Анализ стихотворения собаке качалова есенин

«Собаке Качалова» Сергей Есенин

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

  • Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  • Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
  • Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  • Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И, никого ни капли не спросив,
  • Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  • Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
  • Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
  • За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта.

Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин.

По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин
.

Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой».

Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности.

Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает.

Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть.

И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью
. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей.

И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Великий русский поэт и любимец женщин Сергей Есенин родился в 1895 году, 21 сентября по старому стилю. Что же так привлекало в нём противоположный пол? Во-первых, конечно же, неотразимая внешность. Во-вторых, его умение говорить.

По отзывам современников, голос поэта просто завораживал. Он умел красиво беседовать не только с женщинами, но и с животными. Доказательство тому — стихотворение, которое посвятил Сергей Есенин собаке Качалова.

Данное произведение он создал в 1925 году.

История написания шедевра

Действительно, в то время жил пёс по имени Джим в доме известного актёра Есенин дружил с артистом и часто бывал у него. Животные чувствуют хороших людей, так и Джим быстро полюбил поэта и привязался к нему.

В свою очередь Есенин собаке Качалова часто приносил различные деликатесы. Так между человеком и псом быстро установились дружеские отношения. Однако произведение поэта не такое уж безмятежное.

В нём можно найти печальный подтекст.

Есенин, «Собаке Качалова»: анализ первой половины стихотворения

В наше время, за поэтом вели наблюдение люди из комитета госбезопасности. Он это чувствовал, ничего хорошего такое внимание властей поэту не сулило. Его печальное душевное состояние можно объяснить и размолвкой с главной любовью жизни — Айседорой Дункан.

Может быть, поэтому Есенин начинает произведение с того, что предлагает псу вместе полаять на луну. Кажется, что поэт должен веселиться в тёплой обстановке, ведь он пришёл к своему другу. Но Сергей изливает свою душу псу. Он говорит животному, что тот не знает жизни.

Видимо, в это время у знаменитого красавца было очень тоскливо на душе, раз он с негативом отзывается о жизни. Вот Есенин собаке Качалова и изливает душу.

Анализ второй половины произведения

Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

Подтверждение этим словам можно найти и в последующих строчках, они всё больше убеждают читателя в том, что причина подавленного состояния поэта в то время — женщина. Как раз накануне 1925 года Есенин познакомился в городе Батуми с Шаганэ Тальян — армянской учительницей. В том, что женщина ему действительно нравилась, можно убедиться, прочитав стихотворение «Шагане ты моя, Шагане». К моменту написания стихотворения, адресованного Джиму, поэт расстался с Тальян. Однако она опровергала слухи об их бурном романе и утверждала, что между ними была только дружба. Есенин был довольно влюбчив, поэтому наиболее вероятна версия о том, что их связывала любовь.

Заключительные строки

Как бы то ни было, последние строки произведения красноречиво расскажут о печальной любви, которая послужила поводом к написанию стиха. Но сначала поэт хвалит пса за то, что он красив по собачьим меркам. Есенин пишет о бархатистой шерстке животного, которую так приятно гладить.

И это норовят сделать все, кто приходит в дом к великому актёру. И далее продолжает описание достоинств Джима стихотворение Есенина. Собаке Качалова он говорит, что тот доверчив, что у него открытая душа. Можно предположить, что поэт, описывая Джима, приписал ему и свои черты.

Он был таким же открытым, простым, привык доверять людям.

О, эта любовь, заставляющая радоваться и страдать

Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

В конце спрашивает у своего четвероногого друга, не заходила ли к ним в гости та, которая всех грустней и безмолвней? Ведь Джим лицезрел много гостей, мог видеть и её. Поэт спрашивает это с надеждой. Чувствуется, что он тяжело переживает женщиной. Можно выдвинуть ещё одно предположение: поэт страдал в это время от Но эта версия кажется совсем неправдоподобной. Ведь у этого мужчины было много женщин, он умел их влюбить в себя. Его обожала даже личный секретарь — Галина Бениславская. Она любила Есенина долгие годы, готова была делить его с другими женщинами, лишь бы не потерять. После того как поэт умер, секретарь не смогла этого пережить. Она пошла к нему на могилу, оставила записку с просьбой похоронить рядом со своим кумиром, после чего застрелилась.

Поэтому версия о том, что стихотворение, которое написал Есенин собаке Качалова, было создано под гнётом неразделённой любви, несостоятельно.

Кто же всё-таки та муза?

Во время написания данного произведения поэт формально был несвободен, в то время его связывали узы брака с Софьей Толстой, но он не любил эту женщину, и этот союз очень тяготил поэта.

Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

Так попробуем все же понять, кому было посвящено стихотворение. На тот момент Есенин расстался с Айседорой Дункан. Она была на два десятилетия старше поэта. К тому же он очень любил свою родину, а потому уехал от Дункан в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед написал своё произведение Есенин.

Читайте также:  Космос, нервная система и шмат сала - краткое содержание рассказа шукшин

Собаки Качалова стих слушали внимательно, вернее — одна собака — Джим. Перед ней покаялся поэт, так как обидел Галину, сказав женщине, что они могут быть только друзьями, тем и закончив их роман. Ведь она настолько любила своего кумира, что не смогла пережить его кончину.

Как бы предчувствуя это, мужчина просит у неё за всё прощения.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

  1. Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  2. Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
  3. Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  4. Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И, никого ни капли не спросив,
  5. Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  6. Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
  7. Сюда случайно вдруг не заходила?
  8. Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
  9. За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение «Собаке Качалова» было написано Есениным в 1925 г. Он выделяется среди других произведений поэта позднего периода творчества. К концу жизни Есенин часто находился в мрачном и подавленном состоянии. «Собака Качалова» — оптимистичное и радостное произведение, лишь к концу приобретающее печальный характер.

Оно основано на реальном случае. Есенин пришел в гости к своему другу – актеру В. Качалову. Того еще не было дома, и поэт в ожидании хозяина познакомился с его собакой Джимом. Вернувшись домой, Качалов увидел, что Есенин и пес выглядят закадычными друзьями.

Через некоторые время поэт написал стихотворение, посвященное собаке, и торжественно прочитал его перед хозяином.

Несмотря на шутливый характер, произведение содержит глубокое философское размышление. Есенин с трудом скрывал свое разочарование от жизни. Он искал и не находил утешения в алкоголе и многочисленных романах. Поэт устал от человеческого общества и более ненужной ему навязчивой славы.

В детстве Есенин чувствовал свою единение с природой, но городская жизнь постепенно оборвала эту связь. Душевный разговор с собакой возвращает его в детство, когда все было ясно и понятно.

Животное не может стать источником страданий, оно внимательно выслушает горькую исповедь любого человека.

Есенин ведет с Джимом очень серьезный философский разговор о смысле жизни. Он понимает, что собаке недоступны человеческие страсти и завидует ему в этом.

Джиму неважно, какое у человека прошлое и как к нему относятся окружающие. Недобрая слава Есенина заставляет его глубоко ценить такое отношение. Многие отворачивались от поэта, узнав о его буйных выходках.

Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние.

В конце стихотворения Есенин переходит к очень личной теме. Он просит Джима попросить за него прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». Вероятно, поэт настолько сильно чувствует свою вину, что не в состоянии сделать это сам. Даже человека он не может назначить в посредники, так как слова не передадут полностью его раскаяние.

«Лизни ей нежно руку», — только так Есенин может выразить свою покорность и признание тяжелой вины. Так и не было до конца установлено, кого же имел в виду поэт. Учитывая его бурную жизнь, на эту роль могло претендовать несколько женщин. Наиболее распространена версия, что этой таинственной гостьей могла быть Г.

Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

  • Дай, Джим, на счастье лапу мне,
  • Такую лапу не видал я сроду.
  • Давай с тобой полаем при луне
  • На тихую, бесшумную погоду.
  • Дай, Джим, на счастье лапу мне.
  • Пожалуйста, голубчик, не лижись.
  • Пойми со мной хоть самое простое.
  • Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
  • Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  • Хозяин твой и мил и знаменит,
  • И у него гостей бывает в доме много,
  • И каждый, улыбаясь, норовит
  • Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  • Ты по-собачьи дьявольски красив,
  • С такою милою доверчивой приятцей.
  • И, никого ни капли не спросив,
  • Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  • Мой милый Джим, среди твоих гостей
  • Так много всяких и невсяких было.
  • Но та, что всех безмолвней и грустней,
  • Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Она придет, даю тебе поруку.
  • И без меня, в ее уставясь взгляд,
  • Ты за меня лизни ей нежно руку
  • За все, в чем был и не был виноват.
  • Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Источник: https://policom-rt.ru/schaste-lapu-mne-analiz-stihotvoreniya-esenina-sobake/

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (С.А. Есенин) | Литрекон

Самый Зелёный · 02.05.2019

Всякое мастерство начинается с внимания к деталям. Люди всегда стремились запечатлеть то, что их окружает, именно так, как они это видят. На умении достоверно изображать окружающую действительность выросли многие поколения великих поэтов.

А действительность — есть не что иное, как совокупность множества деталей. Поэтому, чтобы понять тонкости произведений, необходимо обратиться к деталям биографий самих авторов.

Сегодня мы рассмотрим анализ стихотворения «Собаке Качалова» Сергея Есенина и постараемся понять это произведение, зная, что переживал поэт в этот период своей жизни. 

История создания 

Стихотворение «Собаке Качалова» Сергей Есенин написал в последний год своей жизни – 1925. Оно основано на реальном случае.

Однажды, придя в гости к своему приятелю, известному театральному актеру Василию Качалову, он не застал его дома. В ожидании Есенин познакомился с псом Джимом. За это время они стали закадычными друзьями.

Он видел в этой собаке отличного собеседника, какому можно доверить свои тайны, переживания и скорби. 

Сергей переживал совсем не простой период: он потерял смысл жизни и искал его в алкоголе и бурных романах, но так и не нашел его. Через некоторое время поэт посвятил стихотворение псу Джиму и с гордостью прочитал хозяину собаки.  

Кому посвящено стихотворение «Собаке Качалова»? Поэт просит прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». По всей видимости, Есенин чувствует сильную вину за что-то, и потому прощение можно выразить лишь через Джима – «Лизни ей нежно руку».

Сергей прослыл очень влюбчивым молодым человеком, поэтому до конца не ясно, кого он имел в виду в последних строках своего стихотворения. Многие считают, что этой таинственной гостьей могла быть Галина Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

Она беззаветно любила его, а он видел в ней лишь преданную собачонку, которая будет бежать за ним, даже если он пойдет в противоположную сторону.

Жанр, направление и размер

  • Жанр – философская и любовная лирика. На первый взгляд, это просто шутливый разговор с собакой. Однако это совсем не так. Есенин ведет философскую беседу с Джимом о жизни. Поэт даже немного завидует новому приятелю, что тому недоступны человеческие страсти, и что он независим от чужого мнения. Есенин часто страдал от того, что люди отворачивались от него, узнав о его разгульном образе жизни. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние. К концу стихотворения можно заметить нотки любовной лирики. Для поэта это личная тема, и он не может доверить ее другому человеку. 
  • Направление – данное стихотворение вряд ли можно отнести к имажинизму, потому как фактически группа имажинистов распалась к этому времени, а сам Есенин вместе с Грузиновым объявили о роспуске «Ордена» в 1924 году. Но и новокрестьянской поэзией это назвать трудно. Значит, можно однозначно сказать лишь то, что данное произведение входит в драгоценный фонд серебряного века русской поэзии.
  • Размер – пятистопный ямб, рифма- перекрестная. 

Образы и символы 

  1. Центральным образом стихотворения, безусловно, выступает пес по кличке Джим. Лирический герой за такое короткое время успел даже полюбить собаку, ведь он так ласково ее называет и обращается к ней: «голубчик», «с такою милою доверчивой приятцей», «мой милый Джим». Возможно, Джим явился также символом верной дружбы и доброты.

    Поэт очеловечивает собаку, видя в ней полноценного участника разговора. 

  2. В стихотворении также присутствует образ хозяина – Василия Качалова. Он «мил и знаменит» и «гостей бывает в доме много». Но он дополняет картину, являясь второстепенным персонажем.

     

  3. К концу появляется новый образ – таинственной женщины, к которой обращена трепетная любовь героя. Он испытывает чувство вины и сожаления.
  4. Образ лирического героя пропитан грустью. У него возникает безотчетное желание полаять на луну и пожить беззаботной собачьей жизнью, лишь бы избавиться от навязчивых мыслей.

    Его существование отравлено раскаянием за то, что какая-то женщина печалится по его вине.

Темы и проблемы 

Доминирующее настроение стихотворения — сожаление. Лирический герой грустит и просит пса дать лапу на счастье — то есть судорожно цепляется за любую возможность вновь обрести гармонию с собой.

  • Стихотворение «Собаке Качалова», действительно, отличается от других произведений поэта позднего периода его творчества. Оно передает тяжелые размышления Сергея о том, что он заставляет других людей страдать. Основная тема произведения — безмолвное раскаяние, которое ему даже стыдно выразить самому. Поэтому он просит пса загладить вину за него.
  • Еще одна тема стихотворения — природа и ее связь с человеком. Подчас животное может утешить нас лучше любого собеседника, именно такую ситуацию описывает поэт. Мы связаны с окружающим миром и видим в нем себя. Наши эмоции находят отражения в инстинктивных проявлениях чувств собаки.
  • Проблема сожаления и мук совести затронута автором неслучайно: он часто испытывал подобное ощущение. Многие люди годами пытались помочь ему выйти из порочного круга пьянства, но безуспешно. Видимо, он осознавал свои недостатки и стеснялся в сотый раз просить прощения за то, что вновь повторится.
  • Проблема одиночества и невыразимого страдания также прослеживается читателем. Лирический герой не находит понимания среди людей и обращается к животному.

Основная мысль

Главная идея, заложенная Есениным, заключается в том, что человек, ответственный за несчастье другого, столь же удручен. Поэт дважды просит друга дать лапу на счастье — это прямое указание на его тоску. Ему хочется выть на луну и изливать свою грусть в монологе, ведь он тяготится сознанием своей вины перед таинственной женщиной.

Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне раскаивается за боль, которую ей причинил. Однако это страдание так глубоко с обеих сторон, что он даже не может сам подойти к ней — так сильна еще боль от разлуки. В этом и состоит смысл его просьбы.

Средства выразительности

  • По отношению к Джиму Есенин использует просторечные выражения, в отличие от философских размышлений, где применяет различные деепричастные обороты, сложные метафоры и тому подобное. 
  • Автор использует метафоры («бархатная шерсть», «бесшумная погода»), сравнение («как пьяный друг») и эпитеты («милая», «доверчивая»). 
  • Алина Пак

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/sobake-kachalova-esenin/

Краткий анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова» по плану

1. История создания

Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.

Этот выдающийся артист исполнял роли героев-интеллектуалов (Чацкого из «Горя от ума», Ивана из «Братьев Кармазовых»). Его любимец доберман Джим привёл поэта в абсолютный восторг.

Вот отрывок из воспоминаний Качалова об этой встрече:

«Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи.

Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

  • Поэт сдержал обещание и опубликовал стихи, посвящённые четвероногому другу в газете «Бакинский рабочий» 7 апреля 1925 года, о чём сообщил Качалову запиской во время пребывания актёра на гастролях в Баку.
  • Тогда Есенин был болен и очень сожалел, что Василий Иванович не привёз с собой Джима, который бы непременно его исцелил.
  • Так, в свойственной ему манере, поэт выразил свою всегдашнюю любовь к братьям нашим меньшим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин формально отошёл от имажинизма и перешёл к реалистической манере письма.

Описание Джима соответствует духу реализма, но сам пафос этого послания – романтический.

3. Род

Стихотворение «Собаке Качалова» — это шедевр дружеской и любовной лирики.

4. Жанр

Небольшое лирическое стихотворение тяготеет к жанру дружеской беседы, а затем — послания.

Есенин не единственный раз использует приём передачи признания через посредника. Так, в его лирике встречается образ «девушки в белой накидке», «для которой был пёс почтальон».

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему высочайшего доверия между двумя живыми существами, проблему подлинной дружбы.

Он доверяет Джиму великую тайну, рассказывая ему о своей потаённой любви и поручая попросить за прощения у любимой женщины.

6. Тематика

  1. Основная тема произведения – влюблённость.
  2. Есенин умел ценить каждое проявление жизни: ему нравились красоты природы, умные и нежные женщины, бескорыстно преданные человеку животные.

  3. Поверяя Джиму своё восхищение, поэт посвящает его в любовную тайну, которая окончательно связывает их узами духовного родства.

В то же время это стихотворение об одиночестве.

Ведь только тот, кто разочаровался в человеческой преданности, ищет дружбы в мире зверей, ценит и понимает их безмолвную верность.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта.

Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.

Джим передаст таинственной гостье всё, о чём робеет сказать поэт, ведь ни одна женщина не устоит против той абсолютной преданности, которая читается во взгляде собаки.

8. Пафос

Стихотворение наполнено восторгом и счастьем неожиданно найденной дружбы.

Мажорная тональность первой части постепенно сменяется минорным воспоминанием о «той, что всех безмолвней и грустней». Кажется, что сердце поэта начинает биться чаще, когда он говорит о ней.

Настроение доверительной нежности завершает стихотворение.

9. Система образов

Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.

Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.

Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.

Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.

10. Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

11. Лирический герой

Лирический герой называет Джима другом, приятелем.

Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.

Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).

Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.

Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в несколько предложений.

Лирический герой восхищается собакой своего хорошего знакомого и перечисляет её достоинства. Затем он упоминает о том, что многие гости разделяют его чувства, и, наконец, решается заговорить о девушке, не похожей на прочих.

Она особенно интересует поэта, и он хочет, чтобы Джим лизнул ей при встрече руку, а также попросил прощения за провинности поэта. Это милое романтическое заключение венчает лирический сюжет нотой пронзительной искренности.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

Его завязка заключается в просьбе, обращённой к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Этот любимец московской публики кажется поэту олицетворением счастья, ему хочется прикоснуться к собачьей лапе, словно к волшебному талисману, ведь, как видно, самому герою счастья не хватает.

  • Далее поэт предлагает псу вместе полаять и затевает с ним задушевный разговор, пытаясь объяснить Джиму, «что такое жизнь».
  • Развитие действия в 4-м и 5-м четверостишии переносит читателя к мысли о гостях, посещающих дом Качалова.
  • А затем переходит в кульминационный вопрос:
  • Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Затем следуют развязка и спад напряжения: поэт, по сути, уже выдал своё чувство к незнакомке, теперь он, словно шёпотом, просит четвероногого друга, передать от него любимой знаки нежной привязанности.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения максимально приближен к разговорному: «ты по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться», «пожалуйста, голубчик, не лижись», «в её уставясь взгляд».

Чувства Есенина к Джиму передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «голубчик», «с приятцей».

В тексте стихотворения имеется риторический вопрос, ряд побудительных предложений. Можно сказать, что происходит попытка диалога. Это именно диалог, так как Джим понимает если не слова, то чувства автора, его душевное состояние, внутреннее одиночество.

Повтор обращения «Дай, Джим, на счастье лапу мне» усиливает мысль о том, что поэт смотрит на пса как на чудо, мечтает быть хоть отчасти таким же беспечным и любимым.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб с вкраплением ямба четырёхстопного в первом четверостишии.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 6 строф: одного пятистишия и пяти четверостиший. Сбивчивая строфика (5 строф в первом четверостишии и по 4 – в остальных) рисует ситуацию спонтанности, будто Джим, ласкаясь, сбивает поэта с толку, не даёт опомниться.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тихая бесшумная погода», «милая доверчивая приятца», «бархатная шерсть», «та, что всех безмолвней и грустней»;
  • сравнение: «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»;
  • повтор: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»;
  • гипербола: «Такую лапу не видал я с роду».

Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.

Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.

С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.

Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Собаке Качалова» очаровывает каждого, кто прикасается к есенинской лирике, своей искренностью, непосредственностью и глубиной.

Оно рушит границы светской условности и рассказывает людям о подлинных ценностях: дружбе и любви. Поэт призывает смотреть не на оболочку, а на суть явления, его живую душу.

18. Актуальность

Актуальность произведения в том, что в нём затронута тема человеческого одиночества и непонятости.

Исповедуясь Джиму, лирический герой просит его о помощи в поиске счастья, гармонии, житейской лёгкости.

В наше время люди общаются мало и редко. Многим кажется, что проще доверить свои мысли домашним питомцам, которые точно не выдадут их, не предадут. К сожалению, наши ожидания часто бывают обмануты, но мир всё-таки полон любви и надежда на неё всегда остаётся.

19. Моё отношение

Я просто обожаю стихотворение «Собаке Качалова». С него началось моё знакомство с лирикой Есенина.

Прочитав данное произведение, я понял(а), что автор – человек тончайшей души, добрый и чуткий. Мне захотелось прочитать всё, что он написал. Есенин предстаёт в этом стихотворении живым и трогательным, так что не любить его просто невозможно.

20. Чему учит

Стихотворение учит дружбе и открытости, любви ко всему живому.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-sobake-kachalova/

Как появилось стихотворение «Собаке В. И. Качалова»?

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове под Рязанью 21 сентября (3 октября) 1895 года и был на семнадцать лет младше выдающегося артиста.

В детстве он учился так же прилежно, как и Вася Шверубович в городе Вильно, рано проявив поэтический дар. Окончив с отличием четырёхклассное училище в родном селе, Сергей поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу.

В 1912 году, успешно одолев курс обучения, переехал в Москву.

Преподавать грамоту он не стал, а устроился на работу в мясную лавку к своему отцу, служившему там приказчиком. Поссорившись с ним, Сергей перебрался из лавки на работу в книгоиздательство, а затем в типографию.

Одновременно он посещал лекции на историко-философском отделении университета Шанявского и занятия в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». С девятнадцати лет поэт начал печатать свои стихотворения в журналах.

Пролетарскую революцию он приветствовал восторженно и написанные им в 1918 году поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» проникнуты ожиданием преображения России.

В 1925 году поэт Сергей Есенин, наконец-то, познакомился с артистом Василием Ивановичем Качаловым. Он давно мечтал об этом, да всё не складывалось. В гражданскую войну, в июне 1919 года группа артистов Московского Художественного театра во главе с Книппер и Качаловым гастролировала в Харькове и оказалась отрезанной военными действиями от Москвы.

Пробраться в Италию, куда русские артисты были приглашены на съёмки фильма по пьесе К. Гамсуна, они не смогли: в консульстве Константинополя им отказались выдать визы, и пришлось гастролировать в Болгарии и других странах. Только в 1922 году потерявшиеся артисты вернулись на родину и уехали снова на гастроли уже объединённой труппой.

Сергей Есенин в 1920 году после трёх лет брака разошёлся с З. Райх, много пил с «чужим и хохочущим сбродом» и в сборнике стихов «Исповедь хулигана» предстаёт скандалистом, посетителем притонов.

Осенью 1921 года он познакомился с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан, женился на ней и уехал заграницу. С мая 1922 по август 1923 года они находились в Америке, куда приехала и успешно гастролировала труппа Московского Художественного театра.

Качалова Василия Ивановича, исполнителя заглавных ролей, пресса называла выдающимся артистом мира.

После возвращения в Россию Сергей Есенин и Айседора Дункан разошлись.

Узнав, что труппа МХАТ вернулась в 1924 году с гастролей, поэт загорелся мыслью познакомиться с прославленным артистом, возившим повсюду с собой томик его стихов как напоминание о любимой родине. И вот в один из мартовских дней артист В. Ключарев и писатель Б.

Пильняк попросили Василия Ивановича организовать у него дома вечер встречи с Сергеем Есениным, заметив, что поэт с утра пьёт одно молоко, готовясь к возможному знакомству с великим артистом.

Поднимаясь после спектакля по лестнице в свою квартиру, Качалов услышал весёлый лай и радостное повизгивание своей собаки.

С первых же минут появления нового гостя с волосами цвета ржи Джим стал проявлять к нему особое расположение, пытаясь лизнуть его в ухо и лицо.

Гости долго сидели за столом, спорили о всяких разностях, а потом Сергей Есенин читал свои задушевные творения и рассказывал, как стал писать стихи, как познакомился с Блоком, Гумилёвым: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

Расходились поздно, уже в дверях поэт долго жал и не отпускал лапу Джима, приговаривая: «…трудно с тобой расстаться». Прощаясь с Качаловым, Есенин пообещал написать стихи о его собаке.

Спустя несколько дней поэт зашёл к Василию Ивановичу в его отсутствие, празднично одетый, с шёлковым цилиндром на голове, чтобы прочитать строки, посвящённые Джиму.

Вскоре церемония повторилась, и появилось знаменитое стихотворение «Собаке Качалова»: «Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Сергей Есенин так привязался к Джиму, что во время своей болезни бредил им и говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезёт её сюда, то я сразу же поправлюсь».

Качалов не привёз своего добермана на летние гастроли в Баку, и Есенин был очень расстроен, но выкарабкался и пришёл в театр навестить Василия Ивановича. Вскоре поэт ещё раз женился и пригласил заслуженного артиста на «мальчишник». Они подружились, и Есенин всегда просил через приятелей «Качалову кланяться. И Джиму — обязательно».

Передал свой последний поклон поэт «золотой бревенчатой избы» и в декабре 1925 года из Ленинграда накануне своего странного «подведения итогов».

Он чувствовал обречённость и отчуждение после своей поэмы «Страна негодяев». Его не приглашали на литературные диспуты, обвиняли в прессе в пьяных драках, установили наблюдение. В ночь на 28 декабря закончилась жизнь Сергея Есенина. Не принесла поэту счастья лапа Джима, а «отмщенье за гибель на том берегу» всего лишь отмщенье…

Источники: БСЭ, ЖЗЛ «Качалов»

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/17360/

Ссылка на основную публикацию