КАЛИНЫЧ — герой рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». В противоположность Хорю, герою того же рассказа, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера.
Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении К. нет раболепства, он любит и уважает Полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.
Самые лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хорем. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких «нежностей». Образ К.
открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. В числе таких героев Касьян из «Красивой Мечи», Ер-молай — спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «Ермолай и мельничиха», «Мой сосед Радилов», «Льгов» и др.
Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, два противоположных характера, подобных Хорю и К., создает А.И.
Куприн в рассказе «Лесная глушь» (первоначально «В лесной глуши», 1898). Это сотский Кирилл и полесовщик Талимон, но такой типаж, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого Кирилла.
Характеристика героя
ХОРЬ — герой рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, X. живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей.
Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры. Это проявляется в беседах с другим героем «Записок» — рассказчиком: «из наших разговоров я вынес одно убежденье что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях.
Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно». Это сопоставление, как и сравнение внешности X. с наружностью Сократа, придает особую значимость образу X. Важнейшее средство характеристики этого героя — параллель с другим персонажем, Ка-линычем.
С одной стороны, они четко противопоставлены как рационалист и идеалист, с другой — дружба с Калинычем выявляет в образе X. такие черты, как понимание музыки, природы. Своеобразно отражается характер героя и в его отношениях с Полутыкиным: в поведении X.
нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям. X. не единственный подобный тип в ряду тургеневских героев. В «Записках охотника» формируется определенный образ русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности этого твердого, делового начала. К нему относятся наряду с X.
такие герои, как однодворец Овсянников, Пав-луша, Чертопханов, уездный Гамлет. Черты этого литературного типа встречаются у Тургенева позже в образе Базарова.
Окт 12 2012
Калиныч рисуется здесь без подобных сравнений, но это характер, «парный» Хорю, противоположный ему по своему психологическому складу, но равный по масштабу. Калиныча ориентирован на мир народной поэзии, легенд, древних притч, житийной литературы.
Идеалист Калиныч предстает странствующему по крестьянской и помещичьей Руси «охотнику» окруженный уютом чистой и бедной, как келья, избы, увешанной целебными травами. Он поит путника ключевой водой и кормит медом.
Он приходит к другу Хорю с пучком полевой земляники, как посол природы, и природа, признавая его родство с собою, наделяет его таинственной властью: он заговаривает кровь и болезни, жалеет людей и животных, «у него пчелы отродясь не мерли», с ним в дом вступают мир и покой.
Бедный, ничего не имеющий и не пекущийся о благах земных, он может одарить благополучием богатого: «Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же — к людям, к обществу…» (IV, 15).
Таким образом, Хорь представляет собою историческое бытие народа, а Калиныч — «природное». Изображая Русь вековую, крепостную, прикрепленную к земле, учтенную ревизскими сказками и обреченную законодательными мерами жить неподвижно, Тургенев вместе с тем рисует непрекращающееся движение, происходящее в народных массах.
Подобное перемещение осуществляется наделенными особенным характером представителями народа и связано с «тайными», подспудными, неизведанными, а может быть, и непостижимыми, как кажется на этом этапе Тургеневу, процессами, происходящими в народной толще. Это искатели, бродяги, путешественники (Калиныч, Степушка, Касьян и др.). Они — выразители мечты народных масс, ее поэтического сознания.
Свойство таинственности Тургенев придавал не только поэтическому, странническому характеру человека из народа, но и крестьянству в целом. Он выразил в своем изображении народа ощущение огромной содержательности и таинственности духовного мира простого человека, в народной среде он видит разнообразие характеров и «неожиданность» их проявлений.
Поэт-охотник, скитающийся по родным полям, на каждом шагу делает удивительные открытия, любое его столкновение с мужиком оставляет в нем вопрос, ощущение тайны, не до конца понятых им возможностей и побуждений простых людей, которых он узнает.
Так, описывая в рассказе «Ермолай и мельничиха» нрав беззаботного и добродушного Ермолая, наблюдательный «охотник» вдруг замечает в нем неожиданные вспышки демонизма, «проявления какой-то угрюмой свирепости». Как перелеты птицы, необъяснимы и загадочны внезапные переходы из деревни в деревню этого на первый взгляд прозаического человека.
В рассказе «Малиновая вода» два дворовых человека и случайный проезжий мужичок полчаса провели у источника с поэтическим названием в обществе автора. Как значительны их простые, бытовые разговоры, как оригинальны характеры!
В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные приговоры крестьян о том или ином помещике, о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. ссылается на мнение крестьян как на решающий аргумент в пользу какой-либо точки зрения и, желая придать своей оценке большую весомость, подкрепляет свой взгляд услышанным из уст мужиков приговором.
В этом отношении позиция Тургенева в его рассказax конца 40-х-начала 50-х гг. резко отличается от позиции Григоровича.
Конечно, и у Григоровича крестьянин был изображен с симпатией, а его гонитель, будь то помещик, управляющий или мельник-кулак, с антипатией, но и крестьянин и помещик представляли в его повестях прежде всего свое положение.
Главным в характеристике Акулины («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») была гонимость , его кротость, рисуя которую, утверждал мысль о неоправданности жестокого с ним обращения. Страдания крестьянина — прямое следствие его крепостного состояния.
Народные герои Тургенева — не выразители положения, пусть даже такого важного для общества положения, как крепостное право. Им присущи высокие нравственные черты. Они — мыслящие, тонко чувствующие личности, обреченные быть «собственностью» того или другого — большей частью ничтожного, тупого и пошлого — барина.
Каждый раз, когда в тексте писателя возникают фразы вроде: «Ермолай принадлежал одному из моих соседей…», — это поражает читателя не потому, что герой рассказа испытывает обиды и гнет, хотя проявлений социальной несправедливости, произвола, насилия в книге показано много, но по несоответствию манеры изображения героя и того факта, что он существует на положении вещи. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступающие как представители нации, ее исторического бытия и ее грядущих загадочных судеб, гораздо красноречивей утверждали моральную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостничества, чем любые пламенные публицистические тирады или картины насилия.
Гоголь, восклицая: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», — обращался мыслью ко всей стране; Тургенев же увидел источник исторического движения в крестьянской массе, Показав богатство внутреннего духовного мира простого человека, Тургенев, однако, изобразил подобного героя синтетически, без проникновения в его психологический «механизм». Крестьянство Тургенев воспринимал как силу, многое решающую в жизни нации, силу влекущую и прекрасную, но цельную и не поддающуюся анализу.
Средоточием поэтической линии «Записок охотника» является «Бежин луг». Автор окружен ночной природой, живущей своей, независимой от него, человека, жизнью. «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием.
Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».
Даже собаки, принадлежащие мальчикам, пасущим ночью лошадей, не принимают «чужака»: «Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства» (IV, 97).
Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!
Одной из лучших литературных работ И.С. Тургенева является цикл рассказов или очерков (специалисты так и не определились с жанром произведений, входящих в него) «Записки охотника».
В них писатель затрагивает важные вопросы, касающиеся быта крестьян и крепостного права.
Иван Сергеевич был известен своим либеральными взглядами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил сделать простой народ главным героем произведений. Ниже представлен анализ «Хорь и Калиныч».
История публикации
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» стоит начать с того, что именно он является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает «Записки охотника», он был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». «Хорь и Калиныч» размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей.
Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений — все это было новым для читателя.
В анализе «Хорь и Калиныч» следует отметить, что решение Тургенева сделать центральными персонажами крестьян, воспринималось читателями как прогрессивный взгляд на жизнь, как новое направление в литературе. Поэтому рассказ стал самым известным в цикле «Записки охотника».
Главные персонажи
Анализ «Хорь и Калиныч» следует продолжить краткой характеристикой персонажей рассказа.
- Охотник — от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
- Хорь — зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
- Калиныч — крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
- Господин Полутыкин — хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.
Описание крестьян
В анализе «Хорь и Калиныч» нужно более подробно описать главных героев. Охотник сообщает читателю, что он заметил — уровень жизни крестьян в Калужской губернии выше, чем у орловских. И в пример автор приводит двух друзей-крестьян, Хоря и Калиныча. Несмотря на различие в характерах и их взглядов на жизнь, они дружны.
Хорь — это зажиточный крестьянин. Благодаря своему прагматичному и рациональному складу ума он смог отделиться от всех остальных крестьян, жить обособленно от них. Он мог бы стать свободным, но сознательно не делает этого, поэтому вовремя платит большой оброк своему хозяину. Во время разговоров он уходит от ответов на вопросы охотника, поэтому тот решает, что Хорь — человек себе на уме.
Калиныч — полная противоположность своему другу. Он гораздо больше внимания, чем Хорь, уделяет своему господину. Из-за этого у него не остается времени на другие дела. Даже во внешности Калиныча отмечается некоторая неряшливость, он носит лапти круглый год, даже по праздникам. Он — простой и честный человек, тонко чувствующий человеческую натуру и красоту природы.
Выводы
В анализе «Хорь и Калиныч» Тургенева И.С. нужно кратко отметить выводы, сделанные главным героем из наблюдений за двумя крестьянами. Во время разговора о том, что охотник повидал, Калиныч интересуется деталями, связанными с описанием природы, обычаями других людей. Хоря же больше занимают вопросы практического характера: как устроен быт людей, особенности государственного строя.
У Хоря есть большая семья, но лишь один ребенок у него владеет грамотой. Калиныч одинок, но грамоте обучен. И это помогает ему лучше воспринимать некоторые жизненные явления и расширять свой кругозор.
Перед нами люди, не имеющие таких прав и свободы, как господин Полутыкин. Однако они оказываются ближе к окружающему миру, глубже понимают простые вещи. А праздный образ жизни является причиной причуд Полутыкина.
Труд позволяет человеку тренировать не только тело, но и ум.
В анализе произведения «Хорь и Калиныч» стоит отметить, что в рассказе есть место и некоторой доли романтизации простого народа. Но это не противоречит реальному образу крестьян. Автор И.С.
Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди.
Труд и близость к природе помогали им лучше и тоньше понимать окружающий мир и характер человека.
Источник: https://kollege.ru/po-kartinam/rasskaz-turgeneva-hor-i-kalinych-harakteristika-geroev.html
Герои рассказа Ивана Тургенева «Хорь и Калиныч»
В 1847 году в известном на то время журнале «Современник» был напечатан очень интересный очерк, который назывался «Хорь и Калиныч». Почему-то издатели, да и сам его автор – Тургенев не слишком уж верили в успех.
Однако они были не правы, сразу после выхода журнала, этот маленький рассказ поразил читателей. Это был замечательный успех. Вдохновлённый Тургенев стал после этого ещё издавать похожие маленькие рассказы, которые очень нравились читателю.
В 1852 году было напечатана отдельная книга – сборник подобных маленьких очерков «Записки охотника».
Главные герои «Хоря и Калиныча», собственно, и являются Хорь и Калиныч – это крепостные крестьяне с абсолютно противоположными характерами. Скорее всего, Тургенев хотел показать, как по-разному боролись против неволи люди.
Хорь – человек расчётливый и практичный. Он поселился на болоте, где, яко бы, земли были не пригодными для посева. При этом он – обыкновенный крепостной, смог скопить приличные деньжата, построить отличный дом, обзавестись детьми. Он человек молчаливый, не любит попусту болтать.
Он имел довольно таки хорошие отношения со своим барином. Он никогда не тратил время просто так, Хорь всегда занимался работой и никогда не сидел на месте. Он, то чинил телегу, то сбрую пересматривал, то забор чинил.
Он был очень образованным человеком, много в чём разбирался и понимал, хотя читать он вовсе не умел.
Калиныч является полнейшей противоположностью своего близкого товарища. Он был мечтательным, романтическим человеком, он всегда находился где-то далеко от реальности, «летая в облаках». Жил он, мягко говоря, скудно, ходил в лаптях. У него когда-то тоже была жена, но он её очень боялся, детей у него и вовсе никогда не было.
Он всегда приклонялся перед барином, старался ему во всём угодить. В отличие от Хоря, Калиныч не любил административные дела, ему больше нравилось читать описание гор и природы. Он жил в низкой избушечке, хозяин из него был плохой. Но зато, по словам Хоря у него была «лёгкая рука». Калиныч умел хорошо петь и играть на балалайке.
Вот только музыка и объединяла этих двух таких разных людей. Они оба очень любили песню под названием «Доля, ты моя, Доля». Как только Калиныч начинать играть, так Хорь сразу приступал подпевать ему жалобным голоском. Именно здесь Тургенев открыто заявляет о таланте русского народа.
Рассказ «Хорь и Калиныч» раскрывают читателю жизнь разных крестьян при крепостном праве. В тот же момент, показывают, что люди русские всегда, в любые времена были и будут талантливыми.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/geroi-rasskaza-ivana-turgeneva-xor-i-kalinych.html
Краткое содержание рассказа «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева
Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника» был впервые опубликован в 1847. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Хоря и Калиныча».
Оно поможет ознакомиться с основным сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы. Произведение описывает жизнь простого русского народа.
Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» относится к литературному направлению реализм.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Хорь — «лысый, низкого роста, плечистый и плотный» старик, «человек положительный, практический, рационалист», жил с большой семьей в лесу.
- Калиныч – «человек лет сорока, высокого роста, худой», «принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных», занимался пасекой, помогал барину на охоте.
- Рассказчик (повествователь) – барин, охотник, от его лица в рассказе ведется повествование.
Другие персонажи:
- Полутыкин – мелкий калужский помещик, «страстный охотник».
- Федя – сын Хоря, парень лет двадцати.
«Хорь и Калиныч» очень краткое содержание
Краткое содержание Тургенев Записки охотника Хорь и Калиныч:
Однажды во время охоты рассказчик (барин-охотник) знакомится с помещиком Полутыкиным. Тот приглашает его к себе в гости с ночевой. По пути мужчины заходят к Хорю, крепостному крестьянину Полутыкина, живущему посреди леса. Не застава Хоря дома, Полутыкин берет у сыновей Хоря телегу и едет с гостем в усадьбу.
За ужином рассказчик спрашивает у Полутыкина, почему его крестьянин Хорь живет в лесу на болоте.
Полутыкин объясняет, что 25 лет назад Хорь попросился жить в лесу взамен на денежный оброк (платеж барину). С тех пор Хорь работает на себя, живет небедно и платит барину хороший оброк – 100 руб. в год.
По мнению Полутыкина, богатый Хорь мог бы выкупиться из крепостных на волю, но не спешит этого делать.
На следующий день Полутыкин со своим гостем едут на охоту. По пути они заезжают за Калинычем, еще одним крепостным крестьянином Полутыкина. Добрый, кроткий и веселый Калиныч каждый день ходит с барином на охоту, где всячески помогает ему. В этот день крестьянин также сопровождает хозяина и его гостя. После охоты Калиныч занимается своей пасекой в лесу.
На следующий день Полутыкин уезжает в город по делам, и рассказчик один идет на охоту. После этого он заходит к Хорю, чтобы знакомиться с ним. Хорь оказывается интересным, умным и хитрым, хотя и необразованным человеком. Рассказчик спрашивает Хоря, почему тот не выкупит себя на волю, но крестьянин уходит от ответа.
Гость догадывается, что старик намеренно остается крепостным ради выгоды.
Рассказчик остается ночевать в доме у Хоря. На следующее утро в гости к Хорю приходит его друг Калиныч. Рассказчик несколько часов с удовольствием беседует с Хорем и Калинычем, а после идет на охоту.
После этого рассказчик остается в гостях у Хоря еще на три дня. В эти дни гость с удовольствием общается с Хорем и Калинычем, изучает их характеры и взгляды.
На четвертый день рассказчик с сожалением прощается с Хорем и его семьей и уезжает.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» написан в 1847 году и входит в сборник «Записки охотника» И. С. Тургенева. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ермолай и мельничиха» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Короткий пересказ «Хорь и Калиныч» Тургенева
Краткое содержание Хорь и Калиныч:
Поразительна разница между внешностью и бытом мужиков Орловской и Калужской губерний. Орловский мужик мал ростом, сутуловат, угрюм, живёт в осиновых избёнках, ходит на барщину и носит лапти. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок, глядит смело, лицом чист и бел, торгует и по праздникам ходит в сапогах.
Охотясь в Жиздринском уезде, я познакомился с калужским помещиком Полутыкиным. Несмотря на некоторые странности, Полутыкин был страстным охотником и отличным человеком. В первый же день он пригласил меня переночевать к себе в имение. Однако до имения было далеко, поэтому по пути мы заехали к Хорю, одному из мужиков Полутыкина.
Его усадьба, состоявшая из нескольких сосновых срубов, возвышалась на расчищенной лесной поляне. Хоря не оказалось дома. Нас встретил его сын Федя и провёл в избу.
В избе было чисто, не видно было ни прусаков, ни тараканов. Вскоре на телеге к дому подкатили остальные сыновья Хоря — шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга.
Мы сели в телегу и через полчаса уже въезжали на двор господского дома.
За ужином я спросил Полутыкина, почему Хорь живёт отдельно от прочих мужиков.
Полутыкин рассказал, что примерно 25 лет назад дом Хоря в деревне сгорел, и он пришёл к отцу Полутыкина с просьбой переселить его на болото, пообещав за это платить хороший оброк.
Полутыкин-старший согласился и положил Хорю оброку 50 рублей. С тех пор Хорь разбогател и теперь платит уже целых 100 рублей оброку. Полутыкин предлагал Хорю откупиться, но тот отказывался, ссылаясь на нехватку денег.
На следующий день мы опять отправились на охоту. Проезжая через деревню, мы остановились у низенькой избы, чтобы захватить с собой Калиныча, высокого и худого крестьянина лет сорока. Калиныч был человеком самого весёлого и кроткого нрава. Он каждый день ходил с барином на охоту, и без него Полутыкин не мог ступить и шагу.
В полдень, когда жара стала особенно сильной, Калиныч отвёл нас на свою пасеку, в самую глушь леса, и угостил свежим мёдом. На следующий день Полутыкин уехал по делам в город. На охоту я поехал один, а на обратном пути завернул к Хорю. Сам Хорь оказался лысым, низкого роста, плечистым мужиком с курчавой бородой. Беседуя с Хорём, я заметил, что он был человеком себе на уме.
Ночевать я остался на сеновале у Хоря. Утром, за завтраком, я спросил у Хоря, почему все дети, все, кроме Феди, женатые, живут вместе с ним. «Сами хотят, так и живут» — ответил Хорь. Внезапно за дверью раздался знакомый голос и в избу вошёл Калиныч с пучком полевой земляники для своего друга Хоря. Не ожидал я таких «нежностей» от мужика.
Следующие три дня я провёл у Хоря, с удовольствием наблюдая за Хорём и Калинычем. Оба приятеля были совсем не похожи друг на друга. Хорь был рационалист, человек положительный и практический. Калиныч же был мечтательным романтиком и идеалистом.
Хорь прекрасно обустроился, завёл большую семью, накопил денег, ладил с барином и прочими властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Когда-то у него была жена, которую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, а Калиныч благоговел перед своим господином.
Калиныч стоял ближе к природе, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались. Хорь же был ближе к обществу.
Узнав, что я бывал за границей, Хорь расспрашивал меня о тамошних устоях и обычаях. Калиныч больше интересовался описаниями природы и городов. Познания Хоря были по-своему обширны, но, в отличие от Калиныча, читать он не умел.
Баб Хорь презирал от всей души, и часто тешился и издевался над ними. Он часто подтрунивал над Калинычем, что тот не умеет жить и даже не может себе справить сапог.
Калиныч обладал хорошим голосом, часто пел, и Хорь охотно подпевал ему.
На четвёртый день Полутыкин прислал за мной. Мне было жаль расставаться с Хорём и Калинычем.
Рассказ «Малиновая вода» И. Тургенев написал в 1847 году. Произведение вошло в цикл автора «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Малиновой воды» с цитатами из произведения. Пересказ подойдет для читательского дневника, будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Содержание «Хорь и Калиныч» с цитатами
Тургенев Хорь и Калиныч краткое содержание:
Рассказчик отмечает резкую разницу «между породой людей в Орловской губернии и калужской породой». Орловские мужики невысокие, сутуловатые, угрюмые, живут в «осиновых избенках», носят лапти и ходят на барщину. Калужские оброчные мужики высокие, «глядят смело», обитают в сосновых избах, торгуют маслом и дегтем, а по праздникам ходят в сапогах.
Орловские деревни обыкновенно находятся среди полей, тогда как калужские чаще окружены лесом.
Приехав в Жиздринский уезд на охоту, рассказчик знакомится со «страстным охотником» и «отличным человеком» – мелким калужским помещиком Полутыкиным. В первый же день помещик приглашает повествователя к себе. До имения Полутыкина было далеко, поэтому они заехали к мужику помещика – Хорю.
Хорь жил в одинокой усадьбе, возвышавшейся на расчищенной поляне посреди леса. Гостей встретил молодой высокий парень – сын Хоря Федя. Вскоре приехали и другие дети мужика. Через пол часа охотники добрались до господского имения.
За ужином Помещик рассказал, почему Хорь живет отдельно от остальных мужиков. Двадцать пять лет назад у него сгорела изба, и мужик попросил у отца Полутыкина поселиться в лесу на болоте, пообещав платить пятьдесят рублей оброка в год. Хорь быстро наладил хозяйство и теперь платит сто рублей. Полутыкин не раз ему предлагал откупиться, но тот отмахивался тем, что нет денег.
На другой день мужчины отправились на охоту. Вскоре к ним присоединился Калиныч, который «каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье без него г‑н Полутыкин шагу ступить не мог».
Когда днем стало совсем жарко, Калиныч отвел охотников на свою пасеку и угостил медом.
Вечером за ужином Полутыкин поделился, что Калиныч – добрый мужик, «усердный и услужливый», но хозяйство в исправности держать не может, так как каждый день ходит с ним на охоту.
На следующий день Полутыкину пришлось уехать в город. Рассказчик пошел на охоту один и вечером зашел к Хорю. На пороге повествователя встретил «плечистый и плотный» старик, похожий на Сократа – «сам Хорь». Хозяин пригласил гостя в избу, мужчины разговорились о крестьянском быте. Рассказчик отметил про себя, что Хорь «себе на уме», но остался у него на ночь.
Утром за чаем гость расспрашивает у хозяина о его детях – как оказалось, все кроме Феди уже давно женаты, но по собственной воле живут с отцом. К Хорю приходит Калиныч с пучком полевой земляники. Рассказчик был удивлен, так как «не ожидал таких «нежностей» от мужика».
Следующие три дня повествователь провел у Хоря, его очень занимали новые знакомые. «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга» – Хорь был рационалист, Калиныч – мечтатель. Хорь умел копить деньги, ладить с барином и властями, Калиныч же «ходил в лаптях и перебивался кое-как».
У Хоря было много детей, у Калиныча когда-то была жена, которую он боялся, а детей не было. «Хорь насквозь видел г‑на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином».
Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, держал пасеку, ладил с животными, «стоял ближе к природе», тогда как Хорь – «к людям, к обществу».
Узнав, что рассказчик бывал за границей, Хорь интересовался административными и государственными вопросами. Калиныча «более трогали описания природы», больших городов. Хорь не умел читать, а Калиныч умел. Калиныч любил петь, поигрывал на балалайке, и Хорь охотно ему подпевал.
Вечером четвертого дня за рассказчиком прислал Полутыкин. Повествователю жалко было расставаться с Хорем и Калинычем.
«На другой день я покинул гостеприимный кров г‑на Полутыкина».
Заключение
В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изобразил двух совершенно разных людей – приятелей Хоря и Калиныча.
Несмотря на то, что их взгляды на мир не совпадают и живут они по-разному, их объединяет искренняя дружба и любовь к музыке. Они взаимодополняют друг друга.
Образы Хоря и Калиныча в рассказе являются воплощением всего русского народа, в котором гармонично соединились хозяйственность и поэтичность.
Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошел в известный цикл писателя «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бурмистра», которое подойдет для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника. Рассказ написан в традициях литературного направления реализм.
Видео краткое содержание Хорь и Калиныч
Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. Сравнивается внешний вид селений также не в пользу Орловский деревни. В смысле охоты Калужская губерния также лучше…
Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-hor-i-kalinych.html
Хорь и Калиныч
Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы — условное.
Сравнение мужиков Орловской и Калужской губерний
Поразительна разница между внешностью и бытом мужиков Орловской и Калужской губерний. Орловские мужики малы ростом, сутулы и угрюмы, живут в избёнках из осины, работают на барина и носят лапти.
У калужских мужиков — просторные сосновые избы, они высокие, со смелым взглядом и чистым, белым лицом, занимаются торговлей, платят барину оброк и по праздникам ходят в сапогах. Эту разницу рассказчик заметил, когда встретился с двумя друзьями — Хорем и Калинычем.
Рассказчик — бывалый охотник
Знакомство с Хорем
Познакомил их калужский помещик Полутыкин, пригласивший охотника переночевать в своём имении.
Полутыкин — помещик, новый приятель рассказчика
По дороге они заехали к Хорю, одному из мужиков Полутыкина.
Хорь — оброчный мужик Полутыкина, прижимистый и состоятельный; хозяйственный рационалист, близок к обществу
Усадьба Хоря, состоявшая из нескольких сосновых срубов, возвышалась на расчищенной лесной поляне.
Продолжение после рекламы:
Хоря не оказалось дома. Гостей встретил его сын и провёл в избу.
В углу ‹…› теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между брёвнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.
Вскоре на телеге к дому подкатили остальные сыновья Хоря — шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга. Охотник с Полутыкиным сели в телегу и через полчаса уже въезжали на двор господского дома.
За ужином охотник спросил, почему Хорь живёт отдельно от прочих мужиков. Полутыкин рассказал, что лет 25 назад дом Хоря в деревне сгорел. Он пришёл к отцу Полутыкина с просьбой переселить его на болото, пообещав за это платить хороший оброк, и тот согласился.
С тех пор Хорь разбогател и оброка платить вдвое больше. Полутыкин предлагал Хорю купить вольную, но тот отказывался, ссылаясь на нехватку денег. На самом деле его вполне устраивал добрый и нетребовательный Полутыкин.
Брифли существует благодаря рекламе:
Знакомство с Калинычем
Утром, проезжая через деревню, охотник и Полутыкин остановились у низенькой избы, чтобы захватить с собой Калиныча, высокого и худого крестьянина лет сорока с весёлым и кротким нравом.
Калиныч — крепостной Полутыкина, нищий, неженатый мужик; мечтательный идеалист, близок к природе
Он каждый день ходил с барином на охоту, и без него Полутыкин не мог ступить и шагу.
Калиныч ‹…› беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду.
На следующий день Полутыкин уехал по делам в город. Охотник весь день бродил по округе, а на обратном пути завернул к Хорю, который оказался лысым, низкого роста, плечистым мужиком с курчавой бородой.
Беседуя с Хорём, охотник заметил, что он был человеком себе на уме.
Ночевать охотник остался у Хоря на сеновале. Утром, за завтраком, он спросил, почему все женатые сыновья Хоря живут вместе с ним. «Сами хотят, так и живут» — ответил Хорь. Внезапно за дверью раздался знакомый голос и в избу вошёл Калиныч с пучком полевой земляники для своего друга Хоря. Охотник был удивлён: он не ожидал таких «нежностей» от мужика.
Продолжение после рекламы:
Сравнение характеров Хоря и Калиныча
Следующие три дня охотник провёл у Хоря, с удовольствием наблюдая за такими разными друзьями. Хорь был рационалист, человек положительный и практический. Калиныч же был мечтательным романтиком и идеалистом. Хорь прекрасно обустроился, завёл большую семью, накопил денег, ладил с барином и прочими властями.
Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Когда-то у него была жена, которую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, а Калиныч благоговел перед барином. Калиныч стоял ближе к природе — заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, разводил пчёл, Хорь же был ближе к обществу.
Узнав, что охотник бывал за границей, Хорь расспрашивал его о тамошних устоях и обычаях. Калиныч больше интересовался описаниями природы и городов. Познания Хоря были по-своему обширны, но, в отличие от Калиныча, читать он не умел.
Баб Хорь презирал от всей души, и часто издевался над ними. Жена его, старая, сварливая баба, целыми днями не слезавшая с печи, мужа боялась, но невесток «содержала в страхе Божием».
Недаром в русской песенке свекровь поёт: «Какой ты мне сын, какой семьянин! Не бьёшь ты жены, не бьёшь молодой…»
Он подтрунивал над Калинычем, что тот не умеет жить и даже не может купить себе сапоги. Калиныч обладал хорошим голосом, часто пел, и Хорь охотно подпевал ему.
На четвёртый день вернулся Полутыкин, и охотник перебрался в имение. Ему было жаль расставаться с Хорём и Калинычем.
Источник: https://briefly.ru/turgenev/khor_i_kalinych/