Анализ стихотворения мне ни к чему одические рати ахматовой

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

  • Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда.
  • Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен,
  • На радость вам и мне.

Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати» Ахматовой

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» входит в многолетний стихотворный цикл Ахматовой «Тайны ремесла». Оно было создано в 1940 г. и стало одним из определяющих во всем цикле. Произведение описывает принципы, которыми руководствуется поэтесса в своем творчестве.

Она сразу же заявляет, что процесс написания стихотворений для нее является естественным и необходимым. Вдохновение посещает ее внезапно, подобно мимолетному озарению. Она не прикладывает усилий для поиска и отбора необходимых стихотворных форм и выразительных средств.

«Одические рати» и «элегические затеи» — удел поэтов, считающих себя великими и постоянно стремящихся подчеркнуть свое величие и достоинство.

Излишний «эстетизм» поэтов, находящихся на вершине славы, способен лишь дискредитировать их творчество, сделать его непонятным обычному читателю.

Ахматова утверждает, что стихотворение способно появиться из никому не нужного «сора». Она не сковывает себя употреблением высоких слов и красивых фраз. «Одуванчик», «лопухи и лебеда» — вот те невзрачные предметы, которые могут быть положены в основу любого произведения.

Стихотворения ценны сами по себе, они «не ведают стыда» и никому не обязаны давать отчета. Поэзия настолько выше примитивных человеческих представлений о прекрасном, что способна любую вещь превратить в настоящую жемчужину.

«Окрик», «запах дегтя», даже «плесень» могут послужить источниками для нового произведения, которое вызовет у человека радость и доставит счастье.

Главная мысль Ахматовой заключается не только в том, что поэт может воспеть все что угодно. Этим она хочет сказать, что поэзия не обязана служить какой-то высокой идее. В советское время эта мысль была особенно актуальной.

В соцреализме утверждался главный принцип, согласно которому творчество должно быть обязательно идеологически верным и направленным в нужную сторону.

«Безыдейные» произведения вообще не имели права на существование и объявлялись враждебными советской власти и народу.

Поэтесса отвергала этот принцип. Она считала, что поэт или писатель должны быть абсолютно свободными в своем творчестве, иначе оно потеряет всю свою художественную ценность. Даже «безыдейное» произведение может быть просто хорошим, если пробуждает в людях какие-нибудь чувства или эмоции.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Мне ни к чему одические рати на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-mne-ne-k-chemu-odicheskie-rati/

Пример полного поуровнего анализа

ВИДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

КРЗМ №1

По своему характеру, глубине и объему лингвистический анализ художественного текста (ЛАХТ) может быть разным: 1) предварительное лингв. комментирование; 2) полный поуровневый и частичный лингв. анализ; 3) филологический (лингвопоэтический) разбор текста.

1.

Простейшее лингв. комментирование сводится к разъяснению непонятных слов. От него нужно отличать филологическое и культурно-историческое комментирование.

  • Мне ни к чему одические рати
  • И прелесть элегических затей.
  • По мне, в стихах всё быть должно некстати,
  • Не так, как у людей.
  • Когда б вы знали, из какого сора
  • растут стихи, не ведая стыда,
  • Как желтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда.
  • Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
  • Таинственная плесень на стене…
  • И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне. А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати»

Предварительное лингвистическое комментирование обычно сводится к толкованию незнакомых или малознакомых слов, фразеологизмов, отдельных значений многозначного слова и т. п.

1.

Например, в данном стихотворении в комментировании может нуждаться с/с «одические рати»: ода– ‘торжественное стихотворение в честь исторического события или героя’, рать – ‘устар. войско’. Всё словосочетание в стихотворении означает 'изобразительно-выразительные средства высокого стиля, характерные для изысканной поэзии, далекой от жизни'.

2. Элегические затеи: элегия – ‘лирическое стихотворение, проникнутое грустным чувством’, затеи ‑ ‘замысловатые приемы, украшения и пр.’. В данном тексте смысл с/с ‑ ‘характерные для высокой поэзии замысловатые усложненные поэтические средства и формы, имеющие искусственный характер’.

2. Лингвистический анализ может быть фрагментарным и полным. В первом случае исследуются единицы одного уровня (лексического или синтаксического), характерные для идиостиля писателя.

Пример фрагментарного (частичного) лингвистического анализа стихотворения А. Ахматовой (обычно одного уровня)

Произведение, посвященное поэзии, процессу рождения стиха, основано на использовании разнообразной лексики: как книжной, высокой, торжественно-поэтической, включающей устаревшие слова (ведать, одические рати, прелесть элегических затей, таинственная), так и нейтральной и разговорной, связанной с обычными прозаическими реалиями (лопухи, лебеда, деготь, на стене; одуванчик, забор; сор; стыд; окрик, плесень). На основе этого многообразия создаются яркие и наглядные зрительные, осязательные, слуховые, обонятельные эмоционально окрашенные образы, отражающие основную идею стихотворения. Прием «соединения несоединимого» (высокого и низкого) в процессе поэтического творчества в данном тексте призван отразить его идеюпоэтическое заключается в обыденном; реальная жизнь в ее разнообразных проявлениях достойна воспевания.

Тема поэзии воплощается здесь особой тематической группой сверхсловных и словных единиц, включая их разные формы: одические рати, элегические затеи, в стихах, стихи, стих. Таким образом, выбор лексики и ее особая организация определяются авторским замыслом, отражая тему произведения и его идею.

Пример полного поуровнего анализа

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати; из цикла «Тайны ремесла», написанного в период с 1936 г. по I960, посвящено традиционной теме поэта и поэзии. Основная идея стихотворения — утверждение поэтического в обыденном. Представление о гармоничности поэзии А.А. Ахматовой подтверждает поуровневый анализ стихотворения.

1.

С точки зрения звуковой opганизации обращает на себя внимание торжественная, величаво-эпическая тональность произведения. Его размеренный, неторопливый ритм, уверенная, спокойная интонация обусловлены общим риторическим пафосом произведения, в котором выражено эстетическое кредо автора. Как отмечал Б.В.

Томашевский, «в подлинном художественном произведении интонация, вызываемая смыслом и строем речи, согласована ритмическим строением стиха»

Важен и ассонанс и, е как средство звукописи в формировании общей мелодики

стихотворения. Аллитерация (р') вводится для усиления прозаического, но естественного начала в жизни и в искусстве (Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда; Сердитый окрик, дегтя запах свежий…).

Знаки пунктуации (восклицательные, многоточие) указывают на варьирование эмоциональной тональности (от взволнованной к спокойной, отражающей размышление автора).

2. С грамматической точки зрения привлекает внимание приоритетная роль именной лексики. Не глагольные словоформы (их 5) с присущей им динамикой, стремительностью, а существительные(19) и прилагательные (8) доминируют в тексте, определяя его спокойную и размеренную тональность.

Позиция лирической героини — поэта ‑ выражена достаточно отчетливо и явно, но автор избегает повествования от 1-го лица и формы «я», отдавая предпочтение более отстраненной форме «мне», повторенной трижды.

Это стихотворение — обращение к читателю, поэтому столь важна оппозиция «я» (поэт) — «вы» (читатели, люди). Вы повторяется дважды. Автор мечтает о гармонии понимания, о том мгновении, когда: И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне.

Доверительная манера общения с читателем формируется благодаря разговорному синтаксису (ср. неполноту предложения: Мне ни к чему одические рати.; нанизывание односоставных предложений, использование конструкции с присоединением):

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

3. Как уже отмечалось, на лексическом уровне весьма показательно соединение лексических средств разной эмоционально-стилистической краски, значимых для утверждения идеи поэтического в обыденном.

Позтические перифразы элегические затеи, одические рати, усиливая руг друга, отражают художественные средства и формы чистой, высокой поэзии, далекой от реальной жизни, а поэтому отвергаемой автором.

В стилистическом отношении важны использованные А.А. Ахматовой особые приемы: 1) прием отрицания изысканной поэзии в начале стихотворения, усиленный инверсией и противопоставлением высокой и сниженной, а также нейтральной лексики.

Благодаря этому актуализируется важный признак стихов — их спонтанность, естественность (некстати, не так, как у людей; растут из сора, не ведая стыда).

Использование сравнения и анафоры с последующим присоединением служит усилению авторского взгляда на сущность поэзии, раскрывает тайну рождения стиха, побуждает видеть и ценить эстетику повседневного.

Филологический анализ худ. текста предстает как анализ и систематизация элементов языковой организации текста, воплощающих «образ мира» и «образ автора» с позиций определенного эстетического идеала. Характерно частичное вторжение в сферу литературоведческого анализа.

Лингвопоэтический (филологический) разбор текста включает: 1) место произведения в творчестве поэта; 2) освещение жанровых и тематических особенностей текста; 3) определение идеи произведения; 4) эмоциональной тональности; 5) ритмики, стихотворного размера; особенностей рифмы; 6) описание худ.

приемов и их роли; 7) рассмотрение языковых средств в их соотнесенности с образным строем.

М.Ю. Лермонтов. «Из Гете»

  1. Горные вершины
  2. спят во тьме ночной;
  3. Тихие долины
  4. Полны свежей мглой;
  5. Не пылит дорога,
  6. Не дрожат листы…
  7. Подожди немного,
  8. Отдохнешь и ты.

1.

Это стихотворение, написанное в 1840 г., относится к последнему, зрелому этапу в творчестве поэта. В это же время М.Ю. Лермонтовым были написаны стихи: «И скучно, и грустно…», «Тучи», «Как часто, пестрою толпою окружен…» и др. Произведение является вольным переводом второй части стихотворения Гете «Wanderers Nachtlied» («Ночная песнь странника»),

2. Стихотворение «Из Гете» — это пейзажная зарисовка, стихотворение-описание, в котором отражены величие, красота и спокойствие природы, созвучные настроению лирического героя, жаждущего покоя и гармонии.

3. В отличие от других стихов М.Ю. Лермонтова, лирический герой которых одинок, мятежен, далек от умиротворенности, это стихотворение имеет иную эмоциональную тональность — состояние покоя в природе передается и лирическому герою.

Идея произведения — утверждение гармонического слияния, единства природы и человека, жаждущего успокоения.

Спокойствие лирического героя относится не к сфере настоящего, а будущего, желаемого (Подожди немного, / Отдохнешь и ты…).

Тишина и умиротворенность в природе переданы лексическими средствами (спят, тихие, не пылит дорога, не дрожат кусты).

Стихотворение очень музыкально, благозвучно благодаря особому стихотворному размеру: оно написано трехстопным хореем с пиррихием (сочетанием безударных слогов). Рифмы точные, перекрестные, с чередованием мужских и женских.

Как известно, рифмы являются важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Исследователи говорят о «семантическом ореоле стихотворного размера» [Гаспаров, 1998, с. 102]. В связи с этим интересно высказывание Н.С. Гумилева о хорее: «…

Читайте также:  Анализ стихотворения тургенева два богача 7 класс

Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область пение».

5. Для выражения идеи необходимой гармонии природы и человека, жаждущего покоя, автор использует приемы обращения (см. заключительные строки) и олицетворение:

Горные вершины Спят во тьме ночной…

Благодаря этому создается психологический параллелизм. Покой, гармония в природе переданы точным эпитетом (тихие долины) и приемом синтаксического параллелизма с инверсией и использованием анафоры:

…Не пылит дорога, не дрожат листы.

6 Стихотворение строится на противопоставлении двух смысловыхпланов: состояние природы и человека. Первый представлен более полно. В его тематическую группу входят языковые единицы: гор, вершины,тьма ночная, долины, мгла, дорога, листы. Второй смысловой план дается предельно сжато и обобщенно:

Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Косвенно этот второй план усилен олицетворением, важным для выражения идеи произведения:

Горные вершины Спят во тьме ночной…

…Не дрожат листы.

Глаголы спать, дрожать связываются ассоциативно прежде прежде всего со сферой субъекта. В контексте стихотворения они используются для описания природы в целях психологического параллелизма. В остальных случаях автор употребляет слова в конкретном номинативном значении (горные вершины, тьма ночная, долины, мгла и т.д.).

7. Таким образом, данная лирическая миниатюра мастерски отражает пейзаж, созвучный желаемому настроению лирического героя, стремящегося к покою и гармонии.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s36079t8.html

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»

У каждого поэта в жизни наступает тот период, когда он начинает задумываться о собственном творчестве, переосмысливать его и искать ответ на один-единственный вопрос: для чего и кому все это нужно? Анна Ахматова в этом отношении не является исключением, и примером тому служит цикл из 10 произведений, объединенных общим названием «Тайны ремесла».

Стихи, вошедшие в него, были созданы в период с 1936 по 1960 годы. Среди них есть посвящение Осипу Мандельштаму, обращение к капризной Музе и к не менее капризному читателю. Особняком в цикле стоит стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», в котором поэтесса рассказывает о своих принципах при работе над произведениями.

Анна Ахматова подчеркивает, что в своем творчестве весьма далека от общепринятых канонов, хотя на самом деле это далеко не так. Тем не менее, автор утверждает, что ей чужды оды и элегии, высокопарный стиль, размеренность и изящество.

«По мне, в стихах все быть должно некстати, не так, как у людей», — отмечает Анна Ахматова.

Это – ее принципиальная позиция, которая основана на желании выделиться из толпы и доказать, что существует женская поэзия, которая может быть чувственной, остроумной, лишенной штампов и заезженных речевых оборотов.

Еще одним важным моментом поэтесса считает мотивы, которые побуждают ее к творчеству. Ей не нужно создавать какую-то особую обстановку, чтобы писать стихи. Они, по утверждению поэтессы, растут из сора, «не ведая стыда».

Это означает, что любая мелочь, упущенная из виду матерым и признанным автором. Может стать поводом для того, чтобы из-под пера Ахматовой появился на свет маленький шедевр.

Сама поэтесса нисколько этого не смущается, а, наоборот, подчеркивает, что ее стихи чем-то походи на сорняки – одуванчик, лопухи и лебеду.

Таинство рождения нового произведения Ахматова тщательно скрывает от читателей, считая, что посвящать кого бы то ни было в этот процесс попросту не имеет права. Однако она умелыми штрихами обрисовывает обстановку, в которой привыкла работать – «сердитый окрик», дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене…».

Этот мир привычен и понятен Ахматовой, но он не имеет ничего общего с тем, чем наполнены ее стихи. Они – отображение ее внутренней жизни, богатой и насыщенной, которая, безусловно, тесно связана с повседневностью.

Но серость будней очень редко проникает в этот таинственный мир, где «стих уже звучит, задорен, нежен на радость вам и мне».

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_akhmatovoj_mne_ni_k_chemu_odicheskie_rati/2015-08-08-1121

Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати» Ахматовой

Пропустить и перейти к содержимому

«Златоустая Анна Всея Руси» стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знамением своего века.

«Меня, как реку, суровая эпоха повернула», — писала Ахматова, имея в виду и жизненный свой путь и — неотделимый от него — путь литературный.

Поэзия Ахматовой стала своего рода мостом, проложенным от классики девятнадцатого столетия к нашим дням.

Ахматова — одна из немногих поэтесс, потому что почти все считали, что «быть поэтом женщине нелепость». Этой точки зрения придерживался и муж Ахматовой Николай Гумилев.

Но ведь талант не смотрит, кто ты — мужчина или женщина, — а просто находит себе «приют» у человека, который сможет донести до читателя все переживания, свои и всей страны, чувства, человека, который сможет осознать предназначение этого дара.

Пала седьмая завеса тумана, — Та, за которой приходит весна. —

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

— это эпиграф к циклу «Тайны ремесла». Этот цикл показал, что для Ахматовой творчество неотделимо от жизни: без жизни, важным проявлением которой является любовь, не было бы и поэзии. Любовь — чувство, рожденное самой жизнью.

В свою очередь процесс творчества приравнивается к процессам, что происходит в жизни, в природе. Обязанность поэта не выдумывать, а просто, расслышав песню времени, записать ее.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати» помогает разобраться в том, что делается и сделано жизнью:

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Этот «сор» становится благотворной почвой для «созревания» истиной поэзии, которая поднимает с собой человека…

Не знаю почему, но, когда я читала это стихотворение, то представила старый покосившийся домик, вокруг которого стоит такой же ветхий заборчик. Но он, забор, мало виден из-за лопухов. Рядом с домом, громко смеясь, бегают веселые дети.

Родители окрикивают их, просят не шуметь, а ребята не слушают, смеясь все громче. Как не странно, дети среди этого «захолустья» там, где все так ветхо, но мило сердцу, вырастут замечательными людьми.

То же происходит и со стихами: они рождены из сора, но выращены на свежем запахе дегтя:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий Таинственная плесень на стене… И сих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Изобразительно-выразительные средства-тропы увеличивают эстетическое воздействие на читателя, подчеркивают великолепие языка.

С помощью олицетворений Ахматова наиболее точно смогла показать, как рождаются, «растут стихи»: их не надо выдумывать, а надо только, расслышав, записать, и только тогда они будут песней литься для людей ( «стих звучит» ).

Понять, что Ахматовой дороже стихи, рожденные хоть и из сора, но радующие сердце, потому что и запах дегтя, и плесень на стене напоминают о чем-то личном, таинственном, помогают эпитеты (одические рати, элегические затеи, сердитый окрик, запах свежий, таинственная плесень).

Мелодичность, выразительность стихотворению придает перекрестная рифма:

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей По мне, в стихах все быть должно некстати

Не так, как у людей.

Характерной стилистической фигурой такой, как бессоюзие, которое присутствует в третьей строфе, Ахматова показывает мимолетный миг рождения стиха. Этот миг можно утратить, но если этого не случится, то стихотворение, навеянное самой жизнью, будет радовать задором и нежностью.

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой она оправдывала строки стихотворения, написанные еще в 1922 году:

Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья,

Ведь все равно я с вами до конца.

Источник: https://sochinyalka.ru/2018/03/analiz-stihotvoreniya-mne-ni-k-chemu-odicheskie-rati-ahmatovoj.html

Мне никчему одические рати. Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати» Ахматовой. Другие сочинения по этому произведению

Мне ни к чему одические рати.. – стихотворения из зрелой части творчества Ахматовой.

Поэтесса включила данное произведение в цикл под названием Тайны ремесла, суть содержания которого, пожалуй, не следует разъяснять, оно соответствует своему названию.

Анна Андреевна делится своими мыслями относительно творческого процесса, собственного положения в поэтическом мире и других аспектов.

Есть такое выражение о розах для которых требуется навоз чтобы вырасти. На самом деле в этом заключается не только биологический факт, но и довольно красивая метафора, которая применима ко многим феноменам этого мира, в том числе и к созданию стихов. Ведь художнику, как известно, нужно страдать, художнику нужно увидеть грязь, чтобы иметь возможность создать чистую красоту.

Об этом пишет и поэтесса «когда б вы знали, из какого сора», рассказывая о возникновении стихов, которые тоже появляются на почве совершенно непривлекательных феноменов.

Тем не менее, стихи растут вопреки всему и «не ведая стыда», то есть в каком-то смысле они беспристрастны и настоящие стихи, по мнению Ахматовой, вероятно чужды таким чувствам как стыд, они появятся всегда также естественно как растения на земле.

В заключительной строчке поэтесса указывает на возможный вариант создания стиха. Существенного значения детали тут не имеют «окрик», «дегтя запах свежий» и расположившаяся на стене «таинственная плесень» — только часть мира, невольные детальки, из которых поэт складывает свою очередную мозаику. При этом поэт пользуется, так сказать, подручными средствами, то есть миром, который ему дан.

Как известно, бренный мир далек от идеала, во многих смыслах и художнику ничего не остается, кроме как пользоваться этой данностью, не задумываясь «из какого сора» он сочиняет очередное свидетельство красоты и гармонии.

Хотя, если смотреть на слова самой Ахматовой, то она придерживается оригинального мнения, в буквальном смысле.

Поэтесса считает нужным писать такие стихи, где все «не так, как у людей» и предлагает отказаться от каких-то закостенелых шаблонов и форм в пользу создания чего-то действительно ценного.

Вариант 2

В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос “для чего и кого все это нужно”.

Анна Ахматова не стала исключением, и тема назначения поэта и поэзии стала одной из центральных в ее творчестве. Доказательством этого служит создание целого сборника стихотворений на данную тематику “Тайны ремесла”. Эти стихи, создавались Ахматовой на протяжении многих лет.

Читайте также:  Путешествие нильса с дикими гусями - краткое содержание повести лагерлёфа

Некоторые из них были посвящены Музе и Мандельштаму, остальные же были написаны для простого читателя.

Стихотворение “Мне ни к чему одические рати” было написано в 1940 году. Впервые оно было опубликовано в этом же году в журнале “Звезда”. Этот период был очень удачным в жизни поэтессы. Советская власть разрешила ей опубликовать сборник “Из шести книг”. Вскоре Ахматову приняли в Союз писателей.

В стихотворении “Мне не нужны одические рати” поэтесса рассуждает о принципах, которым следует во время создания произведения. Она подчеркивает, что не нужно следовать общепринятым канонам, создание стихотворения лучше всего делать максимально естественно.

Автору чужд высокий стиль, оды и элегии. Возможно, это связано с тем, что Ахматова желает подчеркнуть своеобразность женской поэзии, которой по ее мнению свойственна сильная чувствительность и отсутствие в речи заезженных фраз и оборотов.

Также не менее важным для Ахматовой является возникновение стихотворения из повседневных вещей, которые она называет сором. Важно уделять большое внимание мелочам, и тогда результатом творения станет истинный шедевр, который принесет радость читателю.

Стихи должны отражать внутренний мир автора, поэтому его жизнь должна быть насыщенной и духовно богатой.

Лирическим героем является сама поэтесса, которая рассуждает на тему своего творчества. Стихотворение написано ямбом. Рифмовка — перекрестная с сочетание мужской и женской рифмы.

В стихотворении используется множество средств художественной выразительности: метафоры(одические рати, элегических затей), эпитеты(стих задорен, нежен), сравнения(как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда).

Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Блока Осенний день
    Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо
  • Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова
    Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое
  • Анализ стихотворения Русь советская Есенин
    Стихотворение Есенина «Русь Советская» было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации
  • Анализ стихотворения Кот поет, глаза прищуря Фета
    Стихотворение А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» написано в 1843 году и названо по первой строке. От прочтения стиха веет теплом, уютом, спокойствием.

* * *
I don»t need to make an elevated ode
And elegies you»ll not find in my lists.
I think, in poems all should be misplaced,

Not as among people it exists.

  • And if you only knew from what plain trifles
    The poems grow without any shame —
    It may be just some yellow dandelions
  • Or burdocks, goosefoot, cane,

An angry shout, a tar fresh smell,
Mysterious mould on a wall or tree…
And a verse sounds — so joyful, gentle,

  1. To the delight of you and me.
  2. * * *
    Мне ни к чему одические рати
    И прелесть элегических затей.
    По мне, в стихах все быть должно некстати,
  3. Не так, как у людей.
  4. Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда,
    Как желтый одуванчик у забора,
  5. Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Как писать стихи? С одной стороны, предстает недосягаемое величие, с другой — непостижимая тайна. Мне казалось, что объяснить секрет поэтического творчества невозможно. Ни великий А.С. Пушкин, ни чувственный А.А. Фет не смогли раскрыть мне этой загадки. В свою мастерскую впустила лишь ’ А.А. Ахматова. . просто, как она умеет, рассказав о сложном умении творить «на радость вам и мне».

В стихотворении «Мне ни к чему одические рати», написанном:в 1940 году зрелым поэтом, создается удивительный образ ни на что не похожей ахматовской поэзии. Какова же она?

В самом начале поэтесса определяет жанровое своеобразие своей лирика:

Мне ни к.чему одические рати.И прелесть элегических страстей.Ни бравурности од, ни туманности элегий не терпят стихи А.А. Ахматовой. Простота — вот правило ее поэзии, и еще в ней «все быть должно некстати», «не так, как у людей)?.

Поэзия не пересказ жизни, не документ, это ее отражение, эхо, которое способен озвучить не каждый. У А.А. Ахматовой есть такой дар. Голос поэтессы «звучит, задорен, нежен».

Анна Андреевна ни разу в стихотворений не говорит о гениальности, таланте, даже способностях. Она выполняет работу, хорошо зная и шобя сйое ремесло, недаром сборник так и называется «Тайны ремесла».В произведении eсть невольное обращение к читателям, которое и становится той заветной дверью в святая святых мастера:

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.А.А. Ахматова разрушает иллюзию о необычности, величии поэтического «материала». Он прост, но лишь единицы способны взрастить из «сора» стихи, только под их пером оживают:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,Таинственная плесень на стене…Мир простых, обыденных, даже примитивных вещей становится красочным и прекрасным, а предметы — музами. Сама же поэтесса уже не ремесленник, она настоящий мастер.

Созданию образа поэзии способствуют употребленные здесь выразительные средства. Важная роль принадлежит сравнениям: и олицетворениям, ведь поэзия должна жить. Стихи А.А. Ахматовой «растут», «не ведая стыда»:

Как желтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.

В последней строфе особое значение приобретают эпитеты («сердитый», «свежий», «таинственная»). Они как нельзя лучше характеризуют «материал» поэзии: «окрик», «плесень». Происходит движение от малого к большому: от запаха, звука, ощущения к созданию законченного произведения.

Лаконичность, подчеркнутая сдержанность стихотворения как бы утверждают важность темы. Отсутствие вычурности, строгость создаются благодаря своеобразию синтаксиса. Из пяти предложений стихотворения три — односоставные.

Безличные предложения придают обобщенность сказанному, расширяют тему; назывные — делают произведение предметным. И те и другие служат созданию картины творческого процесса.

Все в нем просто и сложно одновременно, а результат должен радовать не только читателя, но и самого автора. Тогда это уже ремесло, это настоящее искусство.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», являясь центральным в сборнике «Тайны ремесла», подводит определенный итог всему ранее написанному по данной теме и в то же время служит отправной точкой для последующих творений.

«Мне ни к чему одические рати…» — программное стихотворение Ахматовой . Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим литературным деятелям и поэзии вообще.

История создания

Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл «Тайны ремесла». Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, каждое из которых посвящено теме поэта и поэзии. Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» впервые напечатал журнал «Звезда» в номере 3/4 за 1940 год.

Период написания этого произведения – относительно светлое время в жизни Ахматовой. В конце 1939 года советская власть начала благоволить ей. Поэтессе поступило предложение о подготовке к печати книг для двух издательств.

Кроме того, ее приняли в Союз писателей, опубликовали сборник «Из шести книг», стихотворения Анны Андреевны стали появляться в журналах «Звезда», «Ленинград» и «Литературный современник».

Лирический герой

В стихотворении «Мне не нужны одические рати…» лирический герой – поэт, рассуждающий на тему творчества. Он провозглашает отказ от написания произведений, имеющих к реальной жизни опосредованное отношение. Его не прельщает перспектива создавать оды и элегии.

«Сор» обыденности – вот материал, из которого должны рождаться стихотворения. При этом в готовых произведениях нет места ничему лишнему, их отличает изысканная простота. Важный момент – от занятий творчеством лирический герой получает неподдельное удовольствие, о чем свидетельствуют последние строки.

В них говорится, что стих звучит на радость не только читателю, но и самому поэту.

Тематика и сюжет

У стихотворения нет сюжета. В центре внимания – мысли лирического героя. Основная тема произведения – тема поэта и поэзии. Нередко стихотворение «Мне не нужны одические рати…» воспринимается как манифест Ахматовой.

В первую очередь вторая его строфа, где говорится о растущей из сора лирике. В качестве главного источника вдохновения поэта здесь заявлена простая жизнь, природа.

Чтобы в обыденности заметить поэзию, разглядеть красоту, необходим настоящий талант.

Некоторые исследователи склонны по-другому трактовать стихотворение Ахматовой. По их мнению, смысловая оригинальность произведения заключается в том, что с помощью него Анна Андреевна декларирует не возвращение к природе и не поиск вдохновения в повседневности, а предлагает обратиться к культуре.

Например, литературовед Роман Тименчик указывает на то, что пассаж про «таинственную плесень на стене», — отсылка к Леонардо да Винчи. Итальянский гений эпохи Возрождения призывал рассматривать «стены, запачканные разными пятнами» с целью увидеть там «подобие различных пейзажей».

Кроме того, другие исследователи находили в стихотворении «Мне не нужны одические рати…» отсылки к творчеству Пушкина и Кузмина.

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы встречаются как мужские, так и женские. В произведении много аллитераций на звонкие согласные. Среди них – «р», «з», «б».

В числе остальных средств художественной выразительности – сравнения (стихи растут, словно лопухи и лебеда), метафоры («одические рати»), эпитеты (стих «нежен» и «задорен»).

Благодаря выбранным тропам и отсутствию темных красок, стихотворение получилось ярким, светлым, жизнерадостным.

Литературное направление

В воспоминаниях Ахматова писала, что «в 1910 году явно обозначился кризис символизма». Из-за этого начинающим поэтам приходилось выбирать другие пути. Некоторые из них примыкали к футуристам, некоторые – к акмеистам. Анна Андреевна предпочла второй вариант. Акмеизм противопоставлял себя символизму.

В качестве основных целей его создатели обозначали изображение предметного мира, использование ярких и точных слов, а также отчетливых образов. С течением времени Ахматовой стало тесно в акмеистических рамках. Ее лирика начала развиваться в русле русской классической поэзии.

Так как стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» — образец зрелого творчества Анны Андреевны, то ни к какому литературному направлению оно не относится.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
Читайте также:  Анализ стихотворения собаке качалова есенин

А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…»

  • Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати,
  • Не так, как у людей.
  • Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда.
  • Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
  • 21 января 1940

Творчество А. Ахматовой – уникальное явление в русской поэзии. И хотя история знала немало поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать голосом своей эпохи, а затем перешагнуть через все временные рубежи. Лаконичные и внешне простые, ахматовские стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства.

После первой же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как гениальный художник женской любви во всех ее проявлениях.

Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой – в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А.

Ахматова не редко обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на очевидную в ее стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы во многом оригинален. Рассмотрим в этой связи стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»

Это небольшое стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл под названием «Тайны ремесла», создававшийся на протяжении нескольких лет. Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему…»

Источник: https://kollege.ru/sochineniya/mne-nikchemu-odicheskie-rati-analiz-stihotvoreniya-mne-ni-k-chemu.html

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…»

Трудно найти поэта, не написавшего хотя бы одного стихотворения о творчестве, о том таинственном мгновении, когда возникает звук, слово, стих.

Замечательная поэтесса Анна Андреевна Ахматова создала целый цикл стихотворений, который она назвала «Тайны ремесла».

Слово «ремесло» в его названии не случайно, оно говорит нам о том, что поэтическое творчество требует не только вдохновения, но и умения, знаний, упор­ного труда.

  • Перед тем как прочитать одно стихотворение из этого цикла вспомним, что ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою, а элегия – стихотворение лирическое, проникнутое грустью.
  • А теперь прочитаем:
  • Мне ни к чему одические рати
  • И прелесть элегических затей.
  • По мне, в стихах всё быть должно некстати,
  • Не так, как у людей.
  • Когда б вы знали, из какого сора
  • Растут стихи, не ведая стыда,
  • Как жёлтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда.
  • Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
  • Таинственная плесень на стене.
  • И стих уже звучит, задорен, нежен,
  • На радость вам и мне.
  • Пристальнее вглядимся и вдумаемся в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему считается, что создано оно мастером слова.

Сама тема как бы предполагает высокий строй мыслей, высокий слог. Действительно, в первой строке мы найдём и прилагательное «одические», и устаревшее слово «рать». Можно считать, что это дань традиции, если бы не начало: «Мне ни к чему.».

А дальше автор снижает стиль, и каждая строчка – как ступенька: во второй строке слова книжные, но более привычные – «прелесть», «затей». А дальше идут совсем разговорные слова: «по мне», «некстати», «не так, как у людей».

Обратите внимание на последнюю строку: в ней всего шесть слогов и два ударения (в предыдущей 11 слогов и 4 ударения). По законам стиха время звучания каждой из строк должно быть одинаковым.

Поэтому последняя, короткая строчка должна читаться медленнее, чем предыдущая, она как бы останавливает нас и заставляет задуматься. Так первая строфа уже подготовила нас к тому, что скажет А. Ахматова о своих стихах: мы уже спустились с одических высот к простой, обыденной жизни.

Следующая строфа эту тему продолжает и раскрывает: здесь появляются и вовсе уж низкие слова: «сор», «стыд», «забор», «лопухи», «лебеда». Действительно, совсем не похоже ни на оду, ни на элегию. Зато какой тёплый и живой образ стихов: они растут – не сочиняются, не создаются, не возникают, а растут – как всё живое. И растут – везде.

Всё в жизни достойно стихов, всё в жизни рождает стихи. А как плавно, мягко звучит последняя (тоже короткая) строка – «как лопухи и лебеда». Она заставляет нас забыть, что речь идёт о сорняках (ведь лопухи и лебеда сорняки только там, где они мешают), она скорее напоминает, как прекрасны вырезные листочки лебеды с серебряным налетом.

Последняя строфа утверждает нас в уверенности, что мы правильно поняли автора. Его мысль выражается здесь ещё резче, решительнее, и эта резкость подчёркнута контрастом с последней строчкой предыдущей строфы: в стихотворение врываются звуки и запахи жизни – отнюдь не приятные, отнюдь не сладкие: «Сердитый окрик, дёгтя запах свежий.

» Заметьте, как меняется весь звуковой строй: ни одного л, зато с, р, д, к, х, ж. А дальше такое «низкое», такое «непоэтическое» слово – «плесень»! Но не пропустите очень важный эпитет при нём – «таинственная».

Что может быть таинственного в плесени? А вы подумайте: разве не удивительно, что плесень растёт и живёт там, где, казалось бы, ничто жить не может, – на голой каменной стене. Тайна жизни везде, где есть живое.

Теперь мы уже понимаем, что питает творчество поэта, как прекрасные строки вы­растают из жизни обыденной и вроде бы неинтересной (так и художник раскрывает нам прелесть привычного пейзажа).

Естественно и просто звучат две последние строки: «И стих уже звучит, задорен, нежен (сколько здесь звонких, радостных согласных!), На радость вам и мне» – а здесь и цель, и смысл, и результат творчества. Здесь появляемся и мы, читатели, – потому что мы очень нужны поэту.

А нам нужно научиться вчитываться в его стихи, чтобы в двенадцати коротких строчках увидеть целый поэтический манифест и понять, с каким совершенным мастерством он воплощён в слове.

Послушайте, как А. А. Ахматова читает это стихотворение. Через год, через много лет, перечитывая его, вы найдёте в нём новые для себя мысли и новые краски.

Источник: «Русский язык в школе». – 1989. – № 2.

Источник: https://multiurok.ru/blog/a-a-akhmatova-mnie-ni-k-chiemu-odichieskiie-rati.html

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», написанное в 1940 году, является одним из центральных в программном цикле «Тайны ремесла». Оно принадлежит руке уже зрелой поэтессы Анны Ахматовой, обдумывающей свой художественный опыт.     Стихотворение нельзя отнести к лирике интимно-психологического ряда.

Здесь мы не найдем сюжета, противостояния героев («я» и «он»), здесь нет описания случая, конкретной ситуации, действия, выстраивающихся в картину реального душевного движения, неповторимого жизненного конфликта. Все это присутствует в ее ранних стихотворениях, таких, как «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…» и другие.

Здесь же мысль подталкивается образом, а образ рождает мысль, которая заключается в том, что не «одические рати», не «элегические затеи» важны для поэта. Стихотворение возникает не из желания что-либо написать, а из особого и единственного человеческого опыта. Поводом к его созданию часто бывает не то, что известно всем, а то, что выявляется из прозы жизни «некстати».

Поэт преодолевает «неэстетизм» обыденных вещей для того, чтобы стих зазвучал задорно, радостно и нежно, возвышая душу и поэта, и читателя.     Образы природы помогают А.А. Ахматовой раскрыть эту мысль.

«Одическим ратям» и «элегическим затеям» противопоставляет она «сор», из которого растут стихи: «желтый одуванчик у забора», «лопухи и лебеда», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене».

    Природа предстает перед нами естественной, реалистичной, но это отнюдь не означает, что Ахматова тем самым пытается противопоставить свое творчество вкусам эстетствующей публики.

Эти образы лишь помогают понять ее поэтическую позицию, которая состоит в тесном соединении душевного мира поэта и окружающей его реальности.

Используя их, Ахматова показывает как действительность врывается в ее жизнь и какую радость ей это приносит.

    Этим стихотворением поэтесса доказывает ошибочность мнения тех, кто считал ее поэзию неотделимой от сферы интимных переживаний. Отдельность, замкнутость стихотворения «Мне ни к чему одические рати» несет в себе энергию, активизирующую весь образный строй поэзии Ахматовой. Еще в первой книге «Вечер» ее привлек и «душный запах дегтя» и «запах теплый мертвой лебеды», еще в «Четках» она прислушивалась, как «шуршат в овраге лопухи». Теперь все эти нити сведены в одно трехстрофное стихотворение, приобретшее необыкновенную образную плотность. Ахматова достигает этого логично и четко подобранными перечислительными фразами:     Как желтый одуванчик у забора,     Как лопухи и лебеда.     ….     Сердитый окрик, дегтя запах свежий,     Таинственная плесень на стене…     Образы природы создаются, как мы видим в приведенных выше строчках, с помощью нескольких существительных с эпитетами, что позволяет нашему воображению живо воссоздавать эти картины: запах «свежий», окрик «сердитый», плесень «таинственная».     Стихотворение представляет собой монолог поэтессы, содержащий логически выдержанные простые и сложные предложения с несложным пунктуационным оформлением. Это дает возможность следить за развитием мысли Ахматовой. Укороченная строка в конце каждой строфы создает особый ритм стиха, позволяющий понять, на какую мысль хочет обратить внимание автор, что для него важно.     Последняя строка стихотворения «… На радость вам и мне» проясняет еще один мотив поэзии Ахматовой – мотив стремления к радости, переход трагизма в жизнелюбие, который проявился во многих ее стихотворениях.

    Для меня анализируемое произведение явилось, прежде всего, одним из ключей к пониманию многогранного поэтического мира Анны Андреевны Ахматовой.

Он беспрестанно завораживает и увлекает за собой в мир сложных душевных переживаний, выказанных через бытовые детали, которые в обычной жизни не имеют для нас, обывателей, никакой ценности. Они открываются лишь пытливому взору неоспоримых гениев, к которым, без сомнения, относится и Анна Ахматова.

Я не престаю восхищаться силе ее приверженности своему ремеслу и учиться у нее чуткому восприятию действительности, приносящему огромную радость.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/akhmatova-a-a/1223-stikhotvorenie-a-a-akhmatovoj-mne-ni-k-chemu-odicheskie-rati-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

Ссылка на основную публикацию