Писатель марсель пруст. жизнь и творчество

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество

Викентьев И.Л.

Youtube

«И вот — величайший кризис европейской цивилизации, который и перетёк в Первую мировую войну, эту четырехлетнюю бессмысленную бойню, когда самые развитые страны мира посылали цвет своей нации — здоровых молодых мужчин, которые убивали друг друга миллионами без видимого смысла.

Такие вещи, конечно, во-первых, сильно действуют на мозги; а во-вторых, показывают бессмысленность происходящего и заставляют задуматься о том, что вообще мы не так жили. Происходит смена вех. Смена критериев. И вдруг оказывается после Первой мировой войны, что есть великий и замечательный, знаковый писатель Марсель Пруст.

Он не создал  никаких великих характеров, он не добился никаких художественных свершений, он подробно-подробно шаг за шагом, движение за движением, описывал, как человек думает о том-то и о том-то, как человек увлекается, влюбляется, любит, страдает, а потом происходит охлаждение, как люди разговаривают просто в каком-то доме, в гостиной, салоне, а потом расходятся, как происходит знакомство между двумя людьми — вот они увидели друг друга, обменялись фразами, обменялись специальными взглядами, подошли друг к другу ближе, и, в конце концов, скрылись за какой-то дверью, а потом вышли оттуда, ничего не произошло. Но вот это ничего, то есть, допустим, один мужчина понравился другому мужчине, они зашли за дверь, очевидно, вступили в интимный контакт, какое-то время спустя вышли обратно и разошлись. Правда, потом они встречались ещё. Вот и вся история, т.е. идет передача через детали и психологию, которая стоит за этими деталями. Всё, ничего больше. Всё это очень длинно, очень подробно, в это трудно въехать, в это трудно вчитаться, но если кто уже вчитался, то это затягивает и доставляет удовольствие, потому что, конечно же, это талантливо, это очень подробно. Хотя в общем там большой жизни нет, там есть отдельные сколки. Вот эти отдельные сколки очень-очень подробно расписаны. Всё. В сухом остатке не остаётся, в общем-то, ничего, недаром это называется «В поисках за утраченным временем». Пожалуй, что во времена гигантов XIX века человек, который вдруг стал писать так, не имел бы никаких шансов на успех. И сейчас у него весьма узкий круг читателей, которых он действительно увлекает, которым он понятен. Но вдруг оказывается весьма широкий круг образованных читателей, которые кричат, что это здорово. Ну потому что это так же как толпа подхватывает: держи вора! и прочее, и прочее. Этот писатель оказывается в числе великих, хотя вот так вот сразу трудно сказать, — ну, и что он сделал для чьего величия? Он не одинок, потому что оказывается вдруг такой гигант, такой гений, как Джеймс Джойс. Джеймс Джойс долго подходил к своему главному произведению и, в конце концов, написал этот огромный 55-листовый роман про один день из жизни, короче, «Улисса» он написал. Условно считается людьми малосведущими в литературе, что это он изобрёл «поток сознания», и т.д. и т.п.»

Веллер М.И., Перпендикуляр, «Аст Москва», 2008 г., с. 65-66.

Учитель в университете: Анри Бергсон. Человек, с точки зрения А. Бергсона и М. Пруста — это бесконечный поток сознания, и весь огромный роман «В поисках утраченного времени» есть попытка воспроизвести эту бергсоновскую «длительность»…

  • Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество В программе мастер-класса И. Л. Викентьева об обучении ТРИЗ:

    1. Качественное (!) обучение школьников, студентов и взрослых «железному ТРИЗ»
    — типовые ошибки, правильные приоритеты и эталонные разработки.

    2. Качественное (!) обучение школьников, студентов и взрослых теме «ТРИЗ + Бизнес»
    — типовые ошибки; замалчиваемые материалы И. Л. Викентьева;
    — эталонные методики; закрытые коллективные разработки-2020 и более 750 новых исследовательских тем проекта VIKENT.RU.

    До 12 апреля 2020 Вы можете присылать свои вопросы по ТРИЗ (любые разделы); курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) и Жизненной Стратегии Творческой Личности (ЖСТЛ) на e-mail И. Л. Викентьева info@vikent.ru с пометкой в теме письма: «18 АПРЕЛЯ».

    Возможно приобретение online-билетов на сайте лектория «Концентратор».

  • С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьевао Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:
    1) В основе лекций — крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала VIKENT.RU;

    3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации; 5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
    Регистрация на   Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество Видео-интервью И.Л. Викентьева о проекте VIKENT.RU с навигацией по тематическим разделам

  • 45-я очная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества» 45-я очная юбилейная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта 21 декабря 2019 года (суббота).
    Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество Более 100 видеозаписей Докладов прошлых конференций.
  • В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера, написанная им в 1946 году: «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа».
  • Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях:
    «Новости изучения креатива | творчества»
    «Творческие личности и коллективы»
  • Реакция различных видов читателей на поэтический текст по Н.С. Гумилёву «Прежде всего каждый читатель глубоко убеждён, что он авторитет; один — потому, что дослужился до чина полковника, другой — потому, что написал книгу о минералогии, третий — потому, что знает, что тут хитрости никакой нет: «Нравится — значит хорошо, не нравится — значит плохо; ведь поэзия — язык богов, ergo, я могу о ней судить совершенно свободно».Таково общее правило, но в дальнейшем своём отношении читатели разделяются на три основные типа: наивный, сноб и экзальтированный.Наивный ищет в поэз…

Источник: https://vikent.ru/author/1286/

Марсель Пруст — это… Что такое Марсель Пруст?

Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust; 10 июля 1871 — 18 ноября 1922) — французский писатель.Один из самых значительных писателей и философов XX века.

Основное произведение Пруста — цикл «В поисках утраченного времени» (т. 1-16, 1913—1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов.

Биография

Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье: его отец, Адриан Пруст — профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера.

Весной 1880 или 1881 года Пруст испытал первый приступ астмы.[1]

В 1882 году Пруст поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал. Выпускные экзамены на звание бакалавра он сдал в июле 1889 года, и был особо отмечен за сочинение по французскому. В лицее Пруст познакомился с Жаком Бизе, сыном композитора Жоржа Бизе, Люсьеном Доде, сыном романиста Альфонса Доде, с будущим художником-модернистом Морисом Дени и с будущим поэтом Фернаном Гретом (1873 — 1960).

Вскоре Пруст стал посещать модные литературные и художественные салоны. Учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро».

Из парижских салонов особую роль в жизни Пруста сыграли три: салон госпожи Штраус (Женевьева Галеви (1849 — 1926)), вдовы Бизе; салон госпожи де Кайаве, возлюбленной Анатоля Франса; салон Мадлены Лемер (1845 — 1928)[1].

С ноября 1889 Пруст в течение года проходил военную службу в Орлеане. В июне 1895 года он поступил на работу в библиотеку Мазарини, но тут же взял отпуск «за свой счет», который непрерывно продлевал, и так до 1900 года. В начале 1892 года Пруст с друзьями основывает журнал «Пир».[1]

В 1894 он публикует книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга проходит почти незамеченной и даёт Прусту репутацию светского человека и дилетанта.

В 1896 году он издаёт сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса и иллюстрациями госпожи Лемер). А годом раньше, он начинает писать большой роман, многие сюжеты которого были повторены в «Поисках».

Это был «Жан Сантей», работа над которым прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена.[1]

Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса» . Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса также подписать этот текст. В феврале Пруст присутствует на процессе Золя.[1]

В 1904 — 1906 годах Пруст выпускает переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии».

Пруст был бисексуалом, и как полагают, имел продолжительную связь с пианистом и композитором Рейнальдо Аном.

В 1903 умер отец, а в сентябре 1905 горячо его любившая мать. Пруст получает богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни.

В самом конце 1906 года Пруст переселяется с улицы Курсель (где семья жила с 1900 года) на бульвар Осман, в квартиру только что умершего дяди Жоржа.

В годы Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалистов.

Около 1907 года он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 года первая версия «Поисков» была завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретенное время»), и книга должна была уместиться в двух объемистых томах.

В 1912 году она называлась «Перебоями чувства». Пруст не может найти издательство. В конце года отказы присылают издательства «Фаскель» и «Нувель Ревю Франсез» («Галлимар»), в начале следующего приходит отказ от «Оллендорфа». Издателем стал Бернар Грассе.

Он выпустил книгу (за счет автора), но потребовал рукопись сократить.[1]

Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был встречен прохладно читателями и критикой. Начавшаяся война, уход Грассе на фронт и закрытие издательства (хотя уже набирался второй том), вынудили Пруста продолжить работу.

Три части превратились в пять — «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» (которая распалась на собственно «Содом и Гоморру», в двух частях, «Пленницу» и «Беглянку») и «Обретенное время». В 1916 году издательство «Галлимар», выпускает все остальные тома.

[1] Хотя Пруст считал, что в 1918 году он завершил книгу, он продолжал усиленно работать, и править её до последнего дня своей жизни.

За роман «Под сенью девушек в цвету» 10 декабря 1919 года Прусту присуждают Гонкуровскую премию.

Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешел в воспаление легких.

Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Творчество

Принято считать, что Марсель Пруст явился начинателем нового направления в литературе. Свои произведения он рассматривает как инструмент по изучению конструирования реальности человеческим сознанием во времени, но не линейно, а согласно эмоциональным всплескам памяти.

Идеи Пруста во многом совпадают с учением интуитивиста Анри Бергсона, высказанные в книге «Материя и память» (1896 год).

Сознание проявляется в двух формах: одна связана с практической деятельностью человека, формируется общественным воздействием на индивидуума, другая же позволяет проникнуть в подлинную сущность реальности, к которой человека приводит интуиция, проявляющиеся в самом незначительном с точки зрения практического сознания восприятии.

Основные произведения

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество

Надгробие на кладбище Пер-Лашез

Другие интересные факты

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество

Гранки «По направлению к Свану» с правкой автора

Ссылки

Источники

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1026387

Марсель Пруст — Биография — актуальный и творческий путь

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество

Писатель родился 10 июля 1871 года в Париже. Отец — Адриен Пруст — узнаваемый респектабельный доктор, который преподавал медицину в институте, мама — Жанна Вейль — еврейка по происхождению, дочь обеспеченного биржевого маклера. Счастливые деньки, проведенные Марселем в детстве стали образцами сказочного Комбре с его многотомного литературного шедевра,- закончились, и в предстоящем он проводил каникулы с бабушкой на морских курортах в Нормандии. С девятилетнего возраста Пруст безжалостно мучился от астмы (эта болезнь будет аккомпанировать его в протяжении всей жизни и сформирует типичный замкнутый нрав писателя).

Литературный талант Пруста проявился еще в годы учебы в лицее Кондорсе (1882-1889). Совместно с другими лицеистами парень издавал рукописный журнальчик «Сиреневый обзор», в каком в 1886 году возникают 1-ые рассказы молодого гения «Затмение» и «Облака». В 1889 году Пруст кончает лицей и получает степень бакалавра словесности.

Последующие два года (1889 — 1890) Пруст служил в армии в Орлеане. После возвращения в Париж обучается на юридическом факультете Сорбонны. Там он получил ученую степень по юриспруденции, а позднее и из литературы.

Во время обучения в институте Пруст стал завсегдатаем парижских салонов, совершив восхождение по социальной лестнице от буржуазных салонов в аристократической гостиной графа Робера де Монтескье-Фезенака.

В салоне мадам Арман начинающий писатель познакомился с Анатолем Франсом, с помощью которого смог опубликовать свою первую книжку — сборник рассказов, эссе и этюдов «Развлечения и деньки» (1896), вступление к которому была написана самим А. Франсом.

Мэтр французской литературы высоко оценил пробу пера молодого литератора, хотя большая часть критиков резко плохо отозвалась на выход сборника, характеризуя его как произведение дилетанта.
«Развлечения и деньки» создавались как полемика с Гесиодом и его «Трудами и деньками».

«Лучше грезить о жизни, чем его проживать» — основная идея сборника, что красноватой нитью проходит через все произведение. Очень принципиально, что уже в этом первом произведении Пруста возникают бессчетные темы, профессионально развитые актером в основном его произведении — «В поисках утраченного времени»: тема снобизма, скоротечной памяти, любви как призрачной ценности. Узкий психический анализ и секундные импрессионистские зарисовки — соответствующие особенности творчества Пруста — в первый раз возникают в «Розрадах и деньках».

В феврале 1907 года Пруст опубликовал в газете «Фигаро» статью, где попробовал проанализировать два понятия, которым предначертано было стать главными в его позднем творчестве, а конкретно — память и чувство вины.

Летом 1909 года он написал эссе «Против Сент-Бева»; потом из этого эссе вырос многотомный роман, что его Пруст писал на протяжении всей жизни. В 1913 году роман получил заглавие «В поисках утраченного времени».

В январе 1909 года, когда создатель пил чай с черствым бисквитом, в его сознании вдруг промелькнул давнешний детский воспоминание из глубин памяти, который лег в базу романа «В поисках утраченного времени».

Он показал рукопись нескольким редакторам, в том числе и Андре Жиду, и они все отклонили его, потому создателю пришлось самому финансировать издание первого тома. 1-ая часть этого мега-романа, «Путь Свана», увидела свет в 1913 году, но прошла мимо внимания критики.

Пруст планировал выпустить два последующих тома, но началась 1-ая глобальная война и к тому же умер его личный друг, секретарь и шофер, Альфред Агностелли (он разбился на аэроплане, который подарил ему Пруст). В 1914 году Андре Жид изменил свое решение и предложил Прусту опубликовать его произведение.

2-ой роман, «В расцветающем саду» (1918), был удостоен престижной Гонкуровской премии. Так Пруст внезапно стал известным. Весь цикл состоял из 7 книжек. До собственной погибели от пневмонии в 1922 году Пруст успел опубликовать еще две из их: «В Германтив» (1921) и «Содом и Гоморра» (1921). Другие были размещены посмертно его братом Робе-и ром при участии Жака Ривьера и Жана Польяна, директоров литературного обозрения «Nouvelle Revue Francaise»: «Пленница» (1923), «Исчезнувшая Альбертина» (1925), «Отысканное время» (1927).

В последние годы собственной жизни Пруст интенсивно участвовал в еще одном общественном проекте — он финансировал гомосексуальный общественный дом, в каком расположил мебель, доставшихся ему в наследие от родителей, а управляющим стал его молодой друг. Альбер ле Кузье.

Пруст был частым гостем этого заведения, что послужил моделью борделя Жуп’ена в романе «В поисках утраченного времени».

Биограф Пруста Джордж Пейнтєр считает, что бичевание закованного в цепи барона де Шарлюса в измышленном Прустом бордели Жюп’ена — «это всего только обычное описание пережитого самим Прустом мазохистского опыта» в заведении Альбера ле Кузье.

Умер Марсель Пруст 18 ноября 1922 года от пневмании в собственной отделанной пробковым дубом спальни, где провел последние годы собственной жизни, стремясь изолировать себя от парижского шума и грязищи.

Популярность Пруста обоснована к тому же тем, что он стал первым современным писателем, который обрисовал гомосексуальность в литературной форме.

Его непростой анализ гомосексуальных персонажей собственных романов отдал новый толчок дискуссии на данную тему в отрыве от ее бывшего мед толкования.

Будучи геем, который пишет о жизни геев, Пруст сделал и представил на трибунал читателей еще более подробный портрет гомосексуальности, чем это мог бы сделать хоть какой психоаналитик либо ранешние апологеты движения гомосексуалистов за свои права.

Более того, его обсуждение гомосексуальности завлекло к данной теме широкую аудиторию и послужило гарантией того, что с того времени были сняты все табу с темы, которая ранее была за семью дверцами. Вместе с творчеством Андре Жида произведения Пруста утвердили статус гомосексуальной темы в мире современной литературы.

В особенности нужно отметить утрату Прустом полноты исторического мышления, достигнутого критичным реализмом: сосредоточив свое внимание на изображении психологии и личной жизни человека, Пруст очень много чего не вожделел созидать в живой истории. Но завлеченного к его роману материала довольно было для того, чтоб подтвердить бесспорный исторический факт: время исторического бытия буржуазного общества истек, и процесс этот необратим.

Источник: http://glavbuk.ru/marsel-prust-biografiya-aktualnyj-i-tvorcheskij-put/

Марсель Пруст

Марсель Пруст является самым противоречивым писателем XX века. Его творение «В поисках утраченного времени» до сих пор вызывает споры критиков и литераторов.

Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст – настоящее имя писателя. Он родился 10 июля 1871 года в пригороде Парижа.

Его отец Адриан Пруст был известным врачом-эпидемиологом и патологом. Имел место в министерстве здравоохранения, был профессором медицинского факультета и занимался разработкой вакцины от холеры. Так же он писал различные труды по медицине. Жанна Вейль, мать будущего писателя, была дочерью известного еврейского биржевого маклера.

Семья Пруст входила в круг именитых и состоятельных домов города.

Мальчик рос довольно болезненным ребенком. Когда Марселю было девять лет, у него случился первый приступ астмы, эти приступы сопровождали писателя до конца жизни.

Состояние здоровья наложило отпечаток на характер Пруста, он отличался замкнутостью.

В 1882 году Марсель поступил в лицей в Кондорсе. Там он очень любил проводить время в обществе книг по литературе и философии и не нуждался в общении со сверстниками.

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

После окончания лицея молодой человек служит в армии до 1890 года. После военной службы Марсель принимает решение дальше получать образование и поступает в Школу политических наук. У Пруса была цель — получить должность дипломата.

Очень часто Марселя можно было встретить в модных салонах среди знатных и богатых людей. Самыми популярными у писателя были салоны: вдовы Бизе, госпожи Штраус и госпожи де Кайавет.

Во время одного из посещений такого салона, на творческом вечере, Пруст знакомится с писателем Анатолием Франсом. Именно он подсказал Прусту выйти на тропу творчества.

Он помог молодому писателю опубликовать в 1896 году его первый сборник рассказов и этюдов под названием «Развлечения и деньги». Франс сам написал предисловие к сборнику и очень ценил стиль и образ мышления начинающего писателя.

С этого сборника и началась творческая карьера Марселя Пруста.

Сложный творческий путь Марселя Пруста

Несмотря на положительные отзывы Франса сборник «Развлечения и деньги» был встречен критиками холодно, они сочли работу Марселя дилетантством.

Особенно обидели писателя высказывания поэта и прозаика Жана Лоррена. Он очень резко выразился по поводу его творения, за что и был вызван Прустом на дуэль.

  • В 1892 году Пруст с друзьями решил основать свой журнал под названием «Пир».
  • В 1894 году писатель попытался выпустить сборник стихов, но и он остался, не замечен ни критиками, ни читателями, из-за чего за автором закрепилось звание дилетанта.
  • Но ни какие трудности не смогли заставить Марселя оставить литературную деятельность, и в 1895 году он начинает работу над крупным произведением под названием «Жан Сантей».
  • Проработав над ним четыре года, писатель забрасывает рукопись, но спустя время он применяет некоторые сюжетные линии из романа в других своих произведениях.

В 1903 году умирает отец Пруста, а спустя два года и горячо любимая мать писателя. После смерти родителей он получает хорошее наследство, но из-за тяжелой формы астмы Пруст вынужден вести затворнический образ жизни.

В 1907 году Марсель Пруст начинает свою работу над циклом романов «В поисках утраченного времени». Первоначально он планировал написать его в трех частях и издать в двух томах.

На первый вариант эпопеи писатель потратил четыре года и в 1911 году цикл был окончен. Он состоял из трех частей:

  • «Утраченное время»;
  • «Под сенью девушек в цвету»;
  • «Обретенное время».

Кроме Бернара Грассе никто не захотел издавать рукопись. Грассе согласился напечатать книги, но с условием, что писатель сам оплатит работу и существенно сократит издание.

Спустя год Марсель снова пишет роман под названием «По направлению к Свану». И это творение автора публика встретила холодно. Но писателя было не сломить, и он продолжает работу, дополнив эпопею еще несколькими произведениями – «Пленница» и «Беглянка».

В 1919 году роман «Под сенью девушек в цвету» был переиздан во второй раз и принес автору известность. За него Пруст был награжден Гонкуровской премией.

В общем роман получился монументальным. Писатель написал семь произведений, на страницах которых были описаны около двух тысяч героев. Окончательно отредактировать последние тома Пруст не успел и эту работу проделал его брат.

Признание к Марселю Прусту пришли после смерти.

Замечание 1

Писатель Сомерсет Моэм утверждал, что «В поисках утраченного времени» это лучшее произведение их современности, а Грэм Грин пытался причислить Пруста к лучшим романистам XX века.

Пятый роман из цикла «Пленница» вышел в свет уже после смерти автора.

Сам Марсель Пруст говорил о том, что он вдохновлялся творчеством русских писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Мысли этих творцов стали для него источником силы и вдохновения.

Личная жизнь писателя

О личной жизни писателя ходило много сплетен и споров. Дело в том, что он был гомосексуалистом.

В период Первой мировой войны он финансировал публичный дом для гомосексуалов. Прусту приписывали роман с известным композитором Рейнальдо Аном.

Исходя из анализа его личной жизни, существует мнение, что публичный дом, который посещал сам автор, является прототипом борделя Жупьена из романа «В поисках утраченного времени». А пикантные сцены с участием мужчин были не простой выдумкой автора, а являлись реальными.

Марсель Пруст стал первым автором, который описал на страницах своего романа гомосексуальные отношения между мужчинами.

В 1922 году Пруст сильно простудился, и болезнь перешла в воспаление легких. Врачи не смогли спасти пациента и 18 ноября 1922 года писатель Марсель Пруст скончался. Ему был 51 год.

Замечание 2

При жизни писатель не добился успеха на писательском поприще, но после смерти его книги стали эпохальными. Его произведения были разобраны на цитаты, а философские мысли автора до сих пор создают споры и обсуждения.

Библиография

  • «Утехи и дни»;
  • «Жан Сантей»;
  • «Против Сент-Бева».

Цикл «В поисках утраченного времени»:

  • «По направлению к Свану»;
  • «Под сенью девушек в цвету»;
  • «У Германтов»;
  • «Содом и Гоморра»;
  • «Пленница»;
  • «Беглянка»;
  • «Обретенное время».

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/marsel_prust/

Биография и книги автора Пруст Марсель

Пруст Марсель

Писатель Марсель Пруст. Жизнь и творчество Страницы автора на других языках и псевдонимы:
  • Язык страницы автора: русский
  • Пол: мужской
  • Дата рождения: 10 июля 1871
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 18 ноября 1922
  • Место смерти: Париж, Франция
  • ID: 6379
 
Об авторе
Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust) — французкий писатель, новеллист и основатель нового направления в литературе. Один из самых значительных писателей и философов XX века.
Родился 10 июля 1871 года в Париже, в семье врача.
С детства будущий писатель был окружен достатком и ни в чем не знал отказа. Он рос в состоятельной семье. Его отец, Адриан Пруст — сын коммерсанта, профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера. В Париже Марсель окончил лицей «Кондорс», а затем продолжил образование в Школе политических наук в Орлеане, где получил ученую степень по юриспруденции и литературе.
После окончания университета Марсель Пруст начал писать «светскую хронику» в газете «Фигаро», впоследствие объединенную в томике «Хроники» (1927 г.). Пруст большую часть своей жизни посвятил литературе и продолжил иррационалистские традиции французских символистов. Он переводил небольшие работы Д.Рёскина, читал Джордж Элиот по-французски, а в последние годы стал поклонником Ф.М. Достоевского.
После смерти родителей Марсель получил богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынудила его вести затворнический образ жизни. Творчески оформляя свою прошлую жизнь, переживая ее вновь, писатель создал 15-томный роман «В поисках утраченного времени». Этот роман — воссоздание собственной жизни писателя с самого детства. Реально прожитая жизнь осознается им как «потерянное время», как бесплодная и ненужная жизнь.
Пруст являлся тем писателем, который с большим уважением относится к классической традиции французского романа XIX века. Гениальность для него заключается в индивидуальности точности и в воссоздании своего субъективного мира. Умер писатель 18 ноября 1922 года в Париже.
Книги автора Пруст Марсель Германт [Книга распознана и проверна, но не прочитана. Возможны ошибки] Письма (1896-1921) У пошуках утраченого часу. Полонянка The Lemoine Affair У пошуках утраченого часу. Альбертина зникає В сторону Свана

Источник: https://www.rulit.me/authors/prust-marsel

Пруст, Марсель

(1871-1922) французский писатель

Сегодня французского писателя Марселя Пруста называют одним из самых выдающихся писателей XX века, а его главную книгу, цикл романов «В поисках утраченного времени», над которым он работал с 1913 по 1922 год, — самым великим достижением мировой литературы XX века.

Вместе с тем вокруг имени Пруста не стихают споры.

Основной вопрос, который волнует его критиков, заключается в том, как мог человек, практически двадцать лет проведший взаперти, написать произведение, которое стало шедевром? Пруста упрекали в формализме и литературщине, излишней сосредоточенности на собственном мире переживаний и чувств. Поэтому его произведения остались практически неизвестны двум поколениям советских читателей. В наше время ситуация изменилась.

Его начинают считать основоположником постмодернистской литературы, целиком построенной на перефразировании классических произведений, использовании приема аллюзии в качестве основы произведений.

Марсель Пруст родился в состоятельной семье. Его отец был известным медиком, профессором гигиены. Мать происходила из преуспевающей еврейской буржуазной семьи, но приняла католицизм и воспитала сына также в католической вере.

Пруст получил неплохое образование: учился сначала в лицее Кондорсе, а затем в Сорбонне, получив дипломы по юриспруденции (в 1893 году) и философии (в 1895). На формирование взглядов молодого человека оказал влияние виднейший философ XX века А.

Бергсон, приходившийся ему дальним родственником.

После окончания университета с 1895 по 1900 год Марсель Пруст находился в штате библиотеки Мазарини и даже в течение года добровольно служил в армии в звании рядового.

Как и многие его предшественники, например Г. Флобер и Э. Золя, Пруст начинает с журнальной публицистики. В молодости он ведет отдел салонной хроники в газете «Фигаро». В 1896 году Марсель Пруст издает сборник новелл и рассказов «Утехи и дни» с предисловием А. Франса.

Название стало как бы синонимом той жизни, которую вел ее автор. В сознании современников Пруст был прежде всего элегантным снобом, праздным бездельником, не желающим обременять себя чем-то серьезным.

В те годы он не был таким немощным и инфантильным, каким стал впоследствии, и в 1897 году даже вызвал на дуэль журналиста Ж.

Лоррена, а потом участвовал в кампании по сбору подписей в защиту несправедливо осужденного капитана Дрейфуса.

Правда, его первая книга осталась практически незамеченной. И тем не менее Марсель Пруст продолжал свои литературные занятия. В 1904—1906 годы вышли его переводы книг английского критика и философа Дж. Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии».

Но основное время он проводил в свете, и впечатления той поры стали основой его многотомной эпопеи. Он воссоздает в мельчайших подробностях мир высшего общества, фиксируя с помощью деталей его обычаи и взгляды.

Мы можем узнать, как одевались, что ели, как, куда и зачем путешествовали люди того времени.

С 1906 года Марсель Пруст начинает вести затворнический образ жизни, который был вызван обострением болезни. Он был астматиком, и однажды в детстве во время одного из приступов его даже пришлось спасать от верной смерти.

Но теперь приступы удушья повторялись все чаще и чаще, и их уже вызывало множество причин. Поэтому писателю и пришлось уединиться в своем жилище.

Так он и жил все время в обитой пробкой комнате, с закрытыми окнами, опущенными шторами, редко выходя на улицу.

Творчество Пруста резко контрастировало с многотомными эпопеями Р. дю Гара, Максима Горького, Джона Голсуорси, Ромена Роллана. Они обратились к композиции романа-хроники, основанного на семейном материале, истории семьи. Поэтому в их романы врывается история, герои живут и действуют в огромном мире.

Марселя Пруста же прежде всего интересует внутренний мир его души, личные чувства, переживания, впечатления.

Все пять чувств, свойственных человеку (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) принимают участие в построении его ассоциаций.

Он свободно путешествует во времени, хотя и сохраняет общую хронологическую канву, от счастливого детства к поре самоопределения, когда биографический герой становится писателем.

Читать Пруста нелегко: он требует от читателя огромной работы, поскольку читатель должен по крупицам собрать свои впечатления и выстроить из них цельный образ. При этом наблюдения Пруста необычайно ярки, емки и даже афористичны.

Он разговаривает по-русски с помощью блестящего переводчика Н. Любимова, который великолепно переводил с французского и испанского. Среди его переводов мы встречаем имена Ф. Рабле и Мегеля Де Сервантеса.

История публикации основного произведения Пруста достаточно любопытна. Издатели оказались не готовыми ни к столь большому объему, ни к специфической форме изложения материала.

Поэтому первую часть своей будущей тринадцатитомной эпопеи — «По направлению к Свану», которая была написана в 1913 году, — Марсель Пруст напечатал за свой счет. Ведь даже А.

Жид отказался печатать его в «Новом французском обозрении».

В период Первой мировой войны Пруст напряженно работает над второй книгой «Под сенью девушек в цвету», и в 1918 году ему удается напечатать книгу у издателя Галлимара. Роман в общем был доброжелательно встречен критикой и читателями, а в 1919 году даже был отмечен престижной Гонкуровской премией. Сам же автор через год получил орден Почетного легиона — высшую награду Франции.

Успех первых книг убедил автора в правильности выбранного пути, он напряженно работает над продолжением эпопеи и не отвлекается даже на корректуру последующих переизданий его второй книги.

Третья и четвертая части были тщательно подготовлены к изданию и хорошо приняты. Остальные, заключительные три сохранились в рукописях и были опубликованы уже после смерти их автора.

Таким образом, эпопея составила семь книг.

Всего же роман был продан тиражом, превысившим миллион экземпляров, а герои его стали настолько популярными, что писательница Франсуаза Кюире образовала свой псевдоним от имени героини Пруста Принцессы Саган.

В 1952 году произошло новое открытие Марселя Пруста. В это время были напечатаны его роман в трех томах «Жан Сантей» и книга эссе «Против Сент-Бёва».

Он одним из первых начал решать проблему синтеза литературных жанров, создав «музыкальное многообразие времени». Не случайно А. Моруа сравнивал по композиции эпопею Пруста «В поисках утраченного времени» с оперой Рихарда Вагнера.

Источник: http://biografiivsem.ru/prust-marsel

Марсель Пруст — биография, список книг, отзывы читателей

Прежде всего хочу принести свои извинения господину Оноре де Бальзаку, которого когда-то обозвал «первейшим из зануд». На тот момент еще плохо был знаком с Марселем Прустом.

Вся разница в том, что у Бальзака упоминается форма дверной ручки и начинается ее описание, сравнение, история происхождения, занимающие страниц 5, а у Пруста при этих же обстоятельствах 10 страниц занимают переживания главного героя только по поводу формы этой же дверной ручки. За каких-то 12 лет я прочитал первую половину начала великой прустовской жвачки. Если рассуждать логически, то еще за 12 лет ее вполне можно бы было дочитать. Примерно 24 затраченных года дали бы и за его убийство. Но, нужно отдать Свану должное — его можно бросить на пару лет, продолжить читать с середины, зевать, чихать — восприятие от этого абсолютно не пострадает.

Если бы это был не Марсель Пруст, то можно бы было заподозрить, что автор издевается. Это реальнейший из примеров бессмысленнейшего тысячестраничного порожняка.

Открытия, что делает главный герой, события в его жизни столь велики и необычайны, что могут быть сравнимы с проблемами блохи, хорошо устроившейся в подвальной ветоши с полной уверенностью в том, что ее благополучию ничто не угрожает.

Служанки, папы-мамы, двоюродные бабушки — через час ты уже чувствуешь себя маленьким задротом, обвязанным носовыми платками и мечтающим самолично совершить кругосветное путешествие в свои неполные 20 лет — до ванной комнаты и назад.

Моя двоюродная бабушка заметила как-то в приватной беседе со мною, которую я должен был вести с чуть приотворенной дверью, ибо только так позволяли правила приличия, что при незыблемом и в то же время переменчивом положении вещей писать рецензии на Марселя Пруста очень даже позволительно, но при условии, что единство стиля и содержания будут соответствовать той убийственной природе сомнамбулического увядания, которое свойственно любой престарелой провинциальной кокетке, украшающей своею персоной свет и памятующей еще о своем высшем предназначении. Предложения у него раз в десять длиннее, а мысль порою прерывиста и часто отсутствует в принципе. Нет, она, конечно, есть, но ее можно бы было выразить на 2-3 листах вместо тысячи.

Минуточку, я сейчас отпущу слуг, подождите. Спасибо. А теперь еще немного. Я должен поспать. Страниц 200. В прустовском выражении 200 страниц — это один миг или 12 лет. Выбирайте сами. А теперь еще 200. Не страниц, естественно, а грамм. Великий сакральный смысл построения всего произведения строится на подобных фразах

«Но, когда от давнего прошлого ничего уже не осталось, после смерти живых существ, после разрушения вещей, одни только, более хрупкие, но более живучие, более невещественные, более стойкие, более верные, запахи и вкусы долго еще продолжают, словно души, напоминать о себе, ожидать, надеяться, продолжают, среди развалин всего прочего, нести, не изнемогая под его тяжестью, на своей едва ощутимой капельке, огромное здание воспоминания.»

Вероятно, для подобного вялотекущего существа и ему подобных они имеют огромнейшее основополагающее значение, но для тех, кто живет реалиями жизни — подобные «откровения» вызывают перманентное желание заснуть. Я же, ибо был готов к подобному, от души посмеялся.

В общем и целом этот труд можно бы было назвать «оправданием для пассивных».

Ходят слухи, что далее — там еще бесчисленное количество книг в этом хорроре — Марсель Пруст переживает необычайное потрясение, вызванное началом Первой Мировой Войны и смертью любимого дворецкого. Ути-пути, маленький.

Наш прустик волноваться-волноваться будет, ма-а-альчик. Уверен, что дальнейшем он всегда будет спать вместе с бабушкой, так как подобный перелом в судьбе обязывает желанию себя обезопасить.

P.S. Если бы в этом произведении не упоминалось что-то типа золотого унитаза, то я заподозрил бы свою логику в несостоятельности. Но, как и предполагалось, она меня не подвела, и вот он пришел, наш дорогой золотой унитаз.

» они тешились тем, что, в поэтичных и грубоватых своих фарсах, подобных феерии шекспировской «Летней ночи», превращали мой ночной горшок в сосуд, наполненный благоуханиями»

Речь о поедании спаржи.

p.p.s. Ах, ну да, из плюсов — текст идеален и похож на поэму. Подобные ощущения возникали только при чтении Венедикта Ерофеева. Если выпить до чтения кварту текилы, то, вероятно, это сделает приятным процесс и абсолютно не отразится на восприятии.

Источник: http://readly.ru/author/5378/

Пруст Марсель: биография, карьера, личная жизнь

Один из самых известных классиков мировой литературы появился на свет 10 июля 1871 года в пригороде Парижа. Отец будущего писателя был врачом и преподавал на медицинском факультете. Он приложил немало усилий для создания лекарства от холеры. Мать Марселя происходила из семьи  биржевого маклера.

До девятилетнего возраста детство Пруста было безоблачным. Он не знал нужды и лишений. Родители любили сына и старались дать мальчику хорошее воспитание. Но вскоре Марсель почувствовал недомогание. У него быстро стала развиваться астма, которая впоследствии преследовала его всю жизнь.

В одиннадцатилетнем возрасте Марселя определили для обучения в лицей Кондорсе. Здесь он подружился с Жаком Бизе и влился в среду художественных салонов. Приобщение к работе творческих коллективов сказалось на становлении личности Пруста.

Окончив лицей, Марсель становится студентом Сорбонны, где он обучался на юридическом факультете. Впрочем, обучение Пруст так и не завершил. Он все время помнил о манившей его салонной жизни. Жизнь там, как казалось будущему писателю, текла намного сильнее и была ярче, чем в стенах университета.

В 1889 году Марсель около года провел на службе в армии. По завершении армейского этапа своей жизни Пруст решает основать вместе с приятелями свой собственный журнал, получивший название «Пир».

Сведения о личной жизни Пруста полны противоречий. Принято считать, что французский писатель имел склонность к гомосексуализму и даже одно время участвовал в содержании публичного дома для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

В качестве писателя Пруст впервые попробовал свои силы в 1894 году. Но его первые литературные опыты для широкого круга читателей остались незамеченными. Около четырех лет Пруст трудился над первым своим романом «Жан Сантей». Но книга так и не была дописана.

Не считаясь с неудачами, Марсель продолжает свои литературные опыты. Вскоре он представляет публике первый сборник новелл, назвав его «Утехи и дни». Сочинение Пруста было встречено критикой недоброжелательно. О труде молодого автора отзывались не слишком лестно.

Пруста нельзя было назвать любителем и мастером политических интриг. Однако известно, что писатель вместе с другими знаменитостями принимал участие в так называемом «Деле Дрейфуса».

В 1903 году ушел из жизни отец Марселя, а еще через два года не стало его матери. Пруст замыкается в себе и фактически ведет жизнь затворника. К личным переживаниям добавились физические страдания, которые доставляла одолевавшая Пруста астма. В этот период Марсель с успехом занимается переводами иностранной литературы.

В годы своего затворничества Пруст приступил к созданию своего самого знаменитого сочинения. Этот шедевр получил название «В поисках утраченного времени». Первая версия книги была завершена к 1911 году. В ней было три части.

Произведение увидело свет под названием «Перебои чувств». У писателя возникли трудности с поиском издателя для своего сочинения. В конечном итоге за издание книги взялся Бернар Грассе.

Но он выдвинул условие: книга должна быть сокращена.

Годом позже Пруст публикует роман «По направлению к Свану». Это произведение, ставшее одной из книг означенного выше цикла, не избежало уколов критики. Писателя ругали не неудобоваримый стиль.

В 1919 году Марсель Пруст получил престижную Гонкуровскую премию за очередную часть цикла, получившую название «Под сенью девушек в цвету». Эта книга считалась одним из лучших произведений своего времени.

В 1922 году писатель заболевает бронхитом, который перешел в воспаление легких. Организм Пруста не смог справиться с серьезной болезнью. 18 ноября 1922 года знаменитый французский писатель скончался.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957884-prust-marsel-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Пруст Марсель

Пруст, Марсель — автор одного из самых великих произведений мировой литературы.

Биография Марселя Пруста

Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст появился на свет 10 июля 1871 года, в небольшом пригороде Парижа. Его отец был врачом патологом, числился в составе профессоров медицинского факультета. Адриан Пруст (отец) был неимоверно талантливым врачом и много работал над созданием лекарства от холеры.

Мать писателя была дочерью еврейского биржевого маклера и была очень умным человеком. Детство Марселя Пруста, до 9 лет проходило очень счастливо. Он не нуждался ни в чем, был любим родителями. Когда ему исполнилось 9 лет, его организм впервые ощутил на себе первый дискомфорт извне. У мальчика начала стремительно развиваться астма.

Эта болезнь будет преследовать его всю жизнь.

В возрасте 11 лет его отдают в лицей Кондорсе. Во время обучения в лицее, он завел дружбу с Жаком Бизе, который во многом помогал Прусту. Вскоре, после знакомства с Жаком Бизе, Марсель Пруст влился в среду творческих коллективов, посещал художественные салоны.

После учебы в лицее он поступил на юридический факультет Сорбоннского университета, который однако не закончил. Он все больше начинает осознавать свою привязанность к салонной жизни, которая текла намного веселее и ярче, нежели та, что была за университетскими стенами.

Жизнь трех самых своих любимых салона он описывал в газете «Фигаро».

В 1889 году Пруст год отслужил в армии. После возвращения, вместе с друзьями основал свой собственный журнал «Пир».

В 1894 году он впервые пробует себя в качестве писателя. Однако первый его литературный опыт остается незамеченным для общего круга читателей. С 1895 по 1899 гг он работал над своим первым романом «Жан Сантей», который однако не был дописан, и так и не увидел свет.

Однако, несмотря на неудачи, он продолжает оттачивать свой литературный талант.

И вскоре в свет выходит его первый сборник новелл «Утехи и дни», который был наголову разгромлен одним из уважаемых критиков своего времени.

Жан Лоррен, который помимо карьеры критика писал и свои произведения, отзывался о труде молодого писателя не очень лестно, за что и был вызван на дуэль. Дуэль состоялась и Пруст в ней одержал вверх.

Пруст не был любителем политических интриг. Единственное событие с его участием — это знаменитое «Дело Дрейфуса», на котором помимо него присутствовали также Анатоль Франс и многие другие великие люди того времени.

В 1903 году в семье Пруста случилась беда. Умер его отец. А ровно через 2 года скончалась и мать. С 1906 года он ведет крайне затворнический образ жизни. Этому во многом способствовала его астма, которая всякий раз душила его. Он активно занимался переводами иностранной литературы.

Что касается личной жизни, то для Пруста все было намного сложнее, чем это казалось на первый взгляд. Он был склонен к гомосексуализму. А в период Первой мировой войны даже субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалистов.

Через год после начала затворнической жизни он начал работать над своим самым известным литературным шедевром — «В поисках утраченного времени».

Через четыре года, в 1911 году, он завершил первую версию этого произведения. Эта версия состояла из трех частей: «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время». В 1912 году она вышла под названием «Перебои чувств».

Долгое время Пруст просто не мог найти издателя. Многие отказывались печатать это произведение. После долгих поисков, издатель все же нашелся. Им оказался Бернар Грассе.

Он согласился её издать, но с учетом, что книга будет выпущена за счет автора и немного сокращена.

Через год Марсель Пруст выпускает роман «По направлению к Свану». Роман много критиковали и бранили. Читателям и критике не нравился стиль автора.

На протяжении 8 лет, с 1919 по 1927 гг, уже другое издательство «Галлимар» занималось выпуском остальных томов «В поисках утраченного времени». Даже выход книги в свет не остановил Пруста.

Он продолжал работать над книгой, совершенствуя её, вплоть до конца своей жизни.

  • 10 декабря 1919 года он получил Гонкуровскую премию за свой выдающийся роман «Под сенью девушек в цвету».
  • Через три года, в 1922 году, он заболел бронхитом, который, в свою очередь, перелился в воспаление легких, и 18 ноября этого же года, Марсель Пруст скончался.
  • Творчество
  • Что касается творчества Марселя Пруста, то оно началось еще со школьной скамьи, когда работы юного талантливого писателя публиковались в школьных журналах.

Его незаконченный роман «Жан Сантей» через много лет был все-таки издан. Тема этого произведения плавно перетекла и в его «В поисках утраченного времени», где он касался проблемы поисков себя и обретения душевного мира. Любимым автором Пруста был Джон Рёскин.

Его работами он вдохновлялся и даже несколько из них знал наизусть, учитывая, что их размер сравним с новеллами и романами. Его желание перевести своего любимого автора на родной язык столкнулось с языковым барьером, — он не знал хорошо английский.

Однако все же, перевод состоялся, но коллективный.

Пруст очень любил и уважал Толстого и Достоевского. Он восхищался их произведениями, и черпал оттуда вдохновение для своих будущих творений.

В 1908 году Пруст начинает оттачивать свой собственный стиль. Он писал и публиковал пародии на различных писателей. Он брал сразу несколько тем и работал над ними, не останавливаясь ни на секунду. Продолжительный отдых был для него сродни смерти. Выписывая некоторых своих героев, он вкладывал в них свою душу, свое прошлое.

Однако в 1910 году он был вынужден бросить работу над своим очередным романом, и приступить к написанию своего самого главного труда «В поисках утраченного времени». В итоге в сборник «В поисках утраченного времени» вошли семь его романов, три из которых вышли посмертно. Многие называют Пруста величайшим романистом 20 века.

После его смерти, романы редактировал его брат Роберт, он же и выпустил их в свет.

Марсель Пруст поистине величайший гений своего времени. И хотя его наследие ограничивается одним значительным трудом, его помнят, знают и чтят многие великие люди современности, и просто читатели.

Источник: https://biblioman.org/authors/prust/

Ссылка на основную публикацию