Писатель чингиз айтматов. жизнь и творчество

  • Он являлся депутатом Верховного Совета СССР 7 — 11 созывов (1966—1989), народным депутатом СССР (1989—1991), членом Президентского совета СССР, членом ЦК Компартии Киргизии, членом секретариата Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР, одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главным редактором журнала «Иностранная литература».
  • Также Айтматов был инициатором международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум» и вице-президентом Академии творчества, президентом Ассамблеи народов Центральной Азии, попечителем фонда «Вечная память солдатам», академиком Академии российской словесности, действительным членом Европейской академии наук, искусств и литературы, членом Римского клуба и Всемирной академии наук и искусств.
  • Произведения Чингиза Айтматова переведены на 150 языков и издавались больше 650 раз.

По его произведениям снято немало художественных фильмов. Сам Чингиз Торекулович неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора. Также по произведениям Чингиза Айтматова поставлено много спектаклей в театре.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

ИЗ БИОГРАФИИ: ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА:

Чингиз Торекулович Айтматов родился в селе Шекер Киргизской АССР 12 декабря 1928 года в семье коммунистов.

Его отец Торекул Айтматов был вначале крестьянским активистом.

Потом карьера отца стала стремительно расти: в 1933 году он стал вторым секретарем Киргизского областного комитета ВКП(б), спустя 2 года семья переехала в Москву.

Однако в сентябре 1937 года его арестовали по подозрению в националистической антисоветской деятельности и этапировали в столицу советской Киргизии. Здесь 5 ноября 1938 года он был расстрелян.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

РОДИТЕЛИ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА

Мать Чингиза, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была армейским политработником, впоследствии общественным деятелем.

Чингиз, его братья и сестры, выросли в Караколе, в доме своего деда, бывшего татарского купца 1-й гильдии Хамзы Абдулвалиева. После ареста и гибели Торекула Айтматова его семья некоторое время (по некоторым данным, до начала Великой Отечественной войны) укрывалась в Татарии у родственников Нагимы Айтматовой.

Чингиз рос грамотным и образованным человеком. В 14 лет он уже занимал пост секретаря аульного совета.

Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зоотехникум, и окончил его с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе.

6 апреля 1952 года в газете «Комсомолец Киргизии» опубликовали рассказ Айтматова на русском языке «Газетчик Дзюйдо».

После окончания института в 1953 году, Чингиз в течение трёх лет работал старшим зоотехником Киргизского НИИ животноводства, продолжая писать рассказы и публиковать их в местных изданиях.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

В ДЕТСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В 1956 году с целью повысить квалификацию писателя Чингиз отправляется в Москву и поступает на Высшие литературные курсы. Он усердно работал и много писал.

В год окончания курсов в 1958 году в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

С Керез Шамшибаевой, своей первой женой, Чингиз Айматов познакомился еще в сельскохозяйственном институте. В браке родилось двое сыновей.

В конце 50-тых годов писатель влюбляется в балерину Бюбюсару Бейшеналиеву. Их роман длился 14 лет, и Айматов долго метался между женой и любовницей. После борьбы с раком груди Бейшеналиева умирает 10 мая 1973 года.

Второй раз литератор женился на Марие Урматовне. В браке родилась дочь Ширин и сын Эльдар.

31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

В период 1988–1990 годов Айтматов работал на должности главного редактора журнала «Иностранная литература».

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

  1. С 1990 года Айтматов возглавлял Посольство СССР в Великом Герцогстве Люксембурге (с 1992 года — Посольство Российской Федерации), с 1994 по 2006 года он — посол Кыргызстана в странах Бенилюкса, в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
  2. В год своего 70-летия в 1998 году писатель был ещё раз удостоен звания Героя Кыргызстана и признан Народным писателем у себя на родине.
  3. В 2006 года Айтматов участвовал в выпуске книги «Автограф века».

В 2006 году он вместе с единомышленником Фархадом Устаджалиловым основал Международный Благотворительный Фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ», который возглавлял до конца своей жизни. +В 2006 году Айтматов принимал участие в выпуске книги «Автограф века».

В 2008 году Айтматов присутствовал на съемках документального фильма под названием «И дольше века длится день». Здесь он подхватил пневмонию, стали отказывать почки.

В последние годы своей жизни он болел сахарным диабетом.

Умер Айтматов 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронами писателя руководил лично тогдашний президент Киргизии Курманбек Бакиев.

Похоронен Чингиз Айтматов 4 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

О ТВОРЧЕСТВЕ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА:

Творческая карьера писателя началась 6 апреля 1952 года, когда в газете «Комсомолец Киргизии» опубликовали его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо».

В июне 1957 года в журнале «Ала-Тоо» напечатали первую повесть писателя — «Лицом к лицу». Повесть «Джамиля» увидела свет впервые на французском языке в переводе Луи Арагона в 1958 году.

После «Джамили» были также опубликованы повести: «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962), «Верблюжий глаз» (1962), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую Премию. Все эти произведения выходили одновременно на русском и киргизском языках.

О сочинениях Чингиза Айтматова:

«Джамиля» — повесть о молодой киргизской женщине, которая выбрала себе любимого вопреки патриархальным обычаям и традициям. В скромном работящем Данияре, вернувшемся с фронта инвалидом, Джамиля нашла друга, способного понять ее, человека, достойного большого чувства.

«Тополек мой в красной косынке» (1961) — повесть о значении верности в любви и дружбе. Писатель рассказывает историю нравственного крушения человека.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

«Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аул, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу.

«Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий честный, правдивый и чистый юноша Кемаль.

«Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на ребенка, чужого ей по крови.

«Прощай, Гюльсары! » (1966) (первоначальное название «Смерть иноходца»). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы».

Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов.

Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

«Белый пароход» (1970) — своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою «Белого парохода», его дед.

На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

«Восхождение на Фудзияму» (1973) — пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым. В центре пьесы — проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам. По пьесе был поставлен известный спектакль театра „Современник“.

»Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) — основой этой повести стали мифологические, эпические мотивы. Её действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести — нивхи, представители маленькой северной народности.

В 1980 году творчество Чингиза Айтматова вышло на новый уровень. В этом году он написал роман «И дольше века длится день», в котором тесно переплетаются фантастика и реалистические события из жизни человека.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

  • ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ В МОЛОДОСТИ
  • В 1986 году писатель написал еще один роман под названием «Плаха», поднимающий острые вопросы коррупции, наркомании, веры и служителей церкви.
  • С 1988 по 1990 годы Айтматов работал главным редактором журнала «Иностранная литература».

«Белое облако Чингисхана» (1990) — рассказ или повесть, входящий в цикл «Буранный полустанок». Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала. Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят.

Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.

Параллельно с этой сказкой-притчей читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы.

«Тавро Кассандры» (1996) — роман. Известный ученый-генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе.

«Когда падают горы (Вечная невеста) » (2006) — роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь-шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ: человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

  1. НАГРАДЫ ПИСАТЕЛЯ:
  2. Награды:
  3. Государственные:
  4. *СССР: Герой Социалистического Труда (1978 год), Два ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции, Два ордена Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов.

*Киргизии: Герой Киргизской Республики (1997 год), Орден «Манас» 1-й степени. *России: Орден Дружбы (1998 год). *Казахстана: Орден Отан (2000 год).

*Узбекистана: Орден «Дустлик».

*Других стран: Офицерский крест ордена Заслуг (2006 год, Венгрия).

*Ведомственные: Медаль Н. К. Крупской (Министерство культуры СССР).

*Общественные: Детский орден Улыбки (Польша), Почётная медаль «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле» Токийского института восточной философии.

Премии:

Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1968, 1977, 1983), Государственная премия Киргизской ССР (1976), Премия «Лотос», Международная премия имени Дж.

Неру, Премия журнала «Огонёк», Европейская литературная премия (1993), Международная премия Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, Премия Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварская премия им. Ф. Рюккерта, Премия имени А.

Меня, Премия «Руханият», Почётная премия культуры имени В. Гюго, Высшая награда правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран (2007).

  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОВЧЕСТВА ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА:
  • *Писатель награжден 46 государственными наградами разных стран.

*Первую медаль он получил в 17-летнем возрасте. *Повесть «Джамиля́» на русском языке, принесла Айтматову мировую известность.

  1. *Эта повесть и на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира.
  2. *Только на немецком языке повесть «Джамиля́» была переиздана уже 37 раз.
  3. *Роман Чингиза Айматова под названием «Плаха» был первым и единственным произведением в СССР, в котором в качестве наркотического средства упоминалась конопля.
Читайте также:  Сокровенный человек - краткое содержание повести платонова

*Чингиз Айтматов, будучи членом Верховного Совета СССР, был выбран для произнесения номинационной речи во время выборов М. Горбачева Президентом СССР в 1990 году.

  • *О писателе самым лестным образом отзывался Луи Арагон.
  • *Слово из романа «И дольше века длится день» — «манкурт», стало нарицательным.
  • *Лишь на последнем году жизни писателя, встал вопрос о присуждении ему Нобелевской премии, причём соискательный комитет создало Турецкое правительство, так как Айтматов — «крупнейший по их мнению тюркоязычный писатель современности».
  • ПАМЯТЬ О ЧИНГИЗЕ АЙТМАТОВЕ:
  • *Имя Айтматова присвоено в Бишкеке городскому парку, Русскому драматическому театру и университету «Манас».
  • *В столице Республики Татарстан, городе Казань именем Чингиза Айтматова названа одна из улиц города.

*На литовском монетном дворе, договор с которым подписал Киргизский национальный банк, отчеканена серия из шести коллекционных серебряных монет — «Чингиз Айтматов», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход».

  1. *В 2007 году была выпущена почтовая марка Киргизии, посвященная Айтматову.
  2. *В октябре 2008 года в Чолпон-Ате на северном берегу Иссык-Куля был открыт памятник Чингизу Айтматову.
  3. *В 2011 году в Бишкеке установлен памятник писателю на площади Ала-Тоо.

*Премия имени Чингиза Айтматова учреждена в 2012 году в Санкт-Петербурге на Международной конференции «Мир Чингиза Айтматова: интеграция и диалог культур». Награждение этой премией будет происходить в день рождения Чингиза Айтматова.

  • ПАМЯТНИК ЧИНГИЗУ АЙТМАТОВА В МОСКВЕ
  • фото из интернета

Источник: http://obshe.net/posts/id2702.html

Чингиз Айтматов: биография и творчество писателя

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

  • 11 Июня, 2019
  • Искусство
  • Олег Петров

Биография Чингиза Айтматова должна быть хорошо знакома любому знатоку отечественной литературы. Это один из немногих писателей, которого уже при жизни называли классиком, а его произведения расходились на цитаты. Романы Айтматова переведены на 150 языков. Он хорошо известен как мастер реализма, книги которого проникнуты любовью и гуманистическими идеалами.

Детство и юность

Рассказывать о биографии Чингиза Айтматова начнем с 1928 года, когда он появился на свет в небольшом селе Шекер на территории Киргизской ССР. Его родители были коммунистами. Их звали Нагима и Торекул.

Вскоре после рождения сына семья перебралась в город. Этому способствовало то, что отец будущего писателя получил повышение. Он был партийным работником, карьера которого уверенно шла вверх.

К 1935 году молодой руководитель, который еще недавно был крестьянским активистом, становится вторым секретарем обкома, поступает в Институт красной профессуры, расположенный в Москве. За ним в столицу переезжает и семья.

Детей становится все больше. У Чингиза появляется сестра Роза, брат Ильгиз, двойняшки Люция и Рева. В это время в стране начинают бушевать сталинские репрессии. Особенно опасная обстановка в крупных городах, поэтому Торекул настаивает на том, чтобы Нагима с детьми временно вернулась в их родное село.

Сталинские репрессии

Опасения отца Чингиза была не напрасными. В сентябре 1937 года его арестовывают, обвинив в националистической деятельности, направленной против Советского Союза. Из Москвы его этапировали в киргизскую столицу Фрунзе, где расстреляли в ноябре 1938 года.

Нагима как жена «врага народа» была поражена в правах. Однако на детях это никак не отразилось. Им всем удалось получить высшее образование, стать заметными и успешными, каждому в своей сфере.

На годы войны в биографии Чингиза Айтматова пришлась еще одна череда испытаний. После того как из села демобилизовали всех мужчин, 14-летний подросток оказался самым грамотным из юношей, которые остались. В таком юном возрасте был избран секретарем местного совета.

Когда фашисты были побеждены, продолжил учебу. После 8 классов сельской школы поступил в зоотехникум в Джамбуле. Затем стал студентом сельскохозяйственного института во Фрунзе.

Литературный дебют

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Говоря о биографии и творчестве Чингиза Айтматова, стоит отметить, что его литературный дебют состоялся в апреле 1952 года. В газете «Комсомолец Киргизии» был опубликован его рассказ «Газетчик Дзюйдо».

У героя нашей статьи было два родных языка — русский и киргизский. Свой первый рассказ он решил написать и опубликовать по-русски. После вуза Айтматов устраивается на работу в научно-исследовательский институт животноводства, параллельно продолжает писать на обоих языках, активно публикуется в республиканских изданиях.

Образование

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Очевидно, что карьера зоотехника его не устраивала. Поэтому в 1956 году решает резко изменить свою биографию Чингиз Торекулович Айтматов. Он уезжает в Москву, где поступает на Высшие литературные курсы.

Уже на следующий год в печати появилась его дебютная повесть «Лицом к лицу». Окончив литературные курсы в 1958 году, он к моменту получения диплома уже был достаточно известным в узких кругах начинающим писателем. На его счету — множество опубликованных рассказов и две повести.

«И дольше века длится день»

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Чтобы заявить о себе как о классике, Чингизу Айтматову требовался роман. Над ним автор работал очень долго. Книга «И дольше века длится день» была опубликована только в 1980 году.

В этом произведении тесно переплетаются между собой события в жизни Буранного Едигея с воображаемой фантастической линией, в которой человечество вступает в контакт с инопланетной цивилизацией.

В результате писателю Чингизу Айтматову удается добиться желаемого эффекта. Читатель четко понимает, что героям проще договориться с инопланетянами, чем между собой. В этом заключается их главная трагедия. Они отказываются друг другу доверять.

«Плаха»

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

В романе «Плаха» 1986 года рассказывается о судьбах Бостона Уркунчиева и Авдия Каллистратова. Между собой их удивительным образом связывает волчица по кличке Акбара.

Сам роман разделен автором на три части. В двух первых частях подробно рассказывается о судьбе Авдия Каллистратова, бывшего семинариста.

Третья часть практически полностью посвящена Бостону. Ему приходится приспосабливаться в трудный период в жизни всей страны, когда происходит переход от социалистической собственности к частной.

Это один из самых известных романов Чингиза Айтматова. В 1989 году он был экранизирован. Фильма Дооронбека Садырбаева назывался «Плач волчицы».

Роман вышел во времена перестройки, когда в стране была провозглашена гласность. Но даже в такое время книга Айтматова многих поразила. В ней были подняты важные социальные вопросы, откровенно рассказывалось о коррупции, наркомании, духовенстве.

«Тавро Кассандры»

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Следующей заметной книгой в биографии Чингиза Айтматова становится «Тавро Кассандры», которая была напечатана уже в середине 1990-х годов. Она также в каком-то смысле относится к жанру научно-фантастической литературы. Это произведение, в котором рассказывается о создании искусственных людей. Оно чем-то напоминает научно-фантастические рассказы советских авторов и «Собачье сердце» Булгакова.

Реализм

Все остальные книги в биографии Айтматова написаны в духе реализма. При этом в Советском Союзе его недолюбливали, так как повествование у него всегда было слишком пессимистическим. Герои постоянно страдают, в конце не превращаясь в строителей коммунизма, как должно было происходить во всех книгах той эпохи, которые власти считали успешными.

Описывая кратко самое важное в биографии Чингиза Айтматова, нужно вспомнить еще одно его произведение. Это повесть «Белый пароход», которая была напечатана в 1970 году. События этого произведения разворачиваются в Киргизии.

Главный герой — 7-летний сирота, который живет в заповеднике и верит в сказки. Одна история, к которой он относится с особым трепетом, связана с матерью-оленихой, которая считается покровительницей всего рода.

Но в то время маралы, которых киргизы всегда почитали как священных животных, находятся под угрозой уничтожения из-за браконьеров.

Стоит подчеркнуть, что в творчестве писателя Чингиза Айтматова легенды и сказки всегда играют большую роль. Он часто к ним обращается.

Роль женщины

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Описывая кратко биографию Чингиза Айтматова, нужно остановиться и на его личной жизни. Известно, что герой нашей статьи восхищался женской красотой. Глубоко понимал характер и особенности представительниц прекрасного пола. Доказательством этого считаются женские образы, которые он создавал в своих произведениях. Например, юной Асель из повести «Тополек мой в красной косынке», мужественной Джамили из одноименного произведения, глубокомысленной Толгонай из «Материнского поля», которая потеряла на фронте всех своих сыновей, но сумела сохранить душевную красоту. Несмотря на то что многие отмечают мрачность произведений Айтматова, в каждом есть женщина, после появления которой в повествовании на душе становится теплее.

Личная жизнь

Первой женой писателя стала Керез Шамшибаева, с которой он познакомился, когда еще учился в сельскохозяйственном институте. Девушка была будущим медиком, как и Чингиз, интересовалась современной литературой.

Керез была отличницей. После школы даже получила направление в литературный институт в Москве, но не смогла поехать из-за финансовых трудностей. В результате она становится профессиональным и опытным врачом. Сначала практикует, а потом руководит отраслью здравоохранения в Киргизии, получив место в министерстве.

Чингизу она родила двоих сыновей. Санджар появился на свет в 1954 году. Он стал литератором и журналистом, построил собственный успешный бизнес. Через 5 лет родился Аскар, известный общественный деятель, историк, специализирующийся на странах Востока.

Писатель Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество

Несмотря на наличие детей, Чингиз в конце 1950-х годов уходит из семьи. Он говорит, что встретил главную любовь своей жизни. Ее звали Бюбюсару Бейшеналиева. Их отношения начали развиваться в Ленинграде. Продолжались целых 14 лет.

Правда, пожениться так и не сумели, так как оба занимали достаточно высокое и заметное положение. В СССР это привело бы к скандалу. Бюбюсара была народной артисткой Советского Союза. Айтматов, будучи коммунистом, не мог позволить себе ради нее развестись.

Это погубило бы его репутацию.

Свои переживания он подробно описал в повести «Прощай, Гульсары!», где главный герой пытается выбрать между официальной женой и любовницей. В сложной ситуации оказывается и герой романа и «И дольше века длится день» Буранный Едигей, который полюбил вдову своего товарища. В обеих книгах Айтматова женщины в результате оказываются сильнее, чем мужчины, с моральной точки зрения.

Тайная связь самого писателя с актрисой продолжалась 14 лет. О ней ходили многочисленные слухи и сплетни. В 1973 году Бюбюсара скончалась от рака груди, который у нее диагностировали за полтора года до этого. Откровенно об истории этих отношении Айтматов рассказал спустя 20 лет, написав книгу «Плач охотника над пропастью» в соавторстве с Мухтаром Шахановым.

Второй официальной женой героя нашей статьи была Мария Урматовна. К моменту знакомства с писателем — выпускница сценарного факультета ВГИКа. Она была уже разведена, воспитывала дочь.

В совместных отношениях у них родилась девочка Ширин и мальчик Эльдар.

Смерть

В последние годы жизни Айтматов страдал от сахарного диабета. Но не переставал вести активную жизнь. Уже на 80-м году жизни отправился в Казань, где снимали документальный фильм под названием «И дольше века длится день», посвященный его юбилею. Это был 2008 год.

Во время съемок писатель простыл. Начавшаяся простуда переросла в острую пневмонию. Слабое здоровье дало о себе знать — у него отказали почки.

Айтматова срочно вывезли в Германию, но спасти пациента не смогли даже лучшие немецкие врачи. 10 июня он скончался в госпитале Нюрнберга. На прощание с писателем собралось огромное количество людей.

Читайте также:  Соседи - краткое содержание рассказа салтыкова-щедрина

Героя нашей статьи похоронили в Бишкеке. Могила находится на кладбище, известном под названием «Упокой отцов». Известно, что это место сам Айтматов выбрал для своего погребения еще в 1990-х годах, когда разыскивал могилу расстрелянного отца.

Ему удалось отыскать братскую могилу, в которой было похоронено 138 жертв сталинских репрессий. Отца писателя с почестями перезахоронили. Рядом с ним захотел покоиться и его сын. Желание классика было исполнено.

Источник: https://nacion.ru/475370a-chingiz-aytmatov-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya

Чингиз Айтматов: краткая биография и творчество

Чингиз Торекулович Айтматов —  прозаик, писавший на киргизском и русском языках (12.12. 1928 кишлак Шекер Киргизс. ССР – 10.06.2008 Нюрнберг, Германия). Ребёнком, живя у бабушки, Айтматов приобщился к традиционному кочевому быту киргизов.

Родители его окончили русскую школу; отец, партработник ещё со времен большевистского переворота, в 1937 стал жертвой сталинского произвола.

Чингиз Айтматов рос в двуязычной среде, в 1948 окончил двухгодичный ветеринарный техникум, в 1953 — сельскохозяйственный институт. 

Айтматов 3 года работал в НИИ скотоводства, в эти же годы (с 1952) публиковал в местных органах печати отдельные рассказы.

В 1956-58 он занимался на Высших Литературных курсах при Литературном институте в Москве, затем был редактором журнала «Литературный Киргизстан», журналистом во Фрунзе.

После публикации рассказа «Лицом к лицу» в журнале «Октябрь», (1958, № 3) Айтматов получил доступ на страницы московских журналов, с 1958 стал одним из авторов журнала «Новый мир». 

Широкую международную известность принесла ему повесть «Джамиля» (1958). В 1959 Чингиз Айтматов вступил в КПСС.

За сборник «Повести гор и степей» он в 1963 получил Ленинскую премию, в 1968 и 1983 — Государственные премии СССР. После еще нескольких повестей и рассказов Айтматов совместно с К.

Мухамеджановым написал пьесу «Восхождение на Фудзияму» (1973 год), которая в том же году была поставлена театром «Современник». 

В 1980 Чингиз Торекулович обратился к форме объемного романа, причем наибольшее число противоречивых мнений и дискуссий вызвал роман «Плаха» (1986). С 1966 Айтматов — депутат Верховного Совета.

В 1967-88 — член редколлегии журнала «Новый мир», с 1967 входит в редколлегию «Литературной газеты»; в 1981 — делегат XXVI съезда КПСС; в 1988-90 — главный редактор журнала «Иностранная литература»; в 1990-1994 — посол в Люксембурге. 

Тематика прозы Чингиза Айтматова часто связана с его родной Киргизией. В центре его произведений — человек под ударами судьбы, человек страждущий.

В ранних произведениях, из жизни трактористов, шоферов, колхозников современная техника показана в сочетании с чарующими степными пейзажами Средней Азии; средствами языка ему удается воспроизвести музыку и живопись; он умеет живо обрисовать образы (в особенности женские), душевные движения, еще не осознанные самими героями.

Используя традиционную форму рассказа в рассказе и вводя повествователя ( в «Джамиле» это 15-летний подросток), Чингизу Айтматову удается сделать изображаемое им более глубоким. 

В повести «Прощай, Гульсары» (1966) трагизм судьбы главного героя обусловлен произволом сталинизма. В повести «Белый пароход» (1970) Айтматов впервые вводит мифологические сказания в современный материал, создавая своего рода притчу.

Идейную и сюжетную основу повествования образует сказание о Рогатой матери-оленихе — обожествлённом воплощении доброты. Эта доброта в сюжетном развитии повести воплощена в образах семилетнего мальчика и его деда и гибнет под натиском бездушного материализма.

В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977 год) автор перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшую силу, вершащую земные судьбы, дед, отец и еще один рыбак жертвуют собой в бурю ради мальчика.

На примере героя, ставшего жертвой сталинизма, затем реабилитированного, но по-человечески совершенно разрушенного, Айтматов в пьесе «Восхождение на Фудзияму» поднимает проблему молчания, делающего человека совиновником; драма выходит за рамки темы преодоления прошлого.

В первом романе Чингиза Торекуловича «И дольше века длится день» (1980) сочетаются не только миф и действительность, но и реальная жизнь населения Средней Азии с фантастикой межпланетных контактов. В этой многоплановости автор выделяет основные этические вопросы современной цивилизации.

В романе «Плаха» (1986) Айтматов обращается к актуальным темам: наркомания, защита окружающей среды и богоискательство в СССР. Роман, в том числе и сильные в художественном отношении картины природы, сконструирован рассудочно по форме и содержанию. Глава о Христе и Пилате, где Чингиз Айтматов идет по стопам М. Булгакова, проигрывает из-за незнания христианства и недостатка веры.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века — М.: РИК «Культура», 1996

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/ajtmatov_ch_t/chingiz_ajtmatov_kratkaja_biografija_i_tvorchestvo/105-1-0-724

Творчество Чингиза Айтматова

Творчество Чингиза Айтматова

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны.

“Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета.

В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время”.

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии,  кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала “Иностранная литература”. В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И— нашел их. Его герои —  рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые,  добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни.

“Жизни светлой, человеческой”, люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные. В повестях “Джамиля” (1958).

“Тополек мой в красной косынке” (1961), “Первый учитель” (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от “я”.

С первых же произведений  Ч.

Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками — то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести “Прощай, Гульсары!”, с самодурами  и подлецами вроде Ороэ-кула в “Белом пароходе”.

В “Джамиле” и “Первом учителе” писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм.

Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в “Джамиле” и “Первом учителе”. (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в “Сказках об Италии”.

) За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть “Материнское поле” (1965) знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях “Прощай,Гульсары!” (1966). “Белый пароход” (1970).

“Ранние журавли” (1975), в романе “Буранный полустанок (И дольше века длится день)” (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей.

Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона. Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба.

Если в своих ранних вещах, скажем, в повести “Первый учитель”, писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах “Плаха” и “И дольше века длится день”, имевших шумный успех в конце 70-х — 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин Земного шара.

Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например, открыто заявил о том, что наркомания — это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что до него это никому не позволялось. Ведь, как известно, наркомании, как и секса, в СССР не было.

“Многая мудрость рождает печаль”, — говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова.

Начиная с повести “Прощай, Гульсары!”, при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора.

Действительность захватывается в единстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается роль фольклорных элементов. Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды, реминисценции из “Манаса” и других народных эпических сказаний.

В повести “Белый пароход” картины современной жизни, как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизского предания о матери-Оленихе, а вытканы так, что порой трудно понять, где основа, а где рисунок.

К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, в свою очередь, природа неотделима от человека.

В повести “Пегий пес, бегущий краем моря” (1977), в романе “Буранный полустанок” художественная палитра обогащается еще и ненавязчивым подчинением реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, “преданий старины глубокой”.

Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя в целом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох — сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.

Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего.

Читайте также:  Сочинение репортаж для 7 класс

Жизнь — человеческое бытие — свобода — революция — строительство социализма — мир — будущее человечества — вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается “все вперед! и— выше!”.

Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли — пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству.

Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.

Произведение острое, написанное действительно кровью сердца, роман “Буранный полустанок” породил самые различные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия вокруг него продолжается. Некоторые считают, что временная неопределенность образа “манку рта” может порождать кривотолки.

Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе “Паритетом” и несущий на себе всю космическую линию в произведении, слагается из противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно, как и само решение связанной с ним главной проблемы.

К тому же, добавляют третьи, и легенда о “манкуртах” и космическая фреска, созданная чисто публицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной — строго реалистической — частью повествования.

Можно соглашаться или не соглашаться с подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман “Буранный полустанок”, пронизанный, по определению Мустая Карима, “болью и безмерным оптимизмом, безмерной верой в человека…”, вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победами и поражениями, ее горечами и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждами.

Новый роман — “Тавро Кассандры”, опубликованный в “Знамени” в 1994 году. Еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, «по-айтматовски».

Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, — так и пиши про это.

Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему устремлен на Землю сверху вниз, охватывая ее целиком.

Неслучайно главный герой — монах Филофей — летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно.

Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, “иксродов”, во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных.

Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества, пусть вымрет. Чем не Апокалипсис в мягкой форме?

Благодаря своей способности концентрироваться на глобальных идеях, Чингиз Айтматов склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба.

Например, уже много лет назад он и социолог Института проблем управления АН СССР Рустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку Андропову (1983) с предложением о создании комитета по встрече III-го тысячилетия . Неожиданно это предложение было принято.

Постепенно Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность, организовав в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники.

И поговорили о необходимости воспитания нового планетарного мышления, благодаря чему человечество смогло бы избежать тотального катаклизма — военного, экологического, экономического etc. И когда колесики завертелись вовсю, когда уже можно было начинать пожинать лавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом передает бразды правления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману.

Проведенный в конце прошлого года опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком — после президента Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/biografiya/tvorchestvo-chingiza-aytmatova/

Чингиз Айтматов: талант мирового масштаба

21.03.2018 Борис Силаев 2796 просмотров

Чингиз Айтматов — лауреат многочисленных государственных наград и премий, удостоен титулов народный писатель Киргизской ССР и народный писатель Казахстана. Автор был билингвом, то есть писал на русском и киргизском языках. В большинстве случаев он самостоятельно переводил свои произведения на русский язык, чтобы максимально точно отразить особенности своего литературного стиля. Этот человек стал значительной фигурой в киргизской литературе советского и постсоветского периодов. Его творчество неповторимо и многообразно. В нем есть место сказкам и легендам, его романы повествуют о глобальных проблемах современности, а также это трогательные повести о любви. Каждую строку можно разбирать на цитаты, которые не забудутся никогда. Герои произведений Айтматова очаровывают своей внутренней красотой. Они чувствительны и по-детски наивны, а их сердца способны на настоящую любовь. Мальчик Нургазы из повести «Белый пароход» мечтал превратиться в рыбу и уплыть к своему отцу, которого никогда не видел, а Джамиля бросила мужа и родное селение ради своего возлюбленного… Люди нелегкой судьбы наполняют произведения Айтматова глубоким драматизмом.  Не каждый писатель так близко к сердцу принимает судьбу и переживания близких ему людей — соотечественников, братьев и сестер. Айтматов же черпал вдохновение именно в той среде, в которой жил и общался. Он писал о народе и для народа, именно поэтому творчество Айтматова близко и понятно многим. Строки его книг способны тронуть сердце любого человека — от одинокого романтика до пожилого человека, прожившего долгую жизнь. В творчестве писателя каждый читатель находит что-то для себя полезное, он может смеяться и плакать, но никогда не бросит книгу в середине прочтения. Традиционно творческий путь великого писателя историки делят на два периода: первый — это произведения, созданные им в рамках советского соцреализма; второй — поздняя проза, преимущественно созданная за рубежом. Ранняя проза Айтматова лирична, в ней много романтики, чувств и мечтаний. Именно в этот период своего творчества автор создает наиболее значительные произведения, полюбившиеся читателям всех возрастов. В них нет пафоса глобальных проблем, глубоких размышлений о мироустройстве и бренности бытия.  Герои раннего Айтматова, окрыленные жизнью, хотят любить, брать от жизни все, что можно взять, они романтики-мечтатели. Многие из них по-детски наивны — именно в этой внутренней чистоте героев и заключен литературный феномен Айтматова, который сумел создать принципиально новый тип героя своего времени и своего народа. «И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди…» — эту цитату из романа «Белый пароход» можно считать девизом писателя, средоточием его жизненных ценностей. Искать правду и говорить ее людям было главной целью Айтматова, устами которого говорили многие его герои. Творчество взрослеет вместе с писателем. Эта аксиома как нельзя лучше характеризует литературное наследие Айтматова. Последним произведением, опубликованным в СССР, стал его роман «Плаха» (1986).  После развала СССР Чингиз Айтматов надолго уезжает из родной страны, становится послом Киргизии в странах Бенилюкса – Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Здесь открывается новая страница в его творческой биографии. Айтматов переосмысливает свой жизненный путь и создает самое противоречивое свое произведение, выходящее за рамки его традиционного стиля. Роман «Тавро Кассандры» стоит особняком среди всех его произведений. Многие не увидят в нем прежнего Айтматова, который был всем близок и понятен. Это роман-исповедь, роман-откровение, в котором присутствуют нотки антиутопии. Возможно, разлука с родной землей помогла писателю создать что-то принципиально новое, переосмыслить свой подход к литературе и к жизни в целом. Однако, читая роман «Тавро Касасандры», посвященный проблеме создания искусственного человека, невольно начинаешь тосковать по прежнему Айтматову с его трогательными повестями о любви, где есть место легендам и мифам. За границей писатель создает еще несколько произведений малого жанра, они были изданы на немецком языке. В них Айтматов предстает совсем другим писателем, его творческий мир перерождается. В 2006 году вместе с единомышленником Фарходом Устаджалиловым (помощник Айтматова по гуманитарной работе в РФ) писатель основал собственный благотворительный фонд «Диалог без границ». В его рамках был разработан проект «Мир без границ», а также программа развития и поддержки русского языка в странах бывшего СССР. Чингиз Айтматов скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. В последние годы он сильно болел. Похоронили писателя в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит». Это место и сегодня пользуется огромной популярностью у жителей республики и туристов. Здесь расположен монумент, символизирующий исторический путь киргизского народа. Некрополь стал последним пристанищем и местом захоронения многих деятелей киргизской интеллигенции, которые стали жертвами репрессий. Прах отца Чингиза Айтматова, Торекула, покоится в братской могиле на склоне холма.

Место захоронения Чингиза Айтматова в мемориальном комплексе «Ата-Бейит».

На месте захоронения писателя всегда много цветов. Сюда часто приходят люди, чтобы почтить память кумира миллионов читателей. Некоторые просто сидят в тишине и задумчиво размышляют о чем-то. Особого внимания заслуживает Монумент, изображающий историю развития киргизского народа. Его установили относительно недавно, в 2016 году. В метафоричной и иносказательной форме этот памятник отражает ключевые события истории Киргизии. Подковы, подвешенные на тросах, символизируют кочевой образ жизни — они своеобразный символ кочевников. В целом вся скульптурная группа похожа на мифические ступени, по которым можно подняться к небу.

Монумент символизирует историю развития киргизского народа. Мемориальный комплекс «Ата-Бейит».

При осмотре монумента можно услышать киргизскую национальную музыку, она звучит постоянно, создавая особую атмосферу спокойствия. Мемориальный комплекс «Ата-Бейит» находится вблизи Бишкека – столицы Киргизской Республики. Отсюда открывается живописный вид на близлежащие села и пологие холмы. В самом конце жизненного пути великого писателя поднимался вопрос о присуждении ему Нобелевской премии по литературе. Инициатива исходила от научного сообщества Турции, в котором Айтматов считается крупнейшим тюркоязычным писателем современности. К сожалению, вопрос о предоставлении этой высокой награды так и не был решен. Произведения Чингиза Айтматова включены в школьную программу по литературе не только в школах Киргизии, они активно изучаются в российских общеобразовательных учреждениях. Подрастающее поколение особенно любит повести «Белый пароход» и «Ранние журавли». В этих произведениях показан непростой путь взросления человека, его мечты и поступки — порой героические и отчаянные.

Чингиз Айтматов — признанный гений, сумевший вывести свое творчество за рамки национальной литературы, сделать его мировым достоянием. Его творчество не теряет актуальность и в наши дни, помогаея людям увидеть себя самих на страницах книг, смотреть на мир глазами героя и произносить замечательное слово « любовь» своим собственным голосом.

Источник: http://bigasia.ru/content/pub/review/chingiz-aytmatov-talant-mirovogo-masshtaba-/

Ссылка на основную публикацию