Большое влияние на творчество А. К. Толстого оказала его жена, Софья Миллер. Литературоведы назвали стихи, посвященные ей, миллеровским циклом. К ним относится и стихотворение «Средь шумного бала случайно…», анализ которого приведен ниже.
Знаменательная для поэта встреча
Анализ стихотворения «Средь шумного бала случайно» следует начать с истории его написания. Следует отметить, что поэт не был сердцеедом и не искал мимолетных развлечений. Но в 1850 году произошла знаменательная встреча с Софьей Миллер.
Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.
Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер.
Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер.
Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.
Главная тема
В анализе стихотворения «Средь шумного бал случайно…» нужно указать и основную мысль произведения. Это описание впечатления от встречи с Софьей. Особенностью является то, что для создания женского образа поэт не уделяет особого внимания ее внешности.
В этом нет ничего удивительного — их первая встреча произошла на балу-маскараде, где под маской внешность было трудно различить. По воспоминаниям современников Толстого, Миллер не была красавицей, но ее отличала от других внутренняя красота. Она была весьма эрудированной женщиной, но ее ум не все могли оценить по достоинству.
Алексей Толстой оказался в их числе. Больше всего ему запомнились во время их первой встречи ее голос и глаза, которые словно скрывали какую-то тайну. Поэт с момента их знакомства не смог думать ни о чем, кроме как об очаровательной незнакомке.
Жанр стихотворения
В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» следующий пункт — определение его жанра. Это любовная лирика. А именно — обращение лирического героя к возлюбленной. Автор очень осторожно признается в своих чувствах незнакомке.
Поэт хотел быть уверенным в силе своего чувства, понять, а не обычная ли это влюбленность? Стоит отметить, что Алексей Толстой принадлежит к романтикам старой школы, поэтому он не мог написать слишком открыто о своих чувствах, а тем более сказать о них в грубой форме.
Для него любовь была высшей духовной ценностью человека. И Алексей Константинович не ошибся в своем чувстве: несмотря на все пересуды и осуждение общественности Толстой и Миллер обвенчались. Это стихотворение стало символом любви поэта.
Особенности композиции
В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы — это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.
Третья строфа — это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.
Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.
В анализе стихотворения Толстого «Средь шумного бала случайно…» можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово «кажется». И это делает его признание целомудренным и трогательным.
Художественные средства выразительности
В анализе стихотворения «Средь шумного бала…» следует указать литературные приемы, которые использовал поэт. Это эпитеты, довольно скромные, касающиеся описания внешности. Что объяснимо, ведь Толстой был покорен эрудицией и обаянием Миллер.
Особо выделил поэт голос: для этого он использовал яркое по образности сравнение: «А голос так дивно звучал,//Как звон отдаленной свирели,//Как моря играющий вал.» А инверсия добавляет стихотворению возвышенности и торжественности. Алексей Толстой использовал небольшое количество художественных средств выразительности, но все они мастерски подобраны и органично вплетены в стихотворение.
Звуко-ритмическое оформление
В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно» нужно указать, что оно написано трехстопным амфибрахием с ударением на втором слоге. Торжественную размеренность и плавность придает перекрестная рифма.
На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса — вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.
В кратком анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно///» можно рассказать и о том, как сложилась дальнейшая семейная жизнь Алексея Толстого и Софьи Миллер. Поначалу молодожены жили в любви и согласии. Но постепенно поэт начал раздражать Софью.
Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной — она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.
Это был анализ по плану стихотворения «Средь шумного бала случайно…» А. К. Толстого.
Источник: https://www.syl.ru/article/368107/a-k-tolstoy-sred-shumnogo-bala-sluchayno-analiz-stihotvoreniya
Анализ стихотворения "Средь шумного бала, случайно" А. Толстого
А. К. Толстой – известный русский поэт, который в своем творчестве не раз затрагивал тему любви и страстного томления. Его лирика насыщенна и многогранна, а стихотворения известны чувственностью и романтичностью. В этой статье вы можете прочесть анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно».
История создания произведения
Алексей Толстой никогда не был дамским угодником и ловеласом, однако в одной компрометирующей связи был замешан. Он знакомится с Софьей Миллер на светском приеме и влюбляется в нее без памяти.
Причем поэта в первую очередь поразила не красота, а блестящий ум и эрудиция дамы. К сожалению, Софья оказывается женой офицера.
Кратковременное знакомство с незаурядной дамой приводит к скорому написанию стихотворения «Средь шумного бала». В нем Толстой передает свои впечатления от знакомства с Софьей Миллер. Ему бросилось в глаза поведение женщины: на балу она вела себя обособленно, словно была выше мирской суеты, а лицо ее хранило отпечаток печали. Быть может, это след несчастливого брака? В то время поэт не знал о тщательно хранимой ею постыдной тайне. В юности Софья была влюблена в князя Вяземского и соблазнена им, но ловелас женился на более богатой девушке. Брат Софьи вызывает обидчика на дуэль и погибает. А Софья всю жизнь несет эту ношу в своем сердце. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» нельзя составить без этих фактов. Ведь в момент написания его поэт идеализирует Софью.
Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.
Исследователи поэзии замечают сходство этого стихотворения с некоторыми другими произведениями русских поэтов. Анализ стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала» позволяет увидеть это.
Особенно схож стих Толстого с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Тематика их одинакова – на балу герой видит очаровательную незнакомку и влюбляется без памяти. В строках даже есть явная перекличка. Параллель можно провести и со стихотворением М.
Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски».
«Средь шумного бала, случайно», А. Толстой: композиция стихотворения
Композиция произведения проста: оно состоит из двух смысловых частей. Сначала они могут показаться разрозненными, но это далеко не так. Между частями стиха существует достаточно крепкая связь. В первой части стихотворения читатель видит бал, ощущает чувства поэта на этом светском мероприятии. Здесь же описывается и первое впечатление лирического героя от возлюбленной дамы.
Вторая часть произведения переносит читателя с шумного бала вглубь мыслей героя. Мы видим его душевные терзания, переживания и озарения. Переломный момент своей жизни Толстой переносит в «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволяет заглянуть в его внутренний мир. Толстой не таит свои чувства, он открывает сердце перед своими читателями.
Кстати, в композиции стиха можно выявить завязку. Она связана с прошлой жизнью лирического героя. Прошлое, как и настоящее, описано туманно.
Выразительные средства, используемые автором
Герой произведения представлен автором с разных сторон, при этом используется достаточно простой слог и выразительные средства. Ярче всего здесь представлены противопоставления. При помощи контрастов автор показывает всю глубину чувств героя. Для подчеркивания особенности своей избранницы А.
Толстой использует противоречивые словосочетания, такие как «грустный смех», «тревога мирской суеты». Подчеркивает лиричность и душевность произведения и его напевное плавное звучание. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» позволяет выявить использование здесь перекрестной рифмовки.
Она придает стихотворению органичное звучание.
Образность произведения
Образность стиха не назовешь оригинальной и самобытной, но Толстой столь умело использует художественные средства выразительности, что это не бросается в глаза.
Автор в своих строках пользуется сложными предложениями, они подчеркивают глубину его мысли.
Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» выявляет главный образ произведения – образ Софьи Миллер (естественно, не названной здесь). Ее образ полон конкретизации.
Он реален – без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной. На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.
Судьба оказалась благосклонна к героям, они встретились еще раз. Софья Миллер призналась, что не любит мужа и мечтает о разводе. Тогда Толстой и вручил ей рукопись «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволил понять, какие чувства пленили душу поэта. Находясь в запретных любовных отношениях семь лет, Толстой и Миллер все же женятся.
Источник: https://FB.ru/article/315939/analiz-stihotvoreniya-sred-shumnogo-bala-sluchayno-a-tolstogo
Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
средь шумного бала случайно кончил, средь шумного бала случайноестихотворение
Алексей Константинович ТолстойЯзык оригинала:русскийДата написания:1851Дата первой публикации:1856Текст произведения в Викитеке
«Средь шу́много ба́ла, случа́йно…» — стихотворение Алексея Константиновича Толстого, написанное предположительно в январе 1851 года. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1856, № 5).
Стихотворение легло в основу одного из самых известных русских романсов, созданного Чайковским в 1878 году.
- 1 История создания
- 2 Художественные особенности
- 3 Музыкальные адаптации
- 4 Примечания
История создания
По словам литературоведа Дмитрия Жукова, зимой 1850 года 33-летний Алексей Толстой пребывал в угнетённом состоянии: это было связано как с творческой неудовлетворённостью, так и с личными переживаниями. В конце декабря или в начале января он отправился на новогодний бал-маскарад, который устраивался в Большом театре. Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта.
Софья Бахметева—Миллер
На балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о чём, кроме грядущей встречи:
Может быть, той же ночью он нашёл для описания своего зарождающегося чувства слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых. |
Спустя несколько дней Толстой получил от незнакомки приглашение. Прибыв по указанному адресу, поэт наконец увидел лицо Софьи Андреевны Миллер (в девичестве Бахметевой) — своей будущей жены, «артистического эха», музы и критика.
Современники неоднозначно оценивали внешность этой женщины («она не была хорошенькой и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске»), но Миллер отличалась женственностью, в её взгляде чувствовался ум.
С этого момента почти вся любовная лирика Толстого посвящалась ей; в литературоведении адресованные Софье Андреевне стихи получили название «миллеровский цикл»:
С 1851 года, когда состоялось знакомство Толстого с Софьей Миллер , начинает формироваться этот «неавторский» цикл, в прологе которого прочно займёт своё место самое пронзительное стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» |
Художественные особенности
- Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты. Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдалённой свирели,
- Как моря играющий вал.
- Отрывок из стихотворения
- Произведение представляет собой стихотворную новеллу, в которой «с почти летописной точностью» воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала.
- Автор не видит её лица, но успевает заметить «печальные очи» под маской, услышать голос, в котором парадоксальным образом соединены «и звук нежной свирели, и рокот морского вала».
Портрет дамы выглядит столь же неопределённым, как и чувства, которые внезапно овладевают лирическим героем: с одной стороны, его волнует её загадочность, с другой — он встревожен и растерян перед напором одолевающих его «неясных грёз»:
Тайна, покрывающая черты незнакомки — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик. |
- Литературоведами отмечена тематическая близость стихотворения Толстого и пушкинского «Я помню чудное мгновенье»; перекличка идёт прежде всего в строчках «В тревоге мирской суеты» — «В тревогах шумной суеты».
- Кроме того, исследователи проводят параллель между «Средь шумного бала…» и написанным десятью годами ранее лермонтовским стихотворением «Из-под таинственной, холодной полумаски».
- По мнению критика Ирины Роднянской, поэтическая новелла Толстого положена «на лермонтовский — но лишившийся многотоновости — лирический сюжет».
Музыкальные адаптации
Чайковский, по версии театрального деятеля Анисима Гиммерверта, мог получить стихотворение Толстого от Надежды Филаретовны фон Мекк. Романс, написанный на стихотворение «Средь шумного бала…» в 1878 году для мужского голоса, композитор посвятил младшему брату Анатолию.
Выбрав в качестве музыкального жанра вальс, который в XIX веке был неотъемлемым элементом любого бала, Чайковский сместил акценты, перенеся смысловую нагрузку с суеты маскарада на внутренние переживания лирического героя:
Этот романс можно уподобить мягкой акварели в красивой рамке; функцию рамки в нем выполняет восьмитактовое вступление и точно такое же по музыке заключение — оно вводит в атмосферу и настроение романса. Спокойное грациозное кружение вальса передано невероятно простыми средствами. |
Кроме Чайковского, попытки переложить стихотворение Толстого на музыку делали композиторы Борис Шереметев и Александр Шефер.
Примечания
- ↑ 12 Колосова Н. Три поэта // Толстой А. К., Полонский Я. П., Апухтин А. Н. Избранное. — М.: Московский рабочий, 1983. — С. 11. — 336 с.
- ↑ 1234 Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 383 с. — (Жизнь замечательных людей).
- ↑ Русская литература XIX века — Русская литература XIX века. 1850—1870: учебное пособие / Леонид Кременцов, С. Джанумов. — М.: Флинта, 2011. — ISBN 978-5-89349-871-4.
- ↑ Тахо-Годи Е. «Средь шумного бала…» // Энциклопедия для детей. — М.: Аванта+, 1999. — Т. 9. Русская литература. — 672 с.
- ↑ 1234 Александр Майкапар. П. И. Чайковский. «Средь шумного бала…»
- ↑ Гиммерверт А. А. Последняя сказка: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой. — Ваш полиграфический партнер. — М., 2011. — 153 с. — ISBN 978-5-4253-0390-5.
средь шумного бала случайно кончил, средь шумного бала случайно попал, средь шумного бала случайное, средь шумного бала случайности
Средь шумного бала, случайно… Информацию О
- Средь шумного бала, случайно…
- Средь шумного бала, случайно…Средь шумного бала, случайно… Вы просматриваете субъектСредь шумного бала, случайно… что, Средь шумного бала, случайно… кто, Средь шумного бала, случайно… описание
- There are excerpts from wikipedia on this article and video
Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.
Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0,-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%E2%80%A6-196288.html
Анализ стихотворения
А. К. Толстой – известный русский поэт, который в своем творчестве не раз затрагивал тему любви и страстного томления. Его лирика насыщенна и многогранна, а стихотворения известны чувственностью и романтичностью. В этой статье вы можете прочесть анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно».
История создания произведения
Алексей Толстой никогда не был дамским угодником и ловеласом, однако в одной компрометирующей связи был замешан. Он знакомится с Софьей Миллер на светском приеме и влюбляется в нее без памяти.
Причем поэта в первую очередь поразила не красота, а блестящий ум и эрудиция дамы. К сожалению, Софья оказывается женой офицера. Кратковременное знакомство с незаурядной дамой приводит к скорому написанию стихотворения «Средь шумного бала».
В нем Толстой передает свои впечатления от знакомства с Софьей Миллер. Ему бросилось в глаза поведение женщины: на балу она вела себя обособленно, словно была выше мирской суеты, а лицо ее хранило отпечаток печали.
Быть может, это след несчастливого брака? В то время поэт не знал о тщательно хранимой ею постыдной тайне. В юности Софья была влюблена в князя Вяземского и соблазнена им, но ловелас женился на более богатой девушке. Брат Софьи вызывает обидчика на дуэль и погибает.
А Софья всю жизнь несет эту ношу в своем сердце. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» нельзя составить без этих фактов. Ведь в момент написания его поэт идеализирует Софью.
Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.
Исследователи поэзии замечают сходство этого стихотворения с некоторыми другими произведениями русских поэтов. Анализ стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала» позволяет увидеть это.
Особенно схож стих Толстого с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Тематика их одинакова – на балу герой видит очаровательную незнакомку и влюбляется без памяти. В строках даже есть явная перекличка. Параллель можно провести и со стихотворением М.
Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски».
«Средь шумного бала, случайно», А. Толстой: композиция стихотворения
Композиция произведения проста: оно состоит из двух смысловых частей. Сначала они могут показаться разрозненными, но это далеко не так. Между частями стиха существует достаточно крепкая связь. В первой части стихотворения читатель видит бал, ощущает чувства поэта на этом светском мероприятии. Здесь же описывается и первое впечатление лирического героя от возлюбленной дамы.
Вторая часть произведения переносит читателя с шумного бала вглубь мыслей героя. Мы видим его душевные терзания, переживания и озарения. Переломный момент своей жизни Толстой переносит в «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволяет заглянуть в его внутренний мир. Толстой не таит свои чувства, он открывает сердце перед своими читателями.
Кстати, в композиции стиха можно выявить завязку. Она связана с прошлой жизнью лирического героя. Прошлое, как и настоящее, описано туманно.
Выразительные средства, используемые автором
Герой произведения представлен автором с разных сторон, при этом используется достаточно простой слог и выразительные средства. Ярче всего здесь представлены противопоставления. При помощи контрастов автор показывает всю глубину чувств героя. Для подчеркивания особенности своей избранницы А.
Толстой использует противоречивые словосочетания, такие как «грустный смех», «тревога мирской суеты». Подчеркивает лиричность и душевность произведения и его напевное плавное звучание. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» позволяет выявить использование здесь перекрестной рифмовки.
Она придает стихотворению органичное звучание.
Образность произведения
Образность стиха не назовешь оригинальной и самобытной, но Толстой столь умело использует художественные средства выразительности, что это не бросается в глаза. Автор в своих строках пользуется сложными предложениями, они подчеркивают глубину его мысли.
Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» выявляет главный образ произведения – образ Софьи Миллер (естественно, не названной здесь). Ее образ полон конкретизации. Он реален – без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной.
На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.
Судьба оказалась благосклонна к героям, они встретились еще раз. Софья Миллер призналась, что не любит мужа и мечтает о разводе. Тогда Толстой и вручил ей рукопись «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволил понять, какие чувства пленили душу поэта. Находясь в запретных любовных отношениях семь лет, Толстой и Миллер все же женятся.
Источник: https://fb.ru/article/315939/analiz-stihotvoreniya-sred-shumnogo-bala-sluchayno-a-tolstogo
Источник: https://obrazovane.ru/analiz-stixotvoreniya-sred-shumnogo-bala-sluchajno-tolstogo.html
Конспект урока по литературе в 10 классе
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе
Тема: «О любви в лирике А.К. Толстого».
Оборудование: компьютер, проекторная доска, проектор
Цель урока: показать своеобразие любовной лирики А.К. Толстого
Содержание занятия
-
Звучит композиция «Колокольчики мои, цветики степные…» (Приложения 1(слайд 1), аудиозапись композиции)
- — Ребята, вам знакома эта музыкальная композиция?
- — На чьи стихи положена музыка?
- — Ребята, а кто знает композитора этой песни?
- (Музыку написал композитор Пётр Булахов (1822-1885) – русский композитор, автор множества популярных романсов) (Приложение 1, слайд 2).
— К текстам Толстого обращались и такие композиторы, как П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов (Приложение 1, слайд 3).
— Как вы думаете, кому посвятим мы сегодняшний урок?
— Запишите число сегодняшнее и тему урока в тетрадь (Приложение 1, слайд 4).
2. — Лирика А.К. Толстого – это часть общей палитры, современной ей поэзии. Отдельные факты биографии поэта, такие известные его стихотворения, пронизанные любовью к родной природе, как «Колокольчики мои, цветики степные…», «Край ты мой, родимый край…» и другие знакомы вам из предыдущего курса литературы. Теперь же предстоит ещё глубже осознать своеобразие его лиры.
— Начнём мы с вами с его краткой биографии.
(Ученик рассказывает о жизни и творчестве А.К. Толстого)
Биография (сопровождается презентацией) (Приложение 1, слайд 5 — 9).
Алексей Константинович Толстой (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург — умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.
Отец — граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
К 1826 мать и дядя перевезли мальчика в Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения).
С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.
С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете.
В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях.
Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 — церемониймейстера (5-й класс).
В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.
Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная и образованная.Брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).
Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения.
В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А. М. и В.М. Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).
Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870)..
Главная ее тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире — власти человека над действительностью, над собственной участью.
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.
3. О лирике А.К. Толстого
— Важный мотив в лирике А.К. Толстого – мотив любви. Его любовная лирика уравновешенна по тону, но почти всегда проникнута глубокой грустью. Поэт разделял взгляды романтиков на любовь как на божественное начало, которое человек может прочувствовать в его земной любви.
- Я верю в чистую любовь
- И в душ соединенье;
- И мысли все, и жизнь, и кровь,
- И каждой жилки бьенье
- Отдам я с радостию той,
- Которой образ милый
- Меня любовию святой
- Исполнит до могилы.
- 1832
- То было раннею весной,
- Трава едва всходила,
- Ручьи текли, не парил зной,
- И зелень рощ сквозила;
- Труба пастушья поутру
- Еще не пела звонко,
- И в завитках еще в бору
- Был папоротник тонкий.
- То было раннею весной,
- В тени берез то было,
- Когда с улыбкой предо мной
- Ты очи опустила.
- То на любовь мою в ответ
- Ты опустила вежды —
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!
- И плакал я перед тобой,
- На лик твой глядя милый, —
- Tо было раннею весной,
- В тени берез то было!
- То было в утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы!
— Высоким любовным чувством пронизано стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Обратимся к нему (стр.72 учебника).
(Стихотворение читает наизусть ученик или слушается аудиозапись)
Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты.Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдалённой свирели,Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкийИ весь твой задумчивый вид,А смех твой, и грустный и звонкий,С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночиЛюблю я, усталый, прилечь —Я вижу печальные очи,Я слышу весёлую речь;И грустно я так засыпаю,И в грёзах неведомых сплю…Люблю ли тебя — я не знаю,
- Но кажется мне, что люблю!
— А теперь я предлагаю вашему вниманию романс, написанный на стихи А.К. Толстого композитором П.И. Чайковским (1840-1893) (Приложение1 (слайд 10), аудиозапись романса).
П.И. Чайковский – русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки; его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
— Самые известные исполнители романса: Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977); Олег Погудин (1968), Георг Отс. Прослушанный нами романс исполняет Г. Отс.
— Какое впечатление произвела на вас эта музыкальная композиция?
— Помогает ли она лучше понять или прочувствовать стихотворение поэта?
— На многие стихи Толстого положена музыка. О каком свойстве его поэзии это говорит?
(Его поэзия музыкальна. Поэт сам очень любил музыку. Обращение к теме урока).
3.1. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»
— Когда мы выполняем анализ стихотворения, мы обращаемся к истории его создания.
(Отвечает подготовленный ученик)
«Средь шу́много ба́ла, случа́йно…» — стихотворение Алексея Константиновича Толстого, написанное предположительно в январе 1851 года. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1856, № 5).
Стихотворение легло в основу одного из самых известных русских романсов, созданного Чайковским в 1878 году[1].
По словам литературоведа Дмитрия Жукова, зимой 1850 года 33-летний Алексей Толстой пребывал в угнетённом состоянии: это было связано как с творческой неудовлетворённостью, так и с личными переживаниями.
В конце декабря или в начале января он отправился на новогодний бал-маскарад, который устраивался в Большом театре. Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта[2].
На балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о чём, кроме грядущей встречи[2]:
Может быть, той же ночью он нашёл для описания своего зарождающегося чувства слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.
Спустя несколько дней Толстой получил от незнакомки приглашение. Прибыв по указанному адресу, поэт наконец увидел лицо Софьи Андреевны Миллер (в девичестве Бахметевой)[2] — своей будущей жены, «артистического эха», музы и критика[1].
Современники неоднозначно оценивали внешность этой женщины («она не была хорошенькой и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске»), но Миллер отличалась женственностью, в её взгляде чувствовался ум[2].
С этого момента почти вся любовная лирика Толстого посвящалась ей; в литературоведении адресованные Софье Андреевне стихи получили название «миллеровский цикл»[3]:
— Как вы думаете, какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта? Почему?
(После создания этого стихотворения тема любви становится центральной для лирики поэта)
— Какая тема стихотворения? (тема любви)
— Давайте обратимся к содержанию стихотворения. О чем рассказывает лирический герой?
- (Лирический герой вспоминает свою первую встречу со своей возлюбленной и пытается разобраться в нахлынувших чувствах)
- — Какая проблема поднимается в стихотворении? (терзание воспоминаниями)
- — Как показан лирический герой? (он переживает, но все это излагается в простой форме)
— А теперь обратим внимание на композицию стихотворения. На какие части можно разделить произведение?
- (2 части: I ( первые 3 строфы) – поток воспоминаний героя; II ( последние 2 строфы) –раскрытие внутреннего мира героя).
- Сколько строф? (5 строф в виде четверостиший)
- — Какие основные образы представлены в стихотворении?
- (Образ героини)
— Какой он? (Он окутан тайной, мы не видим конкретного описания внешности. Автор выделяет лишь элементы: глаза, стройный стан, звонкий смех)
- — Как вы думаете, почему именно такой образ любимой рисует лирический герой?
- (Потому что именно эти черты дороги для лирического героя)
- — Данный образ весьма романтичен.
3.2. Работа в группах (Приложение 1, слайд 11)
- I группа: особенности лексики и синтаксиса в стихотворении.
- II группа: изобразительные средства в стихотворении.
- III группа: определение размера стихотворения.
3.3. Проверка работ в группах.
I группа: 1) при описании героини поэт использует лексику высокого стиля: «очи», «черты», «стан»; 2) поэт использует в стихотворении сложные предложения; 3) инверсия.
II группа: Изобразительные средства: эпитеты (тонкий стан, грустный смех, печальные очи); метафора (тревога мирской суеты); сравнение (как звон отдалённой свирели, как моря играющий вал).
III группа: размер стихотворения – трехстопный амфибрахий. Рифма перекрёстная.
— Обо всём сказали мы с вами, но об идее умолчали. Как вы думаете, какая основная мысль в этом стихотворении?
4. Составление кластера (о лирике А.К. Толстого)
— Этот кластер мы с вами продолжим на следующем уроке при дальнейшем изучении стихотворений А.К. Толстого.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание: составить небольшой текст-рассуждение «Моё впечатление от стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»; анализ стихотворения.
7. Выставление отметок.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-v-klasse-3633667.html
А.к. толстой “средь шумного бала…”: анализ стихотворения
Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер.
Он познакомился с ней на одном из светских приемов и был поражен не столько красотой женщины, сколько ее блестящей эрудицией. По воспоминаниям очевидцев, Софья Миллер в совершенстве знала 14 иностранных языков, интересовалась не только музыкой, живописью и литературой, но и естественными науками.
Однако в то время ее таланты по достоинству могли оценить лишь избранные, одним из которых оказался Алексей Толстой.
Практически сразу же после знакомства с этой незаурядной женщиной поэт написал стихотворение “Средь шумного бала, случайно…” , в котором попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Автору сразу же бросилось в глаза то, что Софья Миллер была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. “Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал”, – отмечает поэт.
Знакомство с Софьей Миллер было кратким – ее представили Толстому, который впоследствии весь вечер наблюдал за женщиной и ловил себя на мысли, что очарован ею. “Мне стан твой понравился тонкий и весь твой задумчивый вид”, – позже написал поэт.
Однако больше всего его впечатлилконтраст между грустью в глазах и детской радостью в звонком голосе. Тогда еще Алексей Толстой не знал о том, что его избранница хранит постыдную и печальную тайну, которая стоила жизни ее брату, Петру Бахметьев.
Будучи подростком, Софья Миллер влюбилась в опытного ловеласа князя Вяземского, который воспользовался случаем, чтобы соблазнить девушку, однако вскоре удачно женился на более состоятельной особе. В итоге брат Софьи вызвал обидчика на дуэль, во время которой и погиб.
Все эти подробности личной жизни возлюбленной Алексею Толстому предстоит узнать гораздо позже, а в момент создания стихотворения “Средь шумного бала, случайно…” он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
Однако тот факт, что Софья Миллер является замужней дамой, служит серьезным препятствием для романа. Поэтому свои тайные мысли и желания Алексей Толстой доверяет лишь стихам: “Люблю ли тебя я – не знаю, но кажется мне, что люблю!”.
Судьба распорядилась так, что вскоре после памятного бала Миллер и Толстому вновь довелось встретиться. Именно тогда между ними и произошло объяснение, которое подарило поэту надежду на взаимность.
Софья Миллер призналась, что ее семейная жизнь не сложилась, и она уже несколько лет пытается получить у мужа развод. В свою очередь, Алексей Толстой заверил избранницу, что готов ждать ее всю свою жизнь.
При этом он вручил ей стихотворение “Средь шумного бала, случайно…” в знак искренности своих чувств и серьезности намерений.
Софья Миллер и Алексей Толстой были любовниками долгих 7 лет, что вызвало немало пересудов в высшем свете. Когда же избраннице поэта удалось получить долгожданный развод, мать Толстого заявила, что столь постыдному и неравному браку не бывать. Более того, старая графиня очень искусно плела интриги против женщины, которую считала недостойной своего сына.
Однако все оказалось напрасно, так как к тому времени Софья Миллер стала для Алексея Толстого не только самым близким человеком, но и его музой. И спустя 7 лет после знакомства пара все же обвенчалась, что вызвало огромное количество пересудов в обществе, которые, впрочем, не смогли омрачить счастья новобрачных.
- Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.
Источник: https://storm24.media/news/46149
Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала»
Алексей Константинович Толстой, выдающийся русский поэт, не раз поднимал тему любви в своей многогранной и насыщенной разными образами лирике. Произведения Толстого знамениты своей романтичностью, изысканностью и тонким восприятием чувств.
«Средь шумного бала…» — стихотворение, которое можно назвать сокровищницей творчества поэта, ведь в нем раскрываются наиболее близкие темы для души Толстого.
Оно пронизано ощущением мгновения любви, чистым и проникновенным образом любимой поэта, неповторимыми и глубокими чувствами, которые испытывает лирический герой к своей возлюбленной.
Композиция и выразительность стихотворения
Построение этого стихотворения нельзя назвать сложным. Оно состоит из двух частей, на первый взгляд они кажутся не совсем совместимыми, но все же между ними есть крепкая, явно ощутимая связь.
В первой части стихотворения мы можем увидеть бал и впечатление героя от возлюбленной, а вторая часть посвящена переживанием героя, его внутреннему миру и душевным озарениям.
Герой сомневается в самом себе и в своих чувствах, это – наиболее переломный момент его жизни. Толстой умудряется раскрыть все психологические состояния лирического героя и его открытость сердца и души.
- Мы видим личность героя с разных сторон, причем Толстому удается показать это с помощью простого слога и простых образов.
- Стихотворению «Средь шумного бала…» присущи контрасты и противопоставления, которые создают насыщенное яркими переживаниями настроение и помогают с точностью изобразить чувства героя.
- Желая подчеркнуть таинственный образ своей избранницы, Толстой использует такие противоречивые сочетания слов, как «грустный смех», «одинокие часы», «тревога мирской сеты».
По звучанию стихотворение очень музыкально и выразительно, что подчеркивает глубокую и душевную тему лирики. Толстой использует перекрестную рифму, которая придает композиции и звучанию стихотворения органичность.
Образность «Средь шумного бала…»
Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы.
Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем.
При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать – это свои переживания и чувства.
А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.
История возникновения стихотворения
Возникновение стихотворения «Средь шумного бала…» обусловлено реальной историей в жизни Алексея Толстого. В январе 1851 года он встретил Софью Андреевну Миллер на маскараде Большого театра.
И с того времени множество его любовных стихотворений были посвящены ее незаурядному образу и удивительной натуре. О ней говорили, как о невероятной женщине – образованной и оригинальной, умной, обладающий тонким чувством прекрасного.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Тютчев «О как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Нам не дано предугадать…»
Следующая тема: Бунин «Темные аллеи»: особенность, женские образы, Чистый понедельник
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/tolstoi-sred-shumnogo-bala
«Средь шумного бала, случайно» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – история создания, тема, средства выразительности, год
Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» является одним из ярких образцов любовной лирике в русской литературе XIX века.
Оно посвящено Софье Миллер, впоследствии ставшей супругой поэта и его музой на долгие годы.
Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сред шумного бала, случайно…» по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
- История создания – Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.
- Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.
Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей.
В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.
- Жанр – Любовная лирика.
- Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.
- Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».
- Олицетворения – «тайна покрывала».
- Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».
- Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».
История создания
В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.
На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.
Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем.
Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет.
Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.
Тема
В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.
Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.
Композиция
Композиция произведения состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.
Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.
Жанр
Стихотворение написано в жанре любовной лирики и является обращение лирического героя к своей возлюбленной.
Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стих приобретает особую возвышенность и музыкальность.
Средства выразительности
В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.
В стихотворении встречаются олицетворения («тайна покрывала»), сравнения («дивно звучал, как звон отдаленной свирели»), инверсия («часы одинокие», «стан тонкий»), но больше всего в произведении эпитетов («шумный», «мирской», «звонкий»).
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38706-sred-shymnogo-bala-slychaino-analiz-stihotvoreniia-tolstogo-po-plany-kratko-istoriia-sozdaniia-tema-sredstva-vyrazitelnosti-god.html