не только для Левина, но и для всех людей, занятых его хозяйством. Оказывается, есть совсем другая жизнь, не московская и не петербургская, не высшего света, карьеры, успеха, дорогих ресторанов, театров, балов, роскоши, — а жизнь, которой живут люди в селе: трудовая, связанная с природой и землей, растениями, животными. Так живет большинство людей в России. Толстого не смущает любое «разоблачение» социальных проблем, его беспокоит другое: противоречие между естественной и искусственной жизнью человека. Это он в своих убеждениях унаследовал от Руссо, который считал, что зло и ложь в человеке есть последствия эгоизма, присущем человеку больших городов. Село же гармонично соотносится с доброй натурой человека, ибо оно связано с жизнью Природы. Такая концепция Руссо. У Толстого все будет сложнее, но противоречия между целостностью природного и двойственности искусственной он знал очень хорошо.
В глазах людей высшего света Левин — «дикарь», бездарный человек, который занимается сельским хозяйством, то есть, с их точки зрения, он ничего не делает в жизни. Но именно Левин у Толстого — это герой духовного пути, то есть поиска смысла жизни, сложного и драматического. Он сильно отличается от других персонажей романа тем, что живет, согласно своим взглядов на жизнь. И когда он читает философские труды, то это его жизненное дело, а не просто интересное занятие. Когда он выходит на косовицу, то это — самый важный момент его жизни, а не просто время, проведенный в физическом движении на свежем воздухе. Когда он женился, то почувствовал, что это — самое главное событие его жизни. И жизнь открывает Константину Левину свой тайный смысл. Например, дом, где проживал Левин, это целый мир:
Мир который был наполнен жизнью его семьи, где жила его мать и отец. И эта жизнь была не просто образцом для него, а идеалом, который он хотел воссоздать уже в своей семье вместе со своей женой.
Из этого идеала формируется его обращение к женщине. Левин свою мать не совсем хорошо помнил, но ее образ был для него святым, и будущая жена в его представлении должна последовать идеалу.
Именно в семье Щербацких он увидел то «общество дворянской, образованной и честной семьи, которой он был лишён со смертью отца и матери».
Поэтому влюбленность в Кити Щербацкую не случайна, а имеет основу бытийного уровня: без нее его жизнь не может идти целостно, содержательно.
Когда Кити, пережив измену Вронскому, как она считала, понять сумела, что единственное, надежное и прекрасное в ее жизни была любовь Левина к ней, она дает согласие стать его женой. Признание Левина и Кити — один из знаменитых эпизодов романа. Эта картина отображает полное внутреннее понимание между героями, и она не является надуманной: именно так признался в любви со своей будущей женой Лев Николаевич. И внутреннее единение людей является залогом их единства в браке.
Семейная жизнь, которою так долго желал Левин, была счастливой, но началась с разочарований. Константин Левин не мог и представить, что может поссориться со своей женой. Когда он опоздал на полчаса, потому что хотел сократить путь и заблудился, Кити встретила его мрачно со словами упреки.
Левин сначала обиделся, так как не был виновен и хотел это объяснить, но затем впервые ясно понял, что для него она не только близка, но и то, что теперь он не знает, где заканчивается она и где начинается он. Это он понял из того тяжелого ощущения раздвоения, которое охватило его в ту минуту.
Вначале в первую минуту он огорчился, но в ту же минуту он осознал, что он не может быть обижен ею, так как она была им самим.
Выход Левина на сенокос вместе с мужиками писатель называет «личным делом». Это своеобразное испытание. Сначала косить ему очень тяжело, но потом в этом работе он обретает чувства наивысшего наслаждения и счастья.
Чем дальше Левин косил, тем сильнее и сильнее он чувствовал минуты забвения, когда махали косой уже не его руки, а коса сама тянула за собой полное восторга и жизни тело, и, как будто колдовство, без задней мысли о ней, работа отчетливая и правильная делалась сама собой.
И это были самые лучшие и блаженные минуты в его жизни.
Важно отметить, что древнекитайские мудрецы именно в этом и видели счастье, их произведения во французских переводах изучал писатель. Философы исповедовали единство пути человека и космоса.
Путь самосовершенствования человека, когда он понимает свою связь с великим путем всего в мире и всего мира, заключается в освобождении от своего «я», что может проявляться в самосознании.
Итак, когда достигнешь забвения самого себя, тогда твое слияние с природой будет совершеннейшим, и ты все будешь делать легко, с чувством счастья, которое и есть полнота бытия, абсолютная целостность человека и природы. Переживания Левина на косовице совпадают с пониманием счастья китайскими философами.
Как видим, чувство счастья связано с самореализацией человека. Такого ощущения можно достичь и в семейной жизни, когда думаешь и заботишься, в первую очередь, не о себе. Так может, даря счастье близким людям, мы тем самым обретаем самоудовлетворение. Левин не смог самоутвердиться в высшем обществе, зато он весьма успешно строит свое счастье в родительском доме.
Но все же назвать Левина счастливым человеком трудно.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/razbor-obraza-levina-tolstoy.html
Анализ романа «Анна Каренина» (Л.Н. Толстой) | Литрекон
Самый Зелёный · 05.04.2019
Фигура Л.Н. Толстого является фундаментальной для всей русской литературы. Его социально-философские романы, раскрывающие самые сложные мировоззренческие вопросы на фоне жизни в Российской империи девятнадцатого века, вошли в сокровищницу мировой литературы.
Одним из самых великих творений писателя является роман «Анна Каренина». Сложно найти человека, который не знает хотя бы названия этого произведения. И сейчас Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается понять, почему так сложилось.
В этом нам поможет подробный, но лаконичный разбор книги.
История создания
За некоторое время до начала работы над романом Толстой узнал, что его знакомая Мария Сухотина, недавно бросившая мужа и вышедшая замуж повторно, бросилась под поезд. Однако несмотря на явную параллель, катализатором работы над полноценным произведением выступило иное событие.
Как рассказывал сам Толстой, идея романа родилась у него после того, как, читая произведения Пушкина, он наткнулся на фразу: «Гости собирались на дачу…».
Дав волю воображению, писатель начал составлять список гостей, продумывать персонажей и место действия, а уже чуть погодя, вложив в сюжет произведения случай из реальной жизни, Толстой окончательно наметил очертания будущего шедевра мировой литературы.
Жанр и направление
Прежде всего, стоит сказать, что роман явно относится к литературному направлению реализма. Толстой стремится описать жизнь обычных людей, являющихся порождением среды, в которой они живут.
Характеры персонажей максимально приближены к характерам людей, которых мы могли бы встретить в те времена.
Писатель стремится создать достоверную атмосферу, которая не вызовет у читателя чувство фальши и неестественности.
Жанр романа можно определить, как социально-философский роман. Он сочетает в себе и мировоззренческие рассуждения Толстого о человеческой жизни, и его взгляды на важные проблемы российского общества девятнадцатого века.
Суть
Основная сюжетная линия романа рассказывает нам о том, как Анна Каренина-жена высокопоставленного чиновника из привилегированного дворянского общества — навещает свою невестку Дарью, чтобы помочь ей уладить конфликт с её непутёвым мужем Степаном Облонским.
Однако, спасая брак своего брата, Анна ставит под угрозу свой. Между ней и молодым офицером Алексеем Вронским начинается роман. В конце концов, Каренина понимает, что она беременна.
Муж Анны, Алексей Каренин, узнав об измене жены, намеревается развестись с ней, однако, видя страдания супруги во время родов, прощает её и признаёт новорождённого ребёнка, он даже готов смириться с её изменами и не мешать её счастью.
После родов Анна продолжает мучится от жизни с нелюбимым мужем, стыдясь его внезапного благородства. Вместе с Алексеем она сбегает за границу, оставив любимого сына и супруга.
Со временем между влюблёнными намечается разрыв. Анна начинает тяготиться своим отчуждённым от остального общества положением, а её законный муж, ставший посмешищем в обществе, не позволяет её видеться с сыном.
Узнав о том, что мать Вронского планирует женить Алексея, озлобленная на весь мир Каренина бросается под поезд и погибает.
Параллельно основной сюжетной линии Толстой рассказывает о жизненном пути провинциального помещика Левина: его женитьбе, семейной жизни, хозяйственной деятельности и философских рассуждениях. В этой части романа и заключается ответ на поставленные в романе вопросы. В образе Левина предстает сам автор и учит нас правильной жизни, далекой от света и его одурманивающего действия.
Главные герои и их характеристика
- Анна Каренина — уважаемая, красивая и хорошо образованная светская дама, павшая жертвой любви. Она — любящая мать и страстная любовница, умная собеседница и блестящая хозяйка дома. Изысканностью манер и оригинальностью рассуждений образ Анны Карениной пленяет многих читателей.
Но пойдя против законов общества, она оказалась не готова к последствиям, что и стало причиной её трагического конца.
- Алексей Вронский — красивый, молодой офицер, искренне любящий Анну. Это упорный, здравомыслящий и сильный человек, способный на самопожертвование и благородство. К сожалению, именно его искренне чувство и погубило его возлюбленную.
Как и Каренина, он не был готов к последствиям её измены. В конце романа, потеряв любовь всей своей жизни, он впадает в апатию и начинает искать смерть на полях сражений.
- Алексей Каренин — холодный, ответственный и умный, но ведомый и не приспособленный к реальной жизни человек. Простив измену Анны, он стал посмешищем в глазах общества.
Бегство жены окончательно сломило его, превратив в озлобленного и замкнутого мистика. Каренин был слабым мужчиной, зависимым от мнения общества и своего положения при дворе, поэтому его семейная жизнь рухнула, и он ничего не смог с этим сделать.
- Степан Облонский (Стива) — брат Анны. Непутёвый, легкомысленный, общительный и ветреный человек.
Своими денежными тратами и изменами мучает жену и подвергает свою семью тяжёлым испытаниям. Стива сам по себе добр и способен на бескорыстные хорошие поступки, и все же из-за своей ведомости он становится заложником той среды, в которой оказался благодаря браку сестры. Именно общество является источником пороков Степана.
- Дарья Облонская (Долли) — заботливая, самоотверженная и любящая мать, страдающая от непутёвого мужа. Завидует Анне из-за её вольного образа жизни после побега от Каренина. Однако ближе к концу романа понимает трагичность жизни Анны и понимает необходимость пусть и несовершенной, но законной семьи.
Героиня отчаянно экономит и лавирует между банкротством и тем высоким уровнем, на котором она должна находиться из-за происхождения. Она измотана многочисленными родами и тревогами за судьбу детей, но по-прежнему добра и сильна духом.
- Кити Щербацкая — младшая сестра Дарьи Облонской, жена Левина.
На протяжении всего романа проходит путь от ветреной светской девушки до порядочной жены и любящей матери. Девушке свойственны пороки ее среды (зависимость от мнения света, лицемерие, легкомыслие), но она избавляется от них и находит себя в семейной жизни, где проявляет совершенно иные черты характера: терпение, милосердие, понимание и смирение.
- Константин Левин — отображение самого Толстого в романе. Скромный провинциальный помещик, который стремится поднять доходность своих имений и изучить сельское хозяйство, внеся и свой вклад в науку и практику. В конце романа через семейную жизнь и физический труд приходит к просветлению и душевному спокойствию, которых ему так не хватало. Он — однолюб и ревнивец, упрямый спорщик и бережливый хозяин, но во всех проявлениях его характера мы видим целостность и естественность образа.
Темы
- Любовь. В романе показывается, как даже самая нежная и искренняя, но иррациональная любовь приносит людям лишь страдания. Автор рассматривает все грани этого чувства, показывая разные случаи. Но лишь один из них приводит героев к счастью — отношения Кити и Левина, которые становятся эталоном любви духовной и физической. Анна и Алексей тоже любили друг друга, но их пример показывает лишь то, как разборчиво стоит подходить к выбору спутника жизни. Каренина вышла замуж по расчету, не любя, поэтому ее судьба сложилась трагически. Вне брака любовь обречена на непонимание и отторжение со стороны общества, поэтому отношения главных героев изначально были обречены.
- Семья — основная тема романа. Автор заявляет о необходимости семьи, о неспособности человека существовать без неё. На примере семьи Левиных он нам показывает нам, как, по его мнению, можно создать идеальный союз. Он основан на взаимной откровенности и разумности выбора. Константин и Екатерина прошли долгий путь осознанию необходимости совместной жизни, это решение было взвешено и определено точно. Но начали они не с приторных комплиментов, а с шокирующих признаний, которые позволили супругам откровенно и без прикрас увидеть друг друга еще до свадьбы. Таким образом, автор против союза вслепую, который широко практиковали в его время.
- Судьба. В начале романа под колёсами поезда, на котором ехала Каренина, погибает сторож. Героиня видит в этом плохое предзнаменование. Именно после этого случая жизнь Анны рушится, а в конце она так же заканчивает свою жизнь под колёсами поезда.
Проблемы
В романе невероятно богатая проблематика, которую сложно описать полностью, не выйдя за рамки одной статьи. Если Вас особенно волнует какой-либо проблемный вопрос, задайте его в х, и Многомудрый Литрекон ответит.
- Общество и его губительное влияние — основная проблема романа. Автор показывает лицемерие и двойные стандарты дворянского общества, которое, снисходительно относясь к Облонскому и Вронскому, остервенело нападает на Карениных, разрушая их жизни. Л. Н. Толстой назвал это «грубой силой», которая вторглась в жизнь семьи и властно начала распоряжаться судьбами людей. Олицетворением этого давления стала княгиня Бетси, которая сначала вовлекла Анну в преступную связь с Вронским, а потом сама же и отвернулась от нее. Она же не позволила Каренину простить Анну, полагая, что это положение мучительно для них обоих, и его можно уладить только разрывом.
- Трагедия Анны Карениной. Пытаясь найти любовь, которую она не знала ранее, по-настоящему добродетельная Каренина лишается всего, к концу романа превращаясь в одинокую и презираемую всеми истеричку, зависимую от успокоительных препаратов. Эту женщину никто не смог понять, а ведь ее связь вышла за рамки порока и стала любовью. Но общество видит все иначе: когда человек скрывает свое волокитство, его уважают и любят, но когда он идет на Голгофу ради своей любви и не скрывает чувства, от него все отворачиваются.
- Поиск смысла жизни. Левин на протяжении всего повествования ищет свое место в мире и мучается от неведения. Даже женившись на любимой женщине, он был близок к самоубийству из-за того, что не видел в жизни смысла. Но случайное озарение возвратило ему душевную гармонию. Автор показал на его примере, как тяжело человеку найти себя и осознать свое предназначение.
Основная идея
Смысл романа в том, что Толстой ставит «мысль семейную» выше «мысли любовной». По его мнению, невозможно построить своё счастье на руинах семьи. Это неизбежно приведёт к страданиям огромного количества людей.
В семье и семейных трудностях писатель видит прежде всего лестницу, преодолев которую человек сможет понять истину жизни и своё место в это мире, как это получилось и Левина. Главная мысль автора заключена в прозрении Константина. Он ясно увидел свое предназначение после разговора с крестьянином в конце 8 части романа:
Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.
Критика
Среди тех, кто не принял творение Толстого, были такие русские писатели, как Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов, которые обвиняли роман в излишней сентиментальности и пошлости.
Их мнение разделил и И.С. Тургенев:
Прочел я «Анну Каренину» Толстого — и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше — не знаю; а пока — это и манерно и мелко — и даже (страшно сказать!) скучно.» (А.Ф. Онегину, письмо от 13(25) февраля 1875 г., Париж)
Но были и те, кто восторженно отозвался о произведении:
«Граф Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература. Даже у самих Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого… «Анна Каренина» останется светлой, громадной звездой талантливости на веки веков!» (В.В.Стасов, газета «Новое время», 1877 г., №433)
«Но какое спасибо могу сказать про Каренину… Что сказать про художественное мастерство целого? Про простую столярную работу.
Какое мастерство вводить новые лица! Какое прелестное описание бала! Какой великолепный замысел сюжета! Герой Левин — это Лев Николаевич (не поэт), тут и Перфильев, и рассудитель — Сухотин, и все, и вся, но возведённое в перл создания.» (А. А. Фет — Л. Толстому, письмо от 20 февраля 1875 г.)
О парадоксальности и разноречивости критики «Анны Карениной» написал Н.Н. Страхов в письме самому автору:
«Анна Каренина» есть произведение не чуждое художественных недостатков, но представляющее и высокие художественные достоинства. Во-первых, предмет такой простой и общий, что многие, и долго, не могли найти его интересным, не воображали, чтобы в романе могла оказаться современность и поучительность.
Не остался в стороне даже вождь революции В.И. Ленин:
«Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В. И, Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293)
На данный момент роман является общепризнанным шедевром русского реализма.
Михаил Щепин
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/anna-karenina-tolstoj/
Анна каренина кити и левин венчание. Образ и характеристика кити щербацкой в романе анна каренина толстого сочинение
1870 – Толстой больше задумывается о проблемах семьи и брака. Окружавшая его действительность способствовала этому. В январе 1872 года под поезд бросилась Анна Степановна Пирогова, неофициальная жена помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую, именно ее судьба отражена в «Анне Карениной» (1873 – 1877).
Идея романа – образ замужней женщины из высшего света, которая загубила себя. Толстой хотел сделать эту женщину жалостливой, а не виновной. Работа над романом продолжалась 4 года
. Главная мысль романа – семья
. Прообразом Карениной стала старшая дочь Пушкина Мария Гартунг.
Краткий сюжет романа:
Главная героиня романа Анна Каренина в финале бросается под поезд. Это светская замужняя женщина, мать 8-летнего сына, занимавшая высокое положение в обществе благодаря своему мужу.
Она влюбляется в молодого офицера Вронского, бросает мужа и уходит к любовнику.
Но возможность счастья с любимым остается мечтой: высшее общество закрывает глаза на измены, но не может простить искренней и открытой любви.
2 сюжетные линии: Карениной и Левина.
Роман начинается с мысли «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая семья несчастлива по-своему». Эти слова – «психологический ключ» к роману: в центре внимания несчастливые семьи. Далее фраза «Все смешалось в доме Облонских». Роман начинается с распада семьи, разрушения человеческих отношений.
Главная проблема произведения раскрывается на примере нескольких семейный пар: Анна – Алексей Каренины, Долли – Стива Облонские, Китти – Константин Левины.
Символы романа:
- Железная дорога – появилась недавно, уже в романе Толстого. Каренина и Вронский встречаются на ж/д вокзале. Зло, которое угрожает человечеству.
- Первая встреча Карениной с Вронским на вокзале – через пару минут мужчина гибнет под колесами поезда — прообраз гибели героини.
- Сильная метель при возвращении Анны в Петербург – предупреждение о буре, которая всколыхнет жизнь Анны
- Блеск лица Анны, когда она поняла, что любит Вронского – «Он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи»
- Сцена гонок – аморальная абсурдная жизнь, где идет жестокая борьба.
- Свеча – символ любви Анны
Действующие лица романа, списанные с окружения Толстого: Облонский – Оболенский, Левин – Лев Толстой, Вронский – Воронцов, Щербацкие – Щербатовы. Но это не портреты, а только основа. Это собирательные образы родственных писателю по типу.
Образ Каренина. Толстой изучал греческий язык, увлекся «Одиссеей». «Каренон – у Гомера – голова», поэтому Каренин – у него рассудок преобладает над сердцем, чувствами. Есть разные трактовки по поводу прототипа Каренина:
- С.М. Сухотинин (его покинула жена, вышла замуж за Ладыженского). Он не был типичным чиновником.
- П.А. Валуев (широко образованный человек, либеральный формалист). Министр. Как и Каренин, был занят делами об «инородцах». При нем возникло дело о продаже башкирских земель, явилось одной из причин отставки.
- В.А. Иславин (друг детства Толстого, занимал высокий пост).
- А.М. Кузминский (свояк Толстого, честолюбивый судебный деятель).
- Барон Менгден (деятельный, но черствый человек, занимал высокий пост, тяжелый характер, привлекателен, небольшого роста)
Стива Облонский тоже собирательный тип.
Долли
похожа на всех многодетных матерей и жен, которых знал Толстой. В ней черты его жены (у них было 5 детей).
Вронский – типичный гвардейский офицер из аристократической семьи. Толстой составлял этот образ по памяти Крымской кампании или тех, кого знал, когда бывал в Петербурге. Характерно: энергичность, твердость характера, честолюбие, отношение к товарищам и женщинам.
Левин
– его можно назвать портретом Толстого. Он вложил в Левина свои взгляды, манеры, склонность восставать против общепризнанных авторитетов, искренность, отрицательное отношение к земству и суду, увлечение хозяйством, отношения с крестьянами, разочарование в науке. Как и Толстой, Левин живет в деревне, а не в городе.
Исследователи называют портрет Левина фотографией 70-х годов Толстого, т к в переживаниях Левина отразился только один период жизни толстого. Главное, что отличает Толстого и Левина – творчество.
Вместо творчества Левин пишет статью о с/х рабочих, в ней отражено увлечение Толстого с/х, которое уже прошло во время написания «Анны Карениной».
Семья Щербацких.
Типична для всех помещиков, проводивших зимы в Москве. В это время они вывозили «в свет» на балы своих дочерей. Такой же была семья Щербатова, директора Лосиной фабрики. Одно время Толстой увлекался его дочерью Прасковьей. Подобные семьи: Трубецких, Львовых, Сухотиных, Горчаковых.
Семья Облонских. Роман начинается с конфликта в этой семье. Стива изменил Долли с молодой гувернанткой. Долли не может его простить. Анна вмешалась, все решила. Толстой считает эту семью несчастливой. У Долли 6 детей, и они постоянно переживают тяжелые ситуации. Стива – добрый, компанейский человек, очень любит жизнь, но роль семьянина – не для него.
Не умеет распоряжаться деньгами, из-за этого жена и дети всегда в нужде. Стива подвержен увлечениям с другими женщинами. Долли очень верная. Она мечтает отомстить мужу и придумывает образ влюбленного в нее мужчины, но она все время занята домом и детьми. Она обижена на мужа за то, что он живет весело, а она рано состарилась из-за детей и семейного быта.
Супруги ссорятся и мирятся, чувствуют себя счастливыми. Все это благодаря Долли: она простила измену, постоянно закрывает глаза на образ жизни мужа, проницательна, добра. На свадьбе Китти и Левина вспоминает свою, влюбленность в мужа.
После визита к Анне и Вронскому много пересматривает для себя: на примере Анны видит, что счастье не в деньгах, не в нарядах, не в наличии свободного времени и не в том6 как сильно муж выражает свою любовь. У Анны все это есть, но она несчастна и полна страхов. Она с ужасом думает о единственном ребенке Анны и Вронского (девочка Аня), и радуется, что у нее их шесть.
Эта семья не идеальна, но это живые люди, которые вместе преодолевают препятствия, непонимания, негативные стороны друг друга. Они умеют прощать, просить прощения и любить, растить детей и строить совместную жизнь.
Семья Левиных. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром Левина». Он с гордостью говорит о патриотизме и аристократизме своих предков. Наступает период разорения «дворянских гнезд», Левин понимает неизбежность этой системы».
Он пытается понять тайну новых общественных отношений и свое место в жизни. Он мечтатель, трезво смотрит на жизнь и борется за свое счастье, сохраняя душевное равновесие.
Он близок к природе (радуется, когда слышит шорох сухих листьев и видит как растет трава под ними), ее естественным законам, в этом видит залог своего счастья и семейного благополучия. Общается с крестьянами. Брак с Китти счастливый, они понимают друг друга, но духовные запросы Левина за пределами семьи.
Для него важно дальнейшее развитие России. Идеал – большая и дружная крестьянская семья, которой есть до всего дело. Западные теории преобразования непригодны для России, надо учитывать специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поймут государство. Левин ищет правду жизни.
Описание жизни Левина образует одну из 2 сюжетных линий в романе, но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина – взаимосвязанные стороны жизни в пореформенную эпоху, показывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.
Семья Карениных. Алексей Александрович Каренин муж Анны, высокопоставленный государственный деятель, влиятелен в светском обществе. Его уважают за честность, порядочность, рассудительность. Он трудолюбив, целеустремлен и упорядочен в делах и чувствах. Он живет «по расписанию». Работа занимает все его время.
К жене и сыну порой относится пренебрежительно, скрывает свои истинные чувства. Любит свою семьи и дорожит ей. Когда Каренин узнает о связи Анны и Вронского, проявляется его слабость – неумение проявлять свои чувства. Он зависит от общепринятых норм.
Не борется за свою любовь, пытается найти разумное решение, вместо того, чтобы увеличить свою нежность к жене, замыкается в работе. Он решил оставить все как есть, но постоянно напоминает Анне о приличиях. Он прощает ее и бескорыстно любит, когда Анна в тяжелом состоянии после родов дочери.
Искренне заботится о ней, готов воспитывать дочь Анны и Вронского. Анна приходит в себя и снова уходит от него, он опять слабеет, хотя по натуре боец. Вронский наоборот проявляет характер и решительность. В конце романа выясняется, что Каренин все же слабый человек, скрывающийся за мундиром.
После смерти Анны останавливается его карьера, в домашних делах тоже застой, пока за них не взялась графиня Лидия Ивановна. Он еще ведомый, начинает посещать тайный религиозный кружок. После смерти Анны и отъезда Вронского, воспитывает их дочь.
Анализ «семейной мысли» в романе.
В романе представлены 2 сюжетные линии – Анны Карениной и Константина Левина. Первая – несчастный путь, вторая – счастливый. Толстой показал кризис старой семьи, основанной на общественной морали. Он противопоставляет искусственную семейную жизнь естественным отношениям. Попытался наметить пути выхода из кризиса.
Путь первый.
Каренина сознательно идет на разрыв со своим мужем, а значит и с узаконенными нормами морали в дворянском обществе. Причина – пробуждение чувства личности и настоящей любви. Это трагедия личности и общества. Анна отстаивает свое право на жизнь, любовь, счастье без светских оков. Гибель Анны – это урок Толстого-учителя.
По мнению писателя, семья – главное в жизни человека. Анна бросила мужа и ребенка, пожертвовала семейными узами ради любви. В этом ее сила и одновременно грех. По мнению Толстого, с ней не могло случиться иначе. Самоубийство – это импульс, которому она отдалась после ссоры с Вронским, роковая случайность. С другой стороны – мотив возмездия. Она хочет его наказать.
Последние слова Вронскому: «вы раскаетесь в этом». Еще мотив раскаяния: Анна видит смерть как единственный выход ля Алексея Александровича, Сережи и для нее. В момент этих мыслей в комнате гаснет свеча (Символ! Погасла любовь). И Анна сама как догоревшая свеча, у которой больше нет основы, чтобы продолжать гореть и жить.
Перед смертью ее мучали кошмары про «испачканного уродливого мужичка в фуражке, который что-то делает над железом». Внутренне, еще не осознанно, Анна была готова к смерти. Она говорила Кити: «Я заехала проститься с тобой». Долли аналогично: «Так прощай, Долли». Анна переосмысливает свои отношения с Вронским.
Мысли обращенные к веселой компании «От себя не уйдете», обращены к ней самой. Ей некуда идти, но и умирать она не хочет. Она цепляется за жизнь, но без шансов: пишет записку Вронскому, но она не доходит, едет в гости к Долли, но ни Долли, ни Китти не понимают ее, не могут помочь.
Анна пытается утешить себя любовью к Сереже, но сама обвиняет себя в том, что променяла любовь к сыну и смогла без нее жить. Ее добила записка от Вронского, написанная небрежным подчерком. «Нет, я не дам тебе мучать себя» — подумала она. Мысль и воспоминание о раздавленном на вокзале человеке в день первой ее встречи с Вронским натолкнули ее на решение.
«Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя». Она перекрестилась и бросилась между вагонами. Анна не хотела умирать. Она упала на руки и пыталась тотчас встать, ужаснулась содеянному. Но было уже поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову». Это была судьба. Анна чувствовала невозможность борьбы.
И снова Толстой-учитель: нельзя противостоять наказанию, оставалось только просить прощения. Он жестоко описывает смерть Анны. Важно, что даже после смерти Анна хочет жить. «вьющиеся волосы на висках», «прелестное лицо с полуоткрытым румяным ртом», в «незакрытых глазах, молящих о жизни, ужасное выражение, которое напоминает Вронскому ее слова о том, что он раскается».
Путь второй.
У Левина все как у Толстого. Женитьба Китти и Левина сделала его самым счастливым человеком, семьянином, но не сгладился его разрыва в отношениях с обществом. Он воспринимает капитализм как всеобщее бедствие, сопротивляется его наступлению.
Для него главное хозяйство – он с любовью удобряет землю, выращивает урожаи. Но ощущение того, что вопрос о изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, заводит Левина в противоречия.
Он сопоставляет свою личную жизнь с жизнью крестьян и делает вывод, что решение проблем в основе сближения правящих классов с народом. Правда на стороне народа. Общее благо как результат нравственного совершенствования отдельной личности наступит само собой, независимо от усилий со стороны.
Духовные искания Левина – путь размышлений Толстого о собственной жизни за 10 лет после «Войны и мира».
Эти искания продолжают линию Оленина («Казаки»), Андрея Болконского и Пьера Безухова, с той разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества.
Устами Левина Толстой показал в чем состоял переворот русской истории. «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не жизнь». Своим идеалом Толстой провозгласил «жизнь простого трудового народа, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».
«О еже ниспослатися им любве совершенней…»
Чтобы понять какой мучительный путь вел Левина и Кити к свадьбе, нужно прочить все произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» и, наверное, не единожды. Но приводим для Вашего внимания радостный и желанный итог треволнений и скитаний двух любящих сердец. Свадьба.
Автор называет невесту с женихом не новобрачными, не молодоженами, а «новоневестными». Они взволнованы и полны трепета.
Сегодня бы эта сцена называлась бы венчанием, но тогда этот обряд приравнивался к свадьбе, ведь не было государственных органов для записи гражданского состояния (то есть ЗАГСов). Информация о создании новой семьи заносилась в церковные книги.
В храме все, думается, наполнено духовностью, смирением, светлой мыслью. Это должно проникать и в сердца людей. Однако дам в венчание по-прежнему беспокоят шляпки, мужчин — десять рублей разница необожженных от обожженных.
То есть все пребывают в венчание, не смотря на эмоции, чувства, переживания в довольно-таки повседневном, бытовом расположении духа. Чего не скажешь о женихе и невесте. Конечно, представить можно: о чем они думают там — перед алтарем, но угадать точно — невозможно.
Смятение, страх сделать что-то неправильно, нежнейшее счастье… Только новоневестные знают это по-настоящему!
Елена Калужина
Анна Каренина
* ЧАСТЬ ПЯТАЯ *
III
Источник: https://bogemasamara.ru/anna-karenina-kiti-i-levin-venchanie-obraz-i-harakteristika-kiti-shcherbackoi-v/
Цитатная характеристика Кити Щербацкой из романа «Анна Каренина»
Левин о Кити:
«Когда он думал о ней, он мог себе живо представить её всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах.
Детскость выражения её лица в соединении с тонкой красотою стана составляли её особенною прелесть, которую он хорошо помнил; но, что всегда, как неожиданность, поражало в ней, это было выражение её глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности её улыбка…
Автор о Кити:
«Княжне Кити Щербацкой было восемнадцать лет. Она выезжала первую зиму. Успехи её в свете были больше, чем обеих её старших сестер, и больше, чем даже ожидала княгиня. Мало того, что ноши, танцующие на московских балах, почти все были влюблены в Кити, уже в первую зиму представились две серьёзные партии: Левин и , тотчас же после его отъезда, граф Вронский.»
Долли о болезни Кити:
«…она убедилась, что догадки её верны, что горе, неизлечимое горе Кити состояло именно в том, что Левин делал предложение и что она отказала ему, а Вронский обманул её, и что она готова была любить Левина и ненавидеть Вронского»
Кити после знакомства с Варенькой:
«Она нашла это утешение в том, что ей благодаря этому знакомству открылся совершенно новый мир, не имеющий ничего общего с её прошедшим, мир возвышенный, прекрасный, с высоты которого можно было спокойно смотреть на это прошедшее.
Ей открылось то, что, кроме жизни инстинктивной, которой до сих пор отдавалась Кити, была жизнь духовная. Жизнь эта открывалась религией, но религией, не имеющей ничего общего с то, которую с детства знала Кити…..
;это была религия возвышенная, таинственная, связанная с рядом прекрасных мыслей и чувств, в которую не только можно было верить, потому что так велено, но которую можно было любить»
Кити перед свадьбой:
«Вся жизнь её, все желания, надежды были сосредоточены на одном этом непонятном ещё для неё человеке… Ни думать, ни желать она ничего не могла вне жизни с этим человеком; но этой новой жизни ещё не было, и она не могла себе даже представить её ясно»
Кити после свадьбы:
«…Эта поэтическая, прелестная Кити, могла впервые же не только недели, но и дни семейной жизни думать, помнить и хлопотать о скатертях, о мебели, о тюфяках для приезжих, о подносе, о поваре, обеде и т. п.»
Кити во время болезни брата Левина:
«При виде больного ей стало жалко его. И жалость в её женской душе произвела ….потребность действовать, узнать все подробности и помочь им»
Кити после рождения сына
«Взгляд её, и так светлый, ещё более посветлел, по мере того как он приближался к ней. На её лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников, но там прощание, здесь встреча»
Источник: https://sochineniya-na5.ru/citatnaya-xarakteristika-kiti-shherbackoj-iz-romana-anna-karenina/
Образ Вронского в романе «Анна Каренина»
Как и сам автор романа — Л.Н. Толстой, так и сюжет его и каждый из главных героев сложны, психологически нестабильны и с течением времени изменяемы.
Толстой, несмотря на свой консерватизм, высокую нравственность и склонность к морализаторству, старался быть по отношению к своим персонажам объективным и снисходительным. Не писал никого одним только цветом, а разводил в палитре множество оттенков.
На протяжении действия романа «Анна Каренина» герои развиваются (или деградируют), мыслят, живут. В особенности касается это души Левина, чувств Кити и образа Вронского.
Педантичный и внимательный к деталям, Лев Николаевич придирчиво и дотошно описывает Алексея Вронского: в начале романа, в середине и на последних страницах. Даже внешне молодой человек меняется кардинально, заметно и символично.
В первых главах это плотного телосложения, розовощекий, румяный и белозубый бонвиван. Он наряден и щеголеват, подтянут и выглажен, статен, лих и доволен собой.
Кстати сказать, ни в одной из многочисленных киноэкранизаций романа не был Вронский ни «невысоким» ни «плотненьким-полненьким». Всегда он — красавец, бретер, стройный, как молодой ясень.
В центральной части романа Алексей изменился, причем — не в лучшую сторону. Он несколько поблек и потускнел, видимо, от переживаний, от навалившейся на него ответственности, от того, что выходы в свет стали редки и в соблазнители он уже не годился.
Волосы Вронский отпустил, стал зачесывать за уши, закрывать увеличившуюся лысину, также отпустил и бородку. Толстой уже не описывает его нарядов, блестящих золотом пуговиц и ровных завидных зубов.
Автор, по-видимому, подчеркивает, что связь с Анной обернулась из светской легкой интрижки необычайно обременительной, глубокой и психологически сложной любовью, к которой наш герой был вовсе не готов.
На последних листах «Анны Карениной» перед читателями Вронский предстает отчаявшимся, постаревшим, застывшим. Глаза его не блестят в предвкушении всех жизненных благ, они полны страдания.
Лицо будто бы «окаменело». Это опять-таки печать произошедших с Алексеем событий. Трудно было легкомысленному и оптимистически настроенному молодому военному пережить настоящую драму.
Не в таких традициях его воспитывали.
У Л.Н. Толстого есть склонность к классификации и противопоставлению героев друг другу в пределах одного художественного текста. Как персонажей мужского пола, так и женского. Это касается всех его крупномасштабных произведений, в особенности же — «Войны и мира» и «Анны Карениной».
Здесь подобные «контры» достигают апогея, автором создаются многоугольники, в углах которых — главные и второстепенные герои, непременно сравниваемые по нескольким пунктам сразу. Например: Кити Щербацкая и Анна Каренина. Начало романа — явно не в пользу Анны, особенно — сцены бала.
Но Анна сравнивается и с княжною Тверской, перед которой имеет все возможные преимущества.
Также и Вронский Алексей. Два явных сравнения можно выявить в романе: С Левиным и с Карениным, мужем Анны. По всем статьям Вронский проигрывает обоим. Он поверхностен и светсок. В нем нет подлинной искры интеллекта, как у Каренина, но нет и инстинктов, животного чутья, которым обладает Левин.
Алексей Вронский — не глуп, не бесталанен, не пассивен. Наоборот — энергии и разнообразнейших желаний у него хоть отбавляй. Военный он блестящий, и многого смог бы добиться в карьере, если бы не пагубная его страсть к чужой жене. Есть у него и артистические склонности, он недурной живописец, в Италии много рисовал и имел успех.
Оказавшись «в ссылке» в собственном имении — стал заниматься его устройством и реформированием (в пределах нормы, естественно). Автор неоднократно подчеркивает: за что Вронский не взялся бы — все выходит у него ладно и удачно. Беда в другом: герой не может всей душой отдаться единственному делу, одной страсти.
Любви ли, семье ли, общественной ли деятельности. Он распыляется, он неглубок. И лишь в этом — его вина.
Во всем остальном Вронский — невиновен. Даже в самоубийстве возлюбленной, в котором автор его косвенно обвиняет. Алексей и представить себе не мог глубин души Анны, с которой делил постель. В этом плане Каренин понимал и ценил её больше гораздо. Был толерантен и внимателен. Но это — уже другая история.
Итак, А. Вронский был искренне влюблен, ни капли не лицемерен и готов жертвовать даже собственной карьерой, но все-таки недостоин той великой любви, которой одарила его Анна.
- Кроме сочинения об образе Вронского см. также:
- По произведению: «Анна Каренина»
- По писателю: Толстой Лев Николаевич
Источник: https://goldlit.ru/tolstoy/149-obraz-vronskogo-anna-karenina