Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле. Стихотворения Николая Рубцова всегда прекрасны своей простотой, не нужно обладать особым даром, чтобы вникнуть в смысл стиха.
Смысл стихотворения заключается в большей степени в том, что родной край-милее всего на свете, ни на что лирический герой не променяет свою избу в лазурном поле.
По всей земле странствовал он, но нигде не было пристанища, лишь на Родине тихо и спокойно, любая буря ни по чем.
В последней строфе будто объединяется весь смысл стихотворения: все, что необходимо для счастья, само счастье кроется в Родине, которая « под ливнями и зноем»-которая вечная.
Николай Рубцов видит счастье как никто, потрясающая способность собирать все свои чувства в Отчизне, любить ее так нежно и страстно, как мать. Похожие чувства были у Есенина, поэт воспринимал Родину как жену.
В заключение остается лишь сказать, что Николай Рубцов-удивительный поэт не только своего времени. По его стихам очень легко обучать детей азам литературы. Простой язык и большой смысл: узнать Николая Рубцова не составит труда.
Анализ стихотворения Привет Россия по плану
- Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад Фета
Изучив стихотворение «Сияла ночь…» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить - Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твой прошу…
В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным. - Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина
В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру - Анализ стихотворения Вечером Ахматовой
О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина - Анализ стихотворения Пастернака Гамлет
Роман автора «Доктор Живаго» начинается с произведения «Гамлет», в будущем очень известным, поскольку здесь находим мы ответ, чем является наша сущность, и можем ли мы не изменять своим принципам и взглядам на жизнь
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/rubcov/privet-rossiya
Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы.
Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине.
Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.
История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.
Тема стихотворения – Любовь к малой родине.
Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.
- Жанр – Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.
- Метафоры – «тихая моя родина».
- Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».
- Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».
- Сравнения – «словно ворона веселая».
Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.
Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.
Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.
Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.
Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.
Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.
Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».
Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стихотворение можно разделить на две части.
- Первая часть посвящена воспоминаниями поэта. В каждой строчке он делится с читателями своими счастливыми мгновениями детства.
- Во второй части автор дает понять, что даже по прошествии многих лет его связь с малой родиной не утрачена.
- Произведение написано в жанре пейзажной лирики, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства.
- Плавность и размеренность стихотворению придает трехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение делается на первом слоге.
- Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона веселая»).
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 20.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/rubcov/tihaya-moya-rodina.html
«Привет, Россия» Н. Рубцов
«Привет, Россия» Николай Рубцов
Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
- Незримых певчих пенье хоровое…
- Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней, - И я нигде не мог остановиться.
- Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья, - Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
- За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою - По вечерам закатывалось солнце!
- Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Судьба распорядилась так, что детдомовец Николай Рубцов попал служить на Северный флот, и провел 4 долгих года на эсминце «Острый».
Возвращение из армии совпало не только с 24-летием поэта, но и с началом его творческой карьеры. Именно в этот период стихи Рубцова стали регулярно появляться в ленинградских газета.
Среди них было опубликовано и произведение «Привет, Россия», написанное в 1960 году посвященное возвращению на большую землю.
За 4 года жизнь в стране практически не изменилась, однако автор с удивлением замечает, как похорошели города, и понимает, что на долгое время выпал из жизни. Возвращение оказывается настолько радостным и упоительным, что поэт не может сдержать восторга. Пение птиц и шелест зеленой листвы, по которым так соскучился Рубцов, доставляют ему огромное наслаждение.
Только сейчас молодой поэт начинает осознавать, что родина для него – это не просто 6 букв, составленных в определенном порядке. Это слово включает в себя целый мир, огромный и светлый, по которому так скучал автор.
«Как будто ветер гнал меня по ней, по всей земле — по селам и столицам!», — отмечает Рубцов, подчеркивая при этом, что в повседневной суете не замечал всей красоты России. У него не было ни времени, ни сил, ни желания, чтобы остановиться и оглядеться вокруг.
Однако теперь настал период переосмысления духовных ценностей и приоритетов, поэтому поэт открыто заявляет: «За все хоромы я не отдаю свой низкий дом с крапивой под оконцем…». Ему не нужны слава и богатство, так как они тленны. А вот удивительное чувство душевного спокойствия и умиротворения невозможно купить ни за какие деньги.
Да и разве может броская красота заморских стран сравниться с простой горницей в сельском доме, которая по вечерам освещена мягкими лучами заходящего солнца? Николай Рубцов полагает, что нет. И не стыдится своих чувств, хотя кому-то они могут показаться слишком вычурными и неуместными, не заслуживающими того, чтобы выставлять их напоказ.
Автор не стесняется своей бедноты, ведь у него есть главное богатство – земной простор, который «веял стариной и ликовал под ливнями и зноем».
Тот хрупкий мир, в котором живет автор, не иллюзорен, а вполне осязаем, и при этом очень гармоничен.
Он и является для Рубцова родиной, которая пусть и лишена светского лоска, но при этом способна дать приют усталому путнику, утешить его и подбодрить, а также дать уверенность в завтрашнем дне.
Вообще, именно на рубеже 50-х и 60-х годов, когда в СССР формировалось диссидентское движение, подобные стихи были не в моде. От них, по мнению многих критиков, за версту веяло фальшью и наигранностью. Однако Николай Рубцов в своих словах искренен, и это чувствуется как в каждой строчке, так и в простом обращении: «Привет, Россия – родина моя!».
Для того, чтобы осознать, насколько важны для него закаты и соловьиные трели, утренняя прохлада и вечерняя роса, поэту пришлось пережить разлуку со всем тем, что ему было по-настоящему дорого. Он не придавал значения подобным мелочам до тех пор, пока не ощутил острую нехватку их в своей кочевой жизни.
именно этот факт и заставил Рубцова изменить свое отношение к стране, в которой он родился и вырос. Поэт не стал диссидентом лишь потому, что на собственном опыте прочувствовал справедливость утверждения о том, что родину не выбирают. А, значит, нужно любить ее такой, какова она есть, стараясь видеть во всем только хорошее.
Эти простые истины помогли Рубцову, что можно любить простую «избу в лазурном поле» и при этом быть действительно счастливым человеком, который знает цену простым человеческим радостям.
Источник: https://pishi-stihi.ru/privet-rossiya-rubcov.html
Анализ стихотворения Рубцова Н.М. «Душа хранит»
Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени.
Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М.
Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения — незатейливый вид русского селения:
Березы, избы по буграм И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм.
О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение.
Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.
Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков.
Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью».
Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины.
Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М.
Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI—XII веках. Были они, как правило, белокаменными.
Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия.
Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе.
В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.
В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.
Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. Душа является категорией божественной.
Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья.
Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени.
Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова.
Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова.
Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:
Русь моя, люблю твои березы! («Березы»)
Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия …») Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)
Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!»). Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины.
Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.
Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится…». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:
Много в озеро глядится Достославностей былых.
Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:
Здесь великое БЫДЛО Словно дышит в забытьи,
Дремлет сладко, беззаботно.
У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения рубцова душа хранит
- анализ стихотворений рубцова
- рубцов душа хранит анализ
- Анализ стихов Рубцова
- анализ стихотворения душа хранит
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-rubcova-n-m-dusha-xranit.html
Урок литературы в 8 классе «Тема Родины в стихах Н. М. Рубцова «Привет, Россия…»
ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
2014 – 2015 учебный год
Урок литературы в 8 классе
«Тема Родины в стихах Н.М. Рубцова «Привет, Россия…», «По вечерам».
- (номинация – педагогические идеи и технологии – среднее образование)
- учитель русского языка и литературы
- Беляевская Татьяна Николаевна
- МБОУ «Шенкурская СОШ»
- г.Шенкурск
Тема урока: «Тема Родины в стихах Н. Рубцова «Привет, Россия», «По вечерам».
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н.Рубцов.
Цель: создать условия для восприятия и осмысления стихов Н.М. Рубцова о Родине «Привет, Россия», «По вечерам».
- Задачи:
- Оборудование: компьютер, ноутбук, диск с приложениями.
- Справочная литература:
1.Познакомить обучающихся с фактами из биографии Н.Рубцова, помочь осмыслить стихи «Привет, Россия», «По вечерам»; разобраться в их содержании, подвести к самостоятельным выводам. 2.Продолжить работу по развитию аналитического мышления, речи, творческого воображения обучающихся; обогащению их словарного запаса; расширению кругозора; формированию навыков выразительного чтения, работы в команде. 3.Воспитывать в детях интерес к литературе северного края; такие нравственные качества, как патриотизм, чуткость, внимание.
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник для 8 класса. М. «Просвещение», 2009г.
- Л.С. Скепнер, Е.Н. Колесниченко, П.А. Папий. Методические рекомендации к программе по литературе. «Родина Ломоносова», Архангельск, 1994г.
- М. Полётова. «Пусть душа останется чиста…». М. «Московский писатель», 2008г.
- Статья Н. Зуева из журнала «Литература в школе», №1, 1996г.
- Диск «Деловой и культурно-информационный центр Вологдской области представляет».
6.Диск «Светлая печаль. Цитаты из Рубцова».
Сценарий урока:
I.Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.
1.Объявление темы и задач урока (презентация – 1 слад: тема, портрет, эпиграф).2.Беседа:
— Какое слово в названии темы опорное? (Родина)
— С чего начинается Родина в жизни человека? (возможные ответы детей: с места, где он родился; с родного дома; с семьи; школы, в которой он учился, с друзей, с воспоминаний о детстве…).
II.Овладение содержанием учебного материала.
1.Просмотр эпизода из документального фильма о Ник. Рубцове «Детство» (краткое содержание: смерть матери, жизнь в детском доме, воспоминания воспитанников детдома, отрывки из стихотворения «Детство») – приложение № 2.2.Обучающимся вовремя просмотра фильма предлагается заполнить таблицу:
Какое было детство поэта? Почему? | |
Как к нему относились в детском доме? | |
Каким стихотворением сопровождаются воспоминания о детстве? | |
Чувства поэта. | Боль, грусть, тоска, страдание |
Какое из них доминирующее? |
3.Слово учителя:
Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестёр, и вдруг – полное одиночество.
Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими воспитанниками отправили в Никольское.
Между тем среди детдомовцев Коля считался одним из лучших учеников, 3 класс закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал своё первое стихотворение.
Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. Его любили взрослые и дети (слайд 2 – Коля с воспитателями детского дома).
- Справедливости ради хочу сказать, что начало жизненного пути поэта Рубцова связано с нашим северным краем, с Архангельской областью.
- 4.Сообщения 2 обучающихся (готовились по вырезкам из газет, отрывку из воспоминаний Майи Полётовой «Пусть душа останется чиста…»)
- Елена Николаевна Рубцова прочитала строчку из стихов поэта: «Память возвращается, как птица, в то гнездо, в котором родилась»(слайд).
- — Вам понравилось стихотворение?
- — Выпишите строчки, которые произвели наибольшее впечатление? (строчки зачитываются, аргументируется выбор)
- — Назовите и запишите чувства поэта в столбик (радость, счастье, восхищение, любовь, ликование)
- — Выберите из текста слова, которые раскрывают эти чувства (привет, радостно, родина моя, ветер был сильней, любовь, простор, счастье, покой, ликовал)
- — Сгруппируйте слова или словосочетания по темам — (работа в группах):
- Лирический герой Родина
- Мне радостно Россия – Родина моя
- Слышу я ветер гнал меня
- Я сильный был но ветер был сильней
- Я нигде не мог остановиться родина моя
- Любовь сильнее бурь овин у жнивья, изба
- Не отдам свой низкий дом миротворно закатывалось солнце
- Ликовал под ливнями и зноем простор дышал, веял
- — В каких строчках выражена главная мысль стихотворения? (3 столбик)
- — Каково душевное состояние лирического героя?
Знаменитый поэт Николай Михайлович Рубцов родился в северном селе Емецк Холмогорского района Архангельской области 3 января 1936 года (демонстрируется слайды – свидельство о рождении Николая, вид на Емецк. Отец работал в леспромхозе. Мать занималась детьми, их было пятеро. Мы считаем поэта Рубцова своим земляком, гордимся, что он родился в Архангельской области. Ведь здесь началась его жизнь (слайд — дом в Емецке, в котором жила семья Рубцовых). Семья Рубцовых жила сначала на втором этаже, потом они переехали на первый этаж. Это дом № 57 с красным плакатом: «Емецку 865! Добро пожаловать!», справа под окном табличка» «В этом доме 3 января родился поэт Николай Михайлович Рубцов». Здесь он сделал свои первые шаги, начал говорить.В Емецком краеведческом музее Николаю Михайловичу отведена отдельная комната. Большим событием для Емецка стало открытие памятника великому земляку, съехалось много людей: почитатели таланта поэта, его дочь Елена Николаевна, внучка Маша.5.Слово учителя:Какие красивые слова! По воспоминаниям современников, Н.М. Рубцов был удивительным человеком: добр, сердоболен, честен, талантлив, неподкупен, восторженно и самоотверженно любил свою Родину. Родина для поэта – понятие объёмное и всеобъемлющее: это и родные места, где он вырос, и неповторимая русская природа, и русская культура, и историческое прошлое страны, и её будущее.Нежная, преданная, «непобедимая» любовь к отчизне питала душу поэта, была ему опорой в тяжёлые минуты, давала надежду и силу, являлась определяющим чувством в жизни и поэзии.6. Чтение учителем стихотворения «Привет, Россия…» (ученики следят по учебнику):Привет, Россия – родина моя!Как под твоей мне радостно листвою!И пенья нет, но ясно слышу яНезримых певчих пенье хоровое…Как будто ветер гнал меня по ней,По всей земле – по сёлам и столицам!Я сильный был, но ветер был сильней,И я нигде не мог остановиться.Привет, Россия – родина моя!Сильнее бурь, сильнее всякой волиЛюбовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле.За все хоромы я не отдаюСвой низкий дом с крапивой под окнцем…Как миротворно в горницу моюПо вечерам закатывалось солнце!Как весь простор, небесный и земной,Дышал в оконце счастьем и покоем,И достославной веял стариной,И ликовал под ливнем и под зноем!..7.Анализ стихотворения:
— Какие картины представляются при чтении стихотворения? Какие возникают ассоциации?(слайды – фотографии Тотемского района)
Вот что писал Н.М. другу: «… хочется вырваться на простор, поехать куда-нибудь, посмотреть на давно знакомые места, послоняться по голубичным и земляничным полянам или посидеть ночью у костра и наблюдать, как чёрные тени, падающие от деревьев, передвигаются вокруг костра, словно какие-то таинственные существа».
- -Какими красками можно передать настроение лирического героя?
- — Определите роль повторов в этом художественном тексте, олицетворения во 2 столбике, глаголов в последнем столбике.
- — Можно как-то иначе назвать стихотворение?
- — Попробуйте всё стихотворение заменить одним словом (обращение, послание, признание, исповедь)
- — Какое из них ярче отражает смысл?
- 8.Работа над выразительным чтением по группам (по 1 столбику)
- 12.Самостоятельная работа в группах: анализ стихотворения «По вечерам» (составляется связный рассказ):
9.Прослушивание чтения. Обсуждение (важно, чтобы интонационно был передан глубокий смысл стихотворения, чувства поэта)10.Слово учителяСтихи Н.Рубцова мелодичны, музыкальны, многие из них положены на музыку.На стихотворение «Привет, Россия…» написана песня.11.Прослушивание песни, которое сопровождается просмотром видеоролика. (приложение 3). Обмен впечатлениями (видеоролик демонстрирует Емецк, дорогу на Архангельск, один из эпизодов связан с Шенкурским районом).С моста идёт дорога в гору.А на горе – какая грусть!-Лежат развалины собора,Как будто спит былая Русь.Былая Русь! Не в те ли годыНаш день, как будто у груди,Был вскормлен образом свободы,Всегда мелькавшей впереди!Какая жизнь отликовала,Отгоревала, отошла!И всё ж я слышу с перевала,Как веет здесь, чем Русь жила.Всё так же весело и властноЗдесь парни ладят стремена,По вечерам тепло и ясно,Как в те былые времена.Опорные вопросы:- Определите тему, главную мысль.- Ключевые слова, раскрывающие их.- Что говорит поэт о прошлом России?- Какое значение имеют глаголы «отликовала, отгоревала, отошла…»?- Что заставило поэта обратиться к прошлому Родины?- Чувства поэта в этот момент? Настроение?- Как вы это поняли?- Определите роль метафоры во втором столбике, роль восклицательных предложений, роль метафоры в 3 столбике.- Предположите, что он может слышать с перевала.- Меняется ли настроение к концу стихотворения?- Как вы это поняли?- Боготворит ли Рубцов прошлое России, верит ли он в её возрождение?13.Выступления от групп. Отбор лучшего рассказа.14.Работа с эпиграфом.- Что вы услышали в этих словах Рубцова? (они звучат как заклинание, это и обращение к нам – беречь Родину)
III. Подведение итогов.
— Вам понравился сегодняшний урок?- Что нового вы узнали о поэте Н.М. Рубцове, его поэзии?- Продолжите предложения: Н. Рубцов – это…Он писал о … Родина в его стихах…
IV.Информирование о домашнем задании. Запись в дневники:
выучить понравившееся стихотворение Н.Рубцова или написать небольшое сочинение «Чем я хочу быть похожим на Н.Рубцова».
Источник: https://ist.na5bal.ru/literatura/21690/index.html